Числовой ряд

               

  КЛАСС.    Клепа, Шпилька и Гоша стоят рядышком…

  ШПИЛЬКА: (считает)  Раз, два, три, четыре, пять! Я люблю с тобой играть.   Шесть, семь, восемь, девять, ноль, – любишь ты играть со мной!   Цифры все на месте, и  мы играем вместе!..  Клепа, ты начинаешь,  Гоша второй, а я третья…
КЛЕПА: (радостно)  Скорее, завязывайте мне глаза.
        Шпилька надевает темную повязку Клепе на глаза, а Гоша раскладывает на полу по кругу  игрушки с номерными знаками от 0 до 9… 

 ГОША:  Готово, все цифры стоят по порядку, можно начинать.
КЛЕПА:  Сейчас я найду самую главную игрушку!  (встает на коленки и кружится, пытаясь нащупать руками игрушку…)   
ШПИЛЬКА: (хлопает в ладоши) Давай, давай, Клепа! Ищи! 
КЛЕПА: (хватает игрушку  № 1,  снимает повязку)   Ура, у меня номер первый!
ШПИЛЬКА: Гоша, теперь ты. Подойди ко мне, я тебе повязку надену.  (Надевает повязку на Гошу и ведет его за руку в центр круга…)

 ГОША:  Я начинаю?
ШПИЛЬКА: (выходит из круга)   Вперед, Гоша!..
ГОША:  (… находит игрушку с цифрой 2, снимает повязку). У меня второй номер!..  Шпилька, твоя очередь…
ШПИЛЬКА: (встает в центр круга, надевает себе повязку) На старт, внимание, марш!.. (… находит игрушку с цифрой 3, снимает повязку…)  У меня номер третий!.. Ребята, смотрите, как интересно получилось! Мы прямо подряд три  номера нашли. Первый, второй и третий.
 ГОША:  Итак, я объявляю победителя. В этой игре больше всех баллов набрала Шпилька и поэтому она занимает первое место. Я с двумя баллами на втором месте. И Клепа на почетном третьем месте…
 КЛЕПА: (разочарованно) Почему это я на третьем месте? У меня же игрушка с первым номером! Я должен быть на первом месте!
 ГОША: А потому, что в нашей игре побеждает самая большая цифра. У нас такие правила.
 КЛЕПА:   Да-а? А что вы меня сразу не предупредили? Я бы тогда самую большую цифру нашел.
ШПИЛЬКА:  Клепа, ты что, когда искал, подглядывал?
 КЛЕПА: И ничего я не подглядывал!.. Не верите? Ну, давайте, еще раз сыграем. Только усложним задание и будем не по одной игрушке находить, а по две!..
ШПИЛЬКА: Ладно. Так, в прошлый раз Клепа начинал игру, а я была третьей. Сейчас поступим наоборот;  я буду первой, а Клепа  третьим. Кладите игрушки на место…
    
 Возвращают игрушки на места.  Шпилька, надевает себе на глаза повязку …

 КЛЕПА:   А давайте  развеселим задание!..   (раскручивает  Шпильку…)  Раз, два, три!..  Вот теперь, Шпилька,  можешь искать…
 ШПИЛЬКА:  Клепа! Ты меня совсем уж  закружил!..  Тогда хоть как-то подсказывай, куда идти…
 КЛЕПА:   Ага! Я даже придумал  веселые подсказки!.. (бежит по кругу,  останавливаясь возле каждой  зверушки,  и мяукает, гавкает, крякает и т. д…)
 ШПИЛЬКА:  (находит  №2 и № 8, снимает повязку…)      У меня медвежонок и белочка. Гоша, твоя очередь…
КЛЕПА:    Посмотрим, друг мой, как ты справишься. Сейчас я все игрушки так перемешаю, что ты ни за что не догадаешься, где какая находится… (меняет игрушки местами)…
ШПИЛЬКА: (Надевает Гоше повязку, раскручивает его)  …  Один, два, три. Голова кружится?
ГОША: Совсем чуть-чуть … (приседает и, вытянув перед собой руки, ищет…)
КЛЕПА:  (опять бегает по кругу) Гав-гав, Мя-яу, Кря-кря…   
ГОША:  (находит игрушки –  №3 и №5., снимает повязку…)  Здорово! Мне  Кот попался  и еще Собачка…
 КЛЕПА:   Теперь я. Надевайте мне повязку.
ШПИЛЬКА:  (Завязывает Клепе повязку, раскручивает его) Один, два… Голова кружится?
 КЛЕПА:   Еще как!
 ШПИЛЬКА:  Тогда мы еще один раз тебя крутанем, в обратную сторону… Три!..
 КЛЕПА:   (приседает) Ой! Теперь еще больше кружится.
 ШПИЛЬКА:  А в какую сторону?
 КЛЕПА:   Сразу в обе стороны. Но ничего, я все равно сейчас самую главную игрушку найду…  (крутится в обе стороны) Вы тоже мне подсказывайте!..
 ГОША:  (подражает голосам зверушек, трубит, как Слон…) …У-у-у!
КЛЕПА:   (хватает Гошу за ногу…) Ага! Есть! Самая большая игрушка! Это слон? Нет, не слон. Неужели бегемот? Откуда здесь бегемот взялся?..
 ШПИЛЬКА:  (смеется) Это не слон и не бегемот. Это Гоша!
 ГОША: Да. И я вовсе  не игрушка, а человек.
 КЛЕПА:  А зачем тогда путаешься под руками? Подсказывай лучше.   
 ГОША:  В обратную сторону ползи!.. 
 КЛЕПА:  Да понял я, уже ползу… (разворачивается…)
 ГОША:   Веселее, Клепа! Ищи, давай!.. (бегает вокруг и продолжает крякать, рычать и т. д…)
 КЛЕПА:   (хватает сразу две игрушки –  Попугая-1 и Слона-9;  снимает повязку.)  Ага! Все-таки я нашел Слона! И снова Попугая…   
 ШПИЛЬКА: Посмотрим, кто из нас выиграл. У меня  игрушки с цифрами  2 и 8. Значит у меня  28 баллов.
 ГОША:  (берет свои игрушки) У меня 3 и 7.  Получается число 37, и 37 баллов.
 КЛЕПА:  А у меня  9 и 1. Значит, у меня  91 балл. Это самое большое число. Я выиграл!..
 ГОША:  Почему это ты выиграл? У тебя  получается 19 баллов. У нас со Шпилькой сначала меньшая цифра идет, потом большая. Значит и у тебя так же должно быть.
 КЛЕПА:  Сначала идет та цифра, которая первая нашлась. Я сначала Слона нашел, значит, он первый.  Скажи, Шпилька. Правда, я сначала Слона нашел?
 ШПИЛЬКА: Мне кажется, ты их одновременно нашел. Сразу двумя  руками. Левой рукой Попугая, а правой – Слона.
 КЛЕПА:  Вот именно! А у меня правая рука главнее, чем левая. Значит, 91, а не 19. Я выиграл!
 
                В класс входит Кристина Алексеевна
   
 КА:   Здравствуйте, ребята.  Из-за чего такой громкий спор? 
 КЛЕПА:  Кристина Алексеевна! Скажите им, что  мой Слон должен стоять впереди  Попугая. 
 КА:   Какой такой Слон? И почему он должен быть впереди Попугая?
 КЛЕПА:  Ну как же вы все не понимаете! (размахивает игрушками)  Слон  – он же огромный, а попугай маленький, и Слон главнее! Поэтому он всегда идет впереди, а Попугай за ним.  Значит, у меня получается число 91, а не 19.
 КА:   Все ясно. Опять вы какую-то новую игру придумали, и запутались в ней. Что ж, сейчас будем распутывать. Рассказывайте все по порядку.
 ШПИЛЬКА: Кристина Алексеевна, тут все просто.  Надо с завязанными глазами найти игрушку. 
 ГОША:  У каждой  свой номер.  Как у спортсменов. Кто найдет игрушку с  самым главным номером, тот и победил.
 КЛЕПА:   Вот я и нашел Слона, он самый главный здесь  (держит Слона и Попугая в руках).
 ГОША:   Ты еще Попугая  нашел. А у него первый номер.  Так что у тебя получается число 19.
КЛЕПА:    Нет, число 91 у меня получается!
 КА:  Ребята,   математика –  точная наука, в ней всегда есть строгие правила. А в правилах  вашей игры сказано, как должны стоять цифры? В прямом порядке или в обратном?
 ШПИЛЬКА: Кристина Алексеевна, причем тут порядок? Порядок мы в комнате потом наведем, когда играть закончим.  А считать мы умеем. И до десяти, и даже легко до ста. Да хоть до миллиона!.. Вот смотрите… Гоша, помогай мне…

           Расставляют игрушки   в один ряд,  по порядку,  слева направо…

 ГОША:   (считает, расставляя игрушки)    Два, три, четыре…
ШПИЛЬКА: Пять, шесть…
ГОША:   Семь, восемь… Клепа, дай, пожалуйста, сюда Попугая и Слона…
КЛЕПА:   Держите… (протягивает Попугая…)
ГОША:    И Слона…
КЛЕПА:   Слона не дам. Это мой Слон.
ШПИЛЬКА: Ну, тогда сам вставай сюда вместе со Слоном.
КЛЕПА:   Пожалуйста… (встает рядом с игрушкой под номером  8…)
ГОША:  (ставит в начале ряда  Дракончика …)  И Дракончик… Нольчик…
ШПИЛЬКА:  Вот, Кристина Алексеевна, смотрите, все правильно.  Цифры стоят одна за другой,  по порядку. 
 КА: Да, сейчас 10 игрушек  под своими порядковыми  номерами  стоят в числовом ряду. Он у нас начинается с самого маленького числа.  То есть все числа стоят в порядке возрастания. Но они  могут стоять совсем иначе, когда  числовой ряд начинается с самого большого числа …   
ГОША:   Это когда все наоборот?    Сейчас мы это покажем…  Шпилька, помогай.  Клепа, переходи на другую сторону… 

         Быстро  расставляют игрушки   в обратном  порядке,   с 9 до 0…

 КА: А сейчас ваши игрушки изображают числовой ряд, в котором числа стоят в порядке убывания, когда каждое последующее число меньше предыдущего… 
 ГОША:  Кристина Алексеевна, какой же  из этих двух порядков правильный?
 КА:   Гоша, все  зависит от математических условий… 
 КЛЕПА: Но у нас не было никаких таких  условий. 
КА:    Ребята, если вы, когда придумывали правила своей  игры, не договорились, в каком порядке ставить цифры, то  Клепа, я думаю,  вправе сам составить число, какое ему нравится.
 КЛЕПА: Ага! И  я из цифр 1 и 9 составляю число 91!   Ура! Я выиграл!.. 
 
                ОТБИВКА

 КА:    Ребята, посмотрите сюда (указывает на игрушки). Сейчас все эти числа обозначают порядковые номера игрушек.  А вообще-то  числа, стоящие в числовом ряду могут  обозначать  так же количество предметов, их размер, вес,  скорость и многое-многое  другое…
 ГОША:  А порядок  всех этих чисел тоже  зависит от математических условий?
 КА:    Обязательно. Вот, например, нам надо узнать, какой у каждого из вас рост, а потом   сравнить  числовые значения. Держите  линейку…
             
      Клоуны замеряют друг друга и записывают данные  (…см.) на отдельных листочках.

 КА:   Теперь встаньте рядышком  по росту.  Сначала самый маленький…

  Клоуны  встают рядышком, держа   перед собой листочки. По очереди озвучивают каждый свое число. 

КА:  Вот сейчас вы изобразили числовой ряд, в котором числа стоят в порядке возрастания.
ГОША:   А если мы изменим условия задачи, и вначале числового ряда у нас встанет самый высокий из нас?

 Клоуны  встают в обратном порядке и опять озвучивают свои числа.          
 
 КА:   Теперь наши числа в ряду  стоят в порядке убывания.
  КЛЕПА:  Кристина Алексеевна, а можно составить числовой ряд из чисел, которые обозначают ваш вес?
  КА:   Конечно, можно, Клепа… У нас где-то должны быть напольные весы…
 
    Клоуны взвешиваются и  записывают данные ( …кг.) на отдельных листочках.

ШПИЛЬКА:   Теперь встанем рядышком. Сначала самый легкий…

               Встают рядышком, по очереди озвучивают каждый свое число. 

 ГОША:  Числа стоят в порядке возрастания…
 КЛЕПА:    А теперь первым в числовом ряду встанет самый тяжелый из нас…
   
                Встают в обратном порядке…         

ГОША:  Те же самые числа, только в порядке убывания.  Кристина Алексеевна, все понятно!  Любая цифра может быть самой главной в зависимости от условий задачи.
 КЛЕПА:  Ага! (идет к  игрушкам) В числовом ряду не только Слон может быть главным, но и Попугай тоже!   (берет в руки Дракончика)  И даже, наверное, Ноль может быть главной цифрой!.. 
 
 ДРАКОНЧИК: Верно, Клепа! Я могу быть главной цифрой.
 КЛЕПА:  Ой! Люди! Смотрите, у меня игрушка говорящая!.. 
   
                (Все окружают Дракончика)

 ДРАКОНЧИК: Я не простая игрушка,  Клепа.  Я – Дракончик  Нольчик.
 ГОША: Действительно, живой Дракончик!
 ШПИЛЬКА: Ой! Настоящая  Волшебная Игрушка!  Здравствуй, Дракончик!
 ДРАКОНЧИК: Здравствуй. Шпилька!.. Привет Гоша. Здравствуйте, Кристина Алексеевна!
 ШПИЛЬКА: Ты знаешь, как нас зовут?!
 ДРАКОНЧИК: Ну, конечно, я вас всех очень хорошо знаю.
 КА: Здравствуй,  Дракончик … Ребята, у нас в АБВГД-ейке так часто происходят разные сказочные чудеса,  а вы всякий раз удивляетесь. 
 Я думаю, что Дракончик  заговорил с вами, чтобы рассказать про цифру 0.
 ДРАКОНЧИК:   Совершенно верно. Почему-то многие считают цифру 0 не такой важной, как остальные 9 цифр.   А ведь  0  – это необыкновенная цифра!..  И поэтому я могу не просто  разговаривать, но, если вы пожелаете,  могу прямо сейчас  самым волшебным образом отправить вас в космическое путешествие!
 ГОША: Вот здорово! Я хочу в космическое путешествие!
 КЛЕПА:  И я тоже хочу!
 ШПИЛЬКА: И я! Можно мне с вами, Дракончик?
 ДРАКОНЧИК: Конечно, Шпилька!.. А вам, Кристина Алексеевна, нужно будет остаться здесь, чтобы управлять полетом нашего космического корабля…
  КА: Что же, я согласна.   
  ДРАКОНЧИК:  В таком случае, космический экипаж, занять свои места!            
             
             Шпилька, Клепа и Гоша усаживаются рядышком на стульях…
       
ДРАКОНЧИК: А меня, пожалуйста, посадите на пол перед собой…
КЛЕПА:   Есть, Командир Дракончик! (усаживает Дракончика перед собой на пол…)  Ты что, сидя на полу с нами полетишь?
 ДРАКОНЧИК: Я не полечу с вами, Клепа. Я Нольчик – точка отсчета , и остаюсь на месте старта Корабля…  Сейчас я открою космический  портал и включу числовой луч, по которому вы сможете улететь  в  далекий-предалекий  Космос, прямо в бесконечность!..  Внимание!  До старта осталось 10 секунд. Даю обратный отсчет. Десять, девять, восемь…
 ВСЕ:  7, 6, 5, 4, 3, 2, 1…
 ДРАКОНЧИК: Ноль!  Поехали!..
               
  От Дракончика кверху   «взлетает» яркий луч света… 
 Далее мы вместе с КА наблюдаем  в  ее компьютере полет  тройки друзей в Числовом  Луче на фоне уходящей вниз Земли, птиц, облаков,  планет, звезд…   На  переднем плане параллельно   лучу, –  бесконечная измерительная линейка, которая движется вниз  относительно наших героев.
 Сбоку  экрана –  цифровые счетчики; один считает время, другой расстояние…

ГОША: Вот это да, как же быстро мы летим!
ДРАКОНЧИК: (голос за кадром) Пять  секунд, полет нормальный… Уважаемые Математические  Космические путешественники, наш Корабль летит со скоростью 1 миллион  километров в  секунду. Такая невероятная скорость возможна только в цифровом луче, потому что это скорость нашего с вами воображения…  Обратите внимание. Сейчас мы пролетаем  Галактику, в которой находится самое большое число разноцветных звезд во вселенной.
 ГОША: А мы можем на минутку остановиться? Мне очень - очень  хочется  их посчитать, а на такой большой скорости я путаюсь...
 ДРАКОНЧИК:  Пожалуйста… На числовом луче всегда можно остановиться по желанию Математических Путешественников… Внимание, мы находимся на отметке 25 миллионов  километров!..
               
                «Корабль» застывает в Космосе… 

 ШПИЛЬКА: Как красиво! Гоша, можно я тебе буду помогать звезды считать?
 ГОША: Конечно, Шпилька! Их здесь так много, что я один, пожалуй, и не справлюсь!..
 КЛЕПА: Я тоже хочу считать звезды. Давайте, вы их будете с этой стороны считать, а я с этой… 
     (Разворачиваются в разные стороны и громко увлеченно считают…)

ГОША: Клепа, не кричи так громко, ты меня сбиваешь со счета!
КЛЕПА: Это вы меня сбиваете! Я уже столько  звезд пересчитал, а вы  меня отвлекли!..  Теперь сначала все начинать придется…
ШПИЛЬКА: Тридцать три,  тридцать четыре … Эту я уже считала. Тридцать пять…   Эту я тоже уже считала…
 ГОША: Ну вот, опять, сбился!.. Послушайте, ребята, мы, наверное, что-то не правильно делаем.
 КЛЕПА: Это не мы неправильно делаем.  Это звезды неправильно в космосе расположились.  Да они же просто в какую-то кучу перемешались!
 ШПИЛЬКА: Ага,  вот если бы они сейчас все в один ряд выстроились, одна за другой.  Мы бы пролетели мимо них и  легко всех пересчитали.
 ГОША: Уважаемый Дракончик, попросите, пожалуйста,  звезды, пусть они выстроятся в один ряд, а о то мы их посчитать не можем…
 ДРАКОНЧИК: Невыполнимая задача. Звезды находятся на своих орбитах, которые изменить невозможно!
КЛЕПА: А как же мы их тогда пересчитаем?
 ДРАКОНЧИК:  Надо пронумеровать все звезды, а потом каждый номер установить на свое место в Числовом Ряду… Сейчас мы сфотографируем эту Галактику и отправим фотографию в центр управления нашего полета… 
    
       Щелчок затвора фотоаппарата,  и фотография Галактики разноцветных звезд оказывается в компьютере у Кристины Алексеевны.

    ШПИЛЬКА: Кристина, Алексеевна, вы сможете пронумеровать  звезды в Разноцветной Галактике?
    КА: Конечно, смогу…  с помощью нашего волшебного компьютера. 
      
  КА нажимает на компьютере  клавишу Enter. 
 Анимация: У каждой звезды появляется номер, затем все эти номера летят к счетчику в форме числового луча и выстраиваются в ряд… Самым последним летит номер 1001, он встает на свое место и начинает мерцать…

ДРАКОНЧИК: Теперь звезды оцифрованы, то есть, пронумерованы и обозначены в числовом ряду…
ГОША: Последним прилетел номер 1001. Значит, в этой галактике 1001 звезда!..
КЛЕПА: Полетели дальше, пересчитаем все звезды, какие только существуют!
ДРАКОНЧИК: Не получится, друзья мои. Число звезд – бесконечно. Мы, конечно, можем и дальше лететь по нашему числовому лучу, так как он тоже бесконечный. Но на это уйдет бесконечное число минут, часов и дней!
КЛЕПА: Что и за целый год не долетим?
ДРАКОНЧИК: Нет.
ГОША: А за сто лет?
ДРАКОНЧИК: И за сто лет не долетим.
ШПИЛЬКА: А когда же мы домой попадем? Через  100 лет что ли?  Эй, я не хочу так долго в космосе летать. У меня еще сегодня дома куча дел. Порядок навести надо и котенка покормить. А если я через 100 лет вернусь, то он, может быть, даже не узнает меня! 
 КЛЕПА: Я тоже домой хочу! Дракончик, отправляй наш Корабль обратно!
 ДРАКОНЧИК: Отправляю!.. Внимание, экипаж, мы возвращаемся по числовому лучу обратно домой к точке отсчета!..

  Корабль летит обратно. За числовым лучом звездный фон  движется вверх.  Так же вверх относительно наших героев движется   измерительная  шкала на переднем плане, и числовые значения  на ней стремительно уменьшаются…
 
КЛЕПА: (танцует) Ля-ля-ля!! Мы летим домой по числовому лучу!
ГОША: (тоже скачет радостно) Да! Это было удивительное приключение!..
ШПИЛЬКА: Ребята, аккуратнее! Вы сейчас что-нибудь испортите!
КЛЕПА: Я еще никогда не танцевал в космосе. Это оказывается так весело!
ШПИЛЬКА: Успокойтесь немедленно! Мы уже приземляемся! 
КЛЕПА: Еще секундочку. Только дотанцуем космический танец!.
      
 Клепа подпрыгивает, спотыкается и его уводит в сторону. Он хватается за Гошу  и ребята все вместе падают… Затемнение.  Ойканье, грохот…

 ОГОРОД.  Выход из ЗТМ. Печкин с лопаточкой копается в земле. Ребята падают   рядом с ним.
 ПП: (испуганно отскакивает в сторонку, роняет лопатку)    Что такое происходит? Ребятки, вы откуда вдруг взялись? Как будто  с неба свалились…
 ШПИЛЬКА: Так и есть, Игорь Иванович! Мы из космического числового луча вывалились! Из-за того, что вот они сильно шалили!
 ГОША: Я не понимаю.  По законам математики из числового луча ничего не может вываливаться!..
 ПП: Ну, знаете, на некоторых шалунов  порой никакие законы математики не действуют…  (кряхтя поднимает с земли лопатку).
 КЛЕПА: Игорь Иванович, а что это вы тут такое делаете интересное?
 ПП: Да вот решил научный сельскохозяйственный эксперимент провести. Сажаю чеснок особенного сорта. Выращиваю, так сказать, натуральный продукт! Вот грядочку специально выкопал. А вы мне прямо в нее упали!..
ШПИЛЬКА: Извините, Игорь Иванович, мы не нарочно! Мы сейчас все исправим… (правит руками грядку…)
 ГОША: А ваша грядка такая ровненькая- ровненькая, прямо как числовой луч…
 КЛЕПА: Игорь Иванович, давайте я вам помогу чесночки сажать в грядку.
 ПП: Помоги, Клепа. Только чесночные зубчики  надо сажать равномерно, то есть на одинаковом расстоянии друг от друга.
 КЛЕПА: Ну, это мы умеем! Гоша, считай расстояние шагами! Шпилька, а ты засыпай чесночки землей.
 
   Гоша  меряет грядку маленькими шажками и громко считает, Клепа кладет в грядку зубчики чеснока и тоже их считает, а Шпилька закапывает их…
 
  ПП: Ну  спасибо вам, ребятушки, помогли мне! Я вам за это благодарственное письмо напишу Кристине Алексеевне…
 ШПИЛЬКА: Ой! А мы про Кристину Алексеевну совсем забыли! Она же нас сейчас там ждет и волнуется!..
 КЛЕПА: Точно! Бежим скорее в класс!
 ПП: Да уж, поторопитесь. Вот по этой тропинке идите, и прямехонько в класс АБВГДейки попадете. Тут идти-то всего шагов 100, не больше…
 ГОША: Игорь Иванович, встаньте, пожалуйста, вот сюда на тропинку.
 ПП: Пожалуйста, Гоша  (встает на тропинку). А зачем это?
ГОША: А вы будете на этой Числовой Тропинке точкой отсчета…
ПП: Ну, если это для пользы дела; так сказать, в рамках вашего учебного процесса,  то я могу и точкой отсчета побыть немного…
КЛЕПА: Спасибо, Игорь Иванович! Побежали, ребята!..
               
                Ребята убегают, громко  считая шаги… 

  ПП: (машет вслед рукой)  Счастливого пути, чемпионы! Успешной вам учебы!..


Рецензии