В едином строю

Валериан Чупин
В едином строю.
«Всему присуща своя красота, но не каждому видна» (Конфуций).

   Я - физик! В таком звании я работаю уже  44 года. Так нас называют учащиеся, родители, учителя школы. Эту науку я выбрал сам, еще в далекие 60-е годы, еще обучаясь в школе и неслучайно .Тогда успехи физики были на слуху:
 - 1957 год - 1 искусственный спутник Земли;
 - 1961 год -1 космонавт Ю. А. Гагарин ;
 - Нобелевские премии по физике советским физикам.
 Я помню, (тогда пятиклассник) как появились новые слова «спутник», «космонавт», причем последнее слово не знали как правильно писать даже учителя русского языка , искали в газетах .Это период расцвета советской науки и школы, тогда советская школа обогнала США за школьной партой. ХХ - век тревожный и противоречивый. Век науки: квантовой физики, теории относительности, “думающих” машин, радио и телевидения, атомной энергии, космонавтики - грандиозное интеллектуальное достижение человечества. В ХХ веке стали присуждаться ученым специальные Нобелевские премии. Первым лауреатом стал Вильгельм Конрад Рентген за открытие X- лучей, и не случайно: скольким людям это открытие сохранило жизнь.
        Еще на заре цивилизации занятие физикой было одной из первых форм интеллектуальной деятельности человека, когда люди только начали отделять себя от природы и размышлять о ней: как устроен мир? Какая связь между Человеком и Космосом? Из чего состоит мир? Аналогичные вопросы задает каждый человек. В ходе эволюции физика превратилась в колоссальный комплекс знаний - фундамёнт естествознания. Под мощным, всеохватывающим воздействием физики другие научные дисциплины претерпевают самые радикальные изменения (биология, медицина и т. д.). Техника - сегодня, завтра, вчера - это физика в применении. Сегодня в самой физике наблюдается тенденция к слиянию физики элементарных частиц и физики космоса, древняя идея натурфилософов о единстве микро- и макрокосмоса обретает реальное содержание.
     В те далекие теперь времена выходили книги о физиках огромными тиражами, так книгу Д. Гранина «Неизбежность странного мира» читали не только школьники , но и академики, начальники, школьные учителя – « и физики и лирики».Эта интересная книга о мыслящих людях, об их идеях, озарениях, догадках, ошибках и разочарованиях. Этот «Странный Мир»- природа, окружающая нас, с законами, которые оставались неизвестными.     Физики всеядные люди, всегда есть то, чего они не знают, а потому не могут спокойно жить. Физики стремятся узнать, узнать, чтобы – объяснить, интересен просто сам процесс узнавания. Учитель физики работает во всех разделах физики, он был, есть и останется главным посредником между большой наукой и подрастающим поколением. С позиции сегодняшней рыночной экономики учитель физики является главным поставщиком науки для молодежи (продавец науки - в самом хорошем смысле). Только он может придать своему предмету привлекательность или вызвать отвращение. Немало людей считают нашу науку бездушным, холодным, негуманным, Возможно им не повезло именно с учителем физики. «Учитель прикасается к вечности : никто не может сказать когда кончается его влияние» (Генри Адамс .Принципы Питера,с.27).В природе нет законов добрых и злых, нет явлений ласковых и жестоких. Мы люди, наделяем их характером и нравом, «Человек-мера всех вещей»,- сказал великий Пифагор. ХХ век - и век отрицательных научных результатов, век экологических проблем. Торопясь извлечь из научно-технических знаний экономические выгоды, человек постепенно превращает окружающую среду в пороховую бочку агрессивную среду для всего живого. Только в конце ХХ века, взглянув на Землю из Космоса, мы - земляне - поняли, что наша планета - общий дом, космический корабль, несущий на борту все человечество, и начали осознавать свою земную причастность. Еще в мои школьные годы нашу планету украшали чистые реки и озера, сегодня мы их превращаем в сточные ямы, а природу за городской чертой - в мусорную свалку. Постепенно науку с ее успехами, чудесами мы превращаем в источник ужаса.    При всех негативных последствиях наука преобразует мир.     Человек в доисторические времена обуздал огонь, который его обогрел, обеспечил калорийным питанием, защитил. Потом создал паровую машину, которая положила начало избавлению человека от монотонного, изнурительного физического труда, наконец - изобрел ЭВМ, которая постепенно освобождает от монотонного умственного труда - громоздких арифметических вычислений. Еще не поздно! Тысячелетия спустя, природа не изменилась: всходит и заходит Солнце, вода замерзает при 0С, раскаленная кочерга остывает по вечным законам термодинамики. Знания не делают человека всегда счастливым, но влияют на него. Научные знания,- часть мировой культуры, они изменили мир и человека. Сегодня наука помогает каждому понять мир, а потом принять долю своей ответственности за сохранение человечества и этого прекрасного мира, а также найти в этом мире свое достойное место. Еще в 19 веке наука была инструментом познания, сегодня наука - материальная сила, преобразующая мир. Наука служит человеку: строит новые машины, создает новые технологии, кормит человека, но человек ответствен за ее отрицательные результаты. Физика не является предметом, который на все вопросы дает правильные ответы. Мы так мало знаем, что фундаментальная наука остаётся наукой споров и дискуссий.
      Что нас беспокоит сегодня? Систему образования сегодня лихорадит: сначала демократизация, потом модернизация, сегодня оптимизация (тарабарщина какая-то, голова начинает болеть от таких слов), СТАНДАРТ и ЕГЭ, НСОТ и ГИА и все эти громкие слова, и грандиозные попытки переустройства системы образования ухудшают состояние дел . И постоянная борьба. Мы боремся за одинаковость программ, одинаковость учебников, одинаковость интерпретаций, оправдывая это тем, что нам нужно “единое образовательное пространство”. И в этом же ряду находится культ экзамена, на котором проверяется степень соответствия сознания ученика некоему образцу, а вовсе не степень независимости его сознания. Когда главное достоинство учителя видится в его “нормативности”: он должен опять изо всех сил бороться за “образовательный стандарт”, и именно за это ему платят деньги, а индивидуальность учащихся рассматривается уже не как высшая образовательная ценность, а как досадная помеха. Все это осуществляется без оборудования при самой низкой оплате труда, и вопреки всем, мы работаем.
     Физик слишком дорогой для государства специалист, не в обиду другим. Сегодня появилось новое направление в науке экономическая физика. Первым нобелевским лауреатом по экономике  стал профессиональный физик (Ян   Тинберген   1969 год). Оба лауреата Нобелевской премии по экономике за 2000 год  Джеймс Хекман и Дэниэл МакФадден - по первому образованию физики. Роберт Мертон (премия 1997 года) - инженер-механик. Морис Алле (премия 1988 года) - горный инженер. Начинаешь думать, что физик - это и есть универсальное образование. Фактически, сейчас большая доля аналитиков в крупнейших мировых финансовых и аналитических компаниях - это специалисты, имеющие отнюдь не экономическое, а физическое образование. Некоторые команды физиков открывают свои собственные финансовые компании, специализирующиеся в области предоставления финансовых услуг и прогнозирования. При этом, в своей работе они используют навыки, полученные при работе в области физики. Сегодня, фактически востребован сам образ мышления физика, формируемый в процессе обучения и в ходе исследовательской деятельности. Если, кто-то из молодых, случайно, прочитает эти строки, я бы посоветовал, следующее. Получайте инженерно-физическое образование, идите в российскую промышленность, - там гигантский недостаток молодых, способных и энергичных специалистов. Конечно, продвигаться там тяжело, но карьерный и финансовый успех со временем гарантирован. Вы даже можете стать нобелевскими лауреатами по экономике, как и физики (ведь в приведенном ниже списке нобелевских лауреатов людей с экономическим образованием не оказалось).     Учителя физики не такой уж многочисленный отряд в огромной колонне тружеников науки, но мы в едином строю с российской наукой на самых передовых позициях познаем азы фундаментальной науки и основы мироздания, ещё великий М.Ломоносов писал: «В академии надобен человек, который изобретать умеет, но еще более надобен, кто учить мастер». «Учительство не утраченное ремесло, но уважение к нему - утраченная традиция» (Ж. Борзен, по книге «Принципы Питера»,М,Прогресс,1991,с.31. Сегодняшний выпускник будет жить, и работать в ХХI веке. ХХI век - век нравственного человека, качества которого определяют его научной культурой. Только человек знающий, умеющий, понимающий сможет разумно направить использование достижений человеческого гения, принять ответственное решение.
© Чупин Валериан Дмитриевич, 2014
Автор: Чупин Валериан Дмитриевич-учитель физики высшей квалификационной категории, лауреат международных и всероссийских педагогических конкурсов.
.


Рецензии