Весенняя охота

     В годовом жизненном цикле человека всё должно быть гармонично и полно, -  так, как в природе: весна сменяет зиму, вслед за летом приходит осень, и каждая пора по-своему прекрасна, а год в целом являет собой полную гармонию, - жизненный цикл природы с её периодом любви и рождения весной, ростом и расцветом летом, старением и увяданием осенью и смертью зимой.  Поскольку мой рыбацкий календарь чётко разделяется на два периода: зимний и летний, то каждый год у меня возникает естественная пауза весной и осенью, в период моего рыбацкого межсезонья. Было бы логично заполнить эти паузы чем-то другим, например, охотой, но, несмотря на то, что охотиться я начал ещё в детстве благодаря усилиям моего деда, Сергея Алексеевича Воробьёва, регулярными эти занятия для меня не стали по целому ряду причин, в том числе и по причине отсутствия охотничьей компании.
     А тут мой близкий приятель, Алексей, мой постоянный партнёр по рыбалке, проникся моими рассказами о былых охотах и купил себе сразу два ружья и всю необходимую амуницию. Немаловажную роль в его решении сыграл тот факт, что у него на севере Тверской области в глухой заброшенной деревне давно был куплен дом, и его как-то нужно было эксплуатировать. По рыбалке это место ничем особо не выделяется, хотя рядом и протекает река Молога, а вот по охоте… Места там просто изумительные, - зверя и птицы очень много: тут и глухари, и тетерева, и рябчики, и утки, и медведи, и лоси с кабанами. Природа  в тех местах очень красивая, северная: сосновые боры, многочисленные моховые болота, речки и озера, в общем, раздолье для боровой и водоплавающей дичи.
     До этого я охотился весной только на утку и гусей, а тут представилась возможность расширить свой охотничий кругозор,- поохотиться на глухаря и тетерева на току. И та, и другая охота является русской классической и известна, по-моему, ещё с 18-го века. К слову сказать, в Европе глухарей давно не осталось, и тамошние охотники частенько приезжают в наши глухие места поохотиться на эту реликтовую птицу. Перед поездкой я теоретически подковался, - просмотрел несколько роликов на Ю-тубе, узнал, как токуют глухари и тетерева, в чем специфика каждой из этих охот. С тетеревом вроде бы всё понятно: нужно знать, где расположены тока, заранее соорудить там шалаши, чтобы птицы привыкли к ним, а далее всё зависит от удачи и меткости охотника. Приходишь затемно в шалаш и ждёшь рассвета. Если повезёт, и петухи будут токовать в пределах выстрела, то дело за малым, - попасть, а если тетерева облюбуют себе место метрах в 70-100 от шалаша, то, значит, сегодня удача прошла мимо тебя.
     С глухарем всё сложнее, - он токует на высоких деревьях и в довольно глухих местах: на краю болот, в борах, подальше от жилья и дорог, причём это происходит не каждый день, а в зависимости от погоды. Даже в ясное, но ветреное утро, он токовать не будет. Шум леса при ветре не дает ему услышать токование соперника и отклики самки. Подъезжать к току нужно ночью, затемно. Останавливаться лучше не ближе 1-1.5 км от тока и тихо, не шумя, подойти поближе к току, где-то на 500-800 метров. Как правило, здесь нужно остановиться, ждать рассвета и слушать, не начнёт ли «щёлкать» глухарь. Песня его состоит из двух колен: «щёлкания» и собственно «песни», передать которую буквами, я просто затрудняюсь. Услышав второе колено, нужно приближаться к глухарю,  делая один-два шага под «песню» и замирая при паузах, - глухарь очень чуткая птица. Если вы, не дай Бог, хрустнете веткой в паузе, то он либо надолго замолчит и будет прислушиваться, либо слетит с токовища и охота ваша в этот день закончится. Так что каждый раз, когда глухарь «запоёт», нужно делать пару шагов и замирать в паузе в любой  даже самой неудобной позе, ожидая следующий «куплет». Иногда к глухарю можно подкрадываться и целый час, - всё зависит от расстояния, на котором вы его услышали и от активности его «песни». Такова теория, так сказать, бутылка с «сакральными» знаниями, но, наконец-то у нас настало время её откупорить.
     Приехали мы в деревню к Лёхе в понедельник через два дня после открытия охоты, - сделали это специально, чтобы разъехались все «начальники» и их друзья, и наш новый знакомый, егерь Александр Николаевич мог посвятить нам часть своего времени. Поскольку приехали мы около пяти часов вечера, а наутро уже планировалась охота, то егерь предложил нам на выбор два тетеревиных тока и выход на глухаря. Мы с Олегом решили посидеть в шалаше, а Лёха вызвался идти за глухарём. Этим же вечером съездили и посмотрели оба тетеревиных тока и места расположения шалашей, - дело, кстати, очень важное, - ведь идти-то придётся ночью, в кромешной темноте.
     Подъём был столь ранний, - два часа ночи, - что никак нельзя было понять: это поздний вечер или раннее утро. Но, как говорится, охота – пуще неволи. Быстро собрались, оделись, попили чайку и по машинам. Ребята с егерем поехали в одну сторону, я – в другую. Оставил машину где-то в километре от тока и пошёл. Ток представлял собой  поляну, покрытую прошлогодней полёгшей травой у опушки берёзового леса. Минут через пятнадцать луч моего налобного фонаря выхватил из темноты кучу сосновых веток на поле, в которых слабо угадывался шалаш. На коленках заполз внутрь и стал обживаться: установил стульчик, зарядил ружьё и начал ждать. По времени я пришёл очень рано: в шалаше я был уже в три часа, и сидеть пришлось довольно долго – часа полтора до прилёта первых тетеревов. Ещё в полной темноте то справа, то слева стало раздаваться хлопанье крыльев, - это слетались первые петухи. Через некоторое время они начали петь свои «песни».
     Звуки, которые издают птицы, очень сложно передать буквами и слогами, но охотники первое колено песни тетерева называют – «бормотание», а второе колено – «чуфыкание», чем-то напоминающее шипение. И вот со всех сторон началось пение петухов "бормотание", "чуфыкание", перемежающееся хлопаньем крыльев. Я сидел, обалдевший, и слушал. Стало потихоньку сереть, и я уже смог сквозь сосновые иглы шалаша различать на песочном фоне пожухлой травы чёрные силуэты тетеревов-косачей. В предрассветных сумерках оценить расстояние до птиц было невозможно, и мне оставалось только ждать.
     Ещё больше рассвело, и, оглядевшись со всех сторон, я увидел, что только один петух сидит в пределах выстрела, метрах в 25-30. Решил ещё подождать и полюбоваться этим великолепным зрелищем. Теперь я мог разглядеть токующего тетерева во всей его красе. Перо у петуха сверху иссиня-чёрное, брови ярко-красные, подкрылья и низ хвоста – ярко-белые. Токуя, тетерев поднимает крылья, опустив их кончики вниз, задирает хвост так, что становится виден его белый «подбой» и кружится на одном месте, исполняя свою «песню». Периодически петух подскакивает на полметра-метр, взмахивая крыльями и снова продолжает токовать.
     Так я и просидел завороженный этим зрелищем минут пятнадцать, и вдруг тетерев неожиданно захлопал крыльями и … куда-то перелетел. Облом! Я совсем забыл, что я не в экологической экспедиции, а на охоте, и вот результат. Стал осматриваться со всех сторон и увидел, что с одного направления токуют три тетерева, но на предельном для выстрела расстоянии – метров 45-50. Решил больше не ждать и стал готовиться к выстрелу. Расчистил от веток амбразуру, приладил ружьё, прицелился и … выстрел! Все три петуха захлопали крыльями и улетели, и охота моя закончилась. Промазал! Очень было обидно, но что делать, - подождал еще полчаса в надежде, что тетерева вернутся, и, не дождавшись, стал собираться домой. На обратной дороге заехал к егерю узнать, как дела, и выяснил, что Алексей добыл глухаря, а Олег - тетерева. Когда он узнал, что я промазал, то очень удивился и стал расспрашивать про ружьё, дробь и прочее. А я ему и говорю, что приехал на охоту с новым ружьём, которое приобрёл буквально накануне: итальянское Fabarm Elos Field A 12 калибра, и у меня совсем не было времени его пристрелять. А к ружью придан комплект из пяти сменных чоковых вставок для  стрельбы на разные дистанции: от "цилиндра" до "усиленного чока". Позже днём, пристреляв ружьё по мишени и посмотрев на осыпь дроби, я понял, что на охоте я стрелял из "цилиндра", и на этом расстоянии осыпь была очень велика, и поэтому я не смог толком попасть в птицу несколькими дробинами. Как говорится, готовь сани летом! Получил, конечно, от егеря жёсткую оценку своих действий, но делать нечего, - охота продолжается!
     На следующий день я должен был идти за глухарём, а Алексей - в шалаш за тетеревом. Встал я в пол-третьего и уже в три часа был у дома егеря. Оставил там свою машину, пересел в его УАЗик, и мы поехали. Дорога заняла у нас где-то полчаса: ехали мы по красивому сосновому бору, местами останавливаясь и убирая с дороги упавшие деревья. В одном месте пришлось даже достать бензопилу и распилить здоровенную упавшую сосну, чтобы расчистить себе проезд.
     Наконец-то мы выехали на поляну, за которой дорога заканчивалась. Вылезли мы из машины, зарядили ружья, выключили свои налобные фонари и пошли в лес в кромешной тьме. Надо сказать, что ходьба по лесу в темноте, да ещё безо всякого шума, требует определённого навыка.  Вестибюлярный аппарат отказывается работать, - тело постоянно теряет равновесие, и ты, чтобы не упасть пытаешься хвататься за стволы деревьев. Если они оказываются рядом с тобой, то это большая удача, а если нет, ...., то можно конкретно навернуться. Так и шли: егерь впереди, я в двух-трёх шагах за ним, еле угадывая его силуэт. Шли медленно, постоянно останавливаясь и прислушиваясь, не запоет ли глухарь. Через какое-то время егерь шепнул, что нужно остановиться и послушать. Сели на поваленное дерево и стали ждать рассвета, прислушиваясь. Сиди, ждём, - глухарь не поёт. Пока мы шли, поднялся ветер, и сосновый бор зашумел кронами деревьев. Это был плохой признак, - в ветреную погоду глухарь не поёт. Потом мы очень тихо и медленно подошли практически к самому току. С дерева взлетела глухарка, но глухарь петь отказывался. Рассвело. Постояли ещё минут тридцать и пошли назад, к машине. На сегодня всё, охота закончилась не начавшись! Приехав на базу, узнал, что Алексей вернулся с косачём. Он очень удивился, узнав, что мы съездили вхолостую, но такова охота, - удача должна присутствовать всегда, а её в тот день с нами не было! К слову сказать, во все последующие дни ни один из охотников, ходивший с нашим егерем на глухаря, не вернулся с трофеем, - все дни дул нешуточный северный ветер и глухари не токовали.
     Нужно было планировать следующий день, а егерь сообщил, что приезжают охотники-поляки, и он их поведёт и в шалаши на тетеревиный ток, и на глухаря, так что мы можем действовать самостоятельно. Алексей уехал по делам в райцентр, а я всё следующее утро потратил на обследование перспективных мест для тетеревиного тока. Прошлой осенью мы видели много тетеревов на заливном лугу в пойме Мологи, и я решил туда съездить. Было уже светло, солнце светило вовсю, и я, оставив машину на проселочной дороге, пошёл вдоль старицы Мологи  по направлению к полю. Подойдя к кромке поля, я услышал характерное бормотание и чуфыкание тетеревов. Ветер был в мою сторону, и я смог беспрепятственно подойти к току метров на 80-90. Стрелять было далековато, и я долго стоял и наблюдал в бинокль красочный спектакль под названием тетеревиный ток. Со всех сторон раздавались звуки токующих косачей, то здесь, то там из травы выскакивали чёрные силуэты петухов. Местами два петуха то расходились на несколько метров, то сходились, как на дуэли, то начинали сталкиваться грудью, ударяя друг друга крыльями. Красота!
     Одно из мест токования я зафиксировал на навигаторе, и днём на нашем охотничьем совете мы решили следующим утром опробовать наш новый скрадок, купленный накануне охоты. Вот как оно выглядело на практике. Пришли, как полагается, в темноте и быстро, минут за пять, установили скрадок, представляющий из себя палатку без дна из камуфлированной ткани с окнами на все четыре стороны. Сели на стульчики и стали ждать рассвета.
     Тетерева стали слетаться ещё в темноте. Было ощущение,  что они садятся рядом со скрадком. Когда чуть рассвело, чуфыкание тетеревов стало удаляться, - наверное, появление нового предмета на токе их насторожило. Не зря охотники строят свои шалаши на токах заранее, - за две-три недели до открытия охоты, чтобы птицы привыкли к шалашам и не боялись. Вскоре в бинокль рассмотрели двух косачей с одной стороны скрадка на расстоянии метров пятидесяти, не меньше. Другие птицы токовали вообще за пределами выстрела. Стало ясно, что другого шанса может и не быть, - надо стрелять. Приладили с Алексеем ружья в одно окно и стали ждать, когда оба тетерева сойдутся поближе, чтобы можно было осыпью от одного выстрела зацепить сразу двух птиц. Для такого расстояния зарядили патроны Магнум, - всё-таки шансов будет побольше надёжно поразить птицу. Короче, прицелились, и на раз-два выстрелили. Мой, правый петух, пролетел после выстрела метра три и упал битый вчистую, а Лёхин, - хлоп-хлоп крыльями и полетел восвояси. Ну, что ж, - один из двух, - тоже неплохо. Вылез я из скрадка, подошёл поближе, - лежит чёрно-белый красавец на подстилке из пожухлой травы, - просто натюрморт! До чего же красивый трофей! С полем тебя, дядя Юра!
     Чем хороша весенняя охота "по перу", так это своим разнообразием. Вот и нам в этот раз представилась возможность каждый вечер выходить на тягу вальдшнепа. Надо сказать, что никто из нас до этого на вальдшнепа не охотился, хотя раньше я его на охоте встречал и слышал характерное "хорканье". Что такое тяга вальдшнепа? Летает в вечерних сумерках и на рассвете самец вальдшнепа и зовёт самку характерным звуком: "хорк-хорк", который слышен издалека. Летает он довольно быстро и невысоко, - над верхушками деревьев, предпочитая просеки в лесу, поляны и опушки леса. Любит также летать вблизи ручьёв и небольших речушек.
     Выходили мы каждый вечер метров за триста от своего дома на опушку леса и занимали свои уже приглянувшиеся каждому места. Я приглядел пересечение просек в низинке в берёзовом леске, а ребята стояли на краю поляны. Постоять весной на тяге одно удовольствие. В солнечную погоду ветерок к вечеру стихает, и лес наполняется разными звуками и пением множества птиц. Садящееся солнце еще освещает самые верхушки берёз, а внизу, на земле, уже наступают сумерки, и все очертания деревьев вокруг становятся размытыми. Как только солнце село, жди тяги. Она длится минут сорок - час, максимум и прекращается с темнотой. Стоишь весь в напряжении и ждёшь, - вдруг где-то за деревьями раздаётся "хорк-хорк", и вальдшнеп вылетает на тебя. Кругом деревья, птица летит быстро, так что времени на выстрел совсем мало. Вскидка, поводка, выстрел, мимо!  Вскидка, поводка, выстрел, мимо! Надо сказать, что первые два дня все мы мазали безбожно, но уже на третий день стали попадать. Птичка эта необычайно красивая: пёстрые с различными оттенками коричневого и серого пёрышки, большие по сравнению с тушкой крылья и длинный куликовый клюв. Со стрельбой вроде дело наладилось, а вот найти в сумерках в кустах и деревьях битую птицу было непросто. Из сбитых двух находили одну. Эх, была бы с нами собачка! Тем не менее, вальдшнепа тушёного в сметанном соусе мы попробовали и по достоинству оценили его нежное мясо и изысканный аромат.
     Наш последний вечер преподнес  мне приятный сюрприз. Тяга в этот день, несмотря на хорошую погоду и тихий вечер, была плохая. Пролетело всего две птицы, из которых в одну я попал, но она неудачно спланировала метров за 70-80 и упала в чаще, так что я её не нашёл. Стою на своей просеке, и вдруг слева из-за вершины берёзы на расстоянии всего метров пятнадцати вылетает крупная птица, - глухарь! Я автоматически вскидываю ружьё, делаю поводку, а птица уже пересекла просеку и её от меня заслонила другая берёза. Продолжаю вести стволами за глухарём, и вижу, как он за берёзой поворачивает вправо и начинает пересекать вторую просеку. Не думая о том, что в стволах у меня семёрка, даю упреждение и стреляю. Глухарь дёргается, но продолжает лететь. Делаю ещё большее упреждение и стреляю второй раз. Птица как подрезанная валится в деревья. Бегу в лес ловить подранка, а она лежит чисто битая. Как потом выяснилось, второй выстрел с чуть большим упреждением сделал своё дело, - несколько дробин попало в голову и шею, и этого глухарю хватило, в противном случае я бы его такой мелкой дробью никак не взял. Это оказался молодой петух килограмма на три. Вот так удача в последний день!
     Всё хорошее когда-нибудь заканчивается, - вот и наша весенняя охота подошла к концу! Возвращались домой отдохнувшие, просветлённые от общения с весенней пробуждающейся природой, с трофеями и надеждами на будущие охоты.
               
                28.04.2014
    


Рецензии