Приключения Кролика Библиофилуса и его друга, крыс

В одной библиотеке жил Кролик. Библиотека была самая обычная с виду,  но внутри – непростая. Иногда в ней происходили разные библиотечные чудеса. Конечно же, они случались не по заказу, а по необходимости и незаметно, так чтобы никто не догадался. Кролик тоже был самый обычный с виду: два уха, два черных глаза, четыре лапы и пушистый хвостик. Все посетители библиотеки его очень любили. Детям нравилось ухаживать за кроликом, гладить его и кормить его с рук.
Ночью Кролик выходил из клетки и превращался в Господина Библиофилуса, Ночного хранителя библиотеки. С волшебным фонарем в руках он обходил все здание библиотеки, протирал полки и расставлял книги. Если книги были порваны, то Кролик их чинил, подклеивал и переплетал заново. Утром на полках все книги стояли ровными рядами. Когда Кролик заканчивал работу, то он садился в глубокое кресло в читальном зале и читал понравившиеся ему книги. Порой литературные герои сходили со страниц книг и беседовали с ним.
Никто не догадывался о том, что происходило в свете волшебного фонаря в библиотеке. Кролик очень жалел, что у него нет подходящего собеседника в его размышлениях над страницами любимых книг. Однажды среди стеллажей старшего абонемента Библиофилус обнаружил незваного гостя.  Маленький белый крысенок сидел среди горы книг и пробовал их на вкус.
- Что ты тут делаешь? – вежливо спросил Кролик.
- Обедаю, - спокойно ответил Крысенок, поблескивая в темноте голубыми глазами. – Грызу гранит науки.
- А я думаю, что ты портишь книги, - очень вежливым, но твердым голосом заметил Библиофилус.
- Мама мне говорила, что книги – лучшее лекарство от всех печалей, по мнению людей, - объяснил крысенок. – Вот я и решил попробовать. Но проглотить все книги мне не удалось. Они слишком большие и толстые. Поэтому я их решил разгрызть.
- Эх, только взял и испортил! – пожурил Библиофилус крысенка. – Книги нужно читать, а не грызть и глотать. Это просто метафоры, которые передают увлеченность и любовь к чтению.
- Но я не умею читать, - признался крысенок. – И я решил, что научись читать, если погрызу книги.
- Да, видно, что мама не научила тебя, как нужно вести себя в библиотеке! – вздохнул Кролик.
- Моя мама не знает, что я здесь, - признался Крысенок. – Я самый  старший из детей в нашей семье. Мама отправила меня погулять, чтобы я не мешал ей возиться с малышней. А я пошел гулять и заблудился.
- Тебе повезло, что ты попал в библиотеку! – обрадовался Кролик. – Если ты захочешь, то я научу тебя читать и пользоваться книгами. А если не хочешь, то возвращайся к маме.
- Нет, сидеть в Крысиной норе, не интересно, - ответил крысенок. – Лучше научи меня читать.
- Тебя как зовут?
- Меня Картошкин.
- А меня зовут Библиофилусом.
- Как – как? Библи-бли? – переспросил Картошкин.
- Биб – лио – фи – лус, - повторил по слогам Кролик. – Мое имя переводится с греческого языка как любитель книг, книголюб.
- Библиофилус, Библиофилус, - несколько раз вслух повторил Картошкин, пока не запомнил.
- Сначала я проведу для тебя небольшую экскурсию по библиотеке, а потом ты будешь учиться читать, - объявил Кролик.
- Я готов, - отозвался Картошкин.
- Библиотека переводится с древнегреческого языка как «хранилище книг», - начал экскурсию Библиофилус. – Первые книги писали от руки, а позднее книги печатали на специальных станках. В наше время даже существуют электронные книги, которые хранятся в компьютере.
- А это съедобно? – спросил Картошкин.
- Нет, не съедобно, но полезно, - ответил Кролик. – Раньше книги изготавливали из глины, папируса, кожи, пальмовых листьев, теперь используют бумагу. Древние книги сейчас можно увидеть в музеях.  Манускрипты – книги, написанные от руки. На их изготовление уходило много времени и сил. Они богато украшались миниатюрами, а каждая новая строка начиналась с красиво изукрашенной заглавной буквы.
- Как интересно! – воскликнул Картошкин. Его глаза блестели от удовольствия.
- Сама библиотека делится на несколько отделов. Есть отделы, где книги выдаются на дом и на определенный срок, - продолжил Библиофилус. – В читальном зале книги на дом не выдают, с ними нужно там и работать.
- А где все обедают? – спросил Картошкин.
- Дома, - ответил Кролик. – В некоторых библиотеках есть кафе для посетителей, а в некоторых – нет. В библиотеку приходят читать книги, а не обедать. А ты, наверное, проголодался?
- Я всегда голоден, - ответил Картошкин.
- Тогда после экскурсии я тебя угощу чаем с булочками, - пообещал Кролик. – А я продолжу нашу экскурсию. Отделы, где книги выдают на дом, делятся по возрасту детей: старший и младший абонемент, а иногда встречается и средний абонемент. Во взрослых библиотеках отделы соответствуют отраслям знаний.
- Каким раслям? – переспросил Картошкин.
- О – т – р – а – с – л – ь, - назвал по буквам Библиофилус. – Это очень трудное слово, на первый взгляд. Но я постараюсь его тебе объяснить. Когда-то люди знали о мире только то, что было необходимо для их выживания. Постепенно круг их интересов расширился. И одному человеку стало трудно охватить всю информацию. Тогда люди разделили свои знания о мире на отделы: техника, природа, история, медицина, художественная литература и философия. Потом эти отделы были разделены еще на несколько подотделов и так далее. Теперь каждый человек ориентируется только в определенной сфере. Поэтому всю информацию люди сравнивают с деревом, от которого в разные стороны отходят ветки – отрасли знаний. Я тебе понятно объяснил?
- Да, - ответил тот. – Давай продолжим экскурсию в следующий раз. А сейчас я хочу научиться читать.
Кролик обрадовался желанию своего неожиданного ученика:
- Замечательно, тогда я позову своих друзей – библиотечных домовых.
- А у нас будут приключения? – уточнил крысенок.
- Да нас ждут самые настоящие библиотечные приключения.
- Ура!
- Букваренок и Циферблат помогут в твоем обучении, а потом мы отправимся путешествовать.
- А кто они такие эти домовые? – поинтересовался Картошкин. – И почему у них такие странные имена?
- О! Это хранители библиотеки, - пояснил Кролик. – Букваренок следит, чтобы ни одна буковка или циферка не пропали из книги. Иначе книги утратят свой дар быть нужными, интересными и полезными. Циферблат отвечает за сохранность библиотечных часов. Ночью часы в библиотеке идут по своему сказочному времени, когда возможны любые перемещения во времени и пространстве.
- Я хочу с ними поскорее познакомиться, - глаза Крысенка загорелись от любопытства.
Библиофилус подал во тьме сигнал волшебным фонарем. Из книжного шкафа вышли домовые, похожие как две капли воды. У них были окладистые бороды и улыбчивые глаза. Одеты они были в одежду русских крестьян: косоворотка, порты и лапти. В руках у Букваренка была крепко зажата огромная иллюстрированная «Азбука». На поясе у Циферблата висела связка ключей от всех библиотечных часов.
- Здравствуй, Библиофилус!
- Здравствуйте, мои друзья! Познакомьтесь – это Картошкин. Он будет нашим учеником.
- Учеником! – возмутился Циферблат. – Но крысы – одни из злейших врагов библиотеки! Надо вызвать фею Сэс. Она превратит этого крысенка в полезный для библиотеки предмет, например, часы.
- Часов у нас и так предостаточно! – возразил ему Букваренок. – Прежде чем вызывать фею Сэс, надо понять, почему Библиофилус именно этого крысенка выбрал в ученики.
- Я пожалел бедного малыша, - ответил Кролик, - он болтался без дела по улицам и случайно забрел в библиотеку. Ведь Картошкин даже не знал, для чего нужны книги и что такое библиотека.
- Тогда настало время для вашего путешествия, - сказал Циферблат. – Я, как раз, собирался предложить тебе навестить наших друзей в разных библиотеках и узнать свежие новости. Теперь и повод появился. И новым учеником похвастаешься.
При этих словах, Циферблат стал заводить все библиотечные часы по сказочному времени:  семь раз – вправо, три -  раза – влево, двенадцать раз -  по всей оси.
- Погоди заводить часы, - остановил друга Букваренок. – Я еще не успел раскрыть свою волшебную азбуку. Ты забываешь, что путешественники должны уметь хорошо читать.
Циферблат махнул рукой, а Букваренок раскрыл перед крысенком «Азбуку».
- Мы начнем с алфавита, - сказал он, - потом будем читать по слогам, затем ты научишься понимать целые слова, а из слов составлять предложения.
- Я готов!
- Тогда вперед!
Ход сказочного времени, не такое как у настоящего. Волшебные часы идут так, чтобы сказка благополучно завершилась. Когда Картошкин научился читать и понимать целые предложения, Букваренок предложил ему интересную «Книгу сказок, стихов и рассказов для малышей».
- Пока ты будешь упражняться в чтении, - сказал Букваренок Крысу. – Я позвоню своему другу капитану Флинту с острова Сокровищ.
- Капитану Флинту? – переспросил Библиофилус. – Но он  – пират!
- Как пират, он прекрасно разбирается в сокровищах, - объяснил Букваренок. – А в случае с Картошкиным это – удивительная возможность.
Букваренок обстоятельно объяснил Флинту по сказочному телефону то, что от него потребуется. Домовой вернулся, довольно потирая руки.
- Циферблат, пожалуйста, заводи часы. Пора отправляться в путь, - сказал он другу.
Циферблат снова завел часы: семь раз – вправо, три раза – влево, двенадцать раз – по всей оси.
 Как только часы пробили один раз, библиотечная стена засветилась всеми цветами радуги. Дверь в одной из стен приоткрылась и запела на разные голоса:
- Человек, ты, или зверь,
Проходи скорее в дверь.
Коль умеешь ты читать,
То пришла пора играть!
Настал час везения –
Ждут вас Приключения!
- Поторопитесь, друзья! Иначе вы никуда не попадете до следующего месяца, - предупредил Циферблат.
Попрощавшись с библиотечными домовыми, друзья бросились в распахнутую дверь. Они оказались внутри сказочного лифта. Дверь за ними захлопнулась, а стена стала такой же гладкой, как и была. В лифте на табло светилось несколько кнопок. На них были указаны не номера этажей, а те пункты, куда должны были попасть Библиофилус и Картошкин.
- Ка – пи – тан Флинт! – разобрал Картошкин надпись на одной из кнопок. – В путь! – он протянул лапу, чтобы нажать ее.
- Не спеши! – остановил его Кролик. – Надо прочитать надписи на всех кнопках. Что нас сегодня ждет? Ага, вижу – «Капитан Флинт», «Планета Зюзюка»,  «Книги для рыцаря и Дракона» и «Звериная библиотека».
Кролик нажал на кнопку «Капитан Флинт». Двери лифта открылись, и друзья вышли на берег океана. Вдали на причале был пришвартован корабль.
- Чудеса! – оглянулся кругом Картошкин.
– Посмотри, там впереди нас уже ждут, - показал Библиофилус лапкой в нужном направлении.
Корабль, к которому они приблизились, был самым настоящим пиратским фрегатом. Над его бортами развевался «Веселый Роджер» – белый череп и скрещенные кости  на черном фоне. На палубе стоял человек в парике, треуголке и в бархатном, расшитом серебром кафтане. Высокие ботфорты украшали его длинные ноги. За пояс были заткнуты пистолеты с серебряными насечками, а на боку висела шпага. Лицо незнакомца свидетельствовало о жизни полной суровых лишений и испытаний.
- Вы - капитан Флинт? – уточнил Кролик.
- Совершенно верно, - ответил пират. По его лицу пробежала легкая усмешка. – Я тот самый капитан Флинт, гроза морей и глава морских разбойников. А вы -  Библиофилус и Картошкин?
Кролик и Картошкин кивнули.
- Не будем терять ни минуты! – воскликнул капитан. – Мой корабль сейчас же отвезет вас в бухту Аллигаторов. Вот ваша карта!
С этими словами Флинт протянул свиток, который Кролик внимательно изучил.
- Какие инструкции вам оставил Букваренок? – спросил Библиофилус.
- Он просил, чтобы все было по-настоящему. Но в память о моем друге Букваренке, который не дал пропасть ни одной букве из моей истории, я сам покажу вам, где зарыт клад, - предложил Флинт.
- Так будет неинтересно, - возразил Кролик. – Клад мы будем искать по-настоящему.
- Я только объясню, как надо ориентироваться по карте. У нас несколько путей, но лишь один из них – правильный. Если мы пойдем налево, то попадем в Драконье Логово. Если пойдем направо, то нас съедят голодные духи. Нам надо двигаться в сторону Серебряного водопада, а от него мы повернем на Юго-восток и выйдем к океану. Недалеко от нашего острова Каракатицы находится остров Дельфина. Мы перейдем на этот остров по подвесному мосту. Только не попадитесь на обед к акулам! На острове Дельфина мы откопаем наш бесценный клад.
Когда пиратский фрегат причалил к бухте Аллигаторов, то Кролик сказал Крысу:
- Нас ждет трудная дорога, полная опасностей и приключений. Мы должны запастись терпением.
Из бухты Аллигаторов дорога круто поднималась в гору, где от нее ответвлялись три дороги.
- Мы пойдем налево, - сказал Кролик. – Мы должны навестить Дракона.
- Но он нас съест! – возразил Флинт. – Он коварный и жестокий, он уже много лет держит в плену Рыцаря и Принцессу.
- Дракон – читатель нашей библиотеки. Я обещал передать ему новые книги. Рыцарь и Принцесса сами поселились у дракона в пещере. А  вы, пираты, ничего не сделали, чтобы подружиться с Драконом.
Библиофилус с этими словами храбро зашагал в сторону Драконьего логова. Картошкин последовал за своим другом и учителем. Флинт махнул рукой и поспешил за ними.
Логово Дракона – целый лабиринт пещер. Главным входом служила маленькая пещерка, закрытая бронированной дверью. Над входом висела табличка с надписью:
«Логово Дракона. Не входить!»
Надпись, расположенная чуть ниже, гласила:
Добро пожаловать!
К Рыцарю стучать – 1 раз!
К Принцессе стучать – 2 раза!
- А почему к Рыцарю следует стучать только один раз? – поинтересовался Картошкин.
- Потому что он сразу же стреляет или набрасывается со шпагой, - объяснил Флинт.
Кролик постучал один раз. На его стук вышел грустный Рыцарь.
- Добро пожаловать, гости дорогие! И вы, капитан, проходите!
- У вас что-то случилось? – спросил Флинт. – Вы не стреляете и не набрасываетесь на нас?
- Дракон заболел, Принцесса уехала навестить своего отца – короля, а я скучаю.
- О! Мы как раз принесли вам лекарство от всех болезней и печалей, - Библиофилус протянул стопку книг Рыцарю. – Новые книги для тебя, Дракона и Принцессы.
- А про войну и приключения там будет?
Кролик не успел ответить Рыцарю. Огромный серебряный дракон бросился к нему с распростертыми объятиями.
- Библиофилус, мой дорогой друг! Мы так давно не виделись с тобой. А я что-то приболел, - дружелюбно рычал Дракон, выпуская веселые искры из пасти. – Наверное, я подцепил тропическую лихорадку. Но я знаю, что ты меня вылечишь.
- Да, мой дорогой Дракон, я буду лечить тебя новыми книгами.
- Старые книги можешь забрать. Мы их уже зачитали до дыр. Надеюсь, вы не откажетесь от чашечки чаю с вареньем. Я готов услышать новости про других драконов.
После чаепития Дракон спросил Крыса:
- Вы ищете клад на острове Дельфинов?
- Да, - гордо ответил Картошкин. – Мы переживаем самое настоящее библиотечное приключение.
- Я могу провести вас короткой дорогой к Серебряному водопаду.
Никто из гостей не отказался от помощи Дракона.
Впереди процесс шел Дракон. За ним следовал Кролик, который держал Крыса за лапу. За ними шел Флинт, а замыкал шествие – Рыцарь. Дорога вела их бесконечными коридорами, через пещеры, полные старинных монет и драгоценных камней. Капитан Флинт с жадностью взирал на драконьи богатства. Потом он со смехом сказал:
- Поистине, вы, господин Библиофилус, не ищете земных сокровищ. Они просто валяются здесь под ногами.
- Да, капитан Флинт, для меня настоящее сокровище – это сидеть в тиши библиотеки и читать книги, - согласился Кролик.
- Мы пришли! Вы слышите шум водопада? – спросил Дракон. – Теперь вы должны свернуть направо. Через некоторое время вы выйдете к берегу океана, а там, на расстоянии нескольких миль лежит остров Дельфина. Капитан Флинт покажет вам подвесной мост.
Друзья тепло попрощались с Рыцарем и Драконом. Путь их был трудным и утомительным. Они несколько раз делали привал, прежде чем увидели длинный подвесной мост. Проход по подвесному мосту занял несколько часов. Порывы сильного ветра раскачивали мост из стороны в сторону. Кролик и Картошкин держались за перила, чтобы не попасть на обед к акулам. Но с помощью Флинта друзья добрались до нужного места.
- Копайте здесь! – приказал Флинт, сверяясь с картой.
И они начали копать. Копали – копали, пока не выкопали огромный сундук.
- А что в сундуке? – спросил Флинт, подмигивая Кролику. Тот и бровью не повел.
Картошкин нетерпеливо откинул крышку сундука:
- Книги? – удивился он. – Не знал, что книги можно зарыть как сокровище.
- Так вот про какой клад говорил Букваренок! – догадался Библиофилус. – Книги – это сокровища, которые ждут своих любознательных кладоискателей.
Флинт только улыбнулся в ответ.
Картошкин с удовольствием рассматривал книги в ярких обложках с цветными иллюстрациями. Кролик пожал руку Флинту:
- Спасибо, вы нам очень помогли. Надеюсь, что этот клад пойдет на пользу Крысу, и привьем ему любовь к чтению.
- Но не стоит зарывать книги, как и талант, в землю! – Флинт поучительно поднял палец вверх.
- Мы продолжим в следующий раз! До свиданья, капитан!
- Всегда рад вам услужить, дорогой Библиофилус!
Друзья долго смотрели вслед уплывающему пиратскому фрегату, пока он не скрылся за горизонтом. Потом они вернулись к волшебному лифту.
- Наша последняя остановка – Звериная Библиотека, - объявил Кролик.
Перед входом в библиотеку Кролик пообещал крысенку:
- Когда–нибудь ты будешь здесь работать.
- Но сначала мне нужно многому научиться, - закончил фразу Картошкин.
Работа в звериной библиотеке начиналась с восходом солнца и продолжалась до полудня, когда наступала сиеста. У зверей было время на еду, сон и домашние дела. После сиесты они возвращались в библиотеку к пяти часам вечера и оставались до захода солнца. Три раза в неделю библиотека работала круглосуточно. Она обслуживала тех зверей, которые вели ночной образ жизни. Зимой библиотека работала без перерыва на обед и только световую часть дня. Ведь многие посетители библиотеки впадали в спячку с осени по весну.
Барсук работал заведующим библиотеки. Он провел экскурсию для Библиофилуса и Крыса.
- У нас очень небольшая библиотека. Мы обслуживаем и взрослых зверей, и их детенышей. У нас есть и семейный, и взрослый, и детский абонемент. В читальном зале можно найти книги на всех языках. Мы планируем скоро установить компьютеры со специальной сетью Животных.net. В этой сети библиотекари и читатели смогут найти нужную информацию и новых друзей.
- Здорово! – обрадовался Картошкин. – Я тоже хочу попробовать.
Барсук снисходительно посмотрел на него и сказал:
- Я рад любознательным читателям и гостям! А что вы любите читать, уважаемый Картошкин?
- Я читаю те книги, какие для меня выберет Кролик. Я только недавно научился читать.
- Тогда я приглашаю вас на младший абонемент. Мы недавно получили новые книги и журналы. В них много замечательных картинок.
- Главное, чтобы и содержание было замечательным! – парировал Картошкин.
Он углубился в чтение, а Барсук похлопал Кролика по лапе:
- Поздравляю, Библиофилус! Ваш ученик далеко пойдет. Где вы его нашли?
- Я обнаружил его за порчей книг. Я решил устроить его судьбу, потому что Картошкин очень способный и толковый. Он схватывает все на лету!
- Я рад за вас, дорогой Библиофилус. Молодежь нужно приучать к чтению.
- Библиофилус! – позвал Картошкин. – Я изучил все книги на младшем абонементе и понял, что мне нужна серьезная литература.
- Вы растете на глазах, молодой человек. На моих глазах выросло ни одно поколение читателей. И могу сказать, что вас ждет великое будущее.
- А где у вас старший абонемент? – спросил Картошкин, не дослушав речей Барсука.
- Пойдете прямо по коридору до угла, а потом повернете налево, - Барсук немного обиделся на крысенка, но виду не показал. – Ему надо научиться хорошим манерам, мой друг.
- Он только в начале пути. Вы его не видели до общения со мной.
Барсук махнул лапой:
- Я уже забыл. Пойдемте, Библиофилус, нам многое надо обсудить. Ведь Звериная Библиотека должна отличаться от человеческих библиотек.
Кролик сказал Картошкину:
- Ты должен познакомиться с моим другом Хорьком, а мы за тобой зайдем.
Картошкин направился на старший абонемент.
Каждое утро Хорек аккуратно расчесывал шерстку и умывался перед работой. Он надевал очки на кончик носа, а в специальную сумочку на поясе клал чистый носовой платок, запасную ручку и конфетки. Он раскладывал читательские формуляры по местам, расставлял книги и работал с каталогом. Правой лапкой Хорек записывал книги в читательские формуляры и отмечал их в специальной тетради. Левой лапкой он вытирал пот со лба.
Вчера читатели взяли немного книг. Но какие интересные и чудесные это были книги! Тут были и «Приключения Крысовера в стране котипутов» и «Приключения бельчонка Джима на острове сокровищ». Котята любили читать книги из серии «Коты-воители», а мышата потребовали книги из серии «Рэдволл». Тигренок попросил Хорька выдать ему книги по летнему списку. Тетушка Гадюка пришла за газетой «Гадючья правда», но ушла с целой подборкой журналов «Хомячья жизнь». Львенок и зайка поспорили из-за того, чья очередь читать книгу «Приключения льва Робинзона и его друга зайца Пятницы на необитаемом острове». Книга в библиотеке была в одном экземпляре и на дом не выдавалась. Хорек предложил читать вслух по очереди. Лев и Зайка согласились.
Здание библиотеки было небольшим. В одном помещении располагались и абонементы, и читальный зал. Хорек расставил книги. Обвел довольным взглядом ровные стеллажи книг.  Потом он продолжил заполнять формуляры. Лапка, в которой Хорек держал авторучку «Хомяркер» с золотым пером, одеревенела. Он так старательно выводил буквы, что его шерстка покрылась испариной, а его розовый язычок так и мелькал между острыми зубками.
Резкий телефонный звонок прервал повседневный ход дел.
- С-с-с-здравствуйте! С-с-с вами говорят из Библиотеки для рептилий! – Хорек узнал вкрадчивое шипение Сеньориты Кобриты. – Я знаю, что только в вашем филиале находится атлас по истории Нагов. Мы организовываем выставку, посвященную мифологическим представлениям о змеях. И ваш атлас прекрасно подойдет для выставки. Если вы не возражаете, то передайте книгу Щитоморднику. Он уже пополз к вам.
- Хорошо, Сеньорита Кобрита, - любезно согласился Хорек. – Мы выдадим вам атлас для выставки, если вы нас пригласите.
- С-с-с большим удовольствием! – пообещала Кобрита и повесила трубку.
Хорек обдумывал просьбу Кобриты. Несколько поколений назад животные объединились во имя благих целей. Теплокровные животные спокойно соседствовали с рептилиями и амфибиями. Они нашли новый источник пропитания и перестали поедать друг друга. Но страх перед ядовитыми рептилиями остался.
Щитомордник был очень неприятным существом. Его предки были коварны, а их укус смертелен. Он никого теперь не ел, но мог высмеять и выставить в нелепом виде. Его грубость и язвительность даже вошли в поговорку. Тетушка Гадюка тоже относилась к ядовитым змеям, но она всегда оставалась вежливой, хотя с Хорьком и грызунами вела себя снисходительно. Обычно в Библиотеку для рептилий отправлялся Мангуст, напарник Хорька. А из змей редко, кто приползал в Звериную Библиотеку.
Сейчас Мангуст, напарник и лучший друг Хорька, был в отпуске. Он собирался навестить дальних родственников в Индии. Если бы вместо Щитомордника прислали совсем другую змею, можно было бы справиться самому. Но Хорек трепетал от одного его насмешливого шипения. И без Мангуста здесь было не обойтись. Он рассчитал расстояние, которое потребуется проползти Щитоморднику до их библиотеки. И решил позвонить Мангусту, который жил рядом.
- Привет, Мангуст.
- Привет, Хорек. Как твои дела?
- Дела идут неплохо, как обычно. Прости, что отрываю тебя от отпуска, но мне нужна твоя помощь. Сеньорита Кобрита попросила выдать им для выставки атлас по истории Нагов. Щитомордник должен приползти и забрать его.
Мангуст помолчал, собираясь с мыслями, а потом спросил:
- Ты хочешь, чтобы я присутствовал при вашем разговоре?
- Да, - прямо ответил Хорек. – Ты ведь знаешь характер Щитомордника. Он любит жестокие розыгрыши. И мне становится неуютно от его тяжелого взгляда.
- Я тебя понимаю. Находиться наедине с ним не очень приятно. Я сейчас приду.
Хорек не успел повесить трубку, как дверь библиотеки приоткрылась. Но никто не вошел. Хорек попытался спрятаться за книгами. Он не хотел встречаться со Щитомордником, пока не придет Мангуст.
Послышалось шипение, и над столом выросла змеиная голова с раздвоенным языком. Хорек постарался придать себе бодрый вид.
- Здорово, приятель. Ты все корпишь над книгами? Смотри, не смешайся с книжной пылью! – Щитомордник был фамильярен со всеми теплокровными. – Я могу забрать атлас, о котором ты договаривался с нашей Сеньоритой?
 - Да-да, - ответил Хорек, улыбаясь. Неожиданно ему в голову пришла спасительная мысль. – Только атлас на руках у Мангуста.
- У мангуста? – насмешливо переспросил змей. – Он же в отпуске.
- Логично. Мангуст проведет отпуск в Индии. А атлас по истории Нагов будет хорошим путеводителем, - парировал совсем осмелевший Хорек.
Змей угрожающе завис над ним. Вдруг чья-то когтистая лапа опустилась на змеиную шею.
- Потише, приятель! Ты забываешь о вежливости! – раздался голос Мангуста. Он прозвучал музыкой для хорьковых ушей. – Я уже изучил атлас, и ты можешь его забрать. Впредь же будь осмотрителен. А то я пожалуюсь Кобрите, что ты нарушаешь Кодекс вежливости работников Звериной библиотеки.
Щитомордник при упоминании о Кодексе вежливости внезапно стал заикаться:
- Да, господин Мангуст! Я вас понял. Я исправлюсь! – пролепетал он и быстро пополз к выходу. Его хвост торчал в дверях, когда Хорек крикнул ему вслед:
-  А книгу брать будешь? Или вернешься за ней в другой раз?
Змей только кивнул в ответ, схватил атлас в специальной переноске и заскользил к выходу.
В дверях Щитомордник столкнулся с Тетушкой Гадюкой и не пропустил ее вперед. Та осадила грубияна:
- Милый мой, разве тебя не учили уступать дорогу старшим? Ведь я в молодости очень хорошо знала твою бабушку, которая была очень воспитанной змеей. А ты никогда не слушался ее советов и жил только своим умом, которого у тебя нет.
С этими словами она ударила хвостом по его толстой гибкой шее. А тот все вытерпел ради памяти своей бабушки. Тетушка стряхнула с себя дорожную пыль и вползла в Библиотеку для грызунов.
- Здравствуйте, мои милые! Как вы только можете принимать у себя этого невоспитанного мальчишку?
- Он наш коллега из Библиотеки для рептилий, - ответил Мангуст.
- Поэтому я беру книги у вас. В Библиотеке для рептилий очень мало вежливых змей. Там мне нравятся только две змеи: Мисс Куфия и Милочка Эфа. Это прелестнейшие молодые особы. Но больше всех мне нравится Сеньорита Кобрита.
Хорек перевел разговор на другую тему:
- Тетушка Гадюка, неужели вы все журналы прочитали, которые брали вчера?
- Да, мой милый. Дай-ка мне почитать детектив или любовный роман.
- Я могу вам предложить детектив «Призрак кладбища ласок» или «Супершпион Крыс – Спиногрыз». Из любовных романов у нас есть «Возлюбленный Серой Мыши» или сборник любовных историй «Капустный лист».
- О чем рассказывается в этом сборнике?
- Это истории о заячьей любви и преданности.
- Я возьму все эти книги. Я люблю почитать. Только очень серьезные книги навевают на меня сон.
- О! Мы вам можем предложить книги и по философии, и по политологии, и по правоведению.
- В молодости я работала юристом, мой милый. А сейчас вышла на пенсию. Поэтому и читаю одни детективы и любовные романы. Они меня успокаивают.
- Но чтение детективов мало кого может успокоить.
- Мой милый, я в молодости такие дела распутывала, что любой детектив – это детский лепет по сравнению с ними.
- Как интересно! Тетушка Гадюка, расскажите нам, пожалуйста, хотя бы одну историю из вашей жизни, - мечтательно попросил Хорек.
Мангуст, который обладал большим опытом в общении со змеями, благоразумно промолчал.
- К сожалению, я тороплюсь, - ответила змея, - Как-нибудь в другой раз.
Она заскользила к выходу, сжимая переноску с книгами в зубах.
Такие переноски для них используют и земноводные, и пресмыкающиеся. У змей нет конечностей, а почитать они любят. Они всегда держат переноски зубами. Одни змеи аккуратно балансируют на хвосте, задрав шею как можно выше. Другие закидывают переноску на спину, но так, чтобы она не давила на шею. В Библиотеке для рептилий стоят мониторы с сенсорным экраном. И многие из ее посетителей предпочитали считывать тексты с компьютеров. Извилистый гадючий след растаял в пыли. Друзья побыли еще немного вдвоем, но настало время прощаться.
- Я пойду, - сказал Мангуст. – Я завтра уезжаю, а мне еще надо собрать вещи.
- Я желаю тебе хорошего отпуска и счастливого пути, - пожелал ему на прощание Хорек.
- Спасибо. А тебе хорошей работы!
Хорек вернулся к своим делам. Но тут на абонемент зашел Картошкин.
- Вам чем-нибудь помочь? – спросил он.
- Здравствуй! А ты кто?
- Меня зовут Картошкин. Я здесь в гостях вместе с Библиофилусом. Он сейчас беседует с Барсуком, а вам он велел передавать привет и обещал скоро навестить.
- Замечательно! – обрадовался Хорек,  поправляя сползшие очки. – Библиофилус – большой друг нашей библиотеки, и его друзья – наши друзья. Что я могу сделать для тебя?
- Расскажите мне о своей работе, - попросил Картошкин. Он уселся напротив Хорька и подпер голову лапками.
- Я могу тебе не только рассказать, но и показать, как я работаю. Начнем мы с расстановки книг. Каждая книга стоит в порядке алфавита: на А, Б, В и так далее.
- Я знаю весь алфавит!
- Молодец, - похвалил его Хорек. – Но при расстановке и при подборе книг надо помнить следующее правило. Книги ставят не только по первой букве в слове, но и по второй, и по третьей. А если один автор написал много книг и все они находятся в библиотеке, то его книги мы выстраиваем по алфавиту. Запомнил?
- Да, я быстро расставлю их.
- Идет! Ты начинай, а я проверю.
Картошкин очень быстро справился с заданием и получил одну шоколадную конфетку от Хорька.
- Я хочу предложить тебе одну игру. Представь, что ты – библиотекарь. Тебе нужно найти для читателя конкретную книгу. А если на полке такой книги нет, то посоветуй взять книги на похожую тему.
- Я бы справился с таким заданием, если бы мне показали пример.
- А ты назови мне книгу, которую тебе хотелось бы почитать?
- Я хочу почитать про пиратов и острова.
- А какие книги про них ты уже читал?
- Я научился читать совсем недавно. Кроме «Азбуки» и книжек с картинками ничего не читал. Но я знаком с капитаном Флинтом, знаменитым пиратом, Рыцарем и Драконом, и с жителями планеты Зюзюка.
- Ты знаком с Флинтом? Тогда тебе надо почитать «Остров сокровищ». В этой книге рассказана его история.
- Нет, - отказался Картошкин. – Мы с капитаном Флинтом уже нашли сокровища. Ими оказались книги, положенные в сундук.
- Надо же! – удивился Хорек. – Может быть тебе взять «Одиссею капитана Блада». В этой книге герои переживают много приключений, но не ищут сокровищ.
- Нет, приключений мне на сегодня хватит. Я хочу почитать любую книгу об островах.
- Я могу предложить тебе «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».
- А о чем эта книга?
- О моряке, который пережил кораблекрушение и прожил на необитаемом острове целых двадцать восемь лет.
- О! Эта книга мне подойдет. Мне очень интересно узнать, как выжить на необитаемом острове.
- Ты сможешь мне порекомендовать эту книгу? Я, например, читатель и хочу взять книгу о Робинзоне Крузо. Ты должен мне преподнести ее так, чтобы я взял ее.
- Но я же ее не прочитал еще!
- Ты можешь пролистать книгу и кратко рассказать, о чем она повествует. Твоя задача лишь приоткрыть завесу тайны, но не раскрывать сюжет до конца.
- Я попробую.
Картошкин внимательно изучил книгу, даже попробовал ее на зуб под удивленным взглядом Хорька.
- Книга «Робинзон Крузо» - очень хорошая, я это понял по вкусу обложки, - начал Картошкин. – Зуб даю, что книга представляет большую ценность. В этой книге большое количество страниц, она должно быть насыщена разнообразными происшествиями и событиями. Если нет, то в ней должно быть много советов и поучений на тему выживания на необитаемом острове. Я рассуждаю так. Если Робинзон Крузо провел на необитаемом острове двадцать восемь лет и вернулся домой в здравом рассудке, то он сумел занять голову и руки полезными вещами.
- Я должен тебя поправить, - остановил Крыса Хорек. – Ты не назвал имя автора книги  и полное название произведения. Ты забыл упомянуть жанр, в котором написана книга, перечислить действующих лиц и описать место, где происходят события.
- Картошкин еще очень молод, и только начал учиться. Он еще проявит себя, -вмешался Барсук, который молча наблюдал за ними.
- Я сам попросил Хорька показать мне работу библиотекаря, - возразил Картошкин.
- У тебя еще будет время научиться работе с книгами, - успокоил друга Библиофилус.
- А теперь мы все отправимся в гостиную, где накрыт стол для чаепития.
Читальный зал в Звериной библиотеке служил одновременно и читальней, и конференц-залом, и уютной гостиной. Здесь праздновали дни рождения и принимали дорогих гостей. Сегодня гостями были Картошкин и Библиофилус. На столе, кроме традиционного чая и кофе, пирожных и бутербродов, стояли салатники с морковью и капустой и тарелки с сыром.
Во время чаепития обсуждали разные вопросы: и библиотечные, и бытовые.
- А какие кружки у вас работают? – спросил Библиофилус. – И кто их ведет?
- Наша Звериная библиотека создавалась много лет назад, как экспериментальная, - ответил Барсук. – Никто не знал, чем закончится наш эксперимент: звери учились быть читателями и библиотекарями. У нас даже появилась литература для зверей, качество которой с каждым годом повышается. Но кружки у нас появились совсем недавно. У нас работает и литературный кружок, и кружок переплетного дела, и кружок рукоделия. Только среди зверей трудно найти тех, кто имеет нужное образование. Мы работаем на энтузиазме!
- Тут дело не в образовании, а в умении и практической смекалке, - нашелся Хорек.
- Нет-нет, молодой человек, - поправила его Обезьяна-методист. – Главное – это педагогическое образование. Умение и смекалка – это одно, а педагогика – это самое важное.
- И к тому же так важна методология! – подтвердила Гиена, которая тоже работала методистом. – Без методологии невозможно провести ни одно мероприятие.
- Почему же?! – возразила Лиса, хозяйка читального зала. – У меня все мероприятия основаны на живом контакте с читателями.
- О! – восхитилась Обезьяна. – Вы у нас известная затейница! Слава о ваших библиографических уроках гремит по всем библиотекам.
Кролик случайно взглянул на часы и понял, что пора возвращаться домой. Он стал прощаться с хозяевами, но те уговорили его выпить еще одну чашку чаю.
- А когда вам проведут Животных.net? – спросил Картошкин, который сегодня впервые услышал о компьютерах.
- Только Тигр может ответить на ваш вопрос, - ответил Барсук.
- Думаю, что уже через месяц вы сможете пообщаться в Животных.net со своими друзьями, - успокоил всех Тигр.
- Обязательно навестим вас через месяц, - пообещал Картошкин.
Попрощавшись со всеми, друзья вернулись домой.
- Картошкин, тебе понравилось путешествовать вместе с Библиофилусом по библиотекам? – спросил Циферблат.
- О! Я пережил настоящее библиотечное приключение. Мы сначала искали клад, потом дарили книги Дракону и Рыцарю и навещали Звериную библиотеку. Там я помог Хорьку расставлять книги, а потом мы пили чай и много разговаривали.
- Картошкин очень скромен, - похвалил его Библиофилус. – Он спас планету Зюзюка от злой Кряки – Мраки. Потом он помог восстановить Зюзюканскую библиотеку и вернуть все названия зюзюканским книжкам.
- Молодец, Картошкин! – обрадовался Букваренок. – Не зря я учил тебя вкусному алфавиту.
- А когда мы снова отправимся в путешествие? – спросил Картошкин. – Я снова хочу где-нибудь побывать.
- Поживем – увидим, - ответил Циферблат. – А сейчас мы все отправимся спать.
* * * * *
Утренние посетители библиотеки с удивлением обнаружили рядом с Кроликом маленького крысенка. Он притулился к пушистому боку кролика и посапывал во сне. Чтобы никто не обидел малыша, а, наоборот, понял его роль в жизни библиотеки, рядом со спящим зверьком установили табличку:
«Картошкин – помощник Библиофилуса, спаситель библиотеки
и Хранитель книжных сокровищ»
Люди долго беседовали между собой, удивляясь произошедшему. Но скоро привыкли.
Наша сказка на этом не заканчивается. Наступит ночь, и Кролик с Картошкиным выйдут на ночную вахту.


Рецензии