Культура казачьей эмиграции

    Культура русского зарубежья – это неотъемлемая часть мировой культуры. В современных условиях многих исследователей мировой культуры стали интересовать проблемы истоков русской эмиграции (XVI-XIX вв.), носившей, как правило, идейный характер; изучения опыта русской культуры за рубежом в эпоху Серебряного века (начало ХХ в.); анализ русской послеоктябрьской эмигрантской культуры, связанной с последствиями революции, гражданской войны и установлением советской власти. Особый интерес вызывает история русской эмиграции «первой, второй и третьей волн», типологическая характеристика культуры русского зарубежья, изучения феномена культуры казачьей эмиграции в культуре русского зарубежья.

    Казачья эмиграция имела особое значение как для России, так и для развития мировой культуры. Пронин А.А., к.и.н., высказывает предположение, что в составе только «первой волны» эмиграции было более ста тысяч человек, причем в составе ушедших находилось около 50% всей казачьей интеллигенции. Именно этот аспект позволил некоторым исследователям (А. Васильевский, С. Сагнаева, А. Худобородов, О. Антропов, Е. Парфенова, Е. Борисенка и др.) приступить к изучению истории казачества в эмиграции не только как истории войск, но и как истории особой этносословной группы, имевшей специфическое самосознание, культурные особенности, особый уклад жизни и быта.
     Феномен культуры казачьей эмиграции в культуре русского зарубежья заключается в нескольких аспектах. Основными среди них являются: мотивация всего русского зарубежья на сохранение этнокультуры народов, представляющих тот или иной слой русской интеллигенции; пример сохранения казачьих обычаев, традиций и фольклора в условиях эмиграции для всего русского зарубежья; влияние казачьего военного искусства на развитие военной культуры русского зарубежья и на характер мировой военной доктрины в различные периоды развития военного искусства..
     Ещё в начале ХХ века небольшая часть казаков-эмигрантов, обосновавшаяся первоначально в Софии, пропагандировала идею, что казачество - это народ, и вынашивала мысль о создании государства Казакия (Козакия) на основе Донского, Кубанского, Терского, Астраханского, Уральского и Оренбургского казачьих войск. Эта группа и ее сторонники пытались распространять свои взгляды в Европе и США, но не смогли убедить казачью эмиграцию. Ныне старая дилемма «сословие или народ» по разным соображениям воспроизводится и учеными, и лидерами казачества, и политиками. Вопрос «о казачьем сословии» открыт и в настоящее время, но влияние культуры казачьего зарубежья на культуру всего русского зарубежья бесспорно. Остановимся на некоторых их аспектах:
   - Создание казачьих станиц в эмиграции (1921-30-е гг.), что повлияло на возрождение русского фольклора русского зарубежья. К февралю 1922 г. в зарубежье было создано 30 казачьих станиц. В 1924 г. состав «Комитета казачьих организаций», созданного в Париже, вошло 64 станицы. Одной из самых крупных была Белградская общеказачья станица имени Петра Краснова, основанная в декабре 1921 г. и насчитывавшая 200 человек. После Второй мировой войны казаки вместе с русскими беженцами «второй волны эмиграции» рассеялись по всему свету, часто присоединяясь к казачьим станицам и союзам «первой волны» эмиграции. В настоящее время основными центрами казачества в дальнем зарубежье являются казачьи союзы в США - штат Нью-Джерси и Калифорния, Канада, Франция и Австралия.
   - Влияние «казачьего свободомыслия» на формирование русской зарубежной журналистики и литературы. Объединенные в значительной своей части по местам проживания в различные казачьи центры и организации казаки издавали свои газеты и журналы, вестники и бюллетени, сборники и альманахи, которые разошлись по всему свету. Некоторые казачьи издания имели короткую жизнь. Другие же, как например, журналы «Вольное казачество» (Чехословакия-Франция), «Родимый край» (Франция), «Казачье Единство» (Франция), «Донской Атаманский Вестник» (США), «Общеказачий журнал» (США), газета «Казак» (Франция) и ряд других, существовали многие годы. В 20-е – 30-е годы ХХ столетия были организованы и казачьи издательства. Практически во всех изданиях казачьего зарубежья значительное место занимали стихи, поэмы, рассказы, очерки, исторические исследования и воспоминания о трагических событиях прошлого. Подавляющее большинство авторов впервые взялись за перо и стали публиковаться уже в изгнании. Среди них – бывший Атаман Всевеликого войска Донского генерал П. Н. Краснов – автор 23-х романов и повестей; Туроверов Н.И., Келин К.А., Сагацкий И.И., Елисеев Ф.И. Интересную прозу оставили потомкам последний избранный на Дону атаман, генерал-лейтенант А.П.Богаевский, а также его младший брат. В одном ряду с прозой стоит большая, в чем-то противоречивая, но очень полезная публицистика казачьего зарубежья представленная А.И. Бояриновым, С.К. Сватиковым, И.Л. Будановым, П.Н. Красновым, Г.В. Губаревым. Их книги, очерки и статьи по истории казачества, касающиеся непростых взаимоотношений с Российским государством, особенно в XVII-XVIII столетиях, во многом совершенно неизвестны в России и ее казачьих областях.
    - Казачьи организации стали первыми вестниками создания русских партий и союзов за рубежом. Еще в период «первой волны» эмиграции создаются общественно-политические организации - Казачий Союз в Тяньзине и Шанхае; Кубанское казачье войско за рубежом; Казачий союз в Сан-Франциско; Донской казачий Хор имени Платова и Донской казачий Хор Сергея Жарова; Братство Русской Правды и многие другие.
   - Инициативы казачьей эмиграции создания за рубежом православных церквей, монастырей и храмов, таких как Храм во имя Богоявления Господня (1901-1905гг.) в Китае; Русская Православная Церковь в Шанхае (1927-1932 гг..); Гавриило-Архангельская церковь во Франции и др.
   - Влияние бывших казачьих офицеров на формирование военной культуры русских эмигрантов. В настоящее время четкого определения понятия военной культуры еще не сформировано. По мнению различных экспертов, можно сформулировать основные направления военной культуры в эмиграции: офицерские собрания; взаимопомощь и образование объединений по бывшей совместной учебе, службе или боевым действиям; этикет взаимоотношений военных офицеров и генералов; суды чести; военно-учебные заведения в эмиграции; курсы и лекции по военной тематике; военно-спортивная работа и литературно-издательская деятельность и др.
   - Личный вклад казаков-эмигрантов в становление и развитие культуры русского зарубежья: коллекция картин в г. Сан-Франциско (США) художника-пейзажиста, донского казака И.Л. Калмыкова (50-60 е годы ХХ века); деятельность издательства в г. Берлине (Германия) «О.Л. Дьякова и Ко» под руководством донской казачки О.Л. Дьяковой (20-е годы); около 20 персональных выставок в различных городах Франции известного художника – донского казака Г.К. Артёмова в 40-50-е годы; научные исследования и публикации профессора Института иностранных языков Министерства обороны США в г. Монтерей (США) Н.Н. Воробьева - казака станицы Старочеркасской и многих других деятелей науки, литературы и искусства.

   Таким образом, культура казачьей эмиграции играет существенную роль во всей культуре русского зарубежья:

       ***


Рецензии