Я пью за военные астры

В 1974-ом году в Советском Союзе в серии «Библиотека поэта», мизерным по тем временам тиражом (10 000 экземпляров) вышел единственный после смерти автора томик стихов Осипа Эмильевича Мандельшама. У меня есть этот раритетный сборник. Скажу честно – я его украл! Издание цензурное, но очень точное по текстам, редактор Харджиев работал с рукописями Мандельштама, которые тогда хранились у вдовы поэта, Надежды Яковлевны. Многих стихов, по понятным причинам в сборнике нет. Но что меня удивило в книге нет стиха –

Я пью за военные астры, за все, чем корили меня:
За барскую шубу, за астму, за желчь петербургского дня,
За музыку сосен савойских, Полей Елисейских бензин,
За розы в кабине ролс-ройса, за масло парижских картин.
Я пью за бискайские волны, за сливок альпийских кувшин,
За рыжую спесь англичанок и дальних колоний хинин,
Я пью, но еще не придумал, из двух выбираю одно:
Веселое асти-спуманте иль папского замка вино...
11 апреля 1931 года.

Мне по наивности сначала показалось это стихотворение безобидным в политическом отношении, но потом я понял, что это только Мандельштам мог догадаться в 1931-ом году пить за музыку сосен савойских, за розы в кабине ролс-ройса и за рыжую спесь англичанок. Потом я узнал, что Надежда Яковлевна называла этот стих – «дразнилка». И правильно, что совковая цензура эти строчки зарезала…

Кстати, в перестроечные годы, когда в России появились доступные европейские и мировые вина, мне удалось попробовать и асти-спуманте и вино «Папский замок». Мандельштам помнил эти напитки всю свою жизнь, хотя попробовал их в юности, краткое время пребывая в Европе…


Рецензии
Похоже, скоро такие стихи в России снова будут звучать дразнилкой?

Мария Гринберг   30.10.2014 13:00     Заявить о нарушении