Нить Ариадны 15

Запись 15

Очнулся я посреди плотно утрамбованной поляны. Руки мои оказались крепко связанными за гладким, почти полированным столбом. Рядом так же связанные находились мои спутники. Все они с беспокойством смотрели на меня.
Неужели все так плохо?
- Ну, вот ты и пришел в себя,- Джон расслабленно откинулся на столб.
Я с трудом, насколько позволили путы, повернул голову. Прямо рядом со мной на столбе красовалась написанная яркими красками фигура медведя. Что-то мне это напоминало. Но что именно, не мог никак вспомнить.
Только тут я заметил, что поляна окружена многочисленными сферическими строениями. О подобных сооружениях нам как раз рассказывала Дарья на лекциях. Эти купола, почти в точности повторяли форму эскимосских иглу, разве что изготовленных не изо льда, а из камня. Из ровных таких «кирпичиков». Ну и правильно, а то льда тут явно не найти. Вон, даже наши форменные рубашки потемнели от пота. Как такое могло случиться? Ведь нас уверяли, что материал формы предохраняет от потовыделения.
Возле каменных куполов находились люди. ЛЮДИ?! Поразительно!
Насколько я мог судить, так же пораженно выглядели и мои спутники.
- А  мы передатчик не взяли,- еле слышно прошептала Ольга,- Думали, людей не будет, а тут вот на тебе…
Из-за крайнего купола появилась многочисленная процессия. Вперед вышел суровый на вид человек.
- Асатур ергта илр Тор,- проговорил он тоном герольдов средневековья.
Отстранив его в центр селения, прямо к нашему столбу, прошла высокая симпатичная женщина в сопровождении двух крепких воинов, вооруженных копьями топорами. Как ни странно, но наконечники копий и лезвия топоров явно отливали металлом. Как-то не вяжется с видом жилищ. Впрочем, почему не вяжется. Ведь это ж надо было так ровнехонько камни-кирпичи уложить.
Женщина внимательно посмотрела на нас. Усмешка искривила ее губы. Длинные черные хвосты, прикрепленные на висках узорной головной повязки, качнулись. Женщина что-то сказала вполголоса. Рука ее поднялась в указующем жесте. Оба сопровождавших ее воина подошли к нам. В руках у них неизвестно откуда появились ножи.
«Все, приехали,- сразу подумал я,- С дикарями шутки плохи»
Мои опасения оказались напрасными. Лезвия лишь перерезали ремни, привязавшие нс к расписному столбу.
Растирая руки я поднялся и медленно двинулся к женщине, стараясь прикрыть девчонок. Джон оттолкнул меня и чуть ли не вплотную подошел к этой предводительнице дикарей.
- Can you speak english?- проговорил он, протягивая руку,- ;Hablas espa;ol? parli italiano? sprechen Sie Deutsch? Parlez-vous Fran;ais ? Apakah Anda berbicara indonezijski?
Лучше он не мог придумать. Откуда эти люди в неизвестно какой дали могли знать земные языки?
Женщина внимательно слушала нашего бортинженера, забавно склонив голову к плечу. Потом перевела взгляд на меня. В глазах ее, насколько я заметил, мелькнуло удивление.
- О чем ты говоришь, чужелавец?- мелодичным звоном раздалось у меня в голове.
Готов поклясться, что губы ее не двигались. Джон недоуменно посмотрел на меня.
- Она говорит по-английски,- изумленно прошептал он,- не может быть, что на таком расстоянии от Земли…
- Зачем же ты…
- Я растерялся.
- Кто вы? – женщина прервала наш разговор,- Я – Тор – вождь Сатуров.
- А мы – астронавты,- вмешалась Ольга,- с Земли прилетели.
- А где живут астронавты?- к разговору присоединился один из телохранителей,- в стране Огня или в стране наших врагов – туросов.
- Не стоит беседовать стоя,- к нам подошел человек, возвестивший о приходе вождя,- Пройдите в гюри Совета.
Широкий жест не оставлял ни малейшего сомнения в смысле сказанного. Видимо, это самое ГЮРИ – один из каменных куполов.
Так оно и оказалось.
Неожиданно для меня внутри помещения совета оказалось значительно больше места, чем я предполагал. Мерцающий свет десятка факелов рассеивал тьму. На мягких шкурах свободно разместились восемь человек. Да, действительно нас здесь собралось ровно восемь: нас, землян, четверо, женщина-вождь с телохранителями и позвавший нас в гюри воин. Именно он и начал наше своеобразное совещание.
Он прижал раскрытую ладонь к груди.
- Сат – Великий Охотник Сатуров,- торжественно проговорил он.
Нам снова пришлось непонимающе переглянуться. И он тоже совершенно отчетливо говорил на земном языке. Причем именно на том самом диалекте, что я знал только в детстве. После распада Евросоюза, этот диалект, впрочем, как и весь латышский язык, был окончательно вытеснен интерлингвой. Я и сам почти забыл язык детства. А тут, надо же…
Кажется, наши собеседники заметили наше недоумение.
- Сатуры всегда понимают людей, разговаривающих с ними,- выговорила Тор, снисходительно улыбнувшись,- а разве астронавты так не умеют?
Этот вопрос лично меня поставил в тупик. Показать, что мы ниже дикарей и не умеем читать мысли, это навлечет на нас презрение туземцев, как на недоразвитых. Но сказать, что это нам по силам, породить вопросы о том, почему мы этим не пользуемся.
Тупик!
Я посмотрел на своих спутников. На их лицах читалось такое же недопонимание.
Надо как-то выкручиваться из этой щекотливой ситуации.
- Да, задали вы вопрос,- произнес Джон,- так сразу и не ответишь.
Женщина выжидательно смотрела на него, не говоря ни слова. Даже усмешка исчезла. Если бы она была нашим психологом, я бы точно считал такую ситуацию своеобразным тестом. Но что им выясняется?
- Нет, мы так не умеем,- выговорил Джон.
Наши собеседники переглянулись. В их глазах мне удалось заметить странный блеск. Ну, все, конец. Дружеские отношения закончились, не начавшись.
- Теперь,- сказала Тор,- мы может доверять вашим словам. Вы почти не пытались нас обмануть.
- Почти?- удивленно протянула Ольга.
Великий Охотник  обвел нас взглядом. Золотистые глаза его остановились на мне. Он едва заметно кивнул женщине-вождю.
- Вот этот человек,- указующий жест в мою сторону.
- Да, именно он пытался соврать. Но не стал. Теперь мы можем говорить с вами.
- А зачем вам говорить с нами?- сказал я,- Вы ж мысли наши читаете.
- Ты не прав,- возразила Тор,- мы не умеем читать мысли. Мы только понимаем любого говорящего с нами человека. А теперь, когда мы знаем, что вы честные люди, мы можем говорить с вами.
Вроде бы все встало на свои места. Но о чем они хотят с нами поговорить? Не считают же они нас богами, как об этом любили писать в произведениях двадцатого века.
- Где живут астронавты?- снова задал вопрос телохранитель.
- На Земле мы живем,- тут же отозвалась Жанна.
Вот ведь, молчит-молчит, а скажет, так уж скажет. Откуда им про Землю знать?
- А где эта Земля?
Насколько я понимаю, сейчас с нами беседуют первые люди племени. Естественно, им нужно знать о нас все. А вдруг у них война с другими племенами? Ведь упоминал же воин о каких-то врагах. Как там он их назвал? Ага, точно, ТУРОСЫ. А вдруг эти сатуры решат, что мы вражеские лазутчики.
- Далеко,- решил я развеять все сомнения собеседников,- мы оттуда прилетели на ракете.
Может, хоть это позволит полнее разобраться в ситуации?
- Ракета – это большая птица, мясо которой сатуры очень любят?- встрял в разговор и второй телохранитель.
Это уже сложней. Как объяснить дикарям, хорошо хоть не каменного века, что такое ракета?
- Ракета – это большой дом,- не заморачиваясь ответила Жанна,- который летает.
Я перевел дыхание, стараясь сделать это как можно более незаметно. Надо же, уж от кого я никак не ожидал, так это от Жанны. Ракета – дом? Интересные ассоциация. А с другой стороны, все верно. За это время, что мы в полете, наша «Ариадна» действительно стала нашим домом.
- А что такое дом?
Здрасте-приехали. Час от часу не легче. Уж это-то ни в какие ворота не лезет. Еще и это объяснять. Они что тут – совсем тупые?
- Дом – это место, где люди постоянно живут.
- Значит, семейный гюри – это…
В помещение крадучись вошел еще один человек. Одеждой и обликом он значительно отличался от остальных аборигенов. Цвет одежды вновь прибывшего и ее отделка оказалась глубокого черного цвета. Это тем более странно, что климат на планете жаркий, очень жаркий. Даже головной убор человека венчали черные не то ушки, не то рожки.
- А, Великий шаман Кра!- приветствовала вошедшего Тор,- присоединяйся к нашему разговору с чужелавцами.
Колючий взгляд шамана оглядел собравшихся. Я невольно встретился с ним. Появилось ощущение, будто что-то забралось в мозг, словно мерзкие холодные щупальца. Вот этот точно может читать мысли. Не так все просто на этой планете.  Шаман удовлетворенно хмыкнул. Прощупывание мозга прекратилось.
- Надо провести обряд очищения,- голос Кра неожиданно оказался мелодичным, что не вязалось с его отталкивающей внешностью.
Он широко махнул рукой. На короткое мгновение погасли все факелы в гюри. Вот он действительно колдун или маг, как бы мы не относились к магии и фэнтези. В помещении словно повеяло холодом. Мне даже пришлось поежиться.
Ну уж нет, этому не бывать. Надо поствить щит. В голове у меня словно что-то щелкнуло. Почти одновременно с этим шаман дернулся и удивленно посмотрел на меня.
- А как зовут чужелавцев?
Действительно, почему до этого никто из туземцев не догадался этого сделать? Как это и вождь, и Сат не выяснили этого? Ничего не поделаешь, надо представляться.
Я встал и приложил ладонь к груди.
- Инвар Велниньш,- я церемониально поклонился.
- И-и-ивелни?- запинаясь, проговорил Кра.
- Ивелни,- чуть не хором повторили остальные аборигены.
Вслед за мной представились и остальные участники экспедиции. В интерпретации шамана Джон превратился в Догри, Жанна – в Анами, Ольга – в Огади. Парадокс, но у всех наших в именах стали одинаковые окончания.
Что бы это значило?


Рецензии