Тайны и мифы святых писаний Н-Зав. Гл. 7 разд. 2

        Раздел 2

   Знакомство со Святым
  градом и окрестностями

На интересующее нас время Иерусалим (Йерушала;(й)им) был на просторах великой империи, как утверждают историки четвертым по величине городом после самого Рима, Александрии и Антиохии. Если верить информации, приводимой Страбоном, то столица Иудеи имела в окружности более 50 стадий (География кн. XVI: 2.36). Это практически 10 км. Может по современным меркам и немного, но тогда… . Постоянно проживающих в пределах городских стен, было около 100 тысяч. Однако 3 раза в год эта цифра возрастала практически в 10 раз. Виновниками этого "демографического взрыва" были  паломники, приходившие к Храму на праздники обязательного посещения: Песах (Пасху), Шавуот (Пятидесятницу) и Суккот (Праздник Кущей). Да и постоянно сменяющие друг друга торговые караваны из Египта. Аравии, Африки и всего Ближневосточья. привлекали в город массу "заинтересованных лиц".

Прокормить местное население, а заодно разноязычных, пёстрых и громкоголосых гостей, были призваны многочисленные столичные рынки. Они, как правило, находились у ворот города на въезде с основных дорог. Птичий, скотный, зерновой и хлебный расположились у Яффских ворот. Монетный и рыбный, - рядом с Рыбными воротами. В Верхнем и Нижнем городе находились базары с соответствующими названиями. Главная улица, ведущая ко входу на Храмовую гору, также изобиловала разнокалиберными торговыми точками.

Всё вышеописанное, располагалось на южных отрогах Иудейских гор, имеющих превышение 650 - 840 м над уровнем моря. Город был окружен сухими руслами рек (вади), которые при осадках на короткое время приобретали некое подобие журчащих проток. Для нас важна долина Кедрон, которая с восточной стороны отделяла городские стены от Елеонской или по-другому Масличной горы. На склонах данной возвышенности находилось селение Гефсимания. В оливковых садах его окружавших, любил бывать Христос со своими учениками. Именно там, полнолунной ночью 15-го числа месяца Нисана Он и был арестован.

Всех организованных туристов при ознакомлении с достопримечательностями столицы Израиля, непременно привезут на окраину квартала Рамат Шарет, где в конце улиц Узиэль и Незер Давид находиться гостиница "Холи Ленд". Но прибудут они туда не с целью расселения, а для обозрения одного очень интересного историко-архитек-
турного объекта. На территории данного отеля группа учёных Еврейского Университета под руководством профессора Ави Йона выполнила макет Иерусалима, существовавшего 2 000 лет назад.

На основании результатов археологических раскопок, дополненных описаниями города "от" Иосифа Флавия (Иудейская война) и Тацита (История), был составлен подробный план древней столицы. Затем из материалов, которые использовались при строительстве подлинных сооружений (известняк, мрамор, дерево, медь, железо) в масштабе 1:50 (1см = 2м) на свет появился прекрасный миниатюрный город. По мнению его создателей именно так выглядела их столица перед 1-ой Иудейской войной, начавшейся в 66 году нашей эры.

Насколько макет точен, однозначно сказать трудно. Основная "археологическая беда" Иерусалима заключена в том, что каждая из многочисленных религиозных общин там обитающих, имеет в своей собственности городские земли. За долгие исторические годы на этих территориях возвели огромное количество культовых сооружений. И практически все эти так сказать "ответственные квартиросъёмщики" иерусалимской земли не позволяют археологам "копаться", как в своих святынях, так и под ними. Поэтому создателям макета и пришлось в основном "перелопачивать" древние свитки. Нашедшиеся там сведения, явились основой для определения месторасположений основных объектов города и, что очень важно, -  конфигурации оборонительных стен различных исторических периодов.

Город и Храм за свои долгие "трудовые годы" не раз подвергались практически полному разрушению. Первыми и довольно основательно к этому делу в 586 году (до н.э.) приложили руку войска Навуходоносора. Через 50 лет пленения, возвратившийся с берегов Евфрата иудейский народ, заново отстроит свои город и святыню. Однако каждый входящий в силу правитель того региона, считал своим долгом при помощи "огня и меча", стать хозяином земли обетованной. В силу данных причин облику Иерусалиму сначала достанется от египетского фараона Птолемея I Сотера, а затем сирийского Антиоха V Евпатора. В 63 году (до н.э.) римские войска под предводительством Помпея после трёхмесячной осады возьмут штурмом иудейскую столицу. Практически через 100 лет, отстроенные Иродом Великим до небывалого великолепия город и Храм, будут по существу стёрты с лица земли. Об этом акте исторического вандализма, - подробнее.

Не дождавшись по "срокам Даниила" прихода Мессии Избавителя, посланного Небесами, народ нашёл достойных в своих рядах. Было поднято восстание, конечной целью которого являлось избавление от "плотной опеки" Рима. Началась "1-ая Иудейская война" 66 - 73 гг. Подавлением бунта занялись 4-ре легиона: 5, 10, 12 и 15. Три года неспешными военными действиями руководил Тит Флавий Веспасиан, ставший в 69-ом году императором. Покидая театр военных действий, он передал командование сыну и тоже Титу. Этот в отличие от отца повёл дела более активно.

На Пасху 70-го года началась плотная осада Иерусалима. По данным непосредственного участника тех событий Иосифа Флавия, столичное население в этот момент за счёт паломников составляло практически 1 миллион человек. Данный факт имел две стороны медали. Увеличение числа активно сражающихся, привело к сокращению сроков возможного сопротивления из-за ограниченных запасов продовольствия. Осада и бои за город длились пять месяцев. С самого начала основные военные действия сконцентрировались вокруг крепости Антония и Храма. Обороной этих важнейших объектов руководили Иоханан Гисхальский и Симон (Шимон) Бар-Гиор. С большими потерями римляне, в конце концов, овладели крепостью, примыкавшей с западной стороны практически вплотную к Храмовому комплексу. С этого момента судьба святыни была по существу решена. В ход пошли огнеметательные машины. Защитники Храма, сражались до конца. Когда пламя охватило здание, они предпочли огонь, но не позор плена и римские кресты.

Комплекс выгорал в течение 10 дней и затем подвергся полному разрушению. Место, где он находился, было распахано. Таким образом, Иерусалимский Храм № 2 (Зоровавеля), работы по реконструкции которого велись без малого почти век, являл народу своё новое и законченное великолепие всего 6 лет. И вот что поразительно, это произошло в тот же самый день, 9-го Ава по еврейскому календарю, в который вавилоняне сожгли Храм № 1 (Соломона).

После окончания 1-ой Иудейской войны Святой град начал хотя и медленно, но всё же отстраиваться. В 130 году император Адриан, как сейчас принято говорить, посетил Иерусалим "с рабочим визитом". Открывшаяся его взору печальная картина, произвела на императора удручающее впечатление. Было принято решение о возведении нового поселения, но уже в греческом стиле и под названием "Элия Капитолина". При этом интересы еврейского населения в плане веры и традиций, никого не интересовали. А зря. На второй год строительных работ произошло восстание под началом Бар Кохбы. Рим получил "2-ую Иудейскую войну", в результате которой город ненадолго перешёл под еврейскую юрисдикцию. Народ отложил на время мечи и копья, "засучил рукава" и взялся уничтожать римские новостройки. Вскорости Адриан подавил восстание и показал гордый характер. Всё, что ещё хоть как то возвышалось над землёй, было разрушено согласно лозунгу коммунистов "до основания, а затем…". А затем территорию перепахали и начали вновь, согласно планам императора, готовить под "греческую" застройку. В те времена Рим ещё умел и мог, не смотря ни на что, добиваться намеченного. Элия Капиталина была рождена из разбросанных камней исчезнувшего града Давида и Соломона и на его законном месте.

Теперь коротко о дальнейших архитектурно-исторических перипетиях Иудейской столицы. В V веке после распада Римской империи в земле обетованной начинается Византийский период. Город получает своё историческое имя и усиленно обзаводиться христианскими культовыми объектами. В 639 году у Иерусалима появляется новый хозяин в лице 2-го арабского халифа Омара (ибн аль Хаттаба). Все христианские святыни, кроме "храма Гроба Господня", превращаются в мечети, а город постепенно начинает приобретать мусульманский облик. В 1099 году участники 1-го крестового похода под предводительством Готфрида Бульонского отбили Иерусалим у последователей пророка Мухаммеда. На этот раз ему присваивается звание столицы "Иерусалимского королевства". Как сами понимаете, жизнь во всех её проявлениях снова начинает приобретать христианскую окраску. В 1187 году "город-королевство" получает новую вывеску, а заодно и архитектурный стиль. Его завоёвывает египетский султан Салах ад Дин и все церкви города, кроме храма Воскресения опять меняют на своих куполах кресты на "звёздочку с полумесяцем". В промежутке 1517 - 1917 гг. Иерусалим находится в составе Османской империи. Затем начинается "нефтяная эпоха" в истории Ближнего Востока. И хотя залежей углеводородов в земле обетованной не нашли, но новыми хозяевами Иерусалима становятся подданные Её Величества. Дальнейшая судьба Святого града, - на самоподготовку.

Теперь вы понимаете, что после такого богатого архитектурно-исторического наследия говорить о 100-процентной идентичности объекта, воссозданного в "масштабе 1:50" и "оригинала" не приходиться. Однако для решения наших "хронологических проблем", всё сотворённое еврейскими учёными, будет вполне приемлемым.

В начале раздела вашему вниманию представлен общий вид воссозданного города. Как вы видите, площадки для обозрения макета находятся выше плоскости его расположения. Условно говоря, дан вид "под углом сверху". И хотя Елеонскоя гора была практически одной высоты с крышей Храма, но будем считать, что группа туристов на ближнем плане находятся как раз на неё вершине. Именно такая прекрасная картина должна была открываться взору учеников Христа из садов селения Гефсимания.


Рецензии