Педагогика под звон червонцев

Валериан Чупин
Педагогика под звон червонцев

Учитель прошлого жил, а не доживал до зарплаты.
     Заработная плата учителей - одна из наболевших проблем школы современной России. А стояла ли она перед педагогами прошлого? Наиболее адекватным методом изучения этого вопроса является сравнительно-исторический анализ. Сами по себе данные о зарплате учителей в разные исторические периоды мало что говорят, если сравнивать их друг с другом. Для того чтобы выявить реальный уровень обеспечиваемого той или иной заработной платой благосостояния, следует, с одной стороны, проанализировать синхронный уровень цен на товары и услуги, а с другой стороны, сопоставить зарплаты работников разных профессий.
    Попробуем выяснить, чего и сколько мог приобрести на свое жалование российский учитель в те или иные периоды отечественной истории и каким был уровень этого дохода по сравнению с зарплатой индустриального рабочего. Для большей убедительности переведем рубли в золотой эквивалент. Как жилось сто лет назад обычному учителю? Об этом остались достоверные сведения тех времен.
...Царицынский педагог окончил Саратовский университет в 1908 г и в возрасте 26 лет поступил на преподавательскую деятельность в женскую гимназию учителем географии. При нагрузке 12 нормативных (ставка) и 16 дополнительных часов в неделю в год он получал 1980 рублей казенного жалования, плюс 160 рублей за классное руководство и еще 270 целковых на бытовое содержание (квартиры и прочего). В итоге набегала приличная сумма - 2410 рублей. Чтобы более точно понять размер зарплаты дореволюционных учителей, следует учесть, что царский рубль 1910 г. имел высокую покупательскую способность. Так, обладатель банкноты стоимостью 10 рублей мог обменять ее в Госбанке на монету 10 рублей золотом. Монета массой 8,6 г содержала золота 900-й пробы 7,74 г. 2410 рублей - 241 червонец монетами общей массой 2072,6 г - содержали 1865,3 г золота. В современных рублях: 1865,3 х 1770,64 (курс золота на момент написания статьи) = 3302 774,79 рублей в год, или 275 231,23 современных рублей в месяц. При моих доходах 120 000 рублей в год учитель физики высшей квалификационной категории в золотом эквиваленте получает всего 67,8 г.
Кстати, сегодняшняя учительская нагрузка (18 часов) заметно выше, а низкая социальная защищенность заставляет педагогов в России работать по 36 часов в неделю, без учета проверки тетрадей и подготовки к уроку. Дореволюционный (без стажа) учитель с высшим образованием имел ставку (норму) 12 часов в неделю, первые пять лет работы получал 900 рублей. За должность классного наставника полагались еще 600 рублей в год, на содержание квартиры - 270 рублей, итого (на 1916 год) - 1770 рублей, или 177 червонцев (монет), или 1369,98 г золотом 900 пробы, в современных деньгах - 2 425 741,4 рубля. Дополнительные уроки оплачивались в размере 75 рублей в год - это лишь за 1 «лишний» урок в неделю. Опытные учителя получали 2500 рублей в год. Для полной оценки нужны примеры. В том же году средняя зарплата рабочего в Российской империи равнялась 250-280 рублей в год(зарплата учителя превышала в 10 раз). Картофель тогда продавался по 13 копеек за пуд (16 кг), говядина - 4,50 за пуд, масло сливочное - 17 рублей за пуд.
     Вывод: на месячное жалованье дореволюционный учитель с высшим образованием мог приобрести, по ценам того времени, 1078 кг говядины или 37 тонн 320 кг картофеля. Таким образом, этот человек жил полноценной жизнью, никогда не мучился мыслью о том, как дожить до зарплаты, у кого взять взаймы и как отдать долг Ежегодно у него оставалось 500-600 рублей. Невостребованные деньги помещались в банк под проценты.
Как видим, учитель средней школы сто лет назад с полным на то правом относил себя
 к категории людей среднего достатка и мог позволить себе снять трехкомнатную квартиру с удобствами, одеваться вполне прилично, нормально питаться, посещать театр, чувствовать себя цивилизованным человеком. В свободное от уроков время он не копался в огороде, чтобы обеспечить пропитание, а полностью посвящал себя усовершенствованию профессиональных навыков. От такого учителя можно было потребовать и ожидать хорошей отдачи.
     Учительские должности в законодательном порядке соотносились с чинами Табели о рангах. Вступившая в силу в 1722 г. табель, определяя место человека в государственной службе, давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. В ее тексте это оговаривалось особо: «..дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать». Учителя уездного училища состояли в XII классе (губернский секретарь), преподаватель рисования - в XIV (коллежский регистратор), гимназический учитель рисования - в XII классе, преподаватели языков («младшие») - в X классе (коллежский секретарь), учителя наук («старшие») - в IX классе (титулярный советник). Как известно, чин XIV класса в статской службе давал уже личное дворянство, чин VIII класса (коллежский асессор) - потомственное дворянство со всеми соответствующими правами и привилегиями. Напомним: дореволюционный российский педагог не был знаком с таким понятием, как квартплата. Минимальное жалованье учителей начальной школы (учительские курсы) в 1912 г держалось на уровне 360 рублей (по специальному постановле¬нию Министерства народного просвещения меньше платить запрещалось). При средней продолжительности учебного года 180 дней и окладе 360 рублей (278,6 г золотом) педагог получал 2 рубля за свой рабочий день. В 1910 г розничные цены были таковы: картофель - 13 копеек за пуд, говядина - 4 рубля 50 копеек, баранина -4 рубля 15 копеек, свинина - 4 рубля 95 копеек, сало свиное - 8 рублей 5 копеек, масло сливочное - 17 рублей.
Таким образом, на свою месячную зарплату учитель начальной школы мог купить (или - или): 3780 кг картофеля, 109 кг говядины, 118 кг баранины, 99 кг свинины, 61 кг сала, 29 кг масла. При зарплате 10 тысяч рублей в месяц, которую получают сегодня многие учителя, можно купить 500 кг картофеля или 25 кг мяса. Средняя зарплата по региону и реальная зарплата учителя - разные величины.
Кроме того, в средней школе существовали и некоторые другие виды компенсаций. При закрытии учебного заведения преподавателям не только предоставлялась другая работа, но и выплачивался годовой оклад. В случае смерти невыплаченное жалованье отдавалось семье покойного. При поступлении на службу давались подъемные в размере 1/3 годового оклада плюс прогонные (оплата проезда к месту будущей службы). Учителям полагалось освобождение от армии и казенная квартира с бесплатным отоплением и освещением.
Все начальные земские школы отапливались с бюджета земства. Пенсионное обеспечение оставалось в целом таким же, как и по Уставу 1828 г, т.е. пенсионный оклад (750 рублей) выплачивался после 25 лет службы, при этом ее разрешалось продолжать и получать жалованье в полном размере, а за каждые 5 лет работы после основного стажа пенсия увеличивалась на 20%; дети пенсионера бесплатно обучались в любом среднем учебном заведении системы Министерства народного просвещения.
А теперь заглянем в таблицу зарплат за 1983 г. Средняя заработная плата в СССР тогда составляла 165,75 советских рублей (учитель, работая на 1,5 ставки, то есть 27 часов в неделю, получал столько же), в золотом эквиваленте - 955,76 г в год. Педагог со стажем 20 лет мог заработать на ставку 110 рублей в месяц, что в золотом эквиваленте - 634,3 г Большинство учителей брали большую нагрузку и 1000 г золотом зарабатывали. Как видим, русский дореволюционный рубль равен современным 1040 рублям 2 7 копейкам, а 1983 г - 7,45 советским рублям, что эквивалентно 139 российским (поданным на 2010 г.).
В советских деньгах дореволюционное мясо стоило бы 3 рубля 48 копеек. Мясо же приобреталось в том самом 1983 г за 4 рубля 50 копеек, так что на советскую зарплату его можно было купить лишь в количестве 36,833 кг, то есть в 1,29 раза дороже, чем до революции. Все же в стабильном советском обществе педагоги имели определенные гарантии и льготы, постепенно исчезающие. Учитель - фигура в обществе, имеющая колоссальное, но недооцененное значение. Именно он формирует знания, взгляды и моральные принципы подрастающего погашения. Информирует их по своему образу и подобию, а не по директивам руководства. От того, каков наш учительский корпус сегодня, напрямую зависит, каково будет мировоззрение завтрашнего российского общества.
    О великом предназначении педагога забыли, превратив его в бессловесного школьного работника, исправно выполняющего соответствующие распоряжения и инструкции. Было бы неплохо перенять опыт шкал  дореволюционной России, где четко определялись права и обязанности учителя, его социальные гарантии и статус государственного служащего высокого уровня.
В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции - наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане.
В Древнем Риме от имени императора педагогами назначались государственные чиновники, хорошо разбиравшиеся в науках, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов.
В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н.э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества,  в средние века педагогами, как правило, были священники, монахи.
А в Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая тем самым уважение к личности наставника подрастающего поколения.

При подготовке статьи использовались следующие источники:
1.Инга Иванова. Царицынский учитель одевался у модных портных и держал 2.Т.В.Филоненко, А.В.Шипилов. Материальное положение учителей в дореволюционной 
3.Список гражданским чинам первых четырех классов, СПБ, 1842–1916

©- Чупин Валериан Дмитриевич, 2011 г.


Рецензии
И при таком блестящем положении учителей...
"...На 1897 год в России были грамотны: всего — 21,1 %, мужчин – 29,3 %, женщин – 13,1 %..." (вики)

Мария Гринберг   28.10.2014 11:07     Заявить о нарушении
При Николае II в народное образование вкладывались огромные деньги. Первоначальное обучение было бесплатное по закону с самого начала правления Николая, а с 1908 г. оно сделалось обязательным. На 1918 год планировалось ввести обязательное бесплатное среднее образование. В 1916 году уже 80% призывников были грамотными. Грамотность росла очень быстро - в среднем на 2% в год, а после 1913г еще быстрее, так что примерно к 1926 году можно было бы ожидать почти поголовной грамотности. В 1914 году в России было более ста вузов со 150 000 студентов (во Франции тогда же - около 40 000 студентов). По сравнению с европейскими университетами и США обучение было недорогим, а неимущие студенты освобождались от платы и получали стипендии. По количеству женщин, обучавшихся в высших учебных заведениях, Россия занимала первое место в Европе

Валериан Чупин   22.11.2014 19:08   Заявить о нарушении