Числовой ряд
КЛАСС. Клепа, Шпилька и Гоша стоят рядышком…
ШПИЛЬКА: (считает) Раз, два, три, четыре, пять! Я люблю с тобой играть. Шесть, семь, восемь, девять, ноль, – любишь ты играть со мной! Цифры все на месте, и мы играем вместе!.. Клепа, ты начинаешь, Гоша второй, а я третья…
КЛЕПА: (радостно) Скорее, завязывайте мне глаза.
Шпилька надевает темную повязку Клепе на глаза, а Гоша раскладывает на полу по кругу игрушки с номерными знаками от 0 до 9…
ГОША: Готово, все цифры стоят по порядку, можно начинать.
КЛЕПА: Сейчас я найду самую главную игрушку! (встает на коленки и кружится, пытаясь нащупать руками игрушку…)
ШПИЛЬКА: (хлопает в ладоши) Давай, давай, Клепа! Ищи!
КЛЕПА: (хватает игрушку № 1, снимает повязку) Ура, у меня номер первый!
ШПИЛЬКА: Гоша, теперь ты. Подойди ко мне, я тебе повязку надену. (Надевает повязку на Гошу и ведет его за руку в центр круга…)
ГОША: Я начинаю?
ШПИЛЬКА: (выходит из круга) Вперед, Гоша!..
ГОША: (… находит игрушку с цифрой 2, снимает повязку). У меня второй номер!.. Шпилька, твоя очередь…
ШПИЛЬКА: (встает в центр круга, надевает себе повязку) На старт, внимание, марш!.. (… находит игрушку с цифрой 3, снимает повязку…) У меня номер третий!.. Ребята, смотрите, как интересно получилось! Мы прямо подряд три номера нашли. Первый, второй и третий.
ГОША: Итак, я объявляю победителя. В этой игре больше всех баллов набрала Шпилька и поэтому она занимает первое место. Я с двумя баллами на втором месте. И Клепа на почетном третьем месте…
КЛЕПА: (разочарованно) Почему это я на третьем месте? У меня же игрушка с первым номером! Я должен быть на первом месте!
ГОША: А потому, что в нашей игре побеждает самая большая цифра. У нас такие правила.
КЛЕПА: Да-а? А что вы меня сразу не предупредили? Я бы тогда самую большую цифру нашел.
ШПИЛЬКА: Клепа, ты что, когда искал, подглядывал?
КЛЕПА: И ничего я не подглядывал!.. Не верите? Ну, давайте, еще раз сыграем. Только усложним задание и будем не по одной игрушке находить, а по две!..
ШПИЛЬКА: Ладно. Так, в прошлый раз Клепа начинал игру, а я была третьей. Сейчас поступим наоборот; я буду первой, а Клепа третьим. Кладите игрушки на место…
Возвращают игрушки на места. Шпилька, надевает себе на глаза повязку …
КЛЕПА: А давайте развеселим задание!.. (раскручивает Шпильку…) Раз, два, три!.. Вот теперь, Шпилька, можешь искать…
ШПИЛЬКА: Клепа! Ты меня совсем уж закружил!.. Тогда хоть как-то подсказывай, куда идти…
КЛЕПА: Ага! Я даже придумал веселые подсказки!.. (бежит по кругу, останавливаясь возле каждой зверушки, и мяукает, гавкает, крякает и т. д…)
ШПИЛЬКА: (находит №2 и № 8, снимает повязку…) У меня медвежонок и белочка. Гоша, твоя очередь…
КЛЕПА: Посмотрим, друг мой, как ты справишься. Сейчас я все игрушки так перемешаю, что ты ни за что не догадаешься, где какая находится… (меняет игрушки местами)…
ШПИЛЬКА: (Надевает Гоше повязку, раскручивает его) … Один, два, три. Голова кружится?
ГОША: Совсем чуть-чуть … (приседает и, вытянув перед собой руки, ищет…)
КЛЕПА: (опять бегает по кругу) Гав-гав, Мя-яу, Кря-кря…
ГОША: (находит игрушки – №3 и №5., снимает повязку…) Здорово! Мне Кот попался и еще Собачка…
КЛЕПА: Теперь я. Надевайте мне повязку.
ШПИЛЬКА: (Завязывает Клепе повязку, раскручивает его) Один, два… Голова кружится?
КЛЕПА: Еще как!
ШПИЛЬКА: Тогда мы еще один раз тебя крутанем, в обратную сторону… Три!..
КЛЕПА: (приседает) Ой! Теперь еще больше кружится.
ШПИЛЬКА: А в какую сторону?
КЛЕПА: Сразу в обе стороны. Но ничего, я все равно сейчас самую главную игрушку найду… (крутится в обе стороны) Вы тоже мне подсказывайте!..
ГОША: (подражает голосам зверушек, трубит, как Слон…) …У-у-у!
КЛЕПА: (хватает Гошу за ногу…) Ага! Есть! Самая большая игрушка! Это слон? Нет, не слон. Неужели бегемот? Откуда здесь бегемот взялся?..
ШПИЛЬКА: (смеется) Это не слон и не бегемот. Это Гоша!
ГОША: Да. И я вовсе не игрушка, а человек.
КЛЕПА: А зачем тогда путаешься под руками? Подсказывай лучше.
ГОША: В обратную сторону ползи!..
КЛЕПА: Да понял я, уже ползу… (разворачивается…)
ГОША: Веселее, Клепа! Ищи, давай!.. (бегает вокруг и продолжает крякать, рычать и т. д…)
КЛЕПА: (хватает сразу две игрушки – Попугая-1 и Слона-9; снимает повязку.) Ага! Все-таки я нашел Слона! И снова Попугая…
ШПИЛЬКА: Посмотрим, кто из нас выиграл. У меня игрушки с цифрами 2 и 8. Значит у меня 28 баллов.
ГОША: (берет свои игрушки) У меня 3 и 7. Получается число 37, и 37 баллов.
КЛЕПА: А у меня 9 и 1. Значит, у меня 91 балл. Это самое большое число. Я выиграл!..
ГОША: Почему это ты выиграл? У тебя получается 19 баллов. У нас со Шпилькой сначала меньшая цифра идет, потом большая. Значит и у тебя так же должно быть.
КЛЕПА: Сначала идет та цифра, которая первая нашлась. Я сначала Слона нашел, значит, он первый. Скажи, Шпилька. Правда, я сначала Слона нашел?
ШПИЛЬКА: Мне кажется, ты их одновременно нашел. Сразу двумя руками. Левой рукой Попугая, а правой – Слона.
КЛЕПА: Вот именно! А у меня правая рука главнее, чем левая. Значит, 91, а не 19. Я выиграл!
В класс входит Кристина Алексеевна
КА: Здравствуйте, ребята. Из-за чего такой громкий спор?
КЛЕПА: Кристина Алексеевна! Скажите им, что мой Слон должен стоять впереди Попугая.
КА: Какой такой Слон? И почему он должен быть впереди Попугая?
КЛЕПА: Ну как же вы все не понимаете! (размахивает игрушками) Слон – он же огромный, а попугай маленький, и Слон главнее! Поэтому он всегда идет впереди, а Попугай за ним. Значит, у меня получается число 91, а не 19.
КА: Все ясно. Опять вы какую-то новую игру придумали, и запутались в ней. Что ж, сейчас будем распутывать. Рассказывайте все по порядку.
ШПИЛЬКА: Кристина Алексеевна, тут все просто. Надо с завязанными глазами найти игрушку.
ГОША: У каждой свой номер. Как у спортсменов. Кто найдет игрушку с самым главным номером, тот и победил.
КЛЕПА: Вот я и нашел Слона, он самый главный здесь (держит Слона и Попугая в руках).
ГОША: Ты еще Попугая нашел. А у него первый номер. Так что у тебя получается число 19.
КЛЕПА: Нет, число 91 у меня получается!
КА: Ребята, математика – точная наука, в ней всегда есть строгие правила. А в правилах вашей игры сказано, как должны стоять цифры? В прямом порядке или в обратном?
ШПИЛЬКА: Кристина Алексеевна, причем тут порядок? Порядок мы в комнате потом наведем, когда играть закончим. А считать мы умеем. И до десяти, и даже легко до ста. Да хоть до миллиона!.. Вот смотрите… Гоша, помогай мне…
Расставляют игрушки в один ряд, по порядку, слева направо…
ГОША: (считает, расставляя игрушки) Два, три, четыре…
ШПИЛЬКА: Пять, шесть…
ГОША: Семь, восемь… Клепа, дай, пожалуйста, сюда Попугая и Слона…
КЛЕПА: Держите… (протягивает Попугая…)
ГОША: И Слона…
КЛЕПА: Слона не дам. Это мой Слон.
ШПИЛЬКА: Ну, тогда сам вставай сюда вместе со Слоном.
КЛЕПА: Пожалуйста… (встает рядом с игрушкой под номером 8…)
ГОША: (ставит в начале ряда Дракончика …) И Дракончик… Нольчик…
ШПИЛЬКА: Вот, Кристина Алексеевна, смотрите, все правильно. Цифры стоят одна за другой, по порядку.
КА: Да, сейчас 10 игрушек под своими порядковыми номерами стоят в числовом ряду. Он у нас начинается с самого маленького числа. То есть все числа стоят в порядке возрастания. Но они могут стоять совсем иначе, когда числовой ряд начинается с самого большого числа …
ГОША: Это когда все наоборот? Сейчас мы это покажем… Шпилька, помогай. Клепа, переходи на другую сторону…
Быстро расставляют игрушки в обратном порядке, с 9 до 0…
КА: А сейчас ваши игрушки изображают числовой ряд, в котором числа стоят в порядке убывания, когда каждое последующее число меньше предыдущего…
ГОША: Кристина Алексеевна, какой же из этих двух порядков правильный?
КА: Гоша, все зависит от математических условий…
КЛЕПА: Но у нас не было никаких таких условий.
КА: Ребята, если вы, когда придумывали правила своей игры, не договорились, в каком порядке ставить цифры, то Клепа, я думаю, вправе сам составить число, какое ему нравится.
КЛЕПА: Ага! И я из цифр 1 и 9 составляю число 91! Ура! Я выиграл!..
ОТБИВКА
КА: Ребята, посмотрите сюда (указывает на игрушки). Сейчас все эти числа обозначают порядковые номера игрушек. А вообще-то числа, стоящие в числовом ряду могут обозначать так же количество предметов, их размер, вес, скорость и многое-многое другое…
ГОША: А порядок всех этих чисел тоже зависит от математических условий?
КА: Обязательно. Вот, например, нам надо узнать, какой у каждого из вас рост, а потом сравнить числовые значения. Держите линейку…
Клоуны замеряют друг друга и записывают данные (…см.) на отдельных листочках.
КА: Теперь встаньте рядышком по росту. Сначала самый маленький…
Клоуны встают рядышком, держа перед собой листочки. По очереди озвучивают каждый свое число.
КА: Вот сейчас вы изобразили числовой ряд, в котором числа стоят в порядке возрастания.
ГОША: А если мы изменим условия задачи, и вначале числового ряда у нас встанет самый высокий из нас?
Клоуны встают в обратном порядке и опять озвучивают свои числа.
КА: Теперь наши числа в ряду стоят в порядке убывания.
КЛЕПА: Кристина Алексеевна, а можно составить числовой ряд из чисел, которые обозначают ваш вес?
КА: Конечно, можно, Клепа… У нас где-то должны быть напольные весы…
Клоуны взвешиваются и записывают данные ( …кг.) на отдельных листочках.
ШПИЛЬКА: Теперь встанем рядышком. Сначала самый легкий…
Встают рядышком, по очереди озвучивают каждый свое число.
ГОША: Числа стоят в порядке возрастания…
КЛЕПА: А теперь первым в числовом ряду встанет самый тяжелый из нас…
Встают в обратном порядке…
ГОША: Те же самые числа, только в порядке убывания. Кристина Алексеевна, все понятно! Любая цифра может быть самой главной в зависимости от условий задачи.
КЛЕПА: Ага! (идет к игрушкам) В числовом ряду не только Слон может быть главным, но и Попугай тоже! (берет в руки Дракончика) И даже, наверное, Ноль может быть главной цифрой!..
ДРАКОНЧИК: Верно, Клепа! Я могу быть главной цифрой.
КЛЕПА: Ой! Люди! Смотрите, у меня игрушка говорящая!..
(Все окружают Дракончика)
ДРАКОНЧИК: Я не простая игрушка, Клепа. Я – Дракончик Нольчик.
ГОША: Действительно, живой Дракончик!
ШПИЛЬКА: Ой! Настоящая Волшебная Игрушка! Здравствуй, Дракончик!
ДРАКОНЧИК: Здравствуй. Шпилька!.. Привет Гоша. Здравствуйте, Кристина Алексеевна!
ШПИЛЬКА: Ты знаешь, как нас зовут?!
ДРАКОНЧИК: Ну, конечно, я вас всех очень хорошо знаю.
КА: Здравствуй, Дракончик … Ребята, у нас в АБВГД-ейке так часто происходят разные сказочные чудеса, а вы всякий раз удивляетесь.
Я думаю, что Дракончик заговорил с вами, чтобы рассказать про цифру 0.
ДРАКОНЧИК: Совершенно верно. Почему-то многие считают цифру 0 не такой важной, как остальные 9 цифр. А ведь 0 – это необыкновенная цифра!.. И поэтому я могу не просто разговаривать, но, если вы пожелаете, могу прямо сейчас самым волшебным образом отправить вас в космическое путешествие!
ГОША: Вот здорово! Я хочу в космическое путешествие!
КЛЕПА: И я тоже хочу!
ШПИЛЬКА: И я! Можно мне с вами, Дракончик?
ДРАКОНЧИК: Конечно, Шпилька!.. А вам, Кристина Алексеевна, нужно будет остаться здесь, чтобы управлять полетом нашего космического корабля…
КА: Что же, я согласна.
ДРАКОНЧИК: В таком случае, космический экипаж, занять свои места!
Шпилька, Клепа и Гоша усаживаются рядышком на стульях…
ДРАКОНЧИК: А меня, пожалуйста, посадите на пол перед собой…
КЛЕПА: Есть, Командир Дракончик! (усаживает Дракончика перед собой на пол…) Ты что, сидя на полу с нами полетишь?
ДРАКОНЧИК: Я не полечу с вами, Клепа. Я Нольчик – точка отсчета , и остаюсь на месте старта Корабля… Сейчас я открою космический портал и включу числовой луч, по которому вы сможете улететь в далекий-предалекий Космос, прямо в бесконечность!.. Внимание! До старта осталось 10 секунд. Даю обратный отсчет. Десять, девять, восемь…
ВСЕ: 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1…
ДРАКОНЧИК: Ноль! Поехали!..
От Дракончика кверху «взлетает» яркий луч света…
Далее мы вместе с КА наблюдаем в ее компьютере полет тройки друзей в Числовом Луче на фоне уходящей вниз Земли, птиц, облаков, планет, звезд… На переднем плане параллельно лучу, – бесконечная измерительная линейка, которая движется вниз относительно наших героев.
Сбоку экрана – цифровые счетчики; один считает время, другой расстояние…
ГОША: Вот это да, как же быстро мы летим!
ДРАКОНЧИК: (голос за кадром) Пять секунд, полет нормальный… Уважаемые Математические Космические путешественники, наш Корабль летит со скоростью 1 миллион километров в секунду. Такая невероятная скорость возможна только в цифровом луче, потому что это скорость нашего с вами воображения… Обратите внимание. Сейчас мы пролетаем Галактику, в которой находится самое большое число разноцветных звезд во вселенной.
ГОША: А мы можем на минутку остановиться? Мне очень - очень хочется их посчитать, а на такой большой скорости я путаюсь...
ДРАКОНЧИК: Пожалуйста… На числовом луче всегда можно остановиться по желанию Математических Путешественников… Внимание, мы находимся на отметке 25 миллионов километров!..
«Корабль» застывает в Космосе…
ШПИЛЬКА: Как красиво! Гоша, можно я тебе буду помогать звезды считать?
ГОША: Конечно, Шпилька! Их здесь так много, что я один, пожалуй, и не справлюсь!..
КЛЕПА: Я тоже хочу считать звезды. Давайте, вы их будете с этой стороны считать, а я с этой…
(Разворачиваются в разные стороны и громко увлеченно считают…)
ГОША: Клепа, не кричи так громко, ты меня сбиваешь со счета!
КЛЕПА: Это вы меня сбиваете! Я уже столько звезд пересчитал, а вы меня отвлекли!.. Теперь сначала все начинать придется…
ШПИЛЬКА: Тридцать три, тридцать четыре … Эту я уже считала. Тридцать пять… Эту я тоже уже считала…
ГОША: Ну вот, опять, сбился!.. Послушайте, ребята, мы, наверное, что-то не правильно делаем.
КЛЕПА: Это не мы неправильно делаем. Это звезды неправильно в космосе расположились. Да они же просто в какую-то кучу перемешались!
ШПИЛЬКА: Ага, вот если бы они сейчас все в один ряд выстроились, одна за другой. Мы бы пролетели мимо них и легко всех пересчитали.
ГОША: Уважаемый Дракончик, попросите, пожалуйста, звезды, пусть они выстроятся в один ряд, а о то мы их посчитать не можем…
ДРАКОНЧИК: Невыполнимая задача. Звезды находятся на своих орбитах, которые изменить невозможно!
КЛЕПА: А как же мы их тогда пересчитаем?
ДРАКОНЧИК: Надо пронумеровать все звезды, а потом каждый номер установить на свое место в Числовом Ряду… Сейчас мы сфотографируем эту Галактику и отправим фотографию в центр управления нашего полета…
Щелчок затвора фотоаппарата, и фотография Галактики разноцветных звезд оказывается в компьютере у Кристины Алексеевны.
ШПИЛЬКА: Кристина, Алексеевна, вы сможете пронумеровать звезды в Разноцветной Галактике?
КА: Конечно, смогу… с помощью нашего волшебного компьютера.
КА нажимает на компьютере клавишу Enter.
Анимация: У каждой звезды появляется номер, затем все эти номера летят к счетчику в форме числового луча и выстраиваются в ряд… Самым последним летит номер 1001, он встает на свое место и начинает мерцать…
ДРАКОНЧИК: Теперь звезды оцифрованы, то есть, пронумерованы и обозначены в числовом ряду…
ГОША: Последним прилетел номер 1001. Значит, в этой галактике 1001 звезда!..
КЛЕПА: Полетели дальше, пересчитаем все звезды, какие только существуют!
ДРАКОНЧИК: Не получится, друзья мои. Число звезд – бесконечно. Мы, конечно, можем и дальше лететь по нашему числовому лучу, так как он тоже бесконечный. Но на это уйдет бесконечное число минут, часов и дней!
КЛЕПА: Что и за целый год не долетим?
ДРАКОНЧИК: Нет.
ГОША: А за сто лет?
ДРАКОНЧИК: И за сто лет не долетим.
ШПИЛЬКА: А когда же мы домой попадем? Через 100 лет что ли? Эй, я не хочу так долго в космосе летать. У меня еще сегодня дома куча дел. Порядок навести надо и котенка покормить. А если я через 100 лет вернусь, то он, может быть, даже не узнает меня!
КЛЕПА: Я тоже домой хочу! Дракончик, отправляй наш Корабль обратно!
ДРАКОНЧИК: Отправляю!.. Внимание, экипаж, мы возвращаемся по числовому лучу обратно домой к точке отсчета!..
Корабль летит обратно. За числовым лучом звездный фон движется вверх. Так же вверх относительно наших героев движется измерительная шкала на переднем плане, и числовые значения на ней стремительно уменьшаются…
КЛЕПА: (танцует) Ля-ля-ля!! Мы летим домой по числовому лучу!
ГОША: (тоже скачет радостно) Да! Это было удивительное приключение!..
ШПИЛЬКА: Ребята, аккуратнее! Вы сейчас что-нибудь испортите!
КЛЕПА: Я еще никогда не танцевал в космосе. Это оказывается так весело!
ШПИЛЬКА: Успокойтесь немедленно! Мы уже приземляемся!
КЛЕПА: Еще секундочку. Только дотанцуем космический танец!.
Клепа подпрыгивает, спотыкается и его уводит в сторону. Он хватается за Гошу и ребята все вместе падают… Затемнение. Ойканье, грохот…
ОГОРОД. Выход из ЗТМ. Печкин с лопаточкой копается в земле. Ребята падают рядом с ним.
ПП: (испуганно отскакивает в сторонку, роняет лопатку) Что такое происходит? Ребятки, вы откуда вдруг взялись? Как будто с неба свалились…
ШПИЛЬКА: Так и есть, Игорь Иванович! Мы из космического числового луча вывалились! Из-за того, что вот они сильно шалили!
ГОША: Я не понимаю. По законам математики из числового луча ничего не может вываливаться!..
ПП: Ну, знаете, на некоторых шалунов порой никакие законы математики не действуют… (кряхтя поднимает с земли лопатку).
КЛЕПА: Игорь Иванович, а что это вы тут такое делаете интересное?
ПП: Да вот решил научный сельскохозяйственный эксперимент провести. Сажаю чеснок особенного сорта. Выращиваю, так сказать, натуральный продукт! Вот грядочку специально выкопал. А вы мне прямо в нее упали!..
ШПИЛЬКА: Извините, Игорь Иванович, мы не нарочно! Мы сейчас все исправим… (правит руками грядку…)
ГОША: А ваша грядка такая ровненькая- ровненькая, прямо как числовой луч…
КЛЕПА: Игорь Иванович, давайте я вам помогу чесночки сажать в грядку.
ПП: Помоги, Клепа. Только чесночные зубчики надо сажать равномерно, то есть на одинаковом расстоянии друг от друга.
КЛЕПА: Ну, это мы умеем! Гоша, считай расстояние шагами! Шпилька, а ты засыпай чесночки землей.
Гоша меряет грядку маленькими шажками и громко считает, Клепа кладет в грядку зубчики чеснока и тоже их считает, а Шпилька закапывает их…
ПП: Ну спасибо вам, ребятушки, помогли мне! Я вам за это благодарственное письмо напишу Кристине Алексеевне…
ШПИЛЬКА: Ой! А мы про Кристину Алексеевну совсем забыли! Она же нас сейчас там ждет и волнуется!..
КЛЕПА: Точно! Бежим скорее в класс!
ПП: Да уж, поторопитесь. Вот по этой тропинке идите, и прямехонько в класс АБВГДейки попадете. Тут идти-то всего шагов 100, не больше…
ГОША: Игорь Иванович, встаньте, пожалуйста, вот сюда на тропинку.
ПП: Пожалуйста, Гоша (встает на тропинку). А зачем это?
ГОША: А вы будете на этой Числовой Тропинке точкой отсчета…
ПП: Ну, если это для пользы дела; так сказать, в рамках вашего учебного процесса, то я могу и точкой отсчета побыть немного…
КЛЕПА: Спасибо, Игорь Иванович! Побежали, ребята!..
Ребята убегают, громко считая шаги…
ПП: (машет вслед рукой) Счастливого пути, чемпионы! Успешной вам учебы!..
Свидетельство о публикации №214102800469