Тайны и мифы святых писаний. Н-Зав. Гл. 7 разд. 7

        Раздел 7
 
     Путь на Голгофу
     "от католиков"

Согласно канонизированным документам Нового Завета основные страдания Сына Божьего начинаются после 2-го суда Пилата и в его резиденции. Далее следует относительно короткий переход за городские стены на место казни и само распятие. Ранняя католическая церковь склонная к импровизациям не удовлетворилась этими сдержанными повествованиями. Евангелического материала святым отцам в сутанах показалось мало и в ход пошли фантазии. В результате появилась т.н. "Via Dolorosa" (Дорога Страданий или Крестный Путь), с остановками в местах, где происходили евангелические, а чаще "церковнотворческие" эпизоды казни.

На первых порах их количество равнялось 21, затем согласно прихотям обновляющегося "руководящего состава" Ватикана, это число неоднократно менялось. Маршрут то сокращался, то снова увеличивался, пока в XVII веке вся эта чехарда не прекратилась. Современная "Via Dolorosa" включает в себя 14 остановок:

Осуждение.  В качестве резиденции Пилата была выбрана крепость Антония (?), что отличается от общепринятого исследовательского подхода по этому вопросу. Попросту так увеличивался маршрут, что позволяло вставить в него многие надуманные эпизоды.

Бичеваение.  Момент спорный. В евангелиях именно про бичевание ничего нет. Однако учитывая, что "порка флаграми" являлась обязательной атрибутикой казни распятия, можно "заочно" с этим согласиться. Единственная во всём этом "ложка дёгтя", - избивали то непосредственно перед крестом, т.е. уже "на месте". Заранее это не делалось, т.к. вынести "сорок без одного" ударов бичами мог не каждый. И что же тогда, прикажете нести покойника к месту казни и распинать мёртвого?

1-ое падение.  Происходит в самом начале из-за тяжести креста. Этого нет ни у одного из евангелистов.

Встреча с Матерью.  На пути к месту казни такого не было. У ап. Иоанна Христос разговаривал с Богородицей уже, будучи распятым.

Место возложения креста Иисуса на плечи Симона.  Согласно 3-ём евангелиям солдаты заставили крестьянина Симона из Киренаики нести крест с самого начала движения от претории. Ап. Иоанн говорит, что вначале крест нёс Христос, а затем уже этот человек, встретившийся процессии по дороге.

Место, где св. Вероника промокает платком лицо Иисуса.  В результате на белоснежной ткани отпечатывается "Лик Нерукотворный". Этот эпизод является основополагающим в латинской версии появления первой иконы. В евангелиях ничего этого нет, как впрочем, и самой Вероники.

2-ое падение. Происходит за городскими стенами. Это отсутствует у всех апостолов.

Дщери Иерусалимские.  Место, где Христос говорит сопровождающим его плачущим женщинам о близком Конце Света и гибели Иерусалима. Эпизод из евангелий.

3-е падение.  На месте, откуда Христу открылся вид на Голгофу. Этого, как и двух предыдущих падений ни у кого из апостолов-евангелистов нет.

Далее следуют ещё 5 уже евангелических эпизодов:

- Снятие одежд; 
- Прибивание к кресту; 
- Воздвижение креста с телом Иисуса; 
- Снятие с креста и помазание; 
- Положение во гроб.

В настоящее время в различных городах Европы устраиваются театрализованные шествия по маршруту "Via Dolorosa". В процессе движения некоторые его участники избивают себя флагеллантами. Особенно интенсивно это делается на 14-ти перечисленных остановках.

А теперь отбросив всякие церковные фантазии, мы открываем Библию и начинаем работу с первоисточниками. Давайте досконально "пройдём" евангелическую "Дорогу Страданий", а по пути привяжем происходившие там события к оси времени. В результате мы так сказать воочию сможем убедиться в правоте или же ошибочности утверждения ап. Иоанна (19.14,16):

 "… Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый… наконец он предал Его им на распятие…".

                2. Накануне

                (12-го числа весеннего месяца Нисана)

Матфей 26.1-5   "… Иисус…  сказал ученикам Своим: вы знаете, что через 2 дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие …".

Марк 14.1,2  "…Через 2 дня [надлежало] быть [празднику] Пасхи и опресноков…".

Лука 22.1,2  "… Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою…".

                3. "Тайная Вечеря"

         (день и вечер 14-го Нисана и тёмное ночное время 15-го)

Матфей 26.17  "… В 1-ый же день опресночный… ученики… сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху?...".

Марк 14.13-15  "…   И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним… И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам…".

Лука 22.14,17,19  "… Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним… И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою… И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им…".

Обратите внимание, как чётко были выполнены требования "Седера". Христос произвёл "киддуш", т.е. "благодарил вино". Затем тоже было сделано в отношении хлеба. Вообще то, по правилам пасхальных церемоний перед преломлением хлеба следовало произвести "омовение рук", но евангелисты об этом не повествуют. По всей вероятности этот момент из разряда "само собой разумеющихся". Зато апостол Иоанн пишет о другой, гораздо более важной водной процедуре, произведённой Учителем по отношению к своим ученикам.

Лирическое отступление.  Всем известно выражение "чистый четверг". Сначала разберёмся, почему он "чистый"? Дело в том, что в среде будущих апостолов, а пока только учеников произошли довольно неприятные разногласия. Соломия Заведеева, мать Якова и Иоанна приходилась Богородице родной сестрой. И вот она (по-родственному) попросила Иисуса приблизить своих сыновей к Его будущему престолу Небесному. Да и они сами были не прочь выделиться из "общей массы", заняв места по Его правую (одесную) и левую руки. Другим ученикам, понятное дело это не очень понравилось. Учитель, дабы устранить зародившийся конфликт, проводит "воспитательную работу". Он подаёт наглядный пример скромности и указывает на равенство между учениками. Перед началом праздничного ужина Христос умывает им всем ноги.

Лука 21.24-27  "… Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим. Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий…".

Иоанн 13.2,4,5,15  "… И во время вечери… Иисус встал… снял [с Себя верхнюю] одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан… Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам".

Так что господа, вознесённые провидением над "нищей братией", гордыню свою умерьте и вспомните о примере скромности Сына Божьего. Нет, мыть ноги офисным работникам вовсе не нужно, а вот в "куршевелях" можно и потише
 
Сейчас давайте разбираться насколько христианская традиция чистоты в отношении "четверга", соответствует истине. Этот день в ту Пасху являлся днём подготовки всего необходимого к праздничной трапезе. Сама же "Тайная Вечеря", во время которой и произошло "омовение ног", началась по закону после захода, т.е. уже 15-го Нисана. А это, извините уже "Параскева" или согласно русскому переводу "пятница". Таким образом, прилагательное "чистый" к четвергу "присовокупили явно не по "рангу". От служителей церкви можно услышать: "Если сутки отсчитывать не от захода, а от полуночи, то это омовение ног произошло именно в четверг". Однако господа, насколько мне известно, церковный суточный круг богослужений и все посты берут своё начало именно после захода солнца. Вы уж как то там определитесь со своей "двойной хронологической бухгалтерией"? Продолжим.

                3.  Арест

Во время "Тайной Вечери" Иуда Искариот уходит на встречу с верхушкой религиозной знати с целью, думаю вам всем известной. Закончив ужин, Христос с учениками направляется в селение Гефсимания. Именно здесь, в тишине оливковых рощ, Он при посещениях Иерусалима, любил предаваться молитвенному уединению.

Теперь внимательно посматриваем на фотосхему в начале данного раздела и "Макет Иерусалима". Из дома Тайной Вечери, расположенного в Нижнем городе попасть за городские стены в направлении пункта их назначения проще всего было через Силоамские ворота. Далее предстояло перейти практически всегда сухой поток Кедрон, но весенние дожди месяца Нисана могли и наполнить его "журчащей влагой". Поднявшись по склону Елионской горы, будущие апостолы и Учитель достигли своей цели.

Иосиф Флавий сообщает (Иуд. Древн. XX. 8.6; Иуд. Война II.19.4), что Елеонская гора находилась в 5 стадиях от стен города (925 м). С учётом расстояния от дома их праздничной трапезы и до садов Гефсимании это в общей сложности составляло километра полтора. Учитывая некоторую сложность маршрута: петляющие улочки Нижнего города, переход Кедрона и дорогу вверх по склону горы, - их путь по времени мог занять минут 30 - 40

Матфей 26.30,36,40,42,43-45,47,50,56  "… И, воспев, пошли на гору Елеонскую… на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь…  И приходит к ученикам и находит их спящими… Еще, отойдя в другой раз, молился… И, придя, находит их опять спящими… И… отошел опять и помолился в третий раз… Тогда приходит…  и говорит им: вы всё еще спите…?… И, когда еще говорил Он, вот Иуда… пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин… Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его…. Тогда все ученики, оставив Его, бежали…".

После ареста Иисуса доставили в город к старому "пожизненному" первосвященнику Анне. Он, как и его зять, Каифа жили в квартале привилегированной еврейской религиозной и аристократической знати. Этот городской район располагался в Верхнем городе вдоль западного участка 1-ой стены, проходящего по обрывистому склону "долины Гиены". Неподалёку от "их первосвященств", за 24 года до рождения Христа обустроил свои апартаменты и Ирод Великий (смотрим фотосхему и "Макет Иерусалима").

Теперь важная для нашего расследования информация. После смерти "хозяина" и "секвестрование" этого строения у его сына Архелая, дворец становиться римской собственностью. Именно здесь располагаются наместники Иудеи во время посещения ими Иерусалима. Постоянной их резиденцией, по крайней мере, Пилата была средиземноморская Цезерия (от "кесаря" - Кейсария). По словам Иосифа Флавия (Иуд. война V: 4.3,4) царь Ирод построил свои апартаменты с небывалым на то время размахом. Под застройку был расчищен обширный участок в западной части столицы. Дворец имел просторные палаты, портики с колоннадами, и тенистые сады. Всё это великолепие было окружено высокой крепостной стеной (30 локтей = 14,8 м) с оригинальными по архитектурному исполнению угловыми и промежуточными башнями. По периметру стены дворца были окружены глубоким рвом, заполненным водой. Римский (оккупационный) гарнизон располагался в крепости Антония. Иудейские областные тетрархи, заезжавшие из своих вотчин по делам в столицу, останавливались в "родовом гнезде" династии царей Хасманейских. Этот дворец был в своё время построен напротив Храма. Их разделяла просторная, окруженная колоннами площадь Ксист (Иуд. война, II:6.3). Сразу за ней начиналась величественная каменная лестница, ведущая ко входу в Храмовый комплекс.

Итак, дислокация интересующих нас евангелических "действующих лиц" на момент ареста Христа:

- Римский прокуратор Пилат Понтийский. Прибыл из Кейсарии Стратоновой, приглядывать за порядком во время еврейских пасхальных мероприятий. Занял дворец Ирода Великого (Верхний город);

- Ирод Антипа, тетрарх Галилеи. Находился в Ершалаиме по случаю Великого праздника. Расположился с челядью во дворце Хасмонеев (Верхний город);

- Первосвященники Анна и Каифа, - в своих (будем считать) дворцах, - в том же городском районе.

                4.  Следствие и приговор синедриона

Иоанн 18.13,14,19-24  "… и отвели Его сперва к Анне, ибо он был тесть Каиафе, который был на тот год первосвященником. Это был Каиафа, который подал совет Иудеям, что лучше одному человеку умереть за народ… Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру… и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им… Когда Он сказал это, один из служителей… ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты…? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? Анна послал Его связанного к первосвященнику Каиафе…".

Марк 14. 53,56-59  "… И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все… и старейшины и книжники…  искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили… многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны… некоторые, встав… говорили: мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный. Но и такое свидетельство их не было достаточно…".

Лука 22.63,65  "… Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его… И много иных хулений произносили против Него…".

Матфей 26.59-63  "...  искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили… Но наконец пришли два… и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его. И, встав, первосвященник сказал Ему: [что же] ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал…".

Первым кто допрашивал Христа, был формально отошедший от дел бывший первосвященник Анна. Пробыли у него недолго и ничего существенного там не произошло. Далее Арестованного доставляют во дворец уже действующего первосвященника Каифы. Он в данном случае исполнял роль председателя суда синедриона. Всё произошедшее далее, было, так сказать, предварительным слушанием дела. Почему? А потому что любые принятые там решения не имели законной юридической силы. Во-первых, дело рассматривалось в "неположенном" для этого месте. Во-вторых, что немаловажно - ночью.

Иоанн 11. 9,10  "…  кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним…".

Тёмное время суток носило у еврейского народа клеймо "времени тьмы и неправды". К примеру, законопослушному иудею запрещалось, даже есть животных и птиц, ведущих ночной образ жизни. Ночь, - время воров и разбойников. Так ли уж важны были для толпы данные юридические моменты? Да и очень. Следует учитывать, выработанный к этому времени у местного "менталитета" фанатизм в отношении соблюдения законов Моисея. Узнай они, что хранители веры вынесли приговор в каком-то дворе и с "вопиющим ночным нарушением", то неизвестно кто бы расстался в этот день с жизнью. Здесь, как говориться авторитеты не в счёт и камней хватило бы на всех.

На всём протяжении допроса у Каифы, Иисус не реагировал на вменяемое ему в вину и никаких ответов не давал. Все понимали, что предъявляемая "юридическая мелочь" не может являться основой для вынесения смертного приговора. Тем более при молчании Обвиняемого. Но "козыри" у Каифы были.

Лука 22.63-66  "… И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти…".

Председатель суда делает беспроигрышный ход. Он произносит юридическую формулу: "… Заклинаю тебя Богом Живым, скажи…", после которой обвиняемый, не только обязан был ответить, но всё им произнесённое приравнивалось к ответу под клятвой. И Христос с достоинством отвечает: "… ты сказал…", что также являлось формулой, полностью подтверждающей истину вопроса. А вот теперь уже можно было предъявить обвинение по статье "богохульство" и "святотатство". За 1-ое Талмуд разрешал "вывешивать тело казнённого", а за 2-ое были предусмотрены "камни". По существу дело было сделано. Теперь оставалось дождаться утра и перенести суд в "Палату тёсаных камней" для официального вынесения приговора.

Теперь немного "привяжемся ко времени". После ареста, как сказано в евангелии Матфея: "… все ученики, оставив Его, бежали…". Один Пётр последовал за Учителем и во время допроса у Каифы, находился в его дворе. Он грелся у костра и следил за всем там происходящим. Читаем "у Марка", т.к. в основу его работы легли воспоминания ап. Пётра.

Марк 14.26,29,30   "… И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь… Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я. И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня….".

Марк 14.66-72  "… Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином. Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух. Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них. Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно. Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите. Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать…".

Мы сейчас не будем давать какую-нибудь моральную оценку произошедшему. Но одно всё же отметим. Апостол Пётр до конца своих дней нёс тяжёлое бремя вины за своё по существу предательство. Именно данный момент и заставил его во время казни выспросить для себя "перевёрнутый крест".

Согласно Цензорину (см. Схему 2) "петушье пение", т.е. их первая проба голоса происходит ближе к 4-ём часом пополуночи. Прекращалась же "побудка" перед рассветом, т.е. где-то после 5-ти. Марк указывает, что петух пропел дважды. Означает ли это полное предрассветное "умолкание", сказать трудно. Но согласно логике можно предположить, что время приближалось именно к 5-ти утра. На основании вышесказанного напрашивается вывод, что арестованный Христос находился у Каифы до самого рассвета. Далее.

Лука 22.66 "... И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион…".

Позволю себе напомнить, что по закону официальные собрания этого органа исполнительной и судебной власти происходили 2 раза в течение светлого времени:

- утром, - между 1-ым и 2-ым часом;
- вечером, - между 9-ым и 10-ым часами.

Было ли в нашем случае выдержано время утреннего судебного заседания, сказать трудно. Скорее всего, не очень, уж очень всем хотелось… . Однако ясно одно, что на момент восхода все были ещё у Каифы. Далее при расчётах я буду указывать только время согласно иудейской традиции от рассветного "0". Если вы захотите привязать всё это к "современности", то просто добавляйте 6 часов.

Итак, "... как настал день…" (пусть ~ в 00.30) участники ночного судилища вместе со связанным Христом прошествовали к Храму. Их маршрут пролегал из отдалённого юго-восточного угла Верхнего города мимо дворца Ирода Великого по направлению к площади Ксист. Далее вверх по каменной лестнице в палату для заседаний Синедриона. Можно предположить, что переход от дворца первосвященника и время нахождения в Храме должны были занять не менее часа. Теперь с официальным приговором ничего не мешало направить свои стопы к римскому прокуратору. На обратный путь отпустим минут 30. Все эти передвижения могли закончиться в конце 2-го часа после восхода (~ 00.30 + ~ 1.00 + ~ 0.30 = ~ 02.00).

Прибытие к резиденции Пилата, вовсе не означало, что прокуратор принял их сразу и "с улыбкой на устах". К этому времени он, скорее всего уже пробудился от короткого сна после этой тревожной пасхальной ночи. Как ни как "царёва служба" обязывала. Однако утренний завтрак и гордый апломб римского хозяина наверняка породили "паузу ожидания" аудиенции. Сколь долго она могла длиться не известно, но я на месте игемона, унижал бы их не менее получаса. В итоге получается, что выслушивать сторону обвинения Пилат мог начать около середины 3-го часа "утра" (~ 02.00 + ~ 0.30 = ~ 2.30).

Лирическое отступление.  Давайте проследим за Иудой Искариотом. В евангелиях нет сведений, где он находился после ареста Иисуса. Но точно известно, что он был во дворе Храма и практически первым узнал, что Христа ждёт распятие. Многие толкователи говорят, что Иуда, совершая предательство, не предполагал вариант со смертельным исходом. Он до последнего надеялся, что Учитель, благодаря своим сверхъестественным возможностям избежит казни. Может, такие мысли у него и присутствовали, но получилось по-другому. Дождавшись официального утверждения и оглашения приговора Синидриона, Иуда имел разговор с теми, кто оплатил его "деяние". Читаем.

Матфей 27.3-8  "… Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился. Первосвященники, взяв сребренники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; посему и называется земля та 'землею крови' до сего дня.…".

Мы уже в одной из глав обсуждали это предательство и как, а главное, почему оно произошло. Конечно, Христа нашли бы и без Иуды. Но именно его "поцелуй" и "деньги крови" согласно христианской парадигме явились отправной точкой пути Христа на Голгофу. Но в таком случае выходит, что без предательства не было бы креста, без креста Иисус не принял бы искупительную смерть и не взял бы на Себя все грехи человечества. Значит, путь к Воскресению был бы закрыт, и Смерть осталось бы непобеждённой. Повторяю ещё раз, что задолго до всех этих событий именно такой сценарий в отношении главных евангелических действующих лиц был задуман Небесами. И любой человек уже был не в состоянии что-либо изменить. Вот вам и "30 сребреников".

Для справки.  Если принять версию о том, что библейский "сребреник" являлся греческой тетрадрахмой, состоящей из 4-х драхм, то это было идентично 4-ём римским денариям. Денарий же был размером ежедневного денежного довольствия римского легионера. Следовательно "30 сребреников" равнялись его 4-хмесячнному жалованию. А ведь за это время "со служивым" могло случиться всё что угодно. Раз солдата, рисковавшего своей жизнью, устраивала такая сумма, то деньги наверняка были немалые. Тем более что этих 120-ти динариев хватило на покупку участка "… для погребения странников…", а земля в предместьях Иерусалима (уже тогда) стоила не дёшево.


Рецензии