Путеводитель по живому организму музея Арт-коммуна

«Ерофеев, мозжечок и Вы!»
 
В нашу коммуналку Венедикт Ерофеев пришёл ещё совсем молодым и сравнительно невысоким. Но уже через два часа он уходил из неё умудрённым борьбой и опытом двухметровым богатырём. Ибо то, что он здесь отыскал (а это, немного-нимало, но два новёхоньких пустых ящика из-под винных бутылок!), отразилось на нём самым замечательным образом. Правда, он нашёл здесь ещё КОГО-ТО… Может, это тоже сказалось? Судить Вам.
А случилось это в далёком 1962-м году 7 ноября!
Но погодите, Вы знаете, кто такой Венедикт Васильевич Ерофеев? О-о, Вы не знаете, кто такой Венедикт Васильевич… Возможно Вы слышали о нём, но не поняли его до конца… Я тоже его не понял, хотя старался нырнуть глубже всех. Присаживайтесь, если ещё не присели, - я расскажу Вам об этом...
(фото: Предположительно - Михаил Ле Жень ныряет в таз)
Нет, это совсем другой случай в Арт-коммуналке… А наш памятный миг - вот он.
  Автор этих букв за час до рывка в пропасть души иной (с надеждой на возвращение (пока ещё…)). В один из  бесконечных августов 14-го…
Много дней и ночей автор вместе с командой «Города-музея» выяснял настоящую правду об Ерофееве, но факты упрямо свидетельствовали - Венедикт Васильевич всё-таки родился… И родился давно, в 1938 году 24 октября. Однако, духовно он вышел на свет и возмужал гораздо позже: возможно, после смерти отца и ареста брата в 1956-м; а быть может, после блистательной серии изгнаний со всевозможных работ и учебных заведений; а, может, во время мытарств по нашей коммуналке 07 ноября? Кто знает…
 
Кстати, последняя версия наиболее точно отвечает всем моим историческим справочникам.
Но Вы, конечно, спросите, кого всё-таки Веничка нашёл в Коломне? Не спросите? Ну ладно, слушайте дальше… Уже 8 мая 1963-го года СУС-5 (специализированное управление связи) треста № 8 Главгаза СССР, Госкомитета по газовой промышленности СССР…  Или всё-таки спросите? Это умный вопрос.
Итак, напрягите своё неуёмное воображение и представьте - Вы находитесь там, где Вы находитесь - в коммунальной квартире, что на Октябрьской революции 205! А на дворе стоит и качается праздник Великого Октября. На площадь Двух Революций вышли бодрые и нарядные коломенцы. Вышли все, от мала до велика, за исключением одних только обитателей нашей квартиры… Её окна выглядывают на площадь и поэтому у жильцов есть все основания слиться с народными массами, не выходя из дома. Они так и поступили - слились.
 
История начинается на чёрной лестнице музея, где сошлись, чтобы выпить по случаю, три «богатыря-грузчика» магазина «Огонёк», один из которых - писатель Венедикт Ерофеев. Заспорив с приятелями, он взялся доказать им, что Бог существует на самом деле. В стране официально отменённого Бога такое заявление звучит как горячечный бред или же - как измена… Единственно смягчающим обстоятельством для собутыльников являлся предмет спора – две бутылки «Кубанской водки»… Для Венички выиграть такое пари – дело принципа.
 
Неожиданно в спор «богатырей» вмешивается их начальница – завмаг Амалия Георгиевна – воплощённое мещанство и коррупция тех времён…
 
Она требует, чтобы Венедикт немедленно возместил два недостающих деревянных ящика из-под вина (в те времена их суммарная стоимость равнялась приблизительно 1\2 месячной стипендии студента), в противном случае его немедленно уволят. Веничка не помнит, кому он их одолжил, но ему кажется, что это был кто-то из обитателей нашей коммунальной квартиры…
Чтобы отыскать тару и придумать доказательство Бога у Венички всего час времени и он немедленно отправляется в «Великую одиссею духа» по комнатам коммуналки, в каждой из которых он столкнётся с человеческими пороками, страстями и равнодушием.
 
Пробираясь сквозь них, словно Одиссей мимо Сциллы и Харибды или же уподобляясь Христу на землях Израилевых, Веничка наитием души постигает, что главное в поиске Бога – это правильный выбор своего личного пути или другими словами – всё зависит от точного выбора очередности прохождения комнат. Кстати, позже, некоторые фрагменты и мотивы этого путешествия войдут в поэму «Москва-Петушки», что даст повод говорить о том, что впервые будущая книга померещилась Венедикту Ерофееву именно в стенах нашей Арт-коммуналки…
Сразу после лестницы Веничка попадает в коридор, где его ждёт первое распутье дорог. Он не знает, в какую комнату податься в первую очередь, а ведь от этого зависит, ни много ни мало – но всё! И тут ему на помощь приходят два его верных ангела-хранителя. Между ними и Веничкой завязывается неспешная дискуссия о плюсах и минусах трезвого образа жизни. Побеждает образ трезвый.
 
Ангелам свыше запрещено указывать, куда ему идти дальше (ведь главное, чтобы человек сумел понять это самостоятельно…), но они вправе давать подсказки. Зато зритель может помогать Веничке открыто и после каждой комнаты, обдумав увиденное, своим голосованием решить, какой путь избрать герою дальше.
Если из коридора пойти направо, то следующая комната – Зона тишины, с роскошной по тем времена библиотекой. Здесь в начале 60-х любил сиживать в креслице и тайком почитывать  декадентских поэтов Эдуард Лазаревич N, доцент кафедры научного атеизма Коломенского вечернего университета и неисправимо идейный коммунист… В эту же комнату к нему частенько наведывался его некогда лучший ученик, а ныне первый коломенский диссидент – Лёвушка, по прозвищу «Сократ». Бывало, в пылу интеллектуального спора, за рюмкой коньяка, они достигали невиданных философских высот…   
Фото. Лазаревич и Лёвушка с искажёнными лицами борются, вцепившись друг в друга мёртвой хваткой.
А бывало, что и не достигали…
Из зоны тишины первая справа - Комната «порочной» комсомолки. В ней проживает Любовь Александровна Перетятина, 20-ти лет, невеста на выданье. Её жених, комсомольский лидер и член ВЛКСМ с 1952-го года несгибаемый Феликс Эдуардович, всё никак не решится сделать ей предложение… Его сдерживает «ужасный факт» из прошлой жизни Любы. Благодаря её сестрице - «примерной» пионерке Зинаиде, тайно влюблённой в Феликса, об этом «вопиющем случае» узнали все жители нашей коммуналки. Меры, принятые товарищем Феликсом, поражают своей нетривиальностью…
 
Далее по правую сторону - Ванная. Здесь всё свободное от безделья время проводит Афродита Николаевна Миленькая, бывший торговый работник с внушительными интеллектуальными запросами.
Фото. Пышная Афродита, вся в мыльной пене, моется в ванной.
Сама того не ведая, Афродита Николаевна служит в Коломне Богиней любви… И неплохо служит, надо отдать ей должное… Правда, влюбляя людей друг в друга, она сама никак не может найти своего счастья, поэтому каждый день, основательно намылившись, она ждёт в ванной своего суженного. И она его, конечно же, рано или поздно дождётся... Не далее, как в текущем отрезке времени. Можете сами в этом убедиться. В спектакле…
А далее по ходу из коридора располагается Кухня. Вот уже много дней подряд какие-то странные люди без устали празднуют в ней свадьбу… И не то чтобы жильцам это не нравилось… Скорее наоборот – жители коммуналки принимают в ней самое активное участие, но… Невозможно описать имеющимися словами, что это за свадьба! Вам просто нужно хотя бы раз в ней поучаствовать. А для начала рекомендую - дружок невесты Ванюха! Убеждённый пижон, человек-буги-вуги и большой любитель разнообразных свадебных дружек! Ему вполне по силам взвалить на свои плечи счастье…
 
А это, особо рекомендую, подружка жениха – Настюха! Обратите внимание какой стан, какой плечевой пояс, не девушка, а ходячая кондитерская… Но не питайте надежд, все её свободное время занимают свадьбы… Точнее, свадьба. Вот эта самая – единственная, любимая… 
 
Ну а это баба Соня – хранительница молодёжных брачных традиций… Питая слабость к ритуалам в оформлении чужих судеб, она ни секунды не может пропустить такого сказочного фестиваля, как наша свадьба! Поэтому много дней и ночей подряд она спит и бодрствует только на табуретке в нашей коммунальной кухне…
 
О, если бы не она, Веничка ни за что не разобрался бы, куда он попал…
А это, извиняюсь… наш горький гость! Никто не знает, кто он такой и откуда каждый раз берётся… И хотя его ежедневно методично спускают с лестницы, он словно птица Феникс вновь и вновь возрождается на кухне, чтобы снова радовать гостей своими виртуозными спичами и вдохновенными экспромтами…
 
Правда, некоторых наших жильцов (чего уж там скрывать…) на личном контроле держит сам Пал Пантелеевич, участковый инспектор, страж правопорядка без страха и упрёка… Без него жизнь в нашей коммуналке давно превратилась бы в вакханалию или безумный фарс… И лишь благодаря его регулярным дружеским визитам у нас наблюдается хоть какой-то видимый порядок…
 
С особой теплотой и заботой относится он к своему поднадзорному, нашему жильцу по прописке и тунеядцу по призванию – Дмитрию Рахину, талантливому малому, но редкостному прохвосту и раздолбаю… Кстати, вот он сам!
 
На крылья не обращайте внимание – это он «после вчерашнего»…
Но если только у Вас появится возможность – ни в коем случае не посещайте галерею Арт-коммуналки! Не надо, заклинаю Вас! Потому что там Вы, как Веничка, можете столкнуться с необъяснимым… Не хочу объяснять «необъяснимое» в рамках путеводителя – Вам лучше хоть раз увидеть её вместе с Венедиктом Васильевичем воочию… Но если уж Вы решились заглянуть в Галерею сейчас - будьте готовы к встрече с Плазменной Пустошью, цифровой силой, по замашкам сильно напоминающую сами знаете кого… Ни в коем случае не вступайте с ней в диалог! Ну а если уж вступили – будьте как Веничка. Неустрашимы.
 
В этой комнате в ходе обоюдоострой схватки Веничку атаковали очень многие соблазны… Здесь же наш богатырь выяснил, что за свою строптивость наказан вечным одиночеством и несчастьем, но  шанс найти Бога и, тем самым, снять с себя проклятье, у него всё-таки есть… И в этом ему помочь могли бы Вы, наш дорогой действующий читатель и потенциальный зритель…
 К тому же помимо духовной пищи спектакль предполагает пищу вполне материальную.
 
В точности как тогда любили…
И пусть даже в один из дней Веничка не отыщет Бога… пусть он растеряно обернётся и его собьёт в то же мгновение с ног жесточайшее разочарование, пусть он с горечью воскликнет: «Отче! Для чего ты меня покинул?..» Пусть он это всё переживёт… Так тоже надо… Но зато мы будем точно знать, что он ни при каких условиях не сдастся и каждое 7 ноября 1962-го года будет вновь и вновь приходить в нашу Арт-коммуналку, чтоб уж на этот раз полностью и неопровержимо доказать всему миру существование в нём Бога, а заодно (а может, в первую очередь) и самому себе… И снова изодранный Блудный сын падёт на колени, и снова любящий Отец обнимет его, и снова все наши братья задумчиво склонят голову… «И повториться всё как встарь…» А без этого ничего бы на Земле не случилось… Вы так не считаете?
Сергей Вепрев из ностальгических глубин вневременных пространств музея «Арт-коммуналка»
август-октябрь 2014 г.
  Помню, как остроумно выразился Венедикт Васильевич, когда прочёл этот путеводитель, что…
К сожалению (или по счастью), он промолчал, поэтому мы предоставляем Вам возможность  самим отметиться искромётным афоризмом по данному поводу или без всякого повода:


Рецензии