Снежный человечек

               
   
   
               
                М.СУПОНИН
       
                СНЕЖНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК
               
                ( Сказка, в которой нет ни одного злодея, а все только добрые
                и простодушные, но немножко бестолковые )
                Пьеса для детей в двух действиях
 
 
               
                ДЕЙСТВУЮЩИЕ  ЛИЦА:


                ДРУЖОК  ; собака
                СНЕЖОК  ; снеговик

                и еще снеговики:
                ДВОРНИК
                ДОКТОР
                УЧЕНЫЙ
                ПРОШЛОГОДНИЙ СНЕГОВИК


      
                Есть в музыке такая неземная,
                Как бы не здесь рожденная печаль…
                Ю.Левитанский.


                ДЕЙСТВИЕ  ПЕРВОЕ

                (Зимний лес, полянка, снеговик.)
                ОТ АВТОРА:
     Однажды зимой пес по имени Дружок забежал в городской парк, в самый дальний его уголок. Там, на маленькой полянке, он увидел заснеженную карусель c надписью «Карусель
«Карусель семейная» и возле неё небольшого  снеговичка с синим шарфиком на шее. В руках тот  держал не метлу, как и положено снеговику, а, как ни странно, сачок. Было что-то грустное в его облике  и сиротливое.   Дружку  стало жалко этого снеговичка, поэтому он подошел к нему и сказал добрым голосом:
    ДРУЖОК.  Здравствуй, снежный человечек! Как ты поживаешь?               
    СНЕГОВИК.  (робко) Здравствуй, снежный человечек! Я поживаю хорошо.
    ДРУЖОК.  Ты почему дразнишься? Я же с тобой вежливо разговариваю. Не очень-то любезно с твоей стороны.
    СНЕГОВИК.  (испуганно) Что ты, что ты! Я и не думал дразниться! Я изо всех сил любезно тебе отвечаю: здравствуй, снежный человечек!
    ДРУЖОК.  (в сторону) Стоит он тут в дремучем, можно сказать, лесу, вот всё в голове у него и перепуталось. (снеговику) Какой же я снежный человечек, я собака.
    СНЕГОВИК.  Собака? А как это – собака?
    ДРУЖОК.  Ты что, никогда собак не видел?
    СНЕГОВИК.  Никогда.
    ДРУЖОК.  Собака, это… это вот лапы, хвост. Получается собака. Ну я, то есть.
    СНЕГОВИК.  Значит, ты не снеговик? Не из снега?
    ДРУЖОК.  Еще чего. Я из… шерсти.
    СНЕГОВИК.  А что такое шерсть?
    ДРУЖОК.  Шерсть, это вот – волоски такие.
    СНЕГОВИК.  (дотрагивается) Мягонькие…
    ДРУЖОК.  А как тебя зовут?
    СНЕГОВИК.  Снежок. Так многих снеговиков называют. А у тебя какое имя?
    ДРУЖОК.  Моё имя Дружок, так многих собак зовут.
    СНЕГОВИК.  Весело выходит – Дружок-Снежок!
    ДРУЖОК.  Ага, Снежок-Дружок, смешно получается!
                (Смеются.)
А давай, Снежок, дружить!
    СНЕЖОК.  Давай! Только…
    ДРУЖОК.  Что – только?
    СНЕЖОК.  Со мной, вообще-то, никто не дружит… И тебе не надо.
    ДРУЖОК.  Почему это?
    СНЕЖОК.  Потому что опасно.
    ДРУЖОК.  Что опасно?
    СНЕЖОК.  Ну, дружить, играть со мной опасно. Подожди… (взмахивает сачком)
Поймал!
    ДРУЖОК.  Кого?
    СНЕЖОК.  Снежинку.
                (Рассматривают.)
    ДРУЖОК.  Красивая…
    СНЕЖОК.  Только она  не подходит (отпускает снежинку).
    ДРУЖОК.  Куда не подходит?
    СНЕЖОК.  Мне не подходит.
    ДРУЖОК.  А-а… А почему с тобой играть опасно?  Вовсе ты не страшный.
    СНЕЖОК.  Снаружи не видно. ЭТО у меня внутри.
    ДРУЖОК.  Что может быть внутри снеговика? Снежинки всякие безобидные.
    СНЕЖОК.  Болезнь у меня внутри.
    ДРУЖОК.  Боле-езнь? Какая еще болезнь? Снежная, что ли?
    СНЕЖОК.  Не снежная, а музыкальная.
    ДРУЖОК.  Еще лучше. И как называется твоя болезнь?
    СНЕЖОК.  Полонез Огинского.
    ДРУЖОК.  Полез кто?
    СНЕЖОК.  Не полез, а полонез. Огинского. Название такое.
    ДРУЖОК.  И что?
    СНЕЖОК.  Время от времени она во мне играет, эта музыка. Полонез Огинского.
    ДРУЖОК.  Прямо в тебе?
    СНЕЖОК.  Ага,  (дотрагивается до груди) вот тут.
    ДРУЖОК.  Гм, первый раз вижу музыкального снеговика. Ну, предположим, играет она в тебе, ну и что такого?
    СНЕЖОК.  Доктор сказал: можно заразиться.
    ДРУЖОК.  Полонезом этим, что ли?
    СНЕЖОК.  Вот именно. И все снеговики боятся.
    ДРУЖОК.  Так ты тут, выходит, не один живешь?
    СНЕЖОК.  Не один, нас тут много обитает.
    ДРУЖОК.  И где же остальные, что-то никого не видно.
    СНЕЖОК.  Они за ёлочками стоят.
    ДРУЖОК.  (гневно) За ёлочками, за сосеночками? А потом выходят, и тебя обижают?
    СНЕЖОК.  Нет, нет, что ты! Не обижают! Только не водятся со мной…
    ДРУЖОК.  Из-за Огинского?
    СНЕЖОК.  Из-за него…
    ДРУЖОК.  Я все-таки не понимаю, как может какой-то Огинский к кому-нибудь пристать?
    СНЕЖОК.  Воздушно-звуковым  путем.
    ДРУЖОК.  Доктор сказал?
    СНЕЖОК.  Ну да. Вот снеговики и опасаются.
    ДРУЖОК.  Надо же, очень жуткая, наверно, эта музыка? Как в фильме ужасов: пам-пам-пам! Чух-чух-чух!
    СНЕЖОК.  Погоди-ка… (ловит сачком)
    ДРУЖОК.  Поймал?
    СНЕЖОК.  Вот она.
    ДРУЖОК.  Подходит?
    СНЕЖОК.  Нет… (отпускает снежинку, Дружку)  Не жуткая. Грустноватая только.
    ДРУЖОК.  Грустноватая? Ну и что особенного? Я вот когда не найду поесть чего, так тоже грустновато бывает. А потом ничего. От этого не умирают.
    СНЕЖОК.  Наоборот!  Доктор сказал, когда на душе печаль, легко расплакаться, а от слез снеговик может растаять.
    ДРУЖОК.  Надо же… У вас, значит, и доктор имеется?
    СНЕЖОК.  Имеется. Очень хороший доктор, он нам всем температуру меряет.
                ОТ АВТОРА:
              В этот момент на краю полянки показался какой-то новый снеговик.
           В руках он держал метлу, и проходя мимо ёлочек, старательно смахивал
                с еловых лап снежинки.
    ДРУЖОК.  Чего это он деревья подметает?
    СНЕЖОК.  Это наш Снежок-дворник. Все дорожки он уже почистил, теперь подметает деревья и кустики. Очень любит наводить порядок.
    ДРУЖОК.  Его тоже зовут Снежок?
    СНЕЖОК.  У нас всех снеговиков зовут Снежок.
                (Подходит Снежок-дворник.)    
    ДВОРНИК.  Здравствуйте, уважаемые Снежки!
    СНЕЖОК.  Здравствуйте, уважаемый Снежок-дворник!
    ДРУЖОК.  Доброе утро!
    СНЕЖОК.  (показывает на пса) А это мой новый друг Дружок! Он не снеговик, он       собака, у него хвост и лапы.
    ДВОРНИК.  Очень приятно!  А я – Снежок-дворник, потому что у меня есть метла.
    ДРУЖОК.  И мне приятно. Вы так хорошо тут всё убираете.
    ДВОРНИК.  Не надо ли и на вашем участке немножко подмести?
    СНЕЖОК.  У нас чисто.
    ДРУЖОК.  Зимой тут никто не отдыхает.
    ДВОРНИК.  ( с надеждой) Может быть, сугробы вам подправить?
    ДРУЖОК.  Нормальные у нас сугробы. Вон аж блестят!
    ДВОРНИК.  Жаль… О!  А карусель-то!  Вся в снегу!  Убрать?
    ДРУЖОК.  Карусель-то? Лучше бы, конечно, убрать. Как ты считаешь, Снежок?
    СНЕЖОК.  Лучше бы, конечно, убрать.
    ДВОРНИК.  За дело!  (занимается каруселью)
    СНЕЖОК.  Стой-стой-стой! (гонится за снежинкой, ловит)
    ДРУЖОК.  Подходящая?
    СНЕЖОК.  (радостно)  То, что надо!  Снежинки ведь все разные, а мне нужна такая,
 чтобы из иголочек. К груди прикладывать (прижимает к груди). Иглоукалывание, то есть.
    ДРУЖОК.  Зачем?
    СНЕЖОК.  Доктор прописал. От полонеза.
    ДРУЖОК.  И что, помогает? 
    СНЕЖОК.  Пока не очень. Но доктор сказал – не сдаваться!
    ДВОРНИК.  Готово!  Чем бы еще заняться?
    ДРУЖОК.  А давайте мы на этой карусели  покатаемся! Не все же время трудиться.
    ДВОРНИК.  И верно!  Давайте!
    ДРУЖОК.  Вы со Снежком садитесь, а я вас покручу.
    ДВОРНИК.  Нет, нет! Полонез не нужен! Пускай он в сторонке постоит.
    ДРУЖОК.  Кто не нужен?
    СНЕЖОК.  Полонез. Я, то есть. Меня еще Полонезом зовут.
    ДРУЖОК.  (дворнику) А почему это он нам не нужен? Вместе-то веселее.
    ДВОРНИК.  А вдруг у него заиграет?
    ДРУЖОК.   И чего?
    ДВОРНИК.  Того!  Еще заразимся нечаянно.
    ДРУЖОК.  Как можно заразиться музыкой?
    ДВОРНИК.  По воздуху.  Через ухо.
    ДРУЖОК.  Я не согласен. Я только со Снежком буду.
    ДВОРНИК.  Да? Ну, ладно. Только пускай он от меня подальше сядет.
    (Снежок и Дворник усаживаются в разных концах карусели, пес раскручивает их.)
    ДРУЖОК.  Держись! Вперед! Ура! (бегает рядом с каруселью) Нравится?
    СНЕЖОК, ДВОРНИК.  Нравится, нравится!
    ДРУЖОК.  А еще сильнее!  А вот так! Не боитесь?
    СНЕЖОК, ДВОРНИК.  Не боимся! Нисколечко!
    ДРУЖОК.  Уф-ф!  А теперь нас пусть Снежок покатает. (Дворнику) А вы и так нарабо-
 тались. (Снежку) Покатаешь, Снежок?
    СНЕЖОК.  Конечно! Садись, Дружок!          
                ОТ АВТОРА:
         Дружок уселся на место своего приятеля, а Снежок взялся раскручивать карусель.             
         У него, конечно, получалось не так ловко, как у Дружка, но всё равно было весело!
         Все кричали и смеялись, как вдруг Снежок нечаянно споткнулся и упал. И не успел
         он подняться, как заиграла музыка. Музыка шла от Снежка, она была красивая и,
         действительно, немножко грустная…   
    ДВОРНИК.  (испуганно) Ай, заиграл! Полонез Огинского! Ой-ёй-ёй! Я сейчас заплачу!
 Где моя метла? (бросается прочь).
    СНЕЖОК.  (виновато) Ну вот, я же говорил… Не уходи! Она сейчас закончится!
    ДРУЖОК.  Здорово! Я такого номера даже в цирке не видел – музыка из снеговика!
    СНЕЖОК.  А почему ты не убежал?
    ДРУЖОК.  Хотел посмотреть, какая у тебя болезнь. То есть, послушать.
    СНЕЖОК.  Послушал?
    ДРУЖОК.  Послушал. Нормальная болезнь. То есть, музыка. Приятная такая.
 А грустноватая она только чуть-чуть, самую капельку.
    СНЕЖОК.  Ты, случайно, не заразился?
    ДРУЖОК.  Подумаешь, полонез!  Я даже рок один раз слушал, а он в сто раз вреднее
 любого Огинского, и то ничего.
    СНЕЖОК.  Что, в сто раз грустнее моей музыки? Ты прямо рыдал?
    ДРУЖОК.  Еще чего. Он не грустнее. Он наоборот – в сто раз громче. Как самолет.
 Уши трубочкой сворачиваются и глаза вылезают.
    СНЕЖОК.  Тебя доктор вылечил?
    ДРУЖОК.  Сам отошел. Ты лучше скажи, как ты его заводишь, свой полонез?
    СНЕЖОК.  Вот я упал, музыка и заиграла. А можно еще подпрыгнуть.
    ДРУЖОК.  Ну-ка, подскочи.
                (Снежок подпрыгивает, музыка вновь звучит.)
 А выключить?
    СНЕЖОК.  Еще раз подпрыгнуть (прыгает на месте, мелодия стихает).
    ДРУЖОК.  Здорово!  Но что же там у тебя внутри такое?
                (К друзьям подходит незнакомый снеговик. Вместо носа у него
                торчит градусник, а из ушей выглядывают еловые шишки.)
    ДОКТОР.  Здравствуйте, уважаемые Снежки!
    СНЕЖОК.  Здравствуйте, уважаемый Снежок-доктор!
    ДРУЖОК.  Добрый день!
    СНЕЖОК.  (доктору) А это мой новый друг Дружок. Он собака. У него хвост и лапы.
    ДОКТОР.  Что у его папы?
    СНЕЖОК.  (громко) Не папы, а лапы!
    ДРУЖОК.  (Снежку, тихо)  Он что, глухой?
    СНЕЖОК.  (шепотом) Нет, просто у него в ушах шишки.
                (Доктор благосклонно кивает.)
    ДРУЖОК.  Зачем?
    СНЕЖОК.  Чтобы полонезом не заразиться.
    ДОКТОР.  (Дружку)  Очень приятно! А я – Снежок-доктор, потому что у меня не
 простой нос, а градусник. (Снежку)  Как вы, больной, себя чувствуете?
    СНЕЖОК.  Спасибо, хорошо. Мы сейчас на карусели катались. Так и летали!
    ДОКТОР.  В обморок упали?  А температура была?
    СНЕЖОК.  (громко) На карусели крутились!  А температура у меня нормальная,
 низкая.
    ДОКТОР.   На всякий случай проверим (сует нос-градусник Снежку под мышку).
    СНЕЖОК.  Щекотно.
    ДОКТОР.  Терпите, больной. Все болезни случаются от тепла. Надо почаще кушать
 снег и сосать сосульки, тогда и не заболеете.
    ДРУЖОК.  (скромно) Я вот всегда снег кушаю.
    ДОКТОР.  Молодец, все бы так. (Снежку) Лечебные снежинки, больной, применяете?
    СНЕЖОК.  Применяю,  только они редко  попадаются.
    ДОКТОР.  Ловите, больной, ловите. И недуг отступит.
    СНЕЖОК.  Ну что, измерилось?
    ДОКТОР.  (скашивает глаза к носу) Хорошая температура, ниже нуля.
    СНЕЖОК.  Я же говорил.
    ДОКТОР.  А когда, дорогой Полонез, был последний музыкальный приступ?
    СНЕЖОК.  Недавно. Дружок вот слышал.
    ДРУЖОК.  Ага, нормальный был приступ, хороший.
    ДОКТОР. (Дружку) А шишечки у вас в ушах стояли?
    ДРУЖОК.  Нет, шишечек не стояло.
    ДОКТОР.  Как же так! Это очень опасно! Слушать полонез Огинского без шишечек!
 Как бы музыка вам не передалась!
    ДРУЖОК.  Ничего, у меня здоровье крепкое.
    ДОКТОР.  (заинтересованно) Болезнь редкая? Какая?
    ДРУЖОК.  (громко) Здоровье, говорю, крепкое! Снег кушаю!
    ДОКТОР.  Не знаю, не знаю, батенька, не таких скручивало. Ну-ка, подпрыгните!
    ДРУЖОК.  Пожалуйста! (прыгает.)
                (Все прислушиваются. Доктор вынимает из одного уха шишку.)
    ДОКТОР.  Как будто бы не играет. (Дружку) Ну-ка, еще разок, для верности.
                (Дружок подпрыгивает, притопывает ногой.)
 Что ж, звук не прослушивается, на этот раз обошлось.
    ДРУЖОК.  Я еще с подскоком и прихлопом могу. Для верности.
    ДОКТОР.  Спасибо, не обязательно. Но впредь, для профилактики, непременно
 воткните шишечки.
    ДРУЖОК.  Ладно, воткну.
    ДОКТОР.  Будьте здоровы, всего вам холодненького! (уходит)
                (Снежок высматривает что-то под деревьями.)
    ДРУЖОК.  Что ты там ищешь?
    СНЕЖОК.  Шишечки…
    ДРУЖОК.  Зачем?
    СНЕЖОК.  Тебе в уши вставить.
    ДРУЖОК.  Да ну!  С первого раза не заболел, значит, и потом ничего не пристанет.
    СНЕЖОК.  И ты будешь со мной дружить?
    ДРУЖОК.  Конечно, буду.
    СНЕЖОК.  И на карусели кататься?
    ДРУЖОК.  Сколько хочешь!
            (Где-то далеко раздается тонкий нежный звук, будто маленький
                молоточек ударил по маленькой наковальне.)
    СНЕЖОК.  Что это?
    ДРУЖОК.  Что-то звонкое…
    СНЕЖОК.  Еще раз… и еще… Что это может быть, Дружок?
    ДРУЖОК.  Вон там тренькает…
    СНЕЖОК.  Это в стороне Схемы Мира.
    ДРУЖОК.  Да-а?  Ну, пойдем!
                ОТ АВТОРА:
    Друзья заспешили в сторону таинственных молоточков, а по дороге затеяли играть
    в снежки. Снежные шарики так и летали туда и сюда! Как вдруг пес увидел, что чуть
    не попал в какого-то снеговика! У него, единственного из всех снежных жителей, го-
    лову украшало ведро. Он стоял возле деревянного щита со схемой парка. По верху
    конструкции полукругом шли толстые буквы: «ПАРК…РЫ…и  ХА. СХЕМА.» Другие
    буквы куда-то подевались.
    ДРУЖОК.  (Снежку) Я ему чуть в ведро не заехал!  Вы-то  все  без головных уборов
 гуляете.
    СНЕЖОК.  Это наш знаменитый  ученый. Он всё на свете знает и может всё объяснить.
    ДРУЖОК.  А чего он на щит уставился? Заблудился?
    СНЕЖОК.  Он Схему Мира изучает. (Ученому)  Здравствуйте, уважаемый Снежок-ученый!
    ДРУЖОК.  Здравствуйте.
    УЧЕННЫЙ.  Приветствую вас, друзья мои Снежки!
    СНЕЖОК.  А это мой новый друг Дружок. Он…
    УЧЕНЫЙ.  Очень приятно! А я – просвещенный снеговик, или попросту, ученый, потому
 что на голове у меня ученое ведро.
    ДРУЖОК.  А почему оно ученое?
    УЧЕНЫЙ.  Потому что на нем стоит буква «У».
    ДРУЖОК.  Действительно… (Снежку тихо) Только немножко кривоватая.
    УЧЕНЫЙ.  Друзья мои!  Я совершил грандиозное открытие!  Я проник в тайну устройст-
 ва Мира!  И сейчас я её вам покажу.
    ДРУЖОК.  Тайну?
    УЧЕНЫЙ.  Ну да. Смотрите (показывает на щит)  Наш Мир состоит из дорожек и тро-
 почек, которые  идут вдоль  и поперек.  Имеются также кривые дорожки. И вокруг снег,
 снег и снег! Таково, в общих чертах, устройство нашей вселенной.  Вам понятно?
    ДРУЖОК.  Ну да, мы по этим дорожкам как раз и бегали. По вселенной-то. 
    УЧЕНЫЙ.  (благосклонно) Нет ли у вас вопросов ко мне? Не надо ли вам чего-либо
 еще объяснить?
    ДРУЖОК.  (Снежку шепотом) Спрашивай ты первый.
    СНЕЖОК. (шепотом) Нет, лучше ты.
    УЧЕНЫЙ.  Смелее, друзья мои, смелее!
    ДРУЖОК.  А вот… а вот из чего, интересно, сделан снег?
    УЧЕНЫЙ.  Гм, недурной вопрос. Чтобы ответить на него, надо  углубиться
 в снежную  материю и рассмотреть её с научной точки зрения (наклонившись, ученый
 засовывает голову в сугроб). Мало.
    ДРУЖОК.  Что мало?
    УЧЕНЫЙ.  Мало углубился. Засуньте меня поглубже.
                (Друзья засовывают ученого мужа поглубже.)
    СНЕЖОК.  (Дружку тихо) Видишь, какой ученый!
    ДРУЖОК.  (шепотом) Ага, настоящий академик. А он уши в сугробе, т.е. в материи,
 не отморозит?
    СНЕЖОК.  Что ты, он же не простой ученый, а снеговой.
    УЧЕНЫЙ.  (из сугроба)  Наука считает, что снег сделан из снежинок! Вам понятно?
    ДРУЖОК.  Ну да, мы так и думали.
    СНЕЖОК.  (робко)  А снежинки из чего?
    УЧЕНЫЙ.  Сейчас выясним. (вылезает из сугроба) Поймайте  снежинку и держите  её
 передо мной.
                (Друзья ловят снежинку.)
 Крепко держите?
    ДРУЖОК, СНЕЖОК.  Держим, держим!
    УЧЕНЫЙ.  Сейчас я вперю в неё свой проницательный взгляд… (вперивает) и сделаю
 научный вывод…
    СНЕЖОК.  (Дружку тихо) Сейчас всё узнаем.
    УЧЕНЫЙ.  Можете отпустить объект.
    ДРУЖОК.  Кого?
    УЧЕНЫЙ.  Снежинку.
                (Друзья отпускают объект.)
 Снежинки сделаны, научно выражаясь, из снега! Который состоит из снежинок. Которые
 изготовлены, в свою очередь, из снега.
    ДРУЖОК.  Здорово! Одно состоит из другого!  А то из первого!
    УЧЕНЫЙ.  И это свидетельствует, что всё на земле создано из снега и снежинок.
    СНЕЖОК.  А на небе? Из чего изготовлены звездочки на небе? Которые по ночам
 светят?
    УЧЕНЫЙ.  Чтобы ответить на этот вопрос, надо подпрыгнуть повыше.
    ДРУЖОК.  Зачем?
    УЧЕНЫЙ.  Чтобы оказаться поближе к небу, звезды разглядеть (подпрыгивает). Низко.
    ДРУЖОК.  Что низко?
    УЧЕНЫЙ.  Подпрыгнул низко. Я прыгну еще раз, а вы меня подпихните. Раз, два, три!
                (Ученый прыгает, друзья его подпихивают.)
 (друзьям) Я совершил, друзья мои, научное открытие. (Снежку) Звездочки на небе, мой
 любопытный Полонез, это такие маленькие кусочки льда!
    ДРУЖОК.  А почему они тогда не падают?
    УЧЕНЫЙ.  К небу примерзли.
    ДРУЖОК.  А лёд там как оказался?
    УЧЕНЫЙ.  (строго) Из сосульки.
    СНЕЖОК.  (застенчиво) А сосулька?
    УЧЕНЫЙ.  А сосулька на небе была всегда. Такая большая сосулища. Висела, висела,
 и вдруг – бац! – лопнула!  И получились звездочки на небе. Большой бац называется.
    ДРУЖОК.  А кто её лопнул?
    УЧЕНЫЙ.  Кого?
    ДРУЖОК.  Сосулищу.
    УЧЕНЫЙ.  Сама лопнула!
    ДРУЖОК.  Чего это она?
    УЧЕНЫЙ.  (сердито) Висеть устала! Вам всё понятно?
    ДРУЖОК.  Конечно. Чего тут не понять. Устала, с кем не бывает.
    УЧЕНЫЙ.  Так что всё на земле и на небе состоит из снега и изо льда.
    ДРУЖОК.  Только карусель из железа, а деревья из дерева.
    УЧЕНЫЙ.  Ничего подобного! Нет на свете ни железа, ни дерева. Просто это такой
сорт снега, называется «железо» и «дерево». 
    СНЕЖОК.  А вот Дружок состоит из шерсти. Вон у него хвост и лапы.
    УЧЕНЫЙ.  Неужели?!  Не может быть! Не верю!
    ДРУЖОК.  (смущенно) Вообще-то да…
    УЧЕНЫЙ.  Ну-ка, ну-ка, прищурим ученый глаз, присмотримся к данному Дружку!
 Изучим этот объект с хвостом научным методом. Подбеги-ка, Дружок, поближе!
    ДРУЖОК.  Вот, подбежал (виляет хвостом).
    УЧЕНЫЙ.  Теперь отбеги-ка назад!
                (Дружок отбегает.)
 Подбеги… Отбеги… Опять подбеги…
                (Пес старательно выполняет все команды.)
 Так! Изрекаю вывод. Наука считает: твой друг не является снеговиком.
    ДРУЖОК.  А кем же я являюсь?
    УЧЕНЫЙ.  НБО!  Что значит – Неопознанный Бегающий Объект!
    ДРУЖОК.  (виновато) Я… я не нарочно…
    СНЕЖОК.  Нет! Он опознанный!  Он – собака!
    УЧЕНЫЙ.  Напрасно заступаешься, мой дорогой Полонез, с фактами не поспоришь.
 Если наука говорит НБО, значит ЭН-БЭ-О и есть! Не опровергнешь!
    СНЕЖОК.   Опровергну!   Я опровергну!
    УЧЕНЫЙ.  (снисходительно)  Как?
    СНЕЖОК.  Я… я подбегу к нему!  К объекту! (подбегает к Дружку)
    УЧЕНЫЙ.  И?
    СНЕЖОК.  И… и подпрыгну, чтобы лучше рассмотреть!
    УЧЕНЫЙ.  И?
    СНЕЖОК.  И увижу что он собака!  Мой друг Дружок! (подпрыгивает)
           (Звучит музыка. От неожиданности ученый  муж  плюхается  задом  в сугроб,
                состоящий из снега.)
    УЧЕНЫЙ.  Полонез Огинского! Печальный мотив! Нам, ученым, нельзя слушать
 такую грустную мелодию!  Наука погибнет! (зажав уши, ученый снеговик убегает.)
    СНЕЖОК.  (вслед ученому) Я не нарочно! Извините, пожалуйста!
    ДРУЖОК.  Убежала наука. Спасибо, Снежок, что ты за меня заступился.
    СНЕЖОК.  Ты ведь, Дружок, тоже за меня заступаешься.
           (И в этот момент где-то неподалеку снова раздался таинственный
                мелодичный звон.)
    СНЕЖОК.  Ты слышал?
    ДРУЖОК.  Ага, опять эти молоточки…
    СНЕЖОК.  И еще… и еще… Что же это такое?
    ДРУЖОК.  На музыку похоже… Слушай, а почему эта грустная музыка называется
 так смешно: полонез Огинского?
    СНЕЖОК.  Так Прошлогодний снеговик сказал.
    ДРУЖОК.  Кто-кто?
    СНЕЖОК.  Прошлогодний снеговик.
    ДРУЖОК.  Прошлогодний?!
    СНЕЖОК.  Ну да. Один раз он шел мимо, а у меня как раз играло, он и говорит:
 полонез Огинского.
    ДРУЖОК.  И что?
    СНЕЖОК.  Ничего, дальше пошел. После этого все и стали называть меня Полонезом.
    ДРУЖОК.  А почему он прошлогодний?
    СНЕЖОК.  Полонез Огинского?
    ДРУЖОК.  Нет, снеговик этот ваш.
    СНЕЖОК.  Он сам себя так называет. Ну и мы зовем.
    ДРУЖОК.  Разве может быть снег с прошлого года?
    СНЕЖОК.  Как это – с прошлого?
    ДРУЖОК.  Ну… давнишний совсем.
    СНЕЖОК.  Не знаю. Он такой смешной, этот наш Прошлогодний! Всякие небылицы
 плетет, разную небывальщину. Все смеются.  Но он добрый!  Сачок мне подарил.
    ДРУЖОК.  Чего он плетет?
    СНЕЖОК.   Ну, например, что на деревьях бывают какие-то кружочки или, там,
 треугольнички. Мы все хохочем!  Ведь каждому известно, что на ветках кроме снега
 и инея ничего не найдешь.
    ДРУЖОК.  Послушай, Снежок… Если он знает, как называется музыка, может быть,
 ему известно, что там у тебя внутри?
    СНЕЖОК.  Может быть…
    ДРУЖОК.  А давай к нему сходим! Ты у него был? Он далеко живет?
    СНЕЖОК.  Не был. А живет он в Уголке Уединения. Вон в той стороне. Видишь  сосну?
    ДРУЖОК.  Пошли!
                ОТ АВТОРА:
     Друзья бодро зашагали в нужную сторону и вскоре оказались у старой сосны. К дере- 
     ву была прибита дощечка с надписью «Уголок Уединения». Рядом находился обветша-
     лый столик и несколько пеньков вокруг. На одном из них сидел худой снеговик в темных
     очках и галстуке на шее. Он читал газету. Поодаль, у столба с повисшими
     проводами, стоял распахнутый холодильник, набитый  какими-то предметами. На
     столе вещал радиоприемник, он говорил – «Сейчас мы расскажем вам про котировки.
     Котировки сегодня упали.»
    СНЕЖОК. (шепотом Дружку) Кто такие котировки?
    ДРУЖОК. (шепотом) Это такие кошки плохого поведения. Так им и надо.               
    СНЕЖОК. (громко)   Здравствуйте, уважаемый  Прошлогодний  снеговик!
    ДРУЖОК.  Здравствуйте!
    ПРОШЛОГОДНИЙ.  (убавляет громкость) Привет, ребята!
    СНЕЖОК.  А это мой друг Дружок, он собака, у него хвост и лапы.
    ПРОШЛОГОДНИЙ.  Очень приятно, Дружок, я тебя уже однажды видел.
    ДРУЖОК.  Где?
    ПРОШЛОГОДНИЙ.  Прошлым летом, в этом самом парке. Ты куда-то бежал.
    ДРУЖОК.  А вы что же, летом… были?
    ПРОШЛОГОДНИЙ.  Был.
    ДРУЖОК.  Разве такое случается? Снеговик летом?
    ПРОШЛОГОДНИЙ.  Представь себе.
    ДРУЖОК.  Как же вы это… умудрились?
    ПРОШЛОГОДНИЙ.  Той зимой я гулял по лесу и наткнулся на старый холодильник,
 кто-то выбросил.
    СНЕЖОК.  Что такое холодильник?
    ПРОШЛОГОДНИЙ.  Вот этот ящик железный, в нем холод держится.
    ДРУЖОК.  И еще что-нибудь вкусненькое.
    ПРОШЛОГОДНИЙ.  Мне пустой попался.
    ДРУЖОК.  Потому и выбросили.
    ПРОШЛОГОДНИЙ.  Я  притащил его сюда, подключил  проводки…
    ДРУЖОК.  Как вы догадались?
    ПРОШЛОГОДНИЙ.  Догадался.
    ДРУЖОК.  Вас могло током убить!
    ПРОШЛОГОДНИЙ.  Мы, снеговики, тока не боимся.
    ДРУЖОК.  И что дальше?
    ПРОШЛОГОДНИЙ.  Оказалось, холодильник вполне исправный. И когда наступила
 весна, спрятался в нем.
    ДРУЖОК.  И не растопились!
    ПРОШЛОГОДНИЙ.  Продержался кое-как. К концу лета, правда, сильно похудел.
    ДРУЖОК.  Кому рассказать, ни за что не поверят!
    ПРОШЛОГОДНИЙ.  Сам удивляюсь. И в щелочку я всё видел:  как ушла зима, как
 растаял снег, как…
    СНЕЖОК.  Снег растаял?!  Разве такое может быть?
    ПРОЩЛОГОДНИЙ.  К сожалению, да. Приходит весна и снег исчезает.
    СНЕЖОК.  Я боюсь весны…
    ПРОШЛОГОДНИЙ.  Вообще-то она не такая уж и страшная. По-своему даже
 приятная. Журчат ручейки, небо голубое-голубое…
    ДРУЖОК.  Травка зеленеет, солнышко блестит. Птички еще.
    ПРОШЛОГОДНИЙ.  Ну да, птички там, листики распускаются.
    СНЕЖОК.  Листики… А какие они?
    ПРОШЛОГОДНИЙ.  Листики-то? Зелененькие такие. Одни кругленькие, другие
 треугольничком, всякие разные. Вырастает травка-муравка.
    СНЕЖОК.  А травка-муравка какая?
    ПРОШЛОГОДНИЙ.  Из земли вылезает, тоже зеленая. Много, много таких остреньких
 ниточек. Ниточки остренькие, а сама травка мягонькая.
                (Из-за деревьев выглядывает снеговик-дворник.)
    ДВОРНИК.  Вот насмешил! Не бывает на свете никакой травы! А если бы она была, то
 как бы мы по этим ниткам ходили бы? Они бы, нитки, за нас цеплялись бы, а мы бы за
 них, и все бы падали! И все бы в траве валялись бы! (хохочет) Ой, лопну сейчас  со
 смеха! (прячется)
    СНЕЖОК.  (Дружку тихо) Видишь, все над ним смеются.
    ДРУЖОК.  Ну и дураки! Потому что травка на самом деле бывает.
    СНЕЖОК.  И ты по ней бегал?!
    ДРУЖОК.  Тысячу раз.
    СНЕЖОК.  И зацепился? И упал?
    ДРУЖОК.  Ничего за неё не зацепишься! (в сторону леса) Это я сейчас от смеха лопну!
    ПРОШЛОГОДНИЙ.  А в траве многие  даже нарочно лежат.
    СНЕЖОК.  Зачем ?
    ПРОШЛОГОДНИЙ.  Для удовольствия.
    СНЕЖОК.  А дальше что?
    ПРОШЛОГОДНИЙ.  Лето наступает. Солнышко, дождики теплые.
    СНЕЖОК.  Дождики? Что это?
    ДРУЖОК.  Капельки с неба падают. Водяные такие шарики. Кап-кап.
    ПРОШЛОГОДНИЙ.  А после дождика на небе встает радуга  ; такие разноцветные
 полосочки в вышине висят.
                (Из-за ёлки выходит снеговик-доктор.)
    ДОКТОР.  Меня всё это весьма забавляет! Я вот даже шишечки вынул, но ничего,
 кроме фантастических рассказов не услышал! Капельки какие-то невозможные. И радуги
 на небе быть не может. Если бы она была, подумайте сами, она бы упала! Медицинский
 факт. За что она там держится, а? Свалилась бы и всех снеговиков придавила бы!  И все
 бы в больницу попали!  Вот смеху-то было бы, ха-ха-ха! (втыкает в уши шишки,
 достойно удаляется)  Ха-ха-ха!
                (Все какое-то время молчат.)
    СНЕЖОК.  А что потом было?
    ПРОШЛОГОДНИЙ.  Потом наступила осень, листики пожелтели и упали. А затем
 пришла зима. С неба полетели наши любимые снежинки, лег снег. Ну а я, наконец-то,
 вылез из холодильника.  Выключил его.
    ДРУЖОК.  Правильно, надо экономить электроэнергию.
    СНЕЖОК.  А мы, снеговики, тоже с неба упали? Из тучки?
    ПРОШЛОГОДНИЙ.  Нет, что ты, нас слепили люди. Я из-за деревьев наблюдал.
    СНЕЖОК.  Люди?  Они какие?
    ПРОШЛОГОДНИЙ.  Очень на нас похожи. Только одежда сверху.
    ДРУЖОК.  Пальто называется. И еще они без хвостов. Такие человеки.
    СНЕЖОК.  А откуда люди взялись?
    ПРОШЛОГОДНИЙ.  На лыжах приехали.
    ДРУЖОК.  На дощечках таких.
    ПРОШЛОГОДНИЙ.  Да, вот они прикатили, весёлые такие, поиграли в снежки, а потом
 и говорят: давайте снеговиков лепить!
    ДРУЖОК.  Ага, они это любят.
    ПРОШЛОГОДНИЙ.  Слепили одного, вложили ему в руки метлу и определили 
 быть дворником.  Другому вместо носа вставили градусник и сказали, что это будет 
 доктор. Третьему надели на голову ведро с буквой «У» и назначили ученым.
    ДРУЖОК.  А буква «У» откуда?
    ПРОШЛОГОДНИЙ.  Сучок к ведру приморозился, на букву «У» похож.
    СНЕЖОК.  А я? Почему я играю? Почему я Полонез?
    ПРОШЛОГОДНИЙ.  Потому что в тебя, когда тебя лепили, вложили…
    ДРУЖОК.  Мобильник!
    ПРОШЛОГОДНИЙ.  Ошибаешься, Дружок, мобильник давно бы разрядился. На самом
 деле положили…
                (К собеседникам из кустов резко выдвигается ученый снеговик.)
    УЧЕНЫЙ.  Лженаучные измышления!  Наука утверждает, что мы, снеговики, слепились
 сами!  Просто так напАдал снег!  Летел, летел, и налетел!  Само вышло. Сначала одна
 кучка нападала, потом другая, потом третья. Вот мы и получились. Все ученые знают!
    ПРОШЛОГОДНИЙ.  Я из-за ёлочек своими глазами видел.
    УЧЕНЫЙ.  Из-за ёлочек, из-за палочек!  Вредное заблуждение! А кто же тогда,
 по-вашему, скатал самих людей в пальто? Может быть, по-вашему, они сами себя
 делают? Ха-ха-ха!
    ПРОШЛОГОДНИЙ.  Не знаю. Может быть, их тоже кто-то слепил…
    УЧЕНЫЙ.  (запальчиво) На самом деле нет никаких человеков!  И пальто у них нету!
    ДРУЖОК.  (негромко) Хвостов нет, а пальто имеется.
    УЧЕНЫЙ.  (на высокой ноте) Дерзновенный НБО!  Будут тут еще всякие собаки разго- 
 варивать!  Пальто-шмальто! Наука отвергает!  И всё!  И нечего тут разводить!  Не учи      
 ученого!  Поешь снега толченого! (резко уходит в кусты)
    ДРУЖОК. Сильно осерчал… И чего я такого сказал?
    ПРОШЛОГОДНИЙ.  За науку переживает. Так-то он добрый.
                (Где-то неподалеку снова раздается мелодичный звук.)
    СНЕЖОК.  Уважаемый Прошлогодний, а что это за колокольчики звенят?
    ДРУЖОК.  Будто молоточки малюсенькие.
    ПРОШЛОГОДНИЙ.  (смеется) Это не колокольчики и не молоточки, это капель.
    ДРУЖОК.  Эх я, балда! Капель не узнал! В лесу звуки немножко другие, немножко
 волшебные.
    ПРОШЛОГОДНИЙ.  Где-то сосулька тает и капает.  Значит, скоро весна.
    СНЕЖОК.  И мы… растаем?
    ПРОШЛОГОДНИЙ.  Растаем.
    СНЕЖОК.  И умрем?
    ДРУЖОК.  Вот заладил: умрем, пропадем, растаем! Не люблю я такие разговоры!
    ПРОШЛОГОДНИЙ.  Действительно, посмотрите лучше какое чудо у нас под ногами.
        (Все посмотрели вниз и увидели белый колокольчик с двумя узкими листиками.)
    СНЕЖОК.  (завороженно) Какой красивый…
    ДРУЖОК.  Прямо из-под снега вылез, молодец какой!
    ПРОШЛОГОДНИЙ.  Поэтому и называется подснежник, первый весенний цветок.
 Потом их много будет. Весна…
    ДРУЖОК.  И вы опять в холодильник спрячетесь?
    ПРОШЛОГОДНИЙ.  Нет, Дружок, не хочу больше в железном ящике маяться.
    ДРУЖОК.  Конечно, как в консервной банке. Зато лето, много всего…
    ПРОШЛОГОДНИЙ.   Спору нет… (смеется) Летом тут народ отдыхает. Ну и забывают
 всякие вещички. Я потом всё это в холодильник  сложил, думал – придет кто. Но никто
 не пришел.
    ДРУЖОК.  Потому что у людей и так вещей  девать некуда.  А можно посмотреть?
    ПРОШЛОГОДНИЙ.  Конечно. Смотрите, можете взять, что понравится.
                (Друзья разглядывают содержимое холодильника.)   
    ДРУЖОК.  Сколько всего! Книжка, полотенце, зонтик…(Снежку)  Это чтобы  дождик
 не замочил.
    СНЕЖОК.  А это?
    ДРУЖОК.  А это часы, чтобы знать, когда обед начинается. Штаны красивые, вилки,
 ложки… (Прошлогоднему) А можно крем от солнца взять?
    ПРОШЛОГОДНИЙ.  Конечно, берите.
    СНЕЖОК.  (Дружку)  А зачем нам крем?
    ДРУЖОК.  Пригодится. Тебя натирать (берет).
    СНЕЖОК.  Зачем меня натирать?
    ДРУЖОК.  Затем. (Прошлогоднему) Спасибо большое!
    ПРОШЛОГОДНИЙ.  Не за что. А я себе вот взял очки да еще галстук.
    ДРУЖОК.  И газета у вас имеется, культурно.
    ПРОШЛОГОДНИЙ.  И газета. Прошлогодняя, правда.
    ДРУЖОК.  А на вид как новая. И потом, я считаю, некоторые старые новости бывают
 даже лучше новых новостей.
    ПРОШЛОГОДНИЙ.  Согласен с тобой. Но уж лучше я все-таки растаю… Пойду  пос-
 мотрю, может где еще подснежники появились.
           (Прошлогодний снеговик медленно уходит в чащу, теряясь среди деревьев.)
    ДРУЖОК.  Эх, не успел он сказать, что же в тебе запрятано! Давай догоним, спросим!
 Что ты на цветочек уставился?
    СНЕЖОК.  Потом спросим…
     ДРУЖОК.  Ладно, потом так потом. Ну что ты расстроился? Ну давай во что-нибудь 
 поиграем!  В снежки будешь?
    СНЕЖОК.  Что-то не хочется… Пойдем домой, к карусели.
    ДРУЖОК.  Пойдем. Я тебя покатаю.
                ОТ  АВТОРА:
 Шло время, солнышко пригревало все сильнее, кое-где появились проталины с рыжей
 травой. Днем снеговики прятались в густой тени старых ёлок, и только ночью, когда
 землю прихватывал морозец, выходили прогуляться на полянку. Ходил слух, что еще в
 двух местах видели эти необыкновенные цветочки, однако ученый заявил, что это рас-
 тение  является НПО, то есть Неопознанный Подснежный Объект, и что, на самом
 деле, никаких  цветочков как бы и нету, а значит и бояться нечего.  Ученому снеговики
 верили, однако, ходили печальные и понурые, и с каждым днем становились всё меньше
 и меньше. «Сосите, пациенты, сосульки, ; советовал доктор, ; хорошо от весны помо-
 гает.» Снежок тоже был невеселый. Снежинки он  не ловил – те  давно уже не падали
 с неба, а искал их там, где еще оставался снег. А снега оставалось совсем мало, так,
 кое-где под темными елями, да еще в овражках. Дружок не отходил от своего снего-
 вичка, вместе с ним занимался поиском лечебных  снежинок, натирал его полезным   
 кремом, а по вечерам, когда зажигались звезды, катал  на карусели и разговаривал с
 ним  специальным бодрым голосом.  Однажды Снежок сказал:
     СНЕЖОК.  Знаешь, Дружок, наверно, я все-таки умру…
     ДРУЖОК.  Не говори так!  Тебе что, неизвестно,  как в   природе бывает? Тепло, тепло, весна-красна, а потом  ; бац!; и опять холода нагрянули!  И снова зима!
    СНЕЖОК.  Насовсем?
    ДРУЖОК.  Ну… это как циклон повернет.
    СНЕЖОК.  Что такое циклон?
    ДРУЖОК.  Ветер такой, по кругу летит, облака гоняет.
    СНЕЖОК.  А ты откуда знаешь?
    ДРУЖОК.  А я один раз бежал, бежал  и в бюро погоды забежал.
    СНЕЖОК.  А что там делают, в этом бюро?
    ДРУЖОК.  Погоду угадывают.
    СНЕЖОК.  Как?
    ДРУЖОК.  По птичкам. Смотрят в окно: если птички низко летят – значит, у них циклон.
 То есть, дождик или снег, по-научному.
    СНЕЖОК.  А если наоборот?
    ДРУЖОК.  Значит, солнышко.
    СНЕЖОК.  И что, сходится?
    ДРУЖОК.  Когда как. Птички на самом деле  как попало летают, то вверх, то вниз. Поди
 разбери. Зато кормили хорошо.
    СНЕЖОК.  Кого, птичек?
    ДРУЖОК.  Нет, меня, я в этом бюро сторожем подрабатывал. А по выходным, когда
 сотрудники отдыхали, прогнозы передавал.
    СНЕЖОК.  Сосулька где-то капает…
    ДРУЖОК.  Пускай капает, нам-то что! Давай теперь в другую сторону (крутит карусель)
    СНЕЖОК.  А как ты думаешь, Дружок, может быть, звездочки не изо льда сделаны?
    ДРУЖОК.  А из чего?
    СНЕЖОК.  Может быть, это подснежники там такие светятся?
    ДРУЖОК.  Может быть, и подснежники. Небесные такие.
    СНЕЖОК.  А из чего сделана музыка?  Из снежинок или изо льда?
    ДРУЖОК.  Ты что! Музыка сделана из нот.
    СНЕЖОК.  Что такое ноты?
    ДРУЖОК.  Это такие… такие кружочки, как бы капельки с хвостиками. Друг за другом
 бегут, получается мелодия.
    СНЕЖОК.  А зачем нужна  музыка?
    ДРУЖОК.  Чтобы было весело. Или грустно. Каждая мелодия что-нибудь как будто бы
 рассказывает.
    СНЕЖОК.  А откуда ты всё это знаешь?
    ДРУЖОК.  А я в музыкальную школу один раз забежал. Бежал, бежал и прибежал.
    СНЕЖОК.  Интересно в школе?
    ДРУЖОК.  Конечно. Я у них сторожем подрабатывал. Кормили неплохо, музыка, опять
 же, бесплатная. И весёлая, и грустная.
    СНЕЖОК.  Скажу тебе по секрету, Дружок, мне мой полонез очень нравится, хоть и
грустный.
    ДРУЖОК.  И мне!  А давай включим!
    СНЕЖОК.  Давай! Только посмотри, никого нету?
    ДРУЖОК.  Все спят уже. Ну, давай!
    СНЕЖОК.  Только, чур, теперь я тебя покатаю.
    ДРУЖОК.  Ну, ладно.
           (Друзья меняются местами, Снежок подпрыгивает – начинается музыка.)
    СНЕЖОК.  Очень нравится. Только и правда, как бы слезы не закапали…
    ДРУЖОК.  А что она тебе, музыка, будто бы говорит?
    СНЕЖОК.  Она  будто бы  говорит, что и снег, и зима, и снежинки  ; всё однажды
 растает, как и сказал Прошлогодний… А как ты думаешь, Дружок, почему мы не видим
 тех, кто на слепил?  В чем тут тайна?
    ДРУЖОК.  Тоже мне тайна. Мы ведь слепыми родимся.
    СНЕЖОК.  Как слепыми?
    ДРУЖОК.  Так, незрячими. Это уж потом у нас глаза открываются. А их уже нету.
    СНЕЖОК.  Кого нету?
    ДРУЖОК.  Ну, того, кто нас слепил.
    СНЕЖОК.  А почему так сделано?
    ДРУЖОК.  (зевает) Закон природы. Так устроено.
    СНЕЖОК.  А почему так устроено?
    ДРУЖОК.  Ну, чтобы лучше было…
    СНЕЖОК.  Лучше чего?  Что ты молчишь? 
                ОТ АВТОРА:
    Но Дружок уже не слышал, он крепко спал. Что ему снилось? Может быть, завтрак
 в музыкальной школе или вкусный обед в бюро погоды… Или небесные подснежники, или
 полонез Огинского… А вскоре уснул и Снежок.


                КОНЕЦ  ПЕРВОГО  ДЕЙСТВИЯ

               



                ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
                   
                ОТ АВТОРА:
    Пес неожиданно проснулся среди ночи. В небе светила полная луна и было светло, как
 днем. Вся полянка, словно ковер, расцвела звездочками-подснежниками и стала похожа
 на ночное небо. Вместо пятен снега, еще вчера белевших кое-где, теперь блестели проз-
 рачные лужицы талой воды, полные мерцающих звезд.
    ДРУЖОК.  Глянь, Снежок, полным-полно наших звездочек-колокольчиков!
                Но никто не ответил.
 Эй, Снежок, ты не спишь? Где ты?
    Но его друг молчал. Куда же он подевался? Дружок несколько раз обежал полянку кру-
 гом, заглянул за каждый кустик, за каждую ёлочку, но никого не нашел. И тут, прямо у
 карусели, он увидел синий шарфик… Тогда он сел посреди полянки и горько заплакал.
    ДРУЖОК.  Растаял мой Снежок… весна  его растопила… и снежинки  целебные  не
 помогли…
   Так он долго сидел и горевал, и звезды передвинулись на небосводе, как вдруг он заметил,
 что на земле неподалеку вспыхивает какой-то лунный зайчик. Пес подошел поближе и
 увидел, что это сияла в лунном свете расколотая стеклянная палочка – бывший меди-
 цинский градусник.
    ДРУЖОК.  Вот и доктор не уцелел, один только нос и остался. И тот без температуры…
 (идет дальше) А это что? Ученое ведро… И буква «У» отвалилась. Кто нам теперь всё 
 объяснит?  (бродит по полянке)  Метла… Темные очки, дужка только сломалась… А вот
 и газета, новости за куст зацепились. Все ушли… (собирает вещи)  Сложу всё в одно
 место, нехорошо так оставлять. А синий шарфик повешу на ёлочку, тут любил стоять
 Снежок… (смотрит в сторону)  А там что?  Такое круглое? (наклоняется)  Шарик
 какой-то синий. Красивый. Солнце маленькое нарисовано, луна, звездочки. И ноты с хво-
 стиками. (толкает шарик, тот катится – и звучит музыка – полонез Огинского!)
 Полонез Огинского! Вот откуда эта музыка! Она внутри шарика! А шарик внутри Снежка!
 Был… Как же я, балда, сразу не догадался! Ведь я уже видел такое!
                ОТ АВТОРА:
    Он вспомнил, как однажды бежал мимо игрушечного магазина, и там на витрине, на   
 самом видном месте, красовался подобный шар. На табличке под ним было выведено:
 «Шар музыкальный, волшебный. Цена 10р.» Какие-то мальчик с девочкой, может быть
 брат с сестрой, а может быть просто так дети, купили этот шарик и стали тут же
 на тротуаре с ним играть. Они толкали шарик, чтобы он катился, или вертели на мес-
 те – это называлось «закрутка», или встряхивали на ладони – и всегда шарик издавал
 музыку. Дети увидели, как Дружок неотрывно смотрит на волшебную игрушку, и тоже
 дали ему немножко поиграть. Эти дети, мальчик с девочкой, были не жадные. И вот
 теперь такой же шар лежал перед ним. Может быть, эти дети и положили шарик в
 снеговичка?
    ДРУЖОК.  Эх, жалко, Снежок не слышит. Ему так нравилась эта музыка…
    ГОЛОС СНЕЖКА.  Я слышу, Дружок!
    ДРУЖОК.  Это кто говорит?
    СНЕЖОК.  Это я говорю, Снежок.
    ДРУЖОК.  Снежок?!  Но где же ты? Я тебя не вижу!
    СНЕЖОК.  Посмотри вокруг.
    ДРУЖОК.  И вокруг никого… Ну где ты прячешься, выходи!
    СНЕЖОК.  Ты рядом со мной стоишь, посмотри получше.
    ДРУЖОК.  Никого нет… Рядом только прозрачная лужица.
    СНЕЖОК.  Вот. Я теперь в ней живу. То есть, она – теперь я.
    ДРУЖОК.  Как это? Ты, что ли, рыбка?
    СНЕЖОК.  Я теперь водичка.
    ДРУЖОК.  Водичка?!
    СНЕЖОК,  Да, я растаял, и стал водичкой.
    ДРУЖОК.  Вот оно что! Значит, ты не умер! Ты превратился!  Вот так чудо!
    СНЕЖОК.  Когда снег превращается в воду – это настоящее чудо. Теперь-то я знаю.
    ДРУЖОК.  Здорово! А шарик музыкальный ты видишь?
    СНЕЖОК.  Чудесный шарик, я вижу. Всё во мне отражается: и небо, и полянка, и луна.
    ДРУЖОК.  И я?
    СНЕЖОК.  Ты лучше всех отражаешься.
    ДРУЖОК.  (грустно) А я тебя не вижу. То есть, водичку, конечно, вижу. Только тебя,
 какой ты раньше был – с ручками, с глазками, с другим всем – нет. Мне так нравилось,
 когда ты человечком был…
    СНЕЖОК.  Что поделаешь, Дружок, так устроено, сам говорил…
    ДРУЖОК.  Жалко. Может быть, на свете и другие устройства есть? 
    СНЕЖОК.  Может быть… Давай еще раз послушаем музыку.
    ДРУЖОК.  Давай! Сейчас сделаем «закрутку».
                ОТ АВТОРА:
    Пес ловко  крутанул шарик: солнце с луной, звездочки и ноты завертелись волч-
 ком – и зазвучала мелодия. Однако шарик, вместо того, чтобы крутиться на месте, ри-
 нулся прямиком в лужицу. И тут же по её поверхности пробежала рябь, вода фонтан-
 чиком взмыла вверх и перед Дружком предстала необычайная фигура человечка –
 темно-синего цвета, блестящий, он с головы до ног был усыпан разноцветными огоньками!
     ДРУЖОК.  Кто ты?!
    СНЕЖОК.  Ты что, не узнал меня? Это я, Снежок!
    ДРУЖОК.  (восхищенно)  Ты стал человечком!
    СНЕЖОК.   Это от волшебного шарика. Только я теперь – водяной человечек.
    ДРУЖОК.  Как здорово! А обнять тебя можно?
    СНЕЖОК.  Конечно!
                (Обнимаются.)
    ДРУЖОК.  От тебя водой пахнет.
    СНЕЖОК.   Я ведь из воды.
    ДРУЖОК.  А почему ты темно-синий?
    СНЕЖОК.  Вода ночью темно-синяя.
    ДРУЖОК.  А огоньки почему в тебе мигают?
    СНЕЖОК.  Это звездочки во мне отражаются.
    ДРУЖОК.  Красивый ты получился.
    СНЕЖОК.  Звездочки в воде – всегда красиво.
    ДРУЖОК.  Очень красиво! А тебе на карусели кататься можно?
    СНЕЖОК.  Конечно.
    ДРУЖОК.  Тогда садись!
                (Снежок усаживается на карусель, Дружок крутит её.)
 А быть водой интересно?
    СНЕЖОК.  Конечно, интересно. Я теперь про воду всё-всё  знаю. Где какие реки текут,
 как называются моря и океаны, как рыбы разговаривают.
    ДРУЖОК.  Ты что! Рыбы молчат! Даже поговорка есть  – молчит, как рыба.
    СНЕЖОК.  Ничего подобного! Знаешь, какие они разговорчивые! Так и трещат!
    ДРУЖОК.  Про что они, интересно, беседуют?
    СНЕЖОК.   Какая вода сегодня, какая рыба большая, какая маленькая, кто вверх  поп-
 лыл, кто вниз опустился, всякое такое.
    ДРУЖОК.  Скажи что-нибудь по-рыбьему.
    СНЕЖОК.  Умм-умм-умм!
    ДРУЖОК.  Это как понять?
    СНЕЖОК.  Значит – добро пожаловать в воду!
    ДРУЖОК.  А откуда ты всё это знаешь? Ты же в луже был, никуда не бегал.
    СНЕЖОК.  Сам не знаю. Но стал водой  ; и вдруг всё понял. Наверное, так устроено.
    ДРУЖОК.  А в воду превращаться не больно?
    СНЕЖОК.  Нисколько. Только спать хочется, глаза сами закрываются. Потом просыпа-
 ешься – и ты уже вода.
    ДРУЖОК.  А сны снятся?
    СНЕЖОК.  Снятся. Я тебя во сне видел.
    ДРУЖОК.  И какой я был?
    СНЕЖОК.  Маленький-маленький.
    ДРУЖОК.  Почему маленький?
    СНЕЖОК.  Не знаю, только совсем крохотный, как божья коровка.
    ДРУЖОК.  Не ври! Ты же никогда божьих коровок не видел! Откуда ты можешь знать?
    СНЕЖОК.  Честное слово! Только вижу тебя и думаю: какой Дружок маленький, словно
 божья коровка.               
    ДРУЖОК.  Ты как будто планетарий. У тебя луна сбоку отражается.
    СНЕЖОК.  Что такое планетарий?
    ДРУЖОК.  Дом, в котором показывают ночное небо. Созвездия всякие, луну. Луна еще
 называется «полночное светило».
    СНЕЖОК.  Я как закрою глаза, так мне кажется, что все звездочки во мне
 светят. И луна. А как там тебя кормили?
    ДРУЖОК.  На луне?
    СНЕЖОК.  В планетарии, балда!
    ДРУЖОК.  Хорошо кормили. Каждый вечер каша и звезды бесплатно.  А давай  звездочки считать!
    СНЕЖОК.  Давай. Раз, два, три…
                ОТ АВТОРА:
    Друзья считали звездочки, пока их не сморил сон. Уснули они под кустом, на котором
 уже появились маленькие листики. Эти листочки были похожи на круглые треугольнич-
 ки. А утром оказалось, что Снежок опять куда-то пропал. Дружок подумал было, что
 его друг снова превратился в воду, нона полянке не обнаружилось ни одной лужицы. «На-
 верно, он где-нибудь тут стоит, под какой-нибудь ёлочкой, только из-за прозрачности
 я его не вижу», ; решил пес. Он оглянулся еще раз – и сердце его упало! – на траве лежал
 синий шар, тот самый… «Опять он меня покинул», ; горестно подумал Дружок. Он под-
 нял шарик и вслух произнес:
    ДРУЖОК.  Больше я тебя, Снежок, никогда не увижу… Теперь тебя совсем нигде нету...               
    ГОЛОС СНЕЖКА.  Как это меня нигде нету? Как это нету, когда я здесь!
    ДРУЖОК.  Здесь?! И где же ты? Ни одной лужи кругом. И вообще никакой воды не ос-
 талось, всё высохло.
    СНЕЖОК.  А я теперь не вода.
    ДРУЖОК.  Кто же ты?
    СНЕЖОК.  Вода на солнышке нагрелась и превратилась в пар.
    ДРУЖОК.  И что?
    СНЕЖОК.  Я поднялся  на небо. Я стал облачком.
    ДРУЖОК.  Подожди. Вот ты, Снежок, теперь облачко?
    СНЕЖОК.  Облачко.
    ДРУЖОК.  Прямо на небе?
    СНЕЖОК.  На небе.
    ДРУЖОК.  Вот прямо высоко-высоко, в самой вышине?
    СНЕЖОК.  Ага, выше деревьев, выше птиц, выше гор.
    ДРУЖОК.  Вот это да! А ты которое облачко? Тут на небе много всяких облаков летает.
    СНЕЖОК.  Видишь старую сосну? Возле неё еще Прошлогодний жил.
    ДРУЖОК.  Вижу.
    СНЕЖОК.  Вот над этой сосной я и висю.
    ДРУЖОК.  Теперь вижу. Слушай, Снежок, а другие облака, которые в небе плавают,
 они просто так облака или… не просто так?
    СНЕЖОК.  Конечно, не просто. Это всё наши с тобой друзья, бывшие снеговики, а те-
 перь воздушные жители.
    ДРУЖОК.  (кричит наверх)  Здравствуйте, дорогие облачка-снеговики!
    ОБЛАКА.  Здравствуй, Дружок! Приветствуем тебя!
    ДРУЖОК.  Как вам там на небе живется?
    ОБЛАКА.  Нам очень неплохо на небе живется! Тут так хорошо, всё голубое  и простор-
 ное, и ветерок прохладный гуляет!
    ДРУЖОК.  А вам там не страшно на такой высоте? Не боитесь упасть?
    ОБЛАКА.  Что ты! Мы не упадем, мы же очень легкие, легче перышка!
    ДРУЖОК.  Ну, тогда ладно. А то мало ли, высота-то все-таки приличная.
    ОБЛАКА. Высота, конечно, порядочная.
    ДРУЖОК.  А вот еще у вас хочу спросить: вы музыки больше не боитесь?
    ОБЛАКА.  Нисколько, Дружок! Теперь совсем не боимся. Теперь-то мы знаем, что она
 вовсе не страшная.
    ДРУЖОК.  А от Снежка, Полонеза вашего, не разлетаетесь?
    ОБЛАКА.  Наоборот, только с ним и играем!
    ДРУЖОК.  А что мелодия немножко грустная?
    ОБЛАКА.  От этого музыка даже красивее становится. Нам такая музыка больше всего
 нравится. Заведи нам, пожалуйста, полонез Огинского.
    ДРУЖОК.  Пожалуйста!
                ОТ АВТОРА:
    Пес встряхнул шарик, и зазвучала мелодия. Облака по кругу поплыли над полянкой, по-
 качиваясь в такт музыке. Дружку показалось, что каждое из них имеет свой облик: од-
 но было как бы облако-дворник, другое, с длинным носом – облако-врач, у третьего на
 будто бы голове высилось будто бы ведро, а четвертое облако словно бы читало газету.
    ДРУЖОК.  Послушай, Снежок, а давай мы опять из тебя человечка сделаем! Получится
 из облака?
    СНЕЖОК.  Должно получиться, лишь бы ты в меня шариком попал.
    ДРУЖОК.  Так высоко, до неба, я пожалуй, не доброшу.
    СНЕЖОК.  А я спущусь пониже. Мы, облака, это можем.
                (Облачко плавно снижается к земле и опускается прямо на карусель.)
 Теперь попадешь?
    ДРУЖОК.  Теперь-то, конечно!
                ОТ АВТОРА:
 Дружок поднес шарик к облаку, и он сам скользнул внутрь мягкой белизны. Раздались зву-
 ки музыки, облачко вздрогнуло и превратилось в человечка! Он был сделан как будто бы из белой-белой ваты, и обликом походил на снеговичка! Только в небольших завитушечках.
    СНЕЖОК.  Привет, Дружок!
    ДРУЖОК.  Привет, Снежок, облачный человечек! Какой ты кудрявый, на пуделя похож.
    СНЕЖОК.  Каждое облако на кого-нибудь похоже. Такое у нас, облаков, свойство.
    ДРУЖОК.  А я на кого похож?
    СНЕЖОК.  Ты похож на собаку.
    ДРУЖОК.  Это верно, такое у нас, собак, свойство.
    СНЕЖОК.  Но если смотреть сверху, с неба, тогда всё выглядит по-другому. Всё такое
 маленькое-маленькое. И ты уже тогда похож…
    ДРУЖОК.  На кого?
    СНЕЖОК.  На божью коровку.
    ДРУЖОК.  Почему на божью коровку?
    СНЕЖОК.  Потому что тоже в пятнышках.
                (Смеются.)
    ДРУЖОК.  Смотри-ка, сбылся твой сон. А деревья с большой высоты как выглядят?
    СНЕЖОК.  Деревья с большой высоты похожи на тоненькие былинки.
    ДРУЖОК.  А дома какие?
    СНЕЖОК.  Дома будто маленькие коробочки.
    ДРУЖОК.  А люди?
    СНЕЖОК.  Люди как муравьи.
    ДРУЖОК.  А машины?
    СНЕЖОК.  Машины похожи на разноцветных жуков.
    ДРУЖОК.  Вот вам там на небе смешно-то, как муравьи на жуках ездят!
    СНЕЖОК.  Ага, ужасно смешно! (смеются)
    ДРУЖОК.  У вас-то на небе машин нету, один свежий воздух. Только скучно, наверно,
 жить в пустоте?
    СНЕЖОК.  Ошибаешься, Дружок, у нас всё есть. Что на земле, то и на небе.
    ДРУЖОК.  Как это?
    СНЕЖОК.  Так. Ты видел большие, будто бы горы из облаков?
    ДРУЖОК.  Видел.
    СНЕЖОК.  На самом деле это наши воздушные города. В них есть свои воздушные
 дома, улицы, деревья. Ну и конечно мы, воздушные жители. Собаки, кстати, тоже есть.
    ДРУЖОК.  Не может быть!
    СНЕЖОК.  Почему же? Разве ты никогда не видел облако, похожее на собаку?
    ДРУЖОК.  Сколько раз видел.
    СНЕЖОК.  Вот это и есть наши четвероногие друзья.
    ДРУЖОК.  Что же, четвероногие кошки, выходит, тоже имеются?
    СНЕЖОК.  А как же. И кошки имеются. Воздушные, естественно.
    ДРУЖОК.  И мыши воздушные?
    СНЕЖОК.  Ну да. Они везде пролезают.
    ДРУЖОК.  Я вот всё  думаю, Снежок, раньше, когда ты был снежным снеговиком, то ты
 ничего не знал – ни про дома, ни про людей, ни про кошек… Даже что я собака – и то не
 знал. Помнишь?
    СНЕЖОК.  Помню.
    ДРУЖОК.  А сейчас тебе всё известно. Откуда?
    СНЕЖОК.  Когда я поднялся на небо и стал облачком, то всё увидел: и дома, и людей,
 и собак с кошками. Сверху-то всё видно.
    ДРУЖОК.  Действительно, как я, балда, сразу не догадался!
    ГОЛОСА.  Эй, Снежок!  Эй, Полонез!
    ДРУЖОК.  Как будто бы с неба голоса.
    СНЕЖОК.  Это мои товарищи меня зовут, облака.
    ОБЛАКА.  Поднимайся, Снежок, на небо, нас ветер в тучу собирает!
    ДРУЖОК.  А зачем вам в тучу?
    СНЕЖОК.  Для дождика. Ну, я полетел (протягивает на ладони шарик).  До свиданья,
 Дружок!
                ОТ  АВТОРА:
   Дружок взял волшебный шарик, и тут же его воздушный друг преобразился в кудрявое
 облачко. Оно взмыло ввысь и полетело к своим товарищам. Там на небе они собрались в
большую воздушную гору, эта  гора потемнела, налилось синевой и превратилось в тяже-
 лую грозовую тучу. Туча сверкнула молнией, раздался гром и сверху полил дождь. Пес
 спрятался под деревом и стал смотреть, как капельки дождя барабанят по молодым
 листочкам.
    ДРУЖОК.  Эй, Снежок!  А дождик – это кто?
    СНЕЖОК.  Дождик – это тоже мы, бывшие снеговики!  Мы стали капельками и летим
 к земле! А то травка и листики засохнут!
    ДРУЖОК.  Капельки, а вам падать с такой высоты не больно?
    КАПЕЛЬКИ.  Нисколько!  Трава и листочки такие мягкие!
    ДРУЖОК.  А если в городе? Там ведь асфальт и крыши железные.
    КАПЕЛЬКИ.  Тогда немножко щекотно!
                ОТ  АВТОРА:
    Дождь усилился и перешел в сплошной ливень, по земле заструилась вода. Соединяясь
 с другими потоками, она превращалась в ручьи, а те с веселым бульканьем, будто напе-
 регонки, мчались куда-то дальше, дальше…
    ДРУЖОК.  Эй, ручейки, куда вы торопитесь?
    РУЧЕЙКИ.  Мы бежим к маленькой речке!
    ДРУЖОК.  А куда бежит маленькая речка?
    РУЧЕЙКИ.  Она спешит к большой реке!
    ДРУЖОК.  А эта, большая, куда собирается?
    РУЧЕЙКИ.  Она вольется в море!
    ДРУЖОК.  И вы будете морем?
    РУЧЕЙКИ.  Глубоким синим морем!
    ДРУЖОК.  Передавайте привет от меня синему морю!  И еще вот волшебный  шарик!
    Ручеек подхватил шарик и тот вприпрыжку понесся по водяной дорожке . – «Как   
 здорово всё устроено! ; восхищенно подумал пес, ; Были снеговички на полянке,  боялись
 музыки, а стали  глубокое синее море! Море! Оно такое большое! Оно ничего не боится!»
 Ливень стих так же быстро, как и начался. На небе засияла радуга.
    ДРУЖОК.  До свиданья, снеговички! До свиданья, облака! До свиданья, дождик! (в сто-
 рону) Увижу я их когда-нибудь снова?..
    ГОЛОСА СНЕГОВИКОВ.  Не печалься, Дружок, мы обязательно вернемся! Вернемся!
    ДРУЖОК.  А кто вы теперь?
    СНЕЖОК.  Мы теперь – радуга!
    ДРУЖОК.  Какие вы красивые!  Разноцветные!  А когда мы встретимся?
    СНЕЖОК.  Зимой!  На этой самой полянке!
    ДРУЖОК.   Хорошо! Ждать только долго…
    СНЕЖОК.  Ну вы же, собаки, умеете ждать.
    ДРУЖОК.  Умеем. Так мы устроены.
    
                З А Н А В Е С   
               
                Супонин Михаил Александрович   syponinma@inbox.ru
               
 







               
               
               


Рецензии