Современное применение истории в пьесе Э. Ростана
Герцог. Вы права не имеете.
Седлинский. Мы право возьмём себе
Герцог. О, всемогущий Боже!
По-моему. В этой пьесе Э.Ростан чутьём творческой личности узрел трагедию крушения идеалов государственной власти в грядущем веке. И возмездие злому гению Наполеона отражается также и на его родном сыне. И таким образом отдана дань наполеоновской легенде Франции.
Если опустить исторический фон пьесы, то внутренним конфликтом произведения будет взаимоотношение известного отца и ничем особенно непримечательного сына, ответственность сына за содеянное отцом, а ответственность личности – это в первую очередь ответственность перед собственной совестью. Кстати, при издании пьеса Э.Ростана была посвящена его «старшему сыну Борису, в дальнейшем посредственному поэту-любителю, бонвивану и рантье» . Здесь вспоминается народная мудрость мира сего, что «на детях гениев природа отдыхает». Но «мудрость мира сего есть безумие перед Богом», и с точки зрения высшей мудрости, ребёнок, являясь продолжением родителя совершенно не должен выполнять предназначение этого родителя – ему Богом дано собственное предназначение. Вполне вероятно, что автора заинтересовала именно эта тема сына Наполеона – тема сына известного и талантливого отца. Личное начало в процессе творчества играет чуть ли не главенствующую роль.
Безусловно, личность императора Наполеона оказала громадное влияние на мир и возможно была предтечей более жестокому злому гению XX века, но уже в немецком обличии. Историю необходимо знать, чтобы извлечь из неё определённые уроки, ибо сам ход истории цикличен. Важно, кто её делает. Особенно важна ответственность личности, стоящей у власти. Думаю, это и имел в виду Э.Ростан.
Свидетельство о публикации №214102900821