Искусство отрицания

"искусство держать удар и искусство выдерживать давление - это два разных искусства."
буцы-то Цинидзен

  Я никогда не чувствовал себя уютно и легко в новых компаниях, с малознакомыми людьми. Конечно, алкоголь помогает сглаживать неловкость, но далеко не всегда. Кроме того, пить по-настоящему мне надоело года два назад. Но мой хороший приятель Мишка пригласил меня в гости к себе в общагу. Он учился в другом городе и я из любезности поехал к нему в гости, напомнить о родных краях фактом своего наличия и весело провести время, познакомившись с новыми людьми.

Провинциальные города Царства Шиповника почти все будто из одного куска кроены. Площадь имени Маринованного Трупа, несколько центральных улиц, несколько микрорайонов с названиями эпохи Алых Звезд, местный Дом Культуры, полтора клуба, три ресторана, три гипермаркета (хотя зачем они там и на что существуют - сие науке неизвестно), памятник жертвам войн СОКЛП, два засыпанных бутылками и окурками парка, украшенные грустными бюстами неизвестно кого. И множество гордых, самоуверенных и задиристых людей - настоящие гопники (так в наших краях называют ронинов, то есть бесприсяжных буцеев). Драки по малейшему поводу, алкоголь и истинная русская речь, смешанная с интернет-сленгом - такова суть провинций Царства Шиповника.

Приехал я под вечер, Мишка меня встретил и потащил к себе в гости.

Общага, стол поляной. Когда я учился на первом курсе, у нас было то же самое. Водка, спирт, сигареты, плохо пожаренные котлеты, переваренные пельмени, солёные огурцы от чьей-то мамы. Море, море алкоголя.

Мишка в таких компаниях как рыба в воде.Он везде свой, просто купается в настоящей уважухе и пьяным девушкам он нравится.

Водка рекой, языки заплетаются, закуска незаметно, мелкими кусочками, перемещается на пол. Уже никто не выходит курить на кухню, наплевали на датчик дыма, раскрыли окно и дымят себе в комнате, перетирая важные темы.

Меня всегда интересовала мысль о том, почему народ Шиповника стал именно таким, хотя большинство других людей не задумываются о корнях культуры в которой они живут и согласно традициям которой действуют. Впрочем, наверняка всё это пустая философия, проистекающая из древнейших времён и возвращающая к понятию "закон стаи".

Например, по закону стаи всякого новичка надо проверить на пригодность к нахождению здесь. Но только вот чего я никак не ожидал, так это того, что проверить меня на пригодность к местной стае решит Мишка.

В некотором смысле я его понимаю. Он попал под влияние своей стаи, его уровень уверенности в себе повысился невероятно: и за счёт алкоголя, и за счёт присутствия единомышленников-братков, и девушка, которую он обнимал, поди, тоже сыграла свою роль. А ещё - для него я не просто мутный некто, он немного знает меня и понимает, каким образом можно на меня нажать, а, следовательно, как заработать немного авторитета за мой счёт.

Всё-таки большинство окружающих меня людей - ублюдочные лицемерные эгоисты.

Все замолчали. Таков закон стаи - вызов брошен, все ждут ответа.

Мишка, похоже, сообразил наконец, что не надо давить на своего друга, тем более и надобности особой в этом сейчас нет: я ведь не сделал никому ничего плохого. Я в чужом городе, один, деваться мне некуда. Он знает, что я сейчас всё выдержу, хотя, возможно, и перестану быть его другом.

Но не идти же ему теперь на попятный.

Просто мы знакомы всего пару лет.

Крепкая дружба никогда не начинается с бутылки водки.

И всё же, Майкл, ты многого обо мне не знаешь.

- Эй, Мишка. - Все молчат. Пацанский вызов брошен и подтверждён. Ждёте, что я предложу ему выйти поговорить? Вы все плохо меня знаете, ребятишки. - Давай с тобой в игру сыграем, а?

- В какую ещ... а, давай!

Радуется, проклятый сундук! Думает, легко отделался...

- Правила сам знаешь. Можешь вступить по своему желанию, из комнаты не выходи. Нет!

В нашей компании, в городе, откуда мы с ним приехали, есть забавная игра, под названием "Нет!" Смысл её очень простой: кто-то начинает говорить кому-то "нет!", пока ему не надоест и он не скажет ещё что-нибудь. Есть вариация "Да/нет" - это когда один говорит "да!", а другой "нет!", пока один из игроков не скажет что-то другое или не сдастся. Простенькая весёлая игра...

Кто-то спрашивает Мишку:

- Что за игра?

- Нет!

Паршивец Мишка улыбается в ответ:

- Сейчас узнаешь.

- Нет!

Наливает себе стакан, выпивает. Все смотрят недоуменно - эта игра тут вновинку.

- Нет!

- Ну что, ребят, это просто игра такая, называется...

- Нет!

Мне двадцать шесть лет.

- Нет!

И ничего у меня:

- Нет!

Всем интересно. Кажется...

- Нет!

...они начинают улавливать суть игры.

- Нет!

Мишка смотрит на меня, улыбается.

- Нет!

Пока что, "Нет!" говорю я один.

- Нет!

А вот Мишка что-то шепчет своей здешней девушке. Та...

- Нет!

...хихикает и отсаживается подальше.

- Нет!

В этой игре участвуют только двое.

- Короче, ребят, хотите один анекдот...

- Нет!

Народ с интересом наблюдает за ним и за мной. Анекдот от Майкла хотят все.

- Нет!

Сейчас будет вам анекдот.

- Так вот, короче...

- Нет!

- Едут как-то раз два нарика на машине...

- Нет!

- И вдруг - на дорогу перед ними выбегает бабка...

- Нет!

- Один орёт другому:"Тормози!"

- Нет!

- Сбили бабку, едут дальше...

- Нет!

- Вдруг перед ними на дорогу выбегает мужик...

- Нет!

Интересный анекдот, правда? У Мишки уже язык заплетается.

- Нет!

Он на кураже, хочет доказать всем, что круче меня.

- Нет!

Для него это просто дурацкая игра...

- Нет!

... в которую играют, когда в компании поговорить не о чем.

- Нет!

Хотя игра эта вовсе не простая.

- Да ну нах, давайте лучше выпьем, - предлагает Майкл, так и не закончив анекдот.

- Нет!

Пейте, пейте, а я пока буду говорить своё:

- Нет!

Наливают и поглядывают на меня - ждут, что я тоже соблазнюсь.

- Нет!

Я не буду пить, ребята. Я в игре.

- Нет!

Всё ещё улыбаются, посмеиваясь надо мной.

- Нет!

В эту игру когда-то играли на допросах буцеи Опричного Корпуса, репрессированные маршал-патриархом Алой Звезды. Не зря же их прозвали отрицалами, правда?

- Нет!

Это поединок воли.

- Нет!

- Да ладно тебе, хорош, - снисходительно говорит мне Мишка. Я не ответил на его слова "по-пацански", как положено, вызвав на драку. Я просто повторяю:

- Нет!

Драка - игра, где проверяется сила тела.

- Нет!

Но сейчас я в игре, которая испытывает силу духа.

- Нет!

- Ну и что это хоть значит-то? Что за игра? - меня спрашивает здоровенный парень в майке и шортах. Кажется, его зовут Вовка.

- Нет! - Я перевожу взгляд с Мишки на Вову.

- Ну? - Большой парень вдруг начал ощущать себя не в своей тарелке.

- Нет! - Сейчас я играю не с тобой, Вовка.

Он презрительно машет рукой:

- Да ну, хрень какая-то!

Я всё ещё обращаюсь к нему:

- Нет!

Может, теперь ты лучше понимаешь меня, незнакомого странноватого парня из другого города?

- Нет!

Вова стремится тоже сохранить лицо перед общажной компанией. Он мне не отвечает, только вертит пальцем у виска.

- Нет!

Я чувствую - Вова и все прочие, кто здесь есть, начинают понимать смысл игры.

- Нет!

Я смотрю на этих людей, впитавших "закон улицы" с молоком матери и мне любопытно...

- Нет!

...а долго ли выдержал бы каждый из них, направь я против него своё:

- Нет!

Но сейчас я играю не с вами, ребята. В этом поединке участвуют только двое.

- Нет!

И у того, кто принимает вызов на игру, условия куда легче, чем у вызвавшего.

- Нет!

Вот Мишка знает условия игры: если ты вызвал, то должен оставаться на месте.

- Нет.

Ты можешь только сидеть или лежать.

- Не-е-ет. - Я улыбаюсь своему противнику и другу.

Если ты встанешь с места - ты проиграл.

- Нет!

Если ты скажешь что-нибудь, кроме:

- Нет! - то ты проиграл.

- Может, пивка хочешь? - Ко мне подсаживается какая-то девушка. Ведь я уже давно говорю:

- Нет!

И я привлёк к себе всеобщее внимание. Девушки падки на парней, которые проявляют себя круче всех прочих.

- Нет!

Она смотрит на меня со странным выражением лица. Мне приятно. Ведь я такой же придурок, как и остальные мужчины на свете.

- Нет.

Я отказываюсь от предложенного пива. Если я буду есть или пить, или встану с места, то я проиграл.

- Нет.

И вот теперь - только теперь! - я вижу на их лицах настоящее понимание.

- Нет!

Они понимают, что я делаю. На самом деле, это тоже по-пацански, просто несколько нестандартно.

- Нет!

Я снова направляю своё "Нет!" против Мишки. Как я уже говорил, эта дуэль только для двоих.

- Нет!

Кто кого переупрямит.

- Нет!

Условия для вызываемого на поединок полегче.

- Нет.

Мишка знает это. Он ходит по комнате, подходит к двери, открывает её - будто бы проверяя, не идёт ли вахтёрша или охранник.

- Нет!

- Потише, а? - говорит он мне. Дешёвый трюк. Но в первый раз за игру я ему поддамся. И отвечаю шёпотом, но так, чтобы все слышали:

- Нет.

Рано или поздно вызванный вступает в игру.

- Нет.

И если он начнёт говорить "нет", то прерваться уже не сможет.

- Нет! - говорю я и смеюсь. Интонацией советую Мишке не закрывать комнату.

- Блин! - с досадой говорит он и захлопывает дверь. Майклу не по себе сейчас. И я его понимаю.

- Нет!

Кто-то тихо спрашивает, который час. Я хоть и концентрирую силу своей воли на Мишке, но всё слышу и вижу.

- Нет.

Кто-то так же тихо называет время.

- Нет!

- А во сколько они начали?

- Нет.

- В половине девятого, примерно.

- Нет!

Мишка начинает злиться. Садится напротив меня и сердито смотрит. Решил, видимо, испытать меня молчанием.

- Нет. - Я абсолютно спокоен. Этот трюк я тоже знаю.

- Ни фига себе, почти час уже прошёл... - удивлённо говорит кто-то.

Я могу манипулировать только интонацией своего:

- Нет.

Я спокоен, собран и горжусь этим. Смотрю на ребят, а они на меня. Отвечаю им всем:

- Нет! - и машу рукой.

- Красиво предъявил. - Обо мне говорят с уважением. Хе-хе!

- Нет!

- Может, они из-за девушки поспорили?

Дамам хочется романтического окраса ситуации. Они пьяны и уже подзабыли с чего всё началось.

Я говорю им:

- Нет.

Мишка вдруг заволновался, глядя на одного из своих соседей по комнате:

- Эй, Дрон, ты записываешь что ли?

- Нет!

- Не записывай, выключи ноут!

- Нет! - а я что, не имею права голоса в этом вопросе?

Сердится он, мой друг-противник. Говорит с хитринкой:

- Ми...

Юмор - оружие хорошее, только не для всякой дуэли, дружище.

- Нет.

- Ми...

- Нет.

- Ми!

- Нет.

- МИ!

- Нет.

Рано или поздно, тебе придётся сдаться, выйти из комнаты или вступить в игру.

- Нет.

И условия у тебя легче.

- Нет!

А я вот чертовски хочу попить.

- Нет.

Пожалуй, всё-таки прилягу на кровать, где сижу. Это условия игры позволяют.

- Нет.

Тяжко это - испытывать силу собственной воли в таком поединке. Я уже говорил, что игра эта вовсе не простая. Кто дольше выдержит в закрытой комнате: вызвавший - без питья, без еды, не двигаясь с места - или вызванный, который может делать что угодно, пока находится в комнате?

- Нет.

Некоторые, помнится, пытались кулаками заткнуть моё:

- Нет.

Обычно я избегаю драки, боюсь боли. Но только не тогда, когда я под защитой своего:

- Нет!

Щит отрицания охраняет меня сейчас. Если ты попробуешь набить мне морду, чтобы я замолчал - ты проиграл. Твоя воля слабее, ты не выдержал поединка.

- Нет.

Однажды один парнишка захотел посостязаться со мной. Мы с ним не имели ссоры, это было просто закрытое соревнование в закрытой комнате, со зрителями. Одним хочется зрелищ, а другим денег. И парнишка решил рискнуть, хотя его и предупреждали:

- Нет!

Бедняга чуть с ума не сошёл. Впрочем, дело окончилось только несколькими визитами к психиатру.

- Нет!

Ну и как тебе сейчас, друг мой Мишка? Ты ведь понимаешь, что испытываешь меня. Моя глотка уже сухая и я чувствую вкус пыли. Но я докажу, что моя воля сильнее твоей, и продолжу повторять:

- Нет!

Каково осознавать, что ты мучаешь своего друга, который не сделал тебе ничего дурного? А ведь это очень тяжело, хоть я сейчас и лежу. Однако, я успеваю облизывать губы и сглатывать, между произнесением своего:

- Нет!

Во рту у меня совсем сухо.

- Губы, наверное, сушит - вообще капец.

Я не вижу, кто это говорит. Я концентрируюсь на своём противнике.

- Нет.

Но они правы - губы сушит здорово, и язык уже высох, облизнуться нечем.

- Нет!

Мишка не знает, что делать. Теперь уже все понимают, что если он ударит меня - он проиграл. Просто удивительно, сколько всего я смог объяснить, повторяя одно только:

- Нет!

Они смотрят на меня и представляют себя на моём месте. Наверное, задаются вопросом: "Смог бы я так или нет?" Это вам не кулаками махать, дорогие мои.

- Ты бы с Илюхой так попробовал, - бубнит себе под нос Майкл.

- Нет.

- Он же твой лучший друг, - и подмигивает мне, поросёнок. Грязная игра, не так ли?

- Нет!

Я готов всё поставить сейчас на кон, чтобы выиграть. Всю свою жизнь по ветру пущу, чтобы победить в дуэли воли.

- А Аньку свою любишь?

Вот же сукин сын!

- Нет!

Ты уже проиграл, Мишка, потому что начал прибегать к нечестным фокусам, чтобы разозлить меня. Я делаю сейчас кое-что такое, что не всякому повторить под силу и твоя местная братва это понимает. Сдавайся.

- Тьфу, блин. Да что ж такое-то! - Мой противник играет на публику. Вот же хитрый жулик!

- Нет.

Здешние ребята не знают правил игры. Мишка пока не начал говорить "нет", он может сказать "я сдаюсь" и игра закончится. Только мы с ним понимаем, что он и в самом деле бросил мне вызов. Снова, сейчас.

- Нет!

Он пытается искать увёртки, чтобы не потерять лицо. Он даёт мне понять, что сдаётся, не сдаваясь. Другие видят: он растерян, не знает что ещё сказать, ему неудобно передо мной. Но и перед ними ему неудобно!

- Нет.

Если я сейчас прекращу игру, то для свидетелей нашей дуэли я выиграю, окажу снисхождение противнику. Но Майкл и я сам будем знать: я проиграл, воспользовавшись предоставленным шансом выиграть и нарушив условия игры.

- Нет!

Такого я допустить не могу. Ведь это же я унаследовал эту чёртову игру от предка-Опричника! Я ни разу в неё не проигрывал! Я мастер искусства отрицания!

И я снова повторяю ему, отрицательно качая головой:

- Нет.

Мне плохо. Игра длится уже долго, но я это выдержу. Я всегда это выдерживал.

- Нет.

У меня клыки чуть выступают из ряда зубов. Они натирают мне высохшую даже изнутри верхнюю губу.

- Нет.

- Короче, хватит. Мне надоело. Хорош! - И Мишка снова усаживается прямо передо мной, скрестив руки на груди.

- Нет. - Я тоже сажусь на кровати.

Нет, Мишка, так игру не заканчивают. Скажи "сдаюсь" или играй со мной в "Нет!".

- Нет.

Он сжимает ладонями своё лицо, изображая преувеличенное горе. Красавец, тут спора...

- Нет!

- Слушай, а ты не спятил часом? А ну-ка, скажи "нет" как автомат.

А, это Вова, сидящий со мной на одной кровати, обеспокоился моим самочувствием. Но я не очень-то понимаю, чего ему от меня надо.

- Нет?

Я могу спросить только выражением лица или интонациями.

- Ну это... как автомат стреляет... несколько раз скажи...

А, понятно.

- Нет-нет-нет-нет-нет!

- Э-э-э... хех.

Я снова концентрируюсь на Мишке. Похоже, всё это ему и в самом деле надоело. Но зато он теперь абсолютно точно осознал смысл этой суровой, даже жестокой игры.

- Нет.

В физических столкновениях я никогда особого успеха не имел. Но это - дуэль силы воли, помогающая выяснить: кто сильнее уверен в своей правоте? кто дольше продержится?

- Нет.

- Ты меня достал! - зло говорит мне Майкл и опрокидывает очередной стакан водки. Не запивает, не закусывает, только сердито смотрит. И, наконец, решается сказать:

- Нет!

Ха, вот теперь идёт настоящее сражение. Сдавайся или играй со мной в игру.

- Нет.

- Нет!

- Нет.

- Нет!

Я уже потерял счёт времени, часов у меня нет. Я не собираюсь смотреть на мобильник, потому что я играю в:

- Нет.

- Нет!

- Нет.

- Нет!

- Нет.

- НЕТ!

Я сосредоточен теперь лишь на себе и игре. Ничего не вижу, ничего не слышу, говорю только "нет". Рот высох, глотка высохла, под языком всё болит. Но я обязан это выдержать!

- Нет.

- НЕТ!

- Нет.

- НЕТ!

- Нет.

- НЕТ!

- Не-е-ет, - насмешливо тяну я. Мой голос похож на карканье, но я одной интонацией могу поиздеваться над тобой, дружок. Я выдержу всё это и даже больше.

- НЕТ!

Мишка бесится, но играет. Ну а на кого жаловаться? Не я же первый начал.

Девушка, которую Майкл обнимал в начале вечера, принялась уговаривать нас. В основном, конечно, его:

- Ну вы что, дураки вообще?! Хватит, эй!

Но чья-то рука берёт её за локоть и отводит к двери. Кажется, парни начинают выставлять девушек из комнаты, чтобы они не мешали игре.

- Нет.

Такая игра могла появиться только в Царстве Шиповника, потому что мы вечно говорим "Нет!" всему остальному миру. Когда-то, в конце эпохи Алой Звезды, мы противопоставили силу своего "Нет!" Стране-О-Которой-Лучше-Промолчать и выиграли ту дуэль. Выиграю свою и я.

- Нет.

- НЕТ!

- Нет.

- Нет!

- Нет.

Я устал и снова ложусь на кровать. Губы слипаются, глотка отчаянно просит влаги. Но я всё равно играю, поскольку терять мне уже нечего. Я всё поставил на кон сегодня. И сейчас на свете существуют только я, мой противник, моё "нет" и мои мысли.

- Нет!

Это похоже на игру со Смертью. Каждый человек от самого рождения говорит Смерти "Нет!" Но если он скажет что-нибудь другое - то он проиграл.

- Нет.

- Нет!

- Нет.

- Нет!

- Нет.

- НЕТ!

- Нет.

- НЕТ!

- Нет.

- НЕТ!!

Смотрите, ребята, как доказывают свою правоту те, кто уверен в себе. В драке всё проще: удачный удар кулака и ты победил. Но ты не доказал, что прав, только то, что лучше дерёшься. А рискнёшь попытаться доказать свою правоту в состязании воли?

- Нет.

- НЕТ!!!

- Нет.

- НЕТ!!!

- Нет.

- НЕТ!!!

- Нет.

- Нет!

- Нет.

- Нет!

- Нет.

- НЕТ!

- Нет.

- НЕТ!

- Нет.

- НЕТ!

- Нет.

- НЕТ, ЧТОБ ТЕБЯ!

- Всё. Ты проиграл, Миш. А теперь... я хочу попить.

Но всё-таки не сдался, упрямец, только проиграл. Трудно это - сдаваться при всех. Почти так же трудно, как при всех извиняться. Позже он передо мной извинился. Ну а я, ясное дело, не стал лезть в бутылку и простил своего приятеля. Надеюсь, что этот случай его чему-то научил.

  Естественно, пьянка потом продолжилась и я чувствую, что навсегда остался в золотом фонде преданий этой общаги. Возможно, эту историю будут рассказывать первокурсникам во время первой проставы здесь. Дешёвой славы я никогда не искал, но всё равно с удовольствием думаю иногда об этом.

А ещё я так и не узнал, записывал Мишкин сосед на ноутбук нашу дуэль (которая, кстати, длилась почти три часа) или нет. Но проверять я не хочу. Если мне суждено стать звездой ютуба - пусть будет так. Лучше уж такая известность, чем вовсе никакой.

А ты выдержишь, если моё "нет" будет направлено против тебя?


Рецензии