Патайа Part 4 Все уступают всем

Улыбки, любовь к детям, еда - это первые главные впечатления от Тайланда, но больше всего накрыло меня совсем не это, на 4 место впечатлений я поставлю дорожное движение в Тайланде. Причем накрыло меня так, как давно не накрывало, и это были не наркотики и не алкоголь, а главное правило дорожного движения Тайланда, которое я сформулировал для себя так: “Все уступают всем. Относись бережно к своей жизни и жизни других.”.
Я водитель с большим стажем, в юности работал около трех лет на грузовых машинах, Краз, Камаз, МАЗ. Пол года таксовал на служебной машине в Екатеринбурге. На моем счету есть даже маршрут Владивосток-Магнитогорск длинною 8000 км. Легковая машина или мотоцикл практически всегда присутствуют в моей жизни. Сдавал на водительское удостоверение семь раз в Украине (но это другая история))), два раза в России и один раз в Патайе, и естественно помню все впечатления и сравниваю их.
Все знают эту заморочку с получением медицинской справки на управление транспортным средством? Так вот для тех кто не знает: это бестолковая беготня по разным медицинским кабинетам, стояние в очередях, сбор подписей, а в Белорецке еще и поход в другую больницу за справкой ПНД, и все это “удовольствие” всего за примерно 1000 рублей. Сейчас я живу в Магнитогорске, и скопировал на первом попавшемся форуме отзыв о медкомиссии на получение мед справки который очень точно отражает всю эпичность и маразм этого мероприятия:
“Сначала пошла медкомиссию проходить на Жукова, 3 (Океан Здоровья). Там принимают с 18 до 19 пн, ср, чт. Во время медкомиссии там же можно пройти нарколога, а психиатра все равно отдельно. Стоит 550 + 200 нарколог (+200 психиатр). Народу тьма, администраторы замученные, душно, окон нет, помещение маленькое. Не осилила даже регистратуру. В эти же кабинеты, как я поняла, параллельно с очередью человек в 30, а то и 50 приходят люди на прием по записи. Вторая попытка - поликлиника №9 - медкомиссия с 13 до 14 пн-пт. Стоимость 570 р. Уложилась, прошла все за час, народу не очень много, проходить без очереди (но очередь из таких же как я небольшая все равно была). Вообще всё прошла минут за 20 с учетом пробежек по коридору, а остальное время стояла в очередь к неврологу. Так как принимали пациентов основных - по талону. В тот же день успела проехать до нарколога (Фадеева, 22-200р) и к психиатру (Коробова, 4-200 р). И там, и там очередей не было вообще. На следующий день к 13 ч подошла снова в поликлинику для завершения комиссии - к терапевту, это заняло минут 10.”
В Украине все было примерно то же самое.А в Патайе все произошло совершенно по другому. Я захожу в клинику, кроме меня в холле еще 1 человек, подхожу стойке и говорю симпатичной чернокожей девушке за стойкой регистратуры на своем “безупречно” изломанном английском “Medical certificate, driver's license” - “Медицинская справка, водительское удостоверение”. Она улыбается и говорит: оплатите 200 бат (рублей), я отдаю деньги, она предлагает мне присесть и подождать “Sit down please, one minute”. Так вот, минуты не прошло). Открывается одна из дверей, выходит доктор, такой как в сериалах про докторов - седой, в идеально белом халате (я потом узнал он француз и владелец этой клиники) и произносит: “Mr. Leontiev””Мистер Леонтьев” и смотрит на меня и улыбается! Прохожу в кабинет и у нас происходит следующий диалог:

“У вас есть российское водительское удостоверение?”
“Yes!!”
Улыбается - “Этот вопрос, просто формальность.”

Все. Он ставит подпись и печать на бланке формата А4, сворачивает его ровно втрое, вкладывает в конверт и вручает мне, протягивает руку для рукопожатия, мы прощаемся и я выхожу из кабинета с медицинской справкой, представляешь в каком состоянии?? Две минуты, 200 бат, улыбающийся владелец клиники пожимающий мне руку. Блин, опять: “Это сон, чудесный сон”.
На самом деле, получение водительских прав в Патайе совсем не обязательный квест, каждый раз когда тебя останавливают без прав, просто отдаешь 400-500 рублей (как договоришься). Но учитывая что водительское удостоверение обошлось мне всего в 1000 рублей (вместе с медкомиссией), а останавливали меня за месяц восемь раз, он стоит того чтобы его пройти. А, и насколько я понял штрафуют только за 2 вещи, если ты едешь без шлема (причем это относиться только к иностранцам), и если у тебя нет прав (имхо тоже только к иностранцам относится).
Обучение на водительское удостоверение происходит так, заходишь, отдаешь справку и ксерокопию загранника, оплачиваешь около 200 бат и тебя проводят в класс, где ты два часа смотришь видеофильм на английском языке по дорожным правилам Тайланда. Нифига не понятно, но тайцы, там на этом видео, вообще прикольные) Как комедию смотрел) Только замерз из-за кондиционера. Все, обучение пройдено. Дальше тебя приглашают на стенд проверки глазомера, дальтонизма и реакции. Задача совместить два цилиндрика, нажать на педаль когда загорится красный свет, и ответить на какой цвет показывают указкой “Red, Yellow, Green”. 20 минут на все про все. Тайцы, местные проходят везде без очереди, сперва тайцы потом иностранцы. Думаю это весьма разумно, и с их улыбками и вежливостью это совсем не парит. Их страна, их правила.
Дальше ответы на вопросы, на компьютере, 30 вопросов - 4 варианта ответа на каждый. Для получения прав на байк надо ответить правильно на 23, на автомобиль 27. Главное отличие правил от российских - нельзя разворачиваться на перекрестке, движение там левостороннее и знаки на которых черт знает что написано на тайском языке. На сдачу экзамена у тебя две попытки в день. Езди хоть каждый день, бесплатно, и сдавай по две попытки. Я сдал с седьмой попытки. За четыре дня. Ездил в школу, где сдавал экзамен, на байке без прав. За эти четыре дня меня два раза раза останавливали для проверки документов, 1 раз мы долго улыбались друг другу, я предъявлял справку о том что я вчера не сдал экзамен по вождению, а он улыбался и что то мне говорил) потом отпустил без штрафа, На следующий день в том же месте остановил другой полицейский, и недолго улыбаясь оштрафовал меня на 400 бат. Все полицейские там как с картинки, подтянутые, множество нашивок, улыбчивые и серьезные одновременно. Когда я получил права, с седьмой попытки ответив на 27 вопросов правильно (хватило бы даже на автомобильные права), и ехал домой, меня опять остановили там же, видели бы вы мою улыбку и улыбку полицейского когда я достал новенькое водительское удостоверение и показывал пальцем что я их получил только что!)
Ну и собственно я подошел к этому СОБЫТИЮ, ощущению и пониманию того что если соблюдать главное правило Тайского дорожного движения, то мед справка и обучение действительно не более чем формальность: “Все уступают всем. Относись бережно к своей жизни и жизни других”. Да, там не штрафуют за то что ты проедешь на красный, одновременно на светофоре останавливаются машины а сквозь них всегда пробираются вперед десятки и сотни байкеров и первыми стартуют до следующего светофора, даже можешь ехать по встречке ради бога, но все соблюдают главное правило. И там никто не сигналит от злобы, нервов, несправедливости и от того что кто то не соблюдает скоростной режим или тупит. За месяц, ни на одном перекрестке я не слышал чтобы кто то сигналил или орал. Хотя тупил сам первые дни жестко (левостороннее движение, необычные разъезды на светофорах), и даже зацеплял зеркало джипа своим зеркалом по неопытности. Ноль реакции. Посигналить могут только чтобы предупредить о опасности. За месяц я видел (точнее слышал) только одну аварию, учитывая что в день я накатывал до трехсот километров на мотоцикле. Это все происходит не в маленькой, тихой деревушке, а в городе в котором в туристический сезон население вырастает до миллиона.
Так вот, вечером, перед (как я узнал позже) последним моим днем обучения на водительское удостоверение, я сидел на балконе номера и наблюдал как внизу на равнозначном перекрестке разъезжаются тайские авто и мото. Я начал осознавать это их главное правило, я жил далеко от моря, не в туристическом районе, и внизу на перекрестке были только тайские водители. Около часа наблюдал за ними: “Все уступали всем!” и никто, ни разу, не посигналил. Утром в 10 часов, я двинулся в автошколу для того чтобы успешно сдать экзамен с первой попытки и получить водительские права. Выехал на улицу Байпас, и проехал 4 перекрестка, и все на этих перекрестках происходило одинаков и по разному одновременно. Одновременно все транспортные средства сбавляли скорость, и как только кто то видел (чувствовал) что при этом одновременном торможении кто то получил, чуть-чуть большее преимущество, происходил разъезд машин и мотоциклов. Все были равны: мотоциклы, огромные джипы, грузовики, крутые тачки и автостарье. И вот тут, на четвертом перекрестке, когда я разъехался с двумя джипами, двумя байками и грузовиком, меня накрыло. Меня накрыло состояние нереальной эйфории от полного осознания главного дорожного правила Тайланда, и остро й боли, от того что я не могу понять почему это правило не работает на дорогах в России, я остановился, я не мог ехать, у меня тряслись руки, слезы из глаз просто хлынули ручьем. Я стоял и ревел блин 2 минуты. От этого нереального чувства: “Все уступают всем. Относись бережно к своей жизни и жизни других.”.

Продолжение, в котором я расскажу о природе Тайланда, песнях и немного о туристах, следует...


Рецензии