Логическое мышление
ДВОР.
Клепа ползет на четвереньках и заглядывает под каждый листок.
КЛЕПА: Здесь его нет! И здесь тоже! Куда же ты подевался, Попрыгунчик? Я третий день тебя ищу! Может быть, в кусты улетел? (отползает в сторонку.)
Во дворе появляется Гоша. Так же чего-то ищет …
ГОША: И куда он пропал? Листочек мой, ты где?.. (задумчиво) Я положил его в карман, но потом он исчез. Может быть, когда я платок из кармана доставал, листочек вместе с ним вытащился и улетел?.. (ищет в стороне…)
Идет Шпилька. На ходу вдохновенно сочиняет сказочную историю …
ШПИЛЬКА: Жил-был котенок, который очень любил прыгать…
КЛЕПА: (неожиданно) Шпилька, привет! Ты случайно не находила здесь Попрыгунчика?
ШПИЛЬКА: Клепа! Как же ты меня напугал! Что еще за Попрыгунчик?
КЛЕПА: Ну, шарик такой маленький. Его кидаешь, и он подпрыгивает высоко-высоко!
ШПИЛЬКА: Кле-па! Причем здесь попрыгун? Ты меня на самом интересном месте отвлек! Я тут такую сказку сочиняю!
КЛЕПА: Сказку?!
ШПИЛЬКА: Ну да! Вот послушай, что я уже придумала… Жил-был Котенок, который очень любил прыгать. И он, … он… это…
КЛЕПА: Ну? Что дальше-то?
ШПИЛЬКА: А дальше ты меня напугал. Клепа, у меня только-только интересная мысль появилась, а ты как крикнул и она куда-то улетела! Теперь я ничего больше придумать не могу…
КЛЕПА: Наверное, твой котенок улетел, то есть ускакал за моим шариком! Точно, Шпилька! Он нашел мой шарик и где-то сейчас с ним играет…
ШПИЛЬКА: Ну, о чем ты говоришь? Котенок не мог этого сделать, он же из сказки! Тем более, я ее еще не до конца придумала.
Подходит Гоша
ГОША: Здравствуй, Шпилька. Привет, Клепа. Вы случайно не находили листок тетрадный в клеточку?
КЛЕПА: Ты что тоже чего-то потерял?!
ГОША: Да. У нас вчера в гостях дедушка был, и он мне специальную схему компьютерную нарисовал на тетрадном листке. А я его потерял!
ШПИЛЬКА: Прямо какой-то день потеряшек сегодня…
КЛЕПА: А может быть, Кристина Алексеевна мой шарик нашла? Она тоже по этой дороге ходит. Пойдемте, спросим у нее.
ГОША: Побежали!
(Друзья убегают…)
ОТБИВКА
КЛАСС. КА за столом. Ребята входят, тараторят, перебивая друг - друга.
КЛЕПА: Кристина Алексеевна, вы не находили мой шарик-попрыгун?
ГОША: И мой листок тетрадный со схемой?
ШПИЛЬКА: И мою мысль про Котенка?
КА: Успокойтесь, ребята. Я уже поняла, что вы все что-то потеряли. Нет, я ничего не находила.
ШПИЛЬКА: (чуть не плачет) Как жаль! У меня такая веселая сказочная история сочинялась, а получилось все очень грустно и совсем не сказочно!..
КЛЕПА: (грустно) Что же нам теперь делать?
КА: Прежде всего, вам нужно успокоиться и перестать грустить. А потом мы вместе подумаем, как быть дальше.
ГОША: Эх, Кристина Алексеевна! Что толку нам успокаиваться? У нас такие важные вещи пропали!
КЛЕПА: Да! И как вообще можно сейчас о чем-то думать? У Шпильки вон вообще мысль потерялась! Нет, успокаиваться бесполезно!
КА: А вот тут, друзья мои, вы не правы! Присядьте, пожалуйста, на свои места и поговорим об этом…
(Друзья садятся на свои места)
КА: Если бесконечно грустить, то неприятности не закончатся. А если не хныкать, и хорошенько подумать, то потерянное найдется. Все события на свете связаны между собой, а эти особенно!.. Гоша, расскажи, пожалуйста, с чего началась история с листком, который ты потерял. Откуда он вообще взялся?
На экране появляются один за другим ассоциативные стоп – кадрики
(к.1 – к.8), образуя «цепочку описываемых событий» …
ГОША: Ну, сначала к нам в гости приехал мой дедушка. (к.1.) Потом он со мной немного поиграл на компьютере. (к.5.) Потом он рассказал, что у него в детстве была любимая телепередача, и нарисовал на листке схему, как найти ее в Интернете, и вообще, как там искать всякие нужные вещи. (к.3.) Затем дедушка уехал, и я пошел его провожать. А по дороге потерял этот листок. (к.4.)
КЛЕПА: Потом Гоша долго искал его, не нашел, и у него испортилось настроение. (к.5.)
ШПИЛЬКА: Затем Гоша встретил меня и Клепу, и оказалось, что мы тоже потеряли очень важные свои вещи. (к.6.)
КЛЕПА: И у нас тоже испортилось настроение. (к.7.)
ШПИЛЬКА: Тогда мы все вместе пришли к вам, Кристина Алексеевна и обо всем рассказали. (к.8.)
КА: Итак, ребята, сейчас вы нарисовали всю цепочку событий этой истории. Как вы думаете, что произойдет с вами дальше?
ГОША: (с надеждой) Наверное, вы, Кристина Алексеевна, как всегда нам поможете?
КЛЕПА: (радостно) И мы найдем все свои потеряшки?
ШПИЛЬКА: И у нас опять появится хорошее настроение?!
КА: Я вижу, хорошее настроение у вас уже почти что появилось. А помочь найти то, что вы потеряли, мы попросим кого-то из специалистов в этой области... Уважаемый Компьютер, пожалуйста, отправь наших ребят к специалисту по потерянным вещам.
КОМПЬЮТЕР: Нет проблем. Я знаю одного такого специалиста.
Клоуны исчезают…
ЛАБОРАТОРИЯ СЫЩИКА. За столом, уставленном разными колбочками, стоит Ш. Холм; чего-то «химичит» и смотрит на это сквозь большую лупу…
Друзья появляются рядом, с опаской смотрят на Холмса, здороваются.
ХОЛМС: Уважаемые джентльмены и леди! Приветствую вас в своей лаборатории! Знаменитый сыщик Шерлок Холмс к вашим услугам!
КЛЕПА: Очень приятно. Я – Клепа. А это Гоша и Шпилька…
ХОЛМС: Что вас привело ко мне?.. Впрочем, ничего не говорите, я сейчас попробую сам это выяснить… (Сквозь лупу внимательно осматривает ребят, задерживается на Клепе…) Все ясно. Итак, мистер Клепа, вы потеряли какой-то очень ценный для вас предмет. И этот предмет небольших размеров. Я бы даже назвал его маленьким.
КЛЕПА: Ну да! Это шарик - попрыгунчик. Я его подкинул, и он ускакал куда-то.
ХОЛМС: Еще с уверенностью могу сказать, что вы потеряли свой шарик во дворе на зеленой поляне…
КЛЕПА: Верно! Как вы обо всем догадались?
ХОЛМС: Элементарно!.. Только в поисках какой-то очень ценной для вас вещи, мистер Клепа, вы могли так испачкаться. Из-за зеленых следов на ваших коленях и локтях я делаю вывод, что вы долго ползали по траве. А то, что искомый предмет очень мал, легко догадаться, глядя на ваш нос.
КЛЕПА: (испуганно) Что такое с моим носом?
ХОЛМС: (глядя сквозь лупу, снимает пинцетом травинку с носа Клепы)… Эта маленькая травинка, мистер Клепа, говорит мне о том, что вы заглядывали не только под каждый кустик во дворе, но даже под каждый листок!
КЛЕПА: Еще как заглядывал! Только я все равно его не нашел!
ХОЛМС: Вероятно, шарик подобрал кто-то из прохожих. Вы спрашивали всех своих друзей?
КЛЕПА: Конечно, я их спрашивал… (подозрительно смотри на Гошу) Гоша?
ГОША: (смущенно) Ну да, я шел позавчера через двор и случайно увидел твой шарик…
ФЛЭШБЭК. Гоша находит шарик и почти сразу теряет его…
ГОША: Только его у меня сейчас нет.
КЛЕПА: Как это нет? А где же он?
ГОША: Я его только один раз подкинул, и он ускакал. Может быть, его еще кто-то нашел? (смотрит на Шпильку…)
КЛЕПА: Шпилька?
ШПИЛЬКА: (пожимает плечами) Иду я вчера в школу, смотрю, лежит шарик…
ФЛЭШБЭК. Шпилька находит шарик, затем теряет его…
ШПИЛЬКА: Я хотела поиграть. А он сразу от меня ускакал…
ХОЛМС. Итак, все кто находил шарик, пробовали играть и тут же теряли его!..
КЛЕПА: Он такой прыгучий, что сразу теряется!
ХОЛМС: А это означает, что тот, кто нашел шарик последним, им не играл!..
КЛЕПА: Как это? Попрыгун такой смешной! Любой ребенок не удержался бы.
ГОША: Значит, это был… не ребенок, а взрослый!..
ХОЛМС: Гениальная догадка, мистер Гоша! Все так и было. Вашего прыгуна нашел кто-то из взрослых. Он не стал им играть и соответственно не потерял…
ШПИЛЬКА: Получается, что Кристина Алексеевна его нашла? Но мы ее сегодня видели, она бы сказала нам.
ХОЛМС: Кто еще из взрослых часто ходит по этому двору?
ГОША: Может быть, Игорь Иванович нашел попрыгунчика?
КЛЕПА: Точно! Он у Почтальона Печкина!
ХОЛМС: Полагаю, что да!.. Вот так работает мой любимый дедуктивный метод. Учитесь логически размышлять, друзья мои, и достигните успеха в жизни.
КЛЕПА: Надо скорее вернуться и найти Печкина!
ГОША: А как же я? Пусть Шерлок Холмс поможет найти и мой листок тоже.
ШПИЛЬКА: И мою сказочную мысль про Котенка!
ХОЛМС: Мистер Гоша, листок, в отличие от шарика, чрезвычайно легкий, – его могло унести ветром. А что касается вашей потерянной сказочной мысли, уважаемая леди Шпилька, то здесь нужен специалист в области литературных сочинений. Тот, кто обладает сказочной фантазией…
КЛЕПА: Спасибо огромное, дорогой Шерлок Холмс! Было очень приятно с вами познакомиться. Но нам пора возвращаться домой… (взволнованно кричит в кадр) Кристина Алексеевна, возвращайте нас обратно!.. Скорее, пожалуйста!..
Друзья исчезают из лаборатории Холмса и возвращаются в КЛАСС.
КА: Почему ты так кричал, Клепа? Что-то случилось?
КЛЕПА: Кристина Алексеевна, Игорь Иванович случайно не заходил сюда? Он мне срочно нужен!
КА: Его здесь нет, Клепа. Но не волнуйся, пожалуйста, если это срочно, мы сейчас позвоним ему… (нажимает кнопки на компьютере)
На экране компьютера появляется Печкин. Он на ПОЧТЕ, разбирает письма.
ПП: Здравствуйте, Кристина Алексеевна. Слушаю вас.
КА: Здравствуйте, Игорь Иванович, Тут вас Клепа зачем-то ищет.
КЛЕПА: (перебивает) Игорь Иванович, вы случайно не находили такой маленький шарик-попрыгунчик?
ПП: Находил. Вчера вечером. Я так и понял сразу, что это ты потерял.
КЛЕПА: Значит, Попрыгунчик у вас?
ПП: Нет, Клепочка, его у меня нет.
КЛЕПА: Как это нет?.. Вы что им играли, и он ускакал от вас?
ПП: Ну что ты! Некогда мне во всякие детские игры играть, у меня работы невпроворот. Я тебе его, Клепочка, по почте отправил.
ГОША: По почте? Клепа, теперь, если логически рассуждать, то где-то дня через три ты свой шарик получишь.
ПП: Неправильно вы рассуждаете. Моя почта быстрее работает. Потому что я сам ее разношу. И вчера вечером я лично бандерольку к вам в класс доставил.
ШПИЛЬКА: (берет со стола бандероль) Вот же она! Смотрите, здесь написано «Клепе от Печкина». Держи… (протягивает Клепе…)
КЛЕПА: (щупает бандерольку, радостно) Точно, он здесь. Только я его пока доставать не буду, а то мы сейчас начнем играть, и он опять потеряется. А нам нужно еще Гошин листок найти и Шпилькину мысль сказочную…
ГОША: (грустно) Мой листок ветром унесло. Теперь его не найти. А дедушка мой в следующий раз к нам в гости только через месяц приедет.
КЛЕПА: Спокойствие, Гоша! Только спокойствие! Как гласит главный Закон Логики: «Будешь хныкать – ничего умного не придумаешь». Надо улыбаться и размышлять. Тогда все получится!
ГОША: Ну, давай размышлять…
КЛЕПА: Значит так. Если дедушка, который хорошо разбирается в компьютерах уехал, то?..
ШПИЛЬКА: Нам нужно спросить другого дедушку, который разбирается в компьютерах!
ГОША: А если другого такого дедушки поблизости нет, то?..
КЛЕПА: Нужно спросить компьютер, который разбирается в дедушках?
Все поворачиваются и смотрят на Компьютер, что на столе у КА.
КА: Клепа, это очень хорошая мысль. Я уверена, наш волшебный Компьютер не только очень много знает о разных умных дедушках и бабушках, но и очень хорошо разбирается в компьютерах. Он сможет нам помочь.
ГОША: А он умеет это… логически размышлять?
КОМПЬЮТЕР: Конечно! Компьютер – система, способная решать сложнейшие логические задачи. В основе работы моих электронных схем лежит математическая логика. Кроме того в моей памяти хранится очень много информации обо всем на свете. Зная суть вещей, я могу определять вероятность и последовательность событий…
ГОША: А ты можешь помочь мне найти в интернете любимую телепередачу моего дедушки?
КОМПЬЮТЕР: Как называется эта телепередача?
ГОША: В том-то и дело, что я не знаю. Дедушка все написал на листке и сказал, чтобы я прочел, когда он уедет, чтобы это был сюрприз для меня…
КОМПЬЮТЕР: Мне нужны исходные данные. Сколько лет твоему дедушке?
ГОША: Кажется 50. Да, 50, у него в этом году юбилей.
КОМПЬЮТЕР: А какой характер у твоего дедушки? Чем он любит заниматься.
ШПИЛЬКА: Его дедушка любит читать книжки и разные научные журналы, так же как и Гоша.
ГОША: Ну да, мой дедушка весь в меня.
КОМПЬЮТЕР: Все ясно. Представляю цепочку логических рассуждений. Она очень простая, ведь когда твой дедушка был маленьким, по телевизору показывали не так много программ для детей. И судя по тому, что он был очень любознательным и любил учиться, то любимая телепередача твоего дедушки называлась… «АБВГД-ейка»!..
ГОША: Ух-ты! Значит, в Интернете найти и посмотреть самые первые передачи АБВГД-ейки?
КОМПЬЮТЕР: Для того чтобы найти нужную информацию в Интернете, нужно четко сформулировать вопрос и обозначить его в поисковой системе.
КЛЕПА: Да что тут формулировать. Все просто. Надо написать: «Любимая передача Гошиного дедушки!»
КОМПЬЮТЕР: Неверная формулировка! В запросе должны быть только те слова, которые имеют непосредственное отношение к нашей теме. Если мы напишем «Любимая передача Гошиного дедушки!», то Компьютер выдаст информацию обо всех любимых передачах самых разных людей, а еще обо всех Гошах и всех дедушках на свете.
ГОША: Какие же слова мне надо написать в поисковую систему?
КОМПЬЮТЕР: Самые главные: «АБВГД-ейка» и «1975».
ШПИЛЬКА: А 1975, это год выхода в эфир самой первой передачи, верно?
КОМПЬЮТЕР: Совершенно верно, Шпилька!
Гоша нажимает кнопки на Компьютере, все смотрят фрагмент одного
из ранних выпусков передачи «АБВГД-ейка»…
КА: Да, друзья, в Интернете можно найти очень много интересного и полезного. Вот только без взрослых гулять по виртуальной сети опасно. Там информации так много, что легко заблудиться, как в дремучем страшном лесу…
КЛЕПА: В Интернете что ли тоже волки водятся, как в лесу?
КА: Виртуальные, конечно, но водятся!..
ГОША: Спасибо вам большое, уважаемый Компьютер!
КОМПЬЮТЕР: Всегда рад помочь.
ШПИЛЬКА: Ну вот! А про меня совсем забыли! У меня, между прочим, тоже кое-что потерялось, и очень даже важное!
ГОША: У Шпильки мысль потерялась сказочная!
ШПИЛЬКА: Да. Я сказку сочиняла, и на самом интересном месте у меня мысль – раз, и пропала!..
КОМПЬЮТЕР: К сожалению, ни один даже самый мощный компьютер не может соревноваться с человеческим мозгом в области фантазий и сказочной логики. Но я все-таки могу вам помочь. Я же не простой компьютер, а волшебный. Приготовьтесь, сейчас я отправлю вас в гости к доброй Фее – Повелительнице Сказок и Сказочников!..
Клоуны исчезают…
ДВОРЕЦ ФЕИ. Маленькая Фея скачет, балуется, что-то напевает…
Рядом с ней появляются Шпилька, Клепа и Гоша…
ШПИЛЬКА: Здравствуйте, вы Повелительница Сказок?
ФЕЯ: Ля-ля-ля. Да, это я. Вы можете называть меня просто Фея - Фантазия.
ШПИЛЬКА: Я – Шпилька. Это Клепа и Гоша. А вы что это такое делаете?
ФЕЯ: Просто веселюсь. Мне легко придумывается, когда я балуюсь или танцую. Давайте со мной вместе!..
Все прыгают вместе с Феей и напевают…
ШПИЛЬКА: (неожиданно) Стойте! На минуточку остановитесь! Я вспомнила свою мысль!.. Вот она! Жил-был котенок, который очень любил прыгать и танцевать!
ФЕЯ: Веселенькое начало. Теперь можете сочинять сказку дальше. Давайте, все вместе. Ребята, помогайте Шпильке.
КЛЕПА: Как помогать? Мы же вовсе не сказочники.
ФЕЯ: Начало сказочной истории Шпилька уже придумала. Включите свою фантазию и логику, и сможете представить, что произошло дальше.
ГОША: Мы попробуем…(задумчиво) Если этот котенок очень-очень сильно любил танцевать, то значит, он танцевал с утра до вечера, и… протанцевал в своей комнате все места…
КЛЕПА: Он и на ковре плясал, и на диване, на компьютере…
ШПИЛЬКА: А так же на столе, на стульях, на пианино…
ФЕЯ: Но однажды, когда Котенок понял, что уже ни одного нового места для танцев ему не найти, он…
ШПИЛЬКА: …он огорчился, лег на пол и задумался…
КЛЕПА: (ложится на спину на пол) Кот лежал, сложив передние лапы за головой, грустно глядел вверх и почесывал когтем затылок…
ФЕЯ: И тогда ему в голову пришла интересная мысль. И он радостно воскликнул:
КЛЕПА: Ну, конечно, на потолке-то я еще и не танцевал!..
ГОША: Я думаю, что у него ничего не получится. Даже сказочному котенку нереально на потолке станцевать…
ФЕЯ: Шпилька, а в твоей сказке котенок какой? Летающий или обыкновенный?
ШПИЛЬКА: Обыкновенный…
ГОША: У обыкновенного точно не получится.
КЛЕПА: Сейчас проверим. (Встает, подпрыгивает пару раз…) Да, нереально!
ФЕЯ: Тогда Котенок сел на пол, грустно вздохнул и задумался…
ШПИЛЬКА: (садится на пол и задумчиво вздыхает) Что же делать?..
ГОША: Давайте размышлять логически! Когда котенок танцует на полу, то в самые веселые моменты ему хочется взлететь к потолку. А если бы он танцевал на потолке, то ему хотелось бы взлететь к полу!
КЛЕПА: Интересная мысль, надо попробовать… (ложится на спину, поднимает кверху руки и ноги, «танцует»… ) Кажется, получается!..
ШПИЛЬКА: Котенок лег на пол, задрал лапы кверху, стал дрыгать ими так, словно танцевал в воздухе свой самый веселый танец!
ФЕЯ: И радостно запел: «А я танцую на потолке! Я танцую на потолке!»
КЛЕПА: Я танцую на потолке! Я взлетел над потолком и долетел до пола! Я – веселый танцующий космонавт!..
ФЕЯ: (танцует и напевает) Мои друзья сочинили еще одну веселую сказку! Какие же они молодцы!.. Спасибо вам! Приходите ко мне в гости еще!..
ШПИЛЬКА: Ура! У меня Сказка получилась! Спасибо, Фея!..
Друзья исчезают из Дворца Феи и возвращаются в КЛАСС.
КЛЕПА: Ой, Кристина Алексеевна! У нас сегодня столько приключений было!
ГОША: Мы научились логически размышлять!
ШПИЛЬКА: И еще, с помощью рассуждений смешные сказки сочинять.
КЛЕПА: А я научился на потолке танцевать…
КА: Я все видела, дорогие ребята. Клепа, на потолке ты, конечно, понарошку танцевал. Но и сказочная логика очень часто помогает в реальной жизни.
ГОША: Потому что все на свете связано между собой. Вот, например, когда
я хорошо учусь, то получаю пятерки. А когда я получаю пятерки, то у меня хорошее настроение…
КЛЕПА: А я наоборот, хорошо учусь только когда у меня хорошее настроение…
КА: Клепа, такая последовательность мне не очень нравится. Хотя для тебя, пожалуй, она подходит. Ведь у тебя практически всегда хорошее настроение!..
ГОША: А это значит, что Клепа всегда хорошо учится!..
Входит Печкин.
ПП: Здравствуйте еще раз! Вы случайно не находили тут мои очки?
ШПИЛЬКА: Ой, Игорь Иванович, вы очки потеряли?
КЛЕПА: Так они же на вас, Игорь Иванович!
ПП: Это запасные. А главные я куда-то утром подевал. Вот ищу, найти не могу…
ГОША: Не волнуйтесь, мы сейчас с помощью логических рассуждений быстро их найдем. Скажите, вы везде искали?
ПП: Ну, практически везде, где я был сегодня. На почте, дома, здесь вот…
КЛЕПА: И никто их не находил?
ПП: Выходит, что нет.
ГОША: Я, кажется, знаю, где ваши очки, Игорь Иванович. Приподнимите, пожалуйста, свою шапку…
Печкин приподнимает шапку и снимает со лба вторые очки…
ПП: Ой, правда! Как же это я?.. Молодец, Гоша! И как ты догадался?
ГОША: Элементарно, Игорь Иванович! Дело в том, что мой дедушка тоже всегда их там забывает. А он характером очень похож на вас…
ПП: Да, Гоша, очень даже логично ты рассуждаешь!
КЛЕПА: Ну, так мы ж сегодня учились логически размышлять! Так сказать, находить связь между вещами и событиями.
ПП: Какие молодцы! Я уверен, ребята, что знания, полученные сегодня, обязательно пригодятся вам в будущем.
КА: Именно в этом и заключается главная школьная мудрость!..
ВСЕ: (машут руками в кадр) До свидания, встретимся на следующем уроке!..
Свидетельство о публикации №214102800467