Немного о Колыме

                Немного  о  Колыме.


Первый  раз  я  попал  на  Колыму  в  1978  году.  Тогда  был  студентом  2-го  курса  одного   из  институтов  города  Ленинграда.  Летом  студенты  часто  ездили  стройотрядами  в  разные  края  нашей  страны. Это,  во-первых,  интересно  в  молодые  годы,  а  во-вторых,  нужны  были  деньги  на  проживание.  Ездили,  в  основном,  нуждающийся  в  них.  А  таких  было  много,  в  том  числе  и  я,  не  получавший  полтора  года  стипендию  из-за  слабой  успеваемости.  Это  уже  с  третьего  курса  буду  получать  даже  повышенную  стипендию,  а  сейчас  …никакую.  Высшая  математика  одолевала  меня  в  то  время.  Даже  спустя  тридцать  лет  во  сне (были  такие  сны)  готовился  к  сдаче  экзаменов  по  высшей  математике  и  всё  переживал,  как  же  сдать…эту  самую… И  очень  радовался,  что  это  был  всего  лишь  сон.
          Тем  летом  небольшим  стройотрядом  мы  прилетели  в  Магадан  из  Ленинграда  с  пересадкой  в  Москве.  С  нами  прилетели  несколько  студентов  даже  после  5-го  курса,  то  есть  уже  инженеры.   Нас  отправили  на  103-й  километр  Колымской  трассы,  а  это  поселок  Карамкен.  Поселили  в  какой-то  общаге.  А  работали  в  поселке  Палатка,  это   76-й  километр  трассы.  Работали  мы   на  прокладке  телефонного  кабеля  и  ездили  каждый  день  с  Карамкена  туда  и  обратно.
  Будучи  в  Карамкене,  мы  часто  залезали  на  крутые  сопки.  С  вершины  сопки  поселок  был  как  на  ладони.  Хорошо  была  видна   эта  Колымская  трасса,  уходящая  куда-то  вдаль. Говорили,  что  трасса  идет  на  Атку,  а  это  208-й  километр. Не  знал  я  тогда,  что  через  три  года  меня  занесет  ещё  дальше,  чем  208-й километр  и  проведу  там  все  три  года.
  Тогда  мы  о  Колыме  мало  что  знали.  Слышали,  как-то,  что  здесь  было много   заключенных.  А  что  здесь  долгие  годы  были  настоящие  концентрационные  лагеря,   мы,  конечно  же,  не  знали.  Не  слышали  тогда  про  книгу  Солженицына  «Архипелаг  ГУЛАГ».  Не  были  знакомы  с  «Колымскими  рассказами»   Варлама  Шаламова.   Тогда  не  было  ещё   рассказа  Георгия  Жженова  «Саночки».  Многие  годы  спустя   я  прочту  этот  рассказ  и  все  его  воспоминания.   Оказывается,  он  был  на  47-м  километре  Колымской  трассы.   Этот  километр  мы  часто  проезжали  и  не  знали,  что  здесь  творилось  в  те  годы. А  лагерь,  где  был  Жженов,  располагался  в  километрах  десяти  от  трассы.  Вот,  эти  километры  он  преодолевал в  тот  день,  чтобы  получить  посылку  на  почте  47-го  километра. 
 И  вся  Колымская  трасса  длиной  более  тысячи   километров,  построена,  оказывается,   заключенными.  Через  многие  годы  спустя,  уже  пробыв  на  Колыме  три  года  после  института,  не  знал,  что  я  работал  там,  где  бывал   сам  Шаламов.  Все  эти  места  он  описал  в  своих  «Колымских  рассказах».    Конечно  же,  потом  я  прочел  все  его  рассказы  и  даже  купил  эту  книгу. 
       Работая  в  поселке  Палатка  на  прокладке  телефонного  кабеля,  мы  умудрялись  «халтурить»,  то  есть  поработать  на  дополнительной  работе  и  за  это  получая  «левые»  денежки.  И,  вот,  однажды  мы  строили  автобусную  остановку,  напарник  куда-то  ушел.  А  я  сидел,  как  говорится,  на  перекуре.   Сидел   я  в  рабочей  одежде,  коротко  пострижен.  Мимо  идет  прохожий  с  бутылкой  спиртного.  Остановился  недалеко  и  спрашивает  меня:  «Давно  откинулся?». Я  говорю:  «Что?».  Ну,  давно  откинулся?  Говорю,  что  не  понимаю.  Он  грозно: «Ну,  давно  вышел?» Тут  до  меня  дошло. Говорю,  что  я  студент  из  Ленинграда  и  здесь  мы  на  «халтуре». Немного  постоял  и  ушел.  Почему  он  принял  меня  за  своего? 
        Не  знаю  как  сейчас,  но  там  тогда  было  много  так  называемых  «бичей»,  то  есть  отсидевших.  А  автобусная  остановка,  построенная  нами  на  «халтуре»,  стоит,  наверное,  и  сейчас*.
  Кто-то  рассказал,  что   однажды  в  этом  поселке  один  мужчина  в  шляпе  подошел  к  бичам  и  сказал,  чтобы  они  выкопали  траншею  через  дорогу.  За  работу  обещал  им  ящик  бормотухи.  Те  выкопали,  но  подошел  кто-то  из  местного  начальства  и  спрашивает,  мол,  зачем  они  дорогу  испортили,  и кто  им  дал  такое  задание.  Те  стали  объяснять.  Оказалось,  что  тот  мужчина  в  шляпе  пошутил.  Нашли  ли  того  в  шляпе…неизвестно.
 Оказывается,  Шаламов  был  проездом  в  Палатке  в  декабре  1938  года,  когда  его  везли  в  Магадан. 
 Запомнились  комары,  мешающие  работать,  то  есть  копать  траншеи  под  кабель  за  поселком.  Даже  днем  донимали  они  нас,  даже  мазь  от  комаров  не  очень  помогала.  А  грунт  колымский  тяжелый.  Одной  лопатой  не  выкопать,  нужен  лом,  кайло,  топор,  чтобы  рубить  эту  землю.  Один  из  студентов  не  выдержал  все  эти  нагрузки  и  досрочно  уехал  домой.  А  мы  напарником  продолжали  работать.  Не  знаю  как  ему,  а  мне  надо  было  выдержать  всё  это.  Полтора  года  без  стипендии,  это  что-то  значит.  На  питание  мне  высылали  деньги  небогатые  родители,  а  как  с одеждой,  с  письменными  принадлежностями,  книгами,  а  транспорт?  Кто  поможет,  кроме  меня  ещё  трое  детей  у  родителей.   Поэтому  мне  пришлось  поработать  в  стройотряде  в  Ленинградской    области  после  подготовительного  отделения  в  1976  году, в  Бодайбо  Иркутской  области  после  первого  курса, на  Колыме  после  третьего  курса, на Чукотке  после  4-го  курса. 
  Запомнились  дожди,  идущие  по  несколько  дней.  Невозможно  работать.  Если  был  бы  мелкий,  то  работали  бы,  как  это  было  в  Бодайбо.  Там  мы  работали  тоже  на  рытье  траншеи  в  самом  городе,  не  обращая  внимания  на  мелкий  дождь.


P.S. В  Интернет  кто-то  выложил  свое  путешествие  по  Колымской  трассе  в  2011  году. На  этом  видео  я  увидел  "свою"  автобусную  остановку.  Стоит  родимая...
  На  этом  же  видео  увидел сопку  в  Карамкене,  куда  мы  залезали.  Узнал  я  эту  сопку...Стоит,  никуда  не  делась....
   Спасибо  этому  человеку  за  это  видео...

                Продолжение  следует…


Рецензии
Интересно. Буду читать... Удачи.

Александр Аввакумов   09.08.2017 06:36     Заявить о нарушении
Спасибо за добрые слова.

Аркадий Старый   09.08.2017 07:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.