Легенда. Гл. 2-4

Глава 2. О происхождении фамилий на Руси, России


    <Русские фамилии обычно образуются от личных имен, то есть имени, данных тому или иному лицу - к ним относятся как крестильные имена (то есть имена, полученные при крещении), так и прозвища, даваемые человеку по его профессии, месту проживания или каким-либо другим признакам. В этом отношении русская традиция не отличается от традиций других европейских народов.

         В дохристианскую эпоху, то есть почти до конца X века, в среде восточных славян использовались только личные имена, которые давались детям при рождении. Это были языческие славянские имена (Ярослав «сильный и славный», Всеволод «все и владеющий»). К славянским именам прибавилось несколько скандинавских имен, как например, Рюрик, Олег («святой»), Игорь («молодой»).

         После христианизации Руси в 988 году каждый восточный славянин получал от священника крестильное имя. Крестильные имена соответствовали именам святых и были, следовательно, обычными христианскими именами. Имя, данное при крещении, обозначалось в древнерусском языке словом имя. Если крестильное имя являлось обязательным, поскольку крестили каждого ребенка, то прозвище не являлось обязательным, и форма полностью зависела от родителей. И все же большинство детей нарекалось, по-видимому, двумя именами.

         Имя отца могло функционировать в качестве патронима (отчества - средство вторичной идентификации человека). Именно патроним отца обычно становилось  наследственным именем семьи. Если у деда, чье имя легко в основу утвердившейся фамилии, было два имени – одно крестильное, а другое обиходное, то фамилия неизменно образовывалась от второго. Это можно объяснить здоровым стремлением избежать омонимии (одинаковости имен при разной их смысловой нагрузке), которая угрожало бы русским фамилиям, если бы они базировались лишь на ограниченном фонде крестильных имен. Запас же обиходных имен был практически безграничен.

        Большинству русских фамилий менее двухсот лет, в них отложились слова и дела более ранних времен. Велика повторяемость фамилий. В одних случаях одна и та же фамилия, встреченная в различных районах, означает родственников, в других фиксирует лишь однофамильцев. Впрочем, даже если установлено, что это родство, не всегда понятно, в каком направлении шло расселение.

        Фамилии являются третьим, наиболее поздним по времени возникновения, элементом наименования русских людей. Само слово «фамилия» вошло в русский язык относительно поздно. Происходит оно от латинского слова фамилия - семья. В русском языке мы иногда употребляем это слово с тем же значением: фамильные реликвии, фамильные драгоценности, фамильное серебро, т.е. издавна находившееся во владении данной семьи вещи. Но основное назначение слова «фамилия» в русском языке - обозначить специальное семейное имя, которым зовется вся семья.

        Слово «фамилия» внедрилось в России в повседневную жизнь после указов Петра I. Однако фамилии как элементы именования русских людей существовали и раньше, но назывались они прозвищами, прозваниями. В этом же значении иногда употреблялись слова «назвище» и «рекло».  В царских указах о проведении переписи населения обычно говорилось, что следует записывать всех «по именам с отцы и с прозвищи», т.е. по имени, отчеству и фамилии.

        У различных общественных групп фамилии появились в разное время. Первыми  фамилии получили знати, князья, бояре (в XIV – XV веках). Несколько позже складываются фамилии дворян (XVI – XVIII века). Хронологически следующая категория фамилий принадлежала торговым и служилым людям (XVII – XIX). В XIX веке складываются фамилии русского духовенства. Самая многочисленная часть населения – крестьяне не имели юридически закрепленных фамилий до XIX века, а некоторые представители Российских крестьян получили фамилии лишь в начале 1930-х годов в связи с паспортизацией.

        Следует отметить, что так называемая уличная или деревенская фамилия в русской деревне существовала очень давно. Именно эти фамилии попадали в переписные листы, когда требовалось переписать всех жителей «по именам, с отцы и с прозвищи».> (Из интернета)


Глава 3. Об имени Аввакум


        Все найденные мной источники говорят, что наша фамилия Абакумовых является производной от имени Аввакум, которая имеет древние библейские корни. В старославянском языке ударение ставилось на втором слоге, сейчас на третьем.

<Значение: Любовь Божия, обнимающий (древнееврейское), сильный борец, подвижник.

Именины: 19 июля – Святой мученик Аввакум скончался в VI веке от рук язычников. 15 декабря – Святой пророк Аввакум жил за 650 лет до Рождества Христова, провидел Божье пришествие, возвестил миру Воскресенье Христово.

Знак Зодиака – Стрелец

Планета – Юпитер

Цвет – багровый

Благоприятное дерево – пальма

Заветное растение – гвоздика

Покровитель имени – тигр

Камень-талисман – опал

Характер: имя Аввакум предполагает крайность во всех проявлениях характера, увлеченность идеей до фанатизма, склонность к лидерству, недюжинные организаторские способности, что все это сочетается с такой вспыльчивостью, которая иногда может свести на нет все начинания и свершения Аввакума.

Энергетика: Сила воли, страстность, импульсивность.

        Общая энергетика имени пропитана страстностью, способностью воспламеняться от малейшей искры. Люди невольно начинают с опаской относиться к Аввакуму, чувствуя в его обществе дискомфорт, хотя при этом многие не прочь похвастать своим знакомством с обладателем столь экстравагантного имени.

        Именно в силу этого имя Аввакум перешло в разряд устаревших. Так могут назвать своего ребенка только родители, желающие во что бы то ни стало идти вразрез с традициями. Это противостояние с обществом не может не отразиться на личности Аввакума: с самого детства он будет испытывать склонность к углубленному самоанализу, пытаясь разрешить загадку своего выдающегося имени, и далеко не всегда эти размышления будут оптимистичны.

        Впрочем, именно такой самоанализ позволяет Аввакуму быть собранным, неплохо разбираться в психологии, а также по мере необходимости проявлять недюжинные организаторские способности. Особенно хорошо это будет заметно, если Аввакуму удастся преодолеть свою вспыльчивость и некоторый пессимизм – ведь именно два этих качества могут изрядно испортить его жизнь и превратить ее в непрекращающийся конфликт с обществом, исход которого едва ли окажется благоприятным.> (Из интернета)


Глава 4. О месте жития рода Абакумовых


        Из документов, полученных из Архангельского областного архива, следует, что наш род АВВАКУМОВЫХ / АВАКУМОВЫХ / АБАКУМОВЫХ,  в течение примерно двух столетий (в XVIII-XIX веках), географически проживал на одном и том же месте. Оно расположено на Севере европейской части Руси, а затем России, на левом берегу реки Северная Двина, в средней ее части, при впадении  в нее речки Моржевки на Моржевской горе в 229 верстах южнее г.Архангельска и 147 верстах от г.Холмогоры. Этим местом была деревня при небольшом монастыре – Пустыни. Моржегорская приходская церковь находилась в 7 верстах вверх по течению реки. Через монастырь пролегала дорога от Москвы на Холмогоры и Архангельск – Холмогорский тракт. После 1693 года - Архангельский (Московский) почтовый тракт.

        За три прошедших века, название  деревни менялось неоднократно. Эту фразу я написал не совсем верно, т.к. смотрю на прошлое современным взглядом. Я думаю, что раньше название деревни просто нигде, никогда и никем в документах не было записано, да и самих официальных документов как таковых не было. В  доступных исторических источниках ее указывают поразному в силу сокращенного, устного и  обиходного применения. Но в основе всех названий лежало наименование монастыря, монастырской церкви и местности в разных вариациях: Пустынская, Пустынька, Пустынка, Никольская, Николаевская Пустынь, Моржегорская Пустынь, Моржегорская Никольская Пустынь и т.д. Название деревни, конечно же, не могло  совпадать с названием монастыря и в дальнейшем я буду под разными их краткими наименованиями подразумевать или то или другое в зависимости от контекста.

        Административно, монастырь (с поселением или без) был   в начале своего существования самостоятельным самоуправляемым общежитием братии. Затем его подчинили  Холмогорской Епархии, созданной в 1682г. (очень важная дата для понимания событий в русской христианской церкви во время «раскола» на севере Руси), потом к Вологодскому Наместничеству, и, наконец, к Архангельскому Наместничеству. В последствие  оно было переименовано в Губернию. Монастырь был приписан к Холмогорскому Архиерейскому дому в 1682г. (по другим данным в 1697г.), а после  упразднения Пустыни в 1764г., монастырская церковь –  к Моржегорскому приходу сначала  Холмогорского уезда, затем  Шенкурского.

        Символично современное название нашего родового места: деревня МОНАСТЫРЕК!!! Красивое слово, ласковое. Теперь, это Виноградовский район Архангельской области. Когда ей дали такое название я не знаю, но это местное обиходное название существовало с конца ХIХ века. Находится она там же и сегодня: на берегу реки Северная Двина, в 400 метрах от федеральной (мы называем ее Вологодской) автомобильной дороги М8: Москва-Архангельск, 1010/222км. Входит в Моржегорское сельское поселение. Сегодня расстояние от деревни до основного русла Северной Двины составляет около 500 метров, но судя по еще сохранившимся протокам и рельефу местности, несколько сотен лет назад река протекала  в 200 метрах под склоном горы Моржевской. Монастырь должен был хорошо виден с реки, как впрочем и сегодня, если бы он не был разрушен.

        При ежегодных поездках на машине из Архангельска в Устьяны и обратно  с конца 90-х годов ХХ века, я каждый раз невольно обращал внимание на дорожный указатель этой деревни. Мне нравилась легкость и музыкальность в названии - Монастырек, но тогда я еще  не догадывался о ее роли в жизни моего рода.

        Доподлинно неизвестно, что по времени раньше на этом месте возникло: крестьянское поселение или монашеская Пустынь, откуда пришли первые поселенцы? Кто они? Русские, потомки древних Новгородцев или инородцы: Самоеды, Лопари, Корелы, Зыряне или Заволоцкая Чудь? Вот что пишет Ефименко П.С. в своей книге «Заволоцкая чудь»

        «По народным преданиям, существующим в Шенкурском уезде, тамошние коренные обитатели, Чудь, защищая отчаянно свою землю от вторжений Новгородцев, ни за что не хотели покориться пришельцам. … Однакоже, им трудно было противостоять стремлению Новгородцев и они должны были уступать одно место за другим. При явной неудаче отпора, некоторые из Чуди бежали в леса, …»

        Другие ассимилировали. Правда, эти слова можно отнести в целом к северу Руси и к XIV веку, а монастырь появился много позже.

        Думаю, что раньше здесь возникла все-таки монашеская Пустыня (скит) – это вытекает из смысла самого названия будущего небольшого уединенного монастыря с одной церковью. Пустынь была очень известна и знаменита в XVII веке. Она  была образована в честь Вятской иконы Великорецкого образа святителя Николая Чудотворца (датируемой  1383г.). Называлась она: Николаевская Моржегорская (Моржевская) мужская пустынь. Со временем при монастыре появились и крестьянские дома, хозяйства.

        Так же неизвестно, кто и когда основал монастырь. Однако первое упоминание Пустыни - Моржегорского Николаевского монастыря  было в 1588г. в связи с покупкой «черной земли» в Шастозерской волости. Значит, у монастыря тогда уже были деньги на покупку земли за пределами своего Моржегорского прихода и он к этому времени уже финансово окреп. Скорее всего, начало основания Пустыни можно отнести ко времени  царствования Ивана (IV) Васильевича Грозного (1538-1584г.г.). В одной из красивых современных книг я нашел дату образования монастыря – 1535г. Но думаю, что это ошибка. Пустынь возникла примерно на пол века позже –  через некоторое время после громкого путешествия иконы Николая Чудотворца из Вятки в Москву и обратно в 1555г., т.е. во второй половине XVI столетия. Первым же строителем Пустыни, по сохранившимся историческим документам, был иеромонах Корнилий Кочергин 1599-1623г.г., затем были настоятели: Вассиан 1626г., Павел 1640г., Сергий 1642-1645г.г., Авраамий 1667г., Сергий 1673г. (Строев П. «Списки иерархов …»). Года, указанные после имен настоятелей монастыря, говорят только о времени их упоминания или появления в сохранившихся исторических документах. Периоды  их жизни в монастыре не известны, но они включают в себя указанные годы.

        К 1740г. в монастыре численность братии составляла  9 человек. Сейчас сложно судить много это или мало для такой Пустыни и сколько братии было на пике ее активной жизни во второй половине XVII века. Но, видимо, лучшие времена для него уже прошли.

        Указом Императрицы Екатерины Второй в 1764г. монастырь был упразднен (выведен за штат) в связи с секуляризацией монастырских владений. После этого монастырские крестьяне, которые были  при монастыре стали называться экономическими, казенными, государевыми. Монастырь же, в дальнейшем,  должен был содержать себя на пожертвования и трудом братии.

        Пустынь упоминается в дневнике Челищева Петра Ивановича (1745-1811г.г.)    «Путешествие по северу России в 1791г.» изданном в 1886г. в г.Санкт-Петербурге:

        «… В девяти верстах от Колескаго погоста и станции в правой стороне ветхий, небольшой, упраздненный при открытии штата, деревянный Никольский монастырек; в нем одна деревянная церковь Николаю Чудотворцу, в котором по праздникам только Николая Чудотворца, что в год бывает два раза, служит Колескаго погоста священник. А при том пустом монастырьке живут одни, прежде бывшие сего монастыря, а ныне казенного ведомства экономические крестьяне».

        Т.е., через 27 лет после упразднения, монастырь уже  был пуст, а братия либо разбрелась по другим ближайшим обителям и скитам, либо осталась жить там же, но уже как экономические крестьяне. Этому есть простое объяснение – Пустынь находилась в мало населенном людьми месте и средств (пожертвований) на ее содержание не хватало.

        Из дневника известно, что Челищев П.И. путешествовал летом на парусной лодке по реке Северная Двина от г.Архангельска вверх по течению по направлению к Великому Устюгу и был в районе монастыря 4 сентября 1791 года. В то время по архивным данным в деревушке при Пустыни жил наш прародитель – глава семьи –  Михей Власович Аввакумов  с родными братьями: Никифором (46 лет), Василием (39 лет) и Андреем (37 лет). Ему тогда был 61 год (его жена Ксения Севастьяновна умерла до этого события, в 1782г.), а его детям: Гавриле – было 30 лет, Терентию – 33 года, Ивану – 35 лет. У каждого из них была своя семья и дети. Следует обратить внимание на большую разницу в возрасте, между первым из братьев, Михеем и последующим -  15 лет. Думаю, что матери у них были разные, либо в этот период рождались одни девочки. Всего, в семье главы  Михея было около 45 человек (Ревизская сказка от 1795г. – 5-я ревизия). Большое количество человек в семье говорит только о совместной обработке земельного надела, с целью уменьшения подати (сейчас говорят «оптимизация налогообложения»).  В то  время они все должны были жить в 5-6 домах.

        Монастырь упоминается также в книге «Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской Епархии» издания 1894 года:

        «Приписная церковь во имя Николая Чудотворца находится в дер.Пустынской, отстоящей от приходских храмов в 7 верстах. Церковь эта построена в 1810г. и освящена в 1831г. бывшим Емецким священником Иннокентием Поповым; обнесена каменною оградою. На месте нынешней церкви находился в древности монастырь, устроенный по грамоте Царя и Великого Князя Федора Алексеевича (его младший брат Петр  Алексеевич    станет в будущем Царем и Императором  России Петром Первым, Великим. Федор Алексеевич царствовал между 1676 и 1682г.г. Однако, утверждение об основании монастыря по его грамоте  ошибка, т.к. монастырь существовал уже до него около 100 лет. По видимому речь идет о царской грамоте подтверждавшей предыдущие жалованья монастырю), называвшийся пустынею Николая Великорецкого Чудотворца, по грам. Патр.Андриана от 20 Авг.1697г. приписанный к Архиерейскому дому и закрытый, вероятно, в 1764г.; находившаяся же в нем, до устройства нынешней каменной церкви, маленькая деревянная во имя Николая Чудотворца была приписана к Моржегорскому приходу».

        Окончание строительства каменной церкви взамен деревянной, по прошествии  46 лет, на месте закрытого монастыря говорит о стойкой исторической памяти и духовности  этой Пустыни для деревни и Моржегорского прихода. Надо обратить внимание, что численность населения в то время в этом месте составляла не больше 50 человек.

В 1859 году деревня Пустынка насчитывала 14 крестьянских дворов, в которых проживало 55 душ мужского пола и 60 женского (в «Списке населенных мест Архангельской губернии 1859г.» она под №1638 – ее название Маржегорская пустынь).
 
В 1888 году деревня Пустынская состояла из 22 дворов, 64 душ мужского пола и 78 душ женского пола (в «Атласе Архангельской епархии 1890г.» – ее название Николаевская пустынь).

В 1905 году в деревне Пустыньская (обиходное местное название «Монастырекъ»!) насчитывалось 36 дворов, 115 душ мужского пола и 118 – женского («Список населенных мест Архангельской губернии к 1905г.»). Это пик ее развития.

        В 1922 году в деревне Монастырек было уже 37 дворов, 77 мужчин и 105 женщин (в "Списке населенных мест Архангельской губернии на 1 мая 1922 года" она под №2094). Дальше пошло только падение и разорение.

Исходя из этих четырех дат, можно предположить, что количество крестьянских душ и дворов в начале 1700-ых годов было не просто существенно меньше, а очень незначительно.

В 1933-1936г.г. при Советской власти каменную церковь  начали разбирать на кирпичи, а затем разрушили окончательно. Последним священником Никольской церкви был Кононов Дмитрий Иванович 1886г.р. Он, предположительно, погиб в 1933г. от рук Дзарахохова Хаджи-Мурата Уариевича, бывшего командира красногвардейского отряда в гражданскую войну, воевавшего с интервентами на севере страны. По преданиям, священник заступился за девицу жившую в деревне (вероятно Абакумову, но имя ее не известно), которую Дзарахохов хотел увезти на Кавказ.

        За последние 100 лет (с начала ХХ века) род Абакумовых  рассеялся по северо-западу России.

        В 2009г. в деревне  жили постоянно 8 человек, из них 3 пенсионера.

        В июле 2012г. поисково-краеведческой экспедицией в деревне Монастырек, при помощи учащихся кадетского класса 51-й школы г.Архангельска, был найден каменный фундамент Никольской церкви и на месте алтаря установлен поклонный Крест высотой 4 метра.

        Сегодня (2014г.) на родовой земле наших предков стоит 16 домов (сколько в них проживает постоянных жителей, я не знаю), она видна очень подробно на карте из космоса в интернете. Ее координаты на карте: 63 04 22 N (широта) и 42 04 00 E (долгота)

(Продолжение следует)


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.