Успехи советской разведки

НА СНИМКЕ: Росстйские генералы в эмиграции, 1921 г.


Начав работать руководителем РОВС, генерал Миллер сменил тактику работы генерала Кутепова. Он назвал мелкими булавочными уколами "бессистемные покушения, нападения на советские учреждения и поджог складов".

Миллер поставил перед РОВС стратегическую задачу: организацию и подготовку крупных выступлений против СССР. Особое внимание он уделил подготовке кадров для партизанской войны в случае начала иностранной интервенции против СССР. В Париже и Берлине им были созданы курсы по переподготовке офицеров РОВС и обучению военно-диверсионному делу молодежи из числа новых членов союза. Эти курсы возглавлял генерал Н.Н. Головин.

Естественно это вызывало тревогу и вызвало противодействие со стороны руководства СССР, поставившего задачу дезорганизовать деятельность РОВС.

Агентурная работа советской разведки в РОВС была весьма эффективной. В 1931–1934 годах были захвачены и обезврежены 17 террористов РОВС и НТСНП (Народно-трудовой союз нового поколения) и вскрыты 11 явочных пунктов.

Успехам советской разведки способствовали не только подслушивающие устройства в штабе РОВС. Среди членов этой организации имелось немало советских агентов. Самой яркой фигурой из них считается (хотя это и оспаривается, - об этом чуть позже) генерал Н.В. Скоблин, который вместе со своей женой знаменитой певицей Надеждой Плевицкой сотрудничал с советской разведкой с 1930 года.

Версия о сотрудничестве генерала Скоблина и певицы Плевицкой является широко распространённой, благодаря книге журналиста и писателя Гаспаряна, и чуть ли не официальной. Её я и  приведу в этом очерке.

По оценке ИНО ОГПУ Скоблин, занимал пост ближайшего помощника Миллера и отвечал за разведывательную работу. Будучи завербован, он стал одним из лучших источников, информируя ОГПУ о взаимоотношениях в руководящей верхушке РОВС, сообщая подробности о поездках Миллера в другие страны и помогая ликвидировать боевые кутеповские дружины. С его помощью были отвергнуты планы генералов Шатилова и Туркуля о создании в РОВС террористического ядра для использования на территории СССР.

Контроль донесений Скоблина осуществлялся через уже знакомое нам подслушивающее устройство "Петьку", установленное под кабинетом С.Н. Третьякова. Подслушанные разговоры подтверждали добросовестность Скоблина.

Продолжение следует: http://proza.ru/2014/10/25/70


Рецензии