Эллинские страсти. Часть 5. Эпилог

Где ты, светлый мир? Вернись, воскресни,
Дня земного ласковый расцвет!
Только в небывалом царстве песни
Жив еще твой баснословный след.
Вымерли печальные равнины,
Божество не явится очам;
Ах, от знойно-жизненной картины
Только тень осталась нам.
Ф. Шиллер


- О горе мне! О горе мне! Что я наделал!!! Возлюбленная моя дочерь! – то возопил, роняя роковой жезл, вмиг протрезвевший Пеней... Но было поздно. Лавр шелестел листьями и, словно по-прежнему ища защиты, тянул ветви к отцу. Не такой, увы, защиты…

Аполлон, перенесший в один день, да что там, в какой-то час, две столь ужасные утраты, и обе по его вине - единственного близкого друга и только что обретенную возлюбленную - упал на колени и закрыв, лицо руками, рыдая, раскачивался перед лавром, шепча невысказанные слова любви и вымаливая прощение….

Минута скорби длиной вечность…. Но и вечность проходит….

Аполлон все еще сжимал ветви лавра в руках, все еще вдыхал его терпкий запах, чтобы запомнить навеки, когда понял, что он здесь не один….

Кто-то тронул его за плечо.

- Эх, братец… угораздило же тебя… - Гермес сочувствующе опустил голову и протянул оброненную лиру.- Я ее починил….
- Ты?... Ты был здесь?... Ты все видел?..
- Если б только я… - Гермес выразительно поднял глаза к небу.
Там в горней вышине обливался слезами Зевс. Отец, преисполненный сочувствия, сам будучи страстной натурой, пережив в своей жизни не одну любовь и не одну потерю, простирал руки к своему несчастному сыну.
- Отец – воскликнул Аполлон, узрев в этом луч надежды – Отец, помоги! Отец, ты все видел. Ты все можешь. Молю тебя, верни Гиацинта!

Зевс, утерев слезу, кивая, поискал было вокруг себя свой всемогущий жезл, но в это время черным смерчем рядом с телом несчастного Гиацинта из небытия возник страшный и неумолимый бог смерти Танатос.

- Это моя добыча! – рявкнул он, сурово поводя бледными огненными очами – Смертный в один день узрел трех богов, и мойры, как положено, перерезали его нить. Все законно! Никто не смеет мешать мне собирать свой урожай. Даже ты, Зевс!

Зевс нахмурив  брови, сжал кулаки, но сдержался, ибо сам писал эти законы. И в конце концов, не смея глянуть на сына, мрачно кивнул Танатосу.

- Отец, отец! Но Дафна, она не мертва! Я люблю ее всей душой! Я… я откажусь от нее… только, молю тебя - верни ее!...
- Верни ее, о всемогущий Зевс! – проревел рядом обливаясь пьяными слезами, посыпая прахом свою седую голову Пеней.

Но тут из облачных глубин выплыла Гера и, взяв Зевса под руку, заглянув ему в лицо невинными глазами,  положила свою головку ему на плечо. Зевс подобрался, откашлялся, похлопал ее по ручке и, помятуя свой старых грех с матушкой Аполлона и тот давний скандал с женой, взглянул на сына и развел руками. Типа – извини, сынок, видишь, что получается.

- О горе мне! – тем временем убивался Пеней – О горе! Я не смирюсь! Должен быть способ отменить заклятье…
- Нет, дорогой Пеней, – это вышла вся увитая вьюнками с венком из васильков на белокурой головке легкоступая и зеленоглазая Флора, богиня царства растений . – Нет, дорогой Пеней, она теперь моя! Заклятье не снять. Даже не пытайся. Хм, лавр… странный выбор, папаша…. разве что с перепоя… Я бы предложила для такой девушки что-нибудь более утонченное…
- Твое какое дело?! Вот уведу свои воды вглубь земли, к жене, и посмотрим, что тогда будет с твоими кустами.
- То же, что и с твой драгоценной дочкой, Пеней – прозрачно намекнула Флора, похлопывая по плечу Пенея, и, стерев улыбку с лица, неслышно подошла к Аполлону… - Но, милый юноша, мне так жаль твоего друга, ты так страдаешь… Мне кажется, я смогу помочь тебе…
- Это моя добыча! – предупреждающе прорычал Танатос.
- Знаю, знаю… - досадливо отмахнулась от него Флора - Аполлон, я превращу его в цветок, в прекрасный нежный цветок, изысканный и утонченный. У меня как раз есть такой, пока безымянный. Я назову его гиацинт… Смотри, он уже прорастает по моей воле из капель крови твоего друга… Он будет расцветать ранней весной в лесах по всей Элладе. Смертные будут сажать его в своих садах, вспоминая тебя и твоего друга, и наслаждаться его тонким ароматом… Гиацинт… какое изящное имя… ты не против?... Это же настоящая находка!
- ….ага...  очередная находка для твоего гербария?! – орал Пеней – Но мою дочь ты не получишь! Я требую сатисфакции!!!
- Пить надо меньше!
- Это моя добыча!
- Друзья, друзья, я уверен, что все вопросы мы можем уладить полюбовно – это, широко раскинув руки, словно стремясь обнять спорщиков, вступил в свою стихию Гермес, чувствовавший себя как рыба в воде везде, где хоть что-то сулило прибыль.

Аполлон, недоумевая оглядывался по сторонам… Оказалось, вокруг было весьма оживленно. Везде - в роще, на лужайках, среди деревьев – расположились боги, деля симпатии, судача и рядя на все лады кто прав, кто виноват в этой истории. Между ними уже сновали вездесущие козлоногие сатиры, ловко поднося гостям вино в высоких рожках, отпуская мимоходом свои сальные шуточки, и в конце концов в печальной, почтительной к горю Аполлона тишине то тут, то там раздавалось неуместное хихиканье или прыск смеха.

На камнях у ручья устроились нимфы и наяды - кто оплакивая сестру, кто злорадствуя, кто с предметным интересом поглядывая на Аполлона. Дриады в лесу шептались, обсуждая трагическую участь нимфы, сокрушаясь и споря отчего же она была столь сурова с таким очаровательным богом. В облаках, обмахиваясь павлиньими опахалами, абонировали места зрители высшего круга…

«Кто все эти боги? - недоумевал Аполлон. С ног до головы залитый лунным светом, он остро чувствовал одиночество, чувствовал себя в центре внимания целого сонма богов, которыми движет любопытство, но которым, увы, по-настоящему нет дела до его трагедии, до его боли. Чувствовал, что эта его личная драма для них не более чем любопытная история в лицах, развлечение в их долгой бессмертной жизни, о которой можно судачить еще много-много зим и лет.

Кто-то быстрый и предприимчивый успел облететь их и созвать сюда, словно на представление. И они слетелись. Еще бы – представление, в котором есть место и богам, и смертным, за которыми так любят наблюдать олимпийцы.

Представление! Вот! Наконец-то верное слово было найдено! «Весь мир – театр, и боги – в нем актеры…»

И когда, подняв глаза к Зевсу, он увидел, что тот, увлекаемый своенравной супругой, стараясь не встретиться взглядом с сыном, величественно покидает свою золотую ложу, ибо представление окончено, горестно воскликнул:

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью моноклей на оси...
Если только можно, авве отче,
Чашу эту мимо пронеси!"

Уловив первую зарождающуюся рифму,  повинуясь своей небесной гармоничной природе, к нему, словно мотыльки к свету, робко перешептываясь, слетели девять муз – его будущие верные спутницы.
«Какая высокая печаль…» - тихо вздыхали они и их сердца наполнялись музыкой сфер и состраданием.

Аполлон подошел к лавру и печально обломил несколько молодых гибких ветвей. Прощаясь с возлюбленной, со своей несостоявшейся первой любовью, которая не принесла ему ничего, кроме горя, он сплел лавровый венок и сам надел на голову. «Венок победителю» - сдавленно и горько произнес Аполлон. Поднял лиру и, тронув струны, пошел в чащу.

На полпути посреди круглой, залитой лунным светом поляны он обернулся, и, закинув на плечо плащ, промолвил:

Я обращу в поклон нерасторопность жеста.
Нисколько мне не жаль ни слов, ни мук моих.
Достанет ли их вам для малого блаженства?
Не навсегда прошу - но лишь на миг, на миг...

И кивком позвал за собой девять юных муз….

Вслед ему из темноты впервые под древней луной понеслись апплодисменты.


                К О Н Е Ц



…………………………
В тескте использовались стихи Ф. Шиллера, Б. Пастернака и Б. Ахмадулиной


 


Рецензии
Спасибо Элла! Вот и на Олимпе, благодаря Вам, побывал. Теперь в деталях знаю всю эту олимпийскую ,,кухню". Я, и не знал, оказывается, олимпийские боги - простые и понятные ребята, со своими заморочками и игрищами!
А с Музами, теперь, у Аполонна вообще жизнь станет праздником!

С улыбкой, Александр

Александр Разный   13.11.2014 11:28     Заявить о нарушении
Привет, Александр!

Думаю, что там было все достаточно... незатейливо.)))) Ну, если подумать, то по-другому и быть не могло - это ж еще младенчество человечества. А если учесть, что богов создаем мы сами, то и олимпийские боги, выходит, простые и понятные ребята со всеми человеческими заморочками.
Эллада - колыбель цивилизации. Именно открыла человеку глаза на Любовь и Красоту. И в конце концов и на себя самого. Стрелы Эрота предназначены и богам и людям. И в этой уязвимости перед его стрелами люди впервые сравнялись с бессмертными богами. И в этом смысле мальчик, вынимающий из пальца занозу ничуть не менее важен, чем Гермес или Аполлон. В ранних мифах о богах - титаномахии - о людях ни словечка не было. В них боги олицетворяли стихии, неукротимые силы природы страшной, нечеловеческой силы, перед которыми можно только пасть ниц и дрожать от ужаса. Поэтому и боги наделялись самым примитивным набором свойств, необходимых для выживания - гнев, ярость, силу, милость, плодовитость, злобу, страх, плодовитость, притяжение полов, сладострастие...
А позднее - человек, видать, уже пообжился в мире, пообтерся, опыта поднабрался, стал задаваться всякими странными философскими вопросами - ну и стал помаленьку объяснять мир со своей колокольни. И в поздних мифах люди уже полноправные участники событий. Человек до того осмелел, что стал знакомить богов со смертными, допускать между ними амуры и даже героическое потомства - Геракл, Тесей, Персей, Ахиллес. Человек переносил на богов детали и подробности своего скомного быта. Но настоящая смелость пришла к человеку, когда он посмел перенести на богов свои чувства, свой дух и свою душу. И вот настал момент, когда человек отважился наделить богов сугубо человеческими качествами - Любовью и Состраданием. Оказывается, и бог может страдать от неразделенной любви. Оказывается и бог может оплакивать погибшего друга. И в этом мифе непонятно к кому больше участия и сочувствия - к Гиацинту или к Аполлону. Бог может вызывать сочувствие - это ведь что-то новенькое для античности, правда?
По-моему ранить одного из самых могущественных богов стрелой Эрота - это огромный шаг для человечества. Раненный стрелой Эрота Аполлон увидел мир глазами человека, а неразделенная любовь сделала его восприимчивым к драме жизни, к драме человека. Он стал восприимчив ко всему страстному миру, а значит и со-страдателен к нему. Именно поэтому именно Аполлон и стал покровителем искусств. Ведь искусство - это универсальный язык, понятный любому человеку, в каком бы уголке планеты он ни обитал, в какое бы время, в какую-бы эпоху он ни жил, он станет со-участником, со-переживателем и со-страдателем этих событий. Через Музыку. Через Поэзию. Через Живопись. В этом "со-участии" и есть великая сила искусства!))))
Вобщем, сдвинем кубки в честь Аполлона! ))))))

Элла Гор   13.11.2014 12:43   Заявить о нарушении
Кстати, Александр! Хочу вас спросить... как художник художника... вы наши советские мультики конца 80-х годов про древнегреческие легенды видели?. Не те детсткие, про Персея и медузу Горгону, про Минотавра да про аргонавтов. А взрослые?
Он с художественной точки зрения по-моему просто великолепны.
Ну а чувственной точки зрения... по-моему вообще... очень смело. В принципе имеет смысл перед просмотром ставить код 18+...

И это... "Союзмультфильм" 1989 год...))))))))

Оставлю для Вас ссылки здесь на ютуб.
Посмотрите, если будет время. Мне интересно Ваше мнение - и профессиональное и чисто человеческое.

Вот здесь несколько анимационных фильмов, часть из которых просто буквальная иллюстрация к этому рассказу.
"Рождение Эрота" часть 1: http://youtu.be/QnCU_NqFxzA
продолжение: http://youtu.be/-F6wCcDPZV4
О нимфе Саламаке: http://youtu.be/l6Te0-Shrhs
Миф о Галатее, Алкиде и Полифеме: http://youtu.be/0IQo6A6FhGk

С уважением,

Элла

Элла Гор   13.11.2014 12:55   Заявить о нарушении
Спасибо Элла за наводку. Мультики СУПЕР! Никогда их не видел. Особенно Полифем хорош! После стрелы Эрота, кроме ,,БА - БУ - БЫ" и выговорить ничего не может!
Для тех лет, такое на ,,Мультфильме" снимать - очень смело.
И рисованы мульты - супер!
С, выше написанным Вами, согласен целиком и полностью!
Как сказала мамашка Эрота: ,,Будем мстить любовью!"
Поднимем бокалы!
За Аполлона! За Эрота! За Муз! И пьем до дна!

Александр Разный   13.11.2014 16:41   Заявить о нарушении
Как говорят настоящие древнегреческие римляне - Чин-Чин! ))))

Элла Гор   13.11.2014 17:03   Заявить о нарушении
Посмотрите Элла, лучший советский мульт всех времен (сделан в1962 году)
Называется ,,История одного преступления" - так в гугле и набирайте. Если не смотрели...

Александр Разный   13.11.2014 17:46   Заявить о нарушении
Скромный счетно-финансовый работник! ))))
...Понравилось как дом строили - прямо с цветочками и забитым всяким хламом балконами!
...Домино! Рыба!!!!!
...Две гитары за стеной жалобно заныли.
С детства памятный мотив, милый это ты ли?...
Эх раз, еще раз, еще много-много раз!

Эх, Василь-Василич....

Классный мульт! Конечно, я его видела и очень люблю. И не раз вспоминала.
Спасибо, Александр!!! ))))))))))

Элла Гор   14.11.2014 22:00   Заявить о нарушении