Ю. черный. инион ран, открытие конференции

                ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО
            на открытии Международной научной конференции
           «Лермонтов, Россия, Кавказ: движение во времени»
              зам. директора по научной работе ИНИОН РАН

                Глубокоуважаемый Дукуваха Баштаевич,
        уважаемые представители руководства Чеченской Республики,
                дорогие коллеги и друзья!

  Мне выпала большая честь выступить с приветственным словом на открытии Международной научной конференции «Лермонтов, Россия, Кавказ: движение во времени», которая проходит 28–30 мая 2014 года в столице Чеченской Республики
городе Грозном. Конференция посвящена 200-летию со дня рождения великого русского поэта, прозаика, драматурга, художника Михаила Юрьевича Лермонтова (1814–1841). Благодарю вас за оказанное доверие.
  Проведение конференции в Грозном важно уже потому, что оно расширяет контекст лермонтоведческих исследований. В силу исторических причин и в научной среде, и в массовом сознании имя Михаила Юрьевича Лермонтова ассоциируется главным образом с регионом Кавказских Минеральных Вод – прежде
всего с Пятигорском. В целом понятно, почему так произошло.Однако «лермонтовский Кавказ» – явление неизмеримо более широкое. Это Дарьяльское ущелье в верхнем течении реки Терек (то есть граница Северной Осетии и Грузии), Грузия, граница Дагестана и Чечни и, наконец, сама Чечня.
  Прежде всего я хотел бы выразить благодарность руководству Чеченской Республики – Главе Республики Рамзану Ахматовичу Кадырову и Председателю Парламента Республики Дукувахе Баштаевичу Абдурахманову – за поддержку идеи проведения конференции здесь, на земле Чечни, и огромную работу и всесто-
роннюю помощь, которые они оказали и продолжают оказывать этому начинанию.   
  Насколько мне известно, первая Лермонтовская конференция в Грозном, тогда ещё столице Чечено-Ингушской АССР, состоялась в 1984 году. Её организатором стал известный учёный, кандидат филологических наук, профессор Казбек Байсалович Гайтукаев. Мне кажется, что проведение нашей конференции
должно рассматриваться в неразрывной связи с мероприятием, состоявшимся 30 лет назад. Тем более, что уважаемый Казбек Байсалович является сегодня членом её оргкомитета.
  Для многих из нас приезд на чеченскую землю стал первым в жизни. Прибыв в город Грозный вчера утром, ряд участников конференции имел возможность встретиться с представителями местной интеллигенции – сотрудниками Государственной галереи имени Ахмата-Хаджи Кадырова, Национальной библиотеки
Чеченской Республики имени Абузара Айдамирова, Республиканской детской библиотеки Чеченской Республики имени Сергея Владимировича Михалкова, Чеченского государственного драматического театра имени Ханпаши Нурадилова. Мы имели возможность познакомиться с вайнахским гостеприимством,
составляющим неотъемлемую часть кодекса чести чеченского народа – «Къонахалла».
  Пребывание в Чеченской Республике даёт возможность исследователям творчества Михаила Юрьевича Лермонтова прикоснуться к её традициям и своеобразию, почувствовать её энергетику. Этого не могут заменить чтение текстов поэта, научных работ о нём и даже работа с архивными материалами.
Самый тонкий инструмент исследования, в особенности в социальных и гуманитарных науках, – сам исследователь. И для того, чтобы он работал правильно, его необходимо «настроить», то есть привести в соответствие с изучаемым предметом.
  Именно поэтому так важно ездить в места, связанные с жизнью и творчеством великих людей, видеть и слышать то, что видели и слышали они, пусть и много лет назад. Думаю, что наша конференция будет иметь глубокий эффект последействия, который проявится не сразу, а, может быть, спустя один-два-три
года после её проведения.
  Теперь несколько слов о формате конференции. Обсуждая возможную структуру нашей трёхдневной работы 28–30 мая, члены Оргкомитета исходили из представления, что конференция должна продемонстрировать не только «что» – то
есть быть мероприятием «о Лермонтове», но и «как». Другими словами, она должна стать «Лермонтовской» – огненной, пламенной, страстной – по самому своему духу.
  «Созерцание, отречение от действия для Пушкина – спасение, для Лермонтова – гибель поэта, ржавчина клинка», – писал Дмитрий Сергеевич Мережковский в статье «Ночное светило».

                Игрушкой золотой он блещет на стене,
                Увы, бесславный и безвредный!

            Проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк!
                Иль никогда на голос мщенья
            Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
                Покрытый ржавчиной презренья?..

  У Пушкина жизнь стремится к поэзии, действие к созерцанию; у Лермонтова поэзия стремится к жизни, созерцание к действию».
  В соответствии с поставленной задачей и традициями чеченского народа, в качестве доминанты нашей работы был выбран формат «интеллектуального поединка».
  Одним из наиболее захватывающих событий конференции станет «Дискуссионная трибуна», которая состоится завтра, 29 мая. На обсуждение вынесены три острых вопроса, которые сегодня, пожалуй, более всего интересуют лермонтоведов:
  1) о происхождении поэта;
  2) о гибели поэта;
  3) был ли Лермонтов представителем барокко?
  В программу конференции «вплетены» экскурсии, а точнее – познавательные поездки в места, связанные с жизнью и творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова и Льва Николаевича Толстого. Эти места находятся в Ачхой-Мартановском и Шелковском районах республики.
  Ещё раз благодарю вас за возможность выступить с приветственным словом и желаю участникам конференции интересной и плодотворной работы!

                Ю. Ю. Чёрный,
                к. филос. н.


Рецензии