Мой Иоанн Креститель

МОЙ ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ


Он встречает меня, как и любого, входящего в нашу квартиру. Да, это изображение Иоанна Крестителя (я не могу назвать его иконой), сделанное мною в 1972 году по мотивам иконы, хранящейся в московском Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева, заключено в раму и размещено на стене в прихожей. О том, как ко мне пришло увлечение живописью, я частично поведал в рассказе «Увлеченность акварелью».
Во время учебы в евпаторийской Мужской средней школе № 10 (ныне Гимназия имени Ильи Сельвинского) рисование и черчение нам преподавал замечательный учитель Павел Александрович Алипов. Его уроки мне нравились, с большим желанием выполняя учебные задания, я не мог тогда предположить, что они не пройдут бесследно и отзовутся во мне почти через тридцать лет.      
                С чего же началось мое увлечение живописью и желание рисовать? Изучать изобразительное искусство я начал во время учебы в Московском авиационном институте (МАИ), приобретал книги, ходил в музеи. Когда начал работать в Центральном конструкторском бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ), которым руководил Сергей Павлович Королев, организовал для сотрудников Клуб любителей искусства (КЛИ), проводил лекции, в том числе и о художниках. Часто посещал Третьяковскую галерею, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, различные выставки по изобразительному искусству. Во время работы в Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» (РСК «МиГ») создал и здесь Клуб любителей искусства. Члены Клуба выпускали стенную газету «В мире искусства», проводили в цехах и отделах беседы по искусству, в том числе и об изобразительном искусстве. Об этом поведал в рассказах «Клуб любителей искусства в Подлипках», «Клуб любителей искусства в РСК «МиГ», опубликованных на сайте: проза.ру Юрий Жданов 2.   
                В 1970-1973 годы с несколькими членами Клуба ездил после работы в Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева на чудесные лекции сотрудника этого музея искусствоведа Валерия Николаевича Сергеева. Мы прослушали несколько циклов его лекций: «Особенности древнерусского искусства», «Лица и руки на иконах», «Пространство и время в древнерусской живописи», «Иконография Богоматери», «Символика цвета в древнерусской живописи»… Под впечатлением от этих лекций и родилось желание рисовать. Мне особенно понравилась лекция, в которой Валерий Николаевич рассказывал об иконе середины XVI века «Иоанн Предтеча». Слушатели старались не опаздывать на его лекции, так как лектору не нравились опоздания, нарушавшие атмосферу сосредоточенного внимания. Лекции проходили в одном из залов музея, в котором экспонировались иконы. Слушатели сидели на длинных скамейках, принесенных на время лекции. Раскрывая тему, Валерий Николаевич использовал не только конкретные иконы, но и тексты из принесенных им антикварных книг, магнитофонные записи церковных песнопений, создавая эффект комплексного воздействия изображения, звучащего слова и песнопения- некоторое подобие атмосферы внутри храма. Это помогало лучше понимать специфику чувств верующего человека, находящегося в храме. Прослушав лекцию об иконографии Иоанна Крестителя, мне захотелось попробовать создать свой образ Крестителя. Купил книгу: Г.К. Вагнер. Спасо-Андроников монастырь. Издательство «Искусство». М. 1972. 144с. В ней есть иллюстрация поясной иконы (изображение по пояс) «Иоанн Предтеча», ее и решил взять за основу для своего изображения Иоанна Крестителя.

В художественном салоне купил кисти, масляные краски, грунтованный картон и настроился на творчество. Масляными красками никогда ранее не рисовал. Размеры картона показались малыми, хотелось создать более монументальное изображение. И тут вдруг осенила идея: нарисовать на белом стенном шкафу! Но в нем ведь поверхность состоит из пяти частей: две нижние дверцы, две верхние дверцы (антресоли) и горизонтальная перемычка между ними. Сначала хотел нарисовать на одной нижней дверце, но отважился на всю поверхность шкафа: от пола до потолка! От принятого решения дух захватило! Жена в это время находилась в командировке: вот и будет для нее  сюрприз! В выходные дни принялся за дело с огромным творческим подъемом! Загрунтовал поверхность шкафа, создал светло-коричневый фон (охра), карандашом наметил контуры изображения. Теперь предстояло умело использовать знания, полученные на лекциях Валерия Николаевича: применить «охрение», «санкирь», «движки», «оживки», «пробела», «плавь»… Дело спорилось… Сделал некоторые изменения по сравнению с оригиналом. Взгляд Крестителя направил не горизонтально, а несколько вверх, и сделал его не печальным, а энергичным, просветленным, белки глаз более светлыми. Но как создать ощущение древности изображения? На одной из следующих лекций спросил о способе создания трещинок в краске, создающих возрастной эффект изображения. После нескольких попыток получилось! Ура! Каждый раз отходил от изображения подальше и рассматривал при разном освещении, дорабатывал…  Наступил момент, когда решил больше не вносить никаких изменений. Можно теперь поставить и свой «иероглиф»-автограф: ЮЖ72 (то есть: Юрий Жданов 1972). Любуясь своим творением, не верил, что сам его породил. Когда жена увидела моего Иоанна Крестителя, то не поверила, что мне это удалось сделать самостоятельно. Труд мой одобрила.         
                С этого времени мой Иоанн Креститель зажил своей жизнью. Он знакомился со всеми нашими гостями, около него фотографировались… Так он прожил до 1985 года, когда нам потребовалось переселяться с первого этажа на второй. У меня не было никаких сомнений в том, что изображение Иоанна Крестителя тоже переселится на второй этаж. Я предупредил об этом семью, въезжавшую в нашу прежнюю квартиру. Сняв с петель дверцы стенного шкафа с изображением Крестителя, перенес их и навесил на петли стенного шкафа в новой квартире, а дверцы без изображения отдал новым хозяевам нашей прежней квартиры.
Но не догадался снять горизонтальную перемычку между верхними и нижними дверцами стенного шкафа, на которой изображена часть лба Крестителя. Мне казалось, что планка несъемная. Эту часть изображения на новом месте пришлось сделать заново. 
                Увы, это переселение оказалось не последним. Наш «хрущевский» панельный дом, построенный в 1963 году, обещали снести сначала в 2009-м, затем в 2010-м, 2011-м. 2012-м году… Мы уже перестали верить всем этим обещаниям… И вдруг, весной 2013 года нам сообщили, что надо срочно оформлять документы на переселение, так как наш дом  вскоре снесут. Все закружилось-завертелось…В огромное количество картонных коробок упаковывали книги, посуду, вещи…Ожидало своей очереди  и изображение Крестителя. Теперь взяли не только изображение на дверцах шкафа, но и перемычку между дверцами.
Жена предложила вставить изображение в раму, я согласился. При этом нижнюю часть, на которой был только коричневый фон, укоротили: вместо первоначальных размеров изображения 130х240 см размеры в раме с багетом стали 130х185 см. Багет жена подобрала очень удачно.                Теперь изображение Иоанна Крестителя размещено на восточной стене прихожей.
                Юрий Жданов    23.02.2014; 29.10.2014


Рецензии