Наказание

                Наказание

 образ Бланш в пьесе Теннесси Уильямса "Трамвай "Желание"

Теннесси Уильямс был нетрадиционной ориентации, но прославили его творчество именно яркие женские образы. Он описывал женщин с огромной симпатией, пониманием, сочувствием. Лаура, Мэгги, Бланш, да та же Аманда – являлись ли они его любимыми героинями? Кто знает?.. Мне кажется, если зрители прониклись их чувствами, они не могли к ним не привязаться.

В биографиях Бланш и Мэгги из «Кошки на раскаленной крыше» сравнения просто напрашиваются. Когда я писала статью о Мэгги «Очарование побежденных», мне хотелось упомянуть Бланш, но я решила, что она заслуживает отдельного анализа.

Мэгги и Бланш совершают один и тот же проступок. Как его можно назвать – ошибкой, грехом, преступлением? Но он приводит к смерти другого человека. Причем – не случайной смерти. Самоубийству. И получается так, что их дальнейшая жизнь – это расплата. Наказание. Возможно, слишком жестокое и непомерное. Потому что у этих женщин не было злого умысла, они не предполагали, к чему приведет их поведение, какой результат дадут случайно вырвавшиеся слова. Но они себя ощущают убийцами, и окружающие не дают им забыть о том, что случилось. Хотя в случае Бланш это происходит не намеренно, просто жизнь повернулась к ней другой стороной.

Автор сочувствует гомосексуалистам – им трудно жить в обществе, которое их отвергает. В то время не считали, что гомосексуализм – разновидность нормы. Отношение к этому было как к тяжкому греху или болезни, которую надо лечить. Гей – это позор семьи. Такому лучше вообще не родиться, не жить.

Бланш столкнулась с этой проблемой, будучи в абсолютном неведении. Американский Юг – среда консервативная. Девушки в таких семьях росли наивными. Она, будучи молодой здоровой, полной сил, влюбляется в прекрасного, как ей кажется, юношу. Но при этом чувствует: с ним что-то не так. Он отличается от других. Что-то его мучает, не дает покоя, он не знает, как жить, не вписывается в окружающий мир. Она выходит за него замуж. И застает его с другом. В этот момент ей все становится ясно.

Как ей поступить? Забыть о себе, сделать вид, что на все закрыла глаза, предоставить ему возможность тайно жить так, как он хочет, изображая видимость супружеских отношений? То есть – согласиться на фиктивный брак, потому что его бы это могло устроить. Так он избежал бы явного осуждения окружающих и жил бы в подобии согласия с собой. Делал вид, что он такой, как все. И, возможно, о нем и ходили бы слухи, но они не разрушили бы его жизнь. Такой вариант был бы возможен, если бы Бланш в тот момент не была пылко влюбленной юной особой. Для брака-сделки нужны спокойные дружеские отношения. Но девушка ее возраста и темперамента была не способна все трезво обдумать. Она пришла в ярость и под влиянием эмоций наговорила ему такого, что он схватился за пистолет. Дала понять, что она все видела. И он ей теперь отвратителен.

Какие чувства этот юноша испытывал к Бланш? Была ли она ему дорога? Мог ли он сам разобраться в себе? Не тянуло ли его одновременно и к ней, и к другу? Такое тоже бывает… Но получилось так, что она не протянула ему руку помощи, а довела до отчаяния, став невольной причиной его смерти.

Так же было и с Мэгги, которая растоптала нежную душу гомосексуалиста, правда, та не была так наивна и вела себя в какой-то мере осознанно, хотя опять же – о смерти того человека и не помышляла, такого она никогда не желала ему.

Дальнейшая жизнь Бланш – это саморазрушение, медленное движение по наклонной плоскости. Юная цветущая красавица постепенно превращается в жалкое издерганное нервное существо, которое ничего, кроме сочувствия, уже не вызывает. Семья разорилась. Она выпивает. Вынужденная преподавать, тянется к своим молодым ученикам, ища сходство с погибшим возлюбленным, как будто снова пытаясь его обрести. Она всю жизнь его любит. И думает: а может быть, я увижу его глаза, улыбку, услышу голос, который напомнит о нем? И вступает в связи с мужчинами. Абсолютно безрадостные. Но никто и не догадывается о тайных муках Бланш, для окружающих ее поведение – это вызов общественной морали, ее смешивают с грязью, о ней сплетничают.

Когда-то она увидела своего юного супруга в «грязном» свете, теперь так относятся к ней самой. Жизнь наказывает Бланш? Или это делает автор? Для ханжей все, что связано с физиологией, - грязь. И традиционные отношения, и нетрадиционные. Бланш меняется. Она исстрадалась настолько, что ищет уже не идеальную любовь, а подобие человеческого понимания. Но ей хочется выглядеть «настоящей леди», потому что живет она в крайне консервативной среде, поэтому она невольно подыгрывает тем, кто так же наивен, как когда-то была она.

Ее психика разрушается. Так же, возможно, когда-то происходило и с ее мужем. Мы не знаем, как долго он страдал. Слова Бланш стали «последней каплей», добили его. И получается так, что Бланш «добивает» муж ее сестры, Стэнли. Стропроцентно нормальный самец, биологически абсолютно здоровый мужчина. Но в пьесе Уильямса такой показан как зверь, животное, кусок мяса. Существо без души.

Бланш долго демонстрировала свою неприязнь к Стэнли, тот разъярился и решил «проучить ее» по-своему. Чем было их сближение – подобием изнасилования? Или Бланш хоть в какой-то мере, но тайно тянуло к такому, как он? Пусть на мгновение. Конечно, она никогда не соединила бы с ним свою жизнь, но кто знает, мелькала ли в ее сознании мысль о кратковременной вспышке такой вот животной страсти?

Она получила от Стэнли то, чего никогда не смог бы дать ей первый возлюбленный, к которому Бланш тянулась душой. И не только он, все остальные мужчины в ее жизни. Конфликт между телом и духом – одна из любимых тем Уильямса. На Стэнли даже трудно сердиться, создается впечатление, что на таких не обижаются, настолько он примитивен. Стопроцентные натуралы, чуждые метаниям, иной раз показываются как убогие мужланы, не способные понимать никакие душевные тонкости. Или просто совершенно неинтересные личности.

Взгляд гомосексуалиста на мир любопытен, но насколько он объективен в своих оценках, выводах? Я люблю Уильямса как автора, и мне кажется, он чаще всего стремится быть точным и непредвзятым. Мэгги, которую автор сравнивает с кошкой, не разрушается. Она – самая сильная героиня Уильямса и может одолеть любого мужчину. Она выстояла и даже окрепла. А Бланш сломалась. Ее кладут в психиатрическую больницу.

Каждый шаг ее – навстречу давно умершему мужу. Она как будто спускается вниз по внутренней лестнице, надеясь, что где-то в другом измерении он ее ждет.

 Цвет его глаз – голубой. Это что-нибудь обозначает? Не знаю… Получилось, что автор, любящий мужчин, воспел женщин. И прославили его именно героини.


Рецензии