Семейный заплыв

1975-й, мне  20 лет, позади третий курс института. Летние каникулы стали короткими – экзамены, практика. Новые друзья, встречи, увлечения, походы. Но все время тянуло на родную речку, где ждали заводи с окунями.
Отец совсем ослеп, но не сдавался, он был заядлый рыбак и изобретал для себя рыболовные снасти, всякие донки с колокольчиками, чтобы вслепую рыбу ловить. Я ему помогала. А потом предложила добраться в деревню Ловыни на байдарке по реке Плюссе, а потом по Яне. На карте линейкой измерила маршрут, вроде должны были без труда доплыть по течению. На тогдашней карте все было мелкое и расстояния казались маленькими. До Яны плыть нужно было по течению, а там всего шесть километров вверх по течению. Для настоящих туристов ничем непримечательная трасса, река спокойная. А моя семья от туризма была очень далека.
Плыть я собиралась на туристической байдарке «Салют». Мы с подругой Ольгой в то время увлеклись байдарочными походами и у нас было по двухместной байдарке.
Весила байдарка около 40 кг. В одном огромном тюке был каркас из алюминиевых трубок и деревянный помост, в другом – поменьше, но тяжелом, была резиново-брезентовая оболочка. Весла до сих пор у меня хранятся на даче в целости и сохранности. Да и байдарка совсем недавно была на плаву.
Собирались мы всю зиму, грузоподъемность байдарки 250 кг. С учетом нашего веса,  можно было взять еще 80 кг.  Брали только самое необходимое – тушенку, сгущенку, сахар, масло, крупу, сухари на месяц (еду там негде взять, кроме рыбы, молока и картошки), сапоги болотные, снасти рыболовные,  одежды  взяли минимум - по тренировочному костюму. Лето все же, замерзнуть не боялись. Конечно, получился перегруз, но я знала по опыту, что байдарка выдержит, волны на реке нет.
Плыть предстояло втроем – папа, мама и я. Мама, конечно, не была в восторге от этой затеи – она родом из деревни, никогда в походы не ходила, а тем более вплавь, она и плавать-то не умела и воды боялась панически. Но нас переспорить не смогла и сдалась.
К нужному сроку все было упаковано по тюкам, рюкзакам и сумкам. Такси довезло нас до автовокзала на Обводном. Автобус на Ляды отправлялся поздним вечером. С кучей вещей скучали на остановке не меньше часа – приехали намного раньше. Народ на нас поглядывал с нескрываемым любопытством. Я – малявка в спортивном костюме командовала, мама –  платье в цветочек, в платочке, с испуганным выражением на лице, папа - в  штанах, рабочей куртке сидел совершенно спокойный и невозмутимый.
Подали автобус, я начала  запихивать в багажник «Икаруса» свои огромные тюки. Шофер автобуса ворчал, что вещей многовато. «Но нас же трое!»,- возражала я. Наконец, пораспихали все и расселись по местам. Так началось наше путешествие.
В автобусе ехали всю ночь. Папа спал себе спокойно, а мы с мамой уснуть не могли. Она разговорилась с соседкой про жизнь. Слышу – соседка ее спрашивает: «Куда Вы едете?» А мама отвечает: «Дочка в деревню нас повезет на байдарке. В Лядах выйдем и поплывем по Плюссе. Правда, я плавать не умею и воды боюсь. А муж – слепой совсем». Женщина заохала, запричитала жалобно над ее несчастной судьбой.
Выгрузились в Лядах на рассвете в пять утра. Река - рядом с автобусной остановкой, только под горку спуститься. Перетащила я все, стала байдарку собирать. Это непростая задача. Но не впервой мне было ее в одиночку собирать, за час справилась.
Погрузила я свою инвалидную команду и поплыли вдоль бережка. Мама была спокойна, пока дно видела, поэтому я от берега не отдалялась. Папа сначала помогал грести, но скоро утомился, он же все дома сидел, ослаб без физической нагрузки.
Плыли мы очень-очень долго. Плюсса - река  красивая, берега крутые, с сосновыми борами и березовыми рощами. Течение спокойное. Байдарка по течению легко скользила. Только у старого моста пришлось мне выходить из лодки и протаскивать ее между камней, расчищать затор из бревен.
Мне уже было не до красот, я гребла, как заведенная, торопилась успеть засветло, расстояние оказалось огромное. До устья Яны по Плюссе оказывается было 37 км. Наконец, появилась наша родная речка. Оставалось всего километров шесть, если по берегу считать, по реке больше - русло петляет. Но теперь пришлось вверх по течению плыть. По Яне сплавляли лес, поэтому река местами обмелела, заросла камышом и в этих местах течение  быстрое в протоках, а веслами не развернуться и приходилось мне тащить лодку за веревку в папиных сапогах-заколенниках огромного размера. Один раз в песок засосало и я плюхнулась в воду. Начерпала в сапоги, намокла. Пришлось делать остановку – отжимать одежду, выливать воду из сапог. День жаркий был, солнечный, хотя уже и к вечеру время пошло.
После пяти километров мучений, я высадила пассажиров у хутора Кости Ряка, там есть такой и сейчас. Родители с радостью покинули лодку. Мама радовалась твердой земле, а папа засиделся так, что с трудом ноги разминал и тоже обрадовался. Мне легкую лодку тоже было проще гнать до деревни, там уже все знакомое, бояться было нечего.
Доплыла до деревни часам к восьми-девяти вечера, уже никакая. Гребла я около 15 часов. Вытащила лодку напротив дома на берег. Пошла к дому. А там – никого! Они давно должны были до деревни дойти! Всего пара километров пути им пройти оставалось.
Вещи перетащила, дом открыла, воды принесла. Жду.
Тогда сотовых не было – полная неизвестность, спросить некого, бежать некуда. Жду.
Часов в одиннадцать загрохотал вдалеке трактор, потом подъехали к дому мои родители в железном прицепе.
Они пошли не в ту сторону случайно и пришли в Гостичево – ушли на три километра обратно от нашей деревни. Нашелся добрый человек и привез их.
Папа знал дорогу, объяснял, куда идти, а маман … для нее три сосны – лес.
Это путешествие осталось у них в памяти на всю жизнь.


Рецензии
Увлекательное путешествие, главное с родителями. Сколько энергии и задора. Невольно переносишся в те счастливые времена. Что-то похожее было и у меня, только байдарка была трехместная, а нас сыном было только двое: мать не удалось сагитировать. Спасибо Галина за светлые воспоминания. Успехов Вам.

Юрий Бондарь 2   31.03.2015 21:35     Заявить о нарушении
Спасибо, Юрий! Всего Вам доброго!

Галина Саржина   02.04.2015 19:16   Заявить о нарушении