Сб. Скрижали Мысли. изд-во Звезды Гор, Алтай, 2014

СТАТЬЯ  М.А.Куртышевой
                КЛЮЧ К БУДУЩЕМУ
               
     Мы живем в великое время – Время Перехода. И как важно сегодня не заговорить, не заболтать те важные моменты в нашем групповом и личном самосознании, которые определят и уже определяют  скорость и качество этого Перехода.  Науки о Человеке, о развитии его сознания и всей психической сферы выдвигаются в наши дни в авангард исследований как сегодняшнего дня жизни человечества, так и стремительно наступающего Будущего.
     В  условиях ломки  еще так недавно кажущейся устойчивой физической картины мира, классической структуры наук и искусств, множащихся социальных и экономических революций, роста самосознания у нового поколения как никогда мы начинаем понимать  актуальнос ть  и своевременность  обращения к великому наследию в области отечественного человекознания, комплексной науки о Человеке.
     В рамки нашей статьи не входит подробный анализ истории развития отечественной психологической науки. Мы хотим лишь остановиться и обратить внимание читателей на те страницы ее истории, которые по тем или иным причинам оказались мало освещенными и не вошли в традиционные учебные курсы для психологов, педагогов, социальных работников и всех тех, кто получает образование в области человекознания сегодня. Да и сам термин «человекознание» оказался повсеместно забытым и практически утраченным в море научно-теоретического новояза.
     Но сама реальность сегодняшнего дня требует от психологической науки скорейшего и полноценного объяснения  многих и многих новых социально-психологических феноменов в общественной и личной жизни людей, связанных с негативными тенденциями: такими как непрерывный рост преступности, жестокости в обществе, отчуждения в коллективе или семье, роста суицидов и психических заболеваний, появления новых видов зависимостей – компьютерной, игровой и т.п.  Не будем, однако, представлять лишь одну сторону развития – именно на фоне столь негативных социально-психологических тенденций мы вдруг обнаруживаем, что все наше общество и каждый из нас именно сейчас живет в другом, новом мире, мире новых социально-психологических отношений.
     Этот новый мир зачастую ставит каждого из нас в ситуацию неопределенности, неожиданности, вплоть до психологического «шока» - так быстро меняется сам характер наших взаимоотношений. Дети становятся слишком рано, на наш взгляд, «взрослыми» и самостоятельными, заявляют о своих правах и планах на собственную жизнь и мировоззрение. Учителя отказываются работать в классах с учащимися, не исполняющих традиционную дисциплину и послушание. Мир новых экономических отношений просто вынуждает человека становиться максимально закрытым и борющимся за собственную безопасность и выживание.
     Врачи и психологи вот уже два десятилетия подряд бьют тревогу по поводу снижения уровня физического и психического здоровья всего населения и, в особенности, детей и подростков. В середине 90-х годов прошлого века в медкартах дошкольников даже появился такой диагноз как «агрессия неясной этиологии». В наши дни феномен агрессии у молодого поколения вызывает все большее внимание общества и специалис тов по воспитанию, но вопросов гораздо больше, чем ответов…
     В условиях нарастающего в обществе внимания к причинам резкого роста агрессии  молодого поколения в любой ее форме  - внешняя ли это агрессия или агрессия против себя (суициды) – самое время обратиться к изучению «этиологии» подобного социально-психологического феномена  отечественными учеными из не столь уж далекого прошлого. Речь пойдет о не имеющей  аналогов в мировой истории психологии научной школе петербургского ученого, академика Владимира Михайловича Бехтерева, всемирно известного русского физиолога, эволюциониста, врача, философа и психолога. 
     Чуть более века назад в Петербурге была создана не просто новая научная школа, а принципиально новая научно-практическая, общественно ориентированная, концептуально-целостная  СИСТЕМА  ВОЗРОЖДЕНИЯ общества и человека. В своей полноте эта Система  просуществовала всего двадцать лет  - с создания в 1907 году Психоневрологического Института как научного и учебного учреждения и по 1927 год, год смерти академика В.М.Бехтерева. Но подготовившие ее существования события развивались задолго до этого.
     Известный исследователь истории развития психологических школ академиков  В.М.Бехтерева и Б.Г. Ананьева  психолог  Н.А.Логинова  издала целую серию книг  об этих петербургских ученых. Благодаря ее работам современное поколение психологов и педагогов может детально ознакомиться с теми научными концепциями, открытиями и находками, методами и принципами, которые характеризуют эти научные школы, но до сих пор не нашли должного места и внимания со стороны официальной науки.
     Благодаря ее работам мы можем проследить основные вехи становления и развития уникальной научной  системы, далеко выходящей за рамки традиционных исследовательских, образовательных или воспитательных учреждений, традиционно представляющих ту или иную область знаний.
     В 1885 году в Казанском университете В.М.Бехтеревым  открывается  первая  в России психофизиологическая лаборатория, в деятельности которой закладываются начала будущего комплексного подхода к изучению человека. Он так писал о задачах лаборатории в то время: «Непосредственная цель лаборатории состоит в исследовании нервной системы , прежде всего центральной нервной системы, с точки зрения эмбриологии, анатомии, гистологии, патологической анатомии,  физиологии и микрохимии;  лаборатория предназначена также для исследований  в области экспериментальной психологии и для психофизических исследований» (Н.А.Логинова. Опыт человекознания. История комплексного подхода  в психологических школах В.М.Бехтерева и Б.Г.Ананьева. изд-во СПбГУ, 2005 г.).
     Такое  начало ознаменовывало собой новый период развития  науки о человеке – междисциплинарный подход, объединение самых разных наук для исследования человека, его физической и психической сущности, горизонтов развития его сознания.
     Почти через десять лет, в 1896 году,  подобная лаборатория открывается  В.М.Бехтеревым при Военно-медицинской академии в Петербурге, а  вслед за нею и такие учреждения как Нервная клиника и Малая академия с нервно-хирургическим отделением.
     Ученые того времени отмечали, что В.М.Бехтереву природно свойственна невероятная мощь ума, буквально страсть к объятию необъятного в науке, желание и возможность переступить границы тех научных областей, к которым мало кто из ученых, его современников,  отваживался подойти.  Ему удалось не только сблизить в научной логике новой области – объективной психологии - естественные и гуманитарные науки , но и в завершающий период его жизни расширить связи этой новой науки от биологических и социальных факторов до факторов космических. В поиске влияния абсолютного большинства внешних факторов на сознание человека и работу его мозгового аппарата  Бехтерев исследовал язык, материальную культуру, нравы, обычаи, экономический уклад, особенности климата и др.
        Однако, его научный подход к изучению человека  отличался от всех предыдущих  еще одной особенностью. Он смело вводит в науки о человеке понятие   нервно-психической   ЭНЕРГИИ как части всеначальной, единой мировой энергии  и тем самым фактически возглавляет  естественнонаучное направление в психологии, смело оппонируя при этом традиционной для того времени философско-религиозной психологии.  Бехтерев подчеркивал, что понять поведение и личность без глубокого изучения деятельности внутренних мозговых механизмов нельзя , тем самым определяя роль психофизиологической проблемы в изучении человека.                Как указывает Н.А.Логинова, именно это обстоятельство явственно отличает «поведенчество» Бехтерева от бихевиоризма, возникшего в США не без влияния бехтеревской научной школы.  Понятие «энергии»  позволили Бехтереву выдвинуть  человеческую личность в «мировое целое», или в «мировой процесс», то есть определить место личности и невропсихики  во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. Для  Бехтерева мировой процесс , охватывающий все сущее, то есть  космические, биологические и социальные явления  – это бесконечный круговорот единой энергии, который опосредует и невропсихику.
     Такое рассмотрение  делает созвучной  в основополагающем направлении теорию Бехтерева как русским ученым - космистам (К.Э.Циолковский,  В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский, Н.Ф.Федоров и др.), так и Учителям Агни-Йоги или Живой этики – Николаю Константиновичу и Елене Ивановне Рерихам. Подобно Учению Агни-Йоги, концептуальная природа теории Бехтерева внесла большой вклад не только в науку, но и в культуру общественного сознания, в приближение эволюционного Перехода в сознании человека.   
     Вместо привычного понятия «психика»  Бехтерев вводит новое  понятие «невропсихики», как «срединного звена рефлекса в котором происходит преобразование  энергии внешнего раздражителя  в нервный процесс, приводящий в движение мышцы или активизирующий железы.» Таким образом, через связь поведения человека с его мозговой динамикой естественнонаучная или, по определению Бехтерева, «объективная» психология  смыкается с биологическим науками, с естествознанием;  а связь поведения человека с условиями его жизни в определ енной социальной среде.    В 1888 году выходит работа  В.М.Бехтерева  «Сознание и его границы». Эта работа отражает поиск ученым связей  ВСЕГО СО ВСЕМ (курсив мой – М.К.) в том микрокосме, которым и является Человек. Психическое и физиологическое больше не разделяется, оно теперь представляется единым  энергетическим основанием . Внутренний мир Человека рассматривается здесь как одно из проявлений мировой энергии, как и мир внешний.               
      В 1895 году  в вышедшей в свет работе  по основам учения о нервно-психической энергии, являющейся основополагающей, базисной  для  Бехт еревской концепции в целом, автор впервые говорит о новой психологии -  психологии  отношений  организма Человека и окружающей его среды.  Впервые разработанные в контексте комплексного междисциплинарного подхода такие новые области психологии как психобиология, психорефлексология и другие направления исследований  В.М.Бехтерева позволили ему  сблизить  естественно-научный анализ и  социально-философский контекст в рассмотрении Человека.   В этой связи В.М.Бехтерев  выявил и описал двадцать три так называемых мировых закона, действующих в природе, обществе и в поведении каждой отдельной личности. Это – законы сохранения, тяготения, инерции, индивидуальности и др.
     Подобная широта и размах научных исследований Школы  В.М.Бехтерева, значительно опережающие научный уровень  его современников  стали возможными в том числе и благодаря коллективу сподвижников и коллег академика. В разные годы с ним работали такие выдающиеся психологи, врачи, физиологи как  А.Ф.Лазурский, В.П.Осипов, В.В.Срезневский, Л.Л.Васильев, Н.А.Белов,В.А.Вагнер, Н.Е.Введенский, А.С.Грибоедов, П.Ф.Каптерев, А.А.Крогиус, Д.О.Отт, А.А.Ухтомский, П.Ф.Лескафт и др.               
    Один из последователей Бехтеревской научной школы, сотрудник  Института мозга, известный петербургский ученый, физиолог  Л.Л. Васильев, начавший еще в первые десятилетия прошлого века изучение биофизических и парапсихологических явлений и телепатии, а также открывший ультрафиолетовое излучение  нервной системы человека , так образно говорил о В.М.Бехтереве: « Он страстно жаждал объять необъятное…работал упорствуя, волнуясь и спеша.» (Н.А.Логинова.Опыт человекознания….с.37).
     К началу ХХ века  В.М.Бехтерев накапливает большой научно-исследовательский и организационный потенциал, позволивший ему осуществить давний замысел открытия нового научного, учебного и ориентированного на социальные нужды населения учреждения – по существу «Института Человека».    Впервые идею о создании Психоневрологического института  В.М.Бехтерев  высказал еще в 1903 году, провозгласив основные цели  и задачи такого учреждения: «во-первых, всестороннее, объективное изучение человека и, во-вторых, совершенствование способов практической работы с людьми – лечения, воспитания, перевоспитания, оздоровления образа жизни народа; в-третьих, распространение знаний о природе человека, его развитии и здоровье.» (Н.А.Логинова, с.57).
     При Психоневрологическом институте  на втором году его существования  в 1908 году были открыты для массового слушателя Курсы, на которых обучение проводилось под  девизом «Познать человека и полюбить его». Уже на Первом съезде по педагогической психологии в 1906 году В.М.Бехтерев огласил основные задачи института как  научного центра учения о личности и как основы методологии  воспитания .  «Для государства и общества кроме профессиональных деятелей нужны еще лица, которые понимали бы, что такое человек, как и по каким законам развивается его психика, как ее уберечь от ненормальных уклонений в этом развитии, как лучше использовать школьный возраст  человека для его образования, как лучше поставить его воспитание, как следует ограждать сложившуюся личность от упадка интеллекта  и нравственности, какими мерами следует предупреждать вырождение населения, какими общественными установлениями надлежит  поддерживать самодеятельность личности, устраняя развитие пагубной в общественном смысле пассивности, как ими способами государство должно оберегать и гарантировать права личности, в чем должны заключаться разумные меры  борьбы с преступностью в населении, какое значение имеют   и д е а л ы  (курсив мой – М.К.) в обществе, как и по каким законам развивается массовое движение умов и т.п.»  (Н.А.Логинова). Таким образом, задачей института становилось всестороннее изучение человека и его духовных способностей, дальних горизонтов его развития. 
     Образовательная направленность всех учебных дисциплин строилась так, чтобы дополнить профессиональную компетентность слушателей – врачей, педагогов, юристов, в общем и целом всех, кто работает с людьми. В современном понимании этого слова можно было бы назвать такое образование постдипломным, повышающим  квалификацию работников многих сфер. В связи с этим В.М.Бехтерев часто сетовал на то, что в традиционном для того времени образовании «сам человек остается как бы забытым». В целях максимально углубленного изучения психики человека и основ его поведения  в Психоневрологическом институте были открыты первые в России самостоятельные кафедры  психологии  –  общей,  экспериментальной, а также сравнительной. И уже в 1913 году в институте была открыта первая в России  кафедра детской психологии.   
     Таким образом, мы можем еще раз отметить, что начало высшего психологического образования в России, как указывает Н.А.Логинова,  связано с именем В.М.Бехтерева  и деятельностью основанного им Психоневрологического института. Если в 1908 году на первый курс института были зачислены 421 человек (в том числе и женщины, что само по себе являлось для того времени абсолютной редкостью), то в последующие годы  общая численность студентов стала превышать 7000 (семь тысяч) человек.   
     Удивительно актуальны и современны для сегодняшнего дня методы организации научной, практической и общественно-воспитательной работы в Психоневрологическом, а затем и в Институте мозга под руководством В.М.Бехтерева. Так, например, он сам лично проводил для сотрудников Института и для широкой публики этико-биографические беседы о жизни замечательных людей, широко проповедуя культуру  названного им «социального героизма», или идеала благородной, героической личности.  Институт стал воистину центром практической и работы с  людьми и оказания широким массам безвозмездной помощи  в их лечении, образовании и духовно-нравственном и культурно-эстетическом воспитании. При учреждениях Института были созданы многочисленные специальные Комиссии: в том числе  по  обследованию народного образования, по борьбе с беспризорностью детей, и даже – по сексуальному воспитанию молодого поколения, а также по  изучению личности выдающихся современников и многие другие.  С 1918 года для самой широкой публики  в Институте мозга традиционными стали публичные лекции самых известных российских деятелей науки, культуры и искусства.
     На 1914 год профессорско-преподавательский состав Психоневрологического  Института составляли свыше 150-ти человек, которых без преувеличения можно назвать элитой тогдашней России:  филолог А. Бодуэн де Куртенэ,  зоопсихолог  В.А.Вагнер,  физиолог  Н.Е.Введенский, юрист – криминолог  М.А.Гернет, дефектолог  А.С. Грибоедов, филолог и поэт  Вяч.И.Иванов,  педагог П.Ф.Каптерев,  историк Н.И.Кареев,  психолог и ближайший соратник В.М.Бехтерева  А.Ф.Лазурский , филосов  Н.О.Лосский,  врач-гинеколог Д.О.Отт,  физиолог А.А.Ухтомский,  педагог П.Ф.Лесгафт, социолог П.А.Сорокин   и многие другие. (Логинова Н.А.)
     Психоневрологический институту с самых первых дней своего существования играл заметную роль и в культурной жизни Санкт-Петербурга.  Почетными его членами в разное время были Л.Н.Толстой, И.Е.Репин,  И.И.Мечников, директор Психологического института в Париже Ж.-А. д Арсонваль. В 1917 году при Институте был открыт Университет для народа, в котором могли пройти любой из курсов обучения все желающие граждане. Лекции в этом Университете все годы его существования имели огромную популярность среди народа, при чем,  представителей  всех социальных слоев.



   
     Будущее  науки  психологии  В.М.Бехтерев  видел как превращение ее в новую естественно-научную дисциплину, общую психобиологию. Отметим, что ученик и последователь В.М.Бехтерева академик Б.Г.Ананье также  считал, что XX1век станет веком не психологии как науки, а именно – биологии.  Стараясь заменить старый терминологический язык субъективной психологии, В.М.Бехтерев вводит в качестве основного новое  понятие «Рефлекс».  Причем, здесь не идет речь об излишней физиологизации психического, а как раз наоборот –  В.М.Бехтерев рассматривает  Рефлекс  как начало,  принцип взаимодействия Человека с Миром на всех уровнях, от клеточного до социального и до высших уровней развития личности. Во многиг своих работах Бехтерев говорит о необходимости  создания принципиально нового языка и новой методологии в анализе психических явлений  как открытого, многоуровневого взаимодействия с миром.
     Внутренний мир человека рассматривается  В.М.Бехтеревым  как одно из проявлений мировой энергии, наряду с миром внешним, а единство психических и физиологических процессов следует из  единства их энергетического основания. Сознание трактуется им как «проявление или продукт особой скрытой энергии…скрытая энергия охватывает собой не один только порядок  сознательных явлений, но и бессознательные процессы психической деятельности» (В.М.Бехтерев. Избранные труды по психологии личности в двух томах. Т.1., Психика и жизнь. Изд-во «Алетейя», СПб., 1999 г.с.с.61-62).  «Вообще весь процесс действия скрытой энергии можно было бы сравнить с горением;  которое может происходить при ярком пламени, если оно интенсивно, и может происходить без всякого пламени, коль скоро самый процесс  горения происходит в слабой степени…так и сознание является непосредственным выражением скрытой энергии наших центров .(  с. 62-63).
     Бехтерев видел особую важность в изучении таких больших социальных феноменов как общие вопросы психологии народов,  физического и социального здоровья русского народа, причины его «вырождения» на разных этапах исторического пути, воспитания детей и подростков и перевоспитания преступников, общественно-политическая и трудовая деятельность личности и многое, многое другое. Все эти феномены были рождены самой социальной ситуацией, в которой рождалась Бехтеревская научная школа – первая русская революция, первая мировая война, Февральская революция, Октябрьская революция и строительство нового государства. Для истинно объективного изучения таких исторически важных феноменов В.М.Бехтерев обращался к широкому кругу гуманитарных наук – истории, этнографии, социологии, педагогики, филологии, социальной психологии.
     Изучая жизнь, быт и сознание народа, В.М.Бехтерев не ограничивался рамками научных исследований, а всей своей колоссальной энергией организовывал учреждения социальной помощи нуждающимся в ней людям – больным, алкоголикам, беспризорникам. Во всех своих общественных выступлениях он высказывал идеи об острой необходимости радикального изменения условий  социальной жизни российского общества, способствующих социальному разложению человека, толкающих его на путь преступлений, выявляющих такие негативные черты русского народа как беспечность, равнодушие к личным и общественным делам, невыдержанность, внушаемость. В то же время В.М.Бехтерев  всем своим творчеством выдвигал идею о всемерном укреплении социального и психологического здоровья русского народа, его творческой самобытности и огромного духовного потенциала.
     «Каждый человек, явившийся наследником прошлых поколений, есть деятель, творец и созидатель будущего. Он не имеет права поверить в свое бессилие или бесплодность труда, ибо в нем самом заключается рождение будущего. …Личность может подняться над группой, стать индивидуальностью, но не для того, чтобы подавлять других и возвеличивать себя, а для социального  г е р о и з м а (курсив мой – М.К.)… Только служение людям обеспечивает личности идеальное бытие в творениях, в памяти потомков» (Н.А.Логинова).
     В мае 1918 года советское правительство признало необходимым удовлетворить просьбу В.М.Бехтерева о преобразовании Психоневрологического института в Институт по изучению мозга и психической деятельности ввиду наличия больших заслуг Бехтеревской научной школы в области разработки важнейших в общественном смысле направлений науки и социальной практики. В качестве новых задач Института мозга были продекларированы: « всестороннее изучение личности, ее развития и деятельности как в форме нормальных, так и ее патологических проявлений; выяснение и разработка способов  воспитания, организации труда и охраны личности трудящихся  в целях достижения ценных в культурном и общественном отношении результатов; распространение соответствующих знаний» (Н.А.Логинова, с.76).
     В Институте мозга Бехтеревым был создан Отдел труда, в котором в 1927 году образовалось профессиональное консультационное бюро  с целью изучения профессий и рынка труда. Научной экспертизы профессиональной пригодности. Формирования профессиональной направленности  и подростков  и др. В Институте также была создана комиссия по изучению личности выдающихся современников. Был устроен так называемый Пантеон СССР со специальным музеем – выставкой мозга выдающихся людей, преобразованный позже в Музей эволюции нервной системы и сравнительной психологии, при котором функционировала большая научная библиотека.
    В начале 30-х годов  Институт мозга издавал два журнала – «Вопросы изучения и воспитания личности» и «Обозрение психиатрии, неврологии и рефлексологии им. В.М.Бехтерева». Помимо этих периодических научных изданий  издавались и многочисленные научные сборники по самой широкой тематике – от генетической психологии и невропатологии младенчества до методов профконсультации  и профориентации молодежи.
     Работы Института мозга завоевали заслуженный научный авторитет не только в СССР, но и во многих странах мира. Были установлены тесные научные связи со многими научными центрами Германии, Франции, США, других стран. Среди оставленных гостями Института отзывов показателен  следующий, данный ученым из Италии, профессором Мингацинни: « поскольку я знаком с научным миром  Европы, я никогда не видел столь грандиозного  Института, который бы так успешно соединял  античный синтез  и современный анализ».  (Н.А.Логинова, с.82).
     Автор целого ряда уникальных по своей научной и историографической сущности книг и статей о петербургских научных школах академиков  В.М.Бехтерева и  Б.Г.Ананьева  Н.А.Логинова справедливо  считает, что именно сегодня необходимо в полном объеме восстановить и изучить ход событий жизни Психоневрологического института и Института мозга. Сама история возникновения и развития этих научных учреждений, снискавших  в свое время мировую славу, не только неотделима от истории советской и российской науки в целом, но и скрывает в себе огромное и определенно перспективное наследие научных разработок в области человековедения, антропологии  и психологии, медицины и педагогики, социологии и философии.
     Вернемся к истории существования и деятельности Института мозга.  В ноябре 1948 года Институт мозга приказом Министерства  здравоохранения  был закрыт. И только  через  10 лет, в резолюции  Всесоюзной конференции, посвященной 100-летию В.М.Бехтерева,  было констатировано:  «… с ликвидацией в 1948 году Института мозга им.В.М.Бехтерева  в Ленинграде практически прекратилась  комплексная научная разработка  проблем человеческого мозга  и личности человека силами анатомов, физиологов, биохимиков, психологов, невропсихиатров, педагогов и гигиенистов, объединенных в одном учреждении, как это было в Институте мозга» (Н.А.Логинова, с. 105). Н.А.Логинова справедливо настаивает на абсолютном первенстве научной разработки комплексного анализа в человековедении в петербургской научной  школе академика В.М.Бехтерева и его последователя Б.Г.Ананьева, считая этот  факт незыблемым и не подвергающимся переделке некоторыми авторами в «новой»  истории психологии .
     Перейдем теперь к еще одной славной странице в истории научной школы  В.М.Бехтерева – изучению им проблемы детства, развития детской психики, становления новых методологических основ процесса воспитания и образования личности.
     В октябре 1907 года был основан Психолого-педологический институт как особое научное, воспитательное и клиническое учреждение. Через шесть лет  в связи с его учреждением и развитием при Психоневрологическом институте, куда входил и Педологический институт и еще целый ряд учебных и научно-исследовательских учреждений открылась первая в России кафедра возрастной психологии.  Именно в данных учреждениях и отрабатывалась Бехтеревым и его коллегами научная программа комплексного и целостного изучения ребенка, его физического и психического здоровья, его способностей и талантов. Современное поколение психологов и педагогов не должно забывать о том научном наследии, которое оставила нам Бехтеревская научная школа воспитания и развития детей. Очень важно помнить, что именно в рамках этой научной школы впервые в мире был применен лонгитюдный  метод генетической психологии (Н.А.Логинова, с. 61).
     Бехтерев не удовлетворялся лишь проведением самых оригинальных и новых для своего времени  научных методов изучения, наблюдения и диагностики детей. Прокладывая для будущих поколений психологов и педагогов перспективные направления изучения детства, он при этом проводил колоссальную по своим масштабам популяризаторскую и социальную работу с педагогами, воспитателями и родителями. Для этого при Психоневрологическом институте были организованы специальные доступные  обучающие курсы для воспитателей и родителей. Планировалось им и создание специальных популярных выпусков обучающей литературы по вопросам воспитания, лечения и обучения  детей, особенно раннего и дошкольного возрастов.
     Задачей такой исследовательской работы было создание объемной и детальной возрастной картины  развития человека буквально с первых дней его жизни, в различные периоды детства , поиск индивидуальных и общих закономерностей развития индивида и становления личности.
     Необходимо вспомнить и о таком направлении работы  В.М.Бехтерева  как  исследование развития детской психики в самые ранние периоды, начиная с внутриутробного периода и самых первых дней жизни ребенка , что сегодня следовало бы назвать перинатальной психологией. Среди учеников Бехтерева был и врач Д.О.Отт, возглавлявший многие годы Институт акушерства и гинекологии  в Петербурге. Надо отметить, что акушерская Школа в Петербурге имеет славную историю. Так, в сентябре 1797 года было  открыто  первое  не только в России, но и в мире  родовспомогательное и одновременно образовательное учреждение – Повивальный институт. Через несколько десятилетий  он был переименован в Институт повивального искусства  с родильным госпиталем.  В его работе участвовали такие известные российские врачи и ученые как Н.И.пирогов,  И.Ф.Баландин и др.  В 1893 году Повивальный институт был переименован в Императорский клинический  повивальный институт и его возглавил выдающийся ученый и врач Дмитрий Оскарович Отт. Под его руководством сразу же были широко развернуты передовые научные исследования , стали издаваться сборники научных трудов, был создан институт врачей – экспертов. В январе 1918 года институт перешел в ведение народного комиссариата государственного призрения и стал называться  «Институт – дворец  материнства».
     Мы не случайно подчеркиваем  особую роль поддержки государства в области родовспоможения, как в направлении научно-исследовательской деятельности, так и в плане практической и социально-защитной работы с населением. В.М.Бехтерев в содружестве с Д.О.Оттом  создал на базе института несколько экспериментальных лабораторий по исследованию влияния целого ряда факторов окружающей среды на психику беременных, благоприятное течение родов и на психическое здоровье новорожденных. Здесь работали лаборатории музыкотерапии, цвето- и светолечения, психотерапии и некоторые другие. Главным направлением работы с беременными и роженицами была психологическая и психотерапевтическая помощь будущим матерям и широкая просветительская работа с ними по гармоничному воспитанию детей. Напомним, что российские ученые и общественные деятели на проходивших в то время форумах и съездах именовали наступивший ХХ век как Век Ребенка, в отличие от Х1Х века, названного веком промышленности и торговли.
     Благодаря научно-исследовательской деятельности открытой в 1913 году при Психоневрологическом институте кафедры детской психологии  под общим руководством В.М.Бехтерева  за несколько последующих десятилетий было опубликовано более полусотни фундаментальных  научных работ по психологии детства. Особое значение придавалось исследованию развития мыслительной сферы ребенка, характерных черт и механизмов его восприятия, воображения и фантазии, всемерного развития эстетической сферы детского сознания.
     Упомянем еще раз, что экспериментальные и научно-практические разработки этих первых десятилетий ХХ века в петербургской научной школе академика В.М.Бехтерева  и его личный вклад в мировую науку о развитии сознания человека и по сей день остаются драгоценными сокровищами, скрытыми от глаз не только стороннего наблюдателя, но и подавляющего большинства современных специалистов в области психологии, педагогики и медицины.   (М.А.Куртышева, см.список лит.).
     Так, сотрудникам Института мозга за несколько десятилетий  удалось составить возрастную картину развития человека  в первые годы его жизни. При этом важно отметить сугубо комплексный, целостный характер проводимых исследований: сопоставлялись данные психологического, анатомического, физиологического, биохимического и антропологического исследований, которые в дальнейшем легли в основу новой  дошкольной педагогики и педиатрии.  В начале 20-х годов в системе  Психоневрологического института  были образованы новые учреждения  для изучения детей в процессе их воспитания . Это прежде всего – ДОБИ, или  Детский обследовательский институт  для изучения  одаренности;  Центрально-вспомогательная школа  для дефективных детей с детским садом и интернатом;  Институт   м о р а л ь н о г о  (курсив мой – М.К.) воспитания с интернатом для изучения детей  с асоциальным поведением. Полный список приведен в конце статьи (см.).
     Добавим, что ныне в мировой педагогике существует только один пример учебно-воспитательной системы, в которой действует общий, интегральный учебный предмет  (как целый цикл отдельных дисциплин) под названием «Моральное воспитание». Только в сегодняшней Японии такой предмет преподается на всех стадиях обучения  детей – от дошкольного до старших классов. Нам удалось ознакомиться с рабочими материалами этого предмета – это «Тетрадь Сердца», с которой работает сам учащийся в течение  всех лет обучения, заполняющий ее ежедневно как рефлексивный самоотчет в моральном и нравственном росте и самосовершенствовании. При этом надо отметить, что именно в Японии в Государственном Университете на острове Хоккайдо уже более полувека досконально изучают научно-практический опыт российской педологической школы, считая ее одной из наиболее актуальных  в современном мире, наряду  с педагогикой  Л.Н.Толстого  и А.С.Макаренко.            
      В 1919 году  В.М.Бехтерев  ходатайствует перед революционным правительством об организации в одном из дворцов на Каменном острове  Художественного детского дома, где наряду с обучением и воспитанием детей будут размещены Музей психологии детского творчества , «Детская  опера» и «Детские концерты»,  Художественные детские  чтения и другие разнообразные творческие лаборатории и секции. В них  предполагалось развернуть научно-практическую  работу по эстетическому  воспитанию молодого поколения.   Важно подчеркнуть, что Бехтерев  постоянно делал акцент на культурно-эстетическом развитии детей, влиянию эстетического сознания на общее индивидуальное и личностное развитие ребенка. Он писал:    «…Наряду с развитием интеллекта  уже очень рано развивается у детей и склонность ко всему красивому, изящному и к гармонии звуков…эстетического чувства, составляющего,  таким образом, один их существенных элементов в развитии детской души» (В.М.Бехтерев. Избр.труды по психологии личности в двух томах. Т.2., Объективное изучение личности. ,  с.99).
   В своих работах  В.М.Бехтерев  не уставал призывать к усовершенствованию системы воспитания и образования молодого поколения, подчеркивая роль существующих общественных условий для раскрытия талантов и гармонизации пути личностного и индивидуального развития каждого ребенка.   «Мы воспитываем старательно каждое плодовое деревцо и даже простой цветок, мы воспитываем всякое домашнее животное и в то же время мало заботимся о воспитании будущего потомства и, что еще хуже, при незнании основ воспитания нередко уродуем будущую личность  человека, воображая, что делаем нечто особо полезное.» (В.М.Бехтерев. Внушение и воспитание. Т.2. с.151). Очень важно в нашем тексте привести слова самого Бехтерева, и поныне ине утратившие своего благородства, нравственной силы и яркого призыва к работе по имя будущего:     «…развитие ума, которое достигается воспитанием, вовсе не является тождественным с приобретением познаний, тем более что можно быть человеком достаточно образованным и в то же время умственно малоразвитым… и по отношению к физическому воспитанию многие полагают, что оно состоит в простом укреплении тела, забывая, что оно  играет выдающуюся роль в развитии энергии, находчивости, решительности, способности к инициативе и стойкости, т.е . в развитии тех качеств, которые обнимаются общим понятием  воли и самодеятельности – этого ценного дара человеческой личности». ( там же, с. 151).
     В своих работах В.М.Бехтерев  придавал огромное значение внутреннему духовному росту личности, наличию и развитию у нее социальных  и д е а л о в (курсив мой – М.К.), которые одни лишь могут дать человеку необходимые импульс и энергию роста и развития. В противном же случае он указывал на риск «неприспособленности к жизни», «потери душевного равновесия и разочарования в самой жизни».

     В этом плане большую роль В.М.Бехтерев отводил исследованию детских психических эпидемий, механизмам их возникновения и распространения: «…в школах детские психические эпидемии случаются сплошь и рядом… собственно непосредственной причиной здесь все же является психическая зараза, основанная на внушающем действии примера и переживании соответствующей эмоции…известны примеры, что дети совершали тяжкие преступления исключительно под  влиянием  чтения книг, в которых описываются преступления и где сами преступники являются героями… и ребенок может оказаться нравственным уродом только потому, что он вырос в соответствующей среде» ( В.М.Бехтерев.Избр.труды пр психологии личности.т.2, Внушение и воспитание, с.с.156 – 157).
     «Особенно важную роль внушение играет при воспитании в возрасте первого детства… Нечего говорить, что придется еще много человечеству поработать над тем, чтобы обставить детскую не только изящными картинами, но и дать соответствующие возрасту ребенка рассказы с изящными рисунками, а также дать ему подбор художественных игрушек…  музыкальных пьес и песенок, которыми должен услаждаться слух ребенка с первых дней его жизни.» (там же, с.161).
     Особую роль музыкального воспитания  В.М.Бехтерев  видел не столько в развитии чрезвычайно важного для ребенка музыкального слуха, сколько в передаче ребенку   палитры тонких чувств в восприятии природы, всего окружающего мира, многообразия человеческих чувств и их нюансов, «опоэтизирования» жизни. Именно так    рассматривалось им развитие нравственной стороны будущей личности.
    И снова вернемся к словам самого Бехтерева:    «Из системы  образования должно быть прежде всего устранено все то, что угнетает впечатлительность ребенка и не дает ему правильно воспринимать  преподаваемое. Таким угнетающим моментом  в преподавании является страх… нельзя не признать в этом отношении существенный вред  экзаменационной системы в низших и средних школах…одна мысль о возможном провале  на многих уже действует парализующим образом… общеупотребительная форма преподавания – вопросная – является возбудителем бодрости у детей, но имеет и дурные стороны…Лучшим средством против всего этого может быть только развитие и усиление демонстрационного преподавания».(там же, с.163).
Особое внимание В.М.Бехтерев при анализе причин возникновения психических эпидемий обращал на заразительное действие  публичных казней, самоубийств или других негативных публичных актов. Он призывал к тщательному исследованию этой стороны общественной жизни, грозящей в определенных условиях обернуться уже не эпидемией, а психической пандемией неосознаваемой и неконтролируемой  агрессии людей по отношению к  друг  другу.
     Говоря о том, что воспитание человека как социального субъекта должно начинаться с самых первых дней жизни, В.М.Бехтерев уточнял : «…будет бессильной проповедь гражданской свободы, единения, любви и мира до тех пор, пока человек не воспримет эти истины  с молоком матери, пока они не войдут в плоть и кровь его путем  воспитания с малолетства». (там же,  О социально-трудовом воспитании., с.221).
     Выступая на «Съезде по Экспериментальной педагогике» в мае 1917-го года, В.М.Бехтерев сказал: «В настоящее время нет недостатка в различных системах воспитания, но почти все современные системы воспитания умственного, нравственного и физического преследуют индивидуальные цели в воспитании, причем одни воспитательные системы центр тяжести педагогических усилий полагают в предоставлении ребенку возможно большего развития познавательных способностей, другие развивают волю, третьи – моральную сторону воспитанников. Но как бы ни были прекрасны все эти цели воспитания, они недостаточно обращают внимание на развитие с о ц и а л ь н ы х (курсив мой – М.К.) чувств и не могут отвечать цели развития в будущем социальной личности человека». (там же,с.с. 225-226).  По В.М.Бехтереву, сама школа должна стать школой развития у детей идеи  с л у ж е н и я (курсив мой – М.К.) общественным идеалам. Она должна стать настоящей «социально-трудовой общиной», стать своего рода «религией служения  общественным идеалам… как внутренняя потребность, как оправдание бытия». (там же,с.228).
     Очевидно, что весь научно-практический,  социально-психологический и нравственный опыт мировоззрения академика В.М.Бехтерева, его достижения в государственном социальном строительстве, в выводе на новый уровень общественного и личного самосознания граждан нам  еще предстоит оценить в полной мере и осознать  всю картину  провидения им Будущего. Важен в нашем рассмотрении и факт того, что В.М.Бехтерев  жил и работал в те же годы, что и академик Николай Константинович Рерих и его супруга  Елена Ивановна. Философ и художник, археолог и путешественник, писатель и крупный общественный деятель, основатель учения Агни-Йоги или Живой Этики, Николай Константинович Рерих создал всемирно известный Пакт по защите культурного наследия человечества. Уже более семидесяти лет этот Документ стоит на страже света и добра, красоты и нравственности, духовной устремленности и эволюции человеческого сознания.
     Удивительны по своему нравственному и духовному настрою видимые параллели Учения Живой Этики и научное мировоззрение  академика В.М.Бехтерева. Краеугольным камнем в Учении является постановка вопроса о необходимости осознания человечеством существования единой и неделимой мировой энергии, в высшем своем состоянии являющейся психической энергией.   «Запас психической энергии неиссякаем, и при духовном устремлении сила его умножается. .. психическая энергия в своей деятельности может побороть каждое сопротивление, если она будет сознательно направлена… один и тот же источник психической энергии творит на расстоянии на всех прочих планах…. Мысль возвышенная или радость  устремления, порывы духа и каждое внутренне насыщение мощью могут умножить явления психической энергии.» (Медицина Агни-Йоги. Сост.: Л.Ломсадзе, М.Скачкова, Е.Тарасенко.Минск, 2009 г. с.591).
     В современных условиях информационной войны в планетарном масштабе  особо  актуальными становятся вопросы сохранения и укрепления нравственного и социально-психологического здоровья людей и, прежде всего, молодого поколения, которому предстоит строить будущее. Происходящий на наших глазах крах системы «модернизации» российского образования и воспитания на западный лад, попытки предать забвению устои и научное наследие российских ученых , ускорение тенденции к разрушению психического и физического здоровья детей и подростков, распространение настоящих психических эпидемий «агрессии неясной этиологии» среди молодого поколения – все эти негативные тенденции требуют немедленного ответа со стороны нашего общества и принятия неотложных мер от российского правительства.
     Еще в середине  90-х годов прошлого века  мы с группой коллег – психологов, педагогов, лингвистов, физиологов, врачей, социологов – сформировали Проект по введению в качестве обязательной учебной дисциплины, наравне с  уроками физкультуры, уроков «Психической культуры»  как основы для противодействия «информационно-поражающему  фактору» и укрепления социально-психологического здоровья детей и подростков.  К такому предложению мы пришли на основании полученных за почти десятилетний опыт исследования психологического здоровья тысяч петербургских детей дошкольного и младшего школьного возраста данных, подробно описанных  в изданных нами  книгах и снятых научно-популярных кинофильмах для широкой педагогической и родительской аудитории. Опыт сегодняшних исследований продолжает подтверждать наличие негативных тенденций, нарушающих нормальное психическое развитие детей и препятствующих раскрытию их творческих способностей и талантов. 
    Сегодня уже становится ясно, что без творческого использования накопленного духовного и научного опыта  наших предшественников мы вряд ли справимся с задачами сохранения Культуры духовной и социальной жизни людей.  Обратим наше внимание на то, как в унисон с мировоззрением  В.М.Бехтерева звучат слова Учения Живой Этики:
     «Пусть в школах испытывают мужество. Можно представить себе целый школьный предмет, когда ученики должны ответить, как они поступят при различных опасностях. Нельзя требовать, чтобы дети немедленно проявили находчивость, но можно довести их постоянным обучением познания жизни до мужественных решений. Такое соревнование в находчивости будет хорошим мозговым упражнением. Позже ученики поймут, как лучшие Деятели доходили до высшей устремленности….» (Медицина Агни-Йоги. с.55).  И – там же:   «…жестокость должна быть искоренена; не только жестокость действий.  Но и жестокость мыслей; последняя хуже самого действия. От младенчества нужно мерами государственными пресекать зачатки жестокости. … Дети не жестоки, пока не увидят первое жестокое действие; оно точно открывает поток темного хаоса. Лишь немногие уже сами готовы противостать потоку тьмы.»  (с.253). 
     Учителя предупреждали о начале «конца времен», усилении психических эпидемий и образовании очагов массовой агрессии, жестокости и социальных потрясений. Они призывали нас к реальной защите человеческой культуры, чувства собственного достоинства и права на жизнь:  «…и садизм, и жестокость, и свирепость остаются следствиями той же психической эпидемии. Нельзя избавить человечество от таких бичей, если не обратить внимание на состояние психической энергии…  По всей планете должны возникнуть ученые, культурные очаги, которые в сотрудничестве будут заниматься воспитанием психической энергии. Такая сеть может внести основы научной дисциплины. « (там же,с.598).
     Когда-то древние называли психическую энергию «благословением». Сегодня мы говорим о здоровье духа, о психическом здоровье индивида и психологическом здоровье личности.  Нам заповедано, что осознание нами всего могущества психической энергии станет новой ступенью в мировой эволюции, в эволюции человеческого сознания. Именно психическая энергия, изучить которую мы обязаны в период Перехода, мощных изменений и катаклизмов как в самом человеке, так и в жизни нашей планеты, станет «ключом к будущему». И пусть в Японии школьники шагают по жизни, крепко держа в своих руках «Тетрадь Сердца», а в нашей стране, России, мы выполним наконец заветы Учителей и создадим, откроем «Институт Сердца как Храм расы будущей … ибо понятия сердца и культуры неразделимы»… В добрый путь!


Рецензии