медиа и синдром скул-киллера -д

<a подросток застрелил педагога в одной из школ Эстонии. По данным местных СМИ, убита учительница немецкого языка... Она была застрелена во время урока, на котором присутствовали четыре или пять учеников.
</a>

Увы, "дело Гордеева" живет и убивает. Напомню, что после того, как 3 февраля с.г. ученик московской школы №363 Сергей Гордеев застрелил учителя географии (хотя сначала планировал отомстить учительнице литературы), на страничке Вконтакте, где было описано это событие, за сутки набралось много тысяч лайков и комментов: <i>мол, крутой чел! Тоже хочу это сделать! Типа, достали все учителя</i>
Вот что страшно - толпа бездумных потенциальных подражателей поступку безумного подростка. Да, <a экспертиза, проведенная в ГНЦ ССП им. Сербского</a>, установила, что Гордеев серьезно душевно болен и должен быть признан невменяемым (диагноз - параноидная шизофрения).

Но это не останавливает толпы подростков, заявляющих о желании подражать безумцу.  Душевнобольной преступник для них по-прежнему кумир. Впрочем, такое поведение характерно для современного общества, которое все в большей мере становится обществом массового сумасшествия. Поскольку массы людей стремятся подражать душевнобольным, попавшим в центр внимания СМИ. Вот и эстонский школьник оказался в их числе - сначала подражал, а потом и в "медиа-знаменитости" попал.

Упомянутые случаи "школьных расстрелов" связаны с убийством учителей. Что же касается расстрелов подростками сверстников - эта "эпидемия", увы, продолжается в Штатах. Собрал <a подросток соучеников в столовой - мол, хотел с ними пообщаться на тему отношений с девушкой - и начал расстреливать</a>. И этот случай также не единичный.

Так, в 2012 <a href=http://www.newsru.com/world/17dec2012/hook.html>Адам Ланца в начальной школе в Ньютауне расстрелял 26 человек</a>. По данным информационного агентства AP, в США в прошедшем учебном году <a по меньшей мере 11 школьных расстрелов, не считая других случаев вооруженного насилия - на школьных парковках и в других местах, не во время занятий"</a>

Бывает,  что подобные случаи - подростковые вооруженные разборки. Но чаще всего оказывается, что очередная трагедия - расширенный суицид.  Иначе говоря, совершающий такое подросток хочет свести счеты с жизнью, но будучи не в силах сделать это сам, убивает других вместо себя (будучи готовым отправиться вслед за ними).

Как известно, суициды, особенно подростково-молодежные, "заразны". Описан т.н. синдром Вертера (по имени гетевского героя), то есть подражательное суицидальное поведение. Когда суицид ярко описан в произведениях искусства (литература, кино), либо становится объектом  пристального внимания СМИ, у самоубийцы находится масса подражателей. Они находят для себя губительный пример - не того, "делать бы жизнь с кого", а того, как ее разрушать.

Сходные явления могут происходить и с расширенными суицидами. В таком случае и синдром скул-киллера (все равно, убивает ли он только учителей, или сверстников, или и тех, и других) может становиться "продуктом" современной медиасреды.
Вот о чем пора подумать и самим медиа, и их потребителям.


Рецензии