Опасная сказка

                М.Супонин

                ОПАСНАЯ СКАЗКА
                (Вовка в Огненно-Дымном царстве)
             Огнеупорная ретро-пьеса для детей в двух действиях
          Когда-то в далеком СССР существовали Юные Пожарные Дружины…
               

                ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
                ВОВКА, школьник
                МАША, его младшая сестра
                ЦАРЬ-ПОЖАРИЩЕ
                ДЯДЬКА ГОЛОВНЯ
                БАБКА ГАРЬ
                ЖАР-ПЕТУХ


                ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

                КАРТИНА I
(Детская. На большом листе бумаги Вовка рисует красного петуха. Рисунок уже почти готов, осталось только раскрасить несколько  перьев в пышном петушином хвосте. Маша внимательно наблюдает за братом.)
МАША. Вов, ну дай я хоть одно перышко раскрашу.
ВОВА. Маленькая, испортишь еще.
МАША. (вздыхает) Вов, а почему петух красный?
ВОВА. Потому что огненный.
МАША. А разве бывают огненные?
ВОВА. Ну, это так говорится. Если где пожар, то говорят: огненный петух гуляет.
МАША. Значит, это Жар-петух, да?
ВОВА. Не мешай.
МАША. А Жар-курицы бывают?
ВОВА. Не задавай глупых вопросов.
МАША. А зачем ты петуха рисуешь?
ВОВА. Плакат будет.
МАША. А что такое плакат?
ВОВА. Замучила совсем! Плакат – это такой рисунок, который что-нибудь говорит.
МАША. Твой плакат про петухов говорит, да?
ВОВА. Вот пристала! Про жареных, да!
МАША. Вов…
ВОВА. Это про-ти-во-по-жар-ный плакат, поняла? Внизу будет написано: «Не играйте с огнем!»
МАША. Вов, а ты художником будешь, да?
ВОВА. Я пожарным буду! У нас в школе юная пожарная дружина – я сразу в нее записался. Мне вот и задание уже дали.
МАША. Вов, а можно и я запишусь?
ВОВА. Ты? Ну, насмешила! Маленькая еще. И вообще тебе спать    пора, баиньки.
МАША. Ну и что, что маленькая, я буду стараться.
ВОВА. От девчонок одна обуза. Ложись спать.
МАША. А ты скажи: «Это моя сестра!» Меня и возьмут.
(Гаснет свет.)
Ой, свет погас!
ВОВА. (щелкает выключателем) Наверно, пробки перегорели. Как нарочно!
МАША. Завтра дорисуешь.
ВОВА. Завтра! Осталось-то совсем капелька. Завтра… Идея!                Где-то тут у меня свечка была… (роется в столе, ставит свечку                рядом с плакатом) и спички…
МАША. Детям спички нельзя.
ВОВА. Я не маленький (зажигает). Готово!
МАША. Мама с папой сказали: «Придем из кино, вы должны десятый сон видеть».
ВОВА. А сама не спишь.
МАША. Ты первый не спишь.
ВОВА. Ладно, не мешай. Давай-ка баиньки.
МАША. (зевает) Я просто так полежу… подожду, когда ты нарисуешь..
(Вовка раскрашивает петуха, тоже зевает.)
ВОВА. Маш, ты спишь?
(Маша не отвечает.)
Что-то глаза слипаются… (садится на кровать) Посижу немножко,    отдохну… (приваливается к подушке) Совсем немножко осталось…
(Вовка засыпает. Свеча, истаяв, мигает, готовая вот-вот погаснуть. Вдруг плакат вспыхивает, а может быть и не вспыхивает, а озаряется зловещим багровым светом, но посередине комнаты появляется …огнен-     ный петух! Вовка вскакивает с кровати.)
ЖАР-ПЕТУХ. (угрожающе) Ко-ко-ко… (приближается к Вовке)
ВОВА. (отступает) Ты откуда взялся? А ну, брысь отсюда!
МАША. (просыпается) Ой, птичка! Вова, это же Жар-петух!
ВОВА. Кыш! Пошел, пошел!
(Жар-петух хватает Вовку за рукав, взмахивает крыльями и вместе с
                ним исчезает, оставив после себя клуб дыма.)
МАША. Вова! Вова… Мама, папа! Никого… Что же теперь делать… Ой, что это светится? (поднимает с пола яркое петушиное перо) Перо… Наверно, Жар-петух потерял…

                ЗАНАВЕС



                КАРТИНА 2
(В Огненнодымном Царстве. На троне сидит двуглавый Царь-Пожарище, одна голова у него медно-красная в рыжих буклях, другая - темная, будто в копоти, с длинными черными космами. Царь смотрит  в подзорную трубу, установленную на треноге. Поодаль прохаживается Жар-петух.)
КРАСНАЯ ГОЛОВА. Вижу, вижу в волшебную трубу…
ЧЕРНАЯ ГОЛОВА. Что там?
КРАСНАЯ. Мальчишка свечку зажег, а рядом – бумага!
ЧЕРНАЯ. Дай я (смотрит). Он рисует… нашего Жар-петуха!
ВМЕСТЕ. Ха-ха-ха!
КРАСНАЯ. (черной) Хорошо бы нам этого мальчишку…
ЧЕРНАЯ. (красной) Неплохо бы этого парнишку…
КРАСНАЯ. Он бы нам…
ЧЕРНАЯ. Нам бы он…
ВМЕСТЕ. Жар-петух!
ЖАР-ПЕТУХ. Ко-о?
КРАСНАЯ. Добудь-ка нам этого мальчишку.
ЧЕРНАЯ. Подай-ка сюда этого дурачишку.
ЖАР-ПЕТУХ. Кок! (исчезает)
КРАСНАЯ. (смотрит в трубу) Там еще девчонка имеется.
ЧЕРНАЯ. Дай я (смотрит) Маленькая еще. Зачем нам девчонки?
КРАСНАЯ. Мы девчонок не берем. Одна обуза от них.
(Появляется Жар-петух с Вовкой. Мальчик растерянно осмат- ривается.)
КРАСНАЯ. (петуху) За проявленную расторопность жалуем тебе…
ЧЕРНАЯ. … горсть обгорелых спичек! На, поклюй (бросает петуху обгорелые спички).
КРАСНАЯ. (Вовке) Подойди поближе, мальчик, приблизься.
ЧЕРНАЯ. Мы желаем тебя разглядеть.
(Вовка стоит на месте.)
КРАСНАЯ. (черной) Робеет.
ЧЕРНАЯ. (красной) Боится.
ВОВА. Ничего я не боюсь! (делает шаг вперед) Только… куда я попал? Кто вы такие?
КРАСНАЯ. Мы Великий Повелитель больших и малых пожаров…
ЧЕРНАЯ. … Мы Верховный Управитель всех крупных и мелких возгораний…
ВМЕСТЕ. Всемогущий  Огненнодымный Царь-Пажарище!!!
ВОВА. А я думал Дед-Мороз.
КРАСНАЯ. Не дерзи, мальчик.
ЧЕРНАЯ. У нас тут строго.
ВОВА. Где это – у нас?
КРАСНАЯ. В Огненнодымном Царстве. Понятно?
ВОВА. Гм, понятно… А чего это у вас две головы?
КРАСНАЯ. А потому, мальчик, что нету дыма без огня.
ЧЕРНАЯ. Нет огня без дыма, мальчик. Понятно?
ВОВА. Понятно. Непонятно только, зачем я вам нужен?
КРАСНАЯ. Ну, это просто - ты будешь, мальчик, нам служить.
ЧЕРНАЯ. Будешь нашим верным рабом, мальчик.
ВОВА. Как это – рабом? Что у нас, рабовладельческий строй, что ли? А может, я не хочу! И вообще – не имеете права детей похищать!
КРАСНАЯ. Имеем. Нам закон не писан.
ЧЕРНАЯ. Мы – Царские Величества.
ВОВА. Все равно не буду.
КРАСНАЯ. (черной) Упрямый мальчишка.
ЧЕРНАЯ. (красной) Трудный возраст.
КРАСНАЯ. Может, горячих ему?
ЧЕРНАЯ. Придется выдать.
ВМЕСТЕ. Жар-петух!
ЖАР-ПЕТУХ. Ко-о?
КРАСНАЯ. Отсыпь-ка этому дерзкому мальчишке…
ЧЕРНАЯ. Полную порцию горячих!
ЖАР-ПЕТУХ. Кок!
(Петух клюет Вовку.)
ВОВА. Ой! Ой! Нельзя применять телесные наказания!
КРАСНАЯ. Можно.
ЧЕРНАЯ. Нам все дозволено, мы сами себе указ.
ВОВА. Ой, больно! Да больно же! Хватит!
КРАСНАЯ. Ну, будет на пока.
ЧЕРНАЯ. Полпорции хватило.
       (Гудит зуммер, загорается красная лампочка. Царь смотрит в трубу.)
КРАСНАЯ. Вижу, вижу в волшебную трубу…
ЧЕРНАЯ. Что там?
КРАСНАЯ. Во дворе трава, на траве дрова…
ЧЕРНАЯ. Дай я (смотрит). На траве дети играют, рядом с дровами спички зажигают.
ВМЕСТЕ. Жар-петух!
ЖАР-ПЕТУХ. Ко-о?
КРАСНАЯ. Во весь опор лети во двор!
ЧЕРНАЯ. Разойдись-разгорись, разгуляйся-распались!
ЖАР-ПЕТУХ. Кок! (исчезает).
ВОВА. Зачем я вам нужен, раз у вас Жар-петух есть?
КРАСНАЯ. Жар-петуха мы держим для мелких зажиганий.
ЧЕРНАЯ. Средними возгораниями заведуют наши верные слуги.
КРАСНАЯ. Ну, а самыми большими пожарами изволим заниматься лично мы.
ЧЕРНАЯ. Наши Горючие Величества!
(Возвращается петух.)
ЖАР-ПЕТУХ. Кук.
КРАСНАЯ. (смотрит в трубу) Горят дровишки!
ЧЕРНАЯ. Дай я (смотрит). Дымят полешки!
КРАСНАЯ. (петуху) За проявленную ловкость и коварство жалуем тебе горсть окурков марки «Прима»!
ЧЕРНАЯ. Клёвые «бычки»! На, поклюй (сыплет).
КРАСНАЯ. (Вовке) Только вот ведь какая беда: не все еще дети балуются со спичками, шалят с огнем.
ЧЕРНАЯ. Вот тут-то ты нам и поможешь.
КРАСНАЯ. Чтобы дети почаще устраивали поджоги-зажоги…
ЧЕРНАЯ. Будешь нам…
(Гудит зуммер, мигает лампочка.)
КРАСНАЯ. (смотрит в трубу) Вижу, вижу в волшебную трубу…
ЧЕРНАЯ. Что там?
КРАСНАЯ. Мальчишки в поле костер развели…
ЧЕРНАЯ. Дай я (смотрит). А рядом сена копна! Коровы еще пасутся            
          КРАСНАЯ. Дай я. Сучки трещат, искры летят!
ЧЕРНАЯ. Дай я. Ветер дует, искры носит!
ВМЕСТЕ. Жар-петух!
ЖАР-ПЕТУХ. Ко-о?
КРАСНАЯ. Разойдись-распались, разгуляйся-разгорись!
ЧЕРНАЯ. Мчись во весь дух, Жар-петух!
ЖАР-ПЕТУХ. Кок! (исчезает).
КРАСНАЯ. (Вовке) Так вот, мальчик… Тебя, кстати, как звать-то?
ВОВА. Вовка.
КРАСНАЯ. Значит будешь ты, Вовка, нашим придворным художником.
ЧЕРНАЯ. Станешь ты, Вовка, у нас рекламой заведовать.
КРАСНАЯ. Начнешь огненнопризывные плакаты рисовать.
ЧЕРНАЯ. И на видных местах развешивать.
ВОВА.  Какие-какие плакаты?
КРАСНАЯ. Огненнопризывные, дымнозазывные. Типа: «Зажигай!»
ЧЕРНАЯ. Подучивать детей как пожары подстраивать.
ВОВА. Как же я их буду рисовать, когда сам ни одного пожара не подстроил? У меня не получится.
КРАСНАЯ. Не можешь – научим.
ЧЕРНАЯ. Не хочешь – заставим.
ВОВА. Все равно я от вас убегу.
КРАСНАЯ. Хо-хо-хо, это навряд ли. Покинуть наше царство можно только на Жар-петухе, Вовка.
ЧЕРНАЯ. И больше никак. Такие вот обстоятельства, Вовка.
(Появляется Жар-петух.)
ЖАР-ПЕТУХ. Кук.
КРАСНАЯ. (смотрит в трубу) Сено горит, копна дымит!
ЧЕРНАЯ. Дай я. Мальчишки со страху попрятались, коровы глупые разбежались.
КРАСНАЯ. (петуху) За проявленное усердие и злодейство жалуем тебе…
ЧЕРНАЯ. … горсть свечных огарочков! На, поклюй (сыплет).
КРАСНАЯ. (Вовке) Да ты не беспокойся, Вовка! Как пожары под- страиваются покажут тебе наши верные слуги…
ЧЕРНАЯ. … Дядька Головня и Бабка Гарь. Опытные специалисты, заслуженные работники.
КРАСНАЯ. (снимает телефонную трубку) Алё? Дядька Головня?
ГОЛОС В ТРУБКЕ. Головня у аппарата, Ваши Горючие Величества!
КРАСНАЯ. Посылаем тебе мальчонку на обучение, Вовкой звать. Бу- дешь ему наставником.
ЧЕРНАЯ. Дай я скажу (берет трубку). Художник он, поделишься с ним опытом, раскроешь секреты профессии.
ГОЛОС В ТРУБКЕ. Будет сделано, Ваши Горючие Величества!
КРАСНАЯ, ЧЕРНАЯ. (вместе) Гори-гори ясно!
ГОЛОС В ТРУБКЕ. Чтобы не погасло!
(Царь кладет трубку.)
КРАСНАЯ. Жар-петух!
ЖАР-ПЕТУХ. Ко-о?
ЧЕРНАЯ. Подбросишь художника к Дядьке Головне.
ЖАР-ПЕТУХ. Кок! (подскакивает к Вовке, хватает его за рукав –            и оба исчезают.)


                ЗАНАВЕС


                КАРТИНА 3
(Помещение, где находится Дядька Головня, сплошь завалено элек-троплитками, электрочайниками, нагревателями и прочими электрошту-ками. Стенки утыканы розетками, выключателями, рубильниками, вдоль         и поперек перетянуты разлохматившейся проводкой. На видном месте     висит плакат с изображением ведра в виде страшной рожи и надписью:     «НЕ БАЛУЙ С ВОДОЙ -  ЗАЛЬЕТ!»)
ГОЛОВНЯ. (Вовке) Первым делом ты ко мне должен уважение иметь, понял, Вовка-морковка?
ВОВА. Чего вы сразу обзываетесь-то?
ГОЛОВНЯ. Потому как я твой наставник, имею право. Знаешь, сколько я пожаров подстроил?
ВОВА. Сколько?
ГОЛОВНЯ. Невидимое количество! Факт. Ты еще под стол пешком ходил, а Дядька Головня уже по свету погуливал, попыхивал-попаливал, понял? (достает большую бутыль с надписью «КЕРОСИН».) Что-то стало холодать, хлебнем для сугреву (пьет из горлышка – нос у дядьки, словно лампочка, вспыхивает красным светом.) Свежий керосинчик, хорошо пошел. (смотрит на Вовку) Худо-ожник… Ты меня ува-жаешь?
(Вовка молчит.)
Ты ко мне уваженье имеешь, спрашиваю? (дает Вовке подзатыльник)
ВОВА. (мрачно) Имею…
ГОЛОВНЯ. Дай полный ответ.
ВОВА. Я имею уваженье к Дядьке Головне.
ГОЛОВНЯ. Другой разговор. Какое такое наше главное правило,  знаешь?
ВОВА. Не знаю.
ГОЛОВНЯ. А я скажу: уходя из дома НЕ ВЫКЛЮЧАЙТЕ элетроприбо-ры! Усек, Вовка-морковка?
ВОВА. Усек.
ГОЛОВНЯ. Повтори.
ВОВА. Уходя из дома выклю… то есть…
ГОЛОВНЯ. (дает подзатыльник) Я те дам «выключайте»!
ВОВА. То есть, не выключайте электроприборы.
ГОЛОВНЯ. Точно. Привожу примеры на спецтехнике (берет утюг). Берет кто-нибудь чего-нибудь электрическое и включает (включает). Понял?
ВОВА. Понял.
ГОЛОВНЯ. Включает, а потом забывает. К примеру, в гости убывает. Так?
ВОВА. Так.
ГОЛОВНЯ. А утюжок-то… что?
ВОВА. Что?
ГОЛОВНЯ. Рас-ка-ля-ет-ся! Худо-ожник! (подзатыльник)
ВОВА. Да чего вы деретесь-то?
ГОЛОВНЯ. А чтоб усвоял лучше. (включает электроплитку) Втыкает электроплиточку, а сам в магазин убегает. Время он, понимаешь ли,    экономит. А плиточка-то… что?
ВОВА. Накаляется, чего же еще.
ГОЛОВНЯ. Именно! (дает подзатыльник)
ВОВА. (возмущенно) Я же правильно ответил!
ГОЛОВНЯ. Для памяти полезно. (включает нагреватель) Или врубает нагреватель, а сам в театр уезжает. Никак ему без театра                нельзя! А нагреватель-то что?
(Вовка молчит.)
(дает подзатыльник) Правильно. Нагреватель, само собой, нагревается.            И тут появляюсь я и … (достает бутыль, отхлебывает). Хорошо пошел.
Ты ко мне уваженье имеешь, Вовка-морковка?
ВОВА. Я имею уваженье к Дядьке Головне.
ГОЛОВНЯ. Правильно. И тут появляюсь я и … (делает пассы – от электроприборов валит дым). Был дом  - стал дым! Гы-гы-гы!
       (Звонит телефон. Головня снимает трубку. Слышен голос царя.)
ЦАРЬ. Дядька Головня?
ГОЛОВНЯ. Головня у аппарата, Ваши Горючие Величества!
ЦАРЬ. Вижу, вижу в волшебную трубу: дети включили телевизор, а сами гулять убежали.
ГОЛОВНЯ. Усек, ваши Горючие Величества! Все спалю в лучшем виде!
ЦАРЬ. Высылаю Жар-петуха. Гори-гори ясно!
ГОЛОВНЯ. Чтобы не погасло! (кладет трубку)
(Появляется Жар-петух, Головня забирается на него.)
Телевизор включили! Сейчас  будут  им новости! (Вовке) Подпалю квартиру – будем, художник, короткое замыкание проходить. (петуху) Н-но, залетна-ай, зажигай! (исчезает)
ВОВА. Что же делать? Что же делать… (смотрит на плакат) Эх, сейчас бы водички раздобыть!
(Вдруг прямо перед Вовкой появляется Маша.)
Маша… Ты?!
МАША. Я.
ВОВА. Как ты сюда попала?
МАША. (показывает перо) Вот, Жар-петух потерял. Я им махнула -         и тут оказалась.
ВОВА. Влипли мы с тобой … Знаешь, где мы?
МАША. Где?
ВОВА. В огненнодымном Царстве, у Царя-Пожарища!
МАША. Ой! (всплескивает руками и … исчезает.)
ВОВА. Маша! Где ты? Маша!

(Маша опять появляется.)
Ты куда пропала?
МАША. Я нечаянно махнула пером и оказалась дома. Опять махнула        ла -  и оказалась тут.
ВОВА.  Вот  оно  что!  Это   перо   может   переносить   куда   хочешь!       Давай-ка быстро домой, нечего тебе тут делать.
МАША. Я с тобой.
ВОВА. Домой, я тебе сказал! Я уж тут как-нибудь один. Сам кашу заварил, сам и буду  расхлебывать.
МАША. Никуда я не пойду.
ВОВА. Я тебе что сказал! Хотя …Идея! (берет сосуд с керосином) Маша, давай быстренько на кухню…
МАША. На какую кухню?
ВОВА. На нашу, на какую же еще! Вылей этот керосин, а в бутылку набери воды. Поняла?
МАША. Поняла. (берет бутылку)
ВОВА. И бегом назад. Ну, чего стоишь?
МАША. А воды какой – кипяченой?
ВОВА. Да хоть какой – хоть из-под крана, хоть из бачка, только быстрей!
МАША. Поняла. Полетели! (взмахивает пером, исчезает.)
ВОВА. Только бы успеть… Только бы Маша не замешкалась…
(Появляется Маша.)
МАША. (протягивает бутылку) Вот.
ВОВА. Вода?
МАША. Прямо из-под крана.
ВОВА. Молодец, Машутка! А теперь исчезни!
МАША. Вов, я тоже хочу…
ВОВА. Исчезни, тебе говорят!
                (Маша исчезает. Вовка ставит бутылку на место и тотчас
                появляется Жар-петух. Головня слезает с петуха.)
ГОЛОВНЯ. (петуху) Испарись, драндулет несмазанный. Чтоб тебя списали!
ЖАР-ПЕТУХ. Ка-ак?
ГОЛОВНЯ. Так! (дает петуху пинка, петух исчезает.) Чтоб у них в горле пересохло! Чтоб их горячка прихватила! Чтоб у них температура подскочила! Откуда они взялись только?
ВОВА. Кто?
ГОЛОВНЯ. Дед Пихто! Юные пожарные, вот кто! Никогда и не слыхал про таких. Чуть меня не замочили. Еле ушел.
ВОВА. Значит, пожара не вышло?
ГОЛОВНЯ. А ты чего это, художник, радуешься? А? (дает Вовке подзатыльник) Сейчас я за тебя возьмусь! (подзатыльник) Сейчас ты у меня все науки превзойдешь! (подзатыльник)
ВОВА. Чем драться, лучше б керосинчику попили, успокоились.
ГОЛОВНЯ. Это само собой. (берет бутылку) А жару я тебе поддам. (делает глоток).
ВОВА. Хорошо пошло?
(Из ушей, изо рта Дядьки Головни валит пар.)
ГОЛОВНЯ. А-а! Погубили! Отравили! Воды подлили! Замочили! Ш-ш-ш!
(окутывается паром, исчезает.)
ВОВА. Ура! Победа! Затушился!
(Звонит телефон.)
Телефон! Пропал я … А, была не была! (снимает трубку) Але?
ЦАРЬ. Это ты, ученик?
ВОВА. Я, Ваши Горючие Величества!
ЦАРЬ. Занимаетесь?
ВОВА. Уже все … закончили.
ЦАРЬ. А где Дядька Головня, наставник твой?
ВОВА. А он, это … Наставник мой напился керосину и спит.
ЦАРЬ. Безобразие! Никакой дисциплины! Я ему покажу как керосинить во время работы! Выговор объявлю! Премии лишу! Ладно, пускай проспится пока, а ты отправляйся к Бабке Гари. Высылаю Жар-петуха.     Гори-гори ясно!
ВОВА. (кладет трубку) Чтобы вы погасли!
(Появляется Жар-петух, Вовка садится на него.)
Пошел, драндулет несмазанный!
ЖАР-ПЕТУХ. Кок! (исчезает вместе с Вовкой.)


Занавес

                ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

                КАРТИНА 4
               (У Бабки Гари царит беспорядок и запустение. В одном углу кучей свалены дрова, в другом лежит гора какого-то хлама, на полках, затянутых паутиной, расставлены позеленевшие примусы, древние керогазы. В красном углу, обрамленный подпаленными полотенцами, висит   плакат – «Не шали с песком – засыпешься!». Сама хозяйка сидит в закопченной, потрескавшейся
русской печке. Вовка удивленно разглядывает бабку.)
ВОВА. (в сторону) Прямо Баба-Яга какая-то …
БАБКА. Ох, ни днем, ни ночью покою нет… Не дадут старухе косточки погреть… Ну што глаза-то пялишь?
ВОВА. А чего это вы в печку забрались?
БАБКА. Не твово ума дело. Учи их тут … А  им, балбесам,  в одно        ухо влетает, в другое вылетает. Што столбом-то стоишь? Подбрось дровишек, аль не видишь, што я озябла?
ВОВА. А вы … не сгорите?
БАБКА. Это я-то, Бабка Гарь, да сгорю? О-хе-кхе-кхе! Вот и учи       такого дурня … Тебя как звать-то?
ВОВА. Вовка.
БАБКА. Ась?
ВОВА. Володя.
БАБКА. Ташши, Володимер, дровишки!
(Вовка подбрасывает дрова – пламя под бабкой разгорается ярче.)
Распустились совсем, от рук отбились. С огнем не бедокурят, со спичками         не балуются … (подозрительно) А ты, Володимер, отличник небось?
ВОВА. Я … нормально учусь.
          БАБКА. Норма-ально! В старину-то секли, так и лучше было, порядок      был, кажинный день где-нибудь што-нибудь да и возгоралось,   безобразник ты эдакий.
ВОВА. Не знаете меня, а ругаете.
БАБКА. А ну-к, подь сюды.
(Вовка подходит к печке – бабка тычет в него клюкой.)
Вот тебе, вот тебе! Указывать мне будет!
ВОВА. Что я сделал-то?
БАБКА. Цыц! Бедовый какой! У меня строго, ужо поучу тебя.
ВОВА. Так и учили бы, а то …
БАБКА. Цыц! Умник выискался. Как звать-то тебя, позабыла?
ВОВА. Владимир.
БАБКА. (кидает ему спички) Вот спички тебе, Володимер.
(Вовка поднимает коробок.)
Ну?
ВОВА. Чего – ну?
БАБКА. Что стоишь-то?
ВОВА. А что делать-то?
БАБКА. Тьфу, далдон  эдакий! Балуйся!
ВОВА. Как?
БАБКА. Фу ты, пропасть! Со спичками он баловаться не умеет.          Чему вас в школе учат… Подожжи што-нибудь!
ВОВА. Что?
БАБКА. Не ученье, а мученье. Газетку подожги, али тряпку какую,       али ишшо што. А лучшей всего костерок разведи.
ВОВА. Костер? Ну это я запросто (складывает дрова в кучу).
БАБКА. За-апросто! Вострый какой. А где костры разводют, того,  небось, и не ведаешь.
ВОВА. Почему, ведаю: в специально отведенных для этого мес…
(спохватывается) То есть, я хотел сказать …
БАБКА. А ну-к, подь сюды.
ВОВА. Зачем?
БАБКА. Подь, тебе говорят!
ВОВА. Если вы драться, то не пойду.
БАБКА. (трясет клюкой) Иди сюды, неслух ты эдакий!
ВОВА. Не пойду.
БАБКА. Ну, обожди у меня … (выползает из печки, бормоча: «в специяльно отведенных… бесстыдник такой…»)
ВОВА. Телесные наказания, между прочим, давно отменили.
БАБКА. (бросается на Вовку) Вот тебе отменили! Вот тебе отменили!      
ВОВА. Ну, оговорился я! В неотведенных, в неотведенных местах!
БАБКА. Штоб я на старости лет да такие слова слушала!
ВОВА. Нечаянно я сказал, нечаянно!
БАБКА. За нечаянно бьют отчаянно! (останавливается) Ох, запалилась… Костры надобно разводить там, где нельзя, бестолковая твоя       голова: подле дома, али в подполе, али в лесу сухом.
(Звонит телефон.)
Алё, Але!
ЦАРЬ. Бабка Гарь?
БАБКА. Она самая, она самая, Ваши Горючие Величества!
ЦАРЬ. Вижу, вижу в волшебную трубу – дети малые на чердаке старые газетки поджигают.
БАБКА. Ох, стара я по чердакам-то лазить…
ЦАРЬ. Не отлынивай, старая. Отличный пожарец может случиться.
БАБКА. Ох, спину ломит, в боку колет…
ЦАРЬ. Вот   уволю  по  собственному  желанию  – захвораешь  тогда.
Высылаю Жар-петуха. Гори-гори ясно!
БАБКА. Ох, штобы не погасло (кладет трубку). Нет мне ни покою, ни отдыху, старой.
(Появляется Жар-петух.)
(Вовке) Подсоби бабушке, подсади маненько…
  (Вовка помогает старухе вскарабкаться на петуха.)
Как звать-то тебя, забыла?
ВОВА. Володимер.
БАБКА. Ты тут, Володимер, пока меня нетути, баклуши не бей, а учись баловаться как следовает. А то вернусь, поучу тебя. (петуху) Трогай            помаленьку, да не шибко, не шибко!
ЖАР-ПЕТУХ. Кок! (исчезает)
ВОВА. Эх, как бы Маша сейчас пригодилась! Если бы она догадалась!
(Появляется Маша.)
МАША. Я тут.
ВОВА. Маша, нам надо где-нибудь песка раздобыть.
МАША. А если у нас во дворе, в песочнице?
ВОВА. Правильно! Давай быстро!
               (Маша исчезает. Вовка подкладывает дрова в печку. Появляется
                Маша с ведерком.)
МАША. А зачем тебе песок?
ВОВА. Сама увидишь. Спрячься за печкой, а как я крикну: «Сейчас подброшу!» - сразу подавай мне ведерко с песком. Поняла?
МАША. Поняла.
ВОВА. Прячься.
(Маша прячется. Появляется Жар-петух. Бабка Гарь, охая, сползает с птицы.)
БАБКА. О-ох!  Еле  ноженьки  унесла …  (петуху)   Брысь  отселева!
Всю мне душеньку растряс! Изыди!
(Петух исчезает.)
О-ох, как живая-то осталась…
ВОВА. Что случилось, бабушка?
БАБКА. Не твово ума дело. (сама с собой) И откелева они взялись?           Юная дру-ужина, тьфу! Штоб ей пусто было! Сроду про такую не слыхала. Нешто я, старая, с имя справлюся?
ВОВА.  И на старуху бывает проруха.
БАБКА. Ах ты, фулюган! Ишшо и потешается!
ВОВА. Это поговорка такая.
БАБКА. (дерется клюкой) Вот тебе поговорка! Вот тебе проруха!
ВОВА. Я вам печку растопил, хотел уважить, а вы меня палкой.
БАБКА. (оглядывается на печь) И то – погреюсь. Как звать-то тебя, запамятовала?
ВОВА. Володимер.
БАБКА. Ты, Володимер, рядом стань, я тебя из печки наущать буду.
(Бабка залезает в печь)
ВОВА. Может, еще дровишек подбросить?
БАБКА. Подбрось ишшо, Володимер, подбрось.
ВОВА. (громко) Сейчас подброшу!
(Из-за печки выбегает Маша с ведерком – Вовка сыплет                песок в печь.)
БАБКА. Караул! Засыпали! Погасили! Потуш-ш-ш…
(Огонь гаснет, Бабка Гарь исчезает.)
ВОВА. Ура! Засыпалась бабка!
МАША. А как ты догадался про песок?
ВОВА. Нам на занятиях в юной пожарной дружине объясняли, что пламя можно тушить песком.
(Звонит телефон.)
МАША. Бежим! Что ты стоишь?
ВОВА. У меня появился план…
МАША. Какой план?
(Телефон звонит.)
ВОВА. Пока я их всех тут не перетушу, никуда не уйду. (берет трубку) Ученик у аппарата.
ЦАРЬ. Как успехи в учебе, Вовка?
ВОВА. На отлично, Ваши Горючие Величества!
ЦАРЬ. А Бабка Гарь где?
ВОВА. Она…  в печке лежит, расхворалась совсем.
ЦАРЬ. Симулянтка старая! Она у нас дождется! На пенсию отправим! (после паузы) Значит, ты набрался опыта, усвоил, как пожары подстраиваются?
ВОВА. Усвоил, Ваши Горючие Величества!
ЦАРЬ. Тогда высылаем Жар-петуха. Гори-гори ясно!
ВОВА. (кладет трубку) Скоро ты погаснешь. (Маше) Прячься скорей!
          (Маша прячется. Появляется Жар-петух, Вовка прыгает на него и оба
                исчезают.)

                Занавес

                КАРТИНА 5
(Палаты Царя-Пожарища.)
КРАСНАЯ. Ну, Вовка, принимайся за дело.
ЧЕРНАЯ. Рисуй пожаропризывный плакат, Вовка.
КРАСНАЯ. Да такой, чтобы при одном взгляде на него дети хватали         бы спички…
  ЧЕРНАЯ. … и зажигали бы, зажигали, зажигали!
          КРАСНАЯ. Вот тебе картон.
ЧЕРНАЯ. Вот тебе краски и кисточки. (хлопает в ладоши – всё
появляется).
(Вовка берется за дело, Царь прохаживается рядом.)
КРАСНАЯ. А пока ты творишь, юный художник, мы проверим…
ЧЕРНАЯ. … как ты изучил правила ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ.
КРАСНАЯ. Вопрос первый. Что нужно делать уходя из дома, а-а?
ВОВА. Уходя из дома нужно ЗАБЫТЬ ВЫКЛЮЧИТЬ электроприборы.
ЧЕРНАЯ. Пра-авильно! (заглядывает ему за спину) А что это будет?
ВОВА.  Огонь
КРАСНАЯ. Это хорошо, хорошо.
ЧЕРНАЯ. Вопрос второй. Если у детей оказались спички, что нужно детям сказать, ну-ка?
ВОВА. Вы, ребята, отличники, раз балуетесь со спичками!
КРАСНАЯ. Сам придумал?
ВОВА. Сам.
ЧЕРНАЯ. Супер!
КРАСНАЯ. (заглядывает в рисунок) А что это у тебя?
ВОВА. Дым.
ЧЕРНАЯ. Это хорошо, хорошо.
(Мигает лампочка, Царь смотрит в трубу.)
КРАСНАЯ. Вижу, вижу в волшебную трубу!
ЧЕРНАЯ. Что там?
КРАСНАЯ. Дети в лесу костер развели!
ЧЕРНАЯ. Неужели в лесу? Дай я . (смотрит) А вокруг сухая трава,  сучки да веточки!
КРАСНАЯ. Дай я. Елочки да сосеночки!
ЧЕРНАЯ. Во нам повезло-то! Это ж какой пожар может получиться! Лесной!
КРАСНАЯ. Всем пожарам пожарище! Ни потушить его, ни остановить!
ЧЕРНАЯ. Сами им займемся!
КРАСНАЯ. Лично!
ВМЕСТЕ. Жар-петух!
ЖАР-ПЕТУХ. Ко-о?
(Царь вспрыгивает на петуха.)
КРАСНАЯ. (Вовке) Ты тут заканчивай, а мы в лес.
ЧЕРНАЯ. Эх, разгуляемся по веточкам, эх, попляшем по верхушечкам!
КРАСНАЯ. (петуху) Три,
ЧЕРНАЯ. Два,
КРАСНАЯ. Один…
ВМЕСТЕ. Пуск!
ЖАР-ПЕТУХ . Кок! (исчезает)
ВОВА. Маша! Маша!
МАША. (появляется) Я тут.
ВОВА. Маша, знаешь, что такое огнетушитель?
МАША. Знаю
ВОВА. Сумеешь перенести его сюда?
МАША. А где его взять?
ВОВА. У нас в школе на пожарном щите висит.
МАША. Я быстро (исчезает).
ВОВА. Только бы она успела, пока царь не вернулся! (возвращается к
плакату) Надо еще надпись сделать… (пишет)
(Неожиданно появляется Царь-Пожарище. Растрепанный, всклокоченный, его роскошная мантия превратилась в лохмотья. У петуха вид не лучше: весь ощипанный, только в хвосте торчит несколько жалких   перьев.)
КРАСНАЯ. Позор!
ЧЕРНАЯ. Провал!
КРАСНАЯ. (черной) Это ты виноват! Не видал, что ли, что туда  уже юные пожарные побежали!
ЧЕРНАЯ. Сам облапошился, а на меня сваливает! Не слыхал, что ли,    как они кричали: «Пожар! Пожар!»
КРАСНАЯ. Надо было направо бежать, чугунок ты черный!
ЧЕРНАЯ. Налево надо было, балда красная!
КРАСНАЯ. Направо, дурак!
ЧЕРНАЯ. Налево, идиот!
КРАСНАЯ. Сейчас как дам!
ЧЕРНАЯ. Сейчас как двину!
           (Пока Царь ссорится сам с собой, за его спиной появляется Маша с
           огнетушителем. Вовка делает ей отчаянные знаки, чтобы она
           спряталась. Царь замечает странное Вовкино поведение.)
КРАСНАЯ. Ты чего это руками машешь?
ЧЕРНАЯ. В чем дело?
ВОВА. Ваши Горючие Величества, только не поворачивайтесь, стойте   на месте, не шевелитесь!
КРАСНАЯ. Это почему это?
ВОВА. Очень красивая поза! Я вас на плакате изображу! Замрите!
ЧЕРНАЯ. Это зачем это?
ВОВА. Какой же пожаропризывный плакат без  Царя-Пожарища? Вы же главный элемент!
КРАСНАЯ. Гм, справедливо. Мы главный элемент.
ЧЕРНАЯ. Верно, главный элемент, конечно, мы.
ВМЕСТЕ. Рисуй!
ВОВА. Только вы не двигайтесь, а то рисовать трудно.
КРАСНАЯ. (Вовке) Ты гляди, Вовка, изобрази меня получше!
ЧЕРНАЯ. (красной) Почему это тебя? (Вове) Меня, Вовка, нарисуй покрасивее!
КРАСНАЯ. (черной) Да кто ты такой?
ЧЕРНАЯ. (красной) Сам-то кто будешь?
КРАСНАЯ. Сейчас как тресну!
ЧЕРНАЯ. Сейчас как шмякну!
ВОВА. Не ссорьтесь Ваши Горючие Величества, готово.
(Вовка поворачивает плакат и мы видим карикатурное изображение Царя-Пожарища с крупной надписью: )
                «ЭТО СТРАШИЛИЩЕ – ЦАРЬ-ПОЖАРИЩЕ,
               КТО С ОГНЕМ ШАЛИТ – ЕМУ В ЛАПЫ УГОДИТ!»)
КРАСНАЯ. Это… что?
ЧЕРНАЯ. Это… кто?
КРАСНАЯ. Что за уродина?
ЧЕРНАЯ. Что за образина?
(Пока изумленный царь разглядывает плакат, Вовка перебегает к Маше, поднимает огнетушитель.)
КРАСНАЯ. Тут что-то написано.
ЧЕРНАЯ. (читает по складам) Э… ты… о…
КРАСНАЯ. Сы… ты…ры…
ВОВА. Не больно-то вы в грамоте сильны, Ваши Горючие Величества. Ладно уж, помогу неграмотным: «Это страшилище – Царь-Пожарище, кто  с огнем шалит, ему в лапы угодит!»
ЦАРЬ. Что-о?!
ВОВА. Что слышали. Руки вверх! (наставляет огнетушитель)
КРАСНАЯ. Измена! Путч! Наши верные слуги1
ЧЕРНАЯ. В бой! За Царя! За Пожарище!
ВОВА. Были у вас слуги, да все вышли – пшик!
МАША. Мы их потушили!
КРАСНАЯ. Жар-петух!
ЧЕРНАЯ. Взять их! Фас!
              (Ощипанный Жар-петух с трудом ковыляет к ребятам.)
ВОВА. Получай горячий (дает петуху пинка).
ЖАР-ПЕТУХ. Ко-ко-капут! (задирает лапы).
ВОВА. (царю) Я сказал – руки вверх!
МАША. Сопротивление бесполезно!
КРАСНАЯ. Дети, нельзя баловаться со спецтехникой.
ЧЕРНАЯ. Огнетушитель – не игрушка.
ВОВА. А мы серьезно.
КРАСНАЯ. Что вы хотите?
ЧЕРНАЯ. Ваши условия?
ВОВА. Вы сдаетесь в плен и мы отправляем вас к пожарным.
КРАСНАЯ. В плен? К пожарным?
ЧЕРНАЯ. Никогда!!! Лучше в воду с головами!
ВОВА. Тогда я вас потушу.
КРАСНАЯ. Просите, что хотите! Но только не в пожарку!
ЧЕРНАЯ. Они же нас там… по капельке закапают!
ВОВА. Считаю до трех. Раз…
КРАСНАЯ. Вова, мы больше не будем!
ВОВА. Два…
ЧЕРНАЯ. Мы исправимся, Вовуля! Честное царское!
ВОВА. Два с половиной…
ЦАРЬ. Ой-ой. Что это там горит? (тычет пальцем за Вовкину спину. Вовка оборачивается – Царь-Пожарище бросается на него.)
МАША. Вова, держись! (кидается на царя).
(Завязывается борьба, огнетушитель издает громкое шипение, всё вокруг окутывается клубами пара и дыма, слышны Вовкины крики: «Туши    его, гаси!» …откуда-то доносится оглушительный звон…)

   Занавес

                КАРТИНА 6
(Дым рассеивается – на сцене декорации первой картины. Вовка   мечется во сне, кричит, душит подушку. Рядом стоит Маша. Звенит будильник.)
ВОВА. Туши его! Гаси!
МАША. (трясет Вовку за плечо)  Вова, Вова!
ВОВА. Поливай! Обливай!
МАША. Вова, проснись!
ВОВА. (открывает глаза, осматривается) Где он? Испарился…
МАША. Ты в школу опоздаешь.
ВОВА. (окончательно просыпается) Фу ты! Ну и сон. Который час?
МАША. Полвосьмого.
ВОВА. Не опоздать бы. Где мой петух? (поднимает плакат и мы   видим… ощипанного Жар-петуха.) Что это?
МАША. Что?
ВОВА. Почему он ощипанный?
МАША. Ой, и правда…
ВОВА. Наверно, я сам такого нарисовал… При свечке плохо было видно…
МАША. Вов, ты забыл. Его же юные пожарные ощипали. А потом ты  ему еще пинка дал.
ВОВА. А ты что … тоже этот сон видела?
МАША. Какой?
ВОВА. Ну… про царство это, Огненнодымное.
МАША. Ага. Такой страшный!
ВОВА. Так может быть, это был и не сон?
МАША. Я не знаю…
ВОВА.  Ладно,  потом  разберемся.  А пока собирайся, пойдешь  сомной. В юную пожарную дружину.
МАША. Скажут – маленькая.
ВОВА. Большая.
МАША. Скажут – девчонка. Одна обуза от них.
ВОВА. Ерунда какая! И из девчонки отличный пожарный может получиться! Уж я-то знаю.

                КОНЕЦ

          Супонин Михаил Александрович    syponinma@inbox.ru
               
               








Рецензии