Душа и разум. Поиск духа. Глава 10

- Тебе нравится Зеланд? – Санёк в своем репертуаре, без предисловий.
- Знаешь, я в таких случаях вспоминаю анекдот. Обычно его называют «про грузина», впрочем, он про всех остроумных… «Грузина спрашивают: «Гиви! Ты любишь помидоры!?» - Он отвечает: «Кушат – да! А чтобы так – нэт!» Вот и я Зеланда книги читать иногда люблю, а самого никогда не видел…

- Юморист ты, дядь Саш! – Санёк весело рассмеялся. – Поговорим о чудесах, о волшебстве?
- Про Гарри Поттера начитался?!

- Типа того... Чудеса же вокруг нас, сам знаешь. …Сегодня, вот, к тебе ехал – автобус удачно подошел. Сразу, как только я к остановке подошел. Значит, я перешел на ту линию жизни, которая…
Дядя Саша продолжил фразу:
- …Ведет ко мне в дом!

- Во-во! У меня возник вопрос выбора из пространства вариантов при планировании своей жизни… Согласись, немаловажно знать, кто во мне заказывает и кто исполняет мои мечты. Все авторы единодушны во мнении, что мысль материальна. Я так же с этим согласен. Да и все, кто отслеживал события, связанные с собой: причины и следствия, подтвердят это. Более глубокие аналитики приходят к тому, что мысль должна иметь «окраску» при очень сильном желании: с воображением, вкусом, цветом, запахом, наконец, этой мечты, цели или желания.
Что или кто при этом говорит во мне? - Ум? – Вне всяких сомнений. Я же цель провозглашаю, я же о ней думал, рассчитывал, планировал. Часто очень конкретно думал  о ней. Какое-то «нечто» во мне выступает контролером, критиком, оценщиком мечты. Кто еще? – Наверное, то, что управляет или проявляет мои эмоции, фантазии, ощущения, чувства.

В психологии нет различия между душой и сердцем. А по поводу чувств советская психология была такого мнения, которое можно записать формулой: чувства – это эмоции плюс воля. То есть эмоции считались не контролируемыми проявлениями психики, а чувства – контролируемыми. И приводились примеры. Чувство патриотизма, например, считалась контролируемой эмоцией. Она, эта «контролируемая эмоция», вдохновляет на героизм. В союзе с волей и проявляется такой поступок. Проявления же грусти, злости, радости никак якобы не контролируются волей, поэтому так и остаются «низшими» проявлениями психики: эмоциями.

Современными психологами принята западная парадигма: эмоции контролируются умом. То есть это ум так проявляется через эмоции. Другое дело, что воли может не хватить удержать поведение человека в рамках данной эмоции. Итак, выражаясь современным языком психологии, патриотизм – это эмоция, а не чувство. Еще в связи с патриотизмом можно говорить о духе. Боевой дух – очень хороший пример. Боевой дух создается среди солдат на войне, у спортсменов перед соревнованиями. О том, что есть Дух с большой буквы пока не станем говорить. Догадываетесь, что, в этом случае, речь пошла бы о духовности и религии.

Вернемся к чувствам. А вот чувства, как раз – не контролируемы. Вопрос. – Не контролируемые чем? – Чувства проявляет душа. Ум не может их контролировать, поскольку не он их проявляет. Это та сфера, о которой психология лишь констатирует: это сфера подсознательного.
Как объяснить чувство любви? Что толкает человека на слова, поступки в связи с проявлением этого чувства. Единство чего в этом случае проявляется? Для меня ответ однозначен: единство души и разума.

Зеланд считает, что и позитивные состояния, и негативные – все привлекаются единством души и разума: «Разум наставляет душу, как маленького неразумного ребенка: «Я лучше тебя знаю, что нужно делать, а от твоего глупого лепета нет никакого толку». У большинства людей душа превратилась в испуганное бесправное существо, которое забилось в угол и с грустью наблюдает за тем, что вытворяет оголтелый разум. Иногда выпадают минуты согласия души и разума. В такие моменты душа поет, а разум с удовлетворением потирает руки. Но это случается редко. Чаще всего единство души и разума достигается в неприятии, страхе и ненависти».
А вот, строки из интервью с Вадимом Зеландом. В интервью темы религии журналист не касался. Но вот, единственный вопрос, который оказался наиболее близок к вопросу о Боге. Здесь запись ответа В. Зеланда с комментариями журналиста.
- …Откуда это приходит к вам, от кого?
Зеланд: - Это поле информации, откуда берутся все открытия, все сновидения.

Комментарии журналиста: "Зеланд говорит так, как будто он уже досконально исследовал этот вопрос, может достоверно все обосновать. Но он НИГДЕ этого не делает, а только говорит как об уже не имеющим для него сомнения. Естественно, если все это - самоиндуцированные иллюзии, имеющие для него такую значимость, что он не может в них не поверить (см.  Доверие, уверенность, вера и Вера и сумаcшествие)".

Зеланд: - Ведь сновидения рождаются, конечно же, не в голове человека.

Комментарии журналиста: "...тоже как бы научное утверждение :)".

Зеланд: - Это метафизическое информационное поле, куда человек подключается во время сна. Туда же он подключается, когда делает какое-то открытие или занимается творчеством. Мои знания взялись именно оттуда, я называю это поле пространством вариантов. Чтобы к нему подключиться, сначала нужно освоить фундаментальные основы из той области, к которой ты хочешь подключиться.

Комментарии журналиста: "Но даже задуматься о таком важном и все решающем предположении, что все это - его личные «глюки» разума, Зеланд не стал и НИГДЕ это не обсуждал хотя бы в порядке допущения. Это однозначно говорит о нечистоплотности происхождения его утверждений, о желании навязать свои идеи другим и самому уйти от сомнения".

Санёк продолжал:
- Зеланд не выделяет отдельно диалог ума и сердца. Поскольку он сам говорит, что не является сторонником никакой из религий, то, на мой взгляд, у него есть недопонимание и психических (научных), и духовных процессов.

Я уверен, что душа не может привлекать никакого негатива, поскольку является частью Бога и живет в реальности. Ум и сердце, напротив, создают действительность, в которой есть все, в том числе и негатив. Таким образом, создают другое пространство, называемое действительностью. Подробнее о видении реальности и действительности хорошо сказал священник Илья Дорогойченко.
В духовной практике подвижники, причисленные к лику святых, в свое время говорили о единстве ума и сердца. Так переведены слова Христа в Евангелии от Матфея:
«…Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим»
А вот как писал Феофан Затворник в своих письмах:

«…2. Об умной молитве. При умной молитве необходимо должно держать внимание в сердце пред Господом. По мере нашего усердия и смиренного тщания в молитве дарует Бог первое дарование уму нашему - собранность и сосредоточенность в молитве. Когда внимание к Господу делается неотходным, то оно есть внимание благодатное; а наше собственное внимание всегда бывает принужденное. От такой умной молитвы бывает переход к сердечной внутренней молитве, если только есть опытный учитель, очень удобный и свободный. Когда чувствами сердца с Богом бываем, а любовь к Богу сердце исполняет, тогда такая молитва носит название сердечной.

3. О молитве внутренней сердечной. В Евангелии изречено: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой (Мф.16:24). Если применить эти слова к делу молитвы, то они будут означать следующее:
…кто хочет законно подвизаться в молитвенном подвиге, пусть прежде отвергнется своей воли и собственных разумений, а потом понесет крест, то есть - труд тот душевный и телесный, который неизбежен при этом подвиге. Предав себя всецело неусыпному попечению Божию, надо смиренно и благодушно переносить этот труд ради истинного блага, которое даруется усердному молитвеннику от Бога во свое ему время, когда Бог Своею благодатью положит пределы нашему уму и уставит его неподвижно с памятью Божиею в сердце.
Когда подобное стояние ума сделается как нечто естественное и постоянное, оно носит у отцов название соединение ума с сердцем; при таком устроении уму уже не бывает желания быть вне сердца, напротив того, если по каким-либо обстоятельствам или многою беседою удержан будет он вне сердечного внимания, то у него бывает неудержимое желание опять возвратиться внутрь себя с какою-то духовною жаждою, и с новым усердием опять заняться созиданием своего внутреннего дома.
При таком сердечном устроении у человека из головы переходит все внутрь сердца, и тогда как бы некий умный свет озаряет его всю внутренность, и что он ни делает, ни говорит, ни помышляет, все делается с полным сознанием и вниманием. Он может ясно видеть тогда, какие приходят к нему помыслы, намерения и желания и охотно понуждает ум, сердце и волю на послушание Христово, на исполнение всякой Божией и отеческой заповеди; всякое же уклонение от них заглаждает чувством сердечного покаяния и сокрушения с непритворным жалением и с приболезненным смиренным припаданием к Богу, прося и ожидая свыше помощи к своей немощи. И Бог, смотря на такое его смирение, не лишает его Своей благодати.
Буди вам известно, что умносердечная молитва приходит в сердце иным скоро, а иным не скоро. Я знаю трех лиц: одному пришла как только было сказано в самый этот час; другому пришла через шесть месяцев; третьему - через десять месяцев; а одному великому старцу - через два года. И это почему так бывает - одному Богу только известно.
Еще ведайте, что прежде истребления страстей молитва бывает иная, и иная по очищении сердца от страстей: первая есть помощница при очищении сердца от страстей; а вторая есть как бы некий духовный залог будущего блаженства. Делайте так: когда почувствуете вхождение ума в сердце и воздействие молитвы; то давайте полную свободу такой молитве, удаляя все неблагоприятное ей; и пока она будет - ничего другого не делайте. Когда же не чувствуете такого влечения, тогда молитесь молитвою устною с поклонами, стараясь всячески внимание держать в сердце пред лицом Господа. Разогреется сердце и при таком образе молитвования».

Вероятно, действительность творят ум и сердце, а разум и душа создает реальность. Точнее, в нее приходит. А в единстве ума и сердца создается образ благоприятного и …неблагоприятного настоящего. Иначе, как объяснить созданную негативную действительность – те зеркала, которые не нравятся ни уму, ни разуму, ни душе, ни сердцу. Итак, человек своими действиями может создавать два мира – один в реальности и с Богом, а другой в действительности и… сам с собой. С Богом, безусловно, все благополучно, там все в истине. А вот «от себя»… Что-то все «не то» каждый раз получается. Ничто не может удовлетворить человека…
Вопрос вот в чем: «Что именно подразумевал Сам Христос, святой Феофан Затворник и другие святые под понятиями «ум», «разумение», «сердце», «душа»? Что-то из них безусловно нуждается в очищении, а что-то должно быть свято. Ведь сказал же Серафим Саровский: «Царство Божие внутри нас». Оно, это Царство может находиться только в постоянно святом месте. Конечно, Оно может отходить при «закрытии того места». Но от этого святость места внутри человека не исчезает. Чиститься же человеку нужно всю жизнь и никогда до самой смерти не избавиться от греховности. Так, собирая информацию о духовности человека, я пришел к выводу, что душа – место и сущность постоянно святая. Она от Бога. Чистить же нужно сердце.
Разум связан с душой, а ум с сердцем. Воля человека управляет умом. Но воля может и заставить саму себя отключить и тогда душа и разум приходят к Воле Божией. Это то, о чем пишут святые.

Опыт святых православных христиан безценен. Вот только по их книгам без наставника невозможно достичь духовного совершенства. Тем более, что «…Богодухновенных наставников нет у нас!», - сказал Святитель Игнатий Брянчанинов. - Что из этого следует? - Что преемственность закончилась? – Вопрос без ответа… Что ж, значит, каждому идущему к Богу придется идти самостоятельно, используя опыт тех, кто приблизился к Нему. Вот мой вывод. Вопрос, как идти, как следовать? – Ответ однозначен: в единстве души и разума, …памятуя о том, что ум и сердце тоже существуют и участвуют. Да, еще как участвуют!

В процессе общения с людьми, я открыл вот какое явление психики. Оказалось, что человек увлекается тем, что «у него получается управлять реальностью», не зависимо от того, где он сам находится: в реальности или в действительности. Этот вопрос встал именно таким образом. Я вновь и вновь возвращаюсь к вопросу: что ты построил, что ты строишь, реальность или действительность? Потому что вселенная исполняет все мечты, все заветные желания: и велосипед, и «высокую» зарплату, и автомобиль, и даже чемодан с деньгами. Все возможно вселенной! Вот только каковы последствия этого желания? – Отвечать самому «загадавшему» это желание. Так вот, эйфория от обладания человеком свойствами чудотворения, увлекает. А точнее отвлекает от истинного пути – пути обожения, пути приближения к Богу в святости. Зачем идти куда-то, когда можно «никуда не ходить», а все и так сбывается?! Ведь, правда же? …Я вот, задумался. Мне мало исполнения желаний. Я хочу знать наверняка, каковы последствия моих желаний. Где они меня поджидают? Ведь, не зря говорят: «Бойтесь своих желаний! Они имеют  особенность, исполняться» Так вот я не собираюсь жить в страхе …исполнения желаний. Иначе, какое же это «управление реальностью»!? Это натуральный самообман. Это та же самая жизнь во сне. Итак, бодрствуйте! И изучайте, что за пространство вы построили вокруг себя.


Рецензии