Нежность

Вот уже год, как армянка Седа и русский Андрей были женаты...
Их брак для всех оказался неожиданным.
Они  случайно познакомились в общественном транспорте, бысто подружились и через месяц всем объявили о свадьбе.
Родители с обеих сторон были в шоке. Во-первых, считали, что молодые плохо знают друг друга, а во-вторых ( не озвучивали, но) не хотели, чтобы их сын(дочь) выбрал в жены(мужья) девушку(парня) другой национальности...
Но молодые были тверды в своем решении.
И свадьба состоялась...
По традициям обоих народов - с "горько!", и "с привязыванием пояса у невесты руками брата".

Молодые сразу же решили жить отдельно.
У них всё замечательно складывалось: и быт правильно устроили, и работали, и в гости к родителям ходили регулярно.
Молодые словно растягивали "медовый месяц". Они не упускали удобного случая, чтобы ласкаться, целоваться...
В доме у родителей Андрея было проще. Их семейные устои не были помехой "принародного" проявления нежности, а вот у родителей Седы - это не приветствовалось...

Седа знала об этом, но как-то стеснялась говорить молодому мужу, чтобы тот "лишний раз"  не обнимал её, не держал за талию, не поцеловал в щечку...
 - Седа, скажи мужу, что это неприлично! - предупреждала дочь армянская тёща.
 - Мам, ну как я ему скажу? Он ведь обидеться может...
 - Ну, тогда, избегай его, когда вы у нас дома. Видишь, все наши уже косятся и шушукаются. Неровен час, отец твой увидит - скандала не обернёмся...
Вспомни, что он устроил на вашей свадьбе, когда "Горько!" кричали...

 - Ой, мам, не напоминай! Всю свадьбу испортили со своими армянскими фокусами...
Где это видано, чтобы во время поздравлений молодоженам, встать за спиной у молодых и сказать:"Если они принародно поцелуются - я объявлю свадьбу недействительной!"
Срамота! Два месяца не могла родственникам Андрея в глаза смотреть.
Поди объясни им, что наши обычаи не разрешают "повсеместно" ласкаться...
И вообще! Он мой муж и я буду жить по его традициям!

 - Конечно! Бесстыжая! Тебе это на руку!

...Этот разговор услышала бабушка Седы по папиной линии - Варсик тати...

- Седуль, внучка, пойдем ко мне в комнату, - позвала она внучку, - я должна тебе рассказать кое о чем о наших традициях...
Седа неохотно пошла за бабушкой.
- Чего она мне нового скажет? Опять нотации будет читать, - думала она, но смиренно шла за тати (за бабушкой).

- Садись, балик(на арм. - дитя). И слушай меня внимательно!

... Не все традиции у народов хороши и полезны.
И далеко не все обычаи надо сохранять и беречь.
Во всём надо искать и находить здоровое семя и именно его сохранять.
Знаешь ли ты... хотя откуда? - я об этом никогда не говорила, именно вот такой запрет на "принародную" нежность стал причиной моего с твоим дедом личного несчастья?

- Как? - изумилась Седа.

- Давно это было...Три месяца, как я носила твоего папу под сердцем...
Однажды взяла кувшин и пошла за водой к роднику...
Там, возле кустов был привязан наш ослик.
Когда я набрала воды и хотела уйти, приблизился твой дед, чтобы перевязать ослика в другое место...
Молодость... красивая молодая пара... кровь заиграла у молодого мужа Акопа.
Он подошел ко мне, обнял, поцеловал, и на радостях схватил меня на руки и посадил на ослика...

Мы оба, счастливые, хохотали... На хохот прибежали соседка с мужем...

Что было дальше - вспоминать больно!
Муж соседки обозвал Акопа слюнтяем и слабаком. А соседка - меня: бесстыжей и испорченной...

На следующий день, вся деревня, забыв о своих насущных проблемах, обсуждала испорченность и разврат нашей молодой семьи...
Не забывали злорадствовать по этому поводу и потом, когда собирались у кого-то на свадьбе или в другой компании...
Мой молодой муж смалодушничал... не смог по достоинству ответить на насмешки, и с этого дня стал выпивать по черному...
Каждый раз напивался до пьяна и кричал на меня.

- Будь ты проклята! Из-за твоей красоты и любви к тебе я стал посмешищем в деревне.
Что, не смогла дать мне пощёчины, чтоб я не сделал этого?
- А что ты сделал-то? - пыталась я "оправдывать" наш поступок...
- Молчи! - кричал он, - жить мне теперь с опущенной головой! Не слабак я, не слабак! - доказывал он то ли себе, то ли мне, то ли всем.

...Я так и не смогла оттащить его от бутылки. Любя, ненавидел он меня.
Никогда, ни разу больше он до меня пальцем не дотронулся.
Мы оба были несчастны... из-за глупых пересудов односельчан.
Не принято было показывать свои чувства: для мужчины - это слабость, а для женщины - распутство...

...Седа тихо слушала. Потом встала, подошла к бабушке, вытерла слёзы с её лица - еще больше постаревшего за эти двадцать минут, поцеловала её и вышла из комнаты...

...Во дворе Андрей играл в нарды с её братом. Рядом сидел и наблюдал за игрой дядя Седы...
Седа тихими шагами сзади подошла к мужу, обняла его за шею и нежно поцеловала его за щёку.
У Андрея засияли глаза от счастья...
Брат с дядей опустили глаза, делая вид, что ничего не заметили...

...Это было началом вычёркивания из жизни ненужных традиций...


Рецензии