Тайны и мифы святых писаний. Н-Зав. Гл. 7 разд. 8

       Раздел 8
               
   Первый суд Пилата

   … И поднялось все
     множество их, и
   повели Его к Пилату,
  и начали обвинять Его…"

      Лука 2.3 1-4

Теперь официально вынесенный в Храме приговор, следовало представить на утверждение прокуратору. Но идти к нему с требованием смертной казни для любого иудея, обвинённого в нарушении законов чуждой Риму веры, было делом пустым. На берегах Тибра хотя и не ценили жизнь своих "провинциалов", но контролировали чёткое соблюдение законов на подвластных территориях. Пилат уже почувствовал на "своей шкуре" немилость Тиберия и знал, что доносы по поводу его правления летят в столицу империи, как ласточки. Наступать "на грабли" немилости императора ещё раз, он не стал бы.

Лирическое отступление.  В самом начале своей деятельности 6-ой префект Иудеи имел один неприятный служебный эпизод. Еврейский философ I века н. э. Филон Александрийский говорит об этом случае в главе 38 своей работы "О посольстве к Гаю". Хотя данный мыслитель никогда и не был на "исторической родине", но сведения им приведенные, являются точными. Эту историю ему поведал очевидец тех событий, ставший впоследствии царём Иудеи Агриппой I.

Дело было так. Размещаясь по прибытии на службу в своей резиденции, Пилат приказал над входом дворца Ирода вывесить золоченые щиты с изображением римских орлов. В этом собственно не было ничего необычного. Его поступок был обусловлен въевшейся в подсознание военной привычкой. Именно таким образом, обозначалось место нахождения палатки (претории) командира на главной улице армейского походного лагеря. Имелись на таких щитах и надписи, восхваляющие наиболее почитаемого в данном "расквартированном" легионе римского бога. Местное население земли обетованной поначалу отнеслось к этому моменту спокойно. Однако кто-то из религиозных грамотеев, вникнув в смысл на щитах написанного, усмотрел в этом элемент надругательства над верой со стороны язычника Пилата. Начались разборки. Пилат не опустился до истинных объяснений своего поступка, а заявил, что так принято выражать римскую мощь и прославлять императора Тиберия. В результате поднялся скандал с элементами массовых беспорядков.

Филон "О посольстве к Гаю". 38  "… Не поднимай мятеж, не затевай войну, не погуби мира! Бесчестить древние законы — не значит воздавать почести самодержцу! Да не будет Тиберий предлогом для нападок на целый народ, не хочет он разрушить ни один из наших законов. А если хочет — так скажи об этом прямо приказом, письмом или как-то иначе, чтобы мы более не докучали тебе, избрали бы послов и сами спросили владыку…".

Но Пилат забыв, что теперь ему пристало быть дипломатом, проявил, мягко говоря, "обычную твердолобость истинного вояки". Тогда в Рим к Тиберию отправляется, надо полагать не с пустыми руками этнарх Галилеи Ирод Антипа. Император решает "еврейский вопрос" в их пользу, а "кое-кто" получает приличную взбучку.

Филон "О посольстве к Гаю". 38  "… Иудеи… направили Тиберию самое слезное письмо. Тот, прочитав, как только не называл Пилата, как только не грозил ему! Степень его гнева, разжечь который, впрочем, было непросто, описывать не буду… Тиберий тотчас, не дожидаясь утра, пишет Пилату… на все корки бранит и порицает за дерзкое нововведенье, и велит безотлагательно убрать щиты и отправить их в Цезарею… а там посвятить в храм Августа…".

В итоге вся та геральдика снимается и "уезжает" в Кесарию. После этих перипетий, как вы сами понимаете, отношения прокуратора и галилейского правителя были отнюдь не дружескими. Каифа, естественно был в курсе их взаимоотношений. Он прекрасно понимал, что Пилат ещё не раз припомнит те "щиты" и постарается при любом удобном случае "вставить шпильку" отказа на просьбы Синедриона. Однако чем его заинтересовать на этот раз, первосвященник знал наверняка.

Прибыв ко дворцу Ирода Великого, сторона обвинения дождалась выхода наместника. Беседовать на уже "языческой" территории дворца они не собирались, тем более в праздник Пейсах.

Иоанн 18.28  "… повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться…".

Около 2.30 утра в сопровождении преторианцев, из ворот своей резиденции появился Понтий Пилат.

Лука 23.2  "… и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем…".

Иоанн 18.29-31.33-38  "…  если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе. Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого… Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне?...  Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня… но ныне Царство Мое не отсюда… Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина?…".

Лука 23.4-7  "… Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке. Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места. Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин? И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме…".

Как видно из вышесказанного, Каифа и остальные делали упор на то, что приведённый ими Человек является "Мессией Царём". Именно этого, по их мнению, и должны были опасаться римские власти. Однако наместник этой самой власти предлагает им самим как-нибудь разобраться с этим делом. И вот здесь выясняется, что Синедрион желает для Арестованного только смерти, а это уже не их прерогатива. Забрав Иисуса с собой, Пилат уходит за дворцовые стены, оставив всех ожидать "перед дверью". Из их разговора вытекает, что этот новоявленный Пророк не собирается создавать своё царство на подвластной Риму иудейской территории. Да и вообще оно будет в неопределённом будущем вовсе и не на земле, а где то на Небесах. По оценке прокуратора этот Человек производил впечатление мечтателя с "весьма большими странностями". Нет, это был не враг и тем более серьёзный. Пилат выходит к толпе и заявляет: "… я не нахожу никакой вины в этом человеке…". В процессе дальнейших переговоров выясняется, что данный "Царь Иудейский" прибыл на праздник из Галилеи, этнарх, которой как раз находился в Иерусалиме. Кому же, как не ему, законному представителю местной власти разбираться со своими подданными? Пилат отсылает Иисуса к Антипе.

По времени это короткое дознание у римского прокуратора могло занять не более получаса. Логично предположить, что движение с Арестованным в сторону дворца Хасмонеем могло начаться в ~ 3.00 (~ 02.30 + ~ 0.30). На переход и доклад губернатору об их прибытии отпустим 20 минут. Тогда следствие у Антипы могло начаться в ~ 3.20 (~ 03.00 + ~ 0.20).

                8. У Ирода Антипы

Прежде чем рассмотреть, что происходило на суде у этнарха Галилеи, я хочу напомнить вам одну историю из области "любовного треугольника". Как вы уже знаете, у Ирода Антипы был брат Филипп, а у него красавица супруга. И, как частенько бывает, у этой самой "чужой жены" возникла "связь" с родственником. Роман был бурный. В итоге Филипп оказался брошенным, а распутница, прихватив дочь, переселилась в Галилею к губернатору. Эта история имела весьма печальное евангелическое продолжение. Вот что и как об этом написал бывший мытарь Левий Алфеев.

Матфей 6.17-22,24-28  "… Ирод… взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней… Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его… Настал удобный день, когда Ирод, по случаю [дня] рождения своего, делал пир… дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы… не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей…".

А теперь вернёмся к нашей непосредственной теме.

Лука 23.8-12  "… Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое - нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его. Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату…".

Этнарха ввели в курс дела кого и зачем к нему доставили. Он, уже заочно знакомый с этим Человеком, приступает к выяснению обстоятельств дела. Диалога не получилось. Иисус полностью игнорирует любые вопросы убийцы своего двоюродного брата. Антипа интуитивно понимает ситуацию. Тогда, полтора года назад он не желал смерти Иоанну. Прекрасно исполненный дочерью Иродиады  танец, в итоге оказался кровавым. Она потребовала в награду смерть человека, открыто обвинившего отчима и её мать в прелюбодеянии. Так голова Иоанна Крестителя оказалась на блюде посреди зала, где пировали гости. Теперь этнарху предстояло решать судьбу второго брата и он не захотел крови. Может в честь Великого праздника, может из чувства раскаяния за то деяние? Он отсылает всех обратно к Пилату, выразив своё решение аллегорически. Белая одежда в те времена всегда выражала и подчёркивала признак власти. Но белое на осуждённом воспринималось забавно. В данном случае это говорило о несерьёзности предъявленных Иисусу обвинений и неопасности преступления. Пилат понял, мысль своего давнего обвинителя перед Тиберием. Совпадение их мнений в отношении Иисуса несколько сгладило его обиду за то "дело со щитами". По крайней мере, так повествует евангелие.

Лука 23.12  "… И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом…".

Время аудиенции с попыткой вызвать Христа на разговор и манипуляцией с переодеваниями, было не долгим. Однако согласитесь, что полчаса это всё же могло занять. В таком случае покинуть дворец Хасмонеев обвинители могли в ~ 03. 50 (~ 3.20 + ~ 0.30). Затем около 20 минут на обратную дорогу к прокуратору. В итоге получается, что вторая встреча Христа с Пилатом могла произойти в ~ 4.10 (~ 03.50 + ~ 0.20).
 
                Второй суд Пилата

Площадь перед дворцом Ирода Великого постепенно заполнялась. К этому часу, предусмотренное законом общее утреннее моление в Храме, должно было завершиться. Многие уже успели пробежаться и по рынкам Ершалаима. Теперь народ от "хлеба" собирался перейти к "зрелищам", предаваясь праздному созерцанию предстоящего судилища. Члены Синедриона, специально оставшиеся у стен претории, уже просветили толпу в отношении вины Узника из садов Гефсимании. Теперь всем было ясно кого и за что собираются предать смерти. Вменяемое Христу "Богохульство", вызвало гнев и озлобленность собравшихся. Это же надо было до такого додуматься, простому смертному и назваться "Сыном Бога"?! Что ещё могло быть кощунственнее по отношению к их Вере? Произносить напрямую Имя Всевышнего, и то было запрещено, а здесь такое! Да, Каифа знал, как работать с "электоратом" и свою работу сделал чётко.

Матфей 27.15  "… На праздник же [Пасхи] правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели…".

Теперь предстояло выбрать эту кандидатуру. Вообще до пасхальной ночи арестованных было трое. Двое из них были схвачены римлянами за банальный разбой и их в плане помилования не рассматривали. Здесь всё было предельно ясно, - крест. Третий был брошен в темницу уже "по политическим мотивам ", - за подстрекательство к мятежу. В дополнении к этому он оказал сопротивление и совершил убийство при аресте. Этого самого Варавву задержала храмовая стража, т.е. местная власть. Именно этот момент и давал ему юридический шанс на спасение. В глазах толпы он был по существу мучеником, собиравшимся бороться с поработителями. Выбор между "героем-разбойником" и "Богохульником" изначально был не в пользу последнего.

Утро закончилось, шёл 5-ый час от восхода. Солнце неумолимо поднималось к зениту, приближался полдень. Арестованного доставили от губернатора Галилеи. Пилат вышел из ворот дворца "… и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа…" (Иоанн 19.13). Окинув взглядом белый наряд Иисуса, он понял намёк этнарха, и некое подобие саркастической улыбки тронуло уголки его губ. Прежде чем прокуратор начал говорить, подошёл слуга, посланный женой. Приблизившись, он с почтением склонился и тихо передал её просьбу: "… не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него…" (Матфей 27.19).

Лука 23.13-16,18,20-24  "…  Пилат… сказал им: вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти; итак, наказав Его, отпущу… Но весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву. Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса. Но они кричали: распни, распни Его! Он в третий раз сказал им… я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу…".

Просьба жены и возможно чувство справедливости, заставили Пилата упорствовать с оправданием и не потакать толпе. Желая вызвать их сострадание, прокуратор решает применить момент психологического плана. Он приказывает наказать Иисуса "до крови" и вновь представить собравшимся.

Иоанн 19.1,2  "… Тогда Пилат взял Иисуса и [велел] бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его….".

Марк 15.19,20  "… И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и…
Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды… и повели…".

Иоанн 19.4-6,12  "… Пилат опять… сказал… я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце… Когда же увидели Его… закричали: распни, распни Его!... если отпустишь Его, ты не друг кесарю…".

Матфей 27.24,25  "… Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. Тогда отпустил им Варавву...".

Так был закончен 2-ой суд Пилата, начавшийся вначале 5-го "от восхода" (или в ~ 10.10 "от полуночи"). Сколько же по времени могло занять это разбирательство? Проанализируем произошедшие там события:

- Первый и безрезультатный этап уговоров толпы о снисхождении;
- Иисуса уводят внутрь претории и переодевают в багряницу;
- Избиение;
- Снова переоблачение, но не в белое "от Антипы", а в одежды, бывшие на Нём до ареста;
- Выход на площадь и второй безрезультатный этап переговоров.

Могло всё это занять час? Я думаю, что да. Тогда утверждение смертной казни могло произойти в ~ 5.10. Согласитесь, что эти цифры можно выразить и по-другому. Если нет возможности точно измерить время настоящего момента, то любой, и каждый скажет о нём приближённо. Именно так, с полученным нами результатом и было сделано:

Иоанн 19.14,16  "… была пятница перед Пасхою, и час шестый… Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели…".

Смотрим верхнюю более светлую схему и убеждаемся, что 6-ой час от восхода это время, лежащее между цифрами 5 и 6. Таким образом, наше "~ 5.10" и "… час 6-ый…" у ап. Иоанном согласуются, как нельзя лучше.

О "часе 3-ем" ап. Марка мы поговорим чуть ниже, а пока немного о нерадивых исследователях. Они все, как сговорившись, толкуют одно и то же. Из этой "доблестной плеяды" процитирую некоего Д. Кочнева: "… Я нашел только одно вероятное объяснение этому расхождению во времени. Очевидно Иоанн, который писал свое Евангелие ближе к концу первого столетия, и преимущественно для язычников, использовал здесь римское исчисление времени, которое шло от полуночи и соответствовало шести часам утра, когда Иисус был на суде у Пилата…".

Теперь и вы с высоты ваших знаний заклеймите позором такой подход к"порученному делу". У этого т.н. исследователя выходит, что 2-ой суд у Пилата с утверждением приговора Сенидриона, произошёл практически ещё до восхода? Ну и дела, а когда же в таком случае могла начаться вся масса предшествующих этому событий? Нет уважаемый, не считал ап. Иоанн "по-римскому от полуночи" и этому есть убедительное доказательство. В самом начале своего евангелия он сделал первый "временной акцент", читаем:

Иоанн 1.35 - 39  "… На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, - что значит: учитель, - где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа…".

Если рассматривать ссылку на 10-ый час, как "от полуночи" то это всего лишь "иудейское утро". Как это можно согласовать с выражением "…и пробыли у Него день тот…"? А вот "от иудейского восхода" это уже "вечер" и до окончания светлого времени осталось 2 часа. Следовательно, автор имел в виду вовсе не "римский вариант". Согласитесь, что использовать в одном произведении разные системы отсчёта никто не будет. Стыдно господа исследователи, - с первоисточниками нужно уметь работать.

Лирическое отступление.  Почему Пилат после утверждения приговора о смертном наказании умыл руки? Мы не будем сейчас философствовать на тему, мог ли гордый римлянин опуститься до чуждого ему "языческого" еврейского обычая. Раз "у Матфея" сказано, - значит умыл. Апостолу ли не верить? А вообще такое указание в числе других дал еврейскому народу пророк Моисей после выхода из Египта.

Второзак. 21.1,6-9  "… Если в земле, которую Господь Бог твой, дает тебе во владение, найден будет убитый, лежащий на поле, и неизвестно, кто убил его… все старейшины города… ближайшие к убитому, пусть омоют руки свои и объявят… руки наши не пролили крови сей, и глаза наши не видели…  и не вмени народу Твоему, Израилю, невинной крови. И они очистятся от крови. [Так] должен ты смывать у себя кровь невинного, если хочешь делать [доброе и] справедливое пред очами Господа….".
 
                1.  Казнь

Сейчас мы проанализируем, что сказано в евангелиях о казни и предшествующему ей переходу от дворца Ирода. Напомню, что расстояние между началом маршрута и Голгофой было около 300 метров. Приблизительно в "5.10" (или в часу 6-том, как вам удобнее)Иисус, окруженный преторианцами и в сопровождении толпы, начал движение по улице, ведущей к воротам Генаф. Трое из евангелистов говорят, что крест Иисуса нес некто Симон Киринеянин. Когда и как это происходило, однозначно сказать невозможно. Но написано, что Симон "шёл с поля", т.е. в город навстречу процессии. Тогда можно предположить, что это было где то в районе ворот на выходе или уже за ними. Апостол Иоанн утверждает, что крест нёс Сам приговорённый. И то и другое можно согласовать, если допустить, что вначале шествия это делал Христос, а затем ношу переложили на плечи Симона. Знакомимся с дальнейшими событиями.

Иоанн 19.14,16-18,25  "… Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый… наконец он предал Его им на распятие… И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по - еврейски Голгофа; там распяли Его… При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!... После того Иисус, зная, что уже все совершилось…  говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. [Воины], напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух…".

Матфей 27.31-34,45,46,50  "… и повели Его на распятие. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его. И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить…. От 6-го же часа тьма была по всей земле до часа 9-го; а около 9-го часа возопил Иисус громким голосом… Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?... опять возопив… испустил дух…".

Лука 23.26-28,32,44-46   "… И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом. И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших… Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону…. Было же около 6-го часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа 9-го: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух…".

Момент распятия и окончание земной жизни Христа чётко обозначены "у Матфея": "… От 6-го же часа тьма была по всей земле до часа 9-го; а около 9-го часа возопил Иисус громким голосом…  испустил дух…". Апостол Лука говорит, что Сын Божий был пригвождён к кресту "…около 6-го часа дня…". Согласитесь, что между понятиями "от" и "около" у этих авторов всего-то несколько минут. Не забываем, что отсчитывать эти самые минуты, было попросту нечем. Потому можно уверенно утверждать, что апостолы Лука и Матфей находятся в полном согласии.

Итак, получается, что хранометрически" на всё про всё" мы имеем 40 - 50 минут. За это время процессия неспешно преодолела 300 метров пути. Думаю, что казнью занимались не простые воины, а опытная в таких делах, выражаясь по-современному, - "расстрельная команда". Давайте всё же исходить из классической римской процедуры распятия, оговорённой выше в разделе "Казнь". Это значит, что часть воинов-палачей уже на месте подвергла осуждённых "порке флаграми". Остальные за это время собрали и установили кресты. Далее тела с помощью верёвок подтянули к перекладинам и распяли. Согласитесь, что все перечисленные процедуры спокойно можно сделать за оставшееся у нас время. В таком случае Христос был казнён в районе окончания 5-го часа или в самом начале "часа 6-го" от восхода солнца [~ 05.10 + (0.40 ; 0.50)].

Вывод.  Иоанн Богослов указал время распятия совершенно правдиво, и никаких ошибок с его стороны нет. Работы апостолов Матфея и Луки в отношении финального акта казни Христа находятся в полном согласии с данными ап. Иоанна. Все трое указали время, рассчитанное согласно принятой на то время иудейской системе, т.е. от восхода солнца.

                2.  Момент "у Марка", породивший разногласия

Марк 15.20-25  "… Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды… чтобы распять... И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона…  идущего с поля, нести крест Его. И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место. И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял... Был час третий, и распяли Его…".

Начнём немного издалека. Всё то, что мы ранее проработали в отношении нюансов исчисления суточного времени, особых сложностей не вызвало. Мы "уверенно и обстоятельно" разобрались с высказыванием Иоанна Богослова в отношении его "6-го часа", рассчитанного согласно еврейской традиции "от восхода".

А вот теперь кое-что новенькое, оставленное специально "на посошок". Вы наверняка помните о том, что римская, а затем и иудейская ночи были разбиты на 4 стражи по 3 часа в каждой. Так вот 12 дневных часов на берегах Тибра также получили аналогичное деление. И те гости с периферии, которые попадали в столицу империи, были вынуждены под это всё подстраиваться и использовать в повседневной жизни. Евангелист Марк, как уже говорилось, воспроизвёл в своей работе воспоминания ап. Петра. Их совместная творческая работа происходила в Риме. Без всякого сомнения, что ко времени написания евангелия оба "соавтора" привыкли к такому римскому варианту исчисления светлого времени. Теперь о человеческих слабостях. Думаю, вы наблюдали и не раз, как людей ну просто "подмывает", блеснуть перед окружающими своими новыми познаниями. Так уж мы простые смертные устроены. Однако, как оказалось "ничто человеческое" было не чуждо и апостолам.
 
Теперь о сути. Древнеримский поэт, адвокат и консул Деций Авсоний (Авзоний) в своих стихотворных работах называл составляющие такой разбивки "Trichoria" (тричасия), что является весьма точным и удачным определением. Сейчас мы с вами постараемся понять логику их появления. Для этого мы из Рима обратно перенесёмся в землю обетованную и привяжемся к "местным условиям".

Согласитесь, что, не имея под рукой или "на руке", или в кармашке пасхальных брюк прибора для точного измерения времени, эта самая "точность" теряет свою актуальность. Ну, какая разница допустим "старому и больному" жителю Ершалаима пришёл он на рыбный базар в 09.27 или в 11.32? Ведь главное, что пришёл и, как оказалось не зря, - "свежая рибка ещё была". Именно по причине не особой бытовой пунктуальности день был разбит на 4-ре отрезка, которые обобщённо стали именовать также "часами" (horae), запутав этим самым "всё дело". И теперь на вопрос из-за соседского забора о времени посещения базара, наш уже знакомый "старый и больной дедушка Изя" отвечал, что это случилось "в 3-ем часу". И вопрошающий понимал, что поход на Рыбный рынок случился не конкретно в 3-ем часу от рассвета, а был растянут во временном промежутке "с 3-го по 6-ой часы" (или с 9-ти до 12-ти по-римскому, да и по-нашему).
 
Теперь, когда вы уже столько знаете, прошу ещё раз перенести свой взгляд на верхнюю(более светлую) часть совмещённой схемы и знакомиться с разбивкой 12-ти дневных часов на "тричасия". На ней показано:

- деление суточного времени по "еврейскому варианту" от "захода до захода";
- почасовая нумерация  продолжительности светлого времени по "еврейскому варианту" от "рассвета до захода";
- дополнительная римская дневная разбивка на "тричасия".

Итак:

- "Час 1-ый". Включал 3 ранних утренних часа от восхода: с 1-го по 3-ий (или соответственно с 6.00 до 9.00 по-римскому от полуночи);

- "Час 3-ий". Это 3 ранних дневных часа: с 3-го по 6-ой (или с 9.00 до 12.00);

- "Час 6-ой". Начинался после полуденного 6-го и по 9-ый" (или с 12.00 до 15.00);

- "Час 9-ый". Являлся замыкающим в дневном цикле и включал часы: с 9-го по 12-ый (или 15.00 до 18.00).

А сейчас начинается "театр абсурда". Допустим, в евангелическом тексте имеем: "… шёл час 4-ый… ". И вот здесь мозг исследователя напрягается в попытке разобраться, что автор имел ввиду? Но это, как вы сейчас убедитесь "только ягодки". В данном случае нам, как говориться "из двух зол" предстоит выбрать "худшее" в смысле правильное:

1. Возможно, здесь используется "римский государственный суточный отсчёт" от "00.00". В таком случае это начало последней ночной стражи и время "первых петухов", - 4-ый час ночи.
2. Возможно, используется "иудейский суточный отсчёт от восхода", т.е. от "06.00". Тогда это последний утренний час (10-ый по-римскому времени).

В таких случаях необходимо внимательно проанализировать предыдущий и последующий этому моменту тексты и понять, о ночи или дне идёт речь. Блестяще разобравшись с этим, исследователь продолжает изучение документа и, перевернув страничку, читает: "… шёл 3-ий час…". И вот здесь его "могучий ум" начинает не напрягаться, а закипать. В первом случае всё упростил порядковый номер часа "4", который отличается от номеров "тричасий" (1,3,6,9). Решение проблемы заключалось в выборе между днём и ночью. Теперь же к первым двум вариантам рассуждений добавляется ещё один:

3. Возможно, речь идёт о "тричасии № 3". Тогда имеется в виду не конкретный час, а промежуток времени равный трём часам, на протяжении которых развивались, описанные в тексте события.

Вот именно в таких случаях следует анализировать все обстоятельства написания данной работы и манеру изъяснения автора по временным моментам. 

Сейчас перенесите свои взоры на нижнюю (более тёмную) часть совмещённой схемы.
На ней отображена хронология событий, произошедших в светлое время дня казни с их распределениям по "тричасиям". Напоминаю, - время восхода солнца является точкой отсчёта, т.е. "0".

 И что же мы видим? А видим мы то, что в промежутке "тричасия № 3, именуемого "часом 3-им" произошли события, начиная с первого допроса у Пилата и по распятие включительно.
 
А вот теперь попробуйте оспорить сказанное у Марка апостолом Петром: "… Был час третий, и распяли Его…". Теперь вы понимаете, почему "редактор и корректор" Новозаветных документов Евсевий Кесарийский, знавший не понаслышке о такой дневной разбивке, снисходительно отнёсся к "3-м часам" данного автора.

Вывод.  Евангелист Марк обозначил последний акт казни Христа относительно римской дополнительной системы деления светлого времени, названной у древнеримского поэта Деция Авсония "trichoria".

Таким образом, все авторы евангелий сказали о времени распятия одно и то же. Никаких разногласий в канонизированных документах нет. Повторюсь ещё раз, абсолютно ничего не могло насторожить по нашему вопросу Евсевия Кесарийского при отборе произведений для Нового христианского Завета.

 На этом позволю себе закончить данную главу и перейти к следующей.


Рецензии