Куклы в лаптях

КУКЛА В ЛАПТЯХ

Заявка на многосерийный телевизионный фильм
Формат: 60 серий +. Продолжение возможно.
Жанр: остросюжетная мелодрама.
Время действия: конец XVIII-го века.
Место действия: Санкт- Петербург и его окрестности.

СИНОПСИС

Основные тезисы:

Агафья – побочная дочь орловского помещика князя Горчаковского и крепостной актрисы. Любящий отец всю жизнь воспитывал и учил девушку в Европе, но после его смерти, разорившиеся наследники князя Горчаковского, в корыстных целях уничтожили «вольную» девушки и продали за огромную сумму князю Гарину, как крепостную певицу. Героиня обладает великолепным голосом и воспитана свободным человеком. Агафье предстоит вернуть себе свободу, отстоять свое право на творчество и найти личное счастье. История делится на две части, первая из которых является путем к свободе Агафьи, вторая – путем к личному счастью.
Главные герои теленовеллы:
• Агафья Горчаковская (18 лет) – крепостная актриса князя Гарина.
• Арсений (19 лет) – единственный официальный сын князя Гарина.
• Князь Гарин (49 лет) – государственный деятель, крупный помещик.
• Степан (27 лет) – побочный сын князя Гарина, управляющий его имением.
• Анастасия Пантелеевна (18 лет) – жена князя Гарина.
• Граф Конев (26 лет) – старший брат Анастасии Пантелеевны.
• Юрий Метельский (19 лет) – друг Арсения Гарина.
• Метелиха – травница, живущая в лесу, недалеко от имения Гарина.
Художественные приемы:
• Поскольку в истории театр присутствует крупным планом, предлагается использовать отрывки спектаклей, как составляющие общей истории, в том числе репетиции и закулисные интриги.
• Поскольку в истории существует несколько детективных линий, предлагается их использовать по всем правилам жанра для напряжения зрителя, с раскрытием преступника в самый последний момент.
• Для расширения зрительской аудитории предлагается четко выстраивать женскую и мужскую тему в истории.
Жанры, сюжетные линии, формат серии:
• Костюмированная остросюжетная мелодрама с элементами детектива.
• В одной серии лучше использовать три сюжетных линии, поскольку жизнь и интриги господ постоянно будут пересекаться с жизнью и интригами дворового люда.
• Историческая и детективная составляющие являются фоновыми и антуражными для происходящих событий истории.
• Оптимальное количество сцен с серии от 20 до 22, поскольку исторические интерьеры и костюмы не должны остаться незамеченными. Так же важны оценки и отыгрыши персонажей относительно происходящих событий.
• Временной промежуток истории – до 1,5 лет, поскольку герои молоды и стараются стремительно достичь поставленных целей.

Синопсис 1 серии

В имении князя Гарина предпраздничная суматоха, поскольку с учебы возвращается единственный сын князя и его наследник - Арсений. В честь его приезда князь собирает соседей на премьеру оперы своего крепостного театра, а на следующий день готовят фейерверки и бал-машкерад. На праздник съезжается вся местная элита, ещё бы, слухи о новом приобретении князя – актёрке, обученной в Европе пению и балету, будоражили свет больше полугода, особенно потрясала сумма и таинственность сделки.
Юная актриса еще не понимает, всю тяжесть своего положения. Она пребывает в иллюзии, что ее талант поможет ей вернуть свободу. Привыкшая к изысканному общению в светском обществе, теперь она вынуждена находиться среди крепостных. Круг общения далек от этикета. Единственная отдушина – это внебрачный сын графа Гарина Степан, который работает управляющим.
Между девушкой и молодым человеком сразу же возникла симпатия. Степан по-настоящему влюбился в Агафью с первого взгляда. Девушка чувствует к нему сильное притяжение, которое так же считает любовью. Возможно, и Агафья со временем смогла полюбить Степана, но судьба распорядилась иначе. Степан умеет себя держать, вежлив и корректен, при этом он формально такой же крепостной.
Любопытство гостей имения подогревается ещё и тем, что недавно князь женился на юной графине Коневой – красавице и бесприданнице. Об ангельской внешности и весьма вздорном нраве Анастасии Пантелеевны ходили легенды. 
Приезжает Арсений, но не один, а со своим другом и однокашником, князем Юрием Метельским. Юные кавалергарды хороши собой, ухожены, хорошо сложены, и крепостная дворня, переглядываясь между собой, восхищенно перешёптываются.
Арсений и Юрий озадачены и слегка растеряны, их приезд немного задержался из-за поломки кареты и молодые люди немного прогулялись по лесу. «Что случилось в дороге?» — «Встретили в лесу странную старуху, которая наговорила страстей господних, такое нескоро забудешь. Кучер с благоговением рассказывает, что к карете вышла местная травница - «сама Мотылиха». Но о чем разговаривала с молодыми господами, он не слышал, видел только, что пока ведунья говорила с ними, а еще «сделала и подарила обоим барчукам по махонькой кукле из лыка - сказала, что обереги».
Во время разговора через двор проходит Агафья с компаньонкой. Глаза Арсения и Агафьи встречаются. Между молодыми людьми «пробегает электрический разряд». Вряд ли теперь Арсений и Агафья смогут забыть эту встречу, которая определит их жизнь. Молодые люди поражены и смущены, особенно после того, как узнают, кто является их второй половинкой. Но со своей социальной высоты, Арсений думает, что это страсть и что он сможет легко удовлетворить ее. Агафья же смущена, поскольку никогда в жизни еще не испытывала подобные эмоции.
Арсения представляют новоявленной мачехе и её родственникам. Анастасии Пантелеевне неловко в обществе пасынка, ведь они ровесники. Мачеха и пасынок не понравились друг другу с первого взгляда, зато Метельский еле взгляд отводит от красавицы княгини.
Представление. На сцене играют оперу, и на подмостки выходит Агафья, очаровательный голос берет за душу, и Арсений заинтересован актёркой «что за небесное создание». Он пылает страстью и отправляется за кулисы.
На удивление, за кулисами его встречает строгая компаньонка певицы и охрана. Арсений взбешён, крепостная актёрка, а посмотри, какие строгости! Однако управляющий, побочный старший сын князя, Степан - неумолим, и уговаривает молодого князя покинуть гримерку актрисы. Агафья благодарит Степана.  А Арсений мало того, что зол, так ещё и чувствует себя униженным, как посмел этот байстрюк указывать, что делать законному наследнику.
Агафья испугана. Ее раздирают противоречивые чувства. С одной стороны ее сильно влечет к Арсению, с другой стороны она испугана натиском и хамством. Она вновь внутреннее цепляется за тихое и постоянное чувство к Степану. Степан заверяет девушку, что никому и никогда не даст ее в обиду. Любой ценой.
Фейерверки вызывают настоящий ажиотаж, немудрено, мастер заказан из самой Венеции! Бал-машкерад вызывает всеобщий восторг, вечер заканчивается поздним обильным ужином. За развлечениями ни гости, ни хозяева не заметили исчезновения одного из гостей – известного французского винодела.
Агафья в смятении чувств от каскада событий дня и феерического успеха, обманув компаньонку, уходит гулять на рассвете в лес. Девушка молода, она не обладает опытом, у нее нет советчиков и любимого отца. Как и что будет? Что делать? Ответов на вопросы у Агафьи нет. Но в конце прогулки девушка твердо решает бороться с чувством к Арсению и держаться Степана.
На рассвете утомленные гости разъезжаются по домам. А тело французского гостя, замотанное в рядно, выбрасывают из кареты брата молодой княгини, графа Конева, в старый заболоченный пруд. Свидетелем этому становится гуляющая по утреннему лесу Агафья.
Конец первой серии.
Сюжетные арки теленовеллы:
Путь к свободе
После отъезда гостей из имения из столицы подвыпивший князь Гарин приходит в комнаты Агафьи. Он собирается воспользоваться «правом первой ночи», его возбудил успех актрисы перед публикой. Графа не смогла сдержать от поступка даже молодая жена, которая раньше успешно справлялась с проблемой. Но Агафья не дает приблизиться к себе и защищается угрозой убить себя ножом.
Приезжает посыльный с указанием от величайшей особы отбыть князю с поручением во Францию. Гарин собирается в дальний путь и отдает распоряжения на случай непредвиденных обстоятельств, в том числе составляет завещание, по которому Степану выделяет существенную часть состояния и поручается выправить паспорт. Камнем преткновения между предполагаемыми наследниками становится театр и недавно приобретенная актриса Агафья.
Агафья взволнованная происходящими событиями и осознавшая всю бесправность и ужас своего положения пишет письмо другу своего отца князю Сельскому с тем, чтобы он помог ей получить вольную. Раньше девушка надеялась на то, что своим талантом и природным достоинством она сможет отстоять себя. Агафья имеет аристократическую породу, обладает великолепным образованием, но она «полукровка» и не имела с детства власти, которую имеют дети аристократов.  Поняв из ночных событий, что компаньонка и охрана являются лишь обеспечением ее бесправия, обращается за помощью к Степану, поскольку девушка понимает, что молодой князь, став хозяином в отсутствии отца обязательно будет претендовать не нее. 
Степан со своей стороны рассказывает Агафье свою историю и предлагает решить ситуацию категорично и просто - через отца. Девушка сомневается в благоприятном решении дела, но все же дает согласие, заручившись словом Степана о том, что, будучи ее мужем, он не будет препятствовать ее сценической карьере. Письмо князю Сельскому Агафья все же отправляет.
Но встретив мельком Арсения, Агафья чувствует все тоже сильное притяжение. Молодой граф пытается нормализовать взаимоотношения и даже несколько извиняется. Агафья не в силах даже говорить с Арсением. Девушка убегает в свои комнаты.
Степан является к отцу и просит выдать Агафье вольную и позволения на ней жениться. Князь Гарин обещает подумать. Арсений просит отца, помимо всего, выделить ему в наследство «комедийную храмину» и всех актёров, особо при этом выделив Агафью, на недоумённый вопрос отца - уклончивый ответ. Но, впрочем, разбираться князю некогда – его ждет дальний путь.
Князь советуется с женой, как поступить, но княгиня сама хочет владеть театром и уговаривает мужа сделать ей такой подарок. Князь не может принять окончательное решение и оставляет театр под совместное управление жены и сына. Таким образом, судьба юной актрисы попадает в интересы противоборствующих сторон. Князь уезжает.
Отношения Агафьи и Анастасии Пантелеевны по определению не складываются. Агафье не может понравиться вздорная, заносчивая и хитрая хозяйка. Анастасия Пантелеевна никак не сможет простить Агафье того, что она всегда является кумиром для мужчин и предметом тайной зависти и досужих пересудов женщин. Но владелица актрисы не может сделать ничего с девушкой, поскольку она является «имуществом, приносящим доход».
Агафья с помощью подсказок Степана ведет себя нужным образом среди обитателей имения. А во время спектаклей, когда в имение съезжается столичная публика, ведет себя с гостями должным образом, тем самым усиливая свой статус в обществе и перед хозяйкой.
Агафья сторонится молодого князя и, завидев его, убегает. Арсений еще более возгорается страстью и чувством, поскольку видит, что девушка к нему неравнодушна.
Но Анастасия Пантелеевна далеко не единственная проблема Агафьи. Театральные актерки плетут типичные закулисные интриги, вплоть до стекла в туфлях. Дворовые слуги также не любят «крепостную барыньку». Девушке, воспитанной аристократкой, сложно решать эти проблемы адекватно. Степан постоянно приходит на помощь, но он не может быть всегда рядом. Агафья учится решать проблемы сама.
Арсений так же пытается защитить девушку, но он лишь усугубляет положение. Агафья после первых слез и переживаний учится самостоятельно справляться с проблемами. Девушка ждет ответа от князя Сельского, но от одного из приезжих петербургских гостей узнает о его смерти. Надежда о скором решении проблемы тает, но Агафья не намерена сдаваться, хотя другие варианты весьма призрачны.
Анастасия Пантелеевна узнает о том, что Степан приходится князю побочным сыном, и его наследником. Она бросается за помощью к брату: «как быть, лишний наследник ни к чему».
Граф Конев предлагает сестре рассорить между собой братьев. Возможностей для этого много. Во-первых, дворня сильно недолюбливает Степана, поскольку тот находится в привилегированном положении. Во-вторых, Арсения раздражает Степан, поскольку, что отец всецело доверяет байстрюку.
Арсения сильно раздражают доверительные и близкие отношения между Степаном и Агафьей. Он несколько раз застает их интимные встречи, и, хотя очевидно, что телесной близости между Степаном и Агафьей нет, молодой князь, в порыве ревности, устраивает настоящие скандалы. Девушка растеряна, она не знает, как потушить пожар. И – главное, за кого ей переживать из братьев.
А однажды, врывается в комнаты и Агафьи и требует объяснений. Девушка тактично и аккуратно успокаивает Арсения, но просит, чтобы он оставил ее в покое. Арсений уходит в растерянности, поскольку страсть страстью, но то настоящее чувство, которое зародилось в первую встречу, оказывается отвергнутым и бесприютным.
Брат и сестра Коневы, отметив симпатию обоих наследников к Агафье, решают воспользоваться чувствами молодых людей для своей выгоды. Они сталкивают лбами братьев, нужным образом направляя события. Агафья не сведущая в интригах постоянно попадается в умелые сети, расставляемые ей и братьям Гариным. Кроме того, девушка начинает понимать, что ей небезразличны оба брата, хотя разница чувств ей понятна.
Агафья испытывает серьезное влечение к Арсению, но боится чувств и прячет их даже от самой себя. В то же время со Степаном у них полное взаимопонимание. Спокойные надежные отношения кажутся девушке единственным пристанищем в том мире, в который она попала волею судеб.
Театральные и дворовые преимущественно плохо относятся к новенькой актрисе, видя симпатию к ней господ и управляющего. Агафье приходится думать не только об искусстве и освобождении от крепости в будущем, но и продумывать каждый свой ежедневный шаг.
Единственным человеком из прислуги, который полюбил молодую девушку, становится старая нянька Арсения – Степанида. С помощью нее Агафья умиротворяет конфликты двух сводных братьев, поскольку прямые действия невозможны.
Через Степаниду Арсений начинает передавать Агафье записки. Девушка сначала не решается отвечать, но после настойчивых писем, она составляет ответ, в котором все так же уверяет Арсения в бессмысленности его чувств, просит оставить в покое и думать о своем древнем роде князей Гариных. Агафья отдает письма Степаниде и рыдает целую ночь.
Воспользовавшись некоторой бесхитростностью Степана, Конев настраивает его против Арсения, содвигает заправлять имением по своему разумению и вести себя, как хозяин. Конфликт между братьями переходит в настоящий скандал, тем более что оба имеют виды на крепостную актрису Агафью.
В имении все обитатели начинают бояться, что конфронтация братьев дойдет до кровопролития. Агафья всячески пытается утихомирить конфликт, но брат и сестра Коневы умело плетут интриги и ведут ситуацию к полному раздору. Ситуацию спасает отъезд Арсения на учебу.
Арсений готовится к отъезду, поскольку впереди еще год учебы. Юноше тяжело расставаться с Агафьей. Чувства еще более обостряются. Перед отъездом Арсений решается на признание в любви. Девушка в волнении, но ответить на его чувства она не может в силу известных причин. Арсений уезжает в отчаянии. Агафья после его отъезда становится молчаливой и задумчивой.
По отъезду Арсения управление театром Анастасия Пантелеевна полностью берет в свои руки. Прессинг на юную актрису усиливается. Агафья пытается защитить себя, и некоторое время это у нее получается, поскольку она пока ещё находится в привилегированном положении, так как на представления с ее участием приезжают высокопоставленные гости.
После очередного представления «правом первой ночи» пытается воспользоваться Конев. Но Степан выручает девушку. Между Коневым и Степаном – открытое противостояние.
Выходом из ситуации становится новая покупка в театре - актерка Софья, которая быстро становится любимицей графа Конева, сестра не препятствует забавам брата.
Отношения Агафьи и Степана становятся все более нежными. Невоплощенное чувство к Арсению начинает воплощаться в отношениях к Степану. Кроме того, эти отношения комфортны, доступны и гармоничны. Молодые люди часто прогуливаются в саду, Степан дарит девушке цветы, Агафья позволят молодому человеку целовать руку.
Брат и сестра Коневы все больше входят во вкус «сваливштвся» на них власти и деньгам. Они ведут светский образ жизни. То гости приезжают в имение, то «баре» едут в гости. Охоты, балы, театр, карточная игра – это основное времяпрепровождение Коневых.
Агафье и Степану становится все труднее защищаться. Агафья и Степан симпатизируют друг другу, часто делятся проблемами и помогают друг другу советами. Тем более что обоих объединяет общая судьба побочных детей аристократических родов и бесправность положения. Положение Агафьи в имении Гариных становится невыносимым, и необходимость кардинального решения становится очевидна.
Степан часто застает Агафью в слезах. И однажды между ними едва не случается близость. Но молодые люди останавливаются, поскольку нравственно чистоплотны и близости не происходит. Одна из дворовых видит эту ситуацию и по имению разносится слух, который разрастается. Агафью начинают в лицо оскорблять. Конечно, теперь она ничем не отличается от всех дворовых и театральных.
Агафья усилено совершенствует свое мастерство. Она старается показать себя перед высокопоставленными гостями как можно лучше, с тем, чтобы ей заинтересовались и выкупили у Гариных. Несколько знатных гостей, имеющих собственные театры, предлагают за Агафью хорошие деньги, но Анастасия Пантелеевна отказывает желающим особам, под предлогом, что не вправе решать ситуацию без участия мужа. У Агафьи появляется мысли о побеге. Но куда без паспорта и вольной?
Агафья получает письмо от Арсения. И хотя она решает не отвечать на него, девушка сильно смущена и даже некоторое время сторонится Степана. Степан узнает о письме. Его чувства воспалены. Степан сильно переживает и старается вернуть расположенность к себе Агафьи.
Приходит известие о том, что во Франции произошла революция. О старом князе Гарине  нет никаких известий. Граф Конев уже давно не гость в доме Гариных, никто не знает, что, пользуясь связями старого князя, он организовал левые поставки греческих вин под видом французских. Теперь же, в отсутствии князя, его махинациям помех практически нет. Агафья часто становится невольной свидетельницей его встреч и переговоров. Но как ей воспользоваться информацией?
Анастасия Пантелеевна ведет себя, как полновластная хозяйка и во всем проявляет свой вздорный нрав. За любую провинность актёров и актрис наказывают на конюшне, немедленно отправляют либо в деревни, либо на скотный двор.
Анастасия Пантелеевна по наущению брата готовит процесс о вступлении в наследство, для этого она уничтожает паспорт Степана и собирается продать его, как крепостного. Завещание она намерена уничтожить, таким образом, наследство будет разделено на двоих официальных наследников: на жену и сына. Доли наследства существенно увеличиваются.
«Соломенная вдова» и её брат увлечена азартными играми. За ломберным столом они не считают свои проигрыши. Денег требуется все больше. Никто ещё не знает, но фактически Гарины и Коневы разорены. Свидетельницей растрат и проигрышей становится Агафья, которую заставляют петь во время вечеров с играми.
В имение к Агафье из Петербурга приезжает чиновник. Анастасия Пантелеевна не позволяет ему встретиться с актрисой, ссылаясь на ее крепостное положение. Она пытается заставить его рассказать о поручении, но чиновник ничего не рассказывает, ссылаясь на приватность дела.
Театр начинает терять былую славу. Степан всеми силами старается поддержать дело отца, но с самодурством молодой княгини,  ему не удается сохранить былую славу театра. Кроме того, найдено тело пропавшего с бала гостя (французского винодела), раскрывается скандал с греческими винами, но во всех преступлениях обвиняют Степана. 
Агафья пытается раскрыть информацию, которой владеет, но сама становиться целью нападок и преследования. Придравшись к пустячной провинности, по приказу княгини, Агафью жестоко наказывают.
Во время исповеди, батюшка рассказывает Агафье, что чиновник из Петербурга прибывал с поручением от покойного князя Сельского, что ему не дали встретиться с девушкой. Но чиновник нашел его и передает девушке, что князь на смертном одре позаботился о ее судьбе. Существует возможность получить вольную по «высшему повелению», но дело весьма приватное и для этого Агафья должна найти возможность попасть в Петербург и найти чиновника. Актрисе брезжит надежда на лучшее.
Степан застает Агафью в тот момент, когда она с тоской смотрит на окна комнаты Арсения. Молодой человек понимает, что девушку тянет к брату. В порыве чувств, он решается навсегда отказаться от Агафьи. Девушка в полном смятении. Боль потери близких отношений со Степаном сильна. Агафья пытается нормализовать отношения, но Степан непреклонен.
Расследование преступлений со спекуляцией вином и смерти винодела приходит к выводу, что во всех преступлениях виноват Степан. Агафья вновь пытается защитить Степана, рассказывает известную ее информацию. Но чиновники не слушают крепостную. Анастасия Пантелеевна вновь наказывает актрису. Теперь она сидит в подвале на «хлебе и воде». Репрессии хозяев и угроза наказания заставляют Степана забыть о ревности.
Чтобы спасти жизнь, Степан пытается выкрасть свои документы, однако их нет. Несмотря на отсутствие паспорта, Степан решает спасти свою любимую и себя. Агафья пытается убедить его не совершать безрассудство, но Степан неумолим. Степан вместе с Агафьей тайком бежит из имения.
В лесу Степан и Агафья становятся случайными свидетелями подкупа графом Коневым разбойников, которых он нанимает для убийства Арсения. Невзирая на мольбы Агафьи, Степан ценой жизни решает помешать разбойникам, любой ценой он намерен спасти брата.
На карету Арсения нападают разбойники. Степан вступается за сводного брата, во время сражения его убивают. Арсений остается в живых, но он тяжело ранен. Агафья приводит больного к Мотылихе. Степана хоронят в лесу. Агафья сильно переживает потерю единственно близкого ей человека.
Женщины выхаживают Арсения, который довольно быстро идет на поправку. Между молодыми людьми зарождается серьезное чувство. Мотылиха, заметив симпатию между молодыми людьми, предупреждает Агафью, чтоб та не сближалась с Арсением и говорит о том, что это грозит смертью одному из них. Арсений возвращается в имение. Агафья остается у Мотылихи.
Агафью и Степана объявляют как беглых крепостных в розыск. Кроме того, Степана объявляют вором. Арсений скрывает имена истинных спасителей, чтоб не подвергать опасности Агафью. Он часто тайком приходит к Мотылихе, чтобы иметь возможность хотя бы изредка видеть девушку.
В самый разгар розысков и шумихи возвращается из Франции князь Гарин. Известие о бегстве Степана с ценностями он не принимает всерьез. Он не может поверить в то, что его сын способен на такое. Арсений рассказывает отцу о происшествии в лесу и устраивает встречу князя и Агафьи.
Агафья и князь встречаются в доме Метелихи. Девушка рассказывает ему обо всем том, чему была свидетельницей. Князь Гарин дает девушке вольную и помогает финансово, она отправляется в Петербург. Арсений хочет сопровождать Агафью, но девушка отказывается.
Доверенные слуги рассказывают о подробностях жизни в имении в его отсутствие. Гарин полон возмущения, ему становится понятно, чем занималась его жена с братом. Он отсылает их из имения, а Степана перезахоранивают на фамильном кладбище.
Но смерть Степана и осознание произошедшего сказываются на его здоровье. Потрясение настолько велико, что князь умирает от удара. Арсений затевает тяжбу из-за наследства с Анастасией Пантелеевной.
Путь к личному счастью
Агафья в Петербурге. Князь Сельский оставил ей некоторую сумму, которая смогла обеспечить девушке безбедное и независимое положение. Рекомендательные письма остались без использования, поскольку Гарин сам дал ей вольную, но они хранятся в шкатулке на «всякий случай». Агафья находит антрепренера, который ей устраивает выступления в различных театрах.
Успех и слава окружают актрису. Ее благоволения добиваются красивые и богатые мужчины высшего света, но девушка живет закрыто и никого не подпускает к себе близко. Ее интересует только искусство, только сцена. Агафью можно встретить в салонах лишь некоторых дам, где она ведет себя максимально сдержано и корректно.
Агафья, обретя свободу жизни и свободу творчества, понимает, что все это ничто в сравнении с тем, чтобы быть рядом с любимым человеком. Но она также понимает, что она – просто актриса, хотя известная и почитаемая, а Арсений – князь, аристократ. Их союз будет мезальянсом, а их дети не смогут носить титулы.
Дело о наследстве разрешается в пользу Анастасии Пантелеевны. Арсений разорен. Но, однако, он не знает, почему проиграно дело. На самом деле, влюбленный в княгиню, Юрий Метельский невольно снабжает сведениями Анастасию Пантелеевну об Арсении. Информация интерпретируется нужным образом, плюс стряпчие получают большую взятку. Таким образом, наследство Гариных оказывается в руках вдовы.
Агафья едет на гастроли за границу. Успех – ошеломляющий. За прекрасной актрисой ухаживают графы, бароны и даже наследные принцы пытаются завоевать ее сердце. Но Агафья хранит и в свободные вечера перебирает и перечитывает письма Арсения, которые сохранила и бережет.
Анастасия Пантелеевна богатая вдова, живет в полное удовольствие. Она поселилась в Петербурге, время проводит в развлечениях. Вдова получила все то, что хотела. Единственная ее досада – Агафья блистает на сцене. Анастасия Пантелеевна пытается поднять скандал, но оказывается, что у Агафьи есть вольная, выписанная самим князем Гариным, и паспорт.
Свободная актриса поёт  в театрах и ездит на гастроли за границу. Все каверзы, предпринимаемые Анастасией Пантелеевной, либо тактично купируются самой Агафьей, либо просто не работают, поскольку репутация актрисы практически безупречна.
Арсений, закончив учебу, поступил на государственную службу и также поселился в Петербурге. Безусловно, он посещает очередную премьеру, где видит блистательную Агафью. Девушка видит своего возлюбленного в зале. Вновь между молодыми людьми пробегает «электрический разряд». Спектакль закончен, Агафья спешит в гримерку. Она вся дрожит.
Арсений идет за кулисы, но Агафья не идет на сближение. Молодой чиновник говорит, что время и статус ничего не изменили в его чувствах, но девушка просит подождать хотя бы некоторое время.
Влюбленные встречаются на следующей премьере. Арсений вновь начинает ухаживать за Агафьей. Девушка принимает ухаживания. Молодые люди начинают встречаться. В свете идут пересуды об их романе. Влюбленные понимают, что это судьба и тайно венчаются. Тайно – чтобы Арсений мог продолжать поручение.
Агафья счастлива, впервые с тех пор, как умер ее отец. Она поет на театре, ее муж – это человек, которого она безмерно любит. У супругов появляются первые мечты о детях. Но момент этот весьма краток, поскольку не все испытания пройдены.
Крепостная Гариных певица Софья также поет на петербургских подмостках. Ее главный конкурент – это Агафья. Но Софья не выказывает ревности и ненависти, она становится подругой Агафьи. Так повелела Анастасия Пантелеевна. Софья, борясь за выгодные приглашения и по приказу княгини, потихоньку начинает подливать яды в питьё Агафьи. Агафья из-за действия препаратов выглядит больной чахоткой, начинает выступать хуже. Ей отказывают в контрактах. Постепенно концентрация яда в ее организме достигает предела, и Агафья теряет голос. Женщина уходит со сцены, но Софья продолжает навещать больную подругу и подливать яды.
Арсений, практически, не бывает на службе – его возлюбленная становится все слабее и уже не покидает постели. Молодой человек приглашает лучших докторов, но девушке не становится лучше. С каждым днем она все больше чахнет.
Вскоре свет потрясает известие о смерти актёрки, чей голос сравнивали с пением соловья. На отпевание собирается театральный бомонд и театралы высшего света. После отпевания актрису везут в имение по настоянию мужа, чтобы похоронить вместе со всеми его предками, поскольку она так же принадлежит фамилии Гариных, как жена Арсения. Самые близкие сопровождают траурный кортеж.
Во время похорон Арсений оставляет оберег из лыка, подаренный Мотылихой, в изголовье гроба Агафьи.
Мотылиха собирает на кладбище травы и слышит стоны из-под земли. Неграмотная женщина не может прочесть надписи на надгробье. Но прозорливая старуха чувствует, что это Агафья. Девушка, не отравленная очередной дозой, очнулась в гробу.  Мотылиха сама потихоньку отрывает и спасает девушку. Травница закапывает могилу и «заметает следы».
Когда Агафья приходит в себя, Метелиха понимает, что она ничего не помнит. Травница наряжает ее в крестьянскую одежду, насколько возможно меняет внешность и всем приходящим выдает её за свою дальнюю родственницу, присланную ей на излечение из дальней деревни. Метелиха предоставляет Агафье общение с природой, надеясь на то, что это вернет ей память и здоровье.
Девушка общается с природой, в минуты счастья она начинает петь. Поет, безусловно, не только народные песни. Метелиха умоляет ее не петь, поскольку если кто-либо услышит пение, то тайна Агафьи будет раскрыта. А враги вряд ли оставят без девушку живой после стольких хлопот.
Арсений и его друг, князь Метельский состоят на службе в особом отделении. Теперь они тайные порученцы. Молодые люди получают задание выявить авантюристов и шпионов «Золотой роты». Они нарочито ведут достаточно разгульный образ жизни. В свете уверены, что друзья ведут преступный образ жизни от бедности. Арсению безразлично мнение света – любимую он потерял, но еще осталось отечество, которое как всегда в опасности. Молодой человек ведет себя не просто геройски, а совершенно отчаянно.
Во время одной из вылазок, которая происходит в окрестностях поместья Гариных, Метельский получает ранение. Его, раненого и без сознания, находит в лесу Агафья, которую Метелиха научила своему мастерству. Девушка оказывает офицеру помощь. Метельский приходит в себя и видит Агафью, но в странных одеждах. Она не узнает Метельского, но помогает ему добраться в имение Гариных.
Анастасия Пантелеевна по случаю в имение. Она ухаживает за своим любовником. Метельский рассказывает ей о странной встрече. Та заинтригована и поручает своим людям узнать о родственнице травницы, но Мотылихе удается запутать людей, и тайна остается нераскрытой.
Арсений и Метельский занимаются очередным поручением. В поле зрения молодых людей попадают стряпчие, которые занимались делом о наследстве князя Гарина. Арсений и Метельский поднимают это дело и выяснят противоправные обстоятельства. Теперь  молодой князь обладает информацией, которая поможет ему вернуть наследство.
На Анастасию Пантелеевну и ее брата «сваливается» наследство дальней родственницы. Но каждый из них считает, что должен обладать большей его долей, поскольку больше сделал для того, чтобы владеть имуществом князя Гарина. Между графом Коневым и его сестрой начинается тяжба за наследство. Конев прибегает к раз апробированному способу: Софья, поверив очередным сладким обещаниям графа, отравляет свою хозяйку.
Но Коневу не суждено стать единоличным владельцем имения. Его дела с поставками вина становятся темой разработки Арсения и Метельского. Истинное положение вещей раскрывает анонимное письмо, в котором подробно рассказывается об аферах Конева. Письмо было послано Агафьей. Конев осужден на каторгу, имущество отходит государственной казне.
К Агафье постепенно возвращается память и голос. Несколько раз она тайно помогает Арсению, даже воспользовавшись рекомендательными письмами князя Сельского в тот момент, когда его заподозрили в государственной измене. Арсений не понимает, кто является его тайным покровителем, и только оберег помогает им встретиться. Арсений и Агафья, наконец,  счастливы и могут открыто объявить о своем супружестве.
Сеть преступников раскрыта. Граф наказан за подкуп стряпчих, а Софья за убийство княгини. Арсений становится помощником тайного советника. Он восстановлен в правах на наследство. Арсений и Агафья переезжают в имение. После очередной премьеры на сцене крепостного театра актрисе становится плохо. Приехавший доктор сообщает о том, что князья Гарины скоро станут родителями.


Рецензии