Рыбалка. Жерех

    Если кто не знает, что за рыба жерех, то я вначале объясню. Это сильная речная рыба, хищник, преимущественно предпочитающая охотиться на речных перекатах, хотя в определенные периоды времени жереха ловят и на водохранилищах. Поскольку у неё, несмотря на хищный нрав, нет зубов, то во время охоты жерех врывается в стаю мелочи, как правило, уклейки, и бьёт по воде сильным хвостом, дезориентируя рыбу, а потом хватает своим гладким беззубым ртом. Глоточные зубы, правда, у него есть, и они-то делают пойманной рыбе потом, - «кирдык». За что я люблю ловить эту рыбу: за ее силу. Поклевку жереха можно сравнить только с поклевкой лосося: кумжи или сёмги, - от неожиданности жерех может запросто выбить спиннинг из рук. А какое удовольствие вываживать эту сильную и красивую рыбу.
    До определенного времени регулярного опыта ловли жереха у меня не было, - попадался иногда при ловле окуня, да и то, не очень крупный. А тут как-то двоюродный брат моей жены из Саратова, заядлый охотник и рыбак, пригласил меня на охоту в Саратов. На этой охоте я и познакомился с Умновым Георгием Архиповичем, очень интересным человеком во всех отношениях, но кроме всего прочего он был «профессором» по ловле жереха. Он ловлю жереха называл не рыбалкой, а охотой. Он то и пригласил меня приехать к себе на дачу, расположенную на Волге выше Саратова в районе Чардыма, в июне, на недельку, поохотиться за жерехом. Ему, как человеку в возрасте, одному рыбачить на лодке уже было тяжело, да и скучно, поэтому он всегда искал себе компаньонов.
    Лодка у него была, по-моему, «Казанка-5» с 40-сильным мотором Джонсон, - по тем временам, - очень неплохой комплект. Поскольку дом его был в поселке, на горе, а стоянки на воде не было, то каждый раз нам приходилось лодку везти к Волге на прицепе и там спускать на воду, а после рыбалки, - наоборот. Настал первый день рыбалки. Спустили лодку на воду, и я хотел грузить снасти в лодку, а Умнов мне и говорит, что сегодня у нас будет разведка и ловить мы не будем, а снасти не берем, чтобы не было искуса ловить. Разведка и ловля – разные процессы, а поскольку охотиться мы собирались целую неделю, то без разведки никак нельзя.
    Волга в районе Чардыма довольно широкая и состоит помимо коренной Волги, как ее называют местные, еще из множества рукавов, проток между ними и заливов, так что без знания акватории или хотя бы карты там делать нечего. В общем, выехали мы на реку и целый день утюжили все потенциальные места для охоты: перекаты, протоки между рукавами и еще какие-то места, понятные Умнову, но для меня абсолютно неинтересные. Не доходя до каждого исследуемого места, мы останавливались и вели наблюдения в бинокль за водой и чайками. Раньше я считал, что наличие жереха, так же как и окуня, подтверждается чаечными «котлами», а здесь, я впервые узнал, что это, как правило, бывает при стайном некрупном жерехе, а наличие трофейных экземпляров можно вычислить даже по одиночным чайкам, либо даже без них по всплескам и кругам на воде.
Было начало июня, и жерех уже начал сваливаться с поливов, где он нерестился, на места летней стоянки и охоты. Поскольку запрет на рыбалку еще не закончился, на Волге почти не было рыбаков, и мы не могли получить информации о наличии жереха, но с помощью моего наставника мы определили его наличие в нескольких местах. Где-то нам помогли одиночные чайки, кружившие над перекатом и часто зависавшие над ним, а где-то одиночные круги на воде, выдававшие активность жереха под поверхностью. Поле для охоты мы определили, и можно было ехать готовить снасти.
    Я взял с собой американский спиннинг St.Croix Wild River с тестом 11-37 грамм, длиной 2.65 с катушкой Rioby Zauber 1500, и этот комплект себя показал с самой лучшей стороны. Ловил я на Кастмастеры: белый с голографической перламутровой наклейкой и белый с синей полоской и весом от 20 до 28 грамм, в зависимости от требуемой дальности заброса и ситуации. Перед блесной я вешал белый вабик с мехом на двойнике, что в моменты не очень активного клева тоже хорошо провоцировало жереха на хватку.
    Не буду подробно описывать все дни нашей охоты, остановлюсь лишь на некоторых существенных моментах ловли. Рыбалку мы начинали от 10 до 11 утра, - раньше, как утверждал мой учитель, ловить не имело смысла: вода еще не прогрелась, и жерех был неактивен. Опишу, как мы выходили ловить на перекат. Поднимаясь вверх по течению, мы обходили перекат стороной, заходили выше него и глушили мотор. Затем сплавом спускались до места стоянки и бросали якорь. Место это выбрать было не просто. Нужно было встать не далеко и не близко от ступеньки переката, за которой, как правило, и стоял жерех. Если встать далеко, то просто не добросишь блесну, а слишком близко, то крупный жерех просто уйдет с переката. Мы старались встать за 50-60 метров до ступеньки, и  это было оптимально. При этом жерех гарантированно не боялся лодки, и при хорошем забросе блесна перелетала ступеньку переката. Практика показала, что все недобросы были пустыми, а как только ты бросал за перекат, то сразу же следовала поклевка. Мой учитель ловил на воблеры, - ему уже было тяжело делать дальние забросы, а так он сплавлял воблер ниже переката и далее выбирал леску и ждал поклевки.
    Жерех под перекатом не всегда стоит постоянно: он делает циклические движения вверх по течению, а затем сплавляется вниз вслед за стайкой уклейки, потом все повторяется вновь. Если при бросках за перекат не было поклевок, то я наблюдал за поверхностью и, заметив всплеск или круги на воде в стороне, старался бросить туда блесну. Иногда это приносило результат. Ловился жерех от 2 до 4 кг, больше нам не попадался, а меньших мы просто отпускали. Брали себе немного на уху и на засолку. Один раз два жереха атаковали одновременно и сели оба: один на вабик, а другой на блесну. Экземпляры были некрупные – под два килограмма каждый, но вываживал я их долго и подвел к лодке с большим трудом, все-таки – две «лошадиные силы» - не одна.
    За эту поездку я прошел хорошую школу у опытного жерешатника, научился читать реку, обнаруживать рыбу и правильно ее ловить. Я полюбил охоту на жереха, и теперь это одна из самых моих любимых рыбалок в средней полосе России. После такой школы мне стало постоянно не хватать такой рыбалки, и мы стали часто выезжать специально на жереха в Астрахань. Ездили мы на одну из баз, расположенных на Восточном банке в самых «низах», недалеко от «раскатов». Ездили мы туда не один год, но о нашей первой поездке стоит рассказать поподробнее.
    Собрались мы туда как-то спонтанно и очень быстро. Порылись в Интернете, сделали десятка два звонков и решили ехать в самый низ. База эта – пришвартованный пароход, который на зиму отгоняют в Астрахань. Твердой земли там почти нет, - один камыш, так что вся жизнь – на пароходе. Поскольку дорог тоже нет, то заброска от Астрахани сначала на машине, а потом часа полтора на катере до базы. Такая труднодоступность и удаленность всегда для рыбалки только плюс. Приехали мы на базу уже к обеду. Пообедали, отметили начало отдыха, и поехали на разведку, как меня учили. Вез нас местный егерь и был немало удивлен, что мы отказались ехать с ним на раскаты, где рыбу (окунь, щука) ловят, как из садка в неограниченных количествах, но не трофейных, правда, размеров. Мы сразу сказали, что приехали за жерехом, и он нам должен показать все перекаты, расположенные в районе базы. Поехали вверх по течению и у каждого переката останавливались и минут 10-15 стояли и смотрели, проявляется ли рыба. Егерь нас огорчил, сказав, что жереха мало, его никто не ловит и надо ехать на раскаты. Проехав все потенциальные места ловли, мы, тем не менее, остались довольны: было понятно, что рыба есть, а там, жизнь покажет.
    Утром часов в восемь мы уже выехали на охоту. Начали с первого переката: встали немного сбоку от струи и стали веером обкидывать весь перекат. Было несколько поклевок, но безрезультатных. Да, и активных всплесков мы не увидели. Решили подняться выше, попробовать на следующем перекате. Результат был чуть лучше: поймали по паре жерешков по полтора килограмма и все. Нет, не за такой рыбалкой мы сюда приехали. Проехав все четыре основные переката, я понял, что нужно как-то менять тактику поиска рыбы, потому что она, похоже, не стоит на одном месте, а проходит перекат не останавливаясь. Придумал я следующее. Заехав выше самого первого переката, мы с заглушенным мотором стали сплавляться вниз и «прочесывали» его блеснами. Если начинались поклевки, мы бросали якорь и ловили до их прекращения. Далее проскакивали до следующего переката и все повторялось. Таким образом, мы садились на хвост стае, которая сплавлялась вниз по течению и охотилась. Результат не заставил себя ждать: стали попадаться уже вполне приличные экземпляры – по 3-4 кг. Очень скоро мы стали выпускать всех рыб меньше 1.5 кг, в противном случае, рыбу бы просто некуда было бы девать. За утро мы поймали вдвоем около 60 кг рыбы, и это без отпущенной мелочи. Наш егерь был просто в шоке от такой рыбалки, видимо, он такого еще не видел. Когда мы выгружались из лодки, смотреть на улов собралась вся база. Люди, увидев такое количество рыбы, да еще и хорошего размера, решили, что начался «жор» жереха и, побросав свои обеды, кинулась к лодкам. Мы, разобравшись с рыбой, пошли обедать. Надо сказать, что пока мы обедали, все лодки уже вернулись пустые и смотрели на нас как на врагов народа, вроде мы их обманули, а рыбу купили на базаре. Думаю, что такого рода рыбаки привыкают ловить в дельте без хлопот ту рыбу, которая клюет, при этом, не тратя на это никаких усилий и не применяя никаких своих знаний и опыта. А жерех – серьезная рыба и требует к себе уважительного подхода.
    Тут нужно сказать несколько благолепных слов по поводу питания на базе. Мы с таким высшим пилотажем на рыболовных базах никогда не встречались. Да, что там на рыболовных базах, такой жрачке позавидовал бы любой ресторан русской кухни. Кормила нас несравненная Валентина Григорьевна, повар от Бога и настоящий поэт кухни. Не могу перечислить даже малой толики того, чем она нас кормила: уха (каждый день из новых рыб), солянка, борщ, паштет из дикого гуся, сомовий пирог. Понятно, что рыба была всякая и в самых разных вариациях, плюс ко всему – осетрина в разных ипостасях и черная икра. Под такую закусь, сколько ни выпей, - все мало. Как-то мы с ней разговорились, и я ей сказал, что любой классный ресторан захотел бы иметь такого повара, а она мне скромно ответила, что года два уже проработала в одном известном лондонском ресторане, но пришлось ей вернуться в Астрахань. Вот какие бывают в жизни повороты!
    Теперь о рыбалке. Приблизительно такие же результаты, как и в первый день, были у нас и в последующие дни, а после обеда для разнообразия мы ездили на «раскаты» поиздеваться над щуками или на сомовью яму. Яма была сильно закоряжена, поэтому мы ловили на лягушку. Один раз, посидев часа полтора, мы поймали штук пять сомят по 5-6 кг для сомовьего пирога и поехали на базу. Такая рыбалка после жереховой охоты просто не воспринимается всерьез.
    Основную массу пойманного жереха мы отдали егерям, а самых крупных засолили, причем способом, о котором местные даже и не слыхали. Я его называю «саратовский» засол, которому меня научил Умнов во время моей стажировки у него в Чардыме. Способ простой и дает такое качество засоленного жереха, что по вкусу он становится вкуснее осетрины и чем-то походит на сомовий балык. А способ такой. Пойманную рыбу, не потроша, набивают через рот крупной солью, примерно стакан на двухкилограммовую рыбу. Если рыба крупнее, то и соли идет больше. Набивать нужно при помощи палочки, проталкивая соль внутрь желудка. Когда желудок набит полностью, это можно прощупать рукой. После этого рыба натирается и посыпается солью, включая жабры. Далее вся тушка обматывается туго медицинским матерчатым бинтом, так чтобы она походила на мумию. Таким образом подготовленная рыба определяется в морозильник до полного замерзания. Если все это происходит дома, то на следующий день замерзшую рыбу переносят в холодильник, где она должна пробыть неделю. При этом она медленно оттаивает и просаливается изнутри. Если вы на рыбалке, то рыба лежит в морозилке до вашего отъезда и начинает оттаивать в дороге. Далее рыба разбинтовывается и протирается от соли и сока досуха. Завершающая процедура делается либо на солнце, либо в теплом помещении: рыба вывешивается за хвост. На солнце из нее начинает течь лишний сок и топиться жир. Эта процедура придает мясу жереха аромат подкопченной рыбы. После того как жир перестает капать, рыба готова. Разделка обычная: вдоль хребта пополам на две части, затем нужно вычистить брюхо от остатков соли и кишек и, удалив хребет, пластовать на дольки. Мясо  у жереха получается малосоленым и чуть розового цвета, а вкус, - не передать словами. Свежеприготовленный жерех очень сочный и нежный, но даже если он пролежит неразделанный в холодильнике месяц, то и тогда он будет очень вкусный, но уже посуше, хотя кому-то это нравится. Я пробовал солить рыбу разных размеров: от 1.5 до 5 кг. Самое вкусное мясо получается у самой большой рыбы, - маленькие просто пересаливаются.
    В последний день нашей ловли мы, как обычно выехали на перекаты и стали применять нашу тактику, но что-то у нас не клеилось. Прошли все четыре переката, а поймали всего по два-три жереха, и больше поклевок не было. Смена блесен результата не дала. Проделав наш цикл еще раз, мы не намного увеличили наши уловы. Я решил еще раз проехать по реке и понаблюдать в бинокль. Дважды проезжая мимо небольшого островка, находившегося довольно далеко от основной струи и в стороне от переката, я заметил крутящихся у самого острова чаек. Спрашиваю Леху, напарника, а что там чайки у острова делают, как ты думаешь? А он отвечает, что окунь мол, наверное, малька гоняет. Ну, окунь, так окунь, сегодня это не наша рыба. После третьего холостого прогона я Лехе и говорю, давай подъедем ближе и посмотрим, что там за окунь. Подъехали метров на 50 к острову и встали. Стали бросать в сторону берега с недолетом метров 15, - ничего. Тут я как-то маханул мою палку посильнее, и блесна улетела на берег, плюхнувшись прямо на песок. Кручу катушку и стаскиваю блесну в воду. Далее через буквально три-четыре  оборота катушки – удар, да какой! От неожиданности я чуть спиннинг в воду не выронил. Вот это «окунь»! Вытаскиваю жереха под четверку, а тут и у Алексея спиннинг в дугу! Короче мы с ним за полчаса набили их штук 20, да все приличного размера. Когда клев прекратился, мы подъехали к берегу и посмотрели, почему он там стоял. От острова шла отмель и через буквально 5 метров от береговой кромки заканчивалась крутой двухметровой ступенькой, под которой и стояла стая. Мелочь выскакивала с отмели на глубину, а тут стая жерехов их и поджидала. Для нас такой расклад был просто открытием, что лишний раз подтвердило тот факт, что жереха не ловят, а на него охотятся.    
    Рыба никуда не исчезает, ее просто надо найти!Каждый раз, когда я приезжал с жереховой рыбалки, моя банная компания мучила меня вопросами, когда же будет готов долгожданный деликатес? Кто хоть раз пробовал таким образом приготовленного жереха, не променяет его ни на какую другую речную рыбу! А для меня, рыбака, это не только вкусный продукт, но и дополнительное удовольствие от рассказов о прошедшей рыбалке и воспоминаний о минутах счастья, полученных от охоты на жереха!

                22.02.2013


Рецензии