Происхождение добра и зла
Одним из основных догматов христианства является учение о Боге-Творце, Который, в отличие от платоновского Демиурга, устраивающего космос из некоего первичного вещества, созидает Вселенную из ничего. Все существующее получило бытие благодаря свободной воле Творца: "Он сказал - и сделалось, Он повелел - и явилось" (Пс.32:9).
Но является ли Всеблагой и Любящий Бог Творцом зла???
"Все чрез Него начало быть и без Него ничто не начало быть" (Ин. 1:3). Касается ли это бытия зла?
Почему Бог, не будучи создателем зла, все же позволяет ему действовать?
Данная работа будет представлять собой разнообразие вариантов ответов для раскрытия темы о добре и зле у разных богословов. Хотя по вопросу о происхождении зла никто не даёт достаточно убедительного ответа, ограничиваясь тем, что Бог не был его создателем.
Странно, ведь ответ достаточно очевиден. Я познакомлю вас со своей точкой зрения на этот вопрос в выводе данного реферата, и там же отвечу на вопрос, почему Бог позволяет действовать злу.
К сожалению, сейчас я имею очень ограниченный доступ к литературе, поэтому не смогла найти у богословов подтверждения ходу своих мыслей, но я больше чем уверена, что достаточно скоро найду его.
Поэтому я не могу совершенно согласиться с авторами, представленными в этой работе отвечающими на этот вопрос.
1.Зло сотворил не Бог .
Как можно примирить существование зла или страдания с христианским утверждением благости Бога, сотворившего мир? Ниже мы рассмотрим некоторые варианты ответа на этот вопрос", предлагаемые в христианстве.
1.1.Теодиции. Проблема зла. подход Иринея Лионского признает за злом определенное достоинство, отводя ему положительную роль в замыслах Божьих. С точки зрения его критиков, этот взгляд поощряет пассивное признание существования стимула, чтобы противостоять ему.Августин Гиппонийский увидел происхождение зла в сатанинском искушении, которым сатана увлек Адама и Еву от послушания их Творцу. Таким образом, утверждал он, нельзя считать Бога ответственным за зло. Откуда же взялся сатана? Сатана стал падшим ангелом. Но как же мог благой ангел стать столь злым? Как можем мы объяснить первоначальное падение этого ангела? По этим вопросам Августин не даёт ответа. Карл Барт: Понятие о всемогуществе Божием должно всегда восприниматься в свете божественного самооткровения во Христе. Он верит в победу божественной благодати над неверием, злом и страданиями. "Ничтожность" выступает в роли того, что противоречит воле Божьей. Однако, его критики нашли идею о "ничтожности" проблематичной и обвинили его во впадении в произвольные метафизические мудрствования в вопросе, в котором верность библейским повествованиям имеет основополагающее значение.
«Библия говорит о нравственном совершенстве Бога (Пс.99:5; Мр.10:18) и Его силе (Иер.32:17; Мф.19:26). Творил только Он (Быт.1:1-2; Ин.1:1-3), и все им сотворенное было хорошим (Быт.1; Екк.7:29). Он не создавал зла, которое Он ненавидит (Пс.7:11; Рим.1:18). Он не искушает и не искушается (Иак.1:13). Зло — это отсутствие или беспорядок добра.
Творение подразумевает власть Бога над миром. Творение не принадлежит нам; мы пользуемся им по поручению Божьему. Мы предназначены быть управляющими божественным творением и несем ответственность за то, каким образом проходит наше управление. А. Мен6ь: « Когда зло сталкивается с человеком, то производит совершенно различные эффекты. Мы знаем людей, которые в результате переживаний, страданий, кризисов, впадали в полную бездуховность, атеизм и так далее. И, наоборот, знаем столько же, если не больше, скорее больше, людей, которые, пройдя через отрицательный опыт, как-то духовно углубились». Зло - это не есть какое-то самостоятельное начало, а это порча, карикатура, извращение.
В каждом сообществе должен быть центр. В человеке должен быть Царь, Господин, Владыка. Вот это и есть наш Дух, наш Разум.
В каких формах в мире существует зло? Все то, что препятствует совершенствованию мира, совершенствованию жизни. Это смерть. В Писании называется самым большим врагом - смерть. Второе зло на уровне человека - это зло нравственное. И, наконец, на уровне чисто духовном - то, что мы называем демоническим злом. Жизнь каждую минуту противостоит смерти, противостоит разрушению, противостоит распаду.
1.2. Зло и Божий мир: особая проблема. Дэвид Юм кратко сформулировал ее следующим образом: "Желает ли Он предотвратить зло, хотя и не может? Тогда Он бессилен. Может ли Он, хотя и не желает? Тогда Он зол. Или же Он и может, и желает - тогда откуда зло?" Таким образом, проблему зла можно понимать как противоречие, в котором задействованы три идеи: Божьего могущества, Божьей благости и присутствия зла в мире. Здравый смысл вроде бы говорит нам, что все эти три идеи не могут быть истинными одновременно.
1.3.Типы решений. Брайтман считает что следует, говорить о Боге с ограниченной волей, чем об ограниченном Боге. Ограничение входит в саму природу Бога. Финитизм Брайтмана решает проблему. Кроме того бросает тень сомнения и на благость Бога. Гордон Кларк проводит разграничение между указующей и распорядительной Божьей волей. Указующая воля - это то, что Бог повелевает, например десять заповедей. Однако причиной любого события является распорядительная воля Божья. Бог является причиной греха. Кларк по сути дал новое определение благости Бога. Предложенное Кларком решение проблемы зла принимает форму, близкую к следующему силлогизму: Все происходящее - от Бога. Все исходящее от Бога – благо. Все происходящее – благо.Но при таком решении проблемы зла термин благость претерпевает такую трансформацию, что приобретает смысл, совершенно отличающийся от обычного понимания Божьей благости. Отрицание зла. Третье предлагаемое решение проблемы зла заключается в отрицании реальности зла, в результате чего становится ненужным объяснение возможности его сосуществования со всемогущим и благим Богом. Мэри Бейкер Эдди .Метафизика у нее в основе своей идеалистическая, реальность материи отрицается. Единственная реальность - Бог, бесконечный ум. Дух реален и вечен, материя же нереальна и преходяща. Это иллюзия, поддерживаемая иллюзией. "Зло не имеет реальности. Это не личность, не место и не вещь, но просто верование, иллюзия материального ума и чувства".
2.Вопросы, связанные с проблемой зла.
Некоторые вещи Бог делать не может. Он не может лгать. Он не может нарушить Свое обещание. Бог не может создать подлинно свободное существо и в то же время гарантировать, чтобы это существо всегда поступало точно так, как того хочет Бог. Поэтому Бог и сотворил мир таким, что добро в нем может обращаться во зло, если мы неправильно им пользуемся или если что-то идет не так во всем мироздании. Но почему бы Богу не искоренить зло сейчас? Это выглядит быстрым и легким решением, но следует задуматься над вопросом, что это могло бы за собой повлечь. Бог обещал, что Он больше не будет уничтожать весь человеческий род (Быт. 6 - 7). А Он не может отказаться от Своего обещания.
Не все, что мы называем добром и злом, является таковым на самом деле. Добро нельзя определять как нечто приносящее личное удовлетворение человеку. Добро должно рассматриваться в связи с волей Божьей и бытием Бога.
В результате человеческого греха могло появиться множество видов природного зла. Теперь вопрос звучит так: как могли добрые ангелы, особенно тот, который стал дьяволом, первыми согрешить? Учитывая, что они находились в присутствии Самого Бога, что вообще могло толкнуть их к греху? Не было ли в творении немного греха с самого начала? Не присутствовала ли в нем какая-то греховная компонента, хотя бы частичка, хотя бы пылинка? А если это так, не следует ли считать Бога виновным в этом грехе, ответственным за него и за все прочие грехи, последовавшие за ним?
3.Особые Божьи представители: ангелы.
Под ангелами мы подразумеваем созданных Богом более высоких по сравнению с человеком духовных существ. При этом некоторые из них остались послушными Богу и выполняют Его волю, другие же вышли из повиновения, потеряли свою святость и теперь противоборствуют Ему и мешают Его делам.
Не все ангелы равны по своему достоинству и по своей близости к Богу: между ними существуют различные иерархии, находящиеся во взаимном соподчинении. Добрые ангелы. Их деятельность: Ангелы постоянно восхваляют и прославляют Бога (Иов 38:7; Пс. 102:20; 148:2; Отк. 5:11-12; 7:11; 8:1-4). ангелы пели "Слава в вышних Богу" (Лк. 2:13-14). Ангелы раскрывают и сообщают послание Бога человеку, действуют как посредники в преподании людям закона (Деян. 7:53; Гал. 3:19; Евр. 2:2). В Новом Завете они часто описываются как приносящие послание от Бога.
Злые ангелы. Князь бесов. Силе сатаны поставлены пределы. Деятельность бесов: Будучи подданными сатаны, бесы выполняют его дело в мире. Можно, следовательно, заключить, что они используют все те формы искушения и обольщения, которые применяет он. Они навлекают болезнь: немоту (Мк. 9:17), глухоту и немоту (Мк. 9:25), слепоту и немоту (Мф. 12:22), судороги (Мк. 1:26; 9:20; Лк. 9:39), расслабленность (паралич) и хромоту (Деян. 8:7).Мы видим, что бесы могут разговаривать, используя, очевидно, голосовой аппарат одержимого человека (Мф.8:29,31;). Бесы могут вселяться в животных.
4.Происхождение зла. И. Дамаскин.
Учение о добровольном отпадении диавола от Бога является ответом на извечный вопрос всякой философии о происхождении зла. Зло не есть некая изначальная сущность, совечная и равная Богу, оно есть отпадение от добра, противление добру. он действует только в тех границах, в которых ему допущено Богом. Но, будучи клеветником и лжецом, диавол употребляет ложь как свое главное оружие: он обманывает свою жертву, показывая ей, будто в его руках сосредоточены могучая сила и власть, тогда как на самом деле у него нет этой силы.Бог является абсолютно непричастным злу, однако зло находится под Его контролем, так как именно Бог определяет границы, в которых зло может действовать. Естественно возникает вопрос: зачем вообще Бог позволяет злу и диаволу действовать? зачем Он допускает зло? Ответив на вопрос о происхождении зла, богословие не дает четкого ответа на вопрос о том, почему Бог, не будучи создателем зла, все же позволяет ему действовать.
Адаму не было "на роду написано" согрешить - последнее зависело только от его свободной воли
4.1. Грехопадение. Вся тварь подчиняется "рабству тления", и теперь она вместе с человеком будет "ждать освобождения" от этого рабства, потому что покорилась суете не добровольно, но по вине человека (Рим. 8:19-21).
«Проблема зла, как удивительно точно отметил отец Буайе, сводится в подлинно христианской перспективе к проблеме "лукавого". "Лукавый" – это личность, это "некто". начало зла коренится в свободе твари. И когда Ева видит, что дерево прекрасно, появляется некая ценность вне Бога. "Вы будете как боги", -говорит змий. Он не до конца обманывает человека, потому что человек действительно призван к обoжению.
5. Зло подвластно Богу
Часто возникают ситуации, когда кажется, что торжествует зло, а Бог отсутствует. Но зло подвластно Богу. Власть Бога над злом столь велика, что Он может использовать его для Своих целей. Он часто обращает намерения злых людей против них же самих, извлекает добро из зла, подобно случаю с Иосифом (Быт. 50:20).
Бог — Господь, любящий Своих детей. Он отвечает на их молитвы, оберегая их как зеницу ока и скрывая в тени Своих крыл (Пс. 16:8). Он остаётся их Отцом и Царём.
6. Вывод. 6.1.Происхождение зла.
Автором и творцом зла был человек! Почему? Все согласны, что Бог не был создателем зла. Это доказывать не нужно. При сотворении живых существ Бог не только человеку дал способность создавать что-то. Животные тоже могут творить – строят себе норы, а бобры – подводные хатки, птицы вьют гнёзда, муравьи строят муравейники, пауки плетут паутину, осы строят гнёзда, пчёлы делают соты. Ангелов Он не наделил подобными способностями, по крайней мере, я нигде в Библии этого не нашла. Но человека Он создал по Своему подобию, и наделяя его творческими способностями расширил эти возможности. Человеческая способность к творению включает в себя как созидание из чего то, так и творение из ничего (ex nihilo). Из ничего человек творит, например, тогда, когда пишет стихи, сочиняет музыку, сказки и прочее, а также когда даёт определение чему бы то ни было. Так вот человек создал зло, то есть явился его автором в тот самый момент, когда дал ему определение. Именно с этого момента зло получило существование, как нечто теоретическое, что имеет место быть при определённых обстоятельствах.
Так как конкретно о происхождении добра и зла в Библии ничего не сказано, можно допустить, что события развивались примерно по такому сценарию: (я изложу только краткий сюжетный ход):
6.2.Почему благой ангел стал злым ? или кто создал зло?
В начале шестого дня Бог творит мужчину – первого человека. « И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.» (Быт.2:7) Потом - насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. (Быт.2:8) И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. (Быт.2:15-18)
Обратите внимание, что день продолжается, то есть время идёт. Как вы думаете который сейчас час? Уже наступило время для создания второго человека?
« Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.» (Быт.2:19-20)
Теперь возможно уже вечер. « И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. (Быт.2:21 -23)
То есть, человек, который был создан в начале дня, 1.видел как Бог насадил сад, 2.имел общение с Богом, 3.и Он дал ему поручение хранить и возделывать сад, 4. дал ему обильное обеспечение в пище,5. поставил завет не есть от запретного дерева, 6. Видел, как Бог образовал из земли животных, 7.получил право дать им имена, 8. видел, что Он привёл их к нему, 9.радовался сам и радовал Создателя (чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым) . 10. Сделал вывод, что творение человека ещё не закончено.( но для человека не нашлось помощника, подобного ему) .
А человек, сотворённый в конце дня, ничего этого не видел, не знал, не делал.
Как он может об этом узнать? Спросить. У кого? У того, кто был создан первым.
Представьте: счастливые муж и жена гуляют по райскому саду и муж рассказывает ей откуда всё это. Говорит, что своими глазами видел, как Бог насаждал этот сад, где они сейчас гуляют, говорит, что общался с ним, и что всё это – Великие и прекрасные дела Божии, говорит, как сильно он любит Его. И она понимает, что тоже бесконечно сильно любит Бога и желает скорее увидеться с Ним.
(конечно на всё это мало одного дня, поэтому проходит какое-то время, трудно сказать сколько времени прошло, ведь когда человек счастлив он не следит за временем.)
« И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.»(Быт.1:27-28).
«И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.»(Быт.2:25) Несмотря на то , что вокруг находилось множество ангелов, облечённых в одежды блистающие, или льняные с золотым опоясаниями, а у других одежда бела как снег!!! (Дан. 10: 4-6;Мф. 28:2-3) (думаю, что их одежды были столь различны в связи с небесной иерархией).
Вы можете представить, что женщине не захотелось таких же одежд? И мужчине – тоже! Все их чувствования в это время выражены словом «не стыдились». При чём им уже было сказано – владычествуйте и управляйте!..
Пусть они радуются, а мы с вами перенесёмся немного в другое место.
Здесь Бог Создатель Вселенной призвал к Себе Люцифера.
Так говорит Господь Бог:
- ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находишься в Едеме, в саду Божием; твои одежды украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено в день сотворения твоего. Ты помазанный херувим, чтобы осенять (озарять, осиять, освещать), и Я поставил тебя на то; ты на святой горе Божией, ходишь среди огнистых камней. Ты совершен в путях твоих со дня сотворения твоего. (Иез.28:12-15)
Пойди к тем двум, которые наги, и которым Я сказал владычествуйте над всем творением Моим. И возвести им благую весть о том, что будет, если они вкусят от дерева Жизни.
Люцифер, обладающий полнотой мудрости, устремился исполнять волю Божию. Он готов поведать обоим человекам, что приняв плод от дерева – прообраза Иисуса Христа соделаются царями и священниками Богу и Отцу Своему. (Откр.1:5-6) И облекутся в одежды подобные одеждам Сына Человеческого, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: (Откр.1:13)
А человек сотворённый вторым всё не перестаёт задавать вопросы, хотя и сама уже имеет общение с Богом. Ведь пребывать в общении друг с другом и Богом – такое блаженство!..
И первый человек захлёбываясь от счастья и вдохновения продолжает рассказывать, делясь своими знаниями и открывая ей тайны, сокрытые от неё: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.» (Быт.2:9).
- А что такое зло?- спрашивает второй человек.
И первый человек , обладая совершенным умом, даёт совершенное определение!
С этого момента зло получило существование, как нечто теоретическое, что имеет место быть при определённых обстоятельствах.
Возможно ангел начал размышлять дальше – зло противоположно добру, и если Бог – добро, то став противоположным, я смогу стать таким же бесконечным злом. Не знаю, почему он не подумал, что станет противоположным не Богу, а самому себе. И таким образом не приобретёт ничего большего, а потеря его будет невосполнимой. Ведь расплата за грех – смерть, и только смертью Христа спасаются люди. За ангелов умереть невозможно! Даже если получится водухотвориться (по аналогии с воплотиться) в их природе, то невозможно будет заплатить смертью, ведь ангелы создания по природе бессмертные. «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою;» (Иез.28:17)
Как бы там ни было, он решил не просто промолчать о дереве Жизни, но и вообще отвлечь от него внимание. «И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?»
И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
И вместо того, чтобы сказать о результатах вкушения с другого дерева - соделаетесь царями и священниками Богу и Отцу Своему. И облечётесь в одежды подобные одеждам Сына Человеческого.
Сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
«Вкусив плод дерева познания добра и зла, Адам и Ева не совершили первородный грех. этот поступок был лишь внешним проявлением греха, уже совершённого в сердце. Решение Адама и Евы проявить непокорность, непослушание, стать подобными Богу не было первородным грехом. Первородный грех был совершён, когда Адам и Ева поставили под вопрос правдивость Бога. Когда Адам с Евой решили, что у них есть право судить, говорит ли Бог правду или нет, они согрешили»
Само дерево не было плохим , потому что « И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.(Быт.1:31)». "Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачавши, раждает грех, а сделанный грех раждает смерть" (Иак. 1:14-15). Рим. 6:23: "Ибо возмездие за грех - смерть".
Познание Добра и зла – соединение с добром и злом, прилепление к нему, до такой степени, что человек начинает всё видеть не нейтрально, как при сотворении, и тем более не через Христа, а через добро и зло. Но на самом то - деле, когда человек совершает конкретный поступок, он не знает сам по себе, есть ли это абсолютное добро или это зло. Если б человек знал до конца что есть добро, а что зло, нужны ли были ему десять заповедей и моральные повеления Нового Завета??? Он ведь и так всё знает!!!
Изгнание из рая было вынужденной мерой Любви, чтобы людям иметь возможность спасения. Ведь, если бы Адам стал бессмертным, как ангелы Иисус Христос смог бы воплотиться, но не смог бы принять смерть – он тоже, как и все люди был бы бессмертен, и цену за наше спасение невозможно было бы заплатить. «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни. (Быт.3:1-24)».
Один из Нас – это Иисус, так как он воплотился в плоть не с Божьим мировоззрением, а воспринимающую всё через добро и зло.
6.3. Бог не побуждает и не возбуждает никого делать грех!
Братья Иосифа, перепись Давида, Иона, Иов, Исаийя («Я…..произвожу бедствия»Ис. 45:7)В результате того, что когда-то человек съел плод, он стал мыслить категориями добра и зла. Он всё оценивает с точки зрения этого дерева. И судит обо всём хорошо это или плохо, добро или зло…. А Бог воспринимает всё совершенно в других категориях! У Него жизнь или смерть! Всё, что не способствует жизни – смерть! Всё, что не приводит человека к жизни вечной – смерть! Всё, что ведёт к Жизни – жизнь! Не важно кого это касается одного ли человека (Иосиф, Иов и его жена, Иона ) или целого народа (Давид и перепись населения). Ведь дерево познания добра и зла только так называлось, а по сути своей было деревом смерти, и этого Бог не утаил от Адама, сказав «в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.(Быт.2:16-17)»
Написано: И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. (Быт.2:9) Посреди - значит в середине, в центре. Какой бы формы не был Эдемский сад, центр у него мог быть только один. Потому что Бог так устроил, что у любой геометрической фигуры может быть только один центр, а не два.
Из Быт. 2:9 следует, что в центре рая могло быть только одно дерево – дерево жизни! Дерево познания добра и зла, возможно, было посажено очень близко к центру, но не в центре сада. Дерево жизни являлось прообразом Христа для первых людей, потому что « Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков».(Иоан.1:3-4). То есть рай являлся отражением человеческой жизни в центре которой, как хотелось Богу, мог быть Иисус.
Можно пойти дальше и рассмотреть как прообраз человека и всю землю: Бог создал 1.Землю как планету (В начале сотворил Бог небо и землю.(Быт.1:1)), 2.землю, как континент (И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. (Быт.1:9-10)), 3.и землю, как сад (И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.(Быт.2:8)).
И человека создал из земли как дух, душу и тело. При этом в центре рая – дерево Жизни!!!
Значит, центром человека должен был быть Христос!!!
Когда человек вкусил плод от второго дерева, сменился его центр восприятия всего, центр всей его жизни. Это всё равно, что если вы чуть-чуть сдвинете мушку, у пристрелянного оружия. Как вы думаете, если начать стрелять из подобного оружия, сколько будет процентов попадания в цель? Возможно поэтому с еврейского слово «грех» дословно переводится как непопадание в цель, промах. С тех самых пор Адам и все в нём стали таким искажённым оружием.
Именно поэтому, когда мы пытаемся человеческим умом понять происхождение добра и зла сталкиваемся с морем проблем. Потому что, сколько не стреляем, не можем попасть в цель, потому что это просто невозможно.
Попасть в цель может только Иисус, и когда мы мыслим в Нём, то становится понятно, что то, что человек своим искажённым умом называет зло, но оно ведёт к Жизни, а, следовательно, это и не зло вовсе. А то, что человек называет добром совсем не добро. И вообще понятие добро каждый сформулирует по-разному. Один скажет: «добро, это когда мне дали денег на водку».
В толковом словаре русского языка такое определение добра: «Добро1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу, добрый поступок. Желать добра кому-нибудь. 2. Разговорное. Имущество, вещи. Накопить добра. 3.разговорное., пренебрежительное. О ком, чём-нибудь плохом, негодном. Такого добра и даром не надо.» «Зло – деструктивная деятельность, направленная на разрушение, причинение вреда и неприятностей. «многих приходится уважать не за то, что они творят добро, а за то. что не приносят зла . (К.А. Гельвеций)»
И вообще. Когда человек пытается понять добро это или зло он выпускает из виду вопрос Жизнь это или смерть.
Когда мы начинаем мыслить в категориях Жизнь или смерть, тогда многие «непонятные» вопросы Библии становятся понятными.
Конечно же, Бог не творил зло. Его создателем явился человек. И Бог не использует зло, сотворённое человеком. Он исправляет зло, которое люди делают по собственной воле (братья Иосифа). Деяния Бога, которые человек определяет ( оценивает, судит) называя злом, по сути злом не являются, потому что если смотреть с точки зрения Бога они ведут к Жизни, а значит они – жизнь. Бог никогда не делает зла, не использует других для совершения зла, потому что все эти действия направлены к Жизни вечной и являются жизнью!
Поэтому прав был Иов! Он мыслил в категории жизни! « и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге. (Иов.1:21,22). « Трубит ли в городе труба, - и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?(Ам.3:6)» За то и дал Я вам голые зубы во всех городах ваших и недостаток хлеба во всех селениях ваших; но вы не обратились ко Мне, говорит Господь. И удерживал от вас дождь за три месяца до жатвы; проливал дождь на один город, а на другой город не проливал дождя; один участок напояем был дождем, а другой, не окропленный дождем, засыхал. И сходились два-три города в один город, чтобы напиться воды, и не могли досыта напиться; но и тогда вы не обратились ко Мне, говорит Господь. Я поражал вас ржою и блеклостью хлеба; множество садов ваших и виноградников ваших, и смоковниц ваших, и маслин ваших пожирала гусеница, - и при всем том вы не обратились ко Мне, говорит Господь. Посылал Я на вас моровую язву, подобную Египетской, убивал мечом юношей ваших, отводя коней в плен, так что смрад от станов ваших поднимался в ноздри ваши; и при всем том вы не обратились ко Мне, говорит Господь. Производил Я среди вас разрушения, как разрушил Бог Содом и Гоморру, и вы были выхвачены, как головня из огня, - и при всем том вы не обратились ко Мне, говорит Господь. Посему так поступлю Я с тобою, Израиль; и как Я так поступлю с тобою, то приготовься к сретению Бога твоего, Израиль, ибо вот Он, Который образует горы, и творит ветер, и объявляет человеку намерения его, утренний свет обращает в мрак, и шествует превыше земли; Господь Бог Саваоф - имя Ему.(Ам.4:6-13)
Цель Бога здесь ясна Он не прячет её! Он говорит : вы не обратились ко Мне ! Он производит всё это , чтоб его народ обратился к Нему и имел Жизнь! И казни египетские давали египтянам возможность принять Живого Бога своим Богом и получить Жизнь. Бог делает всё возможное и невозможное, чтобы человек имел Жизнь вечную. ЧТОБЫ ПРИВЕСТИ НЕВЕРУЮЩИХ К ПОКАЯНИЮ. « Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это. Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду; да раскроется земля и приносит спасение, и да произрастает вместе правда. Я, Господь, творю это. Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: "что ты делаешь?" и твое дело [скажет ли о тебе]: "у него нет рук?"(Ис.45:7-9)»
В конечном итоге всё служит целям Бога – ради Его прославления и ради блага его народа. « О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, (1Пет.1:6-8)»
Бог не создавал зло. Потенциально Он создал смерть, она присутствовала в творении с самого начала. Но войти в мир она могла только посредством греха. Грех был той единственной дверью, через которую могла появиться в мире смерть. И пока она была заперта смерть никому не могла принести вреда. (это является ответом на вопрос умирали ли животные или люди в Эдемском саду, если бы не было грехопадения). Грех является злом, открывшим эту дверь, соответственно смерть явилась наказанием за совершённое зло. Пока нет греха смерть мертва. Бог объяснил в своём Слове происхождение смерти – грехом вошла смерть. У этой заслуженной нами смерти несколько сторон: 1) физическая смерть, 2) духовная смерть и 3) вечная смерть. « Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили.(Рим.5:12)» . Рим. 6:23: "Ибо возмездие за грех - смерть". (Смерть как разрушение Божьего творения не была абсолютной, ведь мы видим, что после смерти тело не распадается на атомы, и более мелкие элементарные частицы. То же самое происходит с душой и духом).
Если вы до сих пор не верите, что Бог смотрит на всё через Жизнь и смерть, а не через добро и зло, попробуйте ответить на вопрос: почему апостол сказал : « Последний же враг истребится - смерть, (1Кор.15:26)»! а не последний враг истребиться – зло???
Бог устроил так, что через грех в мир вошла смерть, приняв которую Иисус смог даровать нам спасение.
Цель Бога, нужный Ему результат – Жизнь вечная!
6.4. Итак, почему Бог, не будучи создателем зла, все же позволяет ему действовать?
Потому что Бог Всемогущий! И мы можем видеть Его Всемогущество в каждом конкретном случае, когда Бог любое действие зла обращает в добро (Жизнь), решающая битва в войне между злом (смертью) и Жизнью была выиграна Христом при Его распятии и воскресении , и в общем и целом, когда он заранее даёт нам знать (Откровение Ин.) исход последней битвы, так что мы можем быть целиком и полностью уверены в Его окончательной победе!
Потому что слишком легко для Бога взять то зло, которое человек совершил по своей воле и повернуть в нужном направлении , через существование зла в мире падшему человеку проще увидеть Величие Бога.
Этим Он показывает , что Он – Господь! Что ни человек, ни даже всё человечество (Потоп), ни ангелы, ни бесы и сатана, ни добро и зло - НИЧТО(!) не может разрушить Его планы! Потому что Он – БОГ!!!
А ещё Бог позволяет существовать злу, потому что, полностью его контролирует и в любой момент может прекратить его существование.
Содержание.
Введение………………………………………………………………………………..1
1.Зло сотворил не Бог . ………………………………………..…………………....2
1.1.Теодиции. Проблема зла……………………………………………….…………2
1.2. Зло и Божий мир: особая проблема……………………………………………...3
1.3.Типы решений………………………………………………………………….…..3
2.Вопросы, связанные с проблемой зла………………………………………………4
3.Особые Божьи представители: ангелы………………………………………….….4
4.Происхождение зла. И. Дамаскин……………………………………………….….5
4.1. Грехопадение………………………………………………………………………6
5. Зло подвластно Богу…………………………………………………………………6
6. Вывод……………………………………………………………………….…………6
6.1.Происхождение зла………………………………………………….……...……….6
6.2.Почему благой ангел стал злым ? или кто создал зло?..........................................7
6.3. Бог не побуждает и не возбуждает никого делать грех!......................................11
6.4. Итак, почему Бог, не будучи создателем зла,
все же позволяет ему
Список литературы
1. Алфеев.И. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. Издается по благословению митрополита Сурожского Антония
2. Библия книги священного писания Ветхого и Нового Завета канонические Открытая Библия. Door of hope international Издание второе.1996.
3. Колб. Р. Христианская вера. Просветительский Фонд «Лютеранское Культурное Наследие».
4. Лосский.В. Догматическое богословие. Перевод с французского В.А.Рещиковой. М.: Центр "СЭИ", 1991
5. Лосский.В. Очерк мистического богословия Восточной Церкви; Москва 1991
6. Мак Грат .А. Введение в христианское богословие. Электронная книга.
7. Макмертри. Г.Ш.Сотворение: Наше Мировоззрение.
8. Мень.А. О Добре и Зле.
9. Под ред. Хортона.С. Систематическое богословие. Спрингфилд, Миссури, США 1999.
10. Эриксон.М. Христианское богословие.
Свидетельство о публикации №214102801784