Что я видел

Что я видел.
Предисловие автора к книге "Любите ли вы театр? А цирк?.. Из..."



В маленьком поселке Умба Мурманской области на берегу Белого моря, где я родился 24 мая 1941 года, театра, естественно не было. Не было и цирка. Но был клуб, где ежегодно драмкружок ставил какие-то спектакли. Старшеклассники в школе тоже ставили полновесные спектакли, в которых во второй половине 1950 гг. играл и я. В «Снежке» по Н. Любимовой я играл миллионера мистера Бидла, который закинув ноги на стол, выговаривал директору школы: «Если завтра же все черномазые не будут посажены за барьер… ЗА БАРЬЕР… вы пожалеете об этом, мистер Томпсон». Как мы любили тогда американских негров.
А «Единая боевая» по пьесе А. Бруштейн  открывалась коронной фразой моего кулака Кондырева: «Картошецка. Совецкий апельцин. Хоть бы сметаной заливали, коли масла нету».
Работая в леспромхозе, я сыграл Елесю в спектакле А. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Последняя фраза моего героя стала среди нашей леспромхозовской молодежи крылатой: «Что за неволя мне себя водкою огорчать, коли я перед собою такую сладость вижу».
Смутное и робкое желание стать артистом тлело в моей душе. Желание это подогревалось и кино, где мы с друзьями не пропускали ни одного фильма.
А радио! «Театр у микрофона», «Клуб знаменитых капитанов», литературные передачи.
Библиотека, куда я записался с пяти лет, только научившись читать. В старших классах я читал в библиотеке журналы «Театр» и «Искусство кино». А журнал «Советский экран» мы выписывали с 1957 года, т.е. с его первого номера.
В летние месяцы, начиная с 1948 года мы с папой и мамой регулярно через год бывали в Москве, где жили у нашей доброй знакомой Елизаветы Борисовны Чернышовой на Арбате. Во время войны Елизавета Борисовна жила в нашем поселке и была коллегой моего папы в экономическом отделе конторы лесокомбината.
Я смутно помню первый виденный спектакль «Земля родная» в Московском ТЮЗе. Но спектакли Центрального Детского Театра «Настоящий друг» по Н. Любимовой и «Ее друзья» о слепой девочке (это первая пьеса В. Розова и первая роль О. Ефремова) запомнилась надолго.
Я помню, как сам уговорил маму (кажется, это было в 1952 году) пойти в Малый театр на гастрольный спектакль Киевского театра им. Ивана Франко по пьесе А. Степанова «Порт-Артур». Мама мне говорит: «Боренька, мы же с тобой не знаем украинского языка». «Ну и что. Он же похож на русский. Тем более, что я только что прочитал книгу».
В спектакле потрясло все. Декорации. Особенно броненосец «Петропавловск» в разрезе и батарея Электрического утеса, откуда видны идущие корабли. Актеров помню до сих пор. Особенно веселую Стессельшу – Наталью Ужвий и поручика Борейко – Виктора Добровольского с его «эх, чаек-коньячок».
В Малом же театре мы посмотрели и их спектакль «Макбет» с Михаилом Царевым в главной роли. Хотя мне тогда больше всего понравилась одна из ведьм, которую играл актер по фамилии Грузинский. А с папой (это уже было через несколько лет) в театре Маяковского мы видели охлопковского «Гамлета» с потрясающими декорациями М. Рындина. Гамлета играл Е. Самойлов, Офелию – Т. Бабанина (Не путать с М.И. Бабановой), Полония – Л. Свердлин, Лаэрта – кажется Холодков. (Программка не сохранилась).
А вообще-то мои родители больше любили оперетту и эстраду.
Летом московская оперетта выступала обычно в Зеркальном театре сада «Эрмитаж», и там мы с папой видели юную Татьяну Шмыгу в «Белой акации» Н. Дунаевского.
Не могу не похвастаться тем, кого я видел в детстве. Просто имена. Причем далеко не все. В оперетте: Георгий Ярон, Зоя Белая, Татьяна Шмыга, Ирина Муштакова, Анна Котова, Михаил Шишкин, Серафим Аникеев, Василий Алчевский, Тамара Вишнева (балерина).
На эстраде: Леонид Утесов, Аркадий Райкин, Клавдия Шульженко, Владимир Бунчиков, Владимир Нечаев, сестры Евгения, Валентина и Ольга Шмелевы, Михаил Гаркави, Лев Миров и Марк Новицкий, братья Васютинские, Илья Набатов, Николай Смирнов-Сокольский, Мирдза Озолиня, Геннадий Дудник, Аркадий Блехман, Павел Рудаков и Вениамин Нечаев. И это была настоящая русская советская эстрада высшего качества.
Уже после окончания школы, работая в леспромхозе, будучи в Москве в первом отпуске в 1959 г. увидел в вахтанговском «Иркутскую историю» А. Арбузова с Юлией Борисовой, Михаилом Ульяновым, Юрием Любимовым, Юрием Яковлевым, Екатериной Райкиной. Долго ходил под впечатлением от этого спектакля, воспевающего такую романтику, такую любовь, и такое самопожертвование, каких просто быть не может. В финале у зрителей наворачивались слезы от такой вот фразы героини: «А на Волге, говорят, какая-то дивчина всей сменой на Шагающем командует».
Тогда посмотрел и «Идиота» с Борисовой, Н. Гриценко (князь Мышкин) и М. Ульяновым (Рогожин). Юрий Яковлев играл тоже. Но «маленькую роль «очаровательного князя». Театр Вахтангова надолго стал любимым. Люблю его и теперь, где Римас Туминас, как мне кажется, следует традициям Евгения Вахтангова. Его «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню» принимаю полностью. Хотя в начале спектаклей испытывал некий шок.
Другим любимым театром стал Театр Анатолия Эфроса на Малой Бронной, куда мы с женой попали на один из закрытых просмотров «Счастливых дней несчастливого человека» А. Арбузова. Анатолий Эфрос и Ольга Яковлева стали любимыми, навсегда.
В Москве, Благодаря знакомству с людьми театра, у меня всегда была возможность посещать МХАТ, «Табакерку», Таганку и «Сатирикон».
На Таганке я особенно любил Виталия Шаповалова («А зори здесь тихие», «Мастер и Маргарита»), Ивана Дыховичного («Час пик», «Мастер и Маргарита»), Зинаиду Славину («Добрый человек из Сезуана», «Деревянные кони», «Мастер и Маргарита»). Разумеется, как и все, любил и люблю Владимира Высоцкого.
Мое зрительское счастье и в том, что я видел гениальную Фаину Раневскую в театре Моссовета в спектакле А. Эфроса «Дальше – тишина». Она была прекрасна со своим партнером Ростиславом Пляттом.
В Ленинграде моими любимыми спектаклями были «Два театра» Е. Шанявского, «Мольер» М. Булгакова и «Мещане» М. Горького в БДТ. Но если «Мещан» поставил Т. Товстоногов, то два других спектакля поставил польский режиссер Асквит и Сергей Юрский, который сам и играл Мольера.
Разумеется, мы часто ходили и ходим в петрозаводские театры. Здесь своими любимыми спектаклями стали: в Театре русской драмы «Трёхгрошовая опера» и «Смерть Тарелкина» в постановке Ивана Петрова, «Дни нашей жизни» Отара Джангишерашвили; в Национальном театре «Нискавуори» в постановке Андрея Андреева; в Творческой мастерской – «Я пошел гулять с ума» Андрея Тупикова. В Музыкальном театре мне нравится все, что делает балетмейстер Кирилл Симонов. Оперные спектакли Юрия Александрова мне нравятся не все. Мне кажется, новая трактовка старых сюжетов у него иногда алогична и нарочито авангардна.
Особо полюбил я александровские «Травиату» и «Севильского цирюльника».
Из старой петрозаводской оперетты больше всех вспоминается гениальный комик Залман Эстрин.
Но самым лучшим спектаклем, который я видел в своей жизни был «Наш городок» Торнтона Уайльдера в исполнении вашингтонского театра «Арена стейдж». Режиссер Алан Шнайдер. Театр был на гастролях в нашей стране в 1970-е гг. Именно на этом спектакле, как мне кажется, я более всего ощутил связь современного театра с традициями русского и советского театра. Художественный руководитель «Арены стейдж» Зелда Фичендлер постоянно во всех интервью и выступлениях заявляла о связи своего театра с художественными традициями К. Стниславского, В. Мейерхольда и Н. Охлопкова. Как ни странно, но именно на этом спектакле американцев я ощутил величие традиций и непреходящую совершенность гениальных поисков и нашего, и западного театра.
«Наш городок» в 1990-2000 гг. ставили и в России, я видел (правда, по телевидению) спектакль РАМТ. Никакого сравнения. Скучновато.
В детстве, когда мы бывали в Москве, обязательно ходили в цирк. Так что я еще помню молодого Олега Попова, Карандаша с Кляксой, Бориса Вяткина с Манюней, дрессировщика Ивана Кудрявцева с его умным медведем Гошей. Многих Дуровых, Валентина Филатова с его «Медвежьим цирком», а семья Запашных никакой дрессурой еще не занималась, а занималась акробатикой на подкидных досках. Тиграми еще заведовал Борис Эдер. (Вспомните «Цирк» Г. Александрова).
А в номере народного артиста СССР, зятя Л.И. Брежнева Евгения Милаева работал мой земляк и чуть ли не родственник Витька Худяков.
Вспоминается прекрасная цирковая режиссура Марка Местечкина. Режиссер в цирке, теперь я в этом уверен, главное действующее лицо. В этом меня убедили уже другие годы – 2000-е – и другой цирк – «Дю Солей», сплетающий артистов совершенно разного дарования в единое связное сюжетное действо.
Цирк был доступен еще и потому, что там крупной чиновницей работала моя обаятельная приятельница Кира.
Я был насмотренным зрителем, но писать свои впечатления о театре и цирке никогда не собирался.
Но вот начались лихие 90-е. Мне стукнуло за 50. К нам в Петрозаводск приехали на гастроли со спектаклем «Стулья» по Э. Ионеско С. Юрский и Н. Тенякова. Жена подарила мне на день рождения билет на этот спектакль. Он стоил дороже моей тогдашней месячной зарплаты. Правда, мы оба прошли на спектакль всеми правдами и неправдами по одному билету. Я задумался. Кажется, теперь в театре мне уже не бывать никогда. А как бы сделать так, чтобы не я им платил, а они мне? Надо просто писать отзывы и публиковать их в прессе. Сказано – сделано. Я написал пару рецензий. Они понравились завлиту Русского театра драмы Наталье Мартьяновой, и она рекомендовала меня в качестве автора-корреспондента в новый журнал «Российская сцена». Он умер, едва родившись. А я со своим первым обозрением пришел в новую петрозаводскую газету «Лицей», к ее главному редактору Наталье Мешковой, которая обозвала меня театральным обозревателем «Лицея» и даже выдала соответствующую ксиву. Козла пустили в огород! Я стал бесплатно ходить во все театры страны.
А уже после того как я участвовал в семинаре театроведа, профессора ЛГИТМиКа Елены Иосифовны Горфункель и стал автором нескольких пьес меня приняли в СТД.
До этого в 2004 г. я стал членом Карельского союза писателей, издав свою первую книгу «Не только о Кижах» (Картинки прошлого. Повести и рассказы. Пьесы. Из воспоминаний.) Так я стал писать. Сначала хотелось, чтобы меня как можно больше знали и читали. Сейчас же понял, что мне это не грозит, да в общем-то и не очень нужно. Радует мысль, что какой-нибудь читатель возьмет и откроет меня как неизвестного писателя. Лично я люблю сам открывать для себя «неизвестных» писателей и многих из них вспоминаю с любовью и уважением. Скажем: Михаила Лоскутова,  Марка Криницкого, Андрея Соболя, Николая Зарудина, многих «не раскрученных» современных авторов. Я доволен, что почти все, написанное мной издано двумя книгами «Не только о Кижах» и «Тысяча вторая ночь». Меня активно печатают журнал «Север» и Интернет-журнал «Лицей». Две мои пьесы «Звезда провинции» и «Уходящая модель» были поставлены как курсовые спектакли в Академии хорового искусства (Москва) заслуженным артистом России Андреем Моргуновым, за что я благодарен Андрею Борисовичу и его актерам, которые стали уже профессиональными певцами. (Исполнительница главной роли в «Звезде провинции» Наталья Метелева поет в «Новой опере».)
Пьеса «Жить любовью» по роману Дж. Фаулза «Волхв» лежит в портфелях нескольких театров. Правда, давненько уже лежит.
Я благодарен петрозаводскому поэту, режиссеру и балетмейстеру Ольге Карклин, с которой мы сделали художественный фильм «Прикоснуться к тебе» по моему сценарию. Мне кажется, что фильм смотрится, несмотря на колоссальные сложности, связанные со съемками. Мне нравятся все актеры (профессионалы и любители, снявшиеся в нашем фильме. Особенно я благодарен исполнителям главных ролей: заслуженной артистке Карелии Светлане Медведевой, народной артистке России Людмиле Живых, заслуженному артисту Карелии Владимиру Сотникову, актрисе Александре Семеновой, балерине Елене Сидоровой и неактерам: исполнителю роли Сергея Георгию Михайлюку, врачу, известному в Петрозаводске актеру – любителю и режиссеру студенческого театра; писателю; искусствоведу и скульптору Григорию Салтупу и журналисту Андрею Галицкому.
Многое из того, что включено в эту книгу, было опубликовано. Мне захотелось еще раз публично объясниться в любви театру и цирку, что я делаю этим изданием.
Отзывы о спектаклях старался выбрать не об эпохальных или наоборот плохих, а просто такие, какие на мой взгляд, будет интересно читать тому, кто будет листать эту книгу. Мне хочется, чтобы вам не было скучно.

Ваш Борис Гущин
октябрь 2014

P.S. Да, я забыл сказать, что я не только работал в леспромхозе. 48 лет я проработал старшим научным сотрудником музея «Кижи».


Рецензии