Тайны и мифы святых писаний. Н-Зав. Гл. 8

      Глава 8

  Главная проблема
      Ислама

  … Тот не мусульманин,
    кто не подкрепляет
      веру в Аллаха
    постоянными добрыми,
    практическими делами,
     тот не мусульманин,
     кто не может подавить
     в себе неприязненного
     отношения к своим
      братьям по вере…
               
     Пророк Мухаммед

Прошу вас очень серьёзно вдуматься в смысл слов, приведенных в качестве эпиграфа к данной главе. Именно такими мечтал видеть отношения между членами своей "Уммы" основатель самой молодой религии человечества пророк Мухаммеда. Терпимость должна была присутствовать и по отношению к представителям других религий. Эта мысль не раз высказывалась им в своих изречениях. Но пройдут века, на протяжении которых последователи пророка уйдут от его видения данных этических норм поведения. Экстремизм, как между своими различными течениями, так и по отношению к другим религиям станет визитной карточкой Ислама.

В принципе Высшее мусульманское Духовенство в период "взросления" проделало ту же работу со своими основами, что и Отцы Церкви Христовой со своим учением. И очень жаль, что по оси развития во времени эти изменения в обоих случаях пошли в отрицательном направлении. Ну что же, будем считать, что такова общая диалектика развития человечества, в том числе и в религиозной сфере.

Вначале позвольте познакомить вас с информацией общего религиозного плана, которая будет в вашей интеллектуальной копилке вовсе не лишней.

В различных религиях Бог-Творец носил и носит свои так сказать местные имена. И так как первыми к идее монотеизма пришли древние семитские племена, то им первым и объясняться. Дело в том, что с самого начала единобожия их мудрецы от религии запретили произносить имя своего Бога вслух. Запретить, конечно, можно, но ведь как-то обращаться к Создателю всё же было необходимо? Тогда ими же даётся указание обозначать при написании имя Бога словом, состоящим из 4-х согласных букв консонантного ивритского алфавита. В латинской транскрипции это буквы: "YHWН". Не трудно догадаться, что это знакомое всем нам слово "Яхве" или "Иегова". Но при чтении вслух текстов Танаха, т.е. Священного Писания всё те же мудрецы запретили произносить и эти буквы. Их следовало заменять словом "Адонаи", что является формой множественного величества, т.е. "Господа мои" или, как принято сейчас "Господь мой", а ещё проще "Господь" (Адонай). В Торе встречается и другое имя Творца, произносимое нами как "Элогим". Дословно это можно перевести, как "Могущества" или "Боги", но везде в Библии оно понимается, как единственное число, т.е. "Бог". Весьма часто можно встретить двойную форму обращения "Адонаи-Элогим". Опять правильно мыслите, это знакомое нам всем обращение "Господь Бог". Есть ещё один более поздний вариант обращения к Творцу. На иврите это звучит как "Эль Цеваот" или по-русски "Бог Саваоф", что означает "Бог Воинств" или "Бог Сил". Это обращение появилось, когда воинство Сынов Израиля начало активные военные действия по завоеванию земли обетованной, т.е. Палестины. Итак, будем считать, что с иудейскими понятиями вопрос как будто бы ясен.

Пророк Мухаммед в качестве Бога-Творца для своей религии избирает Аллаха, который являлся высшим божеством многочисленного мекканского пантеона. Мухаммед утверждает для своих последователей главный символ своей новой веры: "Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед его пророк!". Аллах в переводе с арабского языка означает "это Бог", т.е. "истинный Бог".

Наверняка каждый из вас связывает образ правоверного мусульманина, в первую очередь, как человека с чалмой и бородой держащего в руках… . Нет, вовсе не АК- 47, а чётки. И очень жаль, что в последнее время их всё чаще заменяет именно оружие или пульт управления взрывателем на "поясе шахида". Сейчас поговорим не о металлических шариках, которые в этом самом поясе находятся, а о шариках из дерева или янтаря нанизанных на прочную нить. Впервые такие бусы как религиозная атрибутика появились в Индии для отсчёта мантр (молитв) и были их шарики числом от 28 до 109. С IV века н.э. чётки стали появляться и в руках христианских священников для отсчёта поклонов и естественно молитв. Здесь число бусин всегда было кратным 10 или 12. А их количество в настоящих исламских чётках должно равняться "99". Именно столько эпитетов согласно "ал-Асме ал-Хусне" (Прекрасные имена) имеет Создатель у мусульман.

Эти имена призваны подчеркнуть основные качества Аллаха. Сам Мухаммед озвучил цифру 99 и предрёк рай тем, кто будет повторять их в молитвах. Ну а что бы ни сбиться со счёта и понадобились шарики на нити. Практически все арабские мужские имена взяты именно из этого списка. Вот 9 примеров: ар-Рахим (Милосердный), ал-Малик (Царь), ал-Азиз (Могучий), ал-Гаффар (Прощающий), ал-Хафид (Унижающий), ал-Али (Высокий), ал-Карим (Щедрый), ар-Рашид (Правильный), ал-Вахаб (Дарующий) и ещё 90 имён-понятий, характеризующих Аллаха.

Но как бы кто не называл Создателя, Его суть от этого не меняется. Это наш общий Бог-Творец. И к какой бы религии мы по крови не принадлежали, в конечном итоге выходит, что верим мы все в "Одно и Тоже". Однако способы выражения своих чувств к Богу у представителей различных религий весьма и весьма отличаются. Эти наборы филосовско-обрядовых традиций, выработанных людьми на протяжении веков, носят короткое, но очень объёмное понятие – "Вера" (иудейская; христианская; мусульманская и т.д.). Именно различные Веры в общего для всех религий Бога разъединили народы, а понятие "Иноверец" постепенно стало синонимом слова "Враг". Ну а враг на то и существует, что бы с ним бороться, его можно и (должно) убить.

                История возникновения и становления  Ислама

В I в. н.э. на территории Центральной Аравии недалеко от Красного моря появилось небольшое селение, которое со временем станет городом Меккой. Эта местность защищена горной цепью Хиджаз, протянувшейся на полторы тысячи километров вдоль побережья Красного моря. Жило здесь множество кочевых арабских племён, занимающихся в основном скотоводством и караванной торговлей с различными регионами Африки и Ближневосточья.

В религиозном плане здесь естественно, как и у всех диких народов, ещё не пришедших к идее "Единого и Всеобъемлющего Элогима", процветало идолопоклонство. Но к началу VII века н.э. появляется религиозно-теологическое течение "ханифизм", сторонники которого веровали уже в единого Бога, названного ими "Аллах". И если Священное Писание евреев со временем стало фундаментом Христианства, то ханифизм явился одной из основных составляющих религиозно-философской почвы, взрастившей Ислам.

Каждый арабский род, проживавший в тех местах, имел своих идолов, поклонялся им и приносил жертвы сообразно их статусу. Многие истуканы требовали крови и не только бараньей. Племена жили обособленно друг от друга, но иногда через смешанные браки образовывались родственно-клановые союзы. Руководящая роль в каждом таком альянсе принадлежала старейшине, т.е. "шейху". Меккой к интересующему нас времени правили представители старинного арабского племени курайшитов, которое и дало миру пророка Мухаммеда.

Теперь поговорим о мусульманских святынях Мекки, к которым ежегодно миллионы истинно верующих мусульман совершают паломничество или по-другому "хадж". Прежде всего, это знаменитый храм Кааба (Дом Бога), представляющий собой 4-угольное здание, сложенное из серого камня. Плоскую крышу Каабы поддерживают внутренние колонны. В настоящее время храм имеет размеры 10;12 м в основании и 12 м в высоту. Углы Каабы сориентированы по сторонам света. Само здание покрыто черным шелковым покрывалом, верхняя часть которого украшена вышитыми золотом изречениями из Корана. Данное одеяние святыни меняется каждый год. Дверь современного храма сделана из чистого золота и весит 286 кг. И хотя параметры Каабы не совсем подходят к правильному геометрическому телу, получившему от арабских математиков имя храма, но, тем не менее, это наш "куб". В восточный угол этого куба вмонтирован "Чёрный Камень", который является предметом поклонения.

Недалеко от храма расположен легендарный "источник Замзам". Чем же знамениты эти святыни или точнее будет спросить, что же возвело их в ранг святынь? Вот что по этому поводу говорит арабская легенда.

Считается, что храм Кааба сооружён на том же месте, где некогда находилось первое культовое святилище человечества, возведённое якобы самим Адамом после своего изгнания из Райских кущ. Место под строительство Каабы было указано самим Богом-Аллахом, а вот возводили его Ибрахим и его сын Исмаил. Помощь в этом нелёгком деле им оказывал ангел Джибрил. А теперь познакомимся поближе со всеми действующими героями этой легенды. Арабы считают, что они как национальный этнос берут своё начало от Ибрахима и Исмаила. Кто же это такие? А это уже очень знакомые нам Авраам и его первенец Измаил из Ветхозаветной книги Бытия.

Быт. 17.1-20  "… Господь явился Авраму и сказал… ты будешь отцом множества народов… и весьма, весьма распложу тебя… И о Измаиле Я услышал тебя: вот Я благословлю его, и возращу его… 12 князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ…".

Этому разговору предшествовала цепь событий, протекавших в следующем порядке.

Быт. 16. 1-11  "… Сарра, жена Аврамова, не рожала ему. У неё была служанка Египтянка, именем Агарь. И сказала Сара Авраму… войди же к служанке моей: может  быть, я буду иметь детей от неё. Авраам… вошёл к Агари и она зачала… сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречёшь ему имя Измаил…".

Через 13 лет после рождения Измаила Бог дал 90-летней Сарре сына Исаака. Вот с этого момента и без того непростые отношения между женщинами накалились до предела.

Быт. 21. 9-21  "… И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки… насмехается (над её сыном, Исааком), и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына её… И показалось это Аврааму весьма неприятным… Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся… во всём, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса её… и от сына рабыни Я произведу (великий) народ… Авраам… взял хлеба и мех воды, и дал Агари… и отрока, и отпустил её. Она пошла и заблудилась в пустыне Вирсавии; и не стало воды в мехе, и она оставила отрока под кустом и пошла, села вдали… Ибо она сказала: не хочу видеть смерти отрока. И она … подняла вопль и плакала; и услышал Бог голос… и Ангел Божий с неба воззвал к Агари и сказал… встань возьми его за руку… И Бог открыл глаза её, и она увидела колодезь с водою (живою), и пошла… и напоила отрока. И Бог был с отроком; и он вырос, и стал жить в пустыне… Фаран; и мать взяла ему жену из земли Египетской…".

Вот так нам повествуют об этих событиях еврейские Ветхозаветные источники. У арабов на этот счёт есть свои легенды, но в принципе, мы с вами представляем появление источника Замзам, а так же кем и в честь какого Бога был построен храм Кааба. Ангел же Джибрил, это наш православный Божий посланец Гавриил. Чёрный камень, издревле хранящийся в храме, был объектом почитания племени курайшитов. Позднее Мухаммед очистит Каабу от идолов, но оставит эту реликвию, которой поклонялись все его предки. Курайшиты считали, что это является божественным посланием, т.к. камень упал с небес. Со временем он станет священной реликвией всех мусульман. Есть предположение, что это метеорит чёрного цвета. Теперь посетим Мекку 5-го столетия нашей эры.

Араб по имени Кусай был прапрапрадедом Мухаммеда и шейхом богатого племени курайшитов, владевших Меккой и близлежащими регионами. После кончины Кусая в 480 году, городом стал управлять его внук Хашим, прадед Мухаммеда и основатель клана "хашимитов". Все они были в первую очередь купцами и водили свои караваны вплоть до Сирии. Во время одного такого путешествия Хашим умер в Газе, что в Палестине.
 
С 521 году Меккой стал управлять его сын Шейба, прозванный также Абд аль Мутталиб. По совместительству он был держателем ключей от храма Кааба, заполненного на то время различными племенными идолами. Здесь же хранились объекты почитания и различных не арабских гостей, посещавших Мекку с торговыми караванами. Сейчас познакомьтесь с арабской легендой, напрямую связанной с родом Пророка.

У деда Мухаммеда очень долго не рождались сыновья. Все жёны, как будто сговорившись, приносили Шейбе только лиц противоположного пола. И вот однажды он всем объявляет, что в случае рождения 10-ти мальчиков, один из них по жребию будет принесён в жертву. После такого заявления у всех жён пошли сыновья, общим числом 12. Младшим и любимым сыном Шейбы был будущий отец Мухаммеда Абдаллах. Именно на него (по закону жанра) и пал жребий. Но друзья посоветовали через местную колдунью узнать у идолов нельзя ли на роль жертвы выбрать кого-либо другого, ну, например, верблюдов? Идолы, по словам ворожеи вначале долго не соглашались, но при цифре 100 альтернативу приняли. Вот так, согласно арабскому поверью и был спасён отец будущего пророка. Есть во всём этом, какая-то аналогия с готовностью Авраама принести в жертву своего сына Исаака. Но там была жертва Богу, которая по Его же воле и не состоялась. В нашем же случае были идолы, вот вам и согласие на верблюдов.

В 569 году Абдаллах женится на девушке Амине, которая была из обедневших курайшитов. Именно от этого брака 29 августа 570 года [по другим  источникам 20 (22) апреля 571 г.] родился мальчик, названный Мухаммед (Магомет - "Восхваляемый"). Позднее, по случаю рождения пророка, будет учреждён праздник "Мавлюд". Он отмечается "12.03." по мусульманскому лунному календарю.
На момент рождения сына его отец находился с торговым караваном в Сирии. На обратном пути он, так ничего и не узнавший о сыне, умирает. В 6 месяцев ребёнок был отдан Аминой на воспитание кочевникам племени Бану Саад. Простая женщина Халима, ставшая его кормилицей, на 4 года заменила ему мать. Именно здесь согласно арабской легенде, основанной на утверждении самого пророка, с ним произошло следующее удивительное событие.

Мухаммед с сыном Халимы играли недалеко от шатра, когда к ним подошли двое мужчин в белых одеждах. Как впоследствии оказалось, это были ангелы. Один из них положил Мухаммеда на спину и вскрыл ножом его грудь. Затем он достал сердце и, выдавил из него наземь чёрную каплю. Другой ангел, принесённым в золотом тазу чистейшим снегом, очистил сердце мальчика и вложил его обратно. Именно так Аллах удалил у своего будущего пророка все скверны этого мира. Затем оба ангела исчезли. Халима, узнав от сына обо всём случившимся, немедленно отвезла Мухаммеда в Мекку к его деду Абд аль Мутталибу.

В 576 году, будучи 6-ти лет от роду, со смертью матери мальчик становится круглым сиротой. В 8 лет новый удар, - скончался его дед Абд аль Мутталиб. Теперь заботу о ребёнке берёт на себя его дядя Абу Талиб, ставший главой клана. В 12 лет Мухаммед совершает с караваном Абу Талиба своё первое путешествие в Сирию, где согласно другой арабской легенде один христианский монах, разглядев на челе подростка "Ореол Пророчества", предсказывает ему божественную избранность. В 15 лет он в качестве оруженосца принимает участие в военных действиях курайшитов против Йеменских купцов. К 20 годам Мухаммед становится опытным в коммерческих делах молодым человеком. Он удачно водит торговые караваны, но по причине своей бедности пока чужие.

В 595 году будущий пророк принимает предложение богатой мекканской предпринимательницы Хадиджи отвести её караван в Сирию. На этот момент, она была вдовой, пережившей 2 мужей и не имевшей своих детей. После возвращения из похода, который благодаря стараниям Мухаммеда оказался весьма прибыльным, он принимает предложение своей новой хозяйки о соединении их судеб. И в этом же году 25-летний Мухаммед и 40-летняя Хадиджа сыграли пышную валиму, т.е. свадьбу. Среди почётных гостей были Абу Талиб и бывшая кормилица пророка Халима. О семейной жизни Мухаммеда подробнее будет сказано во второй части этой главы. Но кое-какие её аспекты будут затронуты и здесь.

Бывая с караванами в Палестине и Сирии, Мухаммед имел возможность близко познакомиться со Священным Писанием евреев, Новым Заветом христиан и другой религиозной литературой апокрифического плана. Свои, местные ханифы с их идеями Истинного Бога и бессмертия душ человеческих, также оказали на будущего пророка огромнейшее влияние. Он всё отчётливее приходил к заключению о ложности многочисленных арабских божков и идолов. Счастливую жизнь на земле и вечное блаженство на небесах мог дать только Всемогущий Аллах, пророческое служение которому становиться делом всей жизни Мухаммеда.
 
Прошу внимательно ознакомиться со схемой, предваряющей текст главы.

                Начало пророческой деятельности

Недалеко от Мекки есть гора Хира. Это тихое и пустынное место. Именно сюда приходил Мухаммед. Здесь он проводил в одиночестве по нескольку дней, предаваясь молитвам и размышлениям. Вот что согласно мусульманской легенде произошло однажды.

В ночь 24 числа месяца рамадана 610 года, к спящему в пещере Мухаммеду в первый раз явился посланец Аллаха ангел Джибрил, принявший человеческий облик. Он вручил пророку свитки священной книги Коран и сказал: "Читай!". На замечание Мухаммеда: "Я не умею ", приказ был повторён и… пророк стал грамотным. Затем их встречи стали очень частыми. На этот счёт даже существует мусульманская статистика. Согласно ей небесный гость являлся Мухаммеду 24 000 раз, тогда как Адаму 12; Моисею 400, Иисусу всего лишь 10.

Давайте и мы немного посчитаем. Так как Мухаммед прожил от момента первой встречи с Джибрилом ещё 22 года, то выходит, что ангел являлся пророку в среднем каждые 8 часов, т.е. практически 3 раза в сутки. При каждой такой встрече Аллах через ангела передавал своему пророку части Корана, которые тот заучивал наизусть и записывал. В результате на руках у Мухаммеда осталась точная копия сакрально-священного текста Корана, оригинал которого находился на небесах у Аллаха. Именно этим Священная книга мусульман отличается от остальных теоретических документов доминирующих монотеистических религий: "Священного Писания" иудеев и "Нового Завета" христиан. Все они были написаны людьми, в то время как Коран ниспослан мусульманам самим Богом, правда, записан он всё же человеком.

Вкратце познакомимся с литературно-теоретическими столпами Ислама.

Коран.  Дословный смысл этого понятия – "Чтение". Он включает в себя 114 сур. Это отдельные главы, состоящие из айятов, т.е. откровений Аллаха. Таких айятов-откровений насчитывается 6 616. В общей сложности Священная книга мусульман содержит 78 000 арабских слов. После смерти Мухаммеда его приемник 1-ый халиф Абу Бакр приказал составить полный письменный текст Корана в виде одной книги, при этом он запретил что-либо там изменять или добавлять. Готовые суры передавались на хранение вдове пророка Хафсе. Она была его 4-ой женой, а также являлась дочерью друга и соратника Омара. Полный текст Священной книги был собран при 3-ем халифе Османе и номинально носит название "Коран редакции Османа". Итак, запомним, что Коран является "Откровениями Аллаха", которые Он передал мусульманам через своего пророка. В Коране нет ни одного слова самого Мухаммеда.

Приведу вам одну суру, которая нарушается суннитами и шиитами, когда они не то что режут или взрывают друг друга, а даже когда "косо смотрят" один на одного.

Коран, сура 49:10  "… Истинно верующие – братья друг другу: поэтому примеряйте между собою братьев ваших. Бойтесь Бога, может быть Он умилосердится к вам…".

Но суннито-шиитские братья никак не хотят мириться и Аллах им не указ, и страха нет, и милосердия им не нужно. А ведь до хрипоты и те, и другие считают себя истинно верующими мусульманами. Не мешало бы этим братьям не только слушать, что скажут их служители культа, но иногда и перечитывать свои религиозные первоисточники. Правда, для этого нужно быть грамотными, а вот с этим у таких братьев в подавляющем большинстве проблема.

Сунна.  Вторая по значимости книга. Это сборник преданий ислама. Он состоит из отдельных хадисов, т.е. рассказов. Вот здесь уже повествуется о жизни, деяниях, изречениях и суждениях Мухаммеда по различным жизненным аспектам. Сам пророк не любил архивировать свои высказывания, опасаясь, что со временем они могут быть приняты за суры из Корана. Однако, благодаря его последователям, которые это всё сохранили и записали, набралось несколько десятков тысяч таких рассказов. В результате появилась проблема, встававшая ранее у христиан с их апокрифическими и подложными произведениями. Здесь также необходимо было произвести "отделение чистых зёрен от нечистых плевел", т.е. выявить "диаф" (слабые) и "мавду" (сомнительные) хадисы. Были выработаны строжайшие правила отбора "сахих" (подлинных) рассказов. В результате проведённой по истине титанической работы в настоящее время подлинно-достоверными принято считать:

7600  хадисов   –   "от имама Мухаммеда ибн Исмаила аль-Бухари"
7500  хадисов   –   "от Муслима ибн аль-Хаджджаджа"
4350  хадисов   –   "от Мухаммеда ибн Йазида ибн Маджа"
500  хадисов    –   "от Абу Дауд Сулаймана ибн Ашата"

На сегодняшний день Сунна насчитывает около 20 000 сахих хадисов. Теперь приведу высказывание пророка Мухаммеда, подходящее к интересующей нас проблеме отношений между 2-мя основными течениями Ислама.

Хадис Муслима.  "… Верующие подобны частям здания. Одна часть поддерживает другую…".

Что происходит со строением, если этого нет? Правильно, здание рушится и давит всех, в нём живущих. Этой ветхостью могут воспользоваться и те, кому выгодно разрушить такое здание. Пример с Ираком. Вместо того, что бы объединиться и устроить американцам свой, уже набивший всем оскомину джихад, правоверные истребляют друг друга. Выходит, что их внутренние исламские разборки им гораздо важнее внешней агрессии.

Шариат  (Путь Ислама).  Представляет собой тщательно разработанный кодекс норм поведения. Содержит запреты и инструкции, призванные контролировать и регулировать отношения мусульман к Аллаху, обществу и друг к другу. Основой Шариата практически являются те же законы, что и указания, полученные Моисеем на горе Синай от Иеговы. Однако Ислам в отличие от Иудаизма с его раз и навсегда застывшими догмами изменяет некоторые положения своих законов. Хочешь, не хочешь, а приходится подстраиваться под окружающую среду международного обитания и социально-политические ситуации.

Лирическое отступление.  Остановимся на одном интересном моменте шариатской юриспруденции, т.к. он коснулся самого пророка. В самом начале при составлении данного кодекса законов, прелюбодеи и их интимные подружки должны были за свои утехи получать по 100 ударов палками. В тонкости и детали совершённого, типа "как и где" при этом особенно не вдавались. Заявление поступило – получи. И вот случилось самому Мухаммеду лично испытать обвинение в супружеской измене. Их предъявила Айша, 3-я и самая молодая его жена. Пришлось срочно вносить коррективы в закон. Аллах по этому поводу даровал личностно-специальное откровение своему пророку. Согласно ему публичная порка стала применяться к тем, кто явно, и открыто совершил это "любимое деяние", причём в присутствии не менее 4-х свидетелей. Теперь ситуация предельно конкретизировалась, но стала напоминать какой-то секс на центральной площади. А вот обвинители и лжесвидетели в случае отклонения обвинений, сами стали подвергаться суровым телесным наказаниям. Однако вернёмся к нашей теме.

В 610 году, будучи в возрасте 40-ка лет Мухаммед начал своё пророческое служение. О тех откровениях, которые он получал через ангела в пещере на горе Хира, вначале знала только его жена Хадиджа. Постепенно круг лиц, которым пророк излагал сущность Ислама, расширялся. Вскоре глава Мекки Абу Талиб узнал обо всём происходящем. Племянник был вызван на аудиенцию, где объяснил суть новой религии. Абу Талиб внимательно его выслушал и с пониманием отнёсся ко всему сказанному. Он, как глава клана хошемитов заверил Мухаммеда в поддержке, но сам отказался от предложения принять Ислам. На данном этапе распространение нового учения шло очень медленно. За 4 года число его сторонников составило всего около 60-ти человек. Но одно приобретение было очень важным. Положения новой религии были безоговорочно приняты Абу Бакром, видным и влиятельным представителем курайшитского клана Тейм. После кончины пророка он станет его 1-ым приемником-халифом. До этого Абу Бакр станет ещё и тестем пророка, отдав ему в жёны свою юную дочь Айшу.

Для более активного привлечения сторонников в свои ряды Мухаммед устраивает в центре Мекки на холме ас-Сафа публичную проповедь. Но знатные мекканские купцы, изначально не принявшие основные постулаты новой религии, по существу сорвали его выступление. Они не хотели и слышать о всеобщем братстве, восхвалении нищеты, порицании богатства и об обязательной раздаче милостыни. Им претила сама мысль об освобождении рабов, принявших Ислам. Главными врагами Мухаммеда становятся главы курайшитских кланов Абу Джахль, Абу Суфиан и один из многочисленных дядей пророка Абд аль Узза (Абу Лахаб). Они встречаются с шейхом Абу Талибом и требуют, что бы новоиспечённый пророк прекратил чернить курайшитских богов, насмехаться над верой предков и сеять в Мекке смуту. Однако шейх заявляет, что не собирается унимать племянника, и лишать его кланового покровительства. Вражда с богатейшими людьми Мекки не радовала Абу Талиба, но он считал Мухаммеда честным и добродетельным человеком. Тогда оппозиционеры заявляют, что они сами найдут способы поставить Мухаммеда на место.

В это самое время происходит очень важное для становления Ислама событие. Оно очень перекликается с обращением гонителя христиан Савла в апостола Павла, который в будущем стал одним из главных устроителей церкви Христовой. Так вот, Омар, племянник главного противника новой религии Абу Лахаба был и сам весьма враждебно настроен к Мухаммеду и его учению. Но с постулатами Ислама он был практически не знаком. Перед тем как приступить к активным враждебным действиям в отношении последователей Мухаммеда, Омар решает ознакомиться с выдержками из Корана. Этого оказалось достаточно, что бы его взгляды навсегда изменились. Омар встречается с Мухаммедом и безоговорочно принимает Ислам. Впоследствии он станет 3-им халифом. Дочь Омара Хафса, как уже упоминалось выше, станет со временем 4-ой женой пророка и хранительницей рукописей Корана. Омар был очень храбрый и решительный человек. Перейдя в новую веру, он повел непримиримую борьбу с курайшитской знатью. Её итогом на этом этапе явилось завоевание права для молодой мусульманской общины, беспрепятственно приходить в храм Каабу. Там они могли совершать молитву Богу Аллаху, игнорируя при этом, всех там находящихся многочисленных, как курайшитских, так и идолов других арабских племён.

В 619 году в возрасте 90 лет умирает дядя-друг Абу Талиб. Главой клана хошимитов становиться Абу Лахаб, тоже дядя, но злейший враг новой религии и лично племянника. В этом же году скончалась жена и верная соратница пророка 65-летняя Хадиджа. Они прожили в счастливом браке 25 лет. Мухаммед уезжает из Мекки в оазис Тариф и живёт у своего (следующего) дяди Аббаса. Напомню, что у отца Мухаммеда было 12 братьев. Там он проповедует постулаты Ислама среди кочевых племён Аравии. Однако особых результатов по вовлечению новых приверженцев в свои ряды, получено не было. Мухаммед возвращается в Мекку и на одной из многочисленных торговых ярмарок встречается с жителями Ясриба (будущей Медины). В результате 12 человек принимают его веру и уже сами начинают учить основам мусульманства своих сородичей. Со временем это даст отличные результаты.

В 621 году Мухаммед пережил одно из самых значительных своих видений. В Исламе это событие носит название "Лейлят аль-исра валь-мирадж" или "Ночное вознесение Пророка к небесам". В честь этого события позднее будет установлен священный праздник "Мирадж" (Раджаб-Байрам). А произошло с пророком следующее.

После многочасовой молитвы Мухаммед увидел себя как бы со стороны, спящим в храме Кааба. Появившийся ангел Джибрил, разбудил его и приказал следовать за ним. Во дворе стоял белоснежный зверь Бурака (быстрый, молниеносный). Это был наполовину мул, наполовину осёл с лицом человека и громадными крыльями. Мухаммед в сопровождении ангела был моментально перенесён в Иерусалимский храм. Там его встретили: Ибрахим (Авраам); Мус(с)а (Моисей), Иса (Иисус Христос) и др. пророки. Они все вместе провели молитву своему Единому Богу, и при этом Мухаммед был имамом, т.е. главным руководителем молитвы. После её окончания, пророк вместе с ангелом поднялся по приставленной лестнице в небесные выси. Как оказалось всех небесных уровней, было 7. Теперь вы поняли, откуда пошло выражение "7-ое небо"? Правильно, именно отсюда. Так вот, на 1-ом ярусе их встретил праотец арабов Исмаил, которому подчинялись 144 000 000 ангелов, в том числе и Малик, повелитель Джаханнама (Ада). Малик позволил пророку ознакомиться с условиями проживания грешников. Позже ему будет показан и Джаннам (Рай), где проживал Адам в окружении душ праведников. На 2-ом небе располагались пророк Иса (Иисус) сын Марйам (Марии), а также его двоюродный брат Иоанн (Креститель). 3-ий небесный уровень занимал пророк Иосиф, 4-ый принадлежал Идрису (Енох), 5-ый, - Гаруну (Аарон). Его брат темнокожий (?) Муса проживал на 6-ом этаже. На самом последнем 7-ом небе Мухаммеда встретил Ибрахим (Авраам), восседавший на блестящем троне. Затем у пророка состоялась встреча с самим Аллахом, который во время их беседы был скрыт от взора Мухаммеда за занавесками.

От Аллаха пророк получил указание производить всем верующим в него 50 ежедневных молений. Получалось, что каждые 28 минут необходимо было проводить молитву. Времени на добывание хлеба насущного, как сами понимаете, уже не оставалось. Мухаммед вначале согласился, однако Муса счёл это непосильным и уговорил пророка вернуться и попросить Аллаха уменьшить число молений. Просьба была удовлетворена, но всего за минусом "пять". Теперь правоверным необходимо было посещать свои храмы 45 раз в сутки. И обратно Муса развернул пророка. В результате 9-тикратных переговоров Мухаммеда с Аллахом, число молений было уменьшено до "5". Здесь также прослеживается аналогия с Ветхозаветной историей, когда Авраам уговаривал Бога не истреблять жителей Содома, если там найдётся хотя бы 50 праведников. Постепенно это количество было уменьшено до 10 человек, но праведников оказалось всего 4: Лот, его жена и 2 дочери. В результате Содом и Гоморра вместе с их развратными жителями были уничтожены.

Таким вот образом мусульмане получили свой "Намаз". Это обязательное ежедневное 5-тикратное моление. Оно включает: чтение сур из Корана, произношение молитв-формул, отбивание поклонов, вставание на колени, простирание ниц и сидение на полу с поджатыми ногами. Молиться разрешалось в любом чистом месте, сидя на коврике лицом в сторону храма Кааба (Мекки). Но "пятничная молитва" по законам шариата должна (по возможности) проводиться в мечети. Именно она теперь собирает наибольшее число правоверных, поэтому здесь удобнее всего суннитам взрывать шиитов и наоборот. Эффект от проделанной работы получается наибольший, да и пластид расходуется гораздо экономнее.

Итак, 5 раз в сутки муэдзин взбирается на минарет и провозглашает азан, - первый призыв мусульман к молитве. Для не совсем расторопных, существует и 2-ой призыв, - икама. Теперь на минаретах установлены мощные динамики, а роль муэдзина выполняет простой магнитофон. Перед молитвой каждый обязан совершить вуду (малое ритуальное омовение), а перед пятничной молитвой совершается гусл (полное омовение). В случае отсутствия в месте моления воды, производится тайаммум - сухое ритуальное омовение песком. Так что в случае теракта во время пятничной молитвы правоверные полностью готовы к встрече с Аллахом в плане чистоты. Итак, Аллах дал мусульманам 5 молений: Фаджр – предрассветная молитва; Зухр – полуденная молитва; Аср – предвечерняя молитва; Магриб – молитва на заходе солнца и Иша – ночная молитва. Однако вернёмся на седьмое небо.

После получения, таким образом, всех указаний, Мухаммед спустился на землю и был перенесён Бураком назад в Мекку. После услышанного от пророка рассказа о его ночных странствиях в Иерусалимский храм и встречу с Аллахом, многие сподвижники Мухаммеда клятвенно поклялись следовать за ним до конца.

16 июля 622 года Пророк даёт указание о начале "Хиджры", т.е. переселении мекканских мусульман в оазис Ясриб, который получит имя "Медина". Цель была проста: создание вместе с ансарами единого этноса единомышленников - Уммы.

Через 17 лет этот день был провозглашён мусульманами началом нового летоисчисления. Следуя приказу Мухаммеда, большое число приверженцев новой веры начало покидать Мекку, что вызвало недовольство курайшитской верхушки. Они принимают решение убить пророка, о чём ему становиться известно. Абу Бакр и Мухаммед тайно покидают город. А вместо него, завернувшись в любимый пророком зелёный плащ, в доме остаётся Али. Теперь надеюсь понятно, почему у мусульман "зелёное знамя"?

Сейчас мы подошли к знакомству с человеком, которому судьбой было уготовано расколоть Ислам на 2 враждебных лагеря: шиитов и суннитов.

Али (ибн Абу Талиб).  Сын того самого Абу Талиба, дяди Мухаммеда, любившего и поддерживавшего пророка. Вот что гласит один из хадисов Мухаммеда: "Я не усыновил Али, но полюбил маленького двоюродного брата, как родного сына, а Али полюбил меня больше, чем своего отца". Со временем он станет зятем пророка, взяв в жёны его любимую дочь Фатиму. Этот союз подарит им 2-х сыновей: в 625 году Хасана и в 626 году Хусейна, а пророку первых и единственных внуков. Линия "Али – Фатима" является основной наследственной линией Мухаммеда и носит название "Семья Пророка". Попрошу это запомнить, т.к. ни одна из жён Мухаммеда не подарит ему детей, и ни одна из его дочерей (кроме Фатимы) не родит ему внуков. Сам Али станет 4-м Халифом после Абу Бакра, Омара и Османа. Однако об этом ниже, а пока вернёмся в Мекку, оставленную Мухаммедом и Абу Бакром.

Убийцы, подосланные Абу Лахабом, с мечами врываются в дом, но там их смело встречает Али, тронуть которого они не посмели. Сам пророк в это время находился в оазисе Ясриб среди своих друзей из числа ансаров. Там, в местечке Куба в 622 году им была заложена первая в мусульманском мире мечеть. Через год Мухаммед перебирается в Медину, где состоялась его свадьба с дочерью Абу Бакра Айшой. Там же, но чуть позднее 16-летняя Фатима становиться женой Али. Сюда же по призыву пророка начали стекаться "мухаджиры" (переселенцы) из Мекки и Эфиопии.

В 624 году Мухаммедом была составлена "Конституция Медины", где указывались принципы и способы превращения разноплеменного арабского этноса в единый и сплочённый народ – "Умму Пророка Мухаммеда". Этот документ был безоговорочно принят курайшитами-мухаджирами, кочевниками-ансарами и прозелитами ислама из бывших выкупленных рабов. Там же Мухаммед был признан "истинным пророком и посланником Аллаха". За год до этого Мухаммед получает откровение Аллаха о снятии запрета на войну. С этого времени начинаются постоянные вооружённые вылазки членов Уммы против торговых караванов мекканских курайшитов. Это стало приносить неплохие дивиденды, которые выручались от продажи захваченного товара и, особенно за выкуп пленных. Вот собственно истоки, распространенного и теперь в отдельных мусульманских странах, обычая похищения заложников с возможностью их последующего выкупа родственниками.

В марте 624 года в долине Бадр состоялась битва между мусульманами и курайшитами, направленными из Мекки специально для прекращения дальнейших нападений на караваны. Отряд противника, численностью 600 человек возглавлял сам Абу Лахаб. Сторонники Мухаммеда одержали полную победу. Абу Лахаб погиб от метко пущенной стрелы. Было захвачено много знатных курайшитских клановых предводителей, выкуп за которых принёс огромные по тем временам деньги. Например, дядя пророка Аббас был оценен в 12 000 дерхемов. За остальных знатных пленников брали по твёрдой таксе в 5 000 за голову. Пятую часть от захваченного получал Мухаммед, а остальное распределялось поровну между воинами.

В начале марта 625 года из Мекки против мусульман Медины выступил отряд в 3 500 человек под предводительством Абу Суфиана, который возглавил оппозицию после смерти Абу Лахаба. Мухаммед с отрядом в 750 человек, ночью выходит из города и располагается боевым порядком на склоне горы Оход. Утром началась битва, которую мусульмане на этот раз проиграли. Сам пророк был ранен в лицо, выпущенным из пращи камнем и с остатками отряда покинул поле брани. Мекканцы, однако, не посмели напасть на Медину, в которой оставалось ещё много воинов-мусульман.

В конце 625 года Мухаммед с отрядом в 2 000 человек наголову разбивает кочевников племени Бану Мусталик, также собиравшихся напасть на Медину. Это убедило другие кочевые племена отказаться от военного сотрудничества с курайшитами.

Весной 627 года из Мекки выступает отряд, численностью 10 000 человек во главе с Абу Су-фианом. Медина приготовилась к обороне, т.к. для открытой битвы не хватало ни сил, ни средств. После 14 дней осады армия курайшитов начала ощущать нехватку продовольствия и воды. К тому же резко похолодало и пошли дожди. Моральный дух мекканцев был сломлен, и они отошли. Это имело огромное значение для дальнейшего продвижения новой веры среди племён Аравии.

В 628 году Мухаммед и 2 000 вооружённых воинов-поломников совершают первый хадж, направляясь в Мекку к храму Кааба. Курайшитов охватывает паника. Пророк останавливается около города и разбивает лагерь. Осман направляется на переговоры и заверяет мекканцев в мирных намерениях мусульман. Дальнейшие переговоры приводят к подписанию 10-летнего договора, согласно которому со следующего года мусульманам разрешено совершать 3-дневный хадж в Мекку. Однако в этом году паломничество так и не состоялось. Оно окончилось лишь молитвой с обращёнными к Мекке лицами. Здесь же Мухаммед впервые полностью обрил свою голову, что затем стало обязательным действом для мужчин при совершении ими хаджа.

В мае 628 года Мухаммед начинает прививать Ислам в Аравии уже с помощью оружия. Время уговоров прошло. Его воины захватывают племенные оазисы и крепости, жители которых поголовно обращаются в новую веру. В Хайбаре, где проживала зажиточная еврейская община, на пророка было совершено покушение. Пленница, прислуживающая во время трапезы, подала жареную баранину с подсыпанным ядом. Так она решила отомстить за своих убитых родственников. Мухаммед, почувствовав странный привкус, успел выплюнуть мясо, а вот второй сотрапезник опоздал. Рабыню немедленно казнили. Но часть яда всё же попала в организм пророка и с этого момента его начали мучить сильные периодические боли в области желудка.

В марте 629 года Мухаммед в сопровождении более 2 000 верующих мусульман совершает хадж в Мекку и проводит там 3 дня. На этот раз уже никто не посмел воспрепятствовать их приходу. Стало ясно, что дни Мекки, как центра противостояния Исламу сочтены.

11 января 630 года Мухаммед на белом муле во главе громадного войска вступает в город. Мекка сдалась без сопротивления. Жители во главе с курайшитской верхушкой безоговорочно принимают Ислам и присягают на верность пророку Аллаха. Затем следует подчинение всех кочевых племён Хиджаза и Хавазина. Медина же становиться столицей исламских земель. Однако внутренних денежных ресурсов оказывается недостаточно для нормальной жизни всех членов мусульманской Уммы. Необходим был приток новых денежных средств. И тогда взоры пророка устремляются на север, где раскинули свои богатые земли Египет, Сирия, Персия и Византия. Это он знал не понаслышке, это он видел сам. Пророк начинает готовить свой народ к священной войне, к "джихаду" против новых недругов Аллаха. Правда жители этих стран ещё и знать не знали о каком-то там мусульманстве и то, что они уже стали для кого-то врагами. Огромный объём работы по подготовке к предстоящим битвам не позволил ему в 631 году возглавить хадж в Мекку. Это сделал его верный соратник Абу Бакр. Нервное напряжение, физические нагрузки и яд Хайбара подрывают силы 62-летнего Мухаммеда. Он чувствует близкое окончание своего земного пути.

В 632 году Мухаммед совершает свой последний хадж в Мекку. Он молится в Каабе, выпивает воду из священного источника Замзам и возвращается в Медину. Абу Бакр удаляет от слабеющего пророка всех жён, кроме своей дочери Айши. Силы покидают Мухаммеда на глазах. Абу Бакр, Омар и Али часто проводят совещания у его постели и подолгу размышляют о дальнейшей судьбе мусульманской Уммы. Главный вопрос, который они обсуждают между собой, это вопрос о первопреемнике. Однако никто не решается, открыто задать его непосредственно Мухаммеду, который всё чаще пребывает в забытьи. Однажды, когда сознание вернулось к умирающему, он просит принести атрибуты для написания своей последней воли. Но Мухаммед уже ничего не успел продиктовать. Аллах призвал своего пророка. Это случилось 8 июня 632 года в Медине, в доме Айши и на её руках. До 63-х лет ему оставалось около 3-х месяцев. На крики Айши сбежались остальные жёны и их вопли дали понять жителям города, что их муж окончил свой Земной Путь.

Мухаммед не оставил "политического завещания". Вопрос о преемнике так и остался открытым. Ближайшие сторонники в срочном порядке собирают совещание. Предводители кочевников-ансаров настаивают на том, чтобы Умму возглавил их представитель. Абу Бакр возражает и ясно даёт понять, что хотя все мусульмане и равны, но курайшиты никогда не признают над собой власти ансара. После долгих споров стороны приходят к общему решению, и бразды правления вручаются Абу Бакру. Затем принимается решение о процедуре прощания и захоронения тела. В ходе этого обсуждения Абу Бакр вспоминает, что однажды в разговоре с ним Мухаммед подметил одну интересную закономерность. Он сказал, что все пророки прошлого похоронены на том месте, где к ним пришла смерть. Во вторник после обеда началось прощание с телом покойного. В ночь со вторника на среду в доме Айши была отодвинута кровать, на которой скончался Мухаммед и на этом месте вырыта ниша-могила. В среду именно там его бренные останки и были преданы земле. Со временем на этом месте будет выстроена главная мечеть Медины –  "Мечеть Пророка".

Приемники Мухаммеда стали называться "халифами". Они наделялись огромной духовной и светской властью в мусульманском государстве, которое вскоре получило название – "Халифат". Но с Х века халиф утрачивает былую политическую власть. Теперь это только исламский первосвященник.

1-ым халифом стал друг и соратник пророка, а так же его тесть Абу Бакр. Он возглавлял мусульманскую Умму с 632 по 634 годы. При нем были подавлены распри среди кочевников и уничтожены все лжепророки, в изобилии появившиеся после смерти Мухаммеда. Его, хотя и короткое правление способствовало укреплению сплочённости мусульман в их готовности к джихаду против северных государств.

2-ым халифом стал Омар, также тесть Мухаммеда. Время его правления было более продолжительным: с 634 по 644 годы. За эти 10 лет под его предводительством воины ислама покорили: Палестину, часть Сирии, Ливию, Египет и часть Персии. В Иерусалиме, Омар не разрешил превращать христианский Храм Гроба Господня в мусульманскую мечеть. Однако этот благородный поступок не помешал христианину рабу-персу Фирузе нанести Омару 6 ударов кинжалом во время его утренней молитвы в Медине. От полученных ран, через несколько дней Омар скончался.

3-им халифом на 12 лет становиться Осман, племянник Хадиджи, первой жены Мухаммеда. Жёнами Османа в числе других были и две дочери пророка: Зайнаб и Рукайе. При его правлении с 644 и по 656 годы была полностью покорена Сирия. Воины Османа привили ислам в Дагестане и других регионах Северного Кавказа. Однако не все были довольны его правлением. Османа обвиняли в несправедливом дележе добычи, обогащении своих родственников, которых он назначал правителями захваченных земель. Наместник Египта Амр ибн Аас предлагает 80-летнему Осману отречься от власти, а после отказа подсылает к нему убийц-фанатиков. 3-ий халиф был убит в Мекке в своём дворце с Кораном в руках. Его кровь обагрила страницы священной книги. Жена Османа Найла, пытаясь хоть как-то защитить мужа, схватилась за кинжал убийцы и лишилась нескольких пальцев руки. Затем она отсылает их вместе с мольбой о помощи Муавийе своему двоюродному брату и правителю Дамаска. Напомню, что при Османе завершилось начатое Абу Бакром собирание сур Корана в одну книгу. А вот теперь мы вплотную подошли к истокам шиито-сунитской проблемы.

4-ым халифом стал Али (ибн Абу Талиб), двоюродный брат пророка, муж его любимой дочери Фатимы и отец единственных внуков пророка: Хасана и Хусейна. Вдова пророка Айша предъявляет Али претензии, что он без должного усердия отнёсся к поискам убийц Османа, и те до сих пор не предстали перед судом. Она собирает военную коалицию против Али. Дело доходит до открытого вооружённого противостояния. Во время т.н. "Верблюжьей битвы" войска Айши терпят поражение, а она сама попадает в плен. Надо отдать должное Али, который с почтением обошёлся со своей пленницей. Он помнил, что эта женщина была дочерью их общего друга Абу-Бакра и женой Мухаммеда, на руках которой он и скончался. Айша препровождается в Медину, где будет находиться под надзором до своей кончины.

Правитель Дамаска Муавийя, получивший от жены убитого Османа её отрубленные пальцы, также обвиняет Али в потворстве убийцам. Он уже более 20 лет является правителем Сирии, но его амбиции требуют большего. Муавийя ищет любой предлог, что бы ни признать Али халифом и самому стать полновластным хозяином огромного мусульманского царства. Али со своими воинами вторгается в Сирию. Войска Муавийя начинают движение им на встречу. Армии встречаются на правом берегу Евфрата около города Сиффин. Но битве не суждено было произойти. Сирийские воины поднимают на своих копьях свитки Корана, и благочестивый Али приказывает прекратить подготовку к атаке. Начинаются переговоры, во время которых Али соглашается на выборы халифа, что было равнозначно самоотречению от законной власти. Сторонники Али возмущённые таким решением, начинают покидать ряды его полков. Они получают название "хираджиты" (отступившие). Зреет заговор, целью которого является убийство их бывшего лидера. Али доносят о готовящемся преступлении. Знает он и имя будущего убийцы, но прятаться, - считает ниже своего достоинства. И вот в 661 году во время молитвы в мечети города Куфы он был смертельно ранен кинжалом хираджита. Али приказывает сохранить убийце жизнь, если Аллах ему самому её дарует, или же предать того быстрой смерти в случае своей кончины. Так заканчивает свой земной путь 4-ый халиф, благородный Али.

Теперь Муавийя становиться хозяином исламского Халифата. Однако хираджиты считают, что внуки пророка имеют больше прав быть законными правителями мусульманской империи. Сирийский самозванец, понимая складывающуюся ситуацию, проводит со старшим сыном Али тайные переговоры. В результате Хасан, который особо и не стремится к власти, преподносит убийцам отца сюрприз. Он, за щедрое денежное вознаграждение, соглашается на предложение правителя Сирии уступить ему своё право "побыть" халифом. Младший сын Хусейн также решает потерпеть со своими притязаниями на власть и подождать естественной кончины старого Муавийи. Ну а потом уже самому долго и счастливо править на благо всех правоверных.

Решив, проблемы с престолонаследием, Муавийя переносит столицу Халифата из Медины в Дамаск и принимает серьёзные меры для своей безопасности. Ожидание трона затянулось для Хусейна на целых 19 лет. И вот, наконец, в 680 году престол Халифата освобождается. Но здесь выясняется, что старый хитрец на смертном одре уже передал власть своему сыну Язиду. Стерпеть такое Мединская коалиция хираджитов уже не смогла. Она образовывает "Шиат Али", целью которого становится утверждение на мусульманском престоле прямых наследников пророка Мухаммеда, т.е. потомков по линии "Али – Фатима".

"Шииты", как они стали себя именовать, собирают армию во главе с Хусейном и идут на Дамаск. Происходит знаменитая "битва при Кербеле", городе находящимся на территории современного Ирака. Однако шиитов ждёт поражение, а сам Хусейн погибает. Так заканчивается борьба за власть в Халифате. С этого времени обладание престолом становится сугубо наследственной привилегией, а 1-ая династия получила название – "Омейядов".

Итак, мы выяснили, что появление шиитского течения было вызвано расхождениями противоборствующих сторон во взглядах "О праве наследования власти". Со временем убитый (своими же) сектантами-хираджитами Али, был (ими же) возвеличен и признан 1-ым Имамом, а не 4-м Халифом. Его сыновья Хасан и Хусейн стали почитаться как 2-ой и 3-ий Имамы соответственно. Шииты полагают, что смерть Хасана наступила в результате отравления и поэтому он почитается как "св. мученик". Его брат Хусейн, погибший  при Кербеле, почитается уже как "св. великомученик". Шииты установили по нему "Ашуру", т.е. траур, который выливается в пышно-помпезные демонстрации и в последнее время очень часто сопровождается сунитскими терактами. Шииты признают Коран, Сунну и Шариат. Однако они считают, что в "Османовой редакции Корана" опущено много аятов, связанных с именем Али. В Сунне ими почитаются только те хадисы, которые имеют непосредственное отношение к Али. У исмаилитов, одной из сект шиитов Али почитается уже как божество. Представители шиитских течений отмечают дни рождения Али и Фатимы. Кроме хаджа в Мекку они совершают паломничества в места, связанные с именами своих Имамов. Женщины шиитки во время основного хаджа, навещают могилу Фатимы в Медине. Её культ очень распространен и почитаем всеми многочисленными шиитскими ответвлениями.

"Сунниты" – это все остальные мусульмане, которые принимают проблему наследования власти как исторически сложившуюся. Они почитают Али как 4-го халифа и не видят особых причин для его возвеличивания. Суннитов большинство в исламском мире. Они живут в тех же городах и странах, что и шииты. Однако мирным такое их сосуществование назвать как-то не поворачивается язык.

Мухаммед, создав новую религию и единый, как казалось мусульманский народ, не оставил потомкам указаний ни о приемнике, ни о праве наследования власти. Это привело к естественной в таких случаях борьбе за эту самую власть в высших эшелонах и расколу низов общества на враждебные группировки. Прошли века, и первопричина как будто бы потеряла свою былую актуальность. Нет единого мусульманского царства, оно распалось на отдельные государства, где правят шейхи, короли и президенты. Они передают власть по совершенно иным законам.

Казалось бы, что те далёкие разногласия должны стереться и исчезнуть. Но этого нет. Просто необходимо учитывать мусульманские особенности. Нет у них ничего прочнее ненависти, замешанной на крови, пусть и очень давно пущенной. Ну а религия здесь вовсе и ни причём. Она всеми власть имущими всегда и везде используется в корыстных целях.

                Семейная жизнь Пророка

           … Больше всего на свете я любил женщин и благовония, но истинное   
                наслаждение я всегда находил только в молитве…
                Пророк Мухаммед

Мы с вами уже знаем, что в 595 году Мухаммед принимает предложение богатой предпринимательницы Хадиджи отвести её караван в Сирию. К этому времени она была 40-летней бездетной вдовой, пережившей двоих мужей. После возвращения из этого торгового предприятия, которое оказалось благодаря стараниям Мухаммеда весьма прибыльным, он принимает предложение своей хозяйки стать её мужем. И в этом же году 25-летний Мухаммед и 40-летняя Хадиджа сыграли пышную валиму, т.е. свадьбу. От этого брака родились 4 дочери и 2 сына, но оба мальчика умерли в весьма раннем возрасте. Две их дочери: Рукайе и Зайнаб выходят замуж за племянника Хадиджи Османа, который впоследствии станет 3-м Халифом. Однако ни у одной из них не будет детей. Третья дочь Умм Кальсум становиться женой одного из родственников пророка. Она также не подарила Мухаммеду внуков. Младшая дочь Фатима продолжает жить с родителями. В 619 году 65-летняя Хадиджа умирает. Их счастливый брак продолжался 25 лет.
 
В этом же году, через несколько месяцев после смерти Хадиджи Мухаммед женится на 30-летней вдове Савде. Однако этот союз оказался неудачным. Мухаммед, быстро охладевший к новой жене, предлагает ей развод. Савда отклоняет это предложение и взамен со своей стороны отказывается от супружеских прав на мужа.

В 620 году Хавла, одна из жён Османа даёт будущему Пророку совет жениться на дочери своего друга Абу Бакра. Девочку звали Айша, и на момент этого разговора ей исполнилось не полных 8 лет. 50-летнему Мухаммеду это предложение весьма понравилось, но ввиду возраста невесты состоялась только их помолвка.

В 623 году, когда Айше исполнилось целых 10 лет, в Медине была сыграна их валима. Свадебный подарок со стороны жениха составил 50 дирхемов, т.к. на то время он был ещё беден. К примеру, в 624 году сторонники Мухаммеда захватили в долине Бадр караван мекканских купцов и отряд охранения. В их числе был и дядя Мухаммеда Аббас, выкуп только за него составил 12 000 дирхемов. Пятая часть вырученных средств теперь всегда принадлежала Мухаммеду. Однако это будет только через год. Айша до самой кончины пророка оставалась самой влиятельной из его жён. Её отец Абу Бакр после смерти Мухаммеда возглавит мусульманскую Умму и станет самым 1-ым Халифом.

В этом же 623 году любимая дочь пророка 16-летняя Фатима выходит замуж. Её мужем стал двоюродный брат Мухаммеда Али. От этого брака появятся два сына: Хасан и Хусейн, - которые будут единственными внуками и прямыми наследниками пророка. Сама Фатима проживёт недолго и всего на 3 года переживёт отца. По другим источникам она умрёт через 6 месяцев после его кончины в возрасте 28 лет. Фатима похоронена в Медине, а её могила со временем станет местом паломничества и поклонения шиитских женщин.

В 624 году во время захвата каравана в долине Бадр, о котором уже упоминалось, 18-летняя дочь Омара осталась вдовой. Её звали Хавса, и была она очень хороша собой (по другим источникам "не очень"). Однако эта красавица имела весьма истеричный характер. Сначала отец, пытаясь пристроить дочурку, предлагает её в жёны их общему другу Абу Бакру. Но тот, зная особенности молодой вдовы, предложение отклонил. Тогда Омар обращается с тем же к Мухаммеду, который на брак соглашается. Так рядом с хижинами Савды и Айши появляется третий домик. Омар, будучи верным другом и соратником Мухаммеда, становится ещё и его тестем, а впоследствии и 2-ым Халифом.

В 625 году войско курайшитов во главе с Абу Суфианом выступило в поход против приверженцев новой веры, обосновавшихся в Медине. Не далеко от города в долине горы Оход произошло сражение. Сторонники Мухаммеда на этот раз потерпели поражение ввиду неравенства сил и вынуждены были отступить. Абу Суфиан имел дальнюю родственницу Хинду, а по другим источникам это была его дочь по имени Умм Хабиба. На то время она также пребывала в статусе вдовы, т.к. её муж погиб где-то в Эфиопии. Была эта 25-летняя женщина довольно привлекательной и Мухаммед, пытаясь улучшить политическую обстановку, решает взять её в жёны.

В 626 году происходит сражение с кочевым племенем Бану Мусталик, которое по уговору с мекканской аппозицией собиралось напасть на Медину. На сей раз, не повезло кочевникам. Была захвачена богатая добыча и множество пленных, среди которых находилась дочь богатого шейха мусталиков Бара. Девушка понравилась пророку, и дело заканчивается свадьбой. Она получает новое курайшитское имя Джуравия. Этот брак также преследовал далеко идущие политические планы. Родство с шейхом-предводителем кочевников давало множество плюсов. Таким образом, Мухаммед возвращается в Медину с хорошей добычей и новой красавицей женой.

В 627 году гарем пророка пополняется следующей супругой, ею становится 38-летняя красавица Зайнаб. Этому браку предшествовал ряд событий. Дело в том, что у Мухаммеда был приёмный сын Зайд, а эта самая Зайнаб была его законной женой. Их семейная жизнь не сложилась. Зайнаб относилась к мужу с явным презрением, симпатизируя приёмному отцу мужа. Зайд, понимая складывающуюся ситуацию, решает развестись и предоставить ей полную свободу. Это решение приёмного сына получило одобрение со стороны Мухаммеда. Вот так Зайнаб становиться шестой женой в гареме пророка. Но это ещё не всё. За 7 лет до этого, в 620 году Мухаммед пережил видение, где он посетил Иерусалимский храм и побывал на небесах, знакомясь с условиями проживания в Раю и Аду. Так вот во время посещения Рая он встретился с прекрасной небесной девой, которая сказала Мухаммеду, что будет женой его приёмного сына. Вот такие дела были у пророка с красавицей Зайнаб.

В 629 году Мухаммед совершает паломничество в Мекку к храму Кааба. Он пробыл там 3 дня, а перед возвращением в Медину состоялась его свадьба с Маймуной, родственницей своего дяди Абасса. Некоторые источники приводят имена ещё 3-х жен пророка: иудейки из Хайбара Софии; бывшей коптской невольницы Марии и некоей Умм Саламы.

Итак, после смерти первой жены Хадиджи в 619 году гарем Мухаммеда пополнялся практически ежегодно. К 630 году туда входило 10 жён-красавиц: Савда, Айша, Хавса, Хинда, Джуравия (Бара), Зайнаб, Умм Салама, Маймуна, София и Мария. Пророку на этот момент исполнилось 60 лет. Однако друзья говорили, что Мухаммед в течение дня и ночи "обходил" всех своих жён и что он был "наделён силой 30-ти".

Вообще разрешённое количество браков у простого мусульманина выражается цифрой "4". Аллах своим личностным кораническим откровением освободил своего пророка от этого лимита и количество обитательниц гарема, в принципе можно было увеличивать. Вот только детей ни одна из красавиц пророку так и не подарила. Ну что ж, как говориться на всё воля Аллаха.

Семейная жизнь араба, а тем более уже мусульманина была иерархично регламентирована. Она подчинялась бытовавшей на то время строгой ритуальной дисциплине, касалось это и Мухаммеда. Его внимание было поровну поделено между всеми женами. Каждая из них имела свой день, в течение которого муж полностью находился под её опекой и заботой. Чередование этих дней не должно было нарушаться. В многочисленных военных походах Мухаммеда обязательно сопровождала одна из его жён. Она находилась в крытом паланкине, укреплённом на спине верблюда. Вопрос кому из обитательниц гарема отправляться в командировку, решался с помощью жребия.

На основании всего вышесказанного можно смело утверждать, что пророк в семейной жизни был поистине "настоящим мужчиной", а отсутствие детей у его многочисленных жён, спишем на их "женские способности" в плане воспроизводства и Волю Аллаха.

Хочу закончить призывом для прововерных нашего времени: "Не нужно жить прошлым, там много вражды и ненависти. Почаще заглядывайте в первоисточники своей Веры и вам откроется её истинный смысл". А вообще ребята: "Ля иляха илля Ллаху ва Мухаммадун Расулу Ллахи".


Рецензии