Логическое мышление

               
 
  ДВОР. 
          Клепа ползет на четвереньках и заглядывает под каждый листок.
 КЛЕПА: Здесь его нет! И здесь тоже! Куда же ты подевался, Попрыгунчик? Я третий день тебя  ищу! Может быть, в кусты улетел? (отползает в сторонку.)
                Во дворе появляется Гоша.  Так же чего-то ищет …
  ГОША:  И куда он  пропал? Листочек мой, ты где?..  (задумчиво) Я  положил его в карман, но потом он исчез. Может быть, когда я платок из кармана доставал, листочек вместе с ним вытащился и улетел?..  (ищет в стороне…)
    Идет  Шпилька.  На ходу  вдохновенно сочиняет сказочную историю …
ШПИЛЬКА:   Жил-был котенок, который очень любил прыгать…
 КЛЕПА:  (неожиданно) Шпилька, привет! Ты случайно не находила здесь Попрыгунчика? 
 ШПИЛЬКА:  Клепа!  Как же ты меня напугал! Что еще за Попрыгунчик?
 КЛЕПА:  Ну, шарик такой маленький. Его кидаешь, и он подпрыгивает высоко-высоко!
 ШПИЛЬКА:  Кле-па!  Причем здесь попрыгун?  Ты меня на самом интересном месте отвлек! Я тут такую  сказку сочиняю! 
КЛЕПА:  Сказку?!
ШПИЛЬКА:  Ну да! Вот послушай, что я уже придумала…   Жил-был Котенок, который очень любил прыгать.  И он, … он… это…
 КЛЕПА: Ну? Что дальше-то?
 ШПИЛЬКА: А дальше ты меня напугал.  Клепа, у меня только-только интересная мысль появилась, а ты как крикнул и она куда-то улетела! Теперь я ничего больше придумать не могу…
КЛЕПА:  Наверное, твой котенок улетел, то есть ускакал за моим шариком! Точно, Шпилька! Он нашел мой шарик и где-то сейчас с ним играет…
ШПИЛЬКА: Ну, о чем ты говоришь? Котенок  не мог этого сделать, он же из сказки! Тем более, я ее еще не до конца придумала.               
                Подходит Гоша
 ГОША:  Здравствуй, Шпилька.  Привет, Клепа. Вы случайно не находили листок тетрадный в клеточку?
 КЛЕПА: Ты что тоже чего-то потерял?!
ГОША:  Да.  У нас вчера в гостях дедушка был, и он мне специальную схему компьютерную нарисовал на тетрадном листке.   А я его потерял!
ШПИЛЬКА: Прямо какой-то день потеряшек сегодня…
КЛЕПА: А может быть, Кристина Алексеевна мой шарик нашла? Она тоже по этой дороге ходит. Пойдемте, спросим у нее.
ГОША:   Побежали! 
                (Друзья убегают…)
                ОТБИВКА
 КЛАСС.  КА за столом. Ребята входят, тараторят, перебивая друг - друга.
КЛЕПА: Кристина Алексеевна, вы не находили  мой шарик-попрыгун?
ГОША:  И мой листок тетрадный со схемой?
ШПИЛЬКА: И мою мысль про Котенка?
КА:  Успокойтесь, ребята. Я уже поняла, что вы все что-то потеряли. Нет, я ничего не находила.   
 ШПИЛЬКА: (чуть не плачет) Как жаль! У меня такая веселая сказочная история  сочинялась, а получилось все очень грустно и совсем не сказочно!..
 КЛЕПА: (грустно) Что же нам теперь делать?
 КА: Прежде всего, вам  нужно успокоиться и перестать грустить.  А потом мы вместе подумаем, как быть дальше.
 ГОША:  Эх, Кристина Алексеевна! Что толку нам успокаиваться?  У нас такие важные вещи пропали!
 КЛЕПА: Да! И как вообще можно сейчас о чем-то думать?  У Шпильки вон вообще мысль потерялась! Нет, успокаиваться бесполезно! 
 КА: А вот тут, друзья мои, вы не правы! Присядьте, пожалуйста, на свои места и поговорим об этом…
                (Друзья садятся на свои места)
 КА:  Если  бесконечно грустить, то неприятности  не закончатся. А если не хныкать, и хорошенько подумать, то   потерянное найдется.  Все события на свете связаны между собой, а эти особенно!..  Гоша, расскажи, пожалуйста, с чего началась история с листком, который ты потерял. Откуда он вообще взялся?
 
            На  экране появляются один за другим ассоциативные стоп – кадрики      
              (к.1 – к.8), образуя «цепочку  описываемых событий» …   
ГОША:  Ну, сначала к нам в гости приехал мой дедушка.  (к.1.)   Потом он со мной немного поиграл на компьютере.  (к.5.)     Потом он рассказал, что у него в детстве была любимая телепередача, и  нарисовал на листке схему,  как найти ее  в Интернете, и вообще, как там искать всякие нужные вещи.  (к.3.)    Затем дедушка уехал, и я пошел его провожать. А по дороге потерял этот листок. (к.4.)    
КЛЕПА:   Потом Гоша  долго искал его, не нашел, и у него испортилось настроение.  (к.5.)      
ШПИЛЬКА: Затем Гоша встретил меня и Клепу, и оказалось, что мы тоже потеряли очень важные свои вещи. (к.6.) 
КЛЕПА:  И у нас тоже испортилось настроение. (к.7.)   
ШПИЛЬКА: Тогда мы все вместе пришли к вам, Кристина Алексеевна и обо всем рассказали. (к.8.)   

 КА: Итак, ребята, сейчас вы нарисовали всю цепочку событий этой истории.  Как вы думаете, что  произойдет с вами дальше?
 ГОША:  (с надеждой) Наверное, вы, Кристина Алексеевна, как всегда нам поможете?
 КЛЕПА: (радостно) И мы найдем все свои потеряшки?
 ШПИЛЬКА: И у нас опять появится хорошее настроение?!
 КА:  Я вижу, хорошее настроение у вас уже почти что появилось. А помочь найти то, что вы потеряли, мы попросим кого-то из специалистов в этой области...   Уважаемый Компьютер, пожалуйста, отправь  наших ребят к специалисту по потерянным вещам.
 КОМПЬЮТЕР: Нет проблем. Я знаю одного такого специалиста.
                Клоуны исчезают…

ЛАБОРАТОРИЯ СЫЩИКА.   За столом, уставленном разными колбочками, стоит Ш. Холм; чего-то «химичит»  и смотрит на это сквозь большую лупу…
  Друзья появляются рядом, с опаской смотрят на Холмса, здороваются. 
ХОЛМС:  Уважаемые джентльмены и леди! Приветствую вас в своей лаборатории! Знаменитый сыщик Шерлок Холмс к вашим услугам!
КЛЕПА:  Очень приятно. Я – Клепа. А это Гоша и Шпилька…               
ХОЛМС:  Что вас привело ко мне?.. Впрочем, ничего не говорите, я сейчас попробую сам это выяснить… (Сквозь лупу внимательно осматривает ребят, задерживается на Клепе…)      Все ясно.  Итак, мистер Клепа, вы потеряли какой-то очень ценный для вас предмет.  И этот предмет небольших размеров.    Я бы даже назвал его маленьким.
КЛЕПА: Ну да! Это шарик - попрыгунчик. Я его подкинул, и он ускакал куда-то. 
ХОЛМС:  Еще с уверенностью могу сказать, что вы потеряли свой шарик во дворе на зеленой поляне…
КЛЕПА: Верно! Как вы обо всем догадались?
ХОЛМС:  Элементарно!.. Только в поисках какой-то очень ценной для вас вещи, мистер Клепа, вы могли так испачкаться. Из-за зеленых следов на ваших коленях и локтях я делаю вывод, что вы долго ползали по траве. А то, что искомый предмет очень мал, легко догадаться, глядя на ваш нос. 
 КЛЕПА: (испуганно) Что такое с моим носом?
 ХОЛМС:  (глядя сквозь лупу, снимает пинцетом травинку с носа Клепы)… Эта маленькая травинка, мистер Клепа, говорит мне о том, что вы заглядывали не  только под каждый кустик во дворе, но даже под каждый листок!
 КЛЕПА: Еще как заглядывал! Только я все равно его не нашел!
 ХОЛМС:   Вероятно,  шарик подобрал кто-то из прохожих. Вы спрашивали всех своих друзей?
КЛЕПА: Конечно, я их спрашивал… (подозрительно смотри на Гошу) Гоша?
ГОША: (смущенно) Ну да, я шел позавчера через двор и случайно увидел твой шарик…
               ФЛЭШБЭК. Гоша находит шарик и почти сразу теряет его…
ГОША: Только его у меня сейчас  нет. 
КЛЕПА: Как это нет? А где же он?
ГОША: Я его только один раз подкинул, и он ускакал.  Может быть, его еще кто-то нашел? (смотрит на Шпильку…)
КЛЕПА:   Шпилька?
ШПИЛЬКА: (пожимает плечами)  Иду я вчера в школу, смотрю, лежит шарик…
              ФЛЭШБЭК. Шпилька находит шарик, затем теряет его…
 ШПИЛЬКА:  Я хотела поиграть. А он сразу от меня ускакал… 
 ХОЛМС.  Итак, все кто находил шарик, пробовали играть и тут же теряли его!..
 КЛЕПА:  Он такой прыгучий, что сразу теряется!
ХОЛМС:  А это означает, что тот, кто нашел шарик последним, им не играл!..
 КЛЕПА:   Как это? Попрыгун такой смешной! Любой ребенок не удержался бы.
 ГОША: Значит, это был…  не ребенок, а взрослый!..
ХОЛМС:   Гениальная догадка, мистер Гоша! Все так и было. Вашего прыгуна нашел кто-то из взрослых. Он  не стал им играть и соответственно  не потерял…
 ШПИЛЬКА:  Получается, что Кристина Алексеевна его нашла? Но мы ее сегодня видели, она бы сказала нам.
 ХОЛМС:   Кто еще из взрослых часто ходит по этому двору?
 ГОША: Может быть, Игорь Иванович нашел попрыгунчика?
 КЛЕПА:  Точно! Он у Почтальона Печкина!
 ХОЛМС: Полагаю, что да!.. Вот так работает мой любимый дедуктивный метод.  Учитесь логически размышлять, друзья мои,  и достигните успеха в жизни. 
 КЛЕПА:  Надо скорее вернуться и найти Печкина!
 ГОША:   А как же я? Пусть Шерлок Холмс поможет найти и мой листок тоже.
 ШПИЛЬКА:   И мою сказочную мысль про Котенка!
 ХОЛМС: Мистер Гоша,  листок,  в отличие от шарика, чрезвычайно легкий, – его могло унести ветром.  А что касается вашей потерянной сказочной мысли, уважаемая леди Шпилька, то здесь нужен  специалист в области литературных сочинений.  Тот, кто обладает сказочной фантазией…
КЛЕПА:  Спасибо огромное, дорогой Шерлок Холмс! Было очень приятно с вами познакомиться. Но нам пора возвращаться домой…   (взволнованно кричит в кадр)  Кристина Алексеевна, возвращайте нас обратно!..  Скорее, пожалуйста!..
          
       Друзья исчезают из лаборатории Холмса и возвращаются в  КЛАСС.
КА: Почему ты так кричал,  Клепа? Что-то случилось?
КЛЕПА:  Кристина Алексеевна,  Игорь Иванович случайно не заходил сюда? Он мне срочно нужен!
КА: Его здесь нет, Клепа. Но не волнуйся, пожалуйста, если  это  срочно, мы сейчас позвоним ему…  (нажимает кнопки на компьютере)
   На экране компьютера появляется Печкин. Он на ПОЧТЕ, разбирает письма.
ПП: Здравствуйте, Кристина Алексеевна. Слушаю вас.
КА: Здравствуйте, Игорь Иванович, Тут вас Клепа  зачем-то ищет.
КЛЕПА:  (перебивает) Игорь Иванович, вы случайно не находили такой маленький шарик-попрыгунчик?
ПП: Находил. Вчера вечером. Я так и понял сразу, что это ты потерял.
КЛЕПА:  Значит, Попрыгунчик  у вас?
ПП: Нет, Клепочка, его у меня нет.
КЛЕПА:  Как это нет?..  Вы что им играли,  и он ускакал от вас?
ПП: Ну что ты! Некогда мне во всякие детские игры играть, у меня работы невпроворот. Я тебе его, Клепочка, по почте отправил.
ГОША: По почте?   Клепа, теперь, если логически рассуждать, то где-то дня через три  ты свой шарик  получишь.
 ПП: Неправильно вы рассуждаете. Моя почта быстрее работает. Потому что я сам ее разношу. И вчера вечером я лично бандерольку к вам в класс доставил.
ШПИЛЬКА: (берет со стола бандероль)    Вот же она! Смотрите, здесь написано «Клепе от Печкина».   Держи… (протягивает Клепе…)
 КЛЕПА:  (щупает бандерольку, радостно) Точно, он здесь. Только я его пока доставать не буду, а то мы сейчас начнем играть, и он опять потеряется.  А нам нужно еще Гошин листок найти  и Шпилькину мысль сказочную…
 ГОША: (грустно) Мой листок ветром унесло. Теперь его не найти. А дедушка мой в следующий раз к нам в гости только через месяц приедет. 
 КЛЕПА: Спокойствие,  Гоша! Только спокойствие! Как гласит главный Закон Логики:  «Будешь хныкать – ничего умного не придумаешь».    Надо   улыбаться и  размышлять. Тогда все получится!
ГОША: Ну, давай размышлять…
КЛЕПА: Значит так. Если дедушка, который хорошо разбирается в компьютерах уехал, то?..
ШПИЛЬКА: Нам нужно спросить другого дедушку, который разбирается в компьютерах!
ГОША: А если другого такого дедушки поблизости нет, то?..
КЛЕПА: Нужно спросить компьютер, который разбирается в дедушках?
       Все поворачиваются и смотрят на Компьютер, что на столе у  КА.
КА:    Клепа, это очень хорошая  мысль. Я уверена, наш волшебный Компьютер не только очень много знает о разных умных  дедушках и бабушках, но и очень хорошо разбирается в компьютерах. Он сможет нам помочь. 
ГОША: А он умеет это… логически размышлять?
КОМПЬЮТЕР:  Конечно! Компьютер  –  система,   способная   решать сложнейшие логические задачи.  В основе работы моих электронных  схем  лежит  математическая логика. Кроме того в моей памяти хранится очень много информации обо всем на свете. Зная  суть вещей, я могу  определять вероятность и последовательность событий…
ГОША: А ты можешь помочь мне найти в интернете любимую телепередачу моего дедушки?
КОМПЬЮТЕР: Как называется эта телепередача?
ГОША: В том-то и дело, что я не знаю. Дедушка все написал на листке и сказал, чтобы я прочел, когда он уедет, чтобы это был сюрприз для меня…
КОМПЬЮТЕР:   Мне нужны исходные данные. Сколько лет твоему дедушке?
ГОША: Кажется 50.  Да, 50,  у него в этом году юбилей.
КОМПЬЮТЕР:   А какой характер у твоего дедушки? Чем он любит заниматься.
 ШПИЛЬКА:  Его дедушка любит читать книжки и разные научные журналы, так же как и Гоша.
ГОША:    Ну да, мой дедушка весь в меня.
 КОМПЬЮТЕР:    Все ясно. Представляю   цепочку логических рассуждений. Она очень простая, ведь когда твой дедушка был маленьким, по телевизору показывали не так много программ для детей. И судя по тому, что он был очень любознательным и любил учиться, то любимая телепередача твоего дедушки называлась…  «АБВГД-ейка»!..
ГОША:  Ух-ты!  Значит, в Интернете  найти и посмотреть самые первые передачи АБВГД-ейки?   
КОМПЬЮТЕР:    Для того чтобы найти нужную информацию  в Интернете, нужно четко сформулировать вопрос и  обозначить его  в поисковой системе.
 КЛЕПА: Да что тут формулировать. Все  просто. Надо написать: «Любимая передача Гошиного дедушки!»
КОМПЬЮТЕР:  Неверная формулировка! В запросе  должны быть только те слова, которые имеют непосредственное отношение к нашей теме. Если мы напишем  «Любимая передача Гошиного дедушки!», то Компьютер выдаст информацию обо всех любимых передачах самых разных людей, а еще обо всех Гошах и всех дедушках на свете.
ГОША:  Какие же слова мне надо написать в поисковую систему?
КОМПЬЮТЕР:    Самые главные: «АБВГД-ейка»  и «1975».
ШПИЛЬКА:   А 1975, это год выхода в эфир самой первой передачи, верно?
КОМПЬЮТЕР:    Совершенно верно, Шпилька!
              Гоша нажимает кнопки на Компьютере, все смотрят фрагмент одного      
               из ранних выпусков передачи «АБВГД-ейка»…
  КА:    Да, друзья, в Интернете можно найти очень много интересного и полезного.  Вот только без взрослых  гулять по виртуальной сети опасно. Там   информации так много, что  легко заблудиться,  как в дремучем страшном лесу…
 КЛЕПА:  В Интернете что ли тоже волки водятся, как в лесу?
 КА: Виртуальные, конечно, но водятся!..
 ГОША:  Спасибо вам большое, уважаемый  Компьютер!      
КОМПЬЮТЕР:   Всегда рад помочь.
ШПИЛЬКА:  Ну вот! А про меня совсем забыли! У меня, между прочим, тоже  кое-что потерялось, и очень даже важное!
 ГОША:  У Шпильки мысль потерялась сказочная!
 ШПИЛЬКА:  Да. Я сказку сочиняла, и на самом интересном месте у меня мысль – раз, и пропала!..
 КОМПЬЮТЕР:   К сожалению, ни один даже самый мощный компьютер не может соревноваться с человеческим  мозгом в области  фантазий и  сказочной логики.  Но я все-таки могу вам помочь. Я же не простой компьютер, а волшебный.  Приготовьтесь, сейчас я отправлю вас в гости к доброй Фее – Повелительнице Сказок и Сказочников!..
                Клоуны  исчезают…
  ДВОРЕЦ  ФЕИ.  Маленькая Фея скачет, балуется, что-то напевает…
                Рядом с ней появляются Шпилька, Клепа и Гоша…
 ШПИЛЬКА:  Здравствуйте, вы Повелительница Сказок?
 ФЕЯ: Ля-ля-ля. Да, это я. Вы можете называть меня просто Фея - Фантазия.
 ШПИЛЬКА: Я – Шпилька.  Это Клепа и Гоша. А вы что это такое делаете?
 ФЕЯ:  Просто веселюсь. Мне легко придумывается, когда я балуюсь или танцую.  Давайте со мной вместе!..
                Все прыгают вместе с Феей и напевают…
 ШПИЛЬКА: (неожиданно)  Стойте! На минуточку остановитесь! Я вспомнила свою мысль!.. Вот она!  Жил-был котенок, который очень любил прыгать и танцевать!
 ФЕЯ:  Веселенькое начало. Теперь можете сочинять сказку дальше. Давайте, все вместе. Ребята,  помогайте Шпильке.
  КЛЕПА:  Как помогать? Мы же  вовсе не сказочники.
  ФЕЯ:    Начало сказочной истории Шпилька уже придумала. Включите свою фантазию и логику, и сможете  представить, что произошло дальше.
  ГОША:  Мы попробуем…(задумчиво)   Если этот котенок очень-очень сильно любил танцевать, то значит, он танцевал с утра до вечера, и… протанцевал в своей комнате все места…
 КЛЕПА:   Он и на  ковре плясал, и на диване, на компьютере…
 ШПИЛЬКА: А так же на столе, на стульях, на пианино…
 ФЕЯ:     Но однажды, когда  Котенок понял, что уже ни одного нового места для танцев ему не найти, он…
 ШПИЛЬКА: …он огорчился, лег на пол и задумался…
  КЛЕПА:  (ложится на спину на пол) Кот лежал, сложив передние лапы  за головой, грустно глядел вверх и  почесывал когтем затылок…
  ФЕЯ:  И тогда ему в голову пришла интересная мысль.  И он радостно воскликнул:
 КЛЕПА:   Ну, конечно, на потолке-то я еще  и не танцевал!..
  ГОША:  Я думаю, что у него ничего не получится. Даже сказочному котенку нереально на потолке станцевать…
 ФЕЯ:  Шпилька, а  в твоей сказке котенок какой? Летающий или обыкновенный?
 ШПИЛЬКА: Обыкновенный… 
 ГОША:  У обыкновенного точно не получится.
 КЛЕПА:  Сейчас проверим. (Встает, подпрыгивает пару раз…) Да, нереально!
  ФЕЯ:  Тогда Котенок сел на пол, грустно вздохнул и задумался…
  ШПИЛЬКА: (садится на пол и задумчиво вздыхает) Что же делать?..   
  ГОША:  Давайте  размышлять логически!   Когда котенок танцует на полу, то в самые веселые моменты ему хочется взлететь к потолку.   А если бы он танцевал на потолке, то ему хотелось бы взлететь к полу!
  КЛЕПА:    Интересная мысль, надо попробовать… (ложится на спину, поднимает кверху руки и ноги, «танцует»… )  Кажется, получается!..
 ШПИЛЬКА:  Котенок  лег на пол, задрал лапы кверху,  стал дрыгать ими так, словно танцевал в воздухе свой самый веселый танец!
 ФЕЯ:  И радостно запел: «А я танцую на потолке! Я танцую на потолке!»
 КЛЕПА:  Я танцую на потолке! Я взлетел над потолком и долетел до пола! Я – веселый танцующий космонавт!..
ФЕЯ:  (танцует и напевает)  Мои друзья сочинили еще одну веселую сказку! Какие же они молодцы!.. Спасибо вам! Приходите ко мне в гости еще!..      
ШПИЛЬКА:  Ура! У меня Сказка получилась! Спасибо, Фея!..
          Друзья исчезают из Дворца Феи и возвращаются в  КЛАСС.
КЛЕПА:  Ой, Кристина Алексеевна! У нас сегодня столько приключений было!
ГОША: Мы научились логически размышлять!   
ШПИЛЬКА: И еще, с помощью рассуждений  смешные сказки  сочинять.
КЛЕПА:   А я научился на потолке танцевать…
КА: Я все видела, дорогие ребята. Клепа, на потолке ты, конечно, понарошку танцевал. Но и сказочная логика очень часто помогает в реальной жизни.
 ГОША: Потому что все на свете связано между собой.  Вот, например, когда 
я хорошо учусь, то получаю пятерки. А когда я получаю пятерки, то у меня  хорошее настроение…
КЛЕПА:  А я наоборот, хорошо учусь только когда у меня хорошее настроение…
КА:  Клепа, такая последовательность мне не очень нравится. Хотя для тебя, пожалуй, она подходит. Ведь у тебя практически всегда хорошее настроение!.. 
 ГОША: А это значит, что Клепа всегда хорошо учится!..
                Входит Печкин.   
ПП: Здравствуйте еще раз! Вы случайно не находили тут мои очки? 
ШПИЛЬКА: Ой, Игорь Иванович, вы очки потеряли?
КЛЕПА: Так они же на вас, Игорь Иванович!
ПП: Это запасные. А главные я куда-то утром подевал. Вот ищу, найти не могу…
ГОША: Не волнуйтесь, мы сейчас с помощью логических рассуждений быстро их найдем. Скажите, вы везде искали?
ПП: Ну, практически везде, где я был сегодня. На почте, дома, здесь вот…
КЛЕПА: И никто их не находил?
ПП: Выходит, что нет.
ГОША: Я, кажется, знаю, где ваши очки, Игорь Иванович. Приподнимите, пожалуйста, свою шапку…
                Печкин приподнимает шапку и снимает со лба вторые очки…   
 ПП: Ой, правда! Как же это я?.. Молодец, Гоша! И как ты догадался?
 ГОША: Элементарно, Игорь Иванович! Дело в том, что мой дедушка тоже всегда их там забывает. А он характером очень похож на вас…
 ПП: Да, Гоша, очень даже логично ты рассуждаешь!
 КЛЕПА:  Ну, так мы ж сегодня учились логически размышлять! Так сказать, находить связь между вещами и событиями.
 ПП:  Какие молодцы!  Я уверен, ребята, что знания, полученные сегодня, обязательно пригодятся вам в будущем.
 КА:  Именно в  этом и заключается главная школьная мудрость!..
 ВСЕ:  (машут руками в кадр) До свидания, встретимся на следующем уроке!..


Рецензии