П Ц, гл5 первый кусочек паззла

Глава 5

Первый кусочек паззла.

-Все с начала, и медленно, если хочешь, чтоб до меня дошло, - предупредил я.


-Ну, начало здесь будет трудно найти. Хватит с тебя, если мы начнем с середины.

Я сложил вместе три бутерброда и запихнул в рот. Как же она тонко режет! Неправильно.

-Итак, всем известные народные волшебные сказки – это не что иное, как забытые магические обряды древних племен. Умершие обряды со временем превратились в детские игры, считалки и прибаутки. Которые теперь не имеют никакой сверхъестественной силы. А когда-то пляски и представления не были развлечением. Они были способом воздействия на окружающий мир. С их помощью вызывали дождь, увеличивали дичь, защищали урожай и отгоняли болезни. Песни и хороводы помогали первобытным охотникам обрести власть над природой.

-На самом деле?

-А ты знаешь границу между делом самым и не самым? Вот снится тебе страшный сон – ведь сон? А страх настоящий! Или когда смотришь ужасы – тебе ничего не угрожает, а ты орешь, потеешь и поджимаешь ноги.

-Я?!

-Нет, я.

М-да. Я все-таки выясню, откуда у нее этот чудо-фрукт!

-Ну ладно, не орешь. Ахаешь. Иногда. Или вот еще: вспомни, по ночам в детской у тебя сидел кто-нибудь под кроватью?

-Э-э…- я не стал признаваться. Оно сидело в шкафу.

-Вот! Понял? Ты его чувствовал. И оно БЫЛО. На твоем самом деле.

-Но ведь это просто воображение!

-Не совсем. Понимаешь, существует вторая, параллельная нам реальность. И дети ее чувствуют, до тех пор, пока под давлением взрослых не начинают ее игнорировать. Дети видят мир таким, какой он есть, а не таким «как надо». Было время, когда люди жили в обеих этих реальностях. Древние обряды и сказки – это второе «самое дело».

-Не понял.

-Попробую объяснить на примере. Неофит, проходящий обряд инициации…

-Кто чего? – подавился я.

Ленка кинула на потолок умоляющий взгляд.

-Юноша, проходящий обряд посвящения в мужчины.

-Не закатывай глаза! Имею полное право не знать про ини-что-то-там. Давай по-русски!

-Посвящаемый был убежден, что его сожрет чудовище, враждеб;ное и таинственное божество. А потом выплюнет.

-Зачем? – не понял я.

-Задача инициации – сделать из подростка нового человека, пригодного для взрослой жизни. Дети «умирали» в состоянии неведения и «воз;рождались» подготовленными к другому способу существования – взрослому: мальчики получали способность и право влиять на мир посредством магии. Ведь ловкость и меткость в охотничьем деле - не главное.

-А что главное?

-Главное – сделать так, чтобы зверь на тебя вышел и позволил себя убить. А это уже магия. "На ловца и зверь бежит" - слышал? Так вот, чтобы стать полноценным членом племени, нужно было умереть ребенком и родиться взрослым.

-А зачем умирать? Просто вырасти во взрослого нельзя?

-Нельзя. В те времена люди не отделяли себя от природы, а в природе, заметь, новое зерно не родится без смерти старого, новые листья не растут одновременно с прошлогодними. Просто – без умирания – ты не побываешь в стране предков и не узнаешь от них тайн, которые позволят тебе стать магом. Древний обряд посвящения предполагал передачу магической власти от предков. Поэтому парней отправляли живьем в страну смерти, к пращурам. Побои, пытки, уку;сы насекомых, отравляющая еда, запугивание до обморока - на «нашем» самом деле – это изощренная жестокость старейшин, доводящих до помешательства и потери памяти бедных дикарей. Целью жрецов было заставить человека поверить, что он умер, довести его до такого состояния, которое бы он сам принял за смерть. И им это удавалось. Потом следовал длительный период изоляции и обучения. Все это время сам неофит и те, кто остался в селении, считали что «его нет на свете». Бывало так, что посвященный возвращался и не узнавал ни дома, ни родителей – после пережитого он становился действительно другим человеком. И где здесь граница «самого» и «не самого» дела?

-М-да. Я слышал, что некоторые люди, пережившие клиническую смерть, получали экстрасенсорные способности.

-Именно. А в древности эту клиническую смерть проделывали со всеми мальчиками в обязательном порядке. Понятно, что выживали не многие. Но те, кто выживал, становились «взрослыми» - рожденными не только во плоти, но еще и духовно. Кстати, посвящение в рыцари с его ударом мечом плашмя - это имитация того самого ритуального убийства. С колен поднимается уже другой человек – и по правам, и по статусу…

-Смерть «понарошку»?

-Да.

-Но причем здесь пожирание чудищем?

-Притом, что первые смерти в истории человечества происходили не от старости. В сознании людей закрепилось восприятие смерти как похищения и пожирания.

-Чего-то на истории нам такого не рассказывали.

Ленка пожала плечами и отпила чаю.

-Когда охоту сменило земледелие, а его стало вытеснять производство, многие обряды утратили смысл. Представь: нужно, чтобы река разлилась, от этого зависит урожай.

-Нил, что ли?

-О, ты не всегда спишь на истории? Это могла быть и Желтая река в Китае, и любая другая в обеих Америках. Ладно, берем Нил. Все в панике – Нил не выходит из берегов. Наконец, решают скормить крокодилу девушку.

-А почему крокодилу?

-А почему нет, если он живет в Ниле, и достигает десяти метров?

-Ого!

-Ого. А клыки у него – больше тридцати сантиметров. Кто хозяин Нила при таком раскладе?

-И от этого он разливался?

-Неважно. Разливался, он, понятно, по другим причинам. Но если что, была виновата жертва – не понравилась крокодилу.

-И так каждый год?

-Ага, с завидной регулярностью. Правда, люди думали, что выдают бедняжку замуж. И если бы кто-то попробовал ее освободить – смельчака бы казнили на месте, как преступника! Впрочем, посягнуть на благополучие народа вряд ли кому-нибудь приходило в голову. Со временем обряд утратил надобность – появились новые орудия труда, и в благоволении чудища люди больше не нуждались. Обряд стал восприниматься как ненужный и жестокий, вспоминали его с содроганием, а в рассказах о нем появился спаситель. А знаешь, почему в сказках спаситель всегда чужеземец? Потому что так и было на самом деле. Носители обряда долго не могли расстаться с ним, несмотря на его уже очевидную бесполезность. Ведь его совершали многие поколения предков! И нужен был кто-то извне, представитель другого уклада, чтобы кровавый обычай наконец-то превратился в сказку со счастливым концом.

-Тебе бы историчкой работать!

-Детсадовский «Каравай, каравай» помнишь?

-«Кого любишь, выбирай», что ли?

-Это был обряд выбора невест.

-Да ладно!

-А с помощью хороводов когда-то приближали весну…

У Ленки блестели глаза, она ходила по комнате и размахивала руками, совсем как ее дед. Только бороды не хватает.

Она бухнула на стол толстый том Пушкинских «Сказок»:

-Что-нибудь помнишь?

-Смутно, - соврал я.

Я оттуда вообще ничего не помнил. До вчерашнего дня.

-Терем с 7 богатырями?

-Это помню.

-Раньше существовали «мужские дома» в лесу. Там жили прошедшие посвящение, но еще не женатые мужчины. Девицы, правда, проживали там не как сестры…

-Да-а? А подробнее?

Ленка кивнула на стопку книг.

-Был обычай оберегать детей вождя от чужих глаз.

-Чтоб не сглазили?

-Ага, - она показала царевну в тереме.

Терем был высоченный с единственным небольшим окном. Прямо тюрьма какая-то.

-Считалось, что от их сохранности зависит урожай, приплод, погода и прочее. Их действительно запирали в башнях и подвалах. Так что царская дочь, о красоте которой ходят слухи, но никто никогда ее не видал – это историческая реальность. Если ты напряжешь мозги, то вспомнишь, что все беды начинаются с того, что царевна без спросу пошла в сад погулять...

Я отпил чаю. Ленка «вытаскивала» из привычных сказок совершенно незнакомые смыслы.

-Ну, или еще проще, - она раскрыла «Русские народные», - родители уехали, а сестрица Аленушка не доглядела братца Иванушку.

На цветной иллюстрации уносили мальчишку в закат огромные лебеди.

-Для народного сознания это была катастрофа. И совершенно не частного порядка - обычные дети пропадали, но о них никто не рассказывал сказки, а вот если пропали царские!

Я понял, что если не остановлю ее, она меня загрузит.

-Ленка, я круче «Трех поросят» ничего не читал.

-Почему герой спасает не кого-нибудь, а именно царевну? Почему простой люд пачками идет на прокорм всевозможным монстрам, а как очередь доходит до царской дочки – бац, принц на белом коне? Да потому, что цари и их дети обладают особой силой, властью над людьми и силами природы…

-Я понял, не надо больше, Ленок. Успокойся. Достаточно! – я поднял руки в предупреждающем жесте.

Ленка выдохнула.

-Ну, что ты понял?

-Что сказка – отголосок обряда, а обряд – это как бы реальность.

-Умничка. И вот эта реальность никуда не делась. О ней просто забыли. Дети знают что? Колобок, Теремок, Репка. И то в пересказе.

-Я еще знаю Бабу Ягу, Кощея.

-Вот! Теперь мы подошли к самому главному. Герой в сказке – кто? А?

-Кто? Ты можешь говорить нормально? Я не на экзамене.

-Это смертный человек. Чаще всего Царевич. В сказке все заканчивается свадьбой, но на самом деле этот Царевич лет через 60 помрет, как и все. А силы зла - это идеи. И они вечны.

-А разве Кощея не убивают?

-Ты замечал, что его всегда убивают разные царевичи при разных обстоятельствах? Его невозможно убить, он возрождается. Это сама идея бессмертия. Это как Зима, которая всегда возвращается. Зима не страшна, если она кончится. А если нет? Если весна не придет? Ведь возрождение возможно только после смерти Кощея!

К чему она клонит? К тому, что Кощей сам по себе не умрет, его победить надо? Я решил напомнить про высшие силы, ведь это их работа всех спасать-защищать – надо же ребенка утешить, ишь как переживает.

-А боги? Ну, там... - я не мог вспомнить ни одного имени, - Боги-то у нас были?

-У тебя есть друзья, которые разбираются в славянской мифологии?

-Нет, - в моем кругу не было таких сумасшедших.

-То-то! Про богов забыли. Даже специалисты не могут разобраться в нашем пантеоне. А забвение - великая вещь, она лишает силы. Подвиги, которые когда-то совершали боги, теперь приписывают богатырям. Перун стал Ильей Муромцем, а Даждьбог – Добрыней Никитичем.

-Прикольно.

Я вспомнил мультики. Те, ржачные, с верблюдом.

Ленка гнула свою линию:

-Но беда в том, что перевелись и они. Короче, ни боги, ни богатыри нам не помогут.

-Да-а? – я сделал большие глаза.

-Навь все затопит. Очень скоро.

-Что нас затопит?

Если она буйная, лучше с ней говорить спокойно. В том, что она «с приветом», я уже не сомневался.

-Есть Явь. Знакомо?

-Слышал. Это где-то вот, - я помахал вокруг руками.

-Да, это Про-Явленный мир. То из замыслов Создателя, что воплотилось. Есть Правь – там позабытые бессильные боги, представляющие собой законы, по которым развивается мироздание. Если ты заметил, нынче все идет вкривь и вкось, а не так, как надо, законы не очень-то работают. И есть Навь. В основном, это враждебные нам духи разного калибра. Есть покруче, есть и мелочь, но нет ей числа…. Это - Хаос Невоплощения, сила, стремящаяся свернуть наш мир опять в зародыш, обратить его в сон, в Ничто. И главный у них – Кощей Бессмертный.

-Так, я тут причем?

-Ты можешь помочь. Дед долго искал тебя, а твои видения подтвердили, что он не ошибся.

-Так, боги не помогут, богатыри не помогут, а я, значит, помогу. Нормально.

Я посмотрел на нее, как на дуру – после трех часов беседы у меня к тому были все основания.

-Знаешь, я и сама не в восторге. Я тебя как-то по-другому представляла.

-Ха! Ой, Ленка, спасибо за чай, я, пожалуй, пойду.

-Сядь. Я не сказала тебе еще одной важной вещи. Она касается твоего происхождения. Ваня! Ты – Царевич. Последний.

-Ты б попила чего-нибудь. С дедом на пару. Ну, пилюль каких-нибудь там.

-Ты пра-пра-пра-пра… внук одного царя, который царствовал как все сказочные цари – в магическом мире. Там он был могущественным и сильным, а в реальности – ничем не примечательным человеком, - Ленка тараторила быстро-быстро, видя, что я ухожу, - по-научному, таких людей называют шаманами. Так вот, он запродал тебя!

-Чего? – я покрутил пальцем у виска.

-Ты должен помнить из сказок: «Отдай то, чего дома не знаешь»! Обещал он тебя, своего последнего потомка, который родится в конце времен, перед самым концом света! Ваня, - она открыла «Сказки» и ткнула в нее пальцем, - вот, «до 16 твой, а после – мой»!

Я заглянул в книгу – действительно, цитата.

-Ленок, успокойся, это не про меня. И сейчас не конец света!

-Когда тебе 16?

-16 мне послезавтра. Ты давай, лечи голову, а я пошел.

-Ваня, но ты же «видел»! Твои видения – это шаманский дар! Это наследственное! Ты можешь видеть второе «самое дело», Ваня!

-Послушай, до вчерашнего я дня жил совершенно нормально, и галлюцинациями не страдал, но тут появляетесь вы с дедом… Эй, а ты мне в столовке мухоморов в компот, случаем, не крошила?! С тебя станется!

-Дар начинает открываться ближе к совершеннолетию, за несколько дней, как бы знаменуя переход в новое качество. Теперь ты «видеть» не перестанешь! Ваня!

Я пятился в коридор. Голубева наступала.

-Ты не сможешь жить, как раньше, тебя будут преследовать видения! Скоро ты просто не сможешь ими управлять!

Она запнулась о дедовы тапки. Бац! Я успел схватить куртку.

-Голубева, плохая экология, стрессы, подножный корм, перегрузки в школе – я тоже страдаю, поверь. Но я еще не двинулся окончательно!

«Да ладно! Еще пара кошмаров в режиме он-лайн, и я - пациент дурдома», - мелькнула мысль.

Щелкнул замок.

-Ваня, он за тобой явится! – Голубева вцепилась в меня мертвой хваткой.

-Кто?

-Кто купил!

-Слушай, Лен, - я вспомнил про ее «чудо-мобильник» и меня осенила идея, - покажи мне моего отца?

Я закрыл дверь, снял с себя Голубеву вместе с курткой и вернулся в гостиную. Я вдруг понял, что ее чудо-телефон - мой единственный шанс хоть что-то о нем узнать.


Рецензии