Как сочиняются стихи...

        Если вы подумаете, прочтя заголовок этой статьи, что автор собирается поделиться опытом сочинения стихов или открыть тайны творческого процесса, вы ошибётесь. Для этого существуют специальные книги, в которых умудрённые жи - знью учёные, лингвисты, редакторы и т.п. подробно излагают теорию и практику поэтического дела. Кроме того, в связи с повышенной грамотностью населения и наличием многообразных поэтических сборников бумажного и электронного вида, ныне повышается возможность самообразования. Кстати, в дореволюционной России молодые дворянские девушки и юноши были обязаны к отрочеству, помимо умения танцевать, знать французский и реже немецкий, уметь вышивать и т.п., уметь сочинять стихи и рисовать. Именно этим и объясняется на мой взгляд такой всплеск в развитии русской литературы и художнической школы в России 19-ого века.

        Так о чём же тогда автор хочет поговорить? А хочу я поговорить о том, почему стихи начинают сочиняться и почему у разных поэтов или скажем поэтических натур- стихи такие разные. Нет не по содержанию, что естественно, а разные по сложности и глубине, по  наличию мысли и по характеру изложения.

        Итак, почему стихи начинают сочиняться? На этот вопрос существуют десятки ответов, и практически все они правильные, но не отвечают на вопрос до конца. Действительно. Я сейчас перечислю некоторые причины, заставившие или подтолкнувшие будущих поэтов к сочинительству. Вот перед Вами небольшой списочек, где фигурируют: несчастная любовь; счастливая любовь; смерть близкого человека или хорошего знакомого; рождение человека; свадьба, развод; успех; неудача; победа; поражение и т.д. Короче, получается, что практически любое событие в жизни будущего автора может сыграть роль детонатора в начале его поэтической жизни. Допустим, автор может сам назвать точную причину начала его поэтического творчества. Или это смогут позднее сделать литературоведы или журналисты-эти пираты духа. Допустим. Но далее следует совсем непонятное. Человек, переживший трагедию, вдруг начинает сочинять юмористические стихи. Другой будущий поэт, только что сыгравший свадьбу с любимой девушкой, начинает вдруг свою поэтическую деятельность с баллады о  топоре. А ещё один будущий творец, только что получивший признание всего учёного мира, начинает сочинять с написания грустных сонетов о неудачном мироощущении. Ну и так далее и тому подобное. И вот тут-то, как мне кажется, мы вступаем в область психологии и психиатрии, в эдакий фрейдизм. Но поскольку лично я с трудами Фрейда не очень знаком, да и не являюсь специалистом психологом или психиатром, то я попробую поразмышлять вместе с вами несколько о другом.

        Человек, человек мыслящий(homo sapiens) тем и отличается от животного, что он мыслит. Кто-то из великих людей прошлого сказал:" Я мыслю, следовательно я существую". Но мыслит человек по разному. Один соображает медленно, другой быстро; для одного главное простота во всём, а для другого - решение сложных задач-в самый кайф; кто-то от природы весел, находчив, а кто-то меланхолик и неинициативен; кто-то образован и умён, а кто-то "образованец" и достаточно глуп; ещё есть и черты характера- тщеславность и честолюбие, ироничность и эгоистичность и так далее, и так далее, и так далее. Вот всё это находится в мозгу человека и называется мозговой деятельностью или мыслительным процессом. У одного человека может быть несколько таких мыслительных черт, а у другого человека присутствуют иные эти черты, но главное, что у человека присутствуют сразу несколько(у одних больше, а у других меньше) таких мыслительных черт. Вот теперь и можно объяснить изменение характера творчества человека, как в начале, так и в процессе его поэтической деятельности, объяснить наличием в его мозговом аппарате нескольких мыслительных черт. Именно поэтому, человек, переживший трагедию, включает, благодаря деятельности мозговых извилин, защиту в виде юмора, а другой человек, только что сыгравший свадьбу, страстно любящий свою жену, представляя возможную её измену в будущем, сочиняет балладу о топоре.


         Я перечёл написанное и понял, что если на вопрос о том," почему у поэтов стихи такие разные по форме и по духу" я более или менее сумел ответить. то на вопрос " почему люди начинают сочинять именно стихи, поэмы и т.п.", я ответил недостаточно полно. Приведя всякие примеры, я попытался объяснить на самом деле, почему люди начинают сочинять и так и не ответил: а почему появляются именно поэты? Я немного поразмышлял и понял, что ответ лежит на поверхности. Мыслящий человек мыслит словами,состоящими из букв,озвученных нашими языками. Вот эти звуки букв и сочетаний(Бэ-Вэ; Жэ-Зэ; эН-эМ и т.д.), эти звуки- шум ветра и морского прибоя, капли дождя и тишина спящего города, тиканье часов и шуршание автомобильных шин, а в далёком прошлом и, к сожалению, в настоящем- залпы артиллерии, автоматная очередь и гул летящих самолётов- всё это создаёт красоту ритма и музыку. А ритм и музыка- это одни из главных родителей поэзии. Человек, как антенна, улавливает эту музыку и ритм природно-бытовых явлений и начинает сочинять в такт дождю, часам, завыванию ветра и т.д. То есть, мыслительный аппарат человека посредством языка перекладывает принятую музыку и ритм в поэтические строчки, строфы, стихи и поэмы.


        Я снова перечёл написанное и открыл для себя, что я так и не ответил на вопрос "почему к одним людям приходят эти поэтические способности, а к другим нет".  Я подумал, ещё раз перечёл свою статью, подумал ещё и понял, что я не знаю, почему так происходит. А ещё я подумал, что это хорошо, когда в любом исследовании остаётся какая-то тайна или загадка. и когда в конце произведения, в том числе и этой статьи, не стоит точка, а появляется многоточие...



 
            

         


Рецензии