Солдат, купец и черти

               

                М.СУПОНИН

                СОЛДАТ,               
                КУПЕЦ  И  ЧЕРТИ               
                (ОБМАННАЯ ПЕЧАТЬ)

                Страшилка-лубок в двух действиях
                по мотивам русских народных сказок
               
               
                Действующие лица:


СОЛДАТ – бывалый.
КУПЕЦ – толстобрюхий с бабьим голосом.
1-й ЧЕРТ – маленький, рыжий.
2-й ЧЕРТ – большой, сивый.


                В эпизодах:

МУЖИК
ПОПАДЬЯ
БАРИН
         МЕРТВЕЦ



                ДЕЙСТВИЕ  ПЕРВОЕ

                КАРТИНА  1
(Ночь. Лес. Заброшенный сарай. За сценой слышно фырканье лошади, скрип тележных колес.)

ГОЛОС КУПЦА. Тпр-ру! Стой! Темень-то какая… Совсем заблудился.
(Выходит на первый план.)
Дернул меня нечистый энтой дорогой ехать, (осматривается) Анбар какой-то     или што…Эй, есть тут кто? Ни живой души… Придется тут ночь коротать. Дож- дусь утра, тогда и тронусь. Эх, умаялся… (садится) Надо бы лошадь распрячь… посижу чуток… развиднеется, тогда… (засыпает)
      ( Вскрикивают ночные птицы, тревожно шумят деревья – страшно… Сквозь            щели в досках пробивается неровный свет и в оконном проеме, как на экране,        вырисовываются два силуэта… Слышны голоса: у маленького голос тонкий,
у большого толстый.)
РЫЖИЙ ЧЕРТ (маленький). Ну, что?
СИВЫЙ ЧЕРТ (большой). Ну, раздавай.
РЫЖИЙ. Сперва деньги покажи.
СИВЫЙ. Сам положь сперва.
РЫЖИЙ. Ну, положил.
СИВЫЙ. Ну, и я положил.
РЫЖИЙ. (раздает карты) Тебе. Мне, тебе, мне…
                (Купец поднимает голову, прислушивается.)
СИВЫЙ. Да смотри, чур не жульничать.
РЫЖИЙ. Я завсегда честно играю.
СИВЫЙ. Известно, как честно…
                (Купец подкрадывается к стене, смотрит в щелочку.)
КУПЕЦ. Свят, свят! Нечистая сила!
РЫЖИЙ. Ходи.
СИВЫЙ. Шесть.
РЫЖИЙ. У вас шесть, у нас семь.
СИВЫЙ. Ишшо шестерочка.
РЫЖИЙ. На шестерочку восьмерочка.
СИВЫЙ. А восемь.
РЫЖИЙ. А десять.
                (За сараем фыркает лошадь, черти прислушиваются.)
Слыхал?
СИВЫЙ. Што?
РЫЖИЙ. Будто лошадь фыркнула.
СИВЫЙ. Откудова тут лошадь?
                (Где-то далеко пропел петух.)
РЫЖИЙ. Петухи первые.
СИВЫЙ. Успеем. А вот вам ишшо десяточка.
РЫЖИЙ. А на нее тузик.
СИВЫЙ. А другая.
РЫЖИЙ. И ей туз.
СИВЫЙ. А я ишшо вам дам!
РЫЖИЙ. А мы и ей по усам – туз! Я выиграл, мои денежки.
СИВЫЙ. Обманная игра!
РЫЖИЙ. Продул, так нечего.
СИВЫЙ. Обманная! Отчего это ты всё время выигрываешь, а я завсегда проиг-рываю?
РЫЖИЙ. С умом играть надо.
СИВЫЙ. Врешь! Отчего это у тебя все тузы?
РЫЖИЙ. Сами сходятся.
СИВЫЙ. Врешь!
 (Потихоньку, на цыпочках, купец пятится, но нечаянно наступает на сучок.)
РЫЖИЙ. Чу! Слыхал?
СИВЫЙ. Ну?
ЫЖИЙ. Хрустнуло что-то.
СИВЫЙ. Ветка с дерева обломилась.
РЫЖИЙ. Может, тут есть кто?
СИВЫЙ. Кому тут быть, в такой глухомандии.
                (Купец стоит не шевелясь. Второй раз кричит петух.)
РЫЖИЙ. Вторые петухи.
СИВЫЙ. А все ж-таки, ты жульничаешь.
РЫЖИЙ. Ни-ни.
СИВЫЙ. Ну скажи, как это ты умудряешься?
РЫЖИЙ. Не скажу.
СИВЫЙ. Скажи, открой секрет.
РЫЖИЙ. Не скажу, не допытывай.
СИВЫЙ. Ну скажи, всё одно у меня деньги кончились.
РЫЖИЙ. Ладно уж, скажу. Видишь – печать.
СИВЫЙ. Ну, пячать.
                (Купец прислушивается.)
РЫЖИЙ. Н е простая это печать, обманная. Приложишь её к шестерке – будет туз.
СИВЫЙ. Ух ты!
РЫЖИЙ. Того лучше: возьмешь что старое, какую ни на есть рухлядь, при- хлопнешь печатью – будет как новое. Смекаешь?
СИВЫЙ. Сила!
РЫЖИЙ. Только слова сказать надо: «Дрань, рвань – новой стань!»
СИВЫЙ. Дай-ка я попробую.
(Купец тянется, пытаясь разглядеть, но теряет равновесие, с шумом падает.)
РЫЖИЙ. Там кто-то есть!
(Выскакивают наружу. Купец лежит не шевелясь.)
Не мог далеко уйти. Где-то тут притаился.
СИВЫЙ. Вон он!
РЫЖИЙ. А-а, щас возьмем его за бока!
                (Третий раз поет петух.)
Третьи петухи!
СИВЫЙ. Эх, не успели! (проваливаются).
КУПЕЦ. Сгинули… Жив я али мертв? Чуть меня не достигли, хорошо петух ку- карекнул. Прямо передо мной и провалилися, проклятые. Вишь, какая ямина-то осталася… (заглядывает) Глыбокая. А что там виднеется? Ба, да энто, ни-              как, печать! Та самая! Обронили, нечистые, (наклоняется) Не достать… никак… Только шапку зазря уронил. И спуститься боязно, а ну как не вылезу. Что же   делать-то… Кажись, идет кто-то… Так и есть, человек шагает, солдат как будто. Точно, солдат. Эй, служивый! Поди сюда!
                (Выходит солдат.)
СОЛДАТ. Здравия желаю!
КУПЕЦ. Здорово, служивый. Куда путь держишь?
СОЛДАТ. Закончилась моя служба, домой иду.
КУПЕЦ. А-а. Видишь, служивый, какое дело: я купец и ехал тут по своей на- добности, да печать-то и уронил нечаянно. Помоги достать, выручи, уж я тебя отблагодарю.
СОЛДАТ. Да что вы, ваше степенство, я и так достану.
КУПЕЦ. Вон, вон она.
СОЛДАТ. Сейчас мы её… не достать. А ежели эдак (заходит с другой стороны)    … вершка не хватает.
КУПЕЦ. Постарайся, служивенький, выручи, доволен останешься.
СОЛДАТ. Что за яма, словно черт её выкопал.
КУПЕЦ. Что ты, что ты, солдат, не поминай их! Еще явятся!
СОЛДАТ. Ну, солдата чертом не испугать. Так сделаем: я в яму залезу, а вы        меня потом вытащите.
КУПЕЦ. Вот хорошо придумал, лезь, лезь, благодетель.
                (Солдат спускается в яму.)
СОЛДАТ. (подает) Вот она.
КУПЕЦ. Вот она… Вот энто струмент!
СОЛДАТ. Руку-то, выше степенство, подайте.
КУПЕЦ. (торопливо уходит) Да я с энтой печатью! Уж я развернуся!
СОЛДАТ. Ваше степенство! Куда же вы!
ГОЛОС КУПЦА. (за сценой) Н-но! Пошла!
СОЛДАТ. Отблагодарил, называется…

                ЗАНАВЕС


                КАРТИНА 2.

(Торговая лавка. На вывеске изображены штаны, рубахи и прочее. Купец перебирает какие-то тряпки.)
КУПЕЦ. Теперича дело пойдет. Раньше бегай, мечись, на части разорвись, а на-  вару кот наплакал. То ли дело теперь! Набрал задарма хламу всякого, рухляди распоследней, шлепнул печать да и набивай мошну деньжатами. (смотрит в сторону) Эй, мужичок, поди-ка сюда!
(Выходит мужик.)
Чем антирисуешься?
МУЖИК. Нужны мне сапоги, а у тебя-то, вишь, всё порты да рубахи.
КУПЕЦ. Есть и сапоги! Самолучшие!
МУЖИК. Да штоб крепкие.
КУПЕЦ. Сносу не будет.
МУЖИК. А притом – мягкие.
КУПЕЦ. Как пух.
МУЖИК. Да штоб по ноге.
КУПЕЦ. Как влитые сядут.
МУЖИК. Однако, штоб и недорого.
КУПЕЦ. Дешевше не сыщешь.
МУЖИК. Тогда покажь.
КУПЕЦ. Сей момент.(отворачивается, достает рваные сапоги) Ну-тка, пе-    чать…
МУЖИК. Ась?
КУПЕЦ. Щас, щас… (тихо) Дрань, рвань, новой стань! (стукает печатью – са- поги превращаются в новые).
МУЖИК. Чаво?
КУПЕЦ. Не сапоги, говорю, а картинка, вот чаво.(ставит на прилавок) Каковы?
МУЖИК. Ндравятся.
КУПЕЦ. То-то.
МУЖИК. Скольки просишь?
КУПЕЦ. Червончик всего.
МУЖИК. Говорил – недорого.
КУПЕЦ. Да энто даром.
МУЖИК. Кхо, кхе… (отдает деньги)
КУПЕЦ. В другой раз заходи. Опять обую.
                (Мужик уходит.)
Ай да печать! Опорки последние за червонец продал! Вот энто коммерция!
                (Выходит Попадья.)
ПОПАДЬЯ. Торгуешь, батюшка?
КУПЕЦ. Торгую, матушка. Не надо ль чего?
ПОПАДЬЯ. Оно, конечно, надо бы. А у тебя есть?
КУПЕЦ. Непременно имеется.
ПОПАДЬЯ. Мне цветами такими красными.
КУПЕЦ. Прямо всё розанами.
ПОПАДЬЯ. Да с бахромой бы.
КУПЕЦ. Именно что край бахромчатый.
ПОПАДЬЯ. И тепло чтоб.
КУПЕЦ. Ажно взопреешь.
ПОПАДЬЯ. А главное – недорого.
КУПЕЦ. Почитай, что даром.
ПОПАДЬЯ. Коли так, доставай.
КУПЕЦ. А чего доставать-то, матушка?
ПОПАДЬЯ. А об чем говорили-то, батюшка.
КУПЕЦ. А об чем? Я чтой-то запамятовал.
ПОПАДЬЯ. Да полушалок-то.
КУПЕЦ. А-а, полушалок! Сей момент. (отворачивается, достает рваную      тряпку) Сойдет.
ПОПАДЬЯ. Дай глянуть-то.
КУПЕЦ. Сей момент. (тихо) Дрань, рвань, новой стань! (ставит печать, тряпка
превращается в красивый платок) Не полушалок, а заглядение.
ПОПАДЬЯ. Сколько стоит?
КУПЕЦ. Червончик всего.
ПОПАДЬЯ. Да ты что, батюшка!
КУПЕЦ. Заморское изделие, матушка. И так за полцены уступаю.
ПОПАДЬЯ. Ох… (протягивает деньги)
КУПЕЦ. В другой раз заходи.
                ( Попадья уходит.)
Червончик за тряпку рваную! Так-то торговать мо-ожно!
                (Выходит Барин.)
БАРИН. А что, любезный, хороший у тебя товар?
КУПЕЦ. Отменного сорту, ваше благородие.
БАРИН. Шарман. Видишь ли, ищу я себе панталоны.
КУПЕЦ. Прямо на вас и имеются, оченно шарманные.
БАРИН. Только мне надо по моде.
КУПЕЦ. Прямо из Парижу, барин.
БАРИН. Шарман, позволь взглянуть.
КУПЕЦ. Сей момент. (копается, в сторону) Штанов-то, как назло, и нету…        один карман от штанов. Авось, сойдет.
БАРИН. Что такое, любезный? Я в нетерпении.
КУПЕЦ. Выбираю лутчее. (тихо) Дрань, рвань, новой стань! (подает Барину красивые панталоны) Извольте, ваше благородие!
БАРИН. О, шарман, шарман!
КУПЕЦ. И всего-то два червончика.
БАРИН. Однако.
КУПЕЦ. Зато уж какой хвасон!
БАРИН. Ну уж ладно, ежели из Парижу… (дает деньги)
КУПЕЦ. В другой раз заходите, барин!
                (Барин уходит.)
Червончик с мужика, червончик с попадьи, да два с барина – сорок рубликов получается. К ним десяточку – и полста будет. А энто уже – сумма!
                (Выходит солдат.)
СОЛДАТ. Здравия желаю, ваше степенство.
КУПЕЦ. Солдат? Ты откуда? Неужто выбрался?
СОЛДАТ. Как видите. Что же вы, ваше степенство, тогда убежали-то?
КУПЕЦ. Так ведь, энто… некогда мне было, спешил я оченно.
СОЛДАТ. Вот оно что.
КУПЕЦ. Серчаешь на меня, поди?
СОЛДАТ. Что уж теперь.
КУПЕЦ. Энто верно, не надо серчать! Кто старое помянет… Серчать не надо!
СОЛДАТ. Ну, бывайте, ваше степенство.
КУПЕЦ. Бывай, служивый, бывай. Хотя, постой-ка! Ты энто… Тогда в яме-то         не видал моей шапки-то?
СОЛДАТ. Не видал.
КУПЕЦ. Хорошая была шапка-то. Жалко шапку-то.
СОЛАДТ. Оно, конечно, жалко.
КУПЕЦ. Червончик стоила. Как же ты её не увидел-то.
СОЛДАТ. Да вот на глаза не попалась.
КУПЕЦ. Ну… тогда энтот червонец ты мне отдать должон.
СОЛДАТ. Как так?
КУПЕЦ. Обязан был её углядеть.
СОЛДАТ. Вы, верно, шутите?
КУПЕЦ. Сурьезно говорю. Твоя промашка – ты и плати.
СОЛДАТ. Откуда у солдата такие деньги!
КУПЕЦ. Ну тогда за тобой должок. Как говорится, в лепешку разбейся, а долг отдай! Так-то, служивый. А теперь ступай, ступай, мне некогда.
                (Солдат уходит.)
Совсем простой! (смеется)


КАРТИНА 3.
(Дома у Купца. Кровать, сундук, стол. На стене висит портрет самого хозяина. Купец в исподнем стоит посреди комнаты с чулком в руках. За окном темно.)
КУПЕЦ. Так-то торговать мо-ожно! Цельный чулок ассигнациев! А всё печать. Был я купчишка абы какой, а скоро стану – купчина! (зевает) А-а-а! надо бы червонцы  и печать куда схоронить, не ровен час заберутся воры. Куда бы? Положу в сундук.
(Прячет.)
Ну, пора и на боковую (ложится). Разбогатею, куплю себе сундук-то жалез-        ный… (сопит)
(То ли ветер чем-то гремит, то ли ходит кто… Страшно…)
(поднимает голову)Что-то боязно… Нет, все ж-таки в сундуке не ладно. (встает) Явятся воры, первым делом в сундук и полезут. Лучше под кровать.
(Прячет под кроватью.)
(Ложится) Разбогатею, куплю себе кровать-то жалезную… с шишечками…
(Слышны какие-то неясные звуки, вздохи… Купец садится в постели.)
Будто в окошко кто заглянул… Да нет, энто мне показалося… Пожалуй, и под кроватью плохо. Всякий вор догадается. (встает) Спрячу-ка лучше… за патрет.
(Кладет чулок за портрет, ложится.)
Стану важный купчина, вставлю патрет в жалезную раму… с завитушечками…    Хр-р-р… хр-р-р… (вскакивает) Что энто? Голоса какие-то… Голоса…
ГОЛОСА. Купе-ец! Купе-е-ец!
КУПЕЦ. Кто энто? Кто? Крючок на двери шевелится! (в ужасе) Крючок сам подымается…
(Дверь открывается, на пороге возникают две фигуры. Это черти.)
Свят, свят, свят!
РЫЖИЙ. Не ждал, купец?
СИВЫЙ. А мы вот они.
КУПЕЦ. Чур меня, рассыптесь!
РЫЖИЙ. Щас.
СИВЫЙ. Отдавай пячать.
КУПЕЦ. Я не брал! Я не брал! Не знаю никакой печати!
РЫЖИЙ. Отдавай, тебе говорят!
СИВЫЙ. Отдавай, купчина кособрюхий!
КУПЕЦ. Знать ничего не знаю, ведать не ведаю!
РЫЖИЙ. А это что? (показывает шапку)
СИВЫЙ. Твоя шапчонка-то?
КУПЕЦ. Не моя, не моя! Меня там не было!
РЫЖИЙ. Где не было?
КУПЕЦ. Нигде не было!
СИВЫЙ. Што с им разговоры разговаривать. На сковородку его, живо сознает-       ся (поднимает в руке сковородку).
РЫЖИЙ. Погоди, и так найдем. Давай в сундуке поглядим.
                (Открывают сундук, роются.)
КУПЕЦ. Да что же энто такое! Господа нечистая сила, энто недоразумление!
СИВЫЙ. Нетути. Надо на сковородку его.
РЫЖИЙ. Успеется. Под кроватью пошарь.
                (Сивый лезет под кровать.)
Ну что там?
СИВЫЙ. Нетути. (Купцу) Куды дел, сказывай!
КУПЕЦ. Да рази я ж мог бы! Да чтобы я к чужому притронулся, да господа не-     чистая сила!
СИВЫЙ. На сковородку его!
РЫЖИЙ. А погляди-ка… за потретом.
                (Сивый направляется к портрету.)
КУПЕЦ. Скажу, скажу! Всё скажу!
РЫЖИЙ. Говори.
КУПЕЦ. Энту печать… солдат взял.
РЫЖИЙ. Какой такой солдат? Ты что плетешь?
КУПЕЦ. Честное купеческое. Мимо солдат шел, он и похитил.
СИВЫЙ. Врет он. Солдат какой-то!
РЫЖИЙ. Солдату печать, что корове седло.
КУПЕЦ. Честное купеческое!
                (Поет петух.)
СИВЫЙ. Вон уж петухи первые, а мы всё его небылицы слушаем.
РЫЖИЙ. Давай сковородку.
СИВЫЙ. Щас разогреем (дышит на сковороду).
КУПЕЦ. Душу безвинную губите!
СИВЫЙ. Ну-ка (плюет на сковородку, та шипит) Подходящий градус.
РЫЖИЙ. (Купцу) Садись.
КУПЕЦ. Не виноватый я!
СИВЫЙ. Садись, кособрюхий!
КУПЕЦ. Не сяду! Правов не имеете!
РЫЖИЙ. (Сивому) Ты его держи, а я приложу горяченькое.
  (Сивый хватает Купца, Рыжий прикладывает ему сковородку к заднему месту.)
КУПЕЦ. Ай! Горячо!
СИВЫЙ. Ня любит.
РЫЖИЙ. Где печать, говори!
КУПЕЦ. Ай! Солдат взял!
СИВЫЙ. Упорный купчина.
РЫЖИЙ. Где печать?
КУПЕЦ. Солдат взял!
СИВЫЙ. Надо было большую сковородку взять, эта не пропекает. Сильно тол- стокожий.
                (Второй раз кричит петух.)
РЫЖИЙ. Ладно, щас он живо сознается. Наведем на него ужасти.
СИВЫЙ. Какие?
РЫЖИЙ. Мертвое тело покажем.
СИВЫЙ. Правильно. Энтого никто не могёт выдержать. Я и то боюся.

(Черти исчезают… Вдруг из темного угла показывается гроб. Слышны замо- гильные стоны.)
КУПЕЦ. А-а-а! Ужасть! Ужасть!
(Крышка гроба медленно открывается, оттуда высовывается мертвая рука…)
ГОЛОСА. Говори, купе-ец! Куды дел? Куды-ы?
(Рука тянется к Купцу.)
КУПЕЦ. Ой, ужасть! Всё скажу! Я её… туды!
(Третий раз поет петух. Гроб пропадает, на его месте стоят черти.)
СИВЫЙ. Эхма! Опять не управились!
РЫЖИЙ. Ну, купчишка, погоди! (проваливаются)
КУПЕЦ. Ох… ажно трясуся весь… Провалились, проклятые. Чини теперь пол  посля их. Что ж мне делать-то? Ведь опять, враги, явятся. Ох… Разве, попа по-  звать? Так обдерет, словно липку. Ох… А что ежели… солдата? Он чертей не боится. Вот пускай должок-то и отработает!

ЗАНАВЕС

                ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

                КАРТИНА 4.
(Дома у Купца. На столе самовар, бублики.)
КУПЕЦ. (поглядывает в окошко) Звезды частые уж зажглися, пора бы             солдату и быть…Говорит, знает средство, сказал, мол, отважу нечистых-то…
                (Стук в дверь.)
А вот и он (открывает).
СОЛДАТ. Здравия желаю, ваше степенство.
КУПЕЦ. Заходи, заходи, служивый, я уж тебя дожидаюся.
СОЛДАТ. Явился на караул (ставит на сундук предметы).
КУПЕЦ. Камень… узелок с творогом… что энто?
СОЛДАТ. Чертям подарки.
КУПЕЦ. А тут что? (указывает на корзину, накрытую платком)
СОЛДАТ. Тут главный презент.
КУПЕЦ. Ты уж их отвадь, солдатушка, а уж я тебе и шапку прощу, и награжу вдобавок.
СОЛДАТ. Не извольте беспокоиться, ваше степенство, забудут они сюда до-    рожку.
КУПЕЦ. Да ты садись, садись, чайком побалуйся, вот и бублики.
СОЛДАТ. (Осматривается) Значит, тут нечистая сила являлася?
КУПЕЦ. Тута, тута. Один маленький, рыжий, с бороденкою – за главного, дру-     гой сивый такой боров, зенки на выкате, на копытьях обои, сзади хвосты вертят-    ся – тьфу да и только!
СОЛДАТ. Известное дело, у беса наружность малопочтенная.
КУПЕЦ. Ты уж их проучи, благодетель, дай им отлуп, батюшка.
СОЛДАТ. Устрою всё в лучшем виде.
КУПЕЦ. А уж я тебя награжу, внакладе не останешься.
СОЛДАТ. На табачок дадите, и то хорошо.
КУПЕЦ. Ну, я пошел.
СОЛДАТ. Где ночевать-то будете, ваше степенство?
КУПЕЦ. В лавке, в лавке прикорну, ты наутро туда и иди, ежели, конечно…
СОЛДАТ. На войне уцелел, так и тут не пропаду.
КУПЕЦ. Ну, прощай, солдат.
СОЛДАТ. Приятных сновидений, ваше степенство.
(Купец уходит, настает тишина… Солдат наливает чай, пьет неторопливо.       Мерно тикают ходики… Но вот часы бьют полночь: один, два… одиннадцать, двенадцать! Тотчас на дворе слышен топот, дверь распахивается, в комнату вбегают черти. Увидев Солдата, застывают на месте.)
РЫЖИЙ. А это… купец дома?
СОЛДАТ. Нету.
                (Пауза.)
РЫЖИЙ. А ты кто?
СОЛДАТ. Я солдат.
РЫЖИЙ. А чего ты тут делаешь?
СОЛДАТ. Да вот, господа бесы, пришел вам попенять: зачем вы купца беспо-    коите?
РЫЖИЙ. А ты кто такой, чтобы нам пенять?
СИВЫЙ. Да мы тебя в дугу согнем, в порошок сотрем!
СОЛДАТ. Хвались, хвались, да не поперхнись. А ну как я вас?
СИВЫЙ. Да нешто ты сильнее нас?
СОЛДАТ. Так точно, солдатская сила самая крепкая.
СИВЫЙ. Не могёт этого быть.
СОЛДАТ. Давайте испытаем.
РЫЖИЙ. А ежели мы сильнее окажемся?
СОЛДАТ. Тогда делайте со мной что хотите. Но коли моя возьмет, не взыщите, господа бесы, исполните мой приказ.
СИВЫЙ. А как будем меряться?
СОЛДАТ. Да хоть как. Вот, хотя бы, камень лежит – (берет настоящий камень) сейчас я сдавлю его так…
РЫЖИЙ. (вырывает камень) Чур, мы первые! (отдает Сивому) Ты жми.
СИВЫЙ. Сдавлю его так, што песок посыпется.
(Приноравливается, сжимает.)
И-и-и… И-и-и… И-и-ех!
                (Камень рассыпается.)
РЫЖИЙ. В пыль!
СОЛДАТ. Эка невидаль. Вот я сдавлю, так из него вода потечет.
СИВЫЙ. Не могёт этого быть!
СОЛДАТ. Смотрите-ка (берет узелок, давит, струйкой течет вода). Что те-       перь скажите?
                (Черти молчат.)
РЫЖИЙ. Сила есть, ума не надо. Главное, кто смекалистей.
СОЛДАТ. Да и тут вас солдат обойдет.
РЫЖИЙ. Где тебе!
СИВЫЙ. Похваляется!
СОЛДАТ. Давайте испробуем.
РЫЖИЙ. Будем загадки загадывать. Чур, мы первые!
СОЛДАТ. Изволь.
РЫЖИЙ. Щас загадаю. Значит, так. Круглая, черная…
СИВЫЙ. Правильно, про сковородку ни в жисть не угадает.
РЫЖИЙ. (Сивому) Что ж ты делаешь? Всё дело загубил!
СИВЫЙ. Што я сказал-то?
РЫЖИЙ. Молчи уж! (солдату) Слушай, солдат, другую: ни окон, ни дверей,     полна горница… чертей.
                (Солдат задумывается.)
СИВЫЙ. (шепотом Рыжему) Щас служба скажет – огурец, а энто-то…
РЫЖИЙ. Молчи!
СОЛДАТ. Это… это, господа черти, пекло, жилище ваше бесовское.
СИВЫЙ. Эх, угадал!
РЫЖИЙ. Тьфу!
СОЛДАТ. Теперь моя очередь: с руками, с ногами – а не человек, в шерсти – а        не собака, рогатый – а не бык. Раскиньте-ка умом, кто это?
РЫЖИЙ. В шерсти, с рогами…
СИВЫЙ. Козел!
СОЛДАТ. С руками-то да с ногами? Не угадал.
РЫЖИЙ. С руками, с ногами, в шерсти…
СИВЫЙ. Мужик в овчине!
СОЛДАТ. А рога-то куда? Неправильно.
РВЖИЙ. (Сивому) Помолчи, (про себя) С руками, с ногами, в шерсти и рога имеются…
СОЛДАТ. Жду ответ.
РЫЖИЙ. Щас, щас… с рогами, с руками…
СОЛДАТ. Ну, сказывай.
РЫЖИЙ. Это, в обчем… мужик такой, в овчине… на козе сидит.
СИВЫЙ. Точно!
СОЛДАТ. Ну, сказану-ул! Зачем мужик на козу-то залез?
РЫЖИЙ. Ну мало ли…
СОЛДАТ. Не угадали, господа бесы.
ЧЕРТИ. А кто ж это? Кто? Кто?
СОЛДАТ. Черт.
СИВЫЙ. Эх, про самих себе не догадалися!
РЫЖИЙ. (Сивому) Из-за тебя всё!
СОЛДАТ. Ну что, господа бесы, проиграли вы вчистую.
РЫЖИЙ. Погоди, солдат, погоди, давай сделаем последнее испытание: кто кого испугает.
СОЛДАТ. Мы так не договаривались.
СИВЫЙ. Ага, напужался, служба!
СОЛДАТ. Солдату бояться не положено.
РЫЖИЙ. Тогда так: стращаем, пока кто пощады не запросит. Идет?
СОЛДАТ. Согласен.
РЫЖИЙ. Чур, мы первые!
СОЛДАТ. Будь по-вашему.
РЫЖИЙ. (Сивому) Мертвое тело.
СИВЫЙ. Ну, служба, держися!
(Черти исчезают. Какое-то время стоит тишина, и вдруг из угла со зловещим скрежетом вылезает гроб. Крышка открывается, наружу выскакивет мертвец
                в саване.)
СОЛДАТ. Ишь чего.
МЕРТВЕЦ. Солда-ат… Дай  обниму  тебя-а…
СОЛДАТ. Ну,это лишнее.
(Руки у мертвеца удлиняются, удлиняются, тянутся к Солдату…
Шевелятся скрюченные пальцы…)
МЕРТВЕЦ. У-у-у… У-у-у…
СОЛДАТ. Вроде как просит чего. Может, бублика? Бери два (вставляет в ка-  ждую руку по бублику).
(От туловища мертвеца отделяется голова, приближается к Солдату.)
СОЛДАТ. Однако.
ГОЛОВА. Давай   поцалую  тебя-а…
СОЛДАТ.  И это необязательно. Нюхни-ка  лучше  табачку, то-то  удовольствие (сует ей в нос табакерку).
ГОЛОВА. А-апчхи! А-апчхи!
(Наваждение исчезает, перед солдатом стоят черти – Рыжий чихает, у Сивого    в руках бублики.)
РЫЖИЙ. (вытирает слезы) Что за табак у тебя, служба! Апчхи!
СОЛДАТ. Солдатский табак, махорка.
РЫЖИЙ. Уж больно ядреный, апчхи!
СОЛДАТ. Оно, конечно, забористый. Ну, теперь мой черед (берет корзину).
РЫЖИЙ. Что там у тебя?
СОЛДАТ. Ваши ужасти, господа бесы.
СИВЫЙ. Тоже, небось, што мертвое.
СОЛДАТ. Наоборот, очень даже живое.
СИВЫЙ. Ну, тогда мы не напужаемся.
СОЛДАТ. Посмотрим-ка.
(Сдергивает платок, в корзине сидит петух.)
СИВЫЙ. Птица какая-то.
ПЕТУХ. Ко-ко-ко…
РЫЖИЙ. (в панике) Петух!
ПЕТУХ. Ку-ка-ре-ку!
ЧЕРТИ. Ужасть! Ужасть!
СОЛДАТ. Ну-ка, Петя, покажи удаль! (выпускает петуха).
(Черти бросаются в стороны, петух бегает по комнате, черти орут.)
ЧЕРТИ. Ужасть! Караул! Солдат! Убери петуха!
СОЛДАТ. Просите пощады?
ЧЕРТИ. Просим, просим! Убери петуха!
СОЛДАТ. Тогда шагом марш в мою табакерку (ставит табакерку на стол).
ЧЕРТИ. Там махорка! Не полезем!
СОЛДАТ. (петуху) Ну-ка, Петя!
ПЕТУХ. Кукареку! Кукареку!
ЧЕРТИ. Уже залезли! Уже залезли!
(Черти уменьшаются – по столу бегают два крошечных чертика –   запрыгивают в табакерку.)
СОЛДАТ. Так-то лучше.
(Захлопывает табакерку, подносит к уху – слышны тоненькие голоса.)
ЧЕРТИ. Крепкая махорка! Апчхи!
СОЛДАТ. Перетерпите, господа бесы, (сажает петуха в корзину) Молодец,        Петя, задал им перцу (смотрит в окно). Вот и ночь сошла. Ну, пойдем купца обрадуем.

ЗАНАВЕС.

КАРТИНА 5.
Лавка. Купец считает деньги.
КУПЕЦ. Что ты будешь делать! Рубль рваный подсунули (разглядывает).         Рвань да и только… До чего народ  несознательный! А что ежели… по энтому рублю да печатью-то? Ну-кося  попробуем…
(Заносит уже было печать, как выходит Мужик.)
МУЖИК. Слышь, Купец!
КУПЕЦ. Чего тебе?
МУЖИК. Обул ты меня.
КУПЕЦ. Знамо дело, обул.
МУЖИК. Версту прошел в твоих сапогах – они и разлезлись.
КУПЕЦ. Небось шел по колдобинам.
МУЖИК. Хучь бы и по колдобинам, а не могут сапоги за версту расползтись!  (кладет рваные сапоги на прилавок) Отдавай деньги.
КУПЕЦ. Ишь какой! Сам сапоги угробил, а мне прентензию! Не на таковского напал.
МУЖИК. Деньги отдай!
КУПЕЦ. На-кося, выкуси!
МУЖИК. Отдай, кровопивец!
КУПЕЦ. Шиш тебе!
МУЖИК. Глаза твои бессовестные! Тьфу! Чтоб ты ими подавился!
                (Уходит.)
КУПЕЦ. Иди, иди! Дярёвня! Лапотник! (разглядывает сапоги) Видно, печать-          то недолго действует… Ну да мне-то что (откладывает сапоги в сторону). Надо рубль-то рваный пропечатать.
(Разглаживает бумажку на прилавке.)
Дрань, рвань, новой стань! (шлепает печатью, смотрит) Что за оказия? Ба-    тюшки! Да ведь он превратился в червонец! Был рубль рваный, стал червонец новый. Из одного рубля – да десять! Вот энто арихметика!
                (Выходит Попадья.)
ПОПАДЬЯ. Ах ты обманщик, злодей!
КУПЕЦ. Что такое, матушка?
ПОПАДЬЯ. Ты мне что подсунул? (показывает ветхую тряпку) А? Домой при-   шла, а на голове тряпка рваная!
КУПЕЦ. Энто мне сильно в удивление.
ПОПАДЬЯ. Что тебе в удивление, злодей?
КУПЕЦ. Потому как в первый раз я вас вижу.
ПОПАДЬЯ. Как? Намедни у тебя купила!
КУПЕЦ. Ничего-с не знаем. Впервые вас видим-с.
ПОПАДЬЯ. Ах ты, душегуб! Забирай назад эту рвань, а мне деньги вертай!
КУПЕЦ. Гдей-то купили энту рекламанцию, а мне прентензию.
ПОПАДЬЯ. Ах ты бесстыдник! Обманул, да еще выражается! Вот тебе пре-   нтензия! Вот тебе рекламанция! (хлещет его тряпкой).
(Купец прячется под прилавок.)
Отдашь деньги?
КУПЕЦ. И не подумаю.
ПОПАДЬЯ. Ну погоди, вернак такой! Я на тебя приставу пожалуюсь. В кутузку пойдешь! (уходит)
КУПЕЦ. Ишь, приспела. Я твоему приставу вот энтот червончик пожалую, так    сама в кутузке окажешься. А уж энтих червончиков я напечатаю – немеряно! (потирает руки) Ну-тка еще один. Дрань, рвань, новой стань! (стукает) Чер-  вонец. Эхма! Да ведь эдак-то и торговать не надо – сиди себе да шлепай чер-вончики!
  (Оглядываясь по сторонам, прикрываясь руками, выбегает Барин без штанов.)
БАРИН. Послушай, любезный! Купил я у тебя панталоны… (озирается).
КУПЕЦ. Как же-с, как же-с.
БАРИН. Сегодня надел, пошел в общество…
КУПЕЦ. Благородная привычка-с.
БАРИН. Беседую с господами, дамам делаю обхождение, как вдруг…
КУПЕЦ. Что-с?
БАРИН. Панталоны куда-то исчезли! И стою я, представь, без штанов! Полный афронт!
КУПЕЦ. Бывает-с. Только я-то причем?
БАРИН. Верно, ты мне, любезный, какие-то не такие панталоны продал.
КУПЕЦ. Нехорошо-с, барин. У вас в обчестве-то штаны стибрили, а я виноват.
БАРИН. Как в обществе? Там всё господа приличные.
КУПЕЦ. Теперича и приличные могут-с.
БАРИН. Нет уж, любезный, должен ты мне возместить.
КУПЕЦ. Ежели кажному, кто без штанов, возмещать, сам без портков остануся. Идите, барин, идите.
БАРИН. Я так не оставлю! Пожалуюсь в инстанцию!
КУПЕЦ. Щас вот кликну будочника, будет вам и полустанок, и станция!
(Барин убегает.)
Ходют тут без штанов всякие (достает печать). А ежели червонец пропе-     чатать? Что получится? Ну-ка… Дрань, рвань, новой стань! (опускает печать)     Вот энто да… Червонец в сотенную превратился! Сто рублев! Сто рублев!!!
(Выходит Солдат.)
СОЛДАТ. Здравия желаю!
КУПЕЦ. А? что? А, энто ты, солдат. Живой?
СОЛДАТ. Так точно. Разрешите доложить: вашего степенства задание выпол-     нил.
КУПЕЦ. Неужто отвадил?
СОЛДАТ. Так точно, отвадил.
КУПЕЦ. Значит, боле не объявятся?
СОЛДАТ. Никак нет, дорожка заказана.
КУПЕЦ. Ну, солдат, ну, услужил!
СОЛДАТ. Так что, ваше степенство, в расчете мы с вами теперь?
КУПЕЦ. Оно бы, конечно бы, так бы… Да ведь ты, небось, весь самовар у меня выпил?
СОЛДАТ. Выпил чашечку.
КУПЕЦ. Приел и бублики?
СОЛДАТ. Два ушло.
КУПЕЦ. Вот видишь: чай, бублики… А всё ведь денег стоит. Все ж-таки ты мне должен остаешься. Такая вот каликуляция.
СОЛДАТ. А что на стуле-то вашем сидел, за то не взыщите?
КУПЕЦ. Ну, энто ладно.
СОЛДАТ. Ну, спасибо, ваше степнство. Только ведь денег у меня нету, сами   знаете.
КУПЕЦ. Имуществом заплати.
СОЛДАТ. Какое у солдата имущество: солдат шилом бреется, дымом греется.
КУПЕЦ. Что-нибудь, да дай.
СОЛДАТ. Впрочем, есть у меня одна вещица, не знаю, возьмете ли? (достает табакерку).
КУПЕЦ. (разглядывает) Не ахти табакерка, провиант не окупит..
СОЛДАТ. Но все ж-таки.
КУПЕЦ. Ну уж ладно, возьму. Остальное, так и быть уж, прощаю.
СОЛДАТ. Вот спасибо-то, ваше степенство, вот спасибо-то!
КУПЕЦ. Ладно уж, ступай, пока добрый я.
СОЛДАТ. Счастливо оставаться, ваше степенство (уходит).
КУПЕЦ. Ну, щас напечатаем! Щас главное богачество-то и начнется. Мело-    читься не стану, начну прямо с сотенных (прислушивается). Что энто за писк  такой? Никак, из табакерки. Должно быть, она у него с музыкой. Ну-ка… (от-крывает)
(Из табакерки выскакивают чертики, бегают по прилавку.)
ЧЕРТИ. Апчхи! Апчхи!
КУПЕЦ. Что за диво? Какие-то секомые.
РЫЖИЙ. Глянь, глянь, купец!
СИВЫЙ. И пячать при ем!
(Превращаются в больших.)

КУПЕЦ. Чур меня! Изыдите, проклятые!
РЫЖИЙ. Попался, купчишка!
СИВЫЙ. От нас не уйдешь.
РЫЖИЙ. Ну, пошли.
КУПЕЦ. К-куда?
РЫЖИЙ. Туда (показывает пальцем вниз).
КУПЕЦ. Т-туда-то зачем?
РЫЖИЙ. Главная сковорода-то там стоит.
СИВЫЙ. Стацинарная называется.
КУПЕЦ. Господа черти, господа нечистая сила! Всё возьмите, только меня не трогайте! Лавку, деньги, всё, что честным старанием…
РЫЖИЙ. Это тоже возьмем.
СИВЫЙ. Ну пошли, некада.
КУПЕЦ. А-а-а! (хватается за прилавок).
( Всё проваливается. Кружат в воздухе денежные бумажки,                на месте лавки торчат обломки.)
ГОЛОС КУПЦА. Ох… батюшки… зацепился… (Высовывается его голова.)
Никак не выбраться… Эй, солдат! Солдатушка! Братушка!
(Выходит Солдат.)
СОЛДАТ. Что случилось, ваше степенство?
КУПЕЦ. Да вот… спотыкнулся, упал.
СОЛДАТ. Ай-яй-яй. Надо глядеть куда ступаете.
КУПЕЦ. Помоги выбраться, служивенький.
СОЛДАТ. Да мне некогда.
КУПЕЦ. Сто рублев дам!
СОЛДАТ. Вас ваше степенство, вытащишь, да потом сам голый останешься.
КУПЕЦ. Солдатушка! Братушка!
СОЛДАТ. Счастливо оставаться, ваше степенство, может, кто вас и вытащит, а  меня увольте. (уходит).
КУПЕЦ. Люди добрые! Народ честной! Не дайте пропасть! Все возверну, все возмещу! Открою благотворительность! Честное купеческое!


                КОНЕЦ

                Супонин Михаил Александрович        syponinma@inbox.ru

               

               
               


Рецензии