Как я продавала квас

                События рассказа - творческий вымысел автора.
                Совпадения случайны.

                День первый

      У сына начался переходный возраст. Причём именно тогда, когда Зоя решила, что эта общепризнанно горькая чаша её миновала, потому что мальчик рос понятливым, общительным    и внимательным, они дружили и легко понимали друг друга.
       После девятого класса Зоя определила Сеньку в колледж, где он успешно проучился год с небольшим, а потом началось…
       Если прежде он возвращался домой в три-четыре часа дня, обедал, отдыхал, занимался, то теперь  стал приходить в восемь-девять вечера, уставший, пропахший цементной пылью. Приняв душ  и поужинав, садился за подготовку домашних заданий  и засыпал, сидя над тетрадью.
     Зоя пыталась прекратить эти никому не нужные подработки: ругала, плакала – ничего не помогало.
– Я хочу иметь личные деньги, заработанные своими руками! – сказал однажды сын,  и всё осталось по-прежнему.
     Муж Зои жил отдельно, сам по себе, помощь предлагал редко, хотя никогда не отказывал, если просила, а просить она не любила, поэтому старалась рассчитывать на себя. Вот и сын вырос таким же, как мать. На какой стройке он подрабатывал – не рассказывал, но начались пропуски занятий, и на зимней сессии не замедлил появиться «хвост» по физике. Эту задолженность следовало убрать,  потому что по опыту работы в школе Зоя знала: если пробел в знаниях  вовремя не наверстать, он из маленькой  проблемы стремительно вырастает в большую.
     Зоя поехала в колледж, договорилась с преподавателем о дополнительных занятиях –  и задолженность исчезла. Зато возникла проблема денег, так как преподаватель считал, что одного занятия по два часа в неделю недостаточно, а два раза по два часа – это уже другие деньги.
     Зоя решила устроиться уборщицей  в богатый дом. Лучше бы, конечно, няней или гувернанткой, но это – на весь день, к тому же, учительства ей хватало с головой и в школе. Тем более, с ребёнком из богатой семьи можно вымотать столько нервов, сколько не вымотаешь за день работы с обычными школьниками.

       Теперь она просыпалась в шесть утра, до семи в невероятной скорости готовила завтрак сыну, перекусывала сама, попутно собираясь на работу, наводя лёгкий макияж. В автобусе обдумывала свой предстоящий день, после уроков бежала по магазинам, потом домой, потом –  на вторую работу.
       В богатом доме  платили очень хорошо, а уборки (после первой генеральной) было немного, потому что Зоя плохо работать не умела, а хозяева попались аккуратные. Она была довольна, материальное положение заметно улучшилось, но в конце  весны к хозяину приехал друг из Канады, и Зоя почувствовала, что выгодной работе пришёл конец. Всё происходило именно так, как описывается в произведениях классиков, когда помещик  начинает волочиться  за хорошенькой кухаркой или прислугой.
      Зоя, конечно, молоденькой себя не считала в сорок-то лет, но, во-первых,  эти годы ей никто никогда не давал, а во-вторых, она и ощущала себя на десяток лет моложе. Была она стройной, с тонкой талией, пышной волной каштановых волос, большими серыми глазами, стремительной лёгкой походкой.

          Наконец, учебный год закончился и наступил отпуск. Можно бы немного расслабиться, тем более  что сессию сын сдал хорошо, но у него появились некоторые проблемы со здоровьем. Назначены были  лекарства, причём после еды и в течение месяца, а он  важность лечения  во внимание не брал абсолютно.
–  Лето для того, чтобы как следует заработать, –  ответил он при очередном воспитательном  разговоре. – Я не собираюсь месяц прозябать у телевизора и пить пилюли!
– А чем ты намерен заниматься? – с тревогой  поинтересовалась Зоя.
– Буду работать продавцом в магазине электроприборов. Хозяин меня уже знает. И ещё он пообещал мне без процентов  квасную точку.
– А что это значит? – не поняла Зоя.
– Мы поспорили: если я подниму интерес покупателей к его месту продажи кваса, то весь доход за месяц будет моим. Потом он найдёт другого продавца, а мне станет платить за контроль работы и доставку. И неплохие деньги, потому что он во мне уверен.
–  А почему к его точке нет интереса?
–  Место неудобное: через дорогу напротив – одна квасная точка, а с тыльной стороны через сто метров – ещё одна. Конкуренция!
– Так зачем же столько кваса на таком малом участке?
– А потому, что рынок и лето! - Народу много: и  продавцам, и покупателям вокруг – всем пить хочется!
– Тогда и торговля должна быть бойкой.
– Так-то оно так, но в прошлом году у него никакого дохода от этой точки не было - решил  сначала место продать, а потом передумал. Он её этим летом даже открывать не хотел – я его уговорил.
– А если ты не наладишь бойкую продажу?
– Придётся заплатить за аренду точки.
  Зоя совсем разволновалась:
–  Сынок, что ж ты так опрометчиво взялся за это дело? Да ещё и работать будешь в магазине, а кто следить станет за выручкой, подвозить бочку, когда квас закончится?
–  Мамуля, ты не волнуйся, я уже всё обдумал! – успокоил Зою Сенька. – На вторую точку, которая с другой стороны рынка, бочки с завода подвозит Витёк, захватит и  наши. Я договорился ставить их в холодильник – и у нас всегда будет холодный квас. Постучишь по бочке – гудит, значит, скоро напиток закончится, звонишь мне – я тут как тут. Магазин от точки метрах в двухстах, всё будет «тик-так»!
– Постой, постой, что значит: постучишь? Кто постучит?
– Мамуля, ты, конечно! Я так Петровичу и сказал: моя мама – педагог. Она любую точку к жизни вернёт, потому что педагогический подход знает!
   Зоя так и присела от неожиданности:
– Решил он! А меня-то ты спросил? Может, у меня другие планы на лето?
–  Ну, мамуля, какие другие планы? Деньги нам нужны? Нужны! Нет для женщины летом способа быстрее заработать деньги, чем продавать квас на оживлённой точке рынка. Продавщицы ещё  приплачивают хозяину, чтобы на эту работу взял: всё равно окупится!
   Зоя не знала, что и ответить. Она лихорадочно взвешивала все плюсы и минусы неожиданно  свалившейся подработки. Конечно, дело незнакомое, но зато можно будет присматривать, чтобы сын вовремя обедал и прошёл назначенный врачом курс. Рискнуть, что ли?
– Мамуля, я знал, что ты всё правильно оценишь! Да мы с тобой горы свернём!
– А если у меня не получится?
– Получится! Ты, главное, наливай полные стаканчики. Все продавщицы не доливают, а ты доливай! Мы на этом немного потеряем, но покупатель всё видит, и люди потянутся туда, где вежливо, честно и чисто, а ты создать всё это умеешь.
«Где это он так правильно  научился рассуждать? - удивилась про себя Зоя. – Да у него никак талант бизнесмена, надо же!»
     Вечером они обсудили план. Зоя подготовила губку, чистые салфетки, сварила обед, разложила по контейнерам – себе и сыну, нарезала сыр, хлеб, утром налила в термос горячего чаю – и отправилась вместе с Сенькой на новое место работы.

     Квасная точка представляла собою тяжёлый стол на колёсиках со стальной крышкой, в недрах которого укреплялась бочка с холодным квасом. На столе располагалось приспособление с краном, куда под напором подавался   напиток для разлива в пластиковые стаканчики ёмкостью в пол-литра и четверть литра. Отдельно крепились пустые полуторалитровые бутыли и большой полиэтиленовый пакет для израсходованной посуды. Над столом трепыхался от ветра вылинявший дырявый зонтик.
      Пока Зоя тщательно мыла со всех сторон своё рабочее место, приклеивала ценник и адрес производства кваса, Сенька сбегал на рынок и купил новый яркий зонт, на котором по лазурному морю плыли белые парусники, светило солнце и летали чайки. Потом он открутил бочку, положил на бок  и укатил её, грохочущую пустотой по тротуару, в неизвестном направлении, а минут через восемь-десять прикатил новую, тяжёлую, ледяную на ощупь. Ловко приладил в столе к трубкам-шлангам и убежал на работу. Зоя надела синий в белый горошек фартук с глубокими карманами, укрепила на голове  кепку,  положила на бочку контейнеры с обедом, словно в холодильник, закрыла стол и стала ждать покупателей.
      Стол сиял чистотой, над головой широко раскинулся новый зонт. Невысокий пластиковый табурет успел прогреться на солнце. Зоя присела на него и осмотрелась. Напротив, через тротуар, находился ресторан с громким названием «Багдад», откуда тихо звучала характерная восточная мелодия. Зоя улыбнулась: вспомнилось, что в переводе с персидского это слово означает «Божий дар».
      На другой стороне улицы стоял такой же стол; через некоторое время к нему подошла пышная женщина, положила сверху стаканчики и бутыли, закурила и с детской  непосредственностью, не отрывая взгляда, стала рассматривать Зою.
      Зоя не привыкла к такому  пристальному вниманию и решила отвлечься. Она оторвала в блокноте лист, сложила его «домиком» и написала крупными красивыми буквами:
      «Квас недавно из холодильника, осторожно, очень холодный!»
      Мимо проходил коренастый парень, мельком взглянул на лист, потом – на Зою, остановился и уточнил:
– Правда, что ли, – из холодильника?
–  Конечно, - кивнула Зоя.
– А я вот сейчас проверю! – с вызовом отозвался молодой человек.
–  Вам стаканчик маленький?
–  Разве им напьёшься? Большой!
Зоя наполнила стакан под самый край и протянула покупателю:
– Пожалуйста!
      Молодой человек осторожно поднёс напиток к губам, попробовал и с наслаждением выпил.
– И правда, из холодильника! – дружелюбно  посмотрел он на Зою. – А знаете что? Налейте-ка мне ещё в бутылку. Квасок отменный!
      Зоя быстро выполнила заказ, положила деньги в фартук и улыбнулась:
–  У нас очень качественный квас, приходите ещё!
       Она знала, что на соседних точках квас привозной, не местный,  – значит, не холодный, да и вкус напитков будет различаться. А такой, как на её точке, квас только на другом конце рынка, от неё далековато.
       Не прошло и пяти минут,  и к её столу подошли ещё четверо мужчин, потом – ещё трое и женщина, даже выстроилась маленькая очередь. Зоя работала быстро и аккуратно, доверху наполняя стаканчики и бутыли, сдачу отсчитывала мгновенно: она с детства отличалась способностью к устному счёту.
      Через пятнадцать минут она убрала лист с объявлением, но покупателей меньше не стало.
      Ещё через некоторое время на вопрос, холодный ли квас, она честно отвечала:
– Минут сорок, как из холодильника.
      Покупатели удовлетворённо кивали в ответ, но от кваса не отказывались.

      В бочке ещё что-то оставалось, когда из-за ларька показался сын. Он толкал вперёд новый бочонок. Пока укреплял, Зоя налила ему горячего чаю и достала бутерброды:
– Ешь!
     Сенька с готовностью взялся за еду, а Зоя быстро продолжила работу. Люди хвалили квас и Зою, улыбались, шутили.
     Сенька допил чай и заговорщицки подмигнул, толкая вперёд пустую бочку:
– Мамуль, я же говорил!
     Зоя понимающе улыбнулась в ответ: первый день работы складывался удачно.
Отдыхать было некогда. Когда бочка опустела, Зоя написала на листочке: «Квас закончился – поджидаю свежий» и присела на стул, чтобы тоже перекусить.

      Теперь она смогла оглядеться. По соседству пожилая женщина предлагала сигареты: в пачках и в розницу, по одной. Рядом с ней бойкая особа неопределённого возраста, смуглая и кудрявая, продавала жареные семечки.
       Увидев, что Зоя обедает и смотрит в их сторону, обе с любопытством обратились к ней с вопросами.
–  Как тебя зовут? – начала старшая. – Я – Дарья Петровна, а она – Анжелика.
Зоя назвала своё имя.
–  А где ты работала до этого? – поинтересовалась Анжелика.
–  Я и сейчас работаю, в школе. Просто у меня отпуск. Вот решила подзаработать немного.
      Дарья Петровна как-то недоверчиво посмотрела на Зою, вскинула голову и с достоинством продолжила беседу:
– А я врач, хирург. В мединституте работала. Там сейчас все по моей методике работают.
– Почему же вы здесь, если ваша методика даёт такие хорошие результаты?
– Я на пенсии. А вообще меня там обидели – вот я и ушла.
– А в чём заключается ваш метод?
– Это долго объяснять. Я и сейчас практикую: женщинам помогаю, – она многозначительно посмотрела на Зою.
– Так вы  гинеколог?
– Нет, но приходится всякие операции делать… Да вон там у меня и кабинет есть! Она махнула рукой в неопределённом  направлении.
– Как, прямо на рынке? – изумилась Зоя.
– На рынке тоже есть медпункт, –  с некоторой обидой отозвалась Дарья Петровна.
    Зоя подумала, что в медпункте рынка операции делать никому не разрешат, но решила промолчать.
– А вы работаете кем-то? – обратилась  она к Анжелике.
– Я – экономист! – гордо ответила женщина.
– Вы в нашем городе оканчивали институт? – спросила Зоя, улавливая характерную связь акцента речи с  внешностью и именем новой знакомой.
– Я заканчивала экспресс-курсы, –  охотно пояснила Анжелика. – Но я не работаю по специальности: мне здесь больше  нравится. Я на семечках квартиру себе купила! В коммуналке.
– Как это? – не поняла Зоя.
– Я уже десять лет здесь работаю! –  с явным превосходством в голосе ответила Анжелика. – Меня здесь все знают!
– Но после курсов вы могли бы работать бухгалтером в офисе и легко зарабатывать больше, - слабо возразила Зоя и добавила про себя: «В чистоте, в отдельной комнате с кондиционером».
– Э, здесь у меня столько знакомых, зачем мне офис?
– У меня ещё сын – юрист! – вдруг напомнила о себе Дарья Петровна.
– И он не возражает, что вы тут работаете?
– Дома скучно, к тому же у меня внучка, она школу заканчивает, деньги нужны.
«Что-то здесь не сходится, – с сомнением подумала Зоя. – Какой может быть экономист после курсов? Какой юрист разрешит матери весь день сидеть на коробках и продавать сигареты? Странные они всё-таки».

     После обеда работа пошла ещё веселей: солнце нещадно припекало, прохожие рады были утолить жажду чем угодно, а тут – холодный вкусный квас, вовремя доставленный Сенькой.
     Неожиданно возле столика Зои появилась продавщица кваса с противоположной точки. Она ни о чём не спрашивала, но внимательно прочла объявление на листе бумаги, понаблюдала, как работает её конкурентка, и молча ушла.
– Завидует! – радостно констатировала Анжелика.
    Весь её вид подтверждал живейший интерес к ситуации.
«Это называется «хлеба и зрелищ!» –  подумала Зоя, наливая очередной стаканчик кваса.

    Ближе к вечеру метрах в десяти от них, на углу, расположилась привлекательная пожилая женщина с небольшим мешочком семечек.
    Её появление вызвало неожиданно яростное возмущение со стороны Анжелики. Она подскочила со своей коробки и подбежала к «новенькой».
– Чего это ты здесь пристроилась? Видишь, место занято? – сверкая  чёрными глазами, прокричала она.
– Места много, я тебе не мешаю, не ори, - спокойно отозвалась женщина.
– Ещё как мешаешь! Я десять лет здесь работаю! Это моё место! Если не уйдёшь, пожалеешь! – с негодованием продолжала атаковать Анжелика.
  Женщина отвернулась.
– Ты сейчас свои семечки по всему тротуару собирать будешь! – угрожающе подступила  к ней Анжелика.
– С тебя станется, ненормальная, – вполголоса пробурчала женщина, завязывая мешочек.
   Анжелика победно подпёрла бока кулаками:
–  Иди, иди! Ишь, ходят тут!
   Довольная, она вернулась на место и стала громко зазывать покупателей.
–  Лика у нас боевая, –  подмигнула Зое Дарья Петровна.
«Даже слишком», – подумала Зоя, кивая в ответ.
     Минут через двадцать угол, который отстояла Анжелика, заняла другая женщина. Но Лика отнеслась к ней спокойно, потому что из сумки торговка стала доставать домашние колбасы и сало.
    Каково же было удивление Зои, когда на этот товар, неизвестно откуда доставленный по жаре в обычной сумке, внешне не имеющий никаких признаков гигиенических норм, нашлись покупатели. Более того, торговля колбасами шла бойко, и скоро женщина удалилась так же внезапно, как пришла.
     Рабочий день близился к концу, квас тоже закончился.
    Вскоре подошёл сын. Сенька быстро сложил в стол оставшиеся бутыли, стаканчики, отнёс пакет с использованной посудой в отведённое для мусора место, и можно было, наконец, ехать домой.
     По дороге приблизительно подсчитали выручку. Она оказалась неожиданно высокой - и Зоя, и Сенька были приятно удивлены.
     Дома время приблизилось к полуночи очень быстро: пока собирался ужин, принимался душ, готовились обед на завтра и одежда – уже не было сил сопротивляться сну. До утра оставалось всего-то шесть часов.
               Продолжение следует... http://www.proza.ru/2014/10/30/55
               Из книги "Жить не по правилам"


Рецензии
Здравствуйте, Наталья! Очень понравился Ваш интересный рассказ. Самому пришлось вместо тещи на рынке малину продавать. Встал, не покупают, мимо идут. Ну напало на меня веселое настроение, громко так крикнул раз, другой -
Кто не будет есть малины, враз загнется от ангины!
Все сюда, пока нет давки, Вся малина на прилавке!

Тридцать минут и все продал! Тёща, и сейчас рассказывает про этот случай! Спасибо Вам. С уважением, Куманяев Е.

Евгений Куманяев   21.08.2016 20:38     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Евгений! Не сомневаюсь, что покупатель соблазнился малиной из-за весёлого продавца.Тут целая психология: у такого жизнерадостного и малина должна быть целебной!) Спасибо вам за отклик! Удачи!

Наталья Коноваленко   21.08.2016 16:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.