Дорога под дождём

- Ну и погодка! – непроизвольно выдыхаю, выходя под проливной дождь. Делать нечего, работа она, конечно не волк, но до неё ещё добраться нужно.
Я учитель английского, живу на Алтае и это очень далеко от Англии. Но без сомнений, наши люди погоду обсуждают не реже англичан. Пока утром на автобусе еду в школу, постоянно слышу, как жалуются на погоду: зимой на мороз, летом на жару, а сегодня на дождь. Хочется спросить: «Лучшее время года это, наверное, весна?» Но, вместо этого смотрю, как падают капли на стекло и молчу.
Разве им может понравиться весна, когда под ногами хрустит вытаявший мусор, а разноцветные зонты мокнут от дождей, не реже, чем осенью?
Как ни странно, пассажиры сходятся во мнении, что им нравиться весна. Такое впечатление, что стопроцентная уверенность в наступлении теплого сезона приятней самого лета.
Лично я давно перестала обращать внимание на погоду. Зачем заморачиваться на том, что не можешь изменить? Проблемы нет, если просто подберёшь одежду по сезону.
Но так было не всегда. Двадцать лет назад я переехала в Россию из Азии. Хорошо помню о том, что у природы нет плохой погоды, однако долгие годы я была похожа на черепаху, у которой с наступлением холодов втягивалась шея. Этакое скопление одежды с шапкой сверху.
Это бы ещё ничего, но мои родители бережливые люди, а старшая сестра носит одежду очень аккуратно, поэтому с одеждой на вырост у меня никогда проблем не возникало. Со временем, когда моя сестрёнка сильно меня «переросла», ко мне по доброй традиции стали переходить вещи её старшей дочери. А что? Главное, тепло и удобно. Причём, я заметила, что люди стали, наконец-то обращать на меня внимание. Иду я из дома на остановку, на мне юбка племянницы, её же блузка и даже туфли, смотрю, мужчину с дорожки, как-то в сторону повело. Его понять, можно. Одно дело, когда двадцатилетняя девушка донашивает вещи сорокалетней женщины; её провожают понимающие взгляды, плюс пара сочувствующих... Совсем другой вариант, когда сорокалетняя женщина одета в вещи вчерашнего тинэйджера. Видимо, что маленькая собачка до старости щенок, придумали для такого случая.
Всё, конечно познаётся в сравнении. Одна из женщин за моей спиной говорит, что её дочь живёт в Красноярске. Это тысяча километров севернее от нас, у них там сегодня минус пятнадцать. О! Так значит у нас в плюс три практически тропическая сырость!
Наш автобус подбрасывает на кочке. Я от скуки размышляю: «Если на тысячу километров севернее разница в пятнадцать градусов, можно переехать ещё на тысячу километров южнее, где будет плюс восемнадцать. Высчитываю, куда это надо уехать. Ещё через остановку до меня доходит, я переезжаю на вершину горы Белуха, на ту самую высоту, где не тает снег даже летом. Вот так всегда, тепло могло бы быть, если бы не толстый слой снега вокруг.
Парень «свисающий» откуда-то сверху советует другу: «Поступай в аспирантуру. Если ты её закончишь ты уже чего-то стоишь».
Да, когда я поступала в аспирантуру, мне казалась, что я вообще бесценна. Правда расчётная ведомость ежемесячно оценивала меня в те годы тысячи в две.
Лето, жара и мы с подругой две аспирантки изучаем флору предгорий Алтая. Подруга биолог-флорист, в экспедиции не первый раз, меня, как филолога, заранее предупредила: «Возьми несколько смен непромокаемой одежды». Я легкомысленно ответила: «Достаточно две, ничего высохнет. Разве может две недели идти, не прекращаясь, дождь?» По окончании путешествия поняла, что да, может.
Несмотря на погоду, мы очень добросовестно собирали гербарий. Я бы сказала, редкие виды растений и животных под угрозой, потому, что наши университеты выпускают слишком много аспирантов. То ещё воспоминание: две хрупких девушки и шестнадцать коробок ботвы. Казалось бы романтика, мы далеко от дома, в кармане у нас двести рублей на двоих и свидетельство из аспирантуры. Но вы когда-нибудь, дрожа в промокшей от дождя одежде, пробовали объяснить деревенской старушке, что вы аспиранты? Мы это занятие бросили ещё до третьей ночёвки.
- Бабушка, мы студентки. Приехали в экспедицию. - Слова «студентки» и «экспедиция» ключевые для следующей просьбы пустить переночевать. Что студенты бедные и голодные знает любая бабушка, а «экспедиция» врывается в её память по фильму «Джентльмены удачи» и накрывает сердобольную волной добра. И всё - любая бабушка обречена на ночь в компании двух аспиранток.
Обучение в аспирантуре имело свои плюсы. Например, раз в год аспирант получает компенсацию на приобретение научной литературы и наконец-то имеет возможность купить нормальную одежду.
Я решила одеться раньше и купила себе джинсы на все командировочные. В новых джинсах я быстро научилась ориентироваться в незнакомом городе пешком, поняла, что зимой унылая общага без ужина гораздо приятнее, чем скамейка в парке после сытного обеда.
Командировочным полагался бесплатный концерт в филармонии. Стуча зубами в гардеробе, я снимала куртку на вырост, когда услышала нечто напоминающее моё имя. Я оглянулась. Ну, точно! Один из профессоров запомнил по утреннему выступлению, что меня зовут Людмила и в привычной для людей манере сократил для удобства обращения: «Люда!» Прекрасный первый слог и вдруг такое грубое «да»в продолжение!
Господи, кто придумал, так исковеркать моё красивое имя? Возможно однажды зимой, какая-то древняя Людмила вышла из дома и заблудилась. Её звали и звали, замершими губами выкрикивая «Люд…Люд…» Пока она на счастье не ответила им: «Ааа». Знакомый профессор выдал именно такой звучный вариант.
Я улыбнулась ему в ответ, чтобы услышать, про джинсы, которые конечно красивые, но… Информация после его «но» до моего сознания дошла только к вечеру и замечание про неуместность выбранной одежды я переваривала одна, в темноте общажной комнаты, а вот во время самой воспитательной беседы, я была рада, что мои джинсы понравились и безмятежно продолжала улыбаться, греясь в тепле огромного зала. После, я даже поблагодарила старшего коллегу за добрые слова. Получилось, что светило отечественной науки, погрузился в мир музыки полностью убеждённый, что молодёжь всё-таки умеет быть благодарной за нравоучение.
Да, парнишка действительно прав, аспирантура, а это круче, чем университет или школа только потому, что если ты там выжил, ты действительно чего-то стоишь. Просто в школе ты нужен всем, куче одноклассников, директору, завучам, учителям, классному руководителю. В университете за тобой ещё как-то присматривают глазами старосты и у тебя всегда есть с кем уйти с пары, а в аспирантуре, ты уже заранее всем дорогу перешел, и тебя как бы заочно ненавидеть начали.
Направляясь к выходу из автобуса, я поправляю тёплый шарфик на шее и отправляю мимолётную улыбку парню из аспирантуры. Я могла бы ему признаться: «В аспирантуре я не выжила… и погода как мне кажется тут совсем ни при чём». Но молча, выхожу под дождь.


Рецензии
Спасибо, Людочка!
Интересно узнать
о жизни аспирантки...
С улыбкой и теплом,

Эльвира Гусева   19.11.2014 10:13     Заявить о нарушении