Как извлечь пользу из неприятного разговора

Как извлечь пользу из неприятного разговора. Советы профессионала.

Иногда жизнь предлагаем нам участие в разговоре, который сопровождается сильным выражением эмоций собеседника – повышенный тон, плач, резкие слова… В некоторых случаях здесь есть наша вина – совершили ошибку, выполнили задание позже обозначенного срока, подвели человека, а часто – просто оказались в ситуации, когда собеседнику удобно вылить свои эмоции на нас. Если это связано с рабочими вопросами и наш визави чувствует свою власть, избежать такого выплеска не получается. Мы тратим свои нервы, энергию, переживаем и думаем только о том, как бы не сорваться и поскорее бы это всё закончилось. Вашему вниманию предлагаются упражнения, которые хорошо зарекомендовали себя и удивительным образом меняют отношение собеседника к вам. Вы становитесь исключительным человеком, с которым нужно общаться по-другому и использовать вас как «ямку» становится просто невозможно.
Просьба относиться к этим техникам не как к панацее, а как к игре.
Вы замечаете, как играют маленькие дети? Они не ждут результата и выигрыша (тогда это уже не игра, а соревнование).
 Их секрет в том, чтобы наслаждаться процессом!
 Давайте позаимствуем у детей это замечательное качество – погружённость в процесс, тогда результат станет неважен и случится сам собой.
Во-первых, нужно обратить внимание на своё собственное дыхание. В неприятной для нас ситуации мы начинаем либо учащённо дышать, либо вовсе задерживаем его. Для нашего организма это неполезно, и можно просто попытаться «продышаться», стараясь сделать дыхание более ровным, выраженным и глубоким. Хорошо подходит «дыхание по квадрату»: вдох на 4 счёта (про себя считаете «один, два, три, четыре»), задержка на входе – 4 счёта, выдох – 4 счёта, задержка на выдохе – 4 счёта. Некоторые люди используют 6 счётов, но на практике я вижу, что 4 счёта более универсально.
Смотреть при использовании любой техники нужно не прямо в глаза, а в район переносицы.
 Прямой взгляд в глаза воспринимается как агрессия и призыв к нападению – это верно и для животных, и для человека.
Есть несколько способов того, как воздействовать на состояние собеседника, захваченного собственными эмоциями.
 Сегодня мы ознакомимся с двумя:
1. Молча смотрите на человека, пока тот высказывается, и мысленно… пожалейте его.
 Приведу пример из жизни: коллега (назову её Л.) оказалась на приёме у нашего клиента, недовольного одной услугой.
 Изменить ничего нельзя, уйти тоже, виноват другой сотрудник.
 А Л. оказалась «девочкой для битья». Почувствовала, что уже не выдерживает этого «эмоционального поноса» и сейчас взорвётся.
 Вспомнила эту технику, посмотрела на недовольного клиента и начала про себя: «Ах, ты мой хороший! Как же ты страдаешь! Каким несчастным себя чувствуешь! Как тебе тяжело жить с такой злостью! Как мне тебя жаль…».
 Помимо слов, в этой технике важно использовать поглаживание какого-нибудь предмета.
У Л. в руках была папка, она начала еле заметно поглаживать обложку, а потом уже более явно.
Прошла пара минут, и клиент внезапно остановил свой поток речи, предложил Л. чаю, сказал, что он очень разошёлся и просит извинить его.
 Это было очень неожиданно для Л.! Хотя она знала об эффекте этого метода, но не до такой степени.
Эффективно также представить собеседника ребёнком, маленьким мальчиком (девочкой), который что-то требует.
 Иногда комично выглядит, как малыш топает ножкой, кричит, настаивает.
 Только постарайтесь сдержать улыбку и смех.

2. Упражнение «Восхищение». Эти подарком поделился К. Довлатов.
 В некотором смысле, оно противоположно предыдущей технике.
 Вы также смотрите на собеседника и восхищаетесь тем, что он сейчас делает. Если кричит – скажите ему (про себя), как великолепно он кричит, вы никогда не слышали, чтобы кто-либо другой повышал голос также качественно и владел бы таким богатым запасом бранных слов.
 Если плачет – как качественно человек страдает, каким умением долго и горько плакать он обладает, другого настолько качественного страдальца даже представить себе невозможно.
Также упражнение помогает при общении со слишком обстоятельными людьми.
 Если человек повторяет одно и то же с массой подробностей – восхититесь тем, какой он зануда, как качественно он может зацикливаться на одной теме и не устаёт это повторять, что вам ещё не доводилось встречать человека, который настолько эффективно может утомить вас за короткий срок.
 Поведение собеседника может измениться самым непредсказуемым образом, вы удивитесь!
Когда собеседник возвращается из мира своих сильных эмоций в более адекватное состояние, у вас есть возможность высказать свои соображения, объясниться, словом, сделать то, что вы и планировали.
 Вам уже не будут мешать.
 Таким образом, вы извлечёте пользу прямо здесь и сейчас и запомнитесь как человек понимающий, приятный, с которым можно договориться.
 А иногда это так важно!
Я надеюсь, что предложенные способы вызовут у вас желание поиграть. А ваши творческие способности получат заряд для того, чтобы придумать что-то своё, весёлое, приятное и эффективное.
 Главное – играйте и наслаждайтесь процессом, тогда будет и результат.

Автор: Гоголева Мария, психолога, психотерапевт Центра развития Человека «ТочкаНоль»
http://tochka0.r


Рецензии