Душа и сердце. Поиск духа. Глава 9

- Знаешь, о чем я рассуждаю? – Начал разговор дядя Саша. - Когда я говорю о своем мировоззрении, я допускаю, что, скорее всего, остальные люди видят мир иначе, чем я. Каждый имеет право на свое видение. И это правильно. Так из видения каждого человека складывается картина мира в целом. А вот когда один человек навязывает свое видение другим людям, тогда начинается работа сил по удержанию этого «единого мировоззрения». Часто от этого возникают конфликты между большими социальными группами, странами, например. Межличностные конфликты так же можно повсюду наблюдать: и в семье, и на службе. И начинаются они со слов: «Ну, как ты не поймешь?!..» …Да. Надо учиться подбирать слова, чтобы объяснить свое мировоззрение.

Для того, чтобы разобраться достаточно глубоко с истоками этих психических состояний, я бы создал науку «духология» вместо богословия. Духология, как наука, давно уже претендует на то, чтобы занять свое место в ряду наук о душе. Неужели психологии недостаточно? – К сожалению…
Почему эти два понятия: душа и сердце - стали главными? Нынешнее время, как никакое другое, на мой взгляд, стало более эмоциональным. Я меньше стал трудиться физически. Правда, не сказать, что у меня от этого стало больше свободного времени. Машины, механизмы, компьютеры намного облегчили труд. Мобильный телефон, мобильные и информационные технологии ускорили все процессы жизни. Я стал трудиться быстрее, а, значит, эмоциональнее.

Я придерживаюсь энергетической основы коммуникаций между людьми. Всякий контакт двух людей – выплеск энергии. Хорошо, когда происходит обмен энергиями, но чаще – забирание или отдавание. Внешне это проявляется через эмоции. В эмоциях участвует ум. Всякие эмоциональные переживания, описываемые в литературе и полученные из личного опыта, перемежаются понятиями души и сердца: сердце ноет, душа страдает, сердце радуется, душа ликует. Есть ли за этими состояниями большее, более глубокое, нежели эмоции, чувства? В целях прояснить, наконец, ситуацию, я вынужден дойти до вопроса о безсмертии души. Если душа безсмертна, то, что с ней происходит сейчас, при жизни, на самом деле? Если сердце - тоже чувствующий и переживающий орган, то есть ли он и где он находится? А может сердце и душа – просто синонимы?

В Евангелии говорится о том, что после смерти физического тела некая сущность может занять свое место «одесную Отца», то есть почетное место «по правую руку от Отца». В другом месте Евангелия говорится о том, что душа человека стремится к Богу всегда и ждет как невеста своего жениха. Душа всегда стремится и непременно приходит к Богу – это мое мнение.

Когда рождается живой человек, на него «Дух Святый найдет». Но входит в него что? Вероятно, что выходит после жизни, то и входит для жизни, то есть – душа.
Священники говорят об «искре Божией», которая есть от рождения в каждом человеке. Как это соотносится с душой? В молитвах, акафистах, канонах – всюду говорится о том, что душа «богатеет грехами» и каждый раз человек обязан ее чистить. Но окончательно так очистить ее и не удается никому. И даже старцы, совершающие чудеса по благодати Божией, которые, казалось бы, являют собой саму чистоту духовную, и те осторожно говорят о своих дарах и всячески сопротивляются мнению, что их душа очистилась для встречи с Богом. Страх утратить связь с Богом, как ни говори, присутствует у самых светлых людей. Даже если его называть «страх Божий», от этого само состояние страха не исчезнет. Всегда жить в страхе богооставленности?..

Добавляют большую долю страха в жизнь всякого верующего – страх «гореть в геенне огненной». Страх наказания за грехи, как бы ни говорили те же священники, что Бог – есть Любовь, не успокаивает никого! Гореть, так гореть!
Следующий момент, заставляющий жить в напряжении – ожидание Второго пришествия Христа.

Вся жизнь большинства христиан – жизнь в постоянном страхе: пришествия Сына, покаяния в грехах, ожидания отпущения грехов, ожидания наказания, предчувствие мытарств при движении «на Небо», ожидание в некоем пространстве событий, связанных со Страшным Судом и разделение душ – когда часть из них будут поставлены справа от Отца, а остальные будут отправлены на муки вечные! Что это? Зачем это? Зачем нагнетать столько страхов ради осознания, что грешен и никогда не очистишься. Разве что несколько мгновений после причастия – по пути от чаши для причастия «на запивку»! А может, есть еще какой-то смысл жизни христианина? Может быть, русские, приняв веру евреев через греков что-то не успели или не догадались спросить?... В истории о выборе славянами веры все говорят о впечатлении посланников князя Владимира, что те, дескать, побывали «как будто на небе» в часы службы – Божественной литургии. Мне, как верующему не достаточно ощущать это состояние в часы службы. Мне нужен смысл!..

Дядя Саша замолчал. Санёк выдержал паузу.
- Мне попалась небольшая книжица настоятеля одного из монастырей Греции о смысле жизни христианина. – Начал Санёк. - Дело не только в том, что смысл жизни был им открыт – обожение. Дело в том, как он об этом написал: «Мы больше не имеем права скрывать истинный смысл жизни христианина…» Вот это да! «Не имеем права!» Значит, когда-то этот смысл был недосказанным. И остальные христиане жили в страхах, которые я описал выше! Как говорится, фильм «Секрет» «отдыхает»!

- «Секрет» - еще «тот» фильм!..- Бросил реплику дядя Саша.
Санёк не стал обращать внимания на комментарии старшего товарища и продолжал.

- …Не так давно мне представилась возможность посмотреть видеоурок известного американского бизнесмена русского происхождения Алекса Яновского. Алекс считает себя учеником известного религиозного деятеля Ошо. Яновский утверждает, что душа – это часть Бога в самой сущности человека.
…Эзотерик стало именем нарицательным. Тем не менее… Вообще, это довольно большая группа людей. К их числу относят всех, кто, углубляясь в духовность, не исповедует конкретной религии. Сами же эти люди иногда эзотериками себя не считают. Я сам вполне мог бы быть отнесен в определенных ситуациях к этой, теперь уже, многочисленной группе. Скажу по себе, почему я к ним не отношу себя и вообще не отношу никого, кого социум искусственно причисляет к этой группе. По одной причине – я против того, чтобы принадлежать к какой либо группе вообще! Я сам по себе. Просто я уникален! Уникален и все, без объяснений! Но если говорить о «собрании верующих», то я безусловно отношу себя к таковым, то есть к церкви.
Так вот, спросите любого «эзотерика» об их отношении к Страшному Суду и Каре Божией. Все как один ответят, что никакой кары Божией нет, и человек сам себя наказывает при жизни. Бог – есть Любовь, как был, так и остается всегда. А потом еще раз вглядитесь в лица этих эзотериков. Многие из них светятся любовью искренней. Что-то не похоже, чтобы их устами говорил бес-искуситель.
Значит, не может душа принять грех никогда, в том числе и при жизни человека. Душа – естественный проводник неомраченной ничем Воли Божией. Душа знает все, потому что ей Бог об этом говорит. Душа принимает только дела богоугодные и тем украшается при жизни человека. Только этой красотой отличается душа одного человека от души другого! Психология говорит о подсознании и об интуиции. Что это, как не голос души и разума, слившиеся воедино, чтобы мог понять помраченный ум?!..

Мне было приятно увидеть подтверждение своим мыслям, когда случайно включив телевизор, я услышал о празднике Света в Латвии, проводимом ежегодно в ноябре в Риге. Основная идея праздника: «Свет нужно искать не только на улице, но и внутри каждого человека!» Вот, один из шуточных опытов. Прохожий может приложить свой палец на некий прибор. Электроника считывает пульс человека и на экран выводится красочный рисунок, как в детской игрушке – калейдоскоп. Параллельно электроника подбирает музыку этой игре геометрических цветных фигур. Зрелище на огромном экране потрясающее!
Я так же считаю, что душа – единственное светлое «место» в человеке. Она наполняется только делами Божиими, она богатеет в Бога. Не нужно ей каяться ни в чем!

Так, где же грехи человеческие, выражаясь терминологией религии? Они же есть? - Да! Грехи есть и проходят они через сердце. Сердце, середцо, середина духовной сущности человека. Одна часть сердца обращена в мир видимый и связана с умом, а другая часть обращена в мир невидимый и связаны с духами и душой. Душа связана только со светлыми силами, а сердце – с темными. Вот, почему, на мой взгляд, в псалме 50-м говорит Давид: «Сердце чисто созижди во мне и дух прав обнови во утробе моей!...» Поэтому, все, что от ума, направленные на дела плоти – все «от закона» по словам апостола Павла в его Послании галатам, а на дела Духа – нет закона.

Так что богатеет грехами, на самом деле, сердце, а не душа. Ум и сердце - они вместе создают образы, уничтожающие весь светлый внутренний мир человека, и пугающие весь невидимый мир в пространстве невидимом. Что же остается после смерти физической? - Душа уходит, отделяясь от невидимых связей с сердцем, к своему Создателю – Богу. Сердце и ум отделяются от материального – воли человека и остаются в случае мгновенного прекращения жизни – убийства, или другого рода трагической смерти, или когда умерли нераскаянными, то бродят в виде фантомов или привидений. Правда, для меня загадка: почему одни привидения долго бродят, а другие нет? Хотя, какая разница!?...

- Если бы ты не от Яновского через Ошо принял информацию о душе! - Дядя Саша не скрывал, что названные имена, для него не являются авторитетами. - Тоже мне, авторитет, этот Ошо… Впрочем, ладно... Я согласен с тобой, что должно быть в человеке нечто «непорочное», не повреждаемое ни при каких обстоятельствах – то, что от Бога. Пусть, это будет душа!

- Знаешь, что меня еще интересует? Духовно продвинутые люди говорят, что раскаяться в грехах можно только с помощью воли человека, то есть при жизни. В покаянии, раскаянии - основной смысл жизни! Почему? – Видящие говорят о колоссальном заражении мира невидимого негативными мыслями. Вот уж поистине, экологическая катастрофа! Всякая мысль об убийстве приравнивается к действию. Когда еще сказано?!  К чему призывал Иоанн Креститель? – Только к одному: покаяться. Никто не сказал, для чего? Сказали только, что Царство Небесное приблизилось. И ничего не объяснили. До всего нужно доходить самостоятельно. Вот, видимо, сокровенный и сокрытый путь духовного роста. В покаянии каждый «убирает в мире невидимом за собой». Как уберется, в своем месте, так и жить будет. А поскольку место жизни на земле связано с местом «на Небе», то каяться нужно постоянно, каждый день. Что я и делаю всякий раз после трудового дня и в моменты, когда осознаю, что подумал или сказал «лишнего». Так что и рай, и ад готовим себе сами! Кем окружаем себя при жизни, с теми и будем жить и здесь, и «там». Вот в чем для меня смысл покаяния и обретения духовных единомышленников.
Как нивелировать действия образов, как успокоить этих духов после смерти человека? - Мне не известно. При жизни, наверное, постом и молитвой. В любом случае, мера раскаяния в грехах – это размер негативных образов в невидимом пространстве. Стремиться нужно к покаянию перед смертью. Это занимает несколько секунд. Вспомни разбойника, висевшего на кресте, рядом со Христом. Поэтому каяться перед смертью необходимо обязательно!

- Да! Так что слова-пожелания из песни времен Гражданской войны: «Если смерти – то мгновенной, если раны – небольшой!» можно рассматривать как бесовскую диверсию и провокацию против человека!

- Думаю, что принятие идеи изначальной чистоты души, и сохранение души незапятнанной в течение всей жизни человека открывает колоссальные перспективы для творчества, со-творчества человека с Богом. Покаянию подвергается ум и сердце. Ключ, которым сердце открывает душу – совесть. Так фактически открывается путь к обожению, который становится не только необходимым для обретения смысла жизни, но и вполне реальным!


Рецензии