Про Энгелса
На подъезде к Зеленогорску, по левую сторону Приморского шоссе, давненько уже был построен торговый комплекс. Очень симпатичный и респектабельный по тем временам. Размещались в нём огромный гастроном, кафе, ресторан и ещё пара каких-то магазинов. В гастрономе, в отличие от других продмагов, всегда была еда. Гастроном пользовался большой популярностью. Видимо, спасибо надо сказать финнам, которые, в основном, по этой дороге ехали к нам в гости. Вот и надо было пустить пыльцы в глаза.
Однако, вскоре мы перешли к рыночной экономике, еды в гастрономе стало ещё больше, правда, и цены резко взлетели. Позже цены ушли совсем «за облака», и стали заоблачными. А в гастрономе стало ещё больше еды и даже деликатесов. Появились плавающие в аквариуме осётрики и севрюжки. Гастроном превратился в элитный.
Потом гастроном как-то прогорел. Видимо, хозяину захотелось и сразу, и всё, ну, как в песенке поётся: «мы хотим сегодня, мы хотим сейчас».
Теперь там располагается обычный, доступный народу, универсам. Доступен не оттого, что возросло благосостояние, просто он стал примитивнее, пропали и аквариумы.
Прогуливаясь по своему любимому маршруту Комарово – Зеленогорск, я свернул с залива в сторону шоссе и вышел к этому элитному центру. Ностальгические воспоминания потянули меня к магазину. И я зашёл. Большой, с высокими потолками, метров под пять, зал. Посреди зала стеллажи с продуктами. А на задней стенке, под самым потолком, висит большой портрет.
Кто же это там? Опять Маннергейм?
Дело в том, что у нас, недоделанные и недоученные коммерсанты, особенно в этих краях, полюбили и стали популяризировать Маннергейма, видимо, чтобы финнам угодить. Историю они, разумеется, забыли, а, скорее всего, и не учили вовсе. Вот и стали в Зеленогорске появляться портреты компаньона Гитлера по Второй мировой войне во всяких забегаловках. Я, разумеется, согласен, что он был неплохим российским офицером. Но зачем же предавать Россию, которой когда-то служил? Так что ни на Деникина, ни на Колчака, ни на других генералов, оказавшихся в изгнании, Маннергейм не похож. Правда, какие-то услуги Сталину оказывал, как сейчас стало известно.
Я надел очки: вижу, на изображённом мужчине шляпа. Значит, не Маннергейм. Манергейм в военной форме, как правило, изображался. Подошёл ближе. Пенсне со шнурком, на чеховское похоже. Шляпа тоже, может быть, чеховская. Бородка, усики. У Чехова тоже были эти атрибуты, но лицо не Чехова. Может, кто-то из Елисеевых, что больше гастроному подходило бы? Но нет, не Елисеев, насколько мне помнится его лицо, где-то виденное.
Репин? Но пенсне он не носил, да и лицо не его. Разве что шляпа похожа? – Нет, определённо, надо спросить и пополнить свои познания.
Под портретом стоит прилавок, за прилавком – продавщица. Я к ней: – Скажите, чей портрет висит над вами?
Продавщица выразила ужас на лице, голову вобрала в плечи, будто бы портрет уже летел ей на голову. Подняла несчастная глаза вверх, и по глазам её я понял, что она видит его впервые.
Оставшись, каким-то чудом живой, она промолвила, что понятия не имеет, кто это такой. И тут я разглядел её лицо, лицо без малейших следов интеллекта. Я обратился к парню, в белой рубашке, с тем же вопросом.
Парень, не посмотрев вверх:
– Кто его знает?
Тут я прочитал бирку на его могучей груди – «ОХРАННИК», а выше бирки – физиономия, на кирпич похожая. Сейчас часто таких на телеэкране показывают, то ли бандитов, то ли телохранителей. И те, и другие похожи друг на друга, как близнецы братья.
Я завёлся мыслью выяснить, чей же это портрет, и стал спрашивать у всех сотрудников подряд. И только один «интеллектуал» нашёлся на этом сером фоне.
Он-то и разъяснил мне всё:
– А хрен его знает, наверное, Чехов, а, может быть, и Репин.
Ну вот, наконец-то и разъяснили, приятно иметь дело с интеллигентным человеком. Я даже разговорился со знатоком. Чехов, вроде бы тут и ни при чём, а Пенаты Репина вёрстах в пятнадцати от магазина находятся.
На выходе ещё один интеллектуал подвернулся, сказав, что на портрете сбоку, наискосок, написано, кто там. Да я и сам видел подпись художника, только не разобрал его фамилии.
Так и вышел я в раздумье. Вышел, и мне на ум почему-то пришли строчки из гимна демократической молодёжи: «дети разных народов, мы мечтою о мире живём…»
А теперь-то мы настоящими демократами стали, а гимна и нет молодёжного. Может быть, воспользоваться уже написанным: «А нам всё равно… косим трын-траву…» Трава-то тоже зелёная. Вот и косим зелёные, пока в руки плывут, и, раскатись кадушки, и трава не расти. После нас, хоть потоп!
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
Да не то, чтобы любознательность, скорее – просто любопытство заставило меня через пару недель свернуть с залива к тому самому магазину, что на обочине Приморского шоссе стоит.
Зашёл. Портрет висит. Да и куда ему деться, если он является и загадкой, и единственным украшением мрачноватых стен?
Подошёл, всмотрелся ещё раз. Нет, ни на кого из знакомых не похож. Прочитал фамилию художника, какой-то Грин.
Да, ни на Чехова, ни на Репина, никак не тянет. На левом кармане пиджака разглядел красный бантик, который в первый раз остался незамеченным. Ну и ну!
Кто же это такой, явно революционизированный? Вроде бы приличные люди красных бантиков не носили.
Продавщица под портретом чувствовала себя увереннее. Теперь она знала, что над ней какой-то мужик висит. Была убеждена, что он на неё не свалится.
Я опять спросил у неё, кто же висит над ней? Она игриво хихикнула, пожала плечами и ответила, что не знает, но все об этом спрашивают.
В это время мимо проходил хозяин магазина. Она к нему:
– Николай Васильевич, кто это висит?
Я тоже к нему:
– Да, да, Николай Васильевич, чей же это портрет?
Николай Васильевич улыбнулся, явно смакуя хороший вопрос, и ответил:
– Нашли его при разборке чуланов, почистили, помыли и повесили.
– Правда, красиво? – сверил он свой курс со мной.
Я подтвердил, что портрет очень даже украшает зал. Он – как лучик в окошке. И хозяин открыл мне тайну, сказав мне, что это Энгельс в молодости.
– Вот видите, у него ещё борода не выросла, совсем коротенькая. Одни усы длинные. – Правда, красиво?
Я ещё раз подтвердил:
– Очень!
Теперь и я знал, кто это, а главное, почему сбоку красный бантик. В полном удовлетворении я продолжил свой путь дальше, в Зеленогорск.
ОСТАВЬТЕ ЭНГЕЛЬСА В ПОКОЕ
Ах, оставьте Энгельса в покое! Он и так, наверное, мается за то, что натворил, деньги выделяя мыслителю, призраком бродившему по Европе.
Да мне они оба без надобности. Просто портрет в магазине покоя не даёт.
Как маньяк, каждый раз захожу я в магазин, чтобы убедиться, висит ли там этот красочный портрет: то ли Репина, то ли Чехова, то ли Энгельса с ещё короткой бородой, с красным бантиком.
И вот что смущает: дату Грин проставил на портрете 1791 год. Вот и задумаешься, кто же это изображён?
Энгельс родился в 1820 году, Репин - в 1844, Чехов - в 1860.
Так какому же …, простите меня, понадобился красный бантик сбоку, в 1791 году?
Вот этого-то никто не знает, да видимо, и не узнает, судя по лицам работничков магазина.
И оставьте Энгельса в покое. Постараюсь успокоиться и я.
Свидетельство о публикации №214102602111