Богач и бедняк

          Жили –были в одном селении богач и бедняк.  У богача была большая семья: жена и пятеро детей. Все они были толстые и откормленные. Но не только откормленные, они были ещё и жадные. Не проходило и дня, чтобы богач не готовил барашка или не варил плов. И тогда по всей округе шёл ароматный запах вкусной еды. А все бедняки  только грустили да подвязывали потуже кушаком свою бедную одежонку. 

Бедные люди надеялись, что, наконец-то,  сжалится богач и угостит их всех хотя бы маленькой миской плова или кусочком баранины.  Но зря они надеялись. Очень уж жадным был богач, и не хотел ни с кем делиться.   Среди всех этих бедных людей был один, который был самым бедным. Он жил впроголодь. Редко, совсем редко удавалось ему чем-либо перекусить. И вот однажды, когда его богатый сосед варил плов, не выдержал бедняк и пошёл на запах плова.

-Не поем, так хоть понюхаю этот дивный запах, - сказал бедняк.  А запах был таким ароматным, таким вкусным, что у бедняка даже слюнки потекли, живот свело, когда он подошёл к забору жадины. Не хотелось бедняку терять последнюю надежду,  и он решился обратиться с просьбой к соседу: - Сосед, а сосед? Слышишь? У тебя такой ароматный плов варится! Не угостишь ли мисочкой?

Богач услышал эту просьбу, и она ему сразу не понравилась: -Иди, иди отсюда, голодранец! И не надейся, не угощу! Много вас таких проходимцев тут шныряет!  Если я вас всех буду угощать, я сам по миру пойду. И дети мои с голоду помрут!

 - Да ладно,  друг, не гневи Бога! У тебя и так всего много! А Бог предлагает  делиться с неимущими. Поделись добром с бедными, и  тебе ещё  прибудет.    -Пошёл, пошёл отсюда,- закричал разгневанный богач.- Без твоих советов обойдусь.  А если будешь надоедать, так сейчас мои слуги наломают твои бока! -Погоди, погоди! А помнишь, как мы были молодыми? Вместе ходили на охоту и на рыбалку?  Ты тогда ещё не был таким богатым да и жадным таким тоже не был? – предпринял последнюю попытку бедняк. 

-Не помню, не помню  я ничего. Иди, иди, пока тебе бока не помяли, - сказал богач.  Совсем расстроился  бедняк, но уходить  ещё не хотел. -Ладно, -подумал он. – Не удалось поесть вкусного плова, так хотя бы вкусно понюхаю.
  И он стал ходить вокруг забора богача.  Широко раздувая ноздри, он стал нюхать чудный запах плова, пытаясь утолить чувство голода.  Но вскоре заметили его слуги богача и с криками прогнали беднягу.  Так и пришёл голодный бедняк в свою старую лачугу и с трудом уснул.

Но встреча с богачом совсем не закончилась. Как-то пришлось ему пройти мимо усадьбы богача. А тот  вдруг выбегает  и кричит: - Эй ты, несчастный! Ты должен мне несколько рупий! Отдавай быстрее. А то натравлю на тебя своих слуг. Пожалеешь, что родился!

 - Помилуй, сосед! Какие деньги я тебе должен? За что? Я не просил у тебя никаких денег и не занимал у тебя ничего!  Бог видит, что я правду говорю,  – ответил кротко бедняк.  - Верно, верно, не занимал ты у меня денег и в долг не просил. Но слуги мне донесли, что ты ходил кругами вокруг моей усадьбы и нюхал мой плов!  Вот за это ты и должен мне заплатить! – заорал жадный богач. 

Совсем обомлел бедняк от жадности богача. Да делать нечего, побрёл домой. От горя и несправедливости идёт и горько плачет: -Почему? Ну почему я должен отдавать ему мои последние рупии? Ведь я даже не ел его плов, а только понюхал?

Вспомнил он, что у него на чёрный день лежали три рупии.  Не хотел он отдавать последние рупии богачу. Мало ли что ещё в жизни приключится?  Думал, он думал, всю ночь не сомкнул глаз. Да, наконец, и придумал. Наутро пошёл  к богачу. Увидел его богач, обрадовался. Уже руки его дрожали от жадности. Представлял он, как возьмёт последние деньги бедняка. 

- Ну давай уже,  давай, бедняк, свои денежки! Они теперь мои! Мои! – говорит  богач, - и руки свои тянет к бедняку. - Давай скорее деньги за то, что нюхал мой плов! - За то,  что нюхал твой плов? Я не ослышался? – говорит бедняк.  - Нет, нет,  не ослышался!! - Давай, давай, - выходил уже из себя богач.  - Ну что ж, смотрите, люди добрые! Богач сам правду сказал. Я не ел его плов, а только нюхал.
  С  этими словами бедняк достал из своего кармана три монетки, зажал их между ладонями и стал трясти их из последних сил. - Слушай, богач! Слушай мелодичный звон денег!  Я нюхал твой плов, а  ты послушай звон моих монет!   

Побагровел богач от злости.  Стоит весь трясётся, а делать нечего. Провёл его бедняк, научил уму-разуму.  Вся округа потешалась над ним.          - Я нюхал твой плов, а ты послушай звон моих монет,  - кричали люди на каждом углу  и хохотали до упаду. 

Старые и мудрые люди  рассказывают, что с той поры подобрел богач  и стал делиться с бедными людьми.  Не захотел, чтобы над ним  смеялись.

Вот так бедняк проучил богача.


Рецензии
Очень поучительная сказка о том,что жадность всему порок.Всем советую.

Александр Кондырев   08.01.2019 16:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.