Всадник, скачущий впереди

Парадоксы – они такие. Те же люди, что клеймят Сталина и Берию «кровавыми палачами», не могут признать тот факт, что их любимый детский писатель Аркадий Гайдар, создатель образа Тимура вместе с его командой – палач не менее кровавый.

А ведь Аркадия Петровича даже ГПУ-НКВД брало под арест. За жестокость, с которой знаменитый детский писатель истреблял местное население в ходе подавления крестьянских восстаний 20-х гг. прошлого века. В Хакассии его до сих пор помнят, и вовсе не как детского писателя. Прославился Аркаша как любитель расстрелов без суда и следствия. Он же писал в Москву донесения, в которых требовал разрешения на ИСТРЕБЛЕНИЕ местных «дикарей». Совсем как в Северной Америке, где пиндосские генералы тоже просили себе особых полномочий для уничтожения индейцев.

Жесткая политика большевиков в той ситуации – это, наверное, правильно. Нельзя, невозможно было допустить, чтобы страна скатилась в бездну. В конце концов, стояла сверхзадача – от сохи поднять Россию к атомной бомбе, каковая и была выполнена успешно. Кто знает, были бы мы сейчас живы и здоровы, если бы не ЖЕСТКОСТЬ тогдашних начальников. Сталин – он же ведь не просто так появился. Но между жесткостью и жестокостью есть разница.

ТОГДА допускалось многое. Расстрелы. Массовые аресты. Уничтожение непокорных. Но видимо Аркадий Петрович все-таки перешел где-то невидимую границу, раз (по жалобе местных жителей) был арестован. Дальше его хотели судить, но ограничились частичным поражением в правах. К тому же известный писатель сослался на контузию и психическое расстройство. Ну а потом он написал много действительно хороших детских книг. И стал кумиром для миллионов. А вернее, стал кумиром его Тимур. Парень, душой болеющий за справедливость. Можно сказать, антипод автора. Вы себе можете представить Тимура, лично расстреливающего заложников? Вот и я не могу.

Вы читали рассказы Гайдара периода Великой Отечественной войны? Это уровень «боевого листка». Это вам не Константин Симонов. У того всякое слово ЖЖЕТ. Это не Твардовский с его бессмертным Васей Теркиным. Это… ну школьное сочинение, максимум. Где «Тимур и его команда», где «Голубая чашка», где «Р.В.С.» - и где последние рассказы Гайдара? Такое чувство, что автор был ошеломлен контрастом между собственным ура-патриотическим настроем а-ля «Разгромим и уничтожим» и реальностью. Разгромом.

Если бы он знал, КАК закончится война – возможно, он бы писал иначе. Но он погиб раньше. «Всадник, скачущий впереди», погиб как настоящий мужик. Это чистая правда. И хотя бы за это он достоин уважения. Но все же… не нужно создавать себе кумиров. Гайдар не был хорошим человеком. Он был хорошим писателем.

Кстати говоря, Тимур – довольно спорный персонаж. Кто читал не только «Тимур и его команда», но и другие произведения Гайдара, тот поймет. Куда серьезнее своего героя ПРОПИСАЛ Лев Кассиль. Я об «Улице младшего сына». Володя Дубинин получился у него куда как более живым, настоящим, цельным, чем искусственный Тимур. Я когда в детстве читал «Тимура», всегда думал, где же такие Тимуры живут. В каком идеальном мире. Напротив, Вовка Дубинин был для меня таким же как я пацаном. Увлекающимся. Немного хулиганом. Не всегда отличником. Не всегда честным. Зато искренним. И готовым, если придется, на подлинный поступок. А вообще, Тимура ведь никогда не было. Зато Володя Дубинин – был.

К сожалению, наша пропаганда приняла на вооружение именно Тимура. Бригады пионеров-тимуровцев стали очень популярными сразу после войны, да и позднее… Мне в детстве казалось, что это правильно. Только уже в более разумном возрасте я ВЧИТАЛСЯ в книгу и понял, в чем подвох. Тимур – это командир. Плох тот солдат, что не хочет стать генералом. Плох тот солдат, что не носит в ранце маршальский жезл. Но ведь войну выигрывают не маршалы… Аркадий Петрович об этом как-то позабыл.


Рецензии