Основы теории интегрального мышления

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ИНТЕГРАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ
(Учение о Гармонии Мира)


1. ВВОДНАЯ.

Данный материал является: по значимости - в высшей степени эксклюзивным,  по содержанию - суперуникальным, а по значению в учении - фундаментальным.
Дело в том, что никто ранее меня за все время существования Человеческой расы не занимался интегральным мышлением на таком системной уровне. Именно я первый сформулировал идею об  интегральном мышлении как составном элементе разумности вообще и определил его ключевую роль в эволюции разумной расы.

Длительное время,  мои представления об интегральном мышлении  носили общий характер, что для глобального теоретизирования было вполне достаточно. Но когда вопрос встал о практическом воплощении идей учения, этих общий сведений стало недостаточно. Возникла задача сформировать теоретическую основу представлений об интегральном мышлении в такой ее детализации, которая могла бы лечь в основании учебной методики по освоению этого способа мышления.

Именно этой задаче посвящена эта статья.

2. РАЦИОНАЛЬНОЕ И ИНТЕГРАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ.

Мыслительная деятельность разумного организма  слагается из двух компонентов: рационального и интегрального мышлений. В единстве этих двух форм мыслительной деятельности и проявляется Разум как таковой.

А. Функции.
Каждый вид мышления имеет свою эволюционную функцию.
Функция рационального мышления - формировать плоть ментального восприятия, творить сам ментальный дискретный материал, из которого складывается понимание Мира в его частных проявлениях.
Функция интегрального мышления - формировать целостность видения Мира, соотносимость создаваемой ментальной картины самой Гармонии Мира.

С помощью рационального мышления Мир исследуется в своем дискретном содержании, с помощью интегрального мышления  Мир обретает живую полноту целостности и единства.

Б. Конечный продукт.
Рациональное мышление создает дискретные знания. Интегральное мышление - целостную ментальную интерпретацию Мира.  Оба вида мышления взаимодополняют и взаимообуславливают  друг друга. Взаимопроникаясь они создают основу для преобразующей деятельности разумного организма.

В. Инструментарий.
Каждый вид мышления используют свой инструментарий. Рациональное мышление оперирует широким спектром категорий, понятий и следует логике как совокупности  зависимостей, определяющих истинность линейных умозаключений. Интегральное мышление оперирует мыслечувственными переживаниями, определяющими образы, связанные с фундаментальными свойствами Мира: его единства, целостности, атрибутивности и взаимосвязи всего со всем. 

Различие инструментария  состоит в том, что категории и понятия рационального мышления представляют собой компиляцию различных аспектов чувственных образов, формируемым благодаря органам чувств, а мыслечувственные переживания интегрального мышления  - это ментальные  ощущения, когда органом чувств выступает сам аппарат мышления (мозг) как целостный функционирующий продукт Мира.

Ментальные ощущения - это ментальная информация,  возникающая в процессе функционирования мозга как целостного объекта при самоидентификации (выявления самотождественности). Будучи объектом Мира, мозг является носителем фундаментальных его свойств и в процессе самоотождествления эти фундаментальные свойства естественным образом выделяются мозгом как ощущения.

Г. Форма процесса.
Рациональное мышление линейно, тоннельно и дискретно. Мир в рациональном мышлении представляет собой сумму линейных связей как на элементарном, так и на синтетическом уровне. Рациональная линейность неисчерпаема и непрерывно изменяется, что делает само рациональное мышление непродуктивным для целостного восприятия.
 
Интегральное мышление напротив - нелинейно, оно всеобъемлюще и целокупно одновременно. Оно одновременно сопровождает все бесконечное множество  линейных процессов как целостность, при чем целостность иерархически структурированную.

Один единственный интегральный  образ  тысячекратно информативнее, чем вся совокупность всех рациональных знаний, созданных человечеством. Все бесконечное множество рациональных описаний всех процессов одной живой  клетки не заменит ее живое фактическое проявление. Так и интегральное видение.

Мыслечувственное интегральное ощущение  способно динамически трансформироваться сообразно отображаемой реальности, делая себя равным «живому» проявлению. Вот почему создаваемая интегральным мышлением интерпретация реальности называется «живой» - она порой существует  внутри реальности,  предоставляя возможность мыслящему организму перемещаться во времени в будущее и прошлое, в любую точку пространства.

3. ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ВИДЫ ИНТЕГРАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ.

Как продукт сложной эволюции интегральное мышление проявляется в широком диапазоне качеств от минимального развития до совершенного.

Степень развития интегрального мышления определяется потенциалом эффективности  мыслительного процесса, который  характеризуется критериями скорости переработки информации, масштаба и глубины интегральности  восприятия.
Чем менее развит интегральный интеллект, тем меньше скорость обработки информации, уже возможности по сотворения интегральных образов, а также не глубока и не широка масштабность восприятия.

Можно выделить три эволюционных  уровня развития интегрального мышления: базовый (минимальный), функциональный (средний) и целостный(высокий).
 
А. Базовое интегральное мышление.
Базовое интегральное мышление  характеризуется узколокальной  интегральностью. Целостность Мира ограничивается миром самого субъекта, его потребностей и интересов, он становится в центр мироздания, а сам Мир превращается в приложение к его существованию.

Интегральное мышление базового уровня развития определяет лишь направленность усилий субъекта на самого себя, и этим ограничивается. Начальный уровень обуславливает формирование культуры, поскольку оно выводит человеческое существо как объект и субъект развития, накопления. Попытка системного оформления интегрального мышления базового уровня приводит к мистификации восприятия Мира, что в конечном счете выливается в сотворение мифологии и религии. Главный продукт базового интегрального мышления - культура разумной формы жизни.

Б. Функциональное интегральное мышление.
Функциональный уровень  развития интегрального мышления характеризуется функциональной локальностью  восприятия целостности Мира. Это означает, что Мир воспринимается единым в границах некоторой дискретной функции, рационально оформленной линейной аргументацией. Главный продукт этого уровня - сложные социальные структуры и формы взаимодействия, составляющие ядро культуры разумной расы.

Данный уровень развития не в состоянии воспринять Мир целостно вне рациональной аргументации, потому она крепко связана с уровнем технической освоенности реальности.

Системное оформление этого уровня мышления  приводит к сложным рациональным конструкциям синтетического вида, именуемые  «мировоззрениями» -  систем дискретных знаний, опирающихся на некоторую единую  методу. Это охватывает не только рациональные, но и иррациональные подходы (теология).

Линейно-фрагментарный характер мировоззрений приводит к тому, что человек демонстрирует непрерывную противоречивость, что в свою очередь обуславливает противоречивость и кризисонаполненность жизнедеятельности человека.

В. Целостное интегральное мышление.
Целостный уровень развития интегрального мышления характеризуется потенциалом наблюдения всей полноты Гармонии  Мира.
Но следует указать, что наличие потенциала еще не значит, что человек видит эту единоцелостность. Ее следует создать. При чем создать, следуя некоторым рационально оформленным направляющим - интегральным знаниям. До того , как возникло Учение о Гармонии Мира, человечество не имело этих знаний.

В ранних стадиях эволюции разумной формы жизни в популяции разумных организмов доминирует базовый интегральный интеллект. Это обуславливает все специфические черты ранней цивилизации, как-то:  кровавый характер исторического процесса, доминанту хозяйственной деятельности над прочими видами деятельности, потребительская направленность жизнедеятельности разумных организмов. По мере развития культуры разумная раса рано или поздно осознает значение интегрального восприятия и  организует переход на иные формы организации своей жизнедеятельности.


4. РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

Развитие предполагает реализацию фактического потенциала интегрального мышления. Эта задача носит двоякий характер: с одной стороны, она предполагает развитие  интегральных навыков и приемов мышления, с другой стороны, обуславливает формирование собственно интегрального видения -интепретации.

Развитие интегрального мышления представлено в технологии нообилдинга, которая подробно изложена в книге «Гармония Мира. Учение».  Повторяться не буду. Отмечу лишь следующие важные моменты.

Интегральное видение (ноовидение) характеризуется:
одновременной многолинейностью интерпретируемых  процессов (внимание отслеживает поток процессов как единоцелостность, человек чувствует каждый процесс в отдельности и  одновременно все их вместе как целый поток, при чем оба уровня взаимодействуют в том же интерпретационном акте - как наблюдатель, как наблюдаемое и как оба ракурса в единстве);
иерархичности мировых процессов (эти процессы имеют различный масштаб циклов, есть процессы большого цикла, внутри его -поменьше, а внутри тем - еще меньше);
целозамкнутости всех процессов (весь мир рассматривается как целое и полное во всем диапазоне осмысливаемых процессов);
неразрывностью взаимодействия с реальностью , полной погруженностью создаваемой интерпретации в Мир   (интегральное видение не существует как виртуальная реальность или мыслимая реальность, она есть текущая и одновременная интерпретация реальности).

Аналогом того, что создает интегральное мышление является ментальные образы , являющиеся целями медитаций восточных практик. Нирвана - есть грубая вариация интегрального восприятия.

Но есть существенное и принципиальное отличие интегрального видения от нирваны. Восточные практики определяют нирвану как результат титанических усилий, как цель, недосягаемую для непосвященных и неизбранных, как вершина усилий по самосовершенствованию. Интегральное же видение, превосходя нирваническое состояние в разы, является рабочим состоянием человеческого  восприятия Мира. Можно сказать, что нирвана - это одно из начальных состояний гармонического интегрального ума.

5. ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕГРАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ. 

Интегральное восприятие является базовым , фундаментальным основанием взаимодействия Человека с Миром с другими людьми.
 Однако, следует признать, что постоянная актуализация интегрального видения требует громадных энергетических затрат и напряжения. Человек физически как живой организм не готов к такой работе.
Это означает, что актуализация интегрального видения может носить «пунктирный» характер, то есть проявляться по мере необходимости и на этапах решения стратегических задач. На уровне оперативных задач интегральное видение не столь востребовано. Для того, чтобы , например, приготовить себе еду, нет необходимости  воспринимать мир во всей его масштабной целостности. 


Рецензии