Немецкий самолет над Нарьян-Маром. 1943 год

        С началом войны город стараниями взрослого населения начал готовится к условиям военного времени. Велось строительство аэродрома, где активно участвовало мирное население. Все свободное время трудоспособное население проводило на этом строительстве. На крышах домов были установлены смотровые площадки с песком и бочки с водой. На территориях школ, детских садов, яслей, больниц и других учреждений рыли глубокие траншеи с перекрытиями из бревен, засыпанных песком и землей для эвакуации населения в случае объявления воздушной тревоги. С взрослым населением проводили показательные учения по тушению зажигательных бомб и действиям при пожарах. До фронта было далеко, но подготовительная работа выполнялась серьёзно и основательно.
       Я в это время ходил в детский сад, располагавшийся на улице Партизанской (ныне улица Пырерки), напротив старой городской больницы.
       Начало войны запомнилось тем, что воспитательница через какое-то время после объявлений войны сообщила нам, что хлеб будет выдаваться на завтрак, обед и ужин по одному кусочку.Сразу же после этого хлеба стало не хватать, а до этого к хлебу относились беззаботно и даже позволяли себе кидаться им.
       Помню, как-то раз по радио была объявлена воздушная тревога, и нас отвели в укрытие, расположенное на территории сада. Там мы находились до отмены воздушной тревоги. Говорили, появлялся немецкий самолет. И когда через какое-то время снова была объявлена воздушная тревога, и детей повели в убежище, я и Илюша Венгров из-за желания увидеть немецкий самолет запрятались в уборной. Когда дети были эвакуированы, мы вышли на улицу и стали ждать появления самолёта. Ждать пришлось недолго. Над городом низко летел большой немецкий самолет, сбоку мы увидели чёрный крест. Его сопровождала наша гидролодка. Гидролодки базировались за Кармановкой. Фашистский самолет медленно пролетел над городом и удалился, сопровождаемый нашей гидролодкой. Летел он со стороны зональной станции над средней школой в сторону лесозавода. По прошествии времени предполагаю, что это был разведчик, производивший фотосъёмку. Шли разговоры, что самолет сбили.
Появление немецких самолётов казалось странным и неправдоподобным, учитывая, что фронт находился далеко от нашего городка. Но сейчас, знакомясь с историей боевых действий на Баренцевом море, это уже не кажется странным и вполне объяснимо. Фронт находился рядом. Шёл 1943 год.
       Представляю снимок, выполненный немецким самолетом в далёком 1943 году,
прошло 70 лет с того времени. Илюша Венгров трагически погиб вскоре после этого события. Немецкий самолет действительно производил фотосъёмку нашего небольшого городка. В моем распоряжении оказалось 6 снимков, выполненных немецким самолётом.   

       Снимки мне прислал мой друг и земляк профессор Игорь Иосифович Чупров. В то время ему было около 3-х лет, поэтому он не мог видеть этот самолет, но дом, котором проживала его семья, на этом снимке запечатлён. В 1942 году его отец Иосиф Иванович погиб на фронте, защищая нашу Родину, в 1942 году на фронт ушёл его старший брат Фёдор Иосифович, погибший на фронте при освобождении Белоруссии.      
Игорь окончил ЛГУ физический факультет, прошёл путь от инженера до главного конструктора радиоизмерительных приборов серии Р4 и др., с которыми и мне приходилось работать. Доктор технических наук, награждён орденом Трудового Красного Знамени, Лауреат Государственной премии СССР, тремя золотыми и тремя серебряными медалями ВДНХ.
       Снимки были сделаны 22.06.43 г. и 15.07.43 г. Эта фотография 22.06.43 г. Возникают вопросы. Почему немцы провели фотосъёмки в далёком заполярном городке? Для чего им нужно было делать это?
       В 1943 году наступил перелом в ходе Великой Отечественной войны в результате разгрома фашистов под Сталинградом и на Курской дуге. Ресурсы Германии были на исходе. Олово, каучук и др. стратегические материалы, поставляемые Японией на судах и подводных лодках через три океана по южному пути были опасны и ненадёжны из-за более, чем 50% потерь.
       Северный морской путь был наиболее коротким и надёжным. Этот путь менее охранялся из-за слабой оснащённости боевыми судами и авиацией Северного Морского флота, занимавшегося в основном охраной западных конвоев. Немцы всегда интересовались Северным Морским путём, пользуясь слабым контролем над многокилометровыми незаселёнными территориями Новой Земли, побережьем и островами Северного Ледовитого океана, и создавали базы и пункты метеорологических наблюдений, пункты заправки, ремонта, зарядки аккумуляторов и отдыха экипажей подводных лодок и гидросамолётов. Уже после войны были обнаружены следы разработок полезных ископаемых немцами в зоне малозаселённых территорий Северного Ледовитого океана. В Баренцевом и Карском морях постоянно находилось от 10 до14 подводных лодок, которые практически безнаказанно совершали нападения на гражданские суда и жилые пункты на побережье этих морей.
       Вполне возможно, что готовилась операция «Страна чудес – 2», поэтому и проводились съёмки морских портов, расположенных в зоне Северного морского пути. На фотографиях Нарьян-Мара сняты только портовые зоны, остальное их не интересовало. Первая операция «Страна чудес» (Вундерлянд) проводилась в 1942 году и была сорвана благодаря героическим действиям полярников Диксона и неблагоприятными погодными условиями в Карском море.
       От себя могу сообщить, что я был свидетелем полёта фашистского самолёта 15.07.43 года. Стояла тёплая летняя безветренная и солнечная погода. Город замер и был слышен гул пролетавших низко самолётов. Нам стало тревожно и тоскливо. Мы почувствовали опасность и близость войны.



         


Рецензии
Здравствуйте, Рудольф!

Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ.
Список наших Конкурсов - в Путеводителе: http://proza.ru/2011/02/27/607

С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   09.09.2015 09:23     Заявить о нарушении