Интуиция - духовный камертон творца!

              ПОСВЯЩАЕТСЯ МИХАИЛУ ЮРЬЕВИЧУ ЛЕРМОНТОВУ
   
       6-7 ноября 2014 года в Институте мировой литературы им. А.М. Горького РАН состоится XXIV Всероссийская научно-практическая конференция «”Филология и школа”: святыня, святость, святые в русской жизни и русской литературе (перспективы изучения и преподавания)» - Основные направления работы конференции:
1. Смыслы и образы слов святыня, святость, святые в мире русской речи.
2. Святыня как вершина и средоточие духовного идеала.
3. Духовный и нравственный смысл представлений о святыне и святости в русской литературе.
4. Православие как источник и зиждительная сила русской святости.
5.Чувство священного долга и святость общественного служения в русской литературе.
6. Утрата святынь – трагедия гибели человеческого в человеке.
7. Восстановление святынь – путь к спасению и полноценной жизни человека и народа.
Модератор конференции Всеволод Юрьевич Троицкий, главный научный сотрудник ИМЛИ РАН, доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, член Союза писателей России, член Общ. совета «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества».
Докладчики: Воропаев, Крупин, Ужанков, Шумский, Медушевский, Небольсин, Миронова, Сохряков, Лебедев, Щеблыкин, Исаев и другие.

        Тезисы доклада писателя, теолога Григория Евгеньевича Исаева  «Знаковое событие нашего времени - возрождение сакрального пространства "Русской Палестины" в Подмосковье».               
                «В начале было Слово, и Слово было Бог» (Ин.1.1).
                «И Слово  стало плотью,  и обитало с нами, полное благодати и истины;
                и  мы  видели славу  Его,  как Единородного  от Отца» (Ин. 1,14).
                «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий   обуздать   и   всё   тело» (Иак.3,2).

Отрывок из эстетического манифеста Георгия Асеева (http://www.proza.ru/2009/10/10/815):
В суетной круговерти
Измождённого  дня,
Лишь о хлебе насущном
Вопрошала     душа.
                Раз разрушив святыни,
                Обезличенный люд
                Очутился в пустыне:
                Где не сеют, не жнут,
                Где удел в преисподней –
                Беспощаден и лют.
Как много Боже подарил,
Украсив жизни будни.
Он дух прекрасным озарил
И крест нести нетрудно!
                Был  бы  Дух  и  были  б  кости,
                Ну а мясо нарастёт –
                Через веру в Воскресение
                Всем спасение придёт!
       Язык, вера, история, культура и природа формируют особенности национального склада личности  и духа нации  в  целом.
       Как форма художественной деятельности общественного сознания (выраженная в культе духовных начал: либо светлых – созидающих, либо тёмных – разрушающих  людские  души) культура – прежде всего способ познания истины и отражения действительной красоты мироздания.
       Цель христианского искусства – узреть «небесное» в земной юдоли и преобразить человечество Светом Истины Христовой. Православная христианская культура созидается «вочеловеченной» (воплощённой) жизнедеятельностью Святого Духа. Уровень культуры задаётся обширностью проявления в человечестве присутствия благодати Святого Духа. Высшее творчество человека – подлинное искусство – это свободное самобытное созидание (обожение) своей личности.
Душа – жизненный потенциал человека, воспринимающий животворную энергию Святого Духа; изначально обращена к совершенству,  истине  и  добру.
       Религия – коллективная вера в созидающую правду абсолютной истины. Подлинное счастье человек испытывает только от всеобъемлющего ощущения присутствия  «этой правды»  (смысла истинного бытия) в его жизни, мерилом которой является совесть. 
       «Свидетельство совести» – врождённый императив заповеданного  поведения,   запечатлённого   в  сердце   человека. «Отсутствие совести» – это этический признак смертельной болезни души. Неисповеданные (т.е. неизлеченные) грехи (т. е. уклонение от правды Божией) приводят через различные душевные (психические)  болезни к физической смерти  тела человека.
       Познание истины возможно как посредством индивидуального поиска и эмпирического отбора философского опыта различных научных направлений и вероисповеданий, так и через приобщение к национальной культурной традиции (например, через восприятие русского национального самосознания).
       По поводу исторической миссии русского народа писатель-мыслитель Фёдор Михайлович Достоевский (1821 – 1881) в речи, произнесённой 8 июня 1880 года в  Колонном зале московского Благородного собрания в заседании  Общества любителей российской словесности по случаю открытия памятника   Александру Сергеевичу Пушкину (1799 – 1837) в Москве, пророчески изрёк:«Да, назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только (в конце концов, это подчеркните) стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите. О, всё это славянофильство и западничество наше есть одно только великое у нас недоразумение, хотя исторически и необходимое. Для настоящего русского Европа и удел всего великого арийского племени так же дороги, как и сама Россия, как и удел своей родной земли, потому что наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей».      
       В катехизисе святителя Филарета (Дроздова, 1782 – 1867), митрополита Московского, даётся точное толкование различия между знанием и верой: «Знание имеет предметом видимое и постигаемое; а вера – невидимое и даже непостижимое. Знание основывается на опыте, или исследовании предмета; а вера – на доверии к свидетельству истины. Знание принадлежит собственно уму, хотя может действовать и на сердце; вера принадлежит преимущественно сердцу, хотя начинается  в  мыслях». 
       В отечественной литературе (как и в сохранившихся памятниках зодчества) нашли отражение мотивы традиционных стилей, господствовавших в определённые периоды нашей многовековой истории: вначале былинный синтез византийской,  романской и варяжско-славянской творческих манер; затем поучительный «Домострой» русского Возрождения, подготовленный московским Ренессансом Палеологов; после российская ода имперского барокко и, наконец, классическая поэтичная  романтика  «золотого 19-ого века».
       Пророческое ведение творца есть духовное непосредственное созерцание сути сотворённого Богом мироздания – Любви, превосходнейшего дара Святого Духа или Духа Свободы и Любви. Облагодатствованный (харизматичный) писатель, как и иконописец, наставляется Святым Духом на всякую правду и одаривается Им сакраментальным интуитивным «чутьём» того, что Иисус Христос – Воплощённая Божественная Любовь – есть Путь, Жизнь, Истина.
       Интуиция, как духовный камертон, настраивает человеческое естество  на   тональность   Божественной   симфонии  добра  и  мира.
       Интуиция порождает вдохновение, вдохновение пробуждает истинное творчество, истинное творчество созидает светлое искусство (музыку,  литературу, живопись, ваяние, зодчество), светлое искусство формирует добрую (праведную) личность с утонченным эстетическим вкусом, а праведная личность воцерковляет (непрестанно, до скончания века, участвуя в Божественной  Литургии) и обустраивает земную жизнь по образу Небесного Царства.
       Воскресенский собор Нового Иерусалима в Подмосковной Палестине – это не только уникальный археологический памятник, но и зримое проявление нетленной красоты и силы русского православного духа, воплотившего библейский образ Горнего Иерусалима как композиционно-архитектурное сочетание образов храмов Гроба Господня в Святом Граде Иерусалиме и Святой Софии в Константинополе.
       Позитивным примером созидательно-благотворных государственно-церковных отношений в современной России является симфоническое возрождение в Подмосковье сакрального пространства Никоновской «Русской Палестины», где наряду с восстановлением государством Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря построен многофункциональный Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим» (МВК МО «Новый Иерусалим»), включающий «Детский музейный центр», кафе, магазины, с широким ассортиментом печатной, сувенирной продукции предприятий народных художественных промыслов Подмосковья.
       Музей является крупнейшим в Московской области и входит в число 50 крупнейших музеев России по объемам музейных собраний.
       По состоянию на настоящее время состав музейных фондов включает в себя археологические, исторические, этнографические и художественные коллекции и насчитывает более 183 000 единиц хранения.
       Более 3 000 томов редких книг – коллекции рукописей, книг кирилловской печати XVI-XX веков и гражданской печати XVIII - начала XX веков, издания советского времени, книги иностранных типографий XVI - XX веков.  Собрание русской живописи и графики ХVIII - начала XX веков - одно из лучших в музеях Подмосковья – полотна Ф.С. Рокотова, М.Н. Воробьева, В.Л. Боровиковского, В.А. Тропинина, И. Аргунова, А.К. Саврасова, И.К. Айвазовского.
       В 1970-х годах музей начал комплектовать коллекцию современной живописи и графики и сегодня это уникальное собрание произведений художников 1920-х - 1930-х и 1970-х -1990-х годов.
       Среди художественных коллекций музея значительная часть – произведения русского и западноевропейского прикладного искусства: мебель, художественный металл, бытовая утварь из цветных металлов, фарфор, фаянс, стекло и керамика XVIII - начала XX века, разнообразием отличается собрание светских тканей, которое включает в себя вышивку, предметы быта, военный, городской и крестьянский костюм ХVII – нач. XX века, а также изделия мастеров народных художественных промыслов.
       Открытие многофункционального МВК МО «Новый Иерусалим»  поспособствует динамичному развитию народных ремёсел, туризма и паломничества по святым местам Русской Палестины.
 
       Путешествие по Святой Земле «Русской Палестины» поможет  любому  здравомыслящему, беспристрастному человеку непредвзято взглянуть на библейскую историю рода человеческого и:
• Прочувствовать христианские эстетические критерии красоты как явления Славы Божией:
Красота   –   есть   истинное добро.
Красота   –   образ  чистый  благодатной  простоты.
Красота   –   гармоничное  совершенство  формы  и   целесообразности.
• Принять,  что Сын Божий Богочеловек Господь наш Иисус  Христос является Спасителем Мира,  Которому безмерно сообщены все дары Святого  Духа:  святость  Первосвященника, могущество  Царя,  ведение Пророка. Царь Мира Иисус Христос есть   воплощение  гармонии , воли. «В начале было Слово, и Слово было Бог» (Ин.1.1). «И Слово  стало плотью,  и обитало с нами,  полное благодати и  истины;  и  мы  видели славу  Его,  как  Единородного  от Отца» (Ин. 1,14). А на пятидесятый день после Христова Воскресения снизошёл с небес Дух Святой и положил основание «Дому Божьему, который есть Церковь Бога Живого, столп и утверждение истины. И беспрекословно-великая благочестия  тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознёсся во славе» (1Тим.3,15-16).
• Уверовать в то, что смысл нашего земного существования («вся правда жизни») заключается в стяжании благодати Святого Духа. Чем более человек исполняет волю Божию, тем самым он становится более способным к общению в бескорыстной любви и в большей мере причастным к радости  вновь  обретённого  целомудренного  блаженства.  Святой – «небесный человек и земной ангел», в котором осуществилось богоподобие – образ Божий засиял  с первоначальной  ясностью.
       Суть святости состоит «в благодатной причастности человека Богу», или «обоженности»,  в его преображении под действием благодати Божией. В преображенном человеке, «чаде Божием», восстановлена его неповрежденная грехом природа. Основой этого восстановления является Боговоплощение – восприятие Христом Спасителем человеческой природы. Поскольку во Христе Искупителе человеческая природа была обоженна, это открыло путь к Богу и для всего человечества. Христиане, участвуя и освящаясь в Церковных Таинствах, становятся «богами по благодати» или «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1. 4). Догматическим основанием аскетической практики исихазма (от: покой, безмолвие, отрешенность) является утверждение возможности молитвенного Богообщения и обожения человека. Обожение есть причастность Божескому естеству (у православных христиан – имеется в виду причастность Божественным энергиям, у католиков – Божественной сущности). Причастие Богу есть обретение подлинной свободы в любви Христовой. Именно в мистическом союзе с Богом, ведущим человека к обожению, и заключается, согласно исихазму, смысл спасения. Свет Преображения Христова на Фаворе есть уже слава будущего века. Ибо сила, воскрешающая святых после смерти, есть тот же Дух Святой, Который во время их земной жизни живит не только их души, но и тела.
       «Итак станьте, препоясав чресла ваши истиной и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскалённые стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.6,14-17).


 


Рецензии
Перечитаю, распечатаю и выучу наизусть.
Вот только прискорбно, что при Хасбулатове станция метро Лермонтовская превратилась в Красные ворота. Это была первая мысль при взгляде на портрет Михаила Юрьевича, Царствие ему Небесное!

Прозоровский   30.01.2015 20:08     Заявить о нарушении
Мир Вашему Дому!

Георгий Асеев   30.01.2015 20:50   Заявить о нарушении