Валаамский скит Святителя Николая

   
    Сегодня интересный день. Ночью перевели часы назад на час, и родилась мысль - час сегодня как приз в эти сутки! А из безликого серого утра вырос солнечный день. Я сегодня наблюдала, как тают холодные облака над парком; как открываются в тумане деревья, покрытые прозрачным слоем льда. Красиво, необычно… Смотрела на горы, на пожухлую местами траву, на траву, что остается зеленой, как в апреле; на листья деревьев - желтые, красные, зеленые… Смотрела на разноцветные листья, покрытые капельками воды, покрытые льдом, украшенные остатками вчерашнего снега… Думала о предстоящей зиме, а вспоминала лето.
 
     Сегодня память неожиданно вынесла валаамское путешествие. Перед глазами стояли ровные, как натянутые струны, сосны; большими хороводами кружились ромашки по опушкам леса, в нос ударял крепкий настой сосновой смолы и трав. Стоял жаркий июльский день. Небо и вода в Ладожском озере были одинакового цвета, чтобы определить линию горизонта надо было долго вглядываться в эту необычайную синь. Я шла от главного монастырского храма к Свято-Никольскому скиту. На Валааме двадцать один скит, почему для экскурсии был выбран этот? Я не знаю. Николай Святитель, Николай Чудотворец, Николай Угодник – перебирала я в памяти наиболее употребляемые имена Святого.

      Смотрела на лес, на дорогу, на озеро, на небо… Солнце стояло почти в зените, было очень сияющее солнце, казалось,  солнечного света столько, что брать его можно в ладони! Долго шли лесной дорогой, то спускаясь с пригорка, то поднимаясь по склону. Природа настолько красива в сочетаниях красок, что воспринималась не отдельными пейзажами, а как бесконечно большое полотно, исполненное Гениальным Художником! Я не слышала звуков, они тут присутствовали, людей было много: одни шли навстречу другим. Но звуки я просто не слышала – мои мысли были далеко-далеко…

      Я шла по дороге, стараясь как можно легче по ней ступать. Валаам небольшой по площади, и та история, те события, что проистекали здесь за тысячу, за семьсот лет так плотно легли на эту землю и кровью, и молитвами, и огнем, и слезами, что невольно стараешься их не потревожить.

       На высоком берегу острова Валаам стоит скит Святителя Николая. Как-то неожиданно раздвинулись деревья и показалось это чудесное сооружение! Монашеские общежития отступили от дороги, скрылись в густых зарослях сирени, сосен и берез, а маленький храм вдруг засиял золотом купола и крестов на фоне необычайно голубого неба!

      Я вошла в этот храм и замерла. Господи! Какая чудная сила ощутилась в маленьком пространстве! Я медленно подошла к алтарю, я с замиранием сердца переводила взгляд от иконы к иконе, чувствуя взгляды святых, здесь изображенных… Я зажгла свою свечу и тут поняла вдруг, увидела – свет моей свечи слился с солнечным светом,  вознесся под самый купол, вырвался в высокие окошки барабана храма и воссиял в небе!

      Свет моей свечи и солнечный свет теперь были одним целым!

      Это был миг, когда отступили заботы, растаяли тревоги…

      Это был миг, когда ничего, кроме Любви не было в моем сердце! Это было одновременно - и Праздник, и Испытание, и Клятва…

     Люди вокруг меня молились, падали в земных поклонах, а я стояла, как завороженная, и твердила про себя: «Спасибо, Господи! Спасибо, Богородица! Царствие Твое, Господи, во веки вечные!»

    Другие слова не приходили мне, наверное, другие слова и не были нужны…

 
    Я обещала рассказать тебе про поход в этот скит. Сразу этого сделать не смогла. Почувствованное в тот день настолько впечатлило меня, настолько глубоко вошло в сердце, что говорить об этом не могла. Да и сейчас, те чувства и ощущения не проходят. Это, знаешь, как драгоценность, которую нельзя каждый день смотреть. Ты знаешь, что она у тебя есть, ты живешь этой Радостью, ты приняла ее в себя,  это твоя большая тайна, которая тебя изменила и осталась с тобой на веки вечные


Рецензии
Материал интересный, хотя несколько экзальтированные восторги как-то настораживают. Многие мои друзья-художники бывали на Валааме, и большинство сохранили в душе и сердце благоговейное отношение к этой жемчужине Русского мира.
Думаю, что Вашей зарисовке, очень проникновенной и картинной, не помешала бы хорошая фотография объекта.
Спасибо автору за обращение к Святыне.
Желаю всего доброго.
С уважением, Евгений Прокопов

Евгений Прокопов   27.10.2014 11:11     Заявить о нарушении