Милый друг, иль ты не видишь...
Это типично голливудский прием (например, все фильмы Кубрика, особенно "С широко закрытыми глазами", даже скучноватый "Титаник" Кэмерона и популярный его "Аватар", я уже не говорю о триллерах с прославленными актерами типа Харрисона Форда и т.п.) - но, с другой стороны (хотя это прием нагнетания интриги), жизнь именно так и устроена. Жизнь всегда триллер. Надо только указать необыденное в обыденном, неслучайное в случайном, потому что все случайное на самом деле ВСЕГДА не случайно. Начало ХХ века, если мы хотим показать нарастание революционности и гибель старой доброй России, дает этому массу возможностей.
Праведник Г. Распутин, спасая здоровье наследника, борется с незримым упырем, убивающим его, отворяющим его кровь. А что за монстр расставил щупальца в царской Думе, чему поклоняется ложа, что взяла под контроль парламент и какова ее связь с тем упырем, что убивает династию, с которым, напрягая все силы сражается и императрица, и ее дочери, а император, добрый и доверяющий людям, изнемогает от ужаса того, что его окружает, невольно проникая в суть происходящего, видит ясно погибель, но остается внешне спокойным, выполняя свои обязанности, но внутренне готовый ко всему - почти ко всему, потому что нет той грани на этой земле, которую бы не переступил его враг. Однако несмотря на чудовищный трагизм, концовка все же внушает надежду - жертва была слишком велика, слишком непосильна, чтобы чудище ее принявшее, выжило - и это надежда на спасение.
Что-то такое всегда должно быть - в кино нужен символизм, пусть эти Юсуповы, Пуришкевичи, Бьюкинены, Радзянки, Львовы, Набоковы, Керенские преобразятся - и покажут на миг свои бесовские атрибуты. Как и те, кто придет вслед за ними.
Особенно интересно вот что - как возникали "голубые комсомолочки", о которых умиляясь писал Георгий Иванов, из своих подлинных духовных предтеч - хлыстовских "богородиц", танцующих нагишом на алтаре хлыстовствующей церкви, что изобразил автор одной из главных русских книг ХХ в. "Пламень" Пимен Карпов. Это эротика высшего накала, где эрос, смерть и рождение сливаются в экстазе - великий соблазн, в котором родилась религия русского коммунизма. Прекрасное и ужасное, священное и кощунственное переплетаются в узоре, который никого не оставит равнодушным.
Можно много еще говорить, но лучшее обобщение всему этому дает поэт-философ, символист В. Соловьев, несомненный наследник Лермонтовского романтизма:
"Милый друг, иль ты не видишь,
Что всё видимое нами -
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий -
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?"
Именно этих отблесков и этих созвучий ждет от фильма зритель, чтобы хотя бы не надолго вырваться из объятий повседневности и прикоснуться к вечным смыслам, ради которых только и стоит жить.
Свидетельство о публикации №214102800676